Исследование личностных особенностей в процессе социализации детей в условиях детского дома 2
СОДЕРЖАНИЕ: ДИПЛОМНАЯ РАБОТА «Исследование личностных особенностей в процессе социализации детей в условиях детского дома» Выполнила: студентка группы Научные руководители:ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
«Исследование личностных особенностей в процессе социализации детей в условиях детского дома»
Выполнила: студентка группы
Научные руководители:
Уральск - 2007 г.
Содержание
Введение
Глава I. Теоретические основы исследования личностных особенностей в процессе социализации детей детских домов
1.1. Социально-педагогическая сущность социализации как целостного процесса формирования и совершенствования личности. Личность в процессе социализации
1.2. Семья как первичный институт формирования личностных особенностей и социализации. Социализирующие функции современной семьи
1.3. Особенности и тенденции личностного и социального развития детей в детском доме, как первичном институте социализации. Психолого-педагогические особенности личности ребенка, воспитывающегося в условиях детского дома
Общие выводы по главе I
Глава 11. Исследование условий и особенностей процесса социализации, а так же личностных особенностей детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома
2.1. Анализ опыта работы по организации учебно-воспитательного процесса детских домов на примере областного детского комплекса семейного типа «Жас даурен».
2.2. Система специальной работы по психолого-педагогической коррекции личности и мероприятиям по формированию жизненной направленности и социализированности выпускников детских домов
2.3. Эффективность работы по оптимизации процесса социализации и формированию личностных особенностей детей детских домов
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Создать детям условия для развития их задатков и
их культурного удовлетворения - главное направление
при решении социальных проблем детства.
С.Т. Шацкий
Актуальность исследования. Преобразования, происходящие в общественной жизни нашей страны, существенно меняют объективные условия социализации подрастающего поколения, и в особенности процесс социализации категории детей, оставшихся без попечения родителей, то есть детей - сирот, воспитывающихся в детских домах. Это требует научного осмысления, необходимого для учета новых реалий в построении процесса общественного воспитания. В связи с этим проблема социализации детей детских домов становится одной из приоритетных в современных психолого-педагогических исследованиях.
Проблемы детей-сирот стояли перед обществом всегда и, скорее всего, будут стоять в ближайшем будущем. Исследованием процесса социализации детей-сирот занимаются как зарубежные, так и отечественные педагоги и психологи. Дети, оставшиеся без попечения родителей есть в любом обществе: богатое оно или бедное, так как никто не застрахован от тех рисков, которые могут нас ожидать за следующим поворотом. Но в последнее время все чаще обращаются к детям-сиротам социальным или как иногда их называют в литературе «брошенные дети». Это дети, которые воспитываются в детских домах при живых родителях. Это дети, чьи родители отказались от их воспитания, забыли про них или не выполняют свою воспитательную функцию в правильном русле. Такие дети составляют основной контингент детских домов. Эти дети воспитываются в детском доме, воспитатели заменяют им и пап, и мам, в них проходит их начальный период жизни.
Современное состояние детских домов и те проблемы, с которыми сталкиваются их воспитанники при выходе из них, обращают на себя внимание очень многих специалистов. Причина этого кроется в том, что выпускники являются «чужими» в обществе после оставления ими детского дома. Они не чувствуют себя нормальными членами общества, не ощущают себя встроенными в нормальные социальные связи и взаимоотношения. Это является следствием их воспитания в детском учреждении, вырывания из привычной жизненной среды. Эти факты накладывают отпечаток на процесс социализации, который значительно отличается от того, который идет в семье. А значение процесса социализации в жизни человека очень велико.
Термин «социализация», несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди различных представителей наук [1, 133]. В общем, социализация понимается как процесс и результат становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, а также активного воспроизводства индивидом социального опыта и протекает как в условиях воспитания (в общественных и государственных организациях), т.е. целенаправленного формирования личности, так и под влиянием стихийного воздействия на развивающуюся личность различных, иногда противоположно направленных факторов общественного бытия.
Социализация подрастающего поколения, выступая универсальным фактором становления и развития каждой личности, с одной стороны, является непреложной частью социокультурной жизни, неотъемлемой функцией жизнедеятельности любого общества. Функциональная двойственность социализации определяет дуализм ее содержания. Последнее включает в себя формирование человека как индивидуальной личности, с одной стороны, и как член общества, с другой, а также выработку у него навыков (хороших и плохих) соотнесения и бесконфликтного сочетания обеих названных сторон в индивидуально и социально значимых ситуациях. Особое значение это имеет для детей детских домов, имеющих своеобразные (ограниченные) условия протекания процесса социализации.
Процесс становления ребенка полноправным участником современных ему общественных отношений всегда находил свое отражение в педагогике, а также исследованиях по социальной психологии, социологии воспитания и социальной педагогике. Те или иные аспекты проблемы рассматривались в разное время в работах К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, А.Г. Асмолова, Л.П. Буевой, Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.И. Леонтьева, А.В. Мудрика и др. специалистов.
Интенсивная разработка теоретических аспектов проблемы социализации личности, развернувшаяся в советской философии, социологии, социальной педагогике и социальной психологии в 70-е годы (Э.А. Домбровский, В.С. Марков, Л.М. Снежко, Э.В. Соколов и др.) и получившая свое продолжение в 80-е годы (Т.А. Гаврилова, О.Ф. Морозова, В.В. Москаленко, В.Я. Силе, Л.К. Синцова, Л.Ф. Филиппова и др.), способствовали активному обращению к зарубежным исследованиям в этой области, в том числе и отечественных ученых-педагогов (Л.Б. Боярская, Б.Л. Вульфсон, Е.Г. Гребенюк, Р.Г. Гурова, З.А. Малькова, Э.С. Панасенко, В.Я. Пилиповский, Т.Ф. Яркина и др.).
Исторический приоритет в изучении социализации принадлежит западным научным школам, чей стаж исследований в названном направлении исчисляется с конца Х1Х века (Ф.Х. Гиддингс, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, Г. Тард и др.), тогда как в отечественной научной литературе советского периода вплоть до рубежа 60-х - 70-х годов, когда были предприняты первые попытки объективного анализа вопроса (Н.В. Андреенкова, П.С. Лебедев, Ю.А. Левада, В.С. Мерлин, Б.Д. Прагин и др.), сам термин «социализация» использовался исключительно ради его критики.
Современный этап развития нашего общества, происходящие изменения в мировом сообществе требуют расширения и углубления исследований социализации подрастающего поколения, в том числе особой категории детей - детей-сирот, так как его изучение и осмысление необходимо для решения проблем, возникающих в нашей стране в данной научной области.
Исходя из вышеизложенного - социально-педагогической актуальности проблемы исследования процесса социализации подрастающего поколения, в особенности детей детских домов, ее недостаточная разработанность в отечественной педагогике - позволили определить тему : «Исследование особенностей процесса социализации детей-сирот в условиях детского дома ».
Объектом исследования является современное состояние социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В качестве предмета выступают тенденции и особенности процесса социализации детей детских домов в современном образовательном пространстве.
Целью исследования является выявление и характеристика социально-педагогической сущности тенденций процесса социализации детей детских домов в современном образовательном процессе.
В качестве гипотезы были взяты следующие предположения: если в детском доме семейного типа будет целостно организован педагогический процесс и проведена комплексная психолого-педагогическая коррекционная работа, то это будет способствовать достижению воспитанниками равного с детьми из полноценных семей возрастного уровня общего и умственного развития, формированию активной позиции как субъекта социализации.
В соответствии с объектом, предметом и целью были определены следующие исследовательские задачи:
- охарактеризовать современные тенденции развития детей в детских домах, являющихся для них первичным институтом социализации;
- показать основные направления развития современной формы воспитания детей лишенных родителей, на примере детского дома семейного типа;
- проанализировать направления интеграции других социализирующих влияний на детей в детских домах семейного типа;
- разработать модель организации педагогического процесса в комплексе с психолого-педагогической коррекции в условиях детского дома;
- разработать научно-методические рекомендации по организации педагогического процесса для создания условий оптимальной социализации и интеграции в общество выпускников детских домов.
Для решения поставленных задач использовалась совокупность методов:
- теоретический анализ философской, психолого-педагогической и др. литературных источников, сравнительно-сопоставительный и историко-генетический методы;
- системный подход к оценке результатов теоретического анализа, метод восхождения от абстрактного к конкретному, синтез теоретического и эмпирического материала, метод содержательного обобщения, логико-эвристическая разработка решений, вероятностное прогнозирование, прогностическое моделирование, мысленный эксперимент;
- непосредственное изучение особенностей процесса социализации детей детских домов, где использовались психодиагностические методы (тестирование, анкетирование, интервьюирование и беседа), метод интроспективного анализа, экспертных оценок, изучение педагогической документации, педагогического опыта, анализ продуктов деятельности, исследовательский поиск, опытно-педагогическая работа с элементами констатирующего и формирующего экспериментов, метод обработки данных (статистические, графическое изображение результатов и другое).
Методологической основой исследования стали положения об активности личности ребенка и о социальной детерминированности ее развития, о социализации как социокультурном процессе, о конкретно-историческом характере воспитания в отечественных детских домах, о детерминированности развития личности содержанием и способами ее жизнедеятельности в ограниченном пространстве.
Теоретической основой исследования стали разработанные в науке концепции социализации (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.В. Мудрик, В.С. Мухина, А.В. Петровский), теории взаимодействия личности и социальной среды (Л.И. Божович, В.Г. Бочаров, Р.Т. Гурова, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Л.И. Новикова, В.Д. Семенов, С.Т. Шацкий и др.), работы специалистов, посвященные проблемам социализации и адаптации воспитанников детских домов (А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Л.Н. Галагузова, М.И. Лисина, В.И. Дубровина, Э.А. Минкова, Е.Г. Трошихина, В.С. Мухина, И.А. Яковлева, В.И. Тимашков, С.А. Левин и др.), разработки педагогических аспектов всестороннего обучения и воспитания школьников в учебно-воспитательных учреждениях различного типа, в том числе и учреждениях для детей-сирот, представленные в работах известных казахстанских просветителей и ученых Ж. Аймаутова, А. Байтурсынова, М. Жумабаева, Р.Г. Лемберг, А.С. Имангалиева, К.Б. Жарикбаева, К.Ж. Кожахметовой, К.Б. Сейталиева, М.Х. Балтабаева, С.А. Узакбаевой, Л.И. Керимова, А.Г. Казмагамбетова, А.А. Бейсенбаевой, Н.Н. Хан, Т.С. Сабырова, Г.А. Уманова, Р.М. Коянбаева и многих других, а также государственные документы и программы, касающиеся защиты детства и материнства.
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные в нем данные и сделанные на их основе выводы, могут стать основой как для дальнейшего изучения проблемы социализации детей детских домов, так и для осмысления и прогнозирования процесса социализации детей после окончания детского дома; выявление в исследовании тенденций процесса социализации детей детских домов могут оказаться полезными при планировании политики в области воспитания детей детских домов на государственном уровне; материалы и выводы исследования могут быть использованы в качестве основы для создания спецкурсов и отдельных специальных предметов для педагогических вузов и системы переподготовки кадров.
Достоверность исследования обеспечивается его опорой на современные педагогические и социально-психологические концепции взаимодействия личности и общества, самоценности личности и ее активности как условия развития общества и самой личности; использованием комплекса научных методов, адекватных природе объекта исследования и его задачам; привлечением широкого круга литературных источников; непосредственное изучение процесса социализации детей в реальных условиях.
База для проведения исследований : областной детский комплекс семейного типа «Жас даурен» г. Уральска.
Глава I. Теоретические основы исследования проблемы социализации детей детских домов.
1. 1. Социально-педагогическая сущность социализации как целостного процесса формирования и совершенствования личности. Человек в процессе социализации.
Особенностью живого ума является то,
что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом
долго размышлять и много понять.
Дж. Бруно
Человек, по своей сути, всегда есть и будет существом социальным, которое с первых дней своего существования окружено и включено во взаимодействие с другими людьми. В ходе этого взаимодействия усвоение человеком социального опыта происходит не пассивно, а активно, в процессе сначала совместной деятельности с взрослым, затем в процессе активной деятельности самого ребенка - общения, предметной, игровой, учебной, трудовой и других видов практической деятельности [2, 5]. Как утверждает М. Монтессори: «Начало развития лежит внутри. Ребенок растет не потому что он дышит, не потому что он находится в благоприятных условиях температуры: он растет потому, что заложенная в нем потенциально жизнь, развивается и проявляется, потому, что он плодотворное зерно, из которого зародилась его жизнь и развивается повинуясь биологическим законам, предначертанным наследственностью» [3, 382].
Итак, человек представляет собой целостное единство биологического (организменного), психологического и социального уровней, которые формируются из двух: природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного (А.Г. Спирин)[4, 457]. С самого начала своей жизни человек включен в социальные взаимодействия, где свойства личности зависят от социальной ситуации, ее образа жизни, деятельности и общения [5, 66]. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того как научится говорит. В процессе социального взаимодействия человек приобретает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью личности. Так в одной из своих ранних работ А. Гезелл писал: «Потенциал развития зависит в основном от врожденных моментов, но структура личности почти нацело определяется теми социальными условиями, в которых развивается юная психика» [6, 17].
Развитие личности можно рассмотреть как прогрессивное преобразование данного организма по мере того, как он справляется с новыми ситуациями [7, 111-143].Формирование личности ребенка представляет единый процесс, в котором деятельность ребенка происходит в системах «ребенок - общественный предмет» и «ребенок - общественный взрослый» [8, 489]. Также при рассмотрении личности человека имеют ввиду и такие ее свойства, которые могут быть описаны в социальных или социально-психологических терминах, где психологическое берется в его социальной обусловленности и наполненности (А.Г. Спирин)[4, 454].
С точки зрения педагогики социализация не может рассматриваться как простое, механическое отражение личностью непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно, так как одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются, по-разному переживаются различными личностями. Поэтому личностью индивид становится в процессе освоения социальных функций и развития самосознания, т.е. осознания своей самотождественности и неповторимости как субъекта деятельности и индивидуальности, но именно в качестве члена общества [9, 144]. Так, Э. Эриксон отмечает, что социальное влияние не противоречит природе ребенка, его жизненным импульсам, он подчеркивает гармоничность психобиологических и социальных факторов в личностном развитии ребенка [10, 12].
Обращение к проблематике социализации началось за долго до появления соответствующего термина. Вопрос о том, каким образом человек становится компетентным членом общества, всегда был в центре внимания философов, писателей, авторов мемуаров (В.И. Петрищев) [11, 10].
В современной научной литературе нет однозначного определения понятия «социализация». Поэтому необходимо для различно-аспектного и всестороннего видинья процесса социализации рассмотреть определения, данные в философских, социологических, психологических словарях и определения ученых-исследователей, занимающихся данной проблематикой.
В философских энциклопедиях в широком смысле слова термин «социализация» используется для обозначения процесса, «в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе» [12, 66].
В других философских энциклопедиях социализация рассматривается как процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества [13, 603].
В социологии социализация - есть сложное научное понятие, подразумевающее процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит [14].
Отечественный социолог А.Н. Тесленко дает другое определение понятию «социализация» - это самое широкое понятие в становлении личности, оно предполагает не столько сознательное усвоение готовых форм и способов социальной жизни (в отличии от воспитания), сколько выработку собственных ценностных ориентаций, своего стиля поведения, позволяющих человеку самореализовываться как личности [15, 95].
В социальной психологии социализация в специальном смысле слова является чрезвычайно важным для общества в целом и различных групп социальным процессом. Он осуществляется с помощью социальных механизмов, обеспечивающих достижение общественных и групповых целей[16, 36-37].
В социальной психологии дается и более сжатое определение социализации - это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта [17, 241-242].
Так, в психологическом словаре В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова социализация (от латинского socialis - общественный) - это процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. Под социализацией следует понимать весь многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений [18, 364].