Исследование ценностных ориентации старшеклассников: содержание, сущность, основные цели

СОДЕРЖАНИЕ: Рассмотрены ценностные ориентации человеческой жизни. Результаты, полученные в ходе аналогичного исследования, могут быть использованы в образовательной практике, при формировании спецкурсов, постановке целей развивающих программ.

А. В. Атаманчук, А. Н. Бобров, лицей-интернат СевКавГТУ для одаренных детей Ставропольского края

Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последние десятилетия, направлены на использование личностно-ориентированных образовательных технологий. В связи с этим изменилось отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности. Постепенно в общественном сознании начинает формироваться понимание того, что переход в век наукоемких технологий невозможен без умножения интеллектуального потенциала страны.

Это, в свою очередь, привело к существенному усилению интереса к фундаментальным научным разработкам, направленным на выявление психологических закономерностей и механизмов развития одаренности, а также к практико-ориентированным исследованиям, их апробации и внедрению разрабатываемых методов поиска, обучения и развития одаренных детей. Однако при их реализации нередко возникают как психологические, так и педагогические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, множеством противоречивых теоретических подходов и методов, вариативностью современного образования.

Как известно, одаренность имеет культурные детерминанты. Соответственно культурный аспект «одаренности» в довузовском образовании должен играть одну из главных ролей в становлении духовно-нравственной личности, способной к непрерывному образованию, саморазвитию, самоактуализации.

В этой связи возрастает актуальность изучения ценностных ориентации подрастающего поколения, обусловленная потребностями образовательной сферы в научно обоснованных подходах к формированию всесторонне развитой личности.

Ценностные ориентации мы рассматриваем как смыслообразующую основу человеческой жизни, обозначающую для личности все то, что затрагивает ее как субъект: сознание и самосознание, целеполагание, избирательность и свободу, т. е. ценностные ориентации выражают внутренний мир личности. Являясь отражением представлений индивида о ближних и дальних целях, ценностные ориентации характеризуют субъектно-объективные отношения к окружающей среде, совершаемой или планируемой деятельности [2].

В рамках научного исследования нами проведена диагностика ценностных ориентации старшеклассников по методике М. Роккича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Было протестировано 54 учащихся 11-тых и 10-тых классов лицея-интерната СевКавГТУ для одаренных детей Ставропольского края.

Ценностные ориентации М. Роккич подразделяет на терминальные и инструментальные. Терминальные ценности, согласно классификации Роккича, подразделяются на:

1) любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

2) активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

3) наличие хороших и верных друзей;

4) здоровье (физическое и психическое);

5) уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). Инструментальные:

1) твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

2) независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

3) образованность (широта знаний, высокая общая культура);

4) честность (правдивость, искренность);

5) ответственность (чувство долга, умение держать свое слово).

Испытуемым предлагалось проранжировать список ценностей, причем таким образом, чтобы на первое место стала наиболее значимая и важная в их жизни. Далее на второе, третье и до восемнадцатого проставлялись ценности по убыванию значимости.

Возможны различные подходы по способу подсчета групповой оценки выраженности той или иной ценности. Один из них - определение среднего значения по каждой ценности, в результате чего мы получаем сглаженную оценку рангов (всегда величина положительная).

Другой способ получения итогового ранга по группе - отдельный подсчет числа случаев, когда та или иная ценность занимает крайние позиции, то есть пять первых позиций при ранжировании и пять последних с четырнадцатого места по восемнадцатое. После получения этих двух значений (количество случаев, в которых ценность выходила на первые места и сколько раз была среди замыкающих список) вычитаем из первого последнее. В результате получается более резкая картина без учета средних значений и итоговый ранг ценности может принимать как положительное, так и отрицательное значение (в случае, когда ценность чаще ставится на последние позиции списка).

Рассматривая оба этих способа подсчета необходимо отметить, что в первом случае значимость определяется по убыванию значения - самое низкое значение отражает наибольшую значимость. Во втором же случае наибольшая положительная величина отражает максимальную значимость.

Таким образом, оценка может вестись по двум направлениям, каждое из которых отражает самостоятельный метод подсчета итоговых рангов. С целью более точного понимания динамики этих показателей мы рассчитали коэффициент корреляции между двумя наборами итоговых рангов, полученных первым и вторым способами, равный -0,99, что отражает практически полную согласованность изменений этих параметров. Из чего следует вывод, что возможно с одинаковой точностью и достоверностью использовать оба способа подведения результатов. Мы в своем исследовании применяли второй показатель как основной.

В результате обобщения по терминальным ценностям можно выделить пять, занимающих ведущие позиции при ранжировании в группе подростков с признаками одаренности:

1) любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

2) активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

3) наличие хороших и верных друзей;

4) здоровье (физическое и психическое);

5) уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). Первая пятерка отражает как сферу духовных переживаний, так социальные отношения и физиологическое самочувствие. Для подросткового возраста особо ценно взаимопонимание со сверстниками, ярко выражена потребность в поиске душевной привязанности и принятии своих чувств.

Потребность в сопереживании, самораскрытии, поддержке, общих интересах отражается также и в желании окружить себя верными друзьями. Позиции 1 и 3 данного списка схожи между собой: они показывают стремление личности к другим людям, поиску глубоких чувств и переживаний, самораскрытию.

Одной из значимых ценностей, прививаемых в условиях образовательного процесса, является активная жизненная позиция. Исследованием определено, что большинство старшеклассников изучаемой группы придает ведущее значение указанной ценности. Это говорит о том, что такая позиция принимается ими, и в собственной жизни они ориентируются на ее реализацию, что отражается в высказываниях типа: «необходимо крутиться, не стоять на месте», «от самого человека зависит то, чего он достигнет»...

Активная жизненная позиция в свою очередь перекликается с ценностью «уверенность в себе». Это позиции взаимосвязанные, что объясняет факт того, что обе эти ценности вошли в лидирующую пятерку.

В первую пятерку по группе также включена ценность здоровья, физического самочувствия, она занимает четвертое место в ряду итоговых рангов.

Рассмотрим другую группу ценностей: инструментальные. Так же, как и в случае с терминальными ценностями, мы предлагаем проанализировать первую пятерку факторов по степени выраженности:

1) твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

2) независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

3) образованность (широта знаний, высокая общая культура);

4) честность (правдивость, искренность);

5) ответственность (чувство долга, умение держать свое слово).

Инструментальные ценности можно описать как способы для достижения терминальных, как пути, которые использует личность для достижения поставленных целей, черты своего характера, формирование которых ведет к достижению успеха и самореализации.

Тем не менее необходимо отметить, что недостаточно оценивается значимость таких факторов, как «счастье других людей», «красота природы», «творчество». Интересны еще два параметра, вошедшие в последнюю пятерку по значимости в терминальных ценностях: «развлечение» и «общественное признание».

Можно говорить, что при оценке собственной жизни подростки с признаками одаренности уделяют мало времени развлечениям и необременительному времяпрепровождению. Возможно, в данном аспекте рассматривается целесообразность активности, заложенная в формулировке ценности, нежели полное отрицание значимости развлечений.

Вторая из рассматриваемых позиций - «признание окружающих» - занимает также низкое положение в ряду рангов, что отчасти может говорить о том, что в своей деятельности представители исследуемой группы ориентируются на внутреннюю потребность (что подтверждается в других проведенных методиках) и на интерес к выполняемой деятельности, нежели на одобрение со стороны других.

Если анализировать отдельно ответы юношей и девушек, то они схожи в области терминальных (базовых) ценностей, но разнятся в средствах их достижения. Лидируют следующие базовые ценности: свобода, здоровье - у юношей, активная деятельная жизнь, любовь - у девушек, и те, и другие выделяют необходимость хороших и верных друзей. Первую тройку инструментальных ценностей составляют воля, образованность и рационализм - у юношей, честность, жизнерадостность, воля - у девушек.

Мы усложнили схему эксперимента. По каждой из выделенных ценностей задано по три дополнительных вопроса:

1. Насколько Вас волнует данная ценность (дискрипторы от «не волнует» до «я часто задумываюсь») ?

2. Насколько данная потребность реализуется в Вашей жизни относительно других в Вашем классе (дискрипторы от «гораздо меньше, чем у других» до «гораздо больше, чем у других»)?

3. Каковы изменения за последний год (дискрипторы от «стало значительно слабее» до «стало значительно выраженнее»)?

Использовалась пятиступенчатая система дискрипторов.

На наш взгляд, такое расширение эксперимента показывает не просто то, какая ценность выходит на то или иное место, а помогает объяснить, почему это происходит с позиции значимости, выраженности и динамики.

Если оценивать общую динамику ценностей, то большинство респондентов отмечает существенное возрастание за последний год выраженности таких ценностей, как любовь, познание, продуктивная жизнь, и отдают предпочтение инструментальным ценностям: терпимость к взглядам и мнениям других, жизнерадостность, чувство юмора, образованность. Отмечается отрицательная динамика ощущения собственной материальной обеспеченности. Менее выраженной за последний год стала честность, что объясняется необходимостью приспособляемости.

Респонденты отмечают, что по сравнению с окружающими, у них менее всего выражена материальная обеспеченность жизни, и к тому же у них отсутствуют высокие запросы. Богатство большинства заключается в наличии хороших и верных друзей.

Достаточно часто респондентов волнует тема развлечений, напомним, что по общему ранжированию ценностей развлечения отодвигались на последние места. Такое распределение может быть объяснено противоречиями между реально сложившейся картиной, в которой развлечениям уделяется мало времени, и представленностью в сознании, где важность развлечений достаточно высока.

При ответе на вопрос о том, насколько часто Вас волнует та или иная проблема, на последние места вышли материальная обеспеченность и семейная жизнь.

Особенность проведенного исследования заключается в анализе структуры ценностных ориентации на уникальной выборке: группе одаренных старшеклассников. Предложена модернизированная схема эксперимента, которая расширяет возможности и глубину анализа по данной методике. Результаты, полученные в ходе аналитического исследования, могут быть использованы в образовательной практике, при формировании спецкурсов, постановке целей развивающих программ, при проведении психологической и воспитательной работы.

Список литературы

1. Битуева А. В. Особенности структурного строения ценностных ориентации//CREDO-2000. №3.

2. Вилъданова Ф. 3. Образовательное пространство как источник саморазвития личности студентов //Прикладная психология. 2002. №5-6.

Скачать архив с текстом документа