История древнерусской культуры 16-17 века
СОДЕРЖАНИЕ: В XVI в завершается формирование великорусской народности. В русских землях, вошедших в состав единой державы, все больше общего обнаруживалось в языке, быте, нравах, обычаях и т п в XVI в ощутимее, чем прежде, проявлялись светские элементы в культуре 2182 |
История |
История древнерусской культуры 16-17 века |
Реферат |
10 |
2008 |
599 |
Координаты: электронная почта acher@wiseowl.ru, ancher77@mail.ru
Icq 170552870
Содержание
2. Просвещение и научные знания. 3
3. Летописание и литература. 5
Введение
В XVI в. завершается формирование великорусской народности. В русских землях, вошедших в состав единой державы, все больше общего обнаруживалось в языке, быте, нравах, обычаях и т.п. В XVI в. ощутимее, чем прежде, проявлялись светские элементы в культуре.
XVII век явился веком потрясений и огромных изменений в России. Это век смуты, восстаний, появления самозванца, вторжения иноземцев, но вместе с тем век прославлен необыкновенной стойкостью и способностью русского народа к возрождению. Многочисленные потрясения России в начале XVII в., ее вступление в эпоху Нового времени сказалось и на культуре, главной особенностью которой стал отход от церковной каноничности. Во всех областях культуры шла борьба между старыми церковными и новыми светскими формами, которые постепенно побеждали, что привело к дальнейшему усилению реалистических тенденций в искусстве.
Целью данной работы является рассмотрение особенностей древнерусской культуры XVI – XVII века.
Заключение
В древнерусской период заметны несколько тенденций в развитии культуры.
Происходит дифференциация культуры — появляются новые отрасли, жанры, формы, произведения.
Огромное значение для развития просвещения имело книгопечатание. Появились первые учебники. Грамотность была распространена среди духовенства, дворянства, купечества, горожан вообще. В литературе появился новый жанр — сатирическая светская повесть о жизни и быте общества. В XVII в. в архитектуре утвердился русский национальный стиль — шатровый. При сохранении ведущей роли церкви нарастает процесс обмирщения культуры, усиления в ней светских элементов.
Наряду с храмовым зодчеством получило распространение частное каменное строительство, которое могли себе позволить князья, купцы, бояре. В частных и монастырских школах изучали грамматику, арифметику, церковные книги. Появляется и усиливается западное влияние, вестернизация в культурной сфере.
В 1687 г. в Москве появилось первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия. Сохраняется и усиливается огосударствление культуры, подчинение ее государству, в том числе и через церковь, также подконтрольную государству.
Список литературы
1. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 2002.
2. Данилевский И.Н., Андреев И.Л., Кириллов И.И. «История России» С древнейших времён до начала XX века, 10 кл.: Учеб. для общеобразоват. Учреждений. Под ред. И.Н. Данилевского, О.В. Воробуева. - М.: Мнемозина, 2007.
3. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. Теоретический очерк: Учебник. - М., 2004.
4. Кондаков И.В. Культура России. - М., 1999.
5. Культура и история. Славянский мир / Ред. И.И.Свирида. - М., 2003.
6. Петрухин В.Я. Из истории русской культуры. Т. 1. Древняя Русь / - М.: Яз. рус. культуры, 2000.