История европейского образования. Становление и развитие гуманистической педагогики
СОДЕРЖАНИЕ: В развитие педагогического сознания эпохи Возрождения, гуманистической педагогики наибольший вклад внесли следующие деятели: А. Данте, Петрарка, Витторино да-Фельтре, К. Салютати, Л.А. Бруни, П.П. Верджерио.Меньшиков В. М.
Определяющее значение для развития образования в этот период имели идеи гуманизма и гуманистической педагогики. В развитие педагогического сознания эпохи Возрождения, гуманистической педагогики наибольший вклад внесли следующие деятели: А. Данте, Петрарка, Витторино да-Фельтре, К. Салютати, Л.А. Бруни, П.П. Верджерио, Э.С. Пикколомини, М. Фичино, Б. Кастильоне, Т. Мор, Э. Роттердамский, Х.Л. Вивес, Ф. Рабле, М. Лютер, Ф. Меланхтон, М. Монтень, Т. Кампанелла, Ф. Бэкон и др.
Алигьери Данте (1261–1321). Его творчество открывает эпоху Возрождения и новую эпоху в образовании. Данте не только реабилитирует древнюю культуру, но и показывает ее высокое воспитательное и духовное значение. Он утверждает в общественном сознании огромное значение образования в личном развитии, в личной жизни человека, в жизни общества.
Франческо Петрарка (1304–1374). Он считается первым гуманистом Европы. Ф. Петрарка первым в Европе осознал противоположность древней и средневековой культуры, древнего и средневекового образования и как альтернативу выдвинул требование энциклопедического образования, сердцевину которого должна была составлять древняя классическая культура. Он же утверждал первостепенную роль древней культуры не только в образовании, но и в воспитании, а также приоритет самообразования над образованием. Благодаря огромной переписке, исчисляемой сотнями писем, иногда представляющими научные трактаты, он стал источником и центром гуманизма в Европе. Его деятельность во многом способствовала творчеству других гуманистов, создавших новые формы образования.
Витторино да-Фельтре (1376–1446). Его педагогика, представленная в созданной им школе и ставшая выражением эпохи гуманизма и гуманистического образования, была ориентиром для многих гуманистов в их теоретических и практических педагогических поисках.
Колюччо Салютати (1331–1404). Видный деятель итальянского Возрождения. Велик его вклад в разработку идеологии нового, гуманистического образования. Достаточно сказать, что именно он ввел само понятие «гуманистическое образование». В основу этого образования он предложил положить древнегреческую и латинскую культуру. Салютати же разрабатывает основы нового содержания образования. Ему удалось по-новому осмыслить развитие человека и роль воспитания и образования в его развитии. С его точки зрения, хорошо воспитанный человек – это человек, получивший гуманистическое образование. Затем эту точку зрения будут разделять многие гуманисты.
Леонардо Аретино Бруни (1370–1444). Продолжил дело своего учителя К. Салютати – развитие гуманистической культуры и образования. Одним из первых В гуманистической педагогике обратился к проблеме женского образования.
Пьетро Паоло Верджерио (1370–1444). Автор первого специального педагогического гуманистического трактата «О благородных нравах и свободных науках». В своем трактате он изложил цели, содержание, формы и методы гуманистического воспитания и образования, обосновал их принципы и организацию.
Энео Сильвио Пикколомини (1405–1464). Крупнейший гуманист и ученый. Видный деятель католической церкви, в 1558 году он становится Папой под именем Пий XII. Много сделал для развития гуманистического образования, в частности, создал Базельский университет. Как теоретик педагогики известен своим сочинением «Письмо Владиславу, королю Богемскому и Венгерскому». В нем он изложил свою концепцию гуманистического воспитания и образования, которая предусматривала высокий уровень физического, нравственного и умственного воспитания. В основу умственного воспитания предлагал положить древнюю классическую культуру.
Марсилио Фичино (1433–1499). Крупнейший философ Возрождения и создатель Платоновской академии во Флоренции, которая объединила вокруг себя гуманистов со всей Европы.
Бальдассаре Кастильоне (1478–1529). Автор воспитательного трактата «О придворном», в котором он показал образ идеального аристократа. По мнению Б. Кастильоне, аристократ должен не только получить совершенное физическое и умственное воспитание, но и выработать безупречные манеры.
Томас Мор (1776–1535). Один из самых известных гуманистов Европы. Его книга «Утопия» стала широко известна в педагогике. В этой книге содержатся идеи, которые затем составили целые направления педагогических поисков: единство воспитания и жизни, непрерывность воспитания и образования в течение всей жизни человека; включение труда в качестве важнейшего компонента всего воспитания; гармоничное сочетание всех сторон воспитания; равноправие полов в получении образования.
Эразм Роттердамский (1466/69–1536). Величайший деятель гуманизма и гуманистической педагогики. Его педагогическое наследие анализируется в нашей книге. Известен как автор философских и теологических произведений, научных и политических трактатов, художественных литературных сочинений: прозы и стихотворений, переводов и комментариев, а также учебников, наставлений и теоретических трудов по педагогике.
Учебники Эразма Роттердамского по латинскому языку сохранялись в школе на протяжении веков. На многие европейские языки была переведена его «Книжица о приличии детских нравов», в которой он изложил правила поведения ребенка. Большую известность получила книга «Воспитание христианского государя». В ней Э. Роттердамский изложил свой взгляд на воспитание будущего правителя, который должен был получить общее образование (знать языки, искусства и науки) и специальную подготовку (знать свою страну, ее географию, историю, экономику, обычаи и традиции, уметь осуществлять мирную внешнюю и внутреннюю политику и т. д.), а главное – он должен быть истинным христианином и глубоко нравственным человеком.
Еще большей известностью пользовалась его книга «О раннем и достойном воспитании детей», в которой он рассмотрел развитие ребенка в первые годы его жизни и раскрыл условия его правильного воспитания.
Эразм Роттердамский выступил подлинным воспитателем всей, по крайней мере образованной, Европы: воспитателем детей и взрослых, простых граждан и государей, семей и народов. Он оказал огромное воздействие на воспитание и образование, идеологически и философски обосновав гуманистическое воспитание и классическое образование.
Хуан Луис Вивес (1492–1540). Величайший деятель гуманизма. Автор многих сочинений по философии и теологии. Выступал против схоластики в защиту опытного познания. Из педагогических работ наибольшей известностью пользуются его трактаты «Путеводитель к премудрости», «Воспитание христианской женщины», «Об обучении наукам или христианском обучении». Первый трактат посвящен самовоспитанию человека. Во втором Вивес дает основы женского воспитания: главное внимание должно быть уделено духовному и нравственному воспитанию, затем трудовому воспитанию, в меньшей степени умственному. Достаточно, если женщина научится писать и читать духовную и нравственную литературу. Правильно воспитанная женщина сможет правильно воспитывать своих детей.
В третьей книге Вивес разработал целостную систему образования. В ней описаны все стороны образования, начиная от начальной школы до высшей. Вивес предлагает обширнейший список предметов, начиная с родного языка и заканчивая Библией, которые должен изучать ученик. При этом по каждому предмету он дает списки, включающие все имеющиеся тогда работы по наукам и искусствам, начиная с древних времен. Кроме того, он дает методику преподавания и учения по каждому предмету.
Франсуа Рабле (1483–1553). Автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль», в котором он подверг самой беспощадной критике систему средневекового, схоластического образования, предложив систему всестороннего универсального гуманистического образования, включающую в себя умственное, нравственное, эстетическое, физическое и трудовое воспитание.
Мартин Лютер (1479–1546). Духовный вождь немецкой реформации. Он оказал воздействие на всю духовную и культурную жизнь Германии, в том числе на воспитание и образование. Свои педагогические взгляды изложил в посланиях «К христианскому дворянству» (1520 г.); «К бургомистрам и членам городских советов всех городов Германии» (1524 г.); «Проповеди о том, что детей надо посылать в школы» (1530 г.). Его идеи и его деятельность оказали определяющее влияние на развитие всех учебных заведений Германии, от народных школ до университетов.
Филипп Меланхтон (1496–1560). Выдающаяся деятельность Меланхтона в области образования и воспитания принесла ему всеобщую известность и почетное звание «Наставник Германии». В образовании он, как и Лютер, стремился соединить идеи христианства с идеями гуманизма. Много сделал для реформирования немецкой гимназии и университета, разработал основы новых учебных предметов, написал ряд учебников для ученых школ и университетов, подготовил тысячи преподавателей для университетов и ученых школ (гимназий) Германии.
Игнатий Лойола (1491–1556). Основатель ордена иезуитов, много сделал для развития образования в Западной Европе. В сочинении «Духовные упражнения» изложил систему иезуитского воспитания. Создатель иезуитских колледжей.
Мишель Монтень (1533–1592). Один из последних гуманистов Возрождения. Автор огромного трактата «Опыты». Много внимания в своем трактате уделяет воспитанию. В основе его концепции воспитания лежит идея, что воспитание должно готовить к жизни, a не снабжать учащихся суммой непригодных для практики знаний. Поэтому основными должны быть те предметы, которые учат жизни. К таковым Монтень относил философию и естественные науки, физическое воспитание. Что же касается других предметов, то их следует изучать намного меньше. С точки зрения Монтеня, нужно изучать живые иностранные языки и можно вовсе не изучать языки классические, поскольку они почти не нужны в практической жизни. Тем самым Монтень обосновал идею отказа от гуманистического образования и предложил концепцию нового, жизненного, реального обучения. Решительно выступал против физических наказаний детей в школе.
Френсис Бэкон (1561–1626). Великий английский философ. В трактатах он излагает свои взгляды на образование и воспитание, где раскрывает их содержание, формы и методы. Основное внимание при этом Бэкон советует обращать на воспитание и дает советы, как правильно его построить. Главное средство правильного воспитания, по Бэкону, – совершение хороших дел.
Томазо Кампанелла (1568–1639). Автор трактата «Город Солнца», в котором разработал концепцию идеального устройства государства. Большое внимание в своем трактате Кампанелла уделял вопросам воспитания и образования. Он предлагает универсальное содержание образования для юных граждан своего государства и оригинальные формы и методы их обучения – большая часть предметов должна изучаться с помощью наглядных средств и на практических занятиях. В государстве Кампанеллы отводится одинаковое место всем сторонам воспитания: умственному, физическому и военному, трудовому, эстетическому, нравственному.
Итак, мы очертили круг главных имен и фонд идей, составляющих в своей совокупности педагогику, названную впоследствии гуманистической. Важнейшей заслугой педагогов-гуманистов стало то, что в рамках гуманистического движения педагогика в определенной мере сложилась в автономную науку о воспитании – в это время появились специальные педагогические трактаты о воспитании П.П. Верджерио, Э. Роттердамского, Х.Л. Вивеса и др. Гуманистическое понимание воспитания, исходящее из представлений о развитии ребенка как свободного индивида, существенно отличалось от средневекового, теологического объяснения воспитания, что позволило совершенно иначе построить образование и воспитание в эпоху Возрождения.
В трудах педагогов-гуманистов были заложены многие принципы, ставшие основой создания не только классического образования, но и современной педагогики: утверждение в обществе убеждения о решающей роли образования в воспитании человека – с этого времени образованный человек стал фактически ассоциироваться с воспитанным человеком; выдвижение новых целей воспитания – формирование свободного, универсально развитого индивида; новое обоснование принципа организации образования в соответствии с природой ребенка; учет детского возраста как решающего условия правильного воспитания. Ими были обоснованы идеи замены средневекового содержания образования, прежде всего в среднем и высшем звене, классической культурой; создания принципиально новых учебно-воспитательских учреждений: семейных школ, кружков и академий, мастерских художников и т.д.; построения кардинально новых форм воспитания и обучения, например такой формы, как урок, что позволило разработать классно-урочную систему обучения, и целого набора новых методов воспитания и обучения, направленных на развитие самостоятельности и творческих способностей ребенка.