История нотариата
СОДЕРЖАНИЕ: Семинар по дисциплине «Нотариат» На тему: История нотариата. Возникновение и развитие нотариата в России в период до 1917 г. Коренная перестройка нотариата была проведена в ходе реформ Александра II, охвативших все сферы государственной жизни России и затронувших организацию публичной деятельности лиц, занимавшихся совершением различного рода актов.
Семинар по дисциплине
«Нотариат»
На тему:
История нотариата.
Возникновение и развитие нотариата в России в период до 1917 г.
Коренная перестройка нотариата была проведена в ходе реформ Александра II, охвативших все сферы государственной жизни России и затронувших организацию публичной деятельности лиц, занимавшихся совершением различного рода актов.
Во второй половине XIX в. развитие российского нотариата было тесно связано с судебной реформой 1864 г. В апреле 1866 г. с принятием Временного положения о нотариальной части начался новый этап истории российского нотариата. Временное положение получило силу закона и вошло в состав судебных уставов.
Были упразднены все прежние учреждения крепостных дел, должности чиновников крепостных дел (крепостных надсмотрщиков, секретарей и писцов), а также публичных нотариусов. Обязанности по совершению и засвидетельствованию актов стали исполнять младшие и старшие нотариусы (состоявшие при окружных судах – прим. «Мира нотариата») или заменяющие их должностные лица.
Временное положение о нотариальной части 1866 г. стало важным этапом на пути становления института нотариата в России, но оно не привело к решению всех проблем.
Положение о нотариальной части базировалось на австрийском, баварском и других нотариальных положениях. Это было связано с тем, что опыта и практики деятельности нотариата в том обновленном виде, в котором он моделировался Положением, в России не было.
В целом Положение явилось прогрессивным нормативным актом, поскольку учреждало стройную систему нотариальных органов и определяло их компетенцию. Оно содержало 217 статей, 41 из которых была посвящена устройству нотариальной части. Тем не менее, Положение имело ряд недостатков. В первую очередь к ним относилась неопределенность в правовом статусе нотариусов. С одной стороны, нотариусы были признаны считающимися (не состоящими) на государственной службе, с присвоением им заурядного 8-го класса по должности, однако без права производства в чины и получения пенсии (ст. 17), а с другой - они признавались свободными профессионалами, осуществляющими свою деятельность на коммерческой основе (ст. 208). Сами нотариусы нередко высказывали нарекания по поводу двойственности своего положения, так как она негативно отражалась не только на работе нотариусов, но и на отношении к ним публики. Так, С. Барановский писал, что нотариусы - фактически «пасынки Фемиды», поскольку действующее нотариальное положение выделяет их из общей градации чинов Министерства юстиции и лишает тем самым всех прав и прерогатив, которыми пользуются остальные чины судебного ведомства. В связи с тем, что нотариусы не включены в общую судебную семью, они лишены права в отличие от судей обращаться за разъяснениями сомнений в применении закона в те окружные суды, при которых они состоят, а должны на свой страх и риск решать сомнительные правовые вопросы.
Он отмечал, что если в применении или толковании закона ошибаются судьи, то высшая судебная инстанция лишь отменяет неправильно постановленное решение, если же ошибается нотариус, то помимо уголовной ему грозит еще и имущественная ответственность.
Анализируя нормы Положения и практику их применения, М. Попович пришел к выводу о необходимости устранения неопределенности в статусе нотариуса, с тем чтобы «нотариус не стоял каким-то отщепенцем от своей юридической семьи сослуживцев, чтобы он хотя бы пользовался частью тех прав, какие он заслуживает по-своему положению как должностное лицо и как общественный деятель». Наряду с неопределенностью правового статуса нотариуса следует отметить и другие недостатки Положения. Так, требования к кандидатам на должность нотариуса были более чем скромные (ст. 5):
состояние в русском подданстве;
достижение совершеннолетия;
неопороченность судом или общественным приговором
полнейшая свобода от занятий на государственной или общественной службе.
Нотариусом мог стать только подданный Российской империи — иностранец не вправе был претендовать на эту должность. Кроме того, по циркулярному предписанию министра юстиции от 6 июня 1887 г. нотариусами не могли быть евреи. Представляется, что указанное ограничение было установлено в развитие общей антисемитской политики, проводимой Российской империей. Второе условие — достижение возраста совершеннолетия признавалось многими учеными и нотариусами недостаточным. Объяснялось это в основном тем, что по роду своей деятельности нотариус должен быть в высшей степени человеком осмотрительным и обладать всеми качествами, присущими человеку опытному и зрелому. Нельзя сказать, что этими качествами обладает лицо, достигшее 21 года. В этой связи обосновывалось мнение о том, что довольно рискованно доверять материальное благосостояние человеку, недавно вышедшему из юношеского возраста, не имеющему ни достаточных знаний, ни опыта, и предлагалось разрешить занятие этой должности при условии достижения кандидатом возраста 25 лет. Установленные Положением о нотариальной части нравственные требования для занятия должности нотариуса также признавались многими современниками недостаточным и основанным только на формальных требованиях. Предлагалось требовать не только неопороченности судом или общественным приговором, но и беспорочного поведения вообще и пользования всеми гражданскими правами. Отсутствовало в Положении в качестве обязательного и требование к кандидату на должность нотариуса наличия специального образования: необходимо было лишь выдержать испытание в умении правильно излагать акты, в знании форм нотариального делопроизводства и необходимых для исполнения этой должности законов (ст. 15).
Подобное требование вызывало вполне справедливые, на наш взгляд, упреки, поскольку «каждому нотариусу, к которому часто обращаются за всякого рода юридическими советами, приходится всегда быть в курсе дела и дополнять свои познания не только чисто нотариальной специальностью, но и другими отраслями законоведения , а однa практика без юридического образования для обыкновенного среднего человека (исключительных способностей и талантов нельзя принимать в расчет) может дать только один результат: привычку писать то, что уже несколько раз писано. Юридической логики, обобщений и анализа трудно требовать от практика. Все указанные соображения приводят к выводу, что установление образовательного ценза не только желательно, но и необходимо».
За установление образовательного ценза для занятия должности нотариуса высказывался А. Иваницкий, который считал, что задача нотариуса заключается не только и не столько в составлении акта или совершении другого засвидетельствования по заранее установленной шаблонной форме (эту работу мог бы выполнить любой писец нотариальной конторы), а в толковом, ясном и определенном изложении акта или сделки. Кроме того, нотариусу приходится решать вопросы квалификации сделок, проверять их на соответствие требованиям закона. «Bce эти вопросы, требующие и особо специальных знаний и опыта, должны разрешаться нотариусом в большинстве случаев почти моментально ..., вряд ли с этим может справиться всякое мало знающее лицо». Весьма существенными недостатками, по мнению Л. Б. Мандельштама, являлось отсутствие советов нотариусов, помощников нотариусов и стажа, необходимого для занятия должности нотариуса.
Введение корпоративных начал, по замечанию С.К. Кузнецова, необходимо. Главное назначение этих советов должно заключаться в объединении нотариальной практики и в охране чести и достоинства нотариата как государственного учреждения.
Одним из требований, предъявляемых к занятию должности нотариуса, являлось внесение имущественного залога. Основное назначение залога заключалось в том, что он служил необходимой гарантией лицам, обращающимся к нотариусу, от неправомерных действий последнего. Причиненные неправомерными нотариальными действиями убытки подлежали возмещению за счет указанного залога. Размер залога должен был ежегодно увеличиваться за счет сумм, полученных нотариусом за совершение нотариальных действий, до тех пор, пока не достигал в столицах 25 тысяч рублей, в губернских городах 15 тысяч рублей, в уездах и уездных городах - 10 тысяч рублей. В случае благополучного окончания нотариусом своей карьеры он мог воспользоваться этим залогом при выходе в отставку, в случае его смерти залогом могли воспользоваться его наследники.
В период работы Комиссии по пересмотру нотариального положения поднимался вопрос об отмене имущественного залога для лиц с высшим юридическим образованием. Однако в большинстве отчетов окружных судов данный вопрос решался отрицательно. Обосновывалось это тем, что залог обеспечивал убытки частных лиц, причиненных ошибочными и небрежными действиями нотариуса. Указанные же действия могли быть допущены и лицом с высшим юридическим образованием.
Еще одним недостатком Положения о нотариальной части являлось установление порядка получения вознаграждения нотариусов за совершенные ими действия. Статья 208 Положения гласила: «Нотариусы взимают плату в свою пользу по добровольному с обратившимся к ним лицам соглашению». Именно эта фраза и породила массу недоразумений и нареканий в обществе, превратила нотариуса в получиновника, в полукоммерческого деятеля. При этом добровольное соглашение между нотариусом и сторонами считается основным и главным принципом при определении размера вознаграждения нотариусов за их действия, и только в том случае, когда это соглашение не последует, то плата нормируется особой таксой.
Следует отметить, что такое положение вещей противоречило точке зрения Государственной канцелярии по этому вопросу и принципам вознаграждения нотариусов, закрепленным в других государствах. Например, во Франции нотариусы получали вознаграждение исключительно по установленной таксе, добровольное соглашение допускалось лишь за совершение тех действий, которые не были предусмотрены таксой. В Германии, Бельгии и Голландии вопрос о вознаграждении нотариусов решался аналогичным образом. В Австрии добровольное соглашение категорически запрещалось. Если же все- таки оно заключалось, то признавалось недействительным. За нарушение указанного установления закона нотариус подвергался штрафу в двойном размере против излишне полученного. Исключение допускалось для дел очень сложных, требующих особенной подготовки и больших потерь времени: нотариус мог при условии подробной мотивировки причин войти в соглашение со сторонами, если же такого соглашения не было заключено, он вправе был требовать через суд увеличения своего вознаграждения. Л.Б. Мандельштам настаивал на целесообразности и необходимости введения такого же принципа и в России, поскольку установления Положения о нотариате противоречат сущности нотариата. «Тяжело и обидно для общественного деятеля, отправляющего не те или иные частные, а публично-право вые функции, начинать не с самого дела, а с торговли».
Министерство юстиции циркуляром от 19 апреля 1871 г. предложило председателям окружных судов собрать у местных нотариусов замечания по существующей в стране нотариальной практике и высказать свои предложения. Однако это поручение исполнялось очень долго. Лишь спустя двадцать лет при министерстве была создана комиссия с целью выработки предварительного проекта новой редакции Положения. Объяснительная записка к проекту была составлена в 1904 г. Но предреволюционный период в России начала ХХ в. характеризовался продолжающимся дефицитом бюджета, что затрудняло возможность серьезного реформирования экономической и правовой ситуации в стране. В этих условиях намечавшиеся реформы были отложены, и Положение 1866 г. так и не было обновлено.
Большое внимание уделено при регулировании вопросов нотариата крепостной части, то есть засвидетельствованию сделок, что было связано с особой важностью актов о поземельной собственности, определяющих отношения не только частных лиц между собой, но и с государством. Сделки, совершенные крепостным порядком, объявлялись бесспорными. При соблюдении всех правил о вводе во владение сделка объявлялась бесповоротной, а ее принудительное исполнение осуществлялось административными органами. Стороны были обязаны представить справку полиции о самоличности (в отношении крепостных крестьян), а также справку органа местного самоуправления о принадлежности отчуждаемого имущества продавцу. Устанавливалось наличие запрещений и обременений на отчуждаемое имущество. По необходимости запросы о запрещениях делались другим столоначальникам, поскольку по законодательству Российской империи того времени стороны сами определяли, где именно удостоверить сделку, и не были связаны местом нахождения имущества. Затем составлялся проект сделки, который переписывался начисто на гербовой бумаге, подписывался в присутствии нотариуса, в том числе тремя свидетелями. После уплаты пошлин, гербового и других сборов акт вносился в крепостную книгу и выдавался сторонам под расписку, заносимую в особый журнал. Удостоверенный акт оглашался через сенатские ведомости, и копия объявления направлялась в гражданскую палату и уездный суд по месту нахождения имущества.
К концу XIX в. в России сложились четыре группы органов и должностных лиц, имевших право совершать нотариальные действия:
публичные (городовые) нотариусы;
биржевые маклеры и нотариусы, корабельные маклеры;
узкоспециализированные маклеры: судоходных дел, государственного коммерческого банка, частные, слуг и рабочих людей, цеховые, ремесленных управ, Кронштадтского общества вольных матросов;
магистраты, ратуши, думы, таможенные чиновники, становые приставы, торговые словесные суды.
Кандидаты на должность нотариусов отбирались из числа чиновников на основе конкурса. После назначения на должность они приносили присягу. Запрещалось назначать нотариусами людей неграмотных.
При исполнении нотариальных обязанностей было необходимо:
установить личность Сторон;
проверить правоспособность и дееспособность сторон;
проверить подлинность договора и установить его соответствие действующему законодательству;
записать договор в книгу;
взыскать пошлины и сборы;
на подлиннике договора совершить надпись, содержащую время засвидетельствования и номер по книге.
С точки зрения современного развития нотариата представляет интерес анализ предложений о совершенствовании нотариальной части, которые были разработаны в России в конце XIX - начале ХХ столетия. Речь идет о новой редакции Положения о нотариальной части, которое было опубликовано в Санкт-Петербурге в 1904 г. Согласно этому документу, заведывание нотариальной частью под надзором судебных мест должно было поручаться нотариусам и состоящим при нотариальных архивах старшим нотариусам и их помощникам.
Министру юстиции предполагал ось предоставить право издания инструкций по предметам внутреннего распорядка и делопроизводства в нотариальных архивах и конторах.
Нотариусами, согласно проекту новой редакции Положения, могли быть лица, удовлетворяющие условиям, предусмотренным в ст. 250 и 251 Учреждения судебных постановлений, имеющие не менее 25 лет от роду и не занимающие никакой другой должности, сопряженной с содержанием, ни в государственной, ни в общественной службе.
Министру юстиции по представлению в каждом отдельном случае окружного суда предполагалось предоставить право разрешать нотариусам занятие, сопряженное с содержанием должности по учебной части, если такое совмещение должностей не соединено с ущербом для исполнения неп6средственных обязанностей нотариуса.
Лица, не удовлетворявшие требованиям, предъявляемым к должности нотариуса и желающие занять эту должность, должны были подвергнуться испытаниям по программе, установленной министром юстиции, в умении правильно излагать акты и в усвоении форм нотариального делопроизводства и необходимых для исполнения этой должности актов.
Согласно проекту новой редакции Положения о нотариальной части, лицо, желающее занять должность нотариуса, вправе заявить окружному суду ходатайство об испытании его в знании иностранных языков или местных наречий. Выдержавшему испытание по одному или нескольким языкам или наречиям предполагал ось выдавать свидетельство на право совершать в случаях, указанных законом, акты на иностранных языках, свидетельствовать такие акты и переводить акты и документы с означенных языков, а также с местных наречий на русский язык и обратно.
Лицо, выдержавшее испытание в одном судебном округе, при занятии должности нотариуса в другом судебном округе новому испытанию не подвергалось. Нотариусам предоставлялось право иметь под их руководством и ответственностью помощников, если они окончили курс наук не ниже средних учебных заведений и занимались в конторе нотариуса: получившие высшее юридическое образование - не менее шести месяцев, а прочие лица - не менее одного года. Число помощников, могущих состоять при каждом нотариусе, определялось окружным судом. Нотариус обязан был сообщать председателю окружного суда о принятии на работу помощника, времени его вступления в должность и увольнения от этой должности. При недостатке лиц, желающих и имеющих право поступить в нотариусы, обязанности нотариуса могли быть возложены на местных участковых судей.
Нотариусам предоставлялось право иметь при конторах нотариальных рассыльных для исполнения указанных в законе действий, предполагалось, что они должны будут действовать под имущественную ответственность самих нотариусов. Об избранных для исполнения этих обязанностей лицах нотариусы должны сообщать председателю суда. В отношении личной ответственности эти лица приравнивались к судебным рассыльным.
Нотариат в советское время и после
Советский нотариат развивался в то время, когда государство не признавало частной собственности, когда гражданский оборот был крайне ограничен. Нотариат был исключительно государственным, большую часть советского периода входил в систему юстиции. Осуществление некоторых нотариальных функций было делегировано местным исполнительным и представительным органам власти.
1917
После издания Декрета о суде № 1, упразднившего прежние судебные органы, прекратили свою деятельность и нотариусы, хотя в этом документе нотариат не упоминается.
1918
В соответствии с декретами СНК отменены частная собственность на недвижимое имущество, дарение и наследование.
Декрет о суде № 2 отнес совершение нотариальных действий к компетенции нотариусов. Постановлением СНК прекращено действие Положения о нотариальной части от 14.04.1866 г. и утверждены Временное положение о нотариальных отделах при совдепах и Инструкция о порядке деятельности нотариальных отделов.
1921
Учреждены нотариальные столы при губернских отделах юстиции и уездных бюро юстиции.
1922
СНК РСФСР принял Положение о государственном нотариате РСФСР.
1923
Принято новое Положение о государственном нотариате РСФСР.
1926
Постановлением СНК СССР и ЦИК СССР от 14.05.1926 г. утверждены Основные принципы организации государственного нотариата.
Принято новое Положение о государственном нотариате РСФСР.
1930
Утверждена новая редакция Положения о государственном нотариате РСФСР.
1947
Образовано Министерство юстиции РСФСР (правопреемник Наркомата юстиции РСФСР). Принята новая редакция Положения о государственном нотариате.
1948
Утверждена инструкция МЮ РСФСР по применению Положения о государственном нотариате от 1947 года.
1956
Упразднено Министерство юстиции СССР.
1963
Упразднено Министерство юстиции РСФСР. Нотариат передан в ведение краевых и областных судов.
1965
Утверждено новое Положение о государственном нотариате РСФСР.
1966
Пленум Верховного суда СССР 1.07.1966 г. вынес Постановление «О судебной практике по делам о наследовании».
Верховный суд РСФСР утвердил Инструкцию о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР.
1967
Совмин РСФСР утвердил Инструкцию о порядке выполнения нотариальных действий исполнительными комитетами районных, городских, поселковых и сельских советов депутатов трудящихся.
1970
Воссоздание Министерства юстиции СССР и Министерства юстиции РСФСР.
1972
28 февраля 1972 г. Министерство юстиции СССР утвердило Инструкцию о порядке оказания судами и органами нотариата СССР правовой помощи учреждениям юстиции иностранных государств и о порядке обращения за правовой помощью к этим учреждениям.
Постановлением Совета министров СССР от 21 марта 1972 г. утверждено Положение о министерстве юстиции СССР.
28 октября 1972 г. коллегия Минюста СССР утвердила Примерное положение об Отделе юстиции исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов. Руководство нотариатом на местах перешло в ведение создаваемых отделов юстиции.
1973
20 апреля 1973 г. издан Приказ Министра юстиции СССР «Об опыте работы Первой казанской государственной нотариальной конторы и повышении роли первых государственных нотариальных контор в обеспечении единства нотариальной практики».
19 июля 1973 г. принят Закон СССР «О государственном нотариате».
29 декабря 1973 г. Министерство юстиции СССР утвердило Формы реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах.
1974
2 августа 1974 принят Закон РСФСР «О государственном нотариате». Минюстом СССР утверждены Инструкция о порядке удостоверения завещаний главными врачами, их заместителями по медицинской части, дежурными врачами больниц, других стационарных лечебно-профилактических учреждений, санаториев, а также директорами...(извлечение) от 20.06.1974 г.; Инструкция о порядке удостоверения завещаний и доверенностей командирами (начальниками) воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, начальниками, их заместителями по медицинской части, старшими и дежурными... от 15.03.1974 г.; Инструкция о порядке удостоверения завещаний и доверенностей начальниками мест лишения свободы от 14.03.1974 г. № К-15/184.
1975
Приказом Минюста РСФСР утверждена Инструкция о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР.
28 марта 1975 г. Министерство юстиции СССР издало Инструктивное письмо «Об оказании методической помощи исполкомам городских, поселковых и сельских Советов народных депутатов в совершении ими нотариальных действий».
1 августа 1975 г. Приказом министра юстиции СССР утверждена «Инструкция о порядке учета депозитных операций в государственных нотариальных конторах СССР». Совмин РСФСР утвердил Инструкцию о порядке совершения нотариальных действий исполнительными комитетами районных, городских, поселковых и сельских Советов народных депутатов.
1976
31 мая 1976 г. Минюст СССР издал Инструктивное письмо «О совершении морских протестов».
19 октября 1976 г. издан Приказ Министра юстиции СССР «О дальнейшем совершенствовании работы государственного нотариата».
1977
23 марта 1977 г. Министерство юстиции СССР издало Методическое письмо «О совершенствовании работы нотариальных контор по свидетельствованию верности копий документов и выписок из них».
29 июля 1977 г. Минюст и МИД СССР утвердили Инструкцию о порядке совершения нотариальных действий консульскими учреждениями Союза ССР.
1978
2 августа 1978 г. издан Приказ министра юстиции СССР «О дальнейшем совершенствовании работы по оказанию методической помощи исполкомам городских, поселковых и сельских Советов народных депутатов в совершении ими нотариальных действий».
1980
30 января 1980 г. Минюст СССР издал Методические рекомендации по обобщению нотариальной практики.
31 января 1980 г. Минюст СССР совместно с Главным архивным управлением СМ СССР утвердил Перечень документов Министерства юстиции СССР, органов, учреждений юстиции и судов, с указанием сроков хранения документов.
19 марта 1980 г. Минюстом СССР утверждена Типовая номенклатура должностей органов, учреждений юстиции и судов, подлежащих замещению специалистами с высшим и средним специальным образованием.
21 апреля 1980 г. Минюст СССР издал Практическое пособие для государственных нотариусов по вопросам охраны прав граждан на наследование личной собственности.
5 мая 1980 г. Министерство юстиции СССР издало Рекомендации по обеспечению нотариальных контор справочно-информационным материалом для посетителей.
25 июня 1980 г. принят Закон СССР «Об основных полномочиях краевых, областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов». В числе полномочий – руководство нотариатом (ст. 6).
30 сентября 1980 г. Министерство юстиции СССР издало Методическое письмо «О порядке выдачи свидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе супругов».
1983
4 августа 1983 г. издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан».
15 ноября 1983 г. Минюст СССР издал Инструктивные указания «О применении законодательства о государственном нотариате к иностранным гражданам, лицам без гражданства, к иностранным предприятиям и организация, а также о применении законодательства иностранных государств и международных договоров о правовой помощи в нотариальной практике».
1984
4 мая 1984 г. Минюст СССР издал Инструктивные указания «О нотариальном оформлении от имени советских граждан, предприятий, учреждений и организаций документов, предназначенных для действия за границей».
29 ноября 1984 г. Министерство юстиции СССР издало Указание «О порядке нотариального удостоверения договоров дарения валютных ценностей».
1985
10 октября 1985 г. издан Приказ Министра юстиции СССР за № 18 «О мерах по дальнейшему улучшению работы с кадрами нотариата и повышению уровня нотариального обслуживания населения, предприятий, учреждений и организаций».
Пленум Верховного суда СССР 21.06.1985 г. вынес Постановление «О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение».
13 ноября 1985 г. Министерство юстиции СССР утвердило Инструкцию по составлению статистической отчетности о работе государственных нотариальных контор.
1986
24 ноября 1986 г. Минюст СССР издал Указания по заполнению реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах.
19 декабря 1986 г. Минюст СССР издал Рекомендации по вопросам совершения исполнительных надписей.
22 декабря 1986 г. издан Приказ Министра юстиции СССР за № 23 «О задачах органов, учреждений юстиции и судов по улучшению работы с предложениями, заявлениями, жалобами и организации приема граждан».
1987
Приказом министра юстиции РСФСР введена в действие новая Инструкция о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР.
1991–1993
Прежняя система нотариата уже не могла отвечать требованиям нового времени, безнадежно устарела перед лицом кардинальных правовых реформ, лавинообразно возросшего гражданского оборота. Системный кризис быстро перешел в стадию стагнации, которая длилась до 11 февраля 1993 года.
1993
11 февраля 1993 года Верховным Советом Российской Федерации были приняты Основы законодательства Российской Федерации о нотариате. Этот закон кардинально реформировал институт нотариата, возродил в России независимый нотариат латинского типа.
В то время Министерство юстиции РФ возглавлял Николай Васильевич Федоров.
Начата выдача лицензий на право нотариальной деятельности. Первая из них за № 000001 от 07 апреля 1993 года выдана Анатолию Ивановичу Тихенко.
В субъектах РФ создаются нотариальные палаты.
22 сентября 1993 года решением Учредительной конференции представителей региональных нотариальных палат учреждена Федеральная нотариальная палата. Первым президентом ФНП избран Репин Виктор Сергеевич.
10 декабря 1993 г. — дата государственной регистрации Федеральной нотариальной палаты.