Изображения человека в экстремальных условиях

СОДЕРЖАНИЕ: Изображения человека в экстремальных условиях Автор: Шолохов М.А. Тема “Изображения человека в экстремальных условиях войны” является довольно актуальной в произведениях писателей 20 века. В романе Бабеля “Конармия”, в новелле “История одной лошади” и в рассказе Шолохова “Жеребёнок” показано поведение людей малообразованных, невежественных, одичавших от многолетней бойни, в которых всё равно проявляется человечность в трогательных ситуациях.

Изображения человека в экстремальных условиях

Автор: Шолохов М.А.

Тема “Изображения человека в экстремальных условиях войны” является довольно актуальной в произведениях писателей 20 века. В романе Бабеля “Конармия”, в новелле “История одной лошади” и в рассказе Шолохова “Жеребёнок” показано поведение людей малообразованных, невежественных, одичавших от многолетней бойни, в которых всё равно проявляется человечность в трогательных ситуациях.

Отдавая дань романтическим сюжетам Гражданской войны писатели в этих лучших своих произведениях одновременно показывали бесчеловечность Гражданской войны, прославляли народные (общечеловеческие) ценности.

Михаил Шолохов написал интересный рассказ “Жеребёнок” по мотивам Гражданской войны. В этом рассказе мы наблюдаем как люди малообразованные, невежественные, “одичавшие” от многолетней бойни проявляют свои человеческие качества – любовь к животным (лошади).

У лошади красногвардейца Трофима родился жеребёнок. Но это несчастное создание родилось не в то время “Нашла время, нечего сказать”,- c горькой обидой произнёс Трофим своей кобыле. Эскадронный приказал “пристрелить” жеребёнка. Трофим не смог этого сделать.

Неведомо жеребёнку, что он появился на свет в смертельно тяжелое время, но своим появлением растопил, закаленное суровостью в неуёмном пожаре войны, сердце эскадронного :“Черт с ним! Пущай при матке живёт. И командующий титьку сосал, и мы сосали, раз обычай такой, ну, и шабаш!”

Жеребёнок всюду таскался за своей матерью, рыжей кобылок, и даже в боях он не отбегал, а топтался здесь же, среди страшного убийства людей, свиста пуль, но природа брала своё, он искал защиты рядом с матерью. И своим присутствием он “наводит панику в бою… гляну на него, и рука дрожит… рубить не могу, вид у него домашний, а на войне подобное не полагается…” Это маленькое существо даже в страшном жестоком бою будит в людях сердечность, доброту, “сердце из камня обращается в мочалку…”.

Жеребёнок был рядом с матерью даже, когда переправлялись через реку. Трофим наблюдал как плыл он толчками, то высоко выбрасываясь их воды, то окунаясь так, что едва виднелись ноздри. И когда жеребёнок жалобно заржал, то не выдержал Трофим, этот крик полоснул его по сердцу, “ пять лет войны сломало, сколько раз смерть по-девичьи засматривала ему в глаза, и хоть бы что, а тут побелел до пепельной синевы, и ухватив весло, направил лодку против течения, туда где в коловерти кружился обессилевший жеребёнок ”.

Это маленькое существо не оставило равнодушным ни одного бойца, и когда Трофим бросился за уже раненым жеребёнком, оставив свою кобылу, на другом вражеском берегу, офицер в парусиновой рубахе гаркнул: “Прекратить стрельбу!...”

И пока Трофим вытаскивал жеребёнка ни один выстрел не раздался. И даже когда уже подстреленный на берегу Трофим корчился от боли офицерской пули, “и жесткие посиневшие губы, пять лет не целовавшие детей, улыбались и пенились кровью”.

В рассказе Бабеля “Конармия” в новелле “История одной лошади” автор показывает привязанность Хлебникова, командира первого эскадрона, к белому жеребцу. Начдив Савицкий забирает у Хлебникова его коня и в замен даёт вороную кобылёнку. Обиженный Хлебников “держал кобылёнку в чёрном теле, жаждал мести ” за своего жеребца. Он даже написал прошение начальнику штаба о возращение ему своего коня, настолько полюбившегося Хлебниковым. И когда Савицкий всё же не вернул ему коня, обиженный до глубины души Хлебников, разгневанный такой несправедливостью, пишет заявление о выходе из Коммунистической партии. В этом заявлении написано было очень много: “Коммунистическая партия – основана, полагаю, для радости и твёрдой правды беспредела… Он объяснял какой ценой дался ему жеребец, как он его выхаживал, сколько положил сил.

Автор рассказа показывает как в такое жестокое, смертельное время человек находит силы проявлять душевные качества – “я есть до серых коней охотник и положил на них силы…”, “я могу чувствовать его бессловесную нужду …”, “писать это заявление со слезами, которое не подобает бойцу, но текут бесперечь и секут сердце, засекая сердце в кровь…” Обида за несправедливо взятую у него лошадь, переполняла человека на столько, что Хлебников даже освидетельствовался в медкомиссии и ушёл из армии как инвалид.

Так в рассказах Шолохова и Бабеля были показаны через Трофима и Хлебникова настоящие человеческие, душевные качества, которые проявлялись у людей даже в такое страшное, жестокое время Гражданской войны.

Скачать архив с текстом документа