Качество и конкурентоспособность товаров

СОДЕРЖАНИЕ: Связь роста качества и конкурентоспособности товаров с экологической сертификацией. Влияние вступления Украины в СОТ на конкурентоспособность продукции. Общие требования относительно системы стандартов и оценки соответствия для стран-членов СОТ.

Реферат:

Качество и конкурентоспособность товаров

Связь роста качества и конкурентоспособности товаров с экологической сертификацией

Считается, что реализация комплекса мероприятий улучшения качества продукции и окружающей среды, обеспечение их безопасности гарантирует потребителю комфорт, выгоду и защиту. В связи с этим проблему улучшения качества можно рассматривать в экологическом аспекте. «Экологически чистая» продукция является одной из актуальных человеческих потребностей настоящего. «Экологически чистая продукция» определяется как продукция, которая не наносит ущерба окружающей природной среде и здоровью человека в процессах производства, эксплуатации, под время и после утилизации. Свойства и конструктивные особенности продукции выступают важными компонентами ее конкурентоспособности.

В результате колебаний в преимуществах, которые потребители (покупатели) предпочитают экологическим качествам продукции, на предприятиях изменяется уровень продажи. Растут расходы предприятий на удовлетворение определенных требований к качеству продукции, улучшение ее экологических свойств. В условиях мировой конкуренции качество продукции приобретает все большее значение. Производитель должен заботиться о наличии спроса на собственную продукцию, причем основным условием ее конкурентоспособности является улучшение ее качества, которое достигается лишь при высоком ранге организации производства, его технического оснащения.

Качество представляет собой систему производства продукции, работ или услуг, которая обеспечивает стабильный имидж предприятия.

В условиях современного мирового экологического кризиса приобретает большую актуальность проблема обязательной экологической сертификации. На сегодня экологический сертификат выступает определяющим фактором конкурентоспособности многих видов продукции.

«Экологическая сертификация выступает одним из новых видов сертификации и направлена, в первую очередь, на то, чтобы стимулировать производителей к внедрению новых технологических процессов и разработке товаров, которые будут минимально загрязнять окружающую среду и создадут для потребителей гарантию безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества граждан» [1, с.162].

Введение системы экологической сертификации призвано реализовать требования законодательства в отрасли охраны окружающей среды в процессе хозяйственной деятельности, ввести экологически безопасные производства и технологические процессы, выдерживать требований экологической безопасности и предотвращать загрязнение окружающей природной среды.

В процессе разработки подходов к созданию и укреплению общего европейского рынка Европейское Содружество стремится создать жесткую систему экологического законодательства и контроля за выполнением его требований. Основными этапами осуществления экологической сертификации является экологический аудит и экологический консалтинг.

Одним из лидеров апробации новых рыночных инструментов экологического менеджмента является Великобритания, где в 1990 году приняли стандарт «Экологический акт» (Environmental Act), после чего в 1992 году появился Стандарт в сфере систем экологического менеджмента BS 7750 (Specification for Environmental Management System), который был подготовлен Британским институтом Стандартизации в соответствии с запросами Британской Конфедерации Промышленности. Позже к Великобритании присоединились другие государства, а сам стандарт служил основой для подготовки международных документов. BS 7750 включает у себя описание процедуры аудирования и отображает требования к аудиторскому плану.

В марте в 1992 году для Европейского Содружества были разработаны «Требования к экоаудиту» с целью создания стимулов использования приемов и методов экологического аудита для оценки деятельности предприятий. Требования были подготовлены в соответствии с программой экологических действий, основанной на выводах и рекомендациях доклада Игру Брундтланд «Наше общее будущее» (1987р.) и «Хартии бизнеса с целью постоянного развития» (Международная торгово-промышленная палата, 1991г.). В 1993г. были целиком согласованы и опубликованы требования к созданию Схемы экологического менеджмента и аудита, после чего предприятия получили возможность быть сертификованными в соответствии с ЕМАS с 1995г.

Следует отметить, что основой философии экологического менеджмента в развитых странах мира выступает система качества (TQM), направленная на эффективное получение высококачественных продукции и услуг (на весь жизненный цикл – от сырья через производство до жизни собственно продукции и окончательного размещения отходов).

Одной из наиболее значительных международных экологических инициатив является появление серии международных стандартов систем экологического менеджмента на предприятиях (ISO 14000). Решение о разработке ISO 14000 является результатом Уругвайского раунда переговоров по Всемирному торговому соглашению и встречи навысшем уровне по вопросам окружающей среды и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Стандарт ISO 14000 разрабатывался Техническим комитетом 207 (ТС 207) Международной Организации Стандартизации (ISO) с учетом международных стандартов по системам менеджмента качества продукции (ISO 9000), соответственно которому сертификовано более 70000 предприятий мира. Система стандартов обеспечивает уменьшение неблагоприятного влияния на окружающую среду и человека на трех уровнях; организационному (улучшение экологического поведения корпораций), национальному (создание существенных дополнений к нормативной базе и совершенствованию государственной экономической политики), международному (улучшение условий международной торговли).

В систему стандартов входят документы трех основных групп:

-принципы создания и использования систем экологического менеджмента;

-инструменты экологического контроля и оценки;

-стандарты, ориентированные на продукцию.

Официально стандарты ISO 14000 являются добровольными. Предприятия могут применять стандарты ISO I4000 для внутренних и внешних потребностей. Создание системы внутреннего экологического аудита предоставит предприятию эффективный инструмент управления совокупностью всех действий на окружающую природную среду. Внешние потребности применения системы стандартов ISO заключаются в демонстрации потребителям соответствия современным требованиям качества продукции.

Изменения в подходах к обеспечению качества продукции требуют новых подходов к маркетинговой деятельности. С целью формирования концепции защиты потребителей и окружающей среды от опасной продукции следует инструменты комплекса маркетинга модифицировать с учетом экологического фактора, то есть осуществлять экологическую маркировку, экологическую сертификацию, экологические коммуникации, экологический аудит.

В рамках действующей в Украине системы защиты прав и интересов потребителей создан и функционирует ряд механизмов защиты потребителей от некачественной и опасной продукции. В то же время, эта система в большей степени направлена на контроль деятельности предприятий и не в полной мере использует другие возможности повышения защищенности потребителей (информирование и обучение потребителей, мотивирование предприятий к повышению потребительской удовлетворенности и тому подобное).

Согласно Закону Украины «Об экологической экспертизе» от 9 февраля 1995 года продукция, реализация которой может привести к нарушению экологических нормативов, негативному влиянию на состояние окружающей природной среды, созданию угрозы здоровью людей, является объектом экологической экспертизы (статья 7).

Все потребители на территории Украины при приобретении или использовании продукции для удовлетворения своих потребностей имеют право на [2];

-государственную защиту своих интересов;

-гарантированный уровень потребления;

-надлежащее качество продукции, торгового и других видов обслуживания:

-безопасность продукции;

-достоверную информацию о количестве, качестве и ассортименте продукции;

- возмещение убытков, нанесенных продукцией неподобающего качества, возмещение вреда, причиненного продукцией, опасной для жизни и здоровья людей;

-обращение в суд и в другие уполномоченные государственные органы защитой нарушенных прав;

- объединения в общества, союзы и другие общественные формирования.

Государство обеспечивает гражданам защиту их экономических интересов как потребителей, дает возможность свободного выбора продукции, а также ее изготовителей и продавцов, получения знаний и квалификации, необходимых в соответствии с их потребностями, гарантирует приобретение или получение другими законными способами продукции в объемах, которые обеспечивают уровень потребления, достаточный для поддержания нормального здоровья и надлежащей жизнедеятельности.

При современных условиях ведения хозяйства значительная часть украинских потребителей не может позволить себе приобретения дорогих товаров высокого качества. В то же время, большинство отечественных предприятий не в состоянии обеспечить высокое качество продукции и минимальное влияние на окружающую среду из-за сложного экономического состояния, а также износ оборудования также. Все это должно быть учтено при определении принципов и форм защиты прав потребителя на необходимое качество товаров, а также в случае приобретения им продукции низкого качества. [3, с. 45]

Влияние вступления Украины в СОТ на конкурентоспособность продукции

Необходимость быстрейшего вступления Украины к СОТ очевидна. В условиях, когда большинство торговых партнеров является членами СОТ, Украина может очутиться в торгово-экономической изоляции, что может привести к катастрофическим последствиям. Все это доводит, что Украина не имеет ни политической, ни экономической альтернативы завершению процесса вступления в СОТ.

Вступление в СОТ поможет Украине компенсировать последствия последнего расширения ЕС к востоку. Нормы и правила СОТ, как международной организации, являются более приоритетными, чем нормы и правила ЕС, что является региональной организацией. Приобретя членство в СОТ, Украина на равноправной основе, как и любой член этой организации, сможет использовать положение соглашений и правил ГАТТ/СОТ относительно защиты своих национальных экономических интересов, упрощения доступа отечественной продукции на мировой рынок, решения торговых споров и тому подобное. Наше государство сможет не только стать полноценным игроком на мировом рынке, но и принять участие в формировании качественнее новых параметров мировой торговли на ближайшие годы.

Основные преимущества, что получит Украина от членства в СОТ:

• обеспечение условий для увеличения иностранных инвестиций в экономику и для всеобщего экономического роста;

• участие в региональных союзах и группах;

• либерализация доступа украинских товаров на рынки мира.

С точки зрения потребителя, участие Украины в многостороннем торговом соглашении дает ему возможность выбора товаров и услуг, качество каких как правило, будет отвечать международным стандартам и будет значительно высшей национального уровня.

Однако, упрощение условий доступа к мировым рынкам получат не только украинские производители. Выход на рынок Украины будут иметь производители 148 стран-членов COT, и отечественным предприятиям будет очень тяжело выдержать конкуренцию.

Защищенными будут лишь те государства, которые внедрили международные и европейские стандарты, системы управления качеством (СУЯ) согласно с ISO 9000, системы управления окружающей средой (СУНС) согласно с ISO 14000, системы управления беспечностью пищевых продуктов на основе концепции НАССР. В последнее время в контрактах на поставки продукции такие условия возникают все чаще.

Обязанность национальных органов из стандартизации - применение стандартов, которые бы способствовали международному обмену товарами и услугами, повышению качества, производительности, эффективности и надежности на всех уровнях производства и торговли ради конечной цели - удовлетворять потребителей и способствовать здравоохранению, безопасным условиям труда и сохранению окружающей среды в интересах населения всех стран мира.

Общие требования относительно системы стандартов, технических регламентов и оценки соответствия для стран-членов СОТ и кандидатов на вступление в нее установлено в Соглашении о технических барьерах у торговли (ТВТ), Она регламентирует основные принципы разработки, принятия и применения стандартов и технических регламентов, процедур оценки соответствия. Оптимальным способом достижения таких требований является гармонизация национальных стандартов с международными и принцип добровольности и равнозначности их применения на внутреннем рынке для продукции национального производства и импортированной из стран-членов COT.

Именно стандарты, технические нормы (регламенты) и процедуры подтверждения соответствия, которые не совпадают с международными аналогами и неоправданно имеют большее ограничительное действие, создают так называемые технические барьеры в торговле, сдерживая ее развитие, провоцирующие дополнительные потери со стороны производителей и международных трейдеров и тому подобное.

С другой стороны, много стран-членов COT, официально декларируя принципы свободной торговли, в действительности докладывают максимум усилий для того, чтобы создать благоприятные условия для развития собственного капитала и производства. В частности, ограничение ставок ввозной пошлины умело компенсируют усилением мероприятий технической регуляции.

В идеале мировое сообщество должно стремиться к такой системе технической регуляции в международной торговле, когда товар будет:

-производиться по одному международному стандарту

-один раз будет проходить испытание на соответствие в лаборатории; на него будет выдаваться один сертификат, который будет признан везде.

В соответствии с международной практикой стандарты являются добровольными для применения. Требования относительно безопасности продукции и услуг для здоровья и жизни граждан, имущества и окружающей среды перенесены в технические регламенты, обязательны к выполнению. Во время подтверждения соответствия показателям безопасности применяют способы подтверждения соответствия в зависимости от потенциального риска с учетом существующей международной практики.

Отмеченные принципы учтены в Законах, принятых в 2001 году.

Держспоживстандарт, определенный специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти (ЦОВВ) в сфере защиты прав потребителей, стандартизации, метрологии и подтверждения соответствия, обеспечивает участие в формировании и реализации государственной политики в отмеченных сферах соответственно международной и европейской практике.

По состоянию на 1 марта 2005 года в Украине утверждено 16 технических регламентов по подтверждению соответствия, которые вводят европейские директивы Нового подхода. Эти нормативно-правовые акты устанавливают требования и процедуры подтверждения соответствия конкретных видов продукции, в частности: игрушек, простых емкостей высокого давления, низковольтного оборудования, лифтов, средств индивидуальной защиты, машин и механизмов и тому подобное, они будут введены в действие согласно планам поэтапного внедрения, которые определяют перечень стандартов по группам продукции и срокам их внедрения, подготовку органов подтверждения соответствия и испытательных лабораторий по аккредитации с учетом необходимости их технического дооборудования, полномочия, подготовку специалистов. На сегодня разработано десять таких планов, которые находятся на согласовании в соответствующих ЦОВВ.

С внедрением технических регламентов перечень продукции, которая подлежит обязательной сертификации третьей стороной, поэтапно будет сокращаться, а практика декларирования соответствия производителем или импортером будет расширяться.

Национальная техническая нормативная база Украины на сегодня составляет свыше 20 тысяч стандартов. Пересмотр действующих стандартов (прежнего СССР, межгосударственных и национальных), отмена и разработка новых происходит на плановой основе. В соответствии со статьей 11 Закона Украины и Кодексом Держспоживстандарт как национальный орган по стандартизации формирует Техническую программу работ по стандартизации, ежегодный План государственной стандартизации с учетом общественной потребности в стандартах, государственных приоритетов, предложений министерств, других ЦОВВ, технических комитетов стандартизации.

По состоянию на 1 марта 2005 года действующим является 2241 национальный стандарт, гармонизированный с международными и европейскими, из которых 293 принято в 2000 году, 457 - в течение 2001 года, 340 - в 2002 году, 517 - в 2003 году, 596 – в 2004 году, 40 - за два месяца в 2005 году. Теперь готовится к принятию еще свыше 50 гармонизированных стандартов.

В течение этих четырех лет в подавляющем большинстве отраслей обеспечивалось принятие национальных стандартов, идентичных или модифицированных со степенью соответствия международным. Обеспечен уровень гармонизации свыше 80% от количества принятых стандартов. Однако, общий уровень гармонизации стандартов в Украине еще недостаточен и едва превышает 20% (для сравнения: показатель гармонизации стандартов в РФ составляет 37 %, в Великобритании, Германии -70%).

Финансирование разработки стандартов на данном этапе осуществляется из Государственного бюджета. В 2004 году на гармонизацию было предусмотрен 8,5 млн. грн., выделено из бюджета фактически в 2 раза меньше (4,134 млн. грн.), на 2005 год также запланирована сумма 8,5 млн. грн. при необходимости 10-12,5 млн. грн. на год.

С сентября 2004 года Держспоживстандарт представляет Украину в Совете ISO. Украина стала единственной из стран прежнего СССР, что заняла в результате выборов в Совет ISO достойное место среди ведущих стран мира - Великобритании, Германии, США, Франции, Японии. А учитывая географический принцип выдвижения кандидатур в Совет ISO, Украина сегодня презентует практически весь регион Центральной и Восточной Европы. Ввиду того, что ISO является признанным партнером COT, избрание Держспоживстандарта в руководящий орган ISO, безусловно создает возможности для реального влияния на процесс международной стандартизации и более эффективной реализации национальных интересов в сфере технической регуляции, что является одним из ключевых факторов приобретения нашим государством членства в COT.

После создания специального членского статуса для стран, которые стремятся приобрести членство в ЕС, Европейский комитет по стандартизации (CEN) в октябре 2004 года подписал соглашение о предоставлении Держспоживстандарту статуса «Партнерского органа по стандартизации». Этот статус дает возможность непосредственно принимать участие в работе по европейской стандартизации, что будет способствовать реализации намерений нашего государства обеспечить условия вступления в СОТ и интеграции в ЕС.

Кроме этого, Держспоживстандарт сотрудничает с Европейским комитетом в отрасли электротехники (CENELEC), а также лидирует в Межгосударственном совете из стандартизации, метрологии и сертификации (МДР) государств-участниц СНД. Так, по инициативе Украины в рамках МДР была подготовлена Межгосударственная программа работ по гармонизации межгосударственных стандартов с международными и европейскими на 2004-2006 годы, которая предусматривает разработку свыше тысячи гармонизированных стандартов, что дает возможность рассчитывать на то, что украинские товары и услуги приобретут достаточную конкурентноспособность на мировом рынке. [4]

Заключение

В условиях углубления международной интеграции Украины и усиления конкуренции общепризнанным условием современного ведения бизнеса имеется качество.

Для повышения уровня качества и конкурентоспособности продукции (товаров, работ, услуг) отечественных предприятий ради выхода на международный рынок и содержание позиций на внутреннем необходимо обратить внимание на внедрение и сертификацию СУЯ и СУНС.

Базисной основой СУЯ является наладка менеджмента производственных процессов. Эффективность моделей, предложенных международными стандартами, подтверждено опытом сотен тысяч предприятий во всем мире, которые в течение десятилетий их используют. По данным ISO сегодня в мире сертифицировано свыше 500 тыс. СУЯ. Вместе с тем, ISO предостерегает, что получение таких сертификатов является добровольной прерогативой поставщика, они являются фактором доверия к производителю продукции и услуг, а не сферой государственной регуляции. Кроме того, наличие лишь сертификата соответствия СУЯ международному стандарту не дает основания относительно признания сертификации продукции за показателями безопасности.

Кроме выполнения требований системы качества ставится ряд требований экологической безопасности товаров. В свете перспектив вступления нашей страны в СОТ стоит проблема гармонизации ряда стандартов с международными стандартами, а также сертифицирование качества продукции в соответствии с международными требованиями.

Литература

1. Полікарпов І.С. Сертифікація товарів і послуг - К.: НМЦ, 2008. - 350 с.

2. Закон України „Про захист прав споживачів” у ред від 15.12.93 р.

3. Павлов В.І. та ін. Основи стандартизації, сертифікації та ідентифікації товарів. К.: Кондор, 2006. – 230 с.

4. Захарюгина Т., Закальська Т. На шляху до СОТ: заходи у сфері технісного регулювання // ССЯ № 1, 2008. – С.3-7

Скачать архив с текстом документа