как контрольная работа в конце семестра (на обзорную лекцию)
СОДЕРЖАНИЕ: Психодинамическое направление (психоанализ Фрейд, Адлер, Юнг, Хорни, Эриксон, Франкл)Армине Аршаковна Воронова.
В течение семестра (к теориям будут примеры)
(нужно в электронную версию сделать вопросы и список литературы!)
Реферат как контрольная работа в конце семестра (на обзорную лекцию)
(по темам можно делать доклады и выступать на занятиях, но нужно предупреждать заранее)
(за активность можно получить зачет автоматом)
(зачет строго, поэтому готовиться!)
4 направления в течение семестра
(чем больше вопросов задаем – тем интереснее лекция)
1)Психодинамическое направление (психоанализ Фрейд, Адлер, Юнг, Хорни, Эриксон, Франкл)
2) бихевиористический (Скиннер, Бандура)
3) гуманистическое (Маслоу, Роджерс)
4)отечественная – Леонтьев + личность, как система отношений (Месищев)
Понятие личности в отечественной психологии
Личность – субъект деятельности.
Личность – системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующая его со стороны включенности в общественные отношения. (деятельностный подход)
П.Я. Гальперин. Личность – это человек, который свободно и сознательно выбирает и ставит цели своих действий, несет ответственность за последствия своих действий перед природой, обществом и своей совестью.
Индивидуальность – (Осмолов) индивидами рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают.
Процесс индивидуализации состоит из следующих моментов: 1) мысленное выделение человеком своего телесно-психического Я из общности в качестве атомного существа.2) осознание себя неповторимой и независимой частью целого. 3) поиск индивидуального состояния быть наедине с собой, принятие своего одиночества. 4) осознание возможности собственного выбора и внутренняя ответственность. 5) самопознание 6) деятельное самовыражение. (Вадим Петровский, Дмитрий Леонтьев) теория личностных вкладов – человек то – что он может вложить. 7) соотнесение себя с другими людьми.
Активность личности проявляется:
1)В самостоятельности поведения и мышления.
2) в избирательном отношении к тому, что его окружает.
3) в каждый момент жизни человек совершает выбор.
4) ответственность.
Феноменология личности (проявление личности)
1) Человек как участник историко эволюционного процесса. (Каждый человек носитель социальных ролей, каждый человек – субъект выбора жизненного пути)2) Человек как пристрастное диалогичное существо, которое порождается, преобразуется и отстаивается в мире.
3) Человек как субъект свободного, ответственного, целенаправленного поведения.
1)Прошлый опыт (психодинамическая теория)
2)Личность и мотивация (гуманистическая теория Маслоу)
3)Цели и ценности личности (Виктор Франкл – логотерапия(логос – смысл латынь))
Его книга «человек в поисках смысла» статья в ней психолог в конц. Лагере.
4)Язык и речь. Каков человек, такова и его речь (латынь)
5) личность и черты характера
6)личность и социальные роли
7) личность и поведение (бихевиоризм) поступок – критерий личности
8) личность и самосознание
9) личность и творчество
Личность в зарубежной психологии
Персонология – (теория личности в зарубежных науках) персона – маска (древнегреческий)
Личность – совокупность характеристик человека. По психоанализу – новорожденный = личность.
1) Структура личности
2) Мотивация личности
3) Развитие личности(детерминанты развития личности
4) Критерии оценки психического здоровья
5) В некоторых теориях – основные принципы психотерапевтического воздействия
Методы исследования личности
Наблюдение и беседа
Для наблюдения необходимо выделить критерии наблюдения и вмешательство/невмешательство.
Метод беседы, метод интервью, метод анамнеза (единичные случаи)
Экспериментальный метод изучения личности (тестирования)
Проективные методы делятся на экспрессивные (рисуночные), завершения предложения рассказа, набор картинок с неопределенном сюжетом, цветовой тест Люшера.
Корреляционный метод.
Психодинамическое в изучении личности.
Динамика сознательных и бессознательных процессов.
Классический психоанализ. Психоанализ как учение о личности и психоанализ как метод лечения неврозов. Сознательная (Эго) и бессознательная сфера (Ид) и супер-Эго.
Три типа тревоги по Фрейду.
1) Реалистичная тревога – эмоциональный ответ на угрозу (эго)
2) Невротическая тревога – страх некого предполагаемого события, боязнь наказания (ид)
3) Моральная тревога – чувство вины (супер эго)
Защитные механизмы.
Два способа сознательной стратегии – блокирование (не допускание до сознания) искажение этих импульсов. Вытеснение или репрессия (забывание, уничтожение мотивов).
Проекция – человек присваивает собственные неприемлемые мысли другим людям.
Рационализация – способ справится с фрустрацией, защитить самооценку.
Регрессия – возврат к детским формам поведения.
Отрицание - этого не существует.
Идентификация – мы отождествляем себя с тем, на кого хотим быть похожи. (идентификация с агрессором (стокгольмский синдром))
Сублимация – переносим свои инстинкты в социально-одобряемую деятельность.
Движущие силы развития личности – инстинкты (Эрос и Танатос).