Хозяйственное право
СОДЕРЖАНИЕ: Организационно-правовые формы предприятий. Понятие, особенности и содержание хозяйственных договоров. Общие положения об обязательствах в сфере предпринимательства. Особенности технического государственного регулирования предпринимательской деятельности.КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по хозяйственному праву
Содержание
1. Правовое положение предприятий
1.1 Организационно-правовые формы предприятий
2. Предпринимательские договоры и иные хозяйственные обязательства
2.1 Общие положения об обязательствах в сфере предпринимательства
2.2 Понятие, особенности и содержание хозяйственных договоров
3. Государственное регулирование предпринимательской деятельности
3.1 Техническое регулирование
4. Задача
Литература
1. Правовое положение предприятий
1.1 Организационно-правовые формы предприятий
Предприятия создаются не в любых организационно-правовых формах, а лишь в тех, которые предусмотрены законодательством. В период действия Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности» организационно-правовые формы предприятий устанавливались в этом законе. После отмены организационно-правовые формы стали определяться ГК РФ.
В первой части ГК РФ предусматриваются в основном те же организационно-правовые формы, которые предусматривались ранее, хотя были внесены и некоторые изменения. При этом в ГК РФ предусматриваются организационно-правовые формы не предприятий, а юридических лиц. Среди них указываются и организационно-правовые формы юридических лиц- коммерческих организаций (предприятий).
С точки зрения организационно-правовых форм все предприятия могут быть разделены на две большие группы: унитарные и корпоративные.
Унитарными признаются предприятия, имущество которых не разделено на доли участия. Оно является единым, в связи с чем и возникло название «унитарные предприятия». Унитарные предприятия характеризуются относительно простой системой управления. В современных условиях нашей стране унитарными могут быть только государственные и муниципальные предприятия. Предприятия, действующие на основе частной собственности, не могут создаваться в качестве унитарных.
Корпоративными являются предприятия, имущество которых разделено на доли участия. Обычно в таких предприятиях имеется несколько учредителей (участников). Система управления ими является более сложной, чем система управления унитарными предприятиями.
Корпоративные предприятия подразделяются на хозяйственные товарищества и хозяйственные общества. Не давая пока развернутой характеристики этих видов предприятий, отметим лишь, что в нашей стране хозяйственные товарищества создаются в форме полных товариществ или товариществ на вере (коммандитных товариществ). Хозяйственные общества могут создаваться как общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, акционерные общества.
В условиях рыночной экономики наибольшее значение имеют корпоративные предприятия. Они дают возможность осуществлять концентрацию капитала, ограничивать ответственность участников предприятий по обязательствам последних. В связи с этим в современном российском законодательстве основное внимание уделяется именно корпоративным предприятиям.
При определении в первой части ГК РФ организационно-правовых форм предприятий были исключены некоторые ранее допускавшиеся организационно-правовые формы унитарных предприятий. Это явилось выражением принципиальной линии на развитие прежде всего корпоративных предприятий, однако при реализации такой политики были приняты некоторые спорные решения. Так, была исключена возможность существования унитарных частных предприятий: индивидуальных частных предприятий, семейных предприятий, предприятий общественных и религиозных организаций. Все подобные предприятия, которые были созданы до принятия первой части ГК РФ подлежали ликвидации или преобразованию в хозяйственные товарищества и общества.
В результате оказалось, что вместо более простых унитарных предприятий были созданы более сложные по своей организации корпоративные предприятия- хозяйственные товарищества и общества. Кроме того, предприятия общественных и религиозных организаций являлись по существу подсобными для создавших их организаций (хлебопекарни сельских потребительских обществ, фабрики по производству церковной утвари) в связи с чем преобразование их в хозяйственные товарищества и общества было не вполне логичным.
В данном случае правильная по существу линия на развитие прежде всего корпоративных предприятий была проведена чрезмерно прямолинейно, что привело к усложнению управления предприятиями, не обоснованному реальными явлениями хозяйственной жизни. По-видимому, при проведении реформ предприятий необходимо руководствоваться не сокращением организационно-правовых форм, а напротив, их диверсификацией, позволяющей учитывать все особенности хозяйственной жизни.
Все предприятия подразделяются на унитарные и корпоративные. Деление на унитарные и корпоративные является основной классификацией предприятий. Вместе с тем в пределах этой классификации предприятия, могут выделяться в специальные виды. Здесь речь идет о вторичной классификации предприятий.
Под специальными видами предприятий понимаются такие предприятия, которые обладают определенными особенностями и являются экономически и социально значимыми, в связи с чем в законодательстве имеются специальные нормы по регулированию их организации и деятельности. К специальным видам предприятий относятся малые предприятия, предприятия – монополисты (хозяйствующие субъекты, доминирующие на рынке), предприятия с иностранными инвестициями, дочерние и зависимые предприятия.
2. Предпринимательские договоры и иные хозяйственные обязательства
2.1 Общие положения об обязательствах в сфере предпринимательства
Наука, хозяйственного, а ныне предпринимательского права традиционно выделяет три группы хозяйственных (предпринимательских) обязательств. К первой из них относятся обязательства, складывающиеся при осуществлении хозяйственной деятельности, ко второй- возникающие при ее регулировании, и к третьей- внутрихозяйственные обязательства.
Обязательства, возникающие при осуществлении хозяйственной деятельности, опосредуют так называемые горизонтальные отношения и представлены предпринимательскими договорами. Одна из их главных отличительных черт состоит в том, что, будучи направленными на реализацию товаров, выполнение работ или оказание услуг, они по объективным причинам не могут оказаться вне сферы активного государственного регулирования. В предпринимательских договорах есть две стороны – публично-правовая и частная. В рамках первой из них предприниматель должен выполнять ряд обязательных требований, зато в пределах второй он может действовать более или менее свободно. В правовой науке до сих пор нет общепризнанных представлений, которые позволили бы четко разграничить эти стороны, но один из наиболее удачных взглядов на проблему высказан римским юристом классического периода Ульпианом, который полагал, что критерием различия областей частного и публичного права служит характер защищаемых интересов. К публичному праву принадлежат нормы, ограждающие интересы государства, к частному – посвященные интересам частных лиц.
2.2 Понятие, особенности и содержание хозяйственных договоров
Хозяйственные договоры представляют собой тот правовой инструмент, который связывает предпринимателя с внешним миром, позволяя ему получать прибыль от передачи своего имущества в пользование другим лицам, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Им свойственны все признаки предпринимательства; помимо этого они обладают особенностями, отличающими их от договоров бытовых, и главной из них служит ответственность независимо от вины.
В ГК РФ (ст. 401) установлено общее правило, по которому предприниматель за нарушение обязательства независимо от вины, кроме случаев, предусмотренных законом или договором. Законом ответственность за вину определена, например, для производителя сельскохозяйственной продукции, потому что ему по понятным причинам приходится работать в трудных условиях (ст. 538 ГК РФ); условие о виновной ответственности может быть включено и в договор, но все это носит характер исключений из приведенного правила.
Предприниматель отвечает без вины, потому что в противном случае вступление с ним в договорные отношения сопровождалось бы слишком большой степенью неопределенности. Каждый случай нарушения им обязательства требовал бы рассмотрения вопроса о том, что виновен ли он, т.е. принял ли все необходимые меры для надлежащего исполнения договора при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалось по характеру обязательства и условиям оборота (п. 1 ст. 401 ГК РФ). В результате всякий, связанный с ним договором, оказался бы в состоянии неопределенности в отношении применения к нему мер ответственности в случае неисполнения договора.
В ГК РФ не содержится каких-либо разъяснений о субъектном составе рассматриваемых договоров: в нем отсутствует сам термин «хозяйственный договор», не говоря о его определении. Между тем этот вопрос важен для нас уже потому, что с ним связано определение круга договоров, которые следует считать хозяйственными. В принципе, предприниматель может вступать в договорные отношения с любым лицом, в том числе- с некоммерческими организациями и гражданами. Это обстоятельство, по видимому, и дало основание для вывода в литературе о том, что если хотя бы одной стороной договора выступает коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, его уже можно признать хозяйственным(предпринимательским).
Заключение договоров с внешней стороны мало чем отличается от возникновения всех прочих договорных обязательств. При составлении проекта договора следует обратиться к ст. 432 ГК РФ, в силу которой договор может считаться заключенным при соблюдении двух условий: придания соглашению сторон требуемой формы и наличия в этом соглашении всех существенных условий договора.
По общему правилу, заключенному в ст. 16 1 ГК РФ, сделки юридических лиц между собой требуют письменной формы, а разновидности этой формы видны в ст. 434 ГК РФ, где говорится о составлении одного документа, подписанного сторонами, либо обмене документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. На практике безоговорочно господствуют два способа заключения договора- классический, предусматривающий составление подписанного партнерами документа, который в ряде случаев (например, при продаже недвижимости) служит единственным вариантом формы, и второй- с использованием факсимильной связи.
Государственная регистрация договора требуется при продаже недвижимости, предприятия, аренде здания или сооружения на срок не менее года, аренде предприятия, коммерческой концессии. Понятно, что регистрация обязательства- дополнительный осложняющий элемент для вступающих в него сторон с серьезными правовыми последствиями: отсутствие регистрации упоминавшейся аренды здания, например, не позволяет считать договор заключенным (п. 2 ст. 651 ГК РФ).
Нотариальное удостоверение договоров необходимо лишь в случаях, прямо указанных в законе или в варианте, когда стороны пришли на этот счет к соглашению несмотря на то, что для заключаемого ими договора по закону такое удостоверение не требуется.
Устная форма договора встречается скорее как казус, и с позиций арбитражной практики само по себе устное соглашение, не подтвержденное фактом его исполнения, не дает оснований предъявлять какие-либо требования к контрагенту. Эта позиция вполне соотносится со ст. 162 ГК РФ, где указывается, что несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не препятствует им приводить письменные и иные доказательства.
Существенные условия договора, присутствие которых в соглашении позволяет считать его заключенным, определены в ст. 432 ГК РФ, как, во-первых, условие о предмете договора, во-вторых, все те условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, и, в-третьих, пункты, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. В части 2 ГК РФ, посвященной договорному праву, термин «существенное условие» назван только по отношению к шести договорам, а о «необходимых» условиях речь вообще не идет.
В процессе заключения договоров формируются его условия, которые и образуют содержание договора. Всякий договор начинается с преамбулы, в которой должны быть указаны вступающие в него субъекты и лица, действующие от их имени.
Пункты договора обычно включают такие условия, как предмет договора, цена договора и порядок расчетов, срок договора, права и обязанности сторон, ответственность за нарушение договора, основания освобождения от ответственности, порядок разрешения споров. Приведенный вариант носит усредненный характер, и его задачи не идут дальше общего знакомства со структурой договорного обязательства. Действие договора начинается с момента его заключения, когда он вступает в силу и становится обязательным для сторон. Изменение договора в силу п. 1 ст. 450 ГК РФ возможно по соглашению сторон; в этом проявляется закрепленный в ГК РФ принцип свободы договора. В то же время даже соглашением сторон нельзя изменить договор, если это не допускается законом или тем же договором. Если стороны не пришли к соглашению об изменении договора, либо по указанным обстоятельствам такое соглашение невозможно, им остается прибегнуть к судебному разбирательству. Изложенным правилам подчинен и порядок расторжения договора, причем требование об изменении или расторжении договора может быть заявлено стороной в суд лишь после получения отказа другой стороны на соответствующее предложение, либо неполучения от нее ответа в установленный срок.
3. Государственное регулирование предпринимательской деятельности
3.1 Техническое регулирование
Техническое регулирование является правовой формой государственного регулирования предпринимательской деятельности, что следует из ст. 2 Закона о техническом регулировании. Согласно данной статье техническое регулирование – это правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. В соответствии со ст. 34 Закона о техническом регулировании органы государственного контроля (надзора) вправе выдавать предписание об устранении нарушений требований только технических регламентов. На стандарты это не распространяется, поскольку стандарты применяются добровольно. Действие закона не распространяется на государственные образовательные стандарты, положения (стандарты) о бухгалтерском учете и правила (стандарты) аудиторской деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг и проспектов эмиссии ценных бумаг.
Закон о техническом регулировании устанавливает следующие принципы технического регулирования:
- применение единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
- соответствие технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;
- независимость органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;
- единство системы и правил аккредитации;
- единство правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;
- единство применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;
- недопустимость ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;
- недопустимость совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;
- недопустимость совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;
- недопустимость внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.
В соответствии со ст. 2 рассматриваемого закона технический регламент- это документ, который принят международным договором России, или федеральным в порядке, установленном Законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружения, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Статья 6 Закона о техническом регулировании содержит законченный перечень целей, для достижения которых допускается принятие технических регламентов. Это следующие цели:
- защита жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
-охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
- предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Требования технических регламентов не могут служить препятствием к осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения названных целей.
Статья 8 рассматриваемого закона устанавливает, что в России действуют общие и специальные технические регламенты. Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее- объектов технического регулирования). Требованиями специального технического регламента учитываются технологические особенности отдельных видов объектов технического регулирования. Обязательные требования к отдельным видам объектов технического регулирования определяются совокупностью требований общих и специальных технических регламентов.
Технический регламент принимается федеральным законом. Его разработчиком может быть любое лицо. Принятию технического регламента предшествуют следующие основные стадии:
- уведомление о разработке технического регламента в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию (в настоящее время таким органом является Ростехрегулирование) и в информационной системе общего пользования;
- ознакомление с проектом заинтересованных лиц;
- доработка проекта с учетом замечаний заинтересованных лиц;
- публичное обсуждение проекта;
- внесение субъектом права законодательной инициативы проекта федерального закона о техническом регламенте в Государственную Думу ФС РФ;
- экспертиза проекта и отзыв на проект федерального закона перед вторым чтением в Государственной Думе ФС РФ. Отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии, направляет в Государственную Думу ФС РФ Правительство РФ.
В таком же порядке осуществляются внесение изменений и дополнений в технический регламент и его отмена.
Технические регламенты должны быть приняты в течение семи лет со дня вступления в силу рассматриваемого закона, т.е. с 1 июля 2003г. До вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам технического регулирования, установленные нормативными актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей приведенным выше целям из ст. 6 указанного закона.
Под стандартизацией закон понимает деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленную на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг. Среди целей стандартизации закон называет повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействие соблюдению требований технических регламентов. Одним из принципов стандартизации является добровольное применение стандартов.
Стандарт- это документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, маркировки или этикеткам и правилам их нанесения.
Согласно ст.2 закона подтверждение соответствия – документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Подтверждение соответствия может носить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:
- принятия декларации о соответствии (декларирования соответствия);
- обязательной сертификации.
Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.
Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем:
- принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств;
- принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра).
Форма декларации утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию. Этим же органом осуществляется регистрация оформленных по установленным правилам деклараций о соответствии.
Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется должностными лицами органов государственного контроля (надзора) в порядке, установленном законодательством РФ. Данная сфера государственного контроля попадает под действие Федерального закона от 8 августа 2001г. № 134-ФЗ
4. Задача
Гражданин Иванов обратился в юридическую консультацию за помощью: «Более 3 лет назад строительный кооператив поставил мне домик. Сейчас он находится в крайне плачевном состоянии, дерево раскрошилось, в стенах появились дыры. Эксперт установил, что дом был построен из сырого материала».
Вопросы
1. Можно ли что-либо потребовать от этого кооператива?
2. Возможен ли обмен товара, даже при отсутствии недостатков? В каких случаях?
Решение: 1. В данном случае гражданин Иванов ничего потребовать от кооператива не может, т.к. пропущен срок исковой давности, который составляет 3 года (с момента приемки строительства). Вообще нужно знать какой договор был заключен между кооперативом и Ивановым, если договор строительного подряда, то должен был быть гарантийный срок качества. В течение этого срока подрядчик несет ответственность за недостатки, обнаруженные заказчиком. В случае, когда не установлен гарантийный срок, требования, связанные с недостатками результата работы, могут предъявлены заказчиком при условии, что они были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи результата работы, если иные сроки не установлены законом, договором или обычаями делового оборота (п.2 ст. 724 ГК РФ)
2. Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или по иным причинам не может быть использован потребителем по назначению, в течение 14 дней, не считая дня его покупки. Обмен товара производится, если он не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также товарный или кассовый чеки, выданные вместе с товаром. В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения, покупатель вправе по своему выбору расторгнуть договор купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы или обменять его на аналогичный товар при первом поступлении соответствующего товара в продажу. Продавец обязан сообщить покупателю, потребовавшему обмена товара, о его поступлении в продажу. Если магазин немотивированно откажет покупателю в обмене, возникает возможность обратиться в суд.
Список использованной литературы
1. Айзин С.М., Тихомиров М.Ю. Юридическая служба на предприятии: настольная книга юрисконсульта.
2. Голицын Ю. Из истории государственного регулирования экономической деятельности в России: участие государства в коммерческой деятельности. М., 2001
3. Гражданское право. Учебник/ Под. Ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2001, Т. 2
4. Данилов Е.П. Справочник адвоката: Консультации, защита в суде, образцы документов.- 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Юрайт-Изд, 2007.- 690с.- (Профессиональная практика).
5. Завидов Б.Д. Ответственность предпринимателей и юридических лиц в обязательствах. М., 2001г.
6. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ части первой (постатейный). – Изд. 3-е, испр., доп. и перераб. с использованием судебно-арбитражной практики/ Рук. авт. коллектива и отв. ред. д-р юрид. наук, проф. О.Н. Садиков.- М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: ИНФРА-М, 2005.- ХХХVIII, 1062с.
7. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ части второй (постатейный). – Изд. 5-е, испр., доп. с использованием судебно-арбитражной практики/ Рук. авт. коллектива и отв. ред. д-р юрид. наук, проф. О.Н. Садиков.- М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: ИНФРА-М, 2006.-987с.
8. Лебедев К.К. Предпринимательское и коммерческое право: системные аспекты. СПб, 2002
9. Лаптев В.В. Предпринимательское право: понятие и субъекты
10. Предпринимательское(хозяйственное) право: Учебник под.ред. В.В. Лаптева, С.С. Занковского-М.: Клувер, 2006-560с.- (Серия «Библиотека студента»)
11. Предпринимательское (хозяйственное) право /под. Ред. О.М. Олейник. М., 1999. Т. 1
12. Предпринимательское право РФ/Под. Ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно. М., 2003. С. 2003.
13. Предпринимательское (хозяйственное) право /под. Ред. О.М. Олейник. М., 1999. Т. 1