Художественное новаторство в изображении человека по роману Л. Н. Толстого Война и мир
СОДЕРЖАНИЕ: Художественное новаторство в изображении человека (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир») Автор: Толстой Л.Н. В 1869 году Лев Николаевич Толстой закончил свою шестилетнюю работу над историческим романом-эпопеей “Война и мир”. Хотя писатель считал именно мирную жизнь настоящей жизнью человека, в центре внимания автора - повествование об Отечественной войне.Художественное новаторство в изображении человека (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)
Автор: Толстой Л.Н.
В 1869 году Лев Николаевич Толстой закончил свою шестилетнюю работу над историческим романом-эпопеей “Война и мир”. Хотя писатель считал именно мирную жизнь настоящей жизнью человека, в центре внимания автора - повествование об Отечественной войне. В романе мастерски используются различные нововведения. Это первый исторический роман-эпопея, в котором упомянуто более пятисот героев. Их можно разделить на любимых и нелюбимых автором (положительных и отрицательных). Толстой считал, что самым главным качеством человека является способность к самосовершенствованию и духовному поиску. Положительные герои постоянно самосовершенствуются и меняются, а отрицательные герои стоят на месте в своем духовном развитии. Толстой мастерски рисует портреты своих нелюбимых героев. Они красивы, но красивы застывшей красотой. Они хороши, но бездушны. Автор выделяет в этих людях такие детали, которые в конце концов вызывают раздражение читателя: беломраморные плечи Элен, самодовольное лицо князя Василия. Любимые герои автора могут быть некрасивы, но они духовно прекрасны. Все эти качества особенно ярко проявляются в военных сценах. Для любимых героев война явилась испытанием, проверкой их нравственных качеств. Они честны по отношению к себе и в своих неудачах винят себя.
Страница за страницей раскрываются характеры героев и их разнообразие. С самого начала мы видим двух героев, любимых Толстым. Это, конечно же, Андрей Болконский и Пьер Безухов. Два этих образа воплощают идеальные представления автора о человеке. Они не теряют своей яркости и остаются образами реальных, живых людей, переживающих взлеты и падения, ошибки и раскаяние. Интеллектуальная и духовная высота князя Андрея и Пьера особенно видна на фоне других героев романа.
С самого начала романа мы видим, что князь Андрей жаждет славы. Тщеславное желание заставляло его совершать ошибки. Именно это желание привело его на войну. При первых же звуках боя князь Андрей думает о том, как будет выглядеть его Тулон, который должен был проложить путь к славе. Думал ли князь Андрей о славе, когда схватил знамя и побежал вперед?!..
Но, когда он упал, раненный, на Аустерлицком поле и увидел высокое небо с плывущими по нему серыми облаками, он понял, ясно осознал всю ничтожность своих притязаний. “Как тихо, спокойно, торжественно...”
Толстой представляет нам внутреннее состояние героя в этот переломный момент его жизни. Мы видим, что князь Андрей добивается духовного самоутверждения. Стремясь к материальному благополучию, он не почувствовал бы столь разительной перемены внутри себя, не увидел бы бесконечное небо, ставшее для него символом тишины и успокоения, символом вечной истины — жизни.
Мечтам князя Андрея о славе не суждено было сбыться. Находясь в состоянии полнейшего безразличия, он пытался убедить себя, что жизнь для него уже кончилась. Но Пьер, с его сердечной верой в добро, открыл для друга новую эпоху, с которой началась его новая жизнь во внутреннем мире.
По пути в рязанские имения своего сына князь Андрей увидел огромный старый дуб с обломанными ветками и болячками, покрытыми ветхой, потрескавшейся корой, который, казалось, не хотел видеть ни весны, ни солнца. И тогда Болконский окончательно решил, что жизнь для него закончена.
В начале июня, когда князь Андрей возвращался домой, он въехал в ту же рощу и не узнал тот старый дуб. Это было преображенное дерево. Не было уже обломанных веток, болячек, горя и недоверия. Молодые листья пробились сквозь кору. И тогда князь Андрей вспомнил лучшие минуты своей жизни. Светлые чувства проснулись в нем, он захотел, чтобы все узнали и поняли это. Жизнь не кончена в тридцать один год. Здесь мы видим, как Толстой мастерски сравнивает “диалектику души” князя Андрея с преображением дуба. Этот прием Толстого позволяет нам образно представить весь внутренний процесс, протекающий в душе героя.
Перед смертью князь Андрей размышляет о счастье и о любви. Только перед смертью Болконский приходит к мысли: “Что-то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю”. Лишь в страдании и через страдание он приходит к пониманию настоящей, вечной любви.
Другой любимый герой Льва Толстого — Петр Кириллович Безухое. В начальном восприятии Пьера практически любой человек, с которым он сталкивался, добр, поэтому его так легко обмануть. За наивностью и простотой Пьера стоят не детская несмышленность, не примитивность, а сердечная вера в добро. Он многое видит и многое понимает, но толкует увиденное по-своему, доброжелательно и бескорыстно. Пьер всегда искренен и естествен. Горькие разочарования в жизни, крушение иллюзий, постигающие его и порождающие жестокие приступы тоски, в конце концов рассеиваются благодаря постоянному поиску правды и добра.
Пьер не представлял себе, что женитьба на Элен обернется столь неприятными последствиями. Но каждый поступок героя учит его чему-то. Так, после дуэли с Долоховым Пьер начинает ясно понимать, что он не любит и никогда по-настоящему не любил Элен. Но Пьер, несмотря на кажущуюся слабость характера, никогда не искал поверенного для своего горя. Он пытался сам понять свои ошибки и исправить их.
В надежде помочь людям Пьер стал членом масонской ложи. Он желал исправить себя и заблуждающийся род человеческий.
Развитию духовного мира героя способствует во многом встреча с Платоном Каратаевым. Сам Пьер не может, как Каратаев, чувствовать себя лишь каплей океана народного бытия. Но ощущение чего-то “непостижимого, круглого, вечного”, уничтожающего страх смерти, закрепляется в его сознании навсегда.
Настоящий человек для Толстого - это человек, который может жить в гармонии со всем миром, как Платон Каратаев. Для автора также важно отношение людей к семье, любви, природе и искусству. Все нелюбимые герои показаны в отрыве от всего этого. Ярким примером может служить семья Курагиных. В этой семье нельзя увидеть какой-либо “поэзии”, все ее члены связаны только кровным родством, но не духовным. Положительные герои являются органичной частью окружающего.их мира. Все изменения природы влияют на них, находят отклик в их душах. И всем любимым героям когда-нибудь откроется “вечное небо”, как Андрею Болконскому, которое повлияет на их взгляды.
Характеры героев также раскрываются в их отношении к искусству.
Вспомним роль музыки в доме Ростовых. Когда Николай Ростов, проиграв в карты крупную сумму денег Долохову, приехал домой и услышал удивительное пение сестры, он понял, что это главное, остальное все изменчиво и ложно.
Толстой великолепно показал разные пути достижения героями своих истин. Они все шли разными дорогами, но пришли к одному. Их всех объединяет одна общая черта — правдоискательство. Только ощущая себя причастным к общей жизни, человек может выполнять свои личные задачи и жить в гармонии с самим собой и со всем миром.
Толстой широко использовал художественное новаторство в изображении человека в романе “Война и мир”. Читая роман и глядя на “духовный рост” героев, сам невольно находишься в поиске тишины, спокойствия и правды.