Концепция организации занятий по теме «Формирование пространственной и образовательной среды пришкольных участков в условиях мегаполиса»

СОДЕРЖАНИЕ: Павлова Вера Александровна –,доцент кафедры «Ландшафтная архитектура», кандидат архитектуры

Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов»

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Московский архитектурный институт (государственная академия)»

Научно-информационный материал 30.5.3.1.

Концепция организации занятий по теме

«Формирование пространственной

и образовательной среды

пришкольных участков в условиях мегаполиса»

Ожегова Екатерина Сергеевна – доцент кафедры «Ландшафтная архитектура»

Павлова Вера Александровна –,доцент кафедры «Ландшафтная архитектура», кандидат архитектуры

Москва

2010

1. Реферат

Объект разработки : программа повышения квалификации учителей средней школы по комплексу дисциплин под общим названием «Основы объемно-пространственной композиции и приемы ландшафтного дизайна»; научно-методические рекомендации по проведению информационно-образовательного семинара с учителями средней школы и мастер-класса по теме «Пространственная и образовательная среда пришкольных участков в условиях мегаполиса».

Цель разработки : разработать комплекс научно-образовательных мероприятий, включающих научно-методические рекомендации для повышения квалификации педагогов средней школы для совместного творчества и художественно-преобразующей деятельности с учащимися в плане пространственного преобразования школьных зданий и пришкольных участков.

Результаты : публикация научно-образовательных материалов в сети Интернет в системе Открытого образования МАрхИ, разработка проектов благоустройства пришкольных территорий совместно с учителями средних школ на информационно-образовательном семинаре и мастер-классах.

Внедрение : реализация разработанных проектов благоустройства школьных дворов на базе мастерских Комбината повышения квалификации учителей ЦАО.

2. Общая характеристика работы.

Ландшафтное проектирование решает вопросы комплексной организации жизненной среды человека, при этом выходит за рамки приемов построения садово-паркового ландшафта. Подобная ориентация продиктована расширением набора задач, стоящих перед архитекторами на стыке областей градостроительства и проектирования отдельных зданий и сооружений. Объекты ландшафтной архитектуры – территории городской среды (рекреационные, пешеходные, производственные, жилые зоны); их фрагменты (сады, парки, скверы, бульвары, дворы, мосты, отдельные памятники природы).

В результате обучающей программы повышения квалификации учителей средней школы слушатели осваивают основы методов формирования ландшафта, опираясь на исторический опыт садово-паркового искусства, знания по экологии, дендрологии, ботаники, гидрологии, почвоведения, инженерной подготовки территории и другим дисциплинам. Итогом совместной работы педагогов Московского Архитектурного Института и учителей биологии, географии, изобразительного искусства, трудового воспитания должны стать проекты формирования пространственной и образовательной среды пришкольных участков в Центральном округе г.Москвы.

Необходимо учитывать специфику данного совместного проекта пришкольного благоустройства. Здесь важна, с одной стороны, широта взгляда авторов, их осведомленность во многих смежных дисциплинах, с другой, - учитывая сжатые сроки обучения, - важно сконцентрировать свои усилия, которые определят конечный результат комплексного проектирования (эстетические, функциональные, экологические, коммерческие, конструктивные или философско-мировоззренческие решения поставленных задач). Акцент в проектировании школьного двора ставится на создании индивидуальных ярких пространств, определяющих лицо школы/

3. Состав работы.

Работа состоит из следующих разделов:

· программа теоретического курса повышения квалификации учителей под общим названием «Основы объемно-пространственной композиции и приемы ландшафтного дизайна»;

· научно-методические рекомендации к проведению информационно-образовательного семинара с учителями средней школы и мастер-класса по теме «Пространственная и образовательная среда пришкольных участков в условиях мегаполиса»;

4. Описание разделов работы.

4.1. Программа теоретического курса «Основы объемно-пространственной композиции и приемы ландшафтного дизайна» состоит из четырех лекций:

Лекция 1 .

Традиционные приемы организации пространства в ландшафтной архитектуре .

Закрытые сады эпохи средневековья.

Сад, как продолжение замкнутого пространства дома, отгороженный от окружающего мира. Символика сада. Сады при замках, монастырские сады, ботанические сады университетов.

Итальянский сад эпохи возрождения.

Сад, расположенный на рельефе, продолжением которого является окружающий пейзаж. Роль наблюдательной перспективы в садовом искусстве итальянского возрождения.

Французский сад в эпоху барокко.

Построение композиции живописного полотна и фрагмента сада. Линейная перспектива и творчество Андре Ленотра.

Английский пейзажный парк.

Парк как трёхмерный живописный пейзаж. Влияние Китая на садово-парковое искусство Европы. Литература в создании композиции сада.

Лекция 2.

Современная ландшафтная архитектура и дизайн.

Направления в современной ландшафтной архитектуре.

Эстетические концепции основных ландшафтных школ. Природа, экология и современные технологии как основа эстетики современной ландшафтной архитектуры. Классические способы организации открытых пространств, их место в ландшафтной архитектуре XXI века.

Область творчества ландшафтных архитекторов.

Природные ландшафты, коммуникации в природе и городской среде, открытые общественные пространства городов и населённых мест, ландшафты с особым тематическим статусом, частные сады и парки.

Дизайн и ландшафтная архитектура.

Дизайн в создании основной идеи-концепции проекта. Направление «ленд-арт», его идеологи и наиболее яркие проекты. Творчество дизайнеров, как создателей деталей архитектурного произведения.

Лекция 3 .

Исторические концепции ландшафтной архитектуры.

Основные принципы ландшафтной архитектуры как метода архитектурного творчества.

Определение ландшафтной архитектуры как стилистического направления, творческого метода в архитектурном творчестве.

Формирование исторических концепций ландшафтной архитектуры. Концепция утилитарной ландшафтной архитектуры.

Характеристика первой концепции «Утилитарная ландшафтная архитектура»: обеспечение потребности человека в природных элементах.

Концепция «Природная религиозность».

Сакрализация флоры, признание божественности космического миропорядка, поиск органичного сопряжения архитектуры и природы, природы и человека, преклонение перед тайною ее законов – основные принципы концепции.

Концепция «Эстетизация ландшафта».

Расцвет концепции в период Возрождения и следующий за ним период абсолютных монархий в Европе. Классические примеры садово-паркового искусства. Приемы эстетизации ландшафта.

«Экологическая» концепция ландшафтной архитектуры.

Создание мер для защиты природного ландшафта от загрязнения и уничтожения, борьба за чистоту природных стихий, создание безвредных условий для жизни человека в искусственной среде.

Концепция «Символическая интерпретация природы».

Свойство архитектурных форм соответствовать в восприятии природным образованиям. Принципы интерпретации природы. Город – особая форма существования природы: не антипод ее, а интерпретатор.

Концепция «Компенсация природы».

Принцип возмещения, «компенсации ущерба». Геоэквивалентность – соответствие создаваемого человеком культурного ландшафта существовавшему на его месте естественному – осуществляется посредством следующих приемов: воспроизводство территории (сады на крыше, вертикальное озеленение фасадов), подземная архитектура.

Лекция 4 .

Пространственные иллюзии в ландшафтной архитектуре.

Определение понятия «пространственные иллюзии» .

Примеры «обманок» в истории ландшафтной архитектуры.

Пространственные иллюзии, приемы визуального расширения или углубления пространства, стремление показать архитектурный объект на гармоничном фоне или акцентирование природных элементов в современных стесненных условиях города.

Восемь приемов применения метода пространственных иллюзий : искусственная перспектива, виста, оптическая иллюзия с фиксированной точкой обзора, дематериализация, эфемерида, тиражирование, слайд-картина, цифровая вода. Современная ландшафтная архитектура как творческий акт соединения с природой использует все возможности подчеркнуть свою экологическую сущность – на уровне символов, визуальных предпочтений, оптических эффектов.

4.2. Научно-методические рекомендации к проведению информационно-образовательного семинара с учителями средней школы и мастер-класса по теме «Пространственная и образовательная среда пришкольных участков в условиях мегаполиса».

Создание индивидуальных ярких пространств вокруг московских школ – одна из приоритетных задач комплексной реконструкции открытых пространств города. Благоустройство пришкольных территорий рассматривается не как «озеленение», а как создание тематических микроландшафтов, представляющих «лицо школы».

Тематические открытые пространства – актуальная тема в ландшафтном проектировании. На кафедре «Ландшафтная архитектура» МАрхИ за последние годы были созданы такие проекты, как парк «Евангельская тропа» вокруг храма-памятника 1000-летию крещения Руси, «Панельный парк» как память об исчезающей пятиэтажной застройке 60-х, «Парапарк» для людей с ограниченными возможностями, «Парк экологического мониторинга» в Мякининской пойме, «Геопарк» в Люблино на месте бывших полей фильтрации, «Археопарк» на Манежной площади, «Парк Ерофеева» при заводе «Кристалл», Релакспарки. В зарубежной практике ландшафтной архитектуры тематические открытые пространства создают архитекторы и дизайнеры Марта Шварц, Ненси Холт, Шумио Масуно, Исама Ногачи, Дани Караван и многие другие. В разработке проектов благоустройства пришкольной территории предлагается опираться на многообразный отечественный и зарубежный опыт.

Школьный двор делится на функциональные зоны: площадка перед школой для собраний учащихся, игровые площадки для младших школьников, спортивные площадки, место приложения труда школьников (школьный огород, сад), хозяйственная зона. Предлагается продумать тематическое решение той части пространства двора, которая не имеет жестких планировочных ограничений. Такое решение предполагает выделение зон, связанных одной тематикой. Например, темой предметов, изучаемых школьниками, или достаточно свободными темами, такими как информация, искусство, отдых, природа и т.д. Выделяются возможные организующие пространство компоненты: традиционные - малые формы (ограда, скамейки, фонари, беседки), озеленение, проезды, дорожки, и более сложные в выполнении – открытая эстрада, символическая скульптура или художественное мощение. В зависимости от размера пришкольной территории и концепции проекта набор этих компонентов может варьироваться.

Предлагается использовать набор архитектурно-ландшафтных приемов для создания определенного ландшафтного сценария школьного участка. Например, ограда территории может быть решена с использованием отражающих поверхностей (зеркал), витражей, чередования прозрачных и глухих участков в зависимости от желания открыть пространство сада на улицу (сценарий «Двор без границ») или скрыть нежелательный вид, создать камерное замкнутое пространство (сценарий «Монастырский двор»). Рекомендуется использовать цветное мощение, цветовые акценты в малых архитектурных формах (сценарий «Палитра художника»), возможности дендроформообразования, геопластику (сценарий «Двор – биологический кабинет»), создание арт-объектов из подручных материалов, интерактивных слайд-картин, возможности вечернего освещения для выделения смысловых точек композиции сада.

5. Заключение (выводы).

5.1. Создание тематических парков и озелененных пространств – актуальная тема в современном городском ландшафтном проектировании. Благоустройство пришкольных территорий рассматривается не как «озеленение», а как создание тематических микроландшафтов, представляющих «лицо школы».

5.2. Предлагается использовать набор архитектурно-ландшафтных приемов для создания определенного ландшафтного сценария школьного сада. Дается характеристика архитектурно-ландшафтных приемов (ограда, цветовые акценты, дендроформообразование, геопластика, арт-объекты, интерактивные слайд-картины и др.)

5.3. Ландшафтные сценарии условно разделены на следующие группы: познавательные, эстетические, спортивные, экологические, воспитательные, хозяйственные. Благоустройство школьного двора, выполненное в соответствии с тематической программой ландшафтного сценария, продолжит образовательный процесс за стенами школьного здания, повлияет на эстетический и нравственный уровень школьников.

5. Список используемых источников:

1. Вергунов А.П., Денисов М.Ф., Ожегов С.С. Ландшафтное проектирование. Москва, Высшая школа, 1991, 240 с.

2. Дормидонтова В.В. История садово-парковых стилей. Москва, Архитектура-С, 2003, 207 с.

3. Забелина Е.В. Поиск новых форм в ландшафтной архитектуре. Москва, Архитектура-С, 2005, 160 с.

4. Квасов А.Ф. Ландшафтная архитектура: специальность или метод? \\ Архитектура, строительство, дизайн. 1996, №3, стр.39.

5. Квасов А.Ф., Ожерельева М.В., Судаков М.И., Топунов А.И. Архитектурная дендрология. Москва, Издатель Судаков М.И., 2007, 414 с.

6. Нефедов В.А. Ландшафтное проектирование. Спб, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, 1996, 92 с.

7. Ожегов С.С. История ландшафтной архитектуры. Москва, Ладья, 1994, 192 с.

8. Ожегова Е.С. Ландшафтная архитектура. История стилей. Москва, Оникс, 2009. 559 c.

9. Павлова В.А. Исторические концепции ландшафтной архитектуры. Дис. на соиск. уч. степ. канд. арх., МАРХИ, 1998, 147 с.

10. Павлова В.А. Пространственные иллюзии. Методы визуальной коррекции среды. Электронный журнал AMIT Московского Архитектурного института. 2009, №4.

11. Сычева А.В. Ландшафтная архитектура. Минск, Парадокс, 2002, 87 с.

12. Табышалиева Дж.С. Природные формы в городской среде. Дис. на соиск. уч. степ. канд. арх., МАРХИ, 1992, 155 с.

Скачать архив с текстом документа