Концепция развития мирового рынка телекоммуникаций
СОДЕРЖАНИЕ: В статье предложена концепция развития мирового рынка телекоммуникаций, в которой выделены три уровня: глобальный, межгосударственный и национальный.Концепция развития мирового рынка телекоммуникаций
Б.А. Аникин
О.Б. Аникин
Проведенные до настоящего времени исследования не предлагают концептуальную основу развития телекоммуникаций, как на национальном, так и на мировом уровне, которая давала бы комплексную оценку воздействия телекоммуникаций на развитие страны и мировой экономики в целом. Без такой концепции затруднительно оценить и определить способы максимизации положительного и сокращения отрицательного воздействия телекоммуникаций на мировую экономику. Концепция развития телекоммуникаций предполагает формирование системы взглядов, идей и способов понимания происходящих процессов и явлений на рынке телекоммуникаций и его составляющих сегментах в условиях глобализации мирохозяйственных связей, которая, в свою очередь, постепенно преобразует мировое хозяйство в единый рынок товаров, услуг, капиталов, рабочей силы и информационно-коммуникационных технологий.
Предлагаемая концепция развития телекоммуникаций разделена на три уровня, которые отличаются степенью влияния принимаемых решений на развитие национальной и мировой экономики в целом: подконцепция национального развития телекоммуникаций, подконцепция межгосударственного развития телекоммуникаций и глобальная подконцепция развития телекоммуникаций (см. табл. 1, 2, 3). Перечисленные подконцепции взаимосвязаны друг с другом и в результате такого взаимодействия мы получаем комплексную оценку влияния телекоммуникаций на развитие национального и мирового хозяйства как в условиях поступательного развития мировой экономики, так и в условиях мировых кризисов [1].
Таблица 1
№ |
Составляющие подконцепции национального развития телекоммуникаций |
1 |
Оценка роли и места телекоммуникаций в развитии национальной экономики [7; 10; 11; 12; 13] |
2 |
Внедрение инновационных технологий для развития национальных телекоммуникаций [4; 11] |
2.1 |
Развитие национального электронного правительства [10]. |
2.2 |
Организация национальной системы взаимодействия электронных баз данных министерств |
2.3 |
Расширение национального производства современного конкурентоспособного телекоммуникационного оборудования: телефонов, оборудования инфраструктуры мобильной связи, оборудования для оптических сетей, оборудования NGN (сетей следующего поколения), оборудования для локальных сетей беспроводного доступа (WLAN), фиксированных и мобильных систем WiMAX, оборудования корпоративной телефонии, оборудования широкополосного доступа, оборудования для оптических сетей и т.д. [4; 7] |
2.4 |
Создание национальной системы утилизации телекоммуникационного оборудования. |
2.5 |
Создание национальной системы повторного использования восстанавливаемых компонентов телекоммуникационного оборудования |
2.6 |
Развитие национальной системы цифрового телевидения |
2.7 |
Совершенствование уже существующих национальных телекоммуникационных систем (например, ГЛОНАСС) |
2.8 |
Создание национальной системы внедрения новых технологий и поддержки развития новых телекоммуникационных решений |
2.9 |
Сокращение ресурсоемкости и энергоемкости национального производства и эксплуатации телекоммуникационного оборудования |
2.10 |
Внедрение национальной системы безбумажного (электронного) документооборота |
2.11 |
Совершенствование национальных систем защиты телекоммуникационных каналов |
2.12 |
Внедрение в стране стандартов связи последнего поколения [4] |
2.13 |
Модернизация устаревшего телекоммуникационного оборудования на национальном уровне [7] |
3 |
Социально-экономические и организационные аспекты развития национальных телекоммуникаций [7; 8; 9] |
3.1 |
Телефонизация удаленных населенных пунктов РФ [7] |
3.2 |
Оснащение средствами связи транспортных магистралей страны |
3.3 |
Развитие национальной системы сервисного обслуживания телекоммуникационного оборудования |
3.4 |
Создание национальной системы финансирования исследований в телекоммуникационной сфере [5] |
3.5 |
Организация национальных систем связи и замены устаревшего телекоммуникационного оборудования на новое в медицинских и образовательных учреждениях [7] |
3.6 |
Создание национальной системы контроля и сокращения негативного воздействия телекоммуникаций на окружающую среду |
3.7 |
Развитие национальной системы аутсорсинга в телекоммуникационной сфере. |
3.8 |
Обеспечение доступа к телекоммуникациям беднейших слоев населения РФ [7] |
3.9 |
Совершенствование национальной системы подготовки кадров для телекоммуникационной сферы |
3.10 |
Совершенствование национальной системы доступа к информации [7] |
3.11 |
Создание национальных стратегических альянсов в телекоммуникационной сфере. |
3.12 |
Развитие систем национальной интернет-торговли |
4 |
Развитие национальной законодательной базы в сфере телекоммуникаций |
4.1 |
Совершенствование национальной законодательной базы с целью привлечения инвестиций в телекоммуникационную сферу (в первую очередь в новейшие сектора) [5] |
4.2 |
Создание национальной нормативно-правовой базы регулирования работ, которые выполняются дистанционно, т.е. с использованием телекоммуникационного оборудования |
№ |
Составляющие подконцепции национального развития телекоммуникаций |
4.3 |
Рост финансирования национальных фундаментальных исследований в телекоммуникационной сфере [5] |
4.4 |
Создание национальной системы повышения открытости бизнеса и государственных служб на основе использования телекоммуникационного оборудования и услуг |
4.5 |
Совершенствование национальной системы регулирования слияний и поглощений телекоммуникационных компаний |
4.6 |
Совершенствование регулирования национального Интернета |
5 |
Внедрение стратегий развития на национальном рынке телекоммуникаций [6]: |
5.1 |
«Подрывная» технология |
5.2 |
Стратегии развития в розничных сетях продаж мобильных телефонов |
5.3 |
Стратегия аутсорсинга в деятельности телекоммуникационных компаний |
5.4 |
Стратегия развития компании на основе матрицы «рост/доля рынка» |
5.5 |
Стратегия конкурентной борьбы Майкла Портера |
5.6 |
Стратегия борьбы за интеллектуальное лидерство |
5.7 |
Стратегия способов доставки ценностей Трейси и Вирсемы |
5.8 |
Стратегия экосистем Джеймса Ф. Мура |
5.9 |
Стратегия соконкуренции Адама М. Бранденбургера и Барри Дж. Нейлбаффа |
6 |
Встраивание национальной подконцепции в подконцепцию регионального (стран ближнего зарубежья) развития телекоммуникаций |
7 |
Встраивание национальной подконцепции в подконцепцию глобального развития телекоммуникаций |
8 |
Сближение подконцепции национального развития телекоммуникаций с концепциями развития в других отраслях экономики России |
Таблица 2
№ |
Составляющие подконцепции межгосударственного развития телекоммуникаций |
1 |
Оценка места и роли телекоммуникаций в рассматриваемом регионе (стран ближнего зарубежья) [7; 11; 124 13] |
2 |
Интеграция России в региональный (стран ближнего зарубежья) телекоммуникационный рынок [8]. |
3 |
Внедрение инновационных технологий для выхода на телекоммуникационные рынки стран ближнего зарубежья [4; 11]. |
3.1 |
Организация региональной системы электронного взаимодействия со странами ближнего зарубежья |
3.2 |
Расширение совместного производства современного конкурентоспособного телекоммуникационного оборудования со странами ближнего зарубежья [ 4] |
3.3 |
Создание региональной (стран ближнего зарубежья) системы утилизации телекоммуникационного оборудования |
3.4 |
Создание региональной (стран ближнего зарубежья) системы повторного использования восстанавливаемых компонентов телекоммуникационного оборудования |
3.5 |
Развитие региональной (стран ближнего зарубежья) системы цифрового телевидения. |
3.6 |
Внедрение уже существующих телекоммуникационных систем в странах ближнего зарубежья (например, ГЛОНАСС) |
3.7 |
Создание региональной (стран ближнего зарубежья) системы внедрения новых технологий и поддержки развития новых телекоммуникационных решений |
3.8 |
Внедрение региональной (стран ближнего зарубежья) системы безбумажного (электронного) документооборота |
3.9 |
Совершенствование региональной (стран ближнего зарубежья) системы защиты телекоммуникационных каналов |
3.10 |
Внедрение стандартов связи последнего поколения на региональном уровне (стран ближнего зарубежья) [4] |
3.11 |
Модернизация устаревшего телекоммуникационного оборудования на региональном уровне (стран ближнего зарубежья) [7] |
№ |
Составляющие подконцепции межгосударственного развития телекоммуникаций |
4 |
Социально-экономические и организационные аспекты регионального (стран ближнего зарубежья) развития телекоммуникаций [7; 8; 9] |
4.1 |
Совершенствование средств связи на транспортных магистралях региона (стран ближнего зарубежья) |
4.2 |
Развитие региональной (стран ближнего зарубежья) системы аутсорсинга в телекоммуникационной сфере |
4.3 |
Совершенствование региональной (стран ближнего зарубежья) системы подготовки кадров для телекоммуникационной сферы |
4.4 |
Совершенствование региональной (стран ближнего зарубежья) системы доступа к информации |
4.5 |
Расширение экспортных поставок телекоммуникационного оборудования и экспорта телекоммуникационных услуг в страны ближнего зарубежья |
4.6 |
Создание региональных (стран ближнего зарубежья) стратегических альянсов в телекоммуникационной сфере |
4.7 |
Развитие систем региональной (стран ближнего зарубежья) интернет-торговли |
5 |
Совершенствование региональной (стран ближнего зарубежья) законодательной базы в сфере телекоммуникаций |
5.1 |
Создание региональной (стран ближнего зарубежья) нормативно-правовой базы регулирования работ, которые выполняются дистанционно, т.е. с использованием телекоммуникационного оборудования |
5.2 |
Совершенствование региональной (стран ближнего зарубежья) системы регулирования слияний и поглощений телекоммуникационных компаний |
5.3 |
Совершенствование регулирования регионального (стран ближнего зарубежья) Интернета |
6 |
Внедрение стратегий развития на региональном рынке (стран ближнего зарубежья) телекоммуникаций [6]: |
6.1 |
«Подрывная» технология |
6.2 |
Стратегии развития в розничных сетях продаж мобильных телефонов |
6.3 |
Стратегия аутсорсинга в деятельности телекоммуникационных компаний |
6.4 |
Стратегия развития компании на основе матрицы «рост/доля рынка» |
6.5 |
Стратегия конкурентной борьбы Майкла Портера |
6.6 |
Стратегия борьбы за интеллектуальное лидерство |
6.7 |
Стратегия способов доставки ценностей Трейси и Вирсемы |
6.8 |
Стратегия экосистем Джеймса Ф. Мура |
6.9 |
Стратегия соконкуренции Адама М. Бранденбургера и Барри Дж. Нейлбаффа |
7 |
Взаимоувязка национальной подконцепции и подконцепции регионального (стран ближнего зарубежья) развития телекоммуникаций |
8 |
Встраивание подконцепции регионального (стран ближнего зарубежья) развития телекоммуникаций в под- концепцию глобального развития телекоммуникаций |
9 |
Сближение подконцепции регионального (стран ближнего зарубежья) развития телекоммуникаций с концепциями развития в других отраслях экономики региона |
Таблица 3
Подконцепция глобального развития телекоммуникаций
№ |
Составляющие подконцепции глобального развития телекоммуникаций |
1 |
Оценка места и роли телекоммуникаций в мировой экономике [7; 11; 12; 13] |
2 |
Интеграция России в мировой телекоммуникационный рынок [8]. |
3 |
Внедрение инновационных технологий для выхода на мировой рынок телекоммуникаций [4; 11] |
3.1 |
Организация международной системы электронного взаимодействия со странами дальнего зарубежья |
3.2 |
Расширение кооперации производства современного конкурентоспособного телекоммуникационного оборудования со странами дальнего зарубежья [4] |
3.3 |
Создание глобальной системы утилизации телекоммуникационного оборудования |
3.4 |
Создание глобальной системы повторного использования восстанавливаемых компонентов телекоммуникационного оборудования |
3.5 |
Развитие глобальной системы цифрового телевидения |
3.6 |
Внедрение уже существующих национальных телекоммуникационных систем в странах дальнего зарубежья (например, ГЛОНАСС) |
№ |
Составляющие подконцепции глобального развития телекоммуникаций |
3.7 |
Внедрение глобальной системы безбумажного (электронного) документооборота |
3.8 |
Совершенствование глобальных систем защиты телекоммуникационных каналов |
3.9 |
Совершенствование телекоммуникационного взаимодействия со странами дальнего зарубежья |
3.10 |
Модернизация устаревшего телекоммуникационного оборудования для обеспечения телекоммуникационного взаимодействия со странами дальнего зарубежья [4; 7] |
4 |
Социально-экономические и организационные аспекты развития глобальных телекоммуникаций [7; 8; 9] |
4.1 |
Оснащение средствами связи международных транспортных коридоров |
4.2 |
Создание международной системы контроля и сокращения негативного воздействия телекоммуникаций на окружающую среду |
4.3 |
Развитие глобальной системы аутсорсинга в телекоммуникационной сфере |
4.4 |
Организация взаимодействия с ведущими мировыми центрами подготовки кадров для телекоммуникационной сферы |
4.5 |
Совершенствование глобальной системы доступа к информации |
4.6 |
Создание глобальных стратегических альянсов в телекоммуникационной сфере |
4.7 |
Расширение экспортных поставок телекоммуникационного оборудования и экспорта телекоммуникационных услуг в страны дальнего зарубежья |
4.8 |
Развитие глобальной системы интернет-торговли |
5 |
Развитие глобальной законодательной базы в сфере телекоммуникаций |
5.1 |
Гармонизация национальных, региональных и глобальных нормативно-правовых документов в телекоммуникационной сфере |
5.2 |
Совершенствование глобальной системы регулирования слияний и поглощений телекоммуникационных компаний |
5.3 |
Совершенствование регулирования глобального Интернета |
6 |
Внедрение стратегий развития на мировом рынке телекоммуникаций [6]: |
6.1 |
«Подрывная» технология |
6.2 |
Стратегии развития в розничных сетях продаж мобильных телефонов |
6.3 |
Стратегия аутсорсинга в деятельности телекоммуникационных компаний |
6.4 |
Стратегия развития компании на основе матрицы «рост/доля рынка» |
6.5 |
Стратегия конкурентной борьбы Майкла Портера |
6.6 |
Стратегия борьбы за интеллектуальное лидерство |
6.7 |
Стратегия способов доставки ценностей Трейси и Вирсемы |
6.8 |
Стратегия экосистем Джеймса Ф. Мура |
6.9 |
Стратегия соконкуренции Адама М. Бранденбургера и Барри Дж. Нейлбаффа |
7 |
Взаимоувязка подконцепции глобального развития и национальной подконцепции развития телекоммуникаций |
8 |
Взаимоувязка подконцепции глобального развития и подконцепции регионального (стран ближнего зарубежья) развития телекоммуникаций |
9 |
Сближение подконцепции глобального развития телекоммуникаций с концепциями развития в других отраслях мировой экономики |
Данная концепция развития телекоммуникаций в современных условиях предоставляет дополнительные возможности для решения существующих противоречий между экономическим ростом, природоохранной деятельностью и социальными процессами. Существенное расширение исследований телекоммуникаций в последние годы все еще не дает ответы на многие вопросы, которые ждут своих исследователей.
Процессы разработки, внедрения и использования телекоммуникаций во многих странах мира (особенно, в наименее развитых) находятся на начальном этапе развития. Но, несмотря на это, телекоммуникации предоставляют уникальные возможности ускорять развитие экономики, увеличивать производительность и давать дополнительные возможности в различных областях деятельности (например, они способствуют внедрению и развитию новых технологий, ускоряют процесс принятия решений, упрощают взаимодействие сотрудников и т.д.). На национальном уровне, так же как и на других, с развитием телекоммуникаций, происходят изменения в законодательной сфере, воздействие которых может носить как ускоряющий, так и замедляющий эффект для развития экономики.
Процесс оценки роли телекоммуникаций как вектора современного развития национальной экономики включает анализ набора воздействий и возможностей, которые формируются благодаря: существованию телекоммуникационного оборудования и связанными с этим процессами, включающими проектирование, производство, эксплуатацию и утилизацию; применение и использование телекоммуникационного оборудования (например, в электронном бизнесе, для сотовой связи, для IP- связи и т.д.); совокупному эффекту от использования телекоммуникаций большим числом людей в течение определенного периода времени.
В процессе проектирования, производства, эксплуатации и утилизации телекоммуникационного оборудования происходит негативное воздействие на окружающую среду, поэтому для решения этой проблемы необходимо принять специальные меры. Опасными материалами, используемыми в качестве компонентов, являются: аккумуляторы в мобильных телефонах, содержащие токсичные литий или кадмий; электронно-лучевые трубки, содержащие свинец, который является высокотоксичным; различные приборы, покрытые специальными составами, в том числе содержащими токсичные материалы. Все еще остается не полностью решенным вопрос об утилизации телекоммуникационного оборудования. Возможным решением этого вопроса может стать повторное использование восстанавливаемых компонентов оборудования. В ЕС от производителей сферы ИКТ (информационнокоммуникационные технологии) требуют 65-80% восстановления и использования электронных отходов [3, с. 301, 305].
Производство телекоммуникационного оборудования относительно ресурсоемкое (например, для производства компьютерной микросхемы необходимо около 45,5 л воды, преимущественно, для промывки, то есть завод потребляет от 4,5 до 13,5 млн л воды каждый рабочий день; производство персонального компьютера дает 0,19 тонн парниковых газов, 36 кг отходов и при этом необходимо 3,6 ГДж энергии). Кроме того, телекоммуникационное оборудование в режиме ожидания продолжает потреблять энергию. Однако с появлением новых технологий имеющиеся ресурсы будут использоваться более эффективно, будет происходить сокращение расхода энергии [3, с. 301-302].
По сравнению с более вредными производствами (химическое, металлургическое производство, транспортное машиностроение и т.д.), производство телекоммуникационного оборудования наносит значительно меньший ущерб окружающей среде.
В результате бурного развития телекоммуникаций, электронной коммерции повышается эффективность бизнеса. Использование телекоммуникаций способствует сокращению продолжительности разработки продуктов, происходит объединение цепей поставок, оптимизация снабжения организаций, управления товарно-материальными запасами, использование компьютерных систем управления, баз данных, использование ИКТ для контроля за работающими системами (например, программы управления системами отопления, кондиционирования и вентиляции в одном из колледжей позволили сэкономить 11,2 млн евро, сократили потребление электроэнергии на 20 тыс. киловатт и выбросы диоксида углерода на 48 тыс. т [2]), сокращение объемов используемой бумаги), сокращается продолжительность жизненного цикла части товаров, упрощается доступ на финансовые рынки, лучше учитывается мнение потребителей, малым и средним компаниям (SME) становится легче выйти на глобальные рынки, все более широкое распространение в результате развития телекоммуникаций получает торговля через интернет (системы «бизнес-потребитель»(В2С), «бизнес-бизнес»(В2В)), в результате увеличивается объем поставок интернет-компаниями потребителям, что может сократить количество поездок людей в магазины, но увеличить количество поставок интернет-магазинов.
Применение дистанционных форм организации работы уменьшает количество поездок сотрудников на работу и обратно, что в совокупности может уменьшить количество пробок на дорогах, время в пути и, как следствие, сокращение загрязнения окружающей среды. Однако, возможно увеличение количества поездок в свободное время на отдых [3, с. 305]. Распространение телекоммуникаций способствует развитию торговли нематериальными товарами (например, программным обеспечением, электронными книгами и т.д.). Здесь нужно выделить два процесса: во-первых, процесс виртуализации, когда происходит увеличение использования электронных файлов (например, электронных книг, электронных документов, услуг в режиме реального времени (on-line), оказываемых через интернет и т.д.), во-вторых, процесс девиртуализации, когда электронные документы распечатываются, музыкальные файлы записываются на СБ, DVD и т.д., тем самым увеличивая негативное воздействие на окружающую среду [3, с. 309-310]. Распространение телекоммуникаций способствует улучшению распространения информации в мировой экономике (например, через интернет легче получить доступ к информации о здоровье, о культуре, о продуктах и компаниях, доступ к правительственной информации (напр., проект «Электронное правительство»), легче участвовать в общественной жизни, организовать дистанционное обучение, собрать необходимые документы и т.д.). Распространение телекоммуникаций увеличивает размеры самого сектора, создает новые направления развития (напр., IP-телефонию, системы глобального позиционирования (GPS, ГЛОНАСС) и новые рабочие места, прочем каждое такое новое рабочее место становится причиной создания до 4-х рабочих мест в других отраслях (за счет появления новых цепей поставок, новых программных продуктов и т.д.) [3, с. 315].
С развитием телекоммуникаций все более остро встает вопрос о безопасности пользователей (возможное использование Интернета преступными элементами, кража информации через Интернет и т.д.). Доступ к телекоммуникациям все еще является причиной «цифрового неравенства», когда более развитые страны имеют значительно более высокий показатель использования телекоммуникаций по сравнению с менее развитыми странами. Одной из основ развития телекоммуникаций является развитие интернета, которое связано с использованием электроэнергии. По имеющимся оценкам, на Интернет затрачивается около 1-2% от общего количества потребляемой в стране энергии. При этом надо учитывать, что данный показатель существенно меняется в зависимости от количества пользователей Интернета в конкретной стране [3, с. 310]. Развитие телекоммуникаций на национальном уровне постоянно способствует появлению новых социальных явлений, например, таких как интернет-сообщества («Одноклассники», «ВКонтакте», «Facebook» и др.), которые впоследствии выходят за пределы отдельных стран. Расходы на телекоммуникации по отдельным странам продолжают расти, что свидетельствует об усилении влияния последних на экономику соответствующих стран и мировой экономики в целом. Постоянное совершенствование телекоммуникационного оборудования и соответствующего программного обеспечения, так же как и постоянное повышение требований к знаниям специалистов в данной области, дало толчок развитию аутсорсинга в телекоммуникациях. Развитие телекоммуникаций вносит существенные изменения в структуру и процессы развития мировой экономики. Телекоммуникации могут способствовать более справедливому распределению материальных благ в странах.
Межгосударственная концепция комплексного развития телекоммуникаций представляет собой совокупность концепций развития телекоммуникаций стран в отдельном регионе мира. Примером такой концепции является программа действий «Цифровая повестка Европы» («Digital Agenda for Europe»), первоначальная версия которой была разработана Европейской комиссией в 2010 г. [15]. Данная программа и ее развитие предполагает обеспечение максимального использования достижений цифровых технологий бизнесом и людьми.
На глобальном уровне в современном мире все еще недостаточно используется потенциал взаимодействия между концепцией устойчивого развития, предложенной ООН и региональными и национальными концепциями развития телекоммуникаций [14]. Хотя такое сближение уже можно наблюдать на примере взаимодействия двух концепций: устойчивого развития ООН и создания информационного общества в Европе.
Список литературы
Аникин Б.А., Аникин О.Б. Логистические составляющие мировых экономических кризисов // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 5. - С. 98-102.
New York Power Authority, 2013 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.nypa.gov (дата обращения: 18.05.2013).
Мешалкин В.П. Логистика и электронная экономика в условиях перехода к устойчивому развитию. - Москва-Генуя, 2004.
Аникин О.Б. Развитие услуг подвижной связи в РФ в конце ХХ - начале XXI века // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - Т. 1. - № 13 (1). - С. 5-9.
Аникин О.Б. Современные направления развития документальной связи и инвестиционные показатели развития телекоммуникаций в РФ // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - Т. 1. - № 8. - С. 9-12.
Аникин О.Б. Стратегии развития телекоммуникационных компаний // Маркетинг. - 2008. - № 3. - С. 8694.
Аникин О.Б. Социально-экономические показатели развития услуг фиксированной телефонной связи в России // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - Т. 1. - № 7. - С. 53-59.
Аникин О.Б. Современные направления развития на мировом рынке информационных и коммуникационных технологий // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2007. - № 7. - С. 5-11.
Аникин О.Б. Современные тенденции развития сотовой связи в мировой экономике // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2007. - № 9. - С. 12-18.
Аникин О.Б. Трансформация российского рынка телекоммуникаций // Маркетинг. - 2008. - № 1 (98). - С. 99-110.
Аникин О.Б. Ведущие факторы развития мирового рынка телекоммуникаций в конце XX - начале XXI в. // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2007. - № 10 (10). - С. 174-178.
Аникин О.Б. Методика анализа и прогнозирования показателей, приближающихся к уровню естественного насыщения, в сфере телекоммуникаций // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 13. - С. 5-10.
Аникин О.Б. Методика расчета индекса проникновения сотовой и проводной телефонной связи и Интернета // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 14. - С. 98-109.
Повестка дня на XXI век. Конвенции и соглашения ООН [Электронный ресурс]. - URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/agenda21.shtml (дата обращения: 19.05.2013).
Digital Agenda for Europe. АEurope 2020 Initiative. European Commission, 2013. [Электронный ресурс]. - URL: http://ec.europa.eu/idabc/en/document/70.html (дата обращения: 20.05.2013).
Подконцепция национального развития телекоммуникаций
Подконцепция межгосударственного развития телекоммуникаций