Концепция развития мирового рынка телекоммуникаций

СОДЕРЖАНИЕ: В статье предложена концепция развития мирового рынка телекоммуникаций, в которой выделены три уровня: глобальный, межгосударственный и национальный.

Концепция развития мирового рынка телекоммуникаций

Б.А. Аникин

О.Б. Аникин

Проведенные до настоящего времени исследования не предлагают концептуальную основу развития телекоммуникаций, как на национальном, так и на мировом уровне, которая давала бы комплексную оценку воздействия телекоммуникаций на развитие страны и мировой экономики в целом. Без такой концепции затруднительно оценить и определить способы максимизации положительного и сокращения отрицательного воздействия телекоммуникаций на мировую экономику. Концепция развития телекоммуникаций предполагает формирование системы взглядов, идей и способов понимания происходящих процессов и явлений на рынке телекоммуникаций и его составляющих сегментах в условиях глобализации мирохозяйственных связей, которая, в свою очередь, постепенно преобразует мировое хозяйство в единый рынок товаров, услуг, капиталов, рабочей силы и информационно-коммуникационных технологий.

Предлагаемая концепция развития телекоммуникаций разделена на три уровня, которые отличаются степенью влияния принимаемых решений на развитие национальной и мировой экономики в целом: подконцепция национального развития телекоммуникаций, подконцепция межгосударственного развития телекоммуникаций и глобальная подконцепция развития телекоммуникаций (см. табл. 1, 2, 3). Перечисленные подконцепции взаимосвязаны друг с другом и в результате такого взаимодействия мы получаем комплексную оценку влияния телекоммуникаций на развитие национального и мирового хозяйства как в условиях поступательного развития мировой экономики, так и в условиях мировых кризисов [1].

Таблица 1

Составляющие подконцепции национального развития телекоммуникаций

1

Оценка роли и места телекоммуникаций в развитии национальной экономики [7; 10; 11; 12; 13]

2

Внедрение инновационных технологий для развития национальных телекоммуникаций [4; 11]

2.1

Развитие национального электронного правительства [10].

2.2

Организация национальной системы взаимодействия электронных баз данных министерств

2.3

Расширение национального производства современного конкурентоспособного телекоммуникационного оборудования: телефонов, оборудования инфраструктуры мобильной связи, оборудования для оптических сетей, оборудования NGN (сетей следующего поколения), оборудования для локальных сетей беспроводного доступа (WLAN), фиксированных и мобильных систем WiMAX, оборудования корпоративной телефонии, оборудования широкополосного доступа, оборудования для оптических сетей и т.д. [4; 7]

2.4

Создание национальной системы утилизации телекоммуникационного оборудования.

2.5

Создание национальной системы повторного использования восстанавливаемых компонентов телекоммуникационного оборудования

2.6

Развитие национальной системы цифрового телевидения

2.7

Совершенствование уже существующих национальных телекоммуникационных систем (например, ГЛОНАСС)

2.8

Создание национальной системы внедрения новых технологий и поддержки развития новых телекоммуникационных решений

2.9

Сокращение ресурсоемкости и энергоемкости национального производства и эксплуатации телекоммуникационного оборудования

2.10

Внедрение национальной системы безбумажного (электронного) документооборота

2.11

Совершенствование национальных систем защиты телекоммуникационных каналов

2.12

Внедрение в стране стандартов связи последнего поколения [4]

2.13

Модернизация устаревшего телекоммуникационного оборудования на национальном уровне [7]

3

Социально-экономические и организационные аспекты развития национальных телекоммуникаций [7; 8; 9]

3.1

Телефонизация удаленных населенных пунктов РФ [7]

3.2

Оснащение средствами связи транспортных магистралей страны

3.3

Развитие национальной системы сервисного обслуживания телекоммуникационного оборудования

3.4

Создание национальной системы финансирования исследований в телекоммуникационной сфере [5]

3.5

Организация национальных систем связи и замены устаревшего телекоммуникационного оборудования на новое в медицинских и образовательных учреждениях [7]

3.6

Создание национальной системы контроля и сокращения негативного воздействия телекоммуникаций на окружающую среду

3.7

Развитие национальной системы аутсорсинга в телекоммуникационной сфере.

3.8

Обеспечение доступа к телекоммуникациям беднейших слоев населения РФ [7]

3.9

Совершенствование национальной системы подготовки кадров для телекоммуникационной сферы

3.10

Совершенствование национальной системы доступа к информации [7]

3.11

Создание национальных стратегических альянсов в телекоммуникационной сфере.

3.12

Развитие систем национальной интернет-торговли

4

Развитие национальной законодательной базы в сфере телекоммуникаций

4.1

Совершенствование национальной законодательной базы с целью привлечения инвестиций в телекоммуникационную сферу (в первую очередь в новейшие сектора) [5]

4.2

Создание национальной нормативно-правовой базы регулирования работ, которые выполняются дистанционно, т.е. с использованием телекоммуникационного оборудования

Составляющие подконцепции национального развития телекоммуникаций

4.3

Рост финансирования национальных фундаментальных исследований в телекоммуникационной сфере [5]

4.4

Создание национальной системы повышения открытости бизнеса и государственных служб на основе использования телекоммуникационного оборудования и услуг

4.5

Совершенствование национальной системы регулирования слияний и поглощений телекоммуникационных компаний

4.6

Совершенствование регулирования национального Интернета

5

Внедрение стратегий развития на национальном рынке телекоммуникаций [6]:

5.1

«Подрывная» технология

5.2

Стратегии развития в розничных сетях продаж мобильных телефонов

5.3

Стратегия аутсорсинга в деятельности телекоммуникационных компаний

5.4

Стратегия развития компании на основе матрицы «рост/доля рынка»

5.5

Стратегия конкурентной борьбы Майкла Портера

5.6

Стратегия борьбы за интеллектуальное лидерство

5.7

Стратегия способов доставки ценностей Трейси и Вирсемы

5.8

Стратегия экосистем Джеймса Ф. Мура

5.9

Стратегия соконкуренции Адама М. Бранденбургера и Барри Дж. Нейлбаффа

6

Встраивание национальной подконцепции в подконцепцию регионального (стран ближнего зарубежья) развития телекоммуникаций

7

Встраивание национальной подконцепции в подконцепцию глобального развития телекоммуникаций

8

Сближение подконцепции национального развития телекоммуникаций с концепциями развития в других отраслях экономики России

Таблица 2

Составляющие подконцепции межгосударственного развития телекоммуникаций

1

Оценка места и роли телекоммуникаций в рассматриваемом регионе (стран ближнего зарубежья) [7; 11; 124 13]

2

Интеграция России в региональный (стран ближнего зарубежья) телекоммуникационный рынок [8].

3

Внедрение инновационных технологий для выхода на телекоммуникационные рынки стран ближнего зарубежья [4; 11].

3.1

Организация региональной системы электронного взаимодействия со странами ближнего зарубежья

3.2

Расширение совместного производства современного конкурентоспособного телекоммуникационного оборудования со странами ближнего зарубежья [ 4]

3.3

Создание региональной (стран ближнего зарубежья) системы утилизации телекоммуникационного оборудования

3.4

Создание региональной (стран ближнего зарубежья) системы повторного использования восстанавливаемых компонентов телекоммуникационного оборудования

3.5

Развитие региональной (стран ближнего зарубежья) системы цифрового телевидения.

3.6

Внедрение уже существующих телекоммуникационных систем в странах ближнего зарубежья (например, ГЛОНАСС)

3.7

Создание региональной (стран ближнего зарубежья) системы внедрения новых технологий и поддержки развития новых телекоммуникационных решений

3.8

Внедрение региональной (стран ближнего зарубежья) системы безбумажного (электронного) документооборота

3.9

Совершенствование региональной (стран ближнего зарубежья) системы защиты телекоммуникационных каналов

3.10

Внедрение стандартов связи последнего поколения на региональном уровне (стран ближнего зарубежья) [4]

3.11

Модернизация устаревшего телекоммуникационного оборудования на региональном уровне (стран ближнего зарубежья) [7]

Составляющие подконцепции межгосударственного развития телекоммуникаций

4

Социально-экономические и организационные аспекты регионального (стран ближнего зарубежья) развития телекоммуникаций [7; 8; 9]

4.1

Совершенствование средств связи на транспортных магистралях региона (стран ближнего зарубежья)

4.2

Развитие региональной (стран ближнего зарубежья) системы аутсорсинга в телекоммуникационной сфере

4.3

Совершенствование региональной (стран ближнего зарубежья) системы подготовки кадров для телекоммуникационной сферы

4.4

Совершенствование региональной (стран ближнего зарубежья) системы доступа к информации

4.5

Расширение экспортных поставок телекоммуникационного оборудования и экспорта телекоммуникационных услуг в страны ближнего зарубежья

4.6

Создание региональных (стран ближнего зарубежья) стратегических альянсов в телекоммуникационной сфере

4.7

Развитие систем региональной (стран ближнего зарубежья) интернет-торговли

5

Совершенствование региональной (стран ближнего зарубежья) законодательной базы в сфере телекоммуникаций

5.1

Создание региональной (стран ближнего зарубежья) нормативно-правовой базы регулирования работ, которые выполняются дистанционно, т.е. с использованием телекоммуникационного оборудования

5.2

Совершенствование региональной (стран ближнего зарубежья) системы регулирования слияний и поглощений телекоммуникационных компаний

5.3

Совершенствование регулирования регионального (стран ближнего зарубежья) Интернета

6

Внедрение стратегий развития на региональном рынке (стран ближнего зарубежья) телекоммуникаций [6]:

6.1

«Подрывная» технология

6.2

Стратегии развития в розничных сетях продаж мобильных телефонов

6.3

Стратегия аутсорсинга в деятельности телекоммуникационных компаний

6.4

Стратегия развития компании на основе матрицы «рост/доля рынка»

6.5

Стратегия конкурентной борьбы Майкла Портера

6.6

Стратегия борьбы за интеллектуальное лидерство

6.7

Стратегия способов доставки ценностей Трейси и Вирсемы

6.8

Стратегия экосистем Джеймса Ф. Мура

6.9

Стратегия соконкуренции Адама М. Бранденбургера и Барри Дж. Нейлбаффа

7

Взаимоувязка национальной подконцепции и подконцепции регионального (стран ближнего зарубежья) развития телекоммуникаций

8

Встраивание подконцепции регионального (стран ближнего зарубежья) развития телекоммуникаций в под- концепцию глобального развития телекоммуникаций

9

Сближение подконцепции регионального (стран ближнего зарубежья) развития телекоммуникаций с концепциями развития в других отраслях экономики региона

Таблица 3

Подконцепция глобального развития телекоммуникаций

Составляющие подконцепции глобального развития телекоммуникаций

1

Оценка места и роли телекоммуникаций в мировой экономике [7; 11; 12; 13]

2

Интеграция России в мировой телекоммуникационный рынок [8].

3

Внедрение инновационных технологий для выхода на мировой рынок телекоммуникаций [4; 11]

3.1

Организация международной системы электронного взаимодействия со странами дальнего зарубежья

3.2

Расширение кооперации производства современного конкурентоспособного телекоммуникационного оборудования со странами дальнего зарубежья [4]

3.3

Создание глобальной системы утилизации телекоммуникационного оборудования

3.4

Создание глобальной системы повторного использования восстанавливаемых компонентов телекоммуникационного оборудования

3.5

Развитие глобальной системы цифрового телевидения

3.6

Внедрение уже существующих национальных телекоммуникационных систем в странах дальнего зарубежья (например, ГЛОНАСС)

Составляющие подконцепции глобального развития телекоммуникаций

3.7

Внедрение глобальной системы безбумажного (электронного) документооборота

3.8

Совершенствование глобальных систем защиты телекоммуникационных каналов

3.9

Совершенствование телекоммуникационного взаимодействия со странами дальнего зарубежья

3.10

Модернизация устаревшего телекоммуникационного оборудования для обеспечения телекоммуникационного взаимодействия со странами дальнего зарубежья [4; 7]

4

Социально-экономические и организационные аспекты развития глобальных телекоммуникаций [7; 8; 9]

4.1

Оснащение средствами связи международных транспортных коридоров

4.2

Создание международной системы контроля и сокращения негативного воздействия телекоммуникаций на окружающую среду

4.3

Развитие глобальной системы аутсорсинга в телекоммуникационной сфере

4.4

Организация взаимодействия с ведущими мировыми центрами подготовки кадров для телекоммуникационной сферы

4.5

Совершенствование глобальной системы доступа к информации

4.6

Создание глобальных стратегических альянсов в телекоммуникационной сфере

4.7

Расширение экспортных поставок телекоммуникационного оборудования и экспорта телекоммуникационных услуг в страны дальнего зарубежья

4.8

Развитие глобальной системы интернет-торговли

5

Развитие глобальной законодательной базы в сфере телекоммуникаций

5.1

Гармонизация национальных, региональных и глобальных нормативно-правовых документов в телекоммуникационной сфере

5.2

Совершенствование глобальной системы регулирования слияний и поглощений телекоммуникационных компаний

5.3

Совершенствование регулирования глобального Интернета

6

Внедрение стратегий развития на мировом рынке телекоммуникаций [6]:

6.1

«Подрывная» технология

6.2

Стратегии развития в розничных сетях продаж мобильных телефонов

6.3

Стратегия аутсорсинга в деятельности телекоммуникационных компаний

6.4

Стратегия развития компании на основе матрицы «рост/доля рынка»

6.5

Стратегия конкурентной борьбы Майкла Портера

6.6

Стратегия борьбы за интеллектуальное лидерство

6.7

Стратегия способов доставки ценностей Трейси и Вирсемы

6.8

Стратегия экосистем Джеймса Ф. Мура

6.9

Стратегия соконкуренции Адама М. Бранденбургера и Барри Дж. Нейлбаффа

7

Взаимоувязка подконцепции глобального развития и национальной подконцепции развития телекоммуникаций

8

Взаимоувязка подконцепции глобального развития и подконцепции регионального (стран ближнего зарубежья) развития телекоммуникаций

9

Сближение подконцепции глобального развития телекоммуникаций с концепциями развития в других отраслях мировой экономики

Данная концепция развития телекоммуникаций в современных условиях предоставляет дополнительные возможности для решения существующих противоречий между экономическим ростом, природоохранной деятельностью и социальными процессами. Существенное расширение исследований телекоммуникаций в последние годы все еще не дает ответы на многие вопросы, которые ждут своих исследователей.

Процессы разработки, внедрения и использования телекоммуникаций во многих странах мира (особенно, в наименее развитых) находятся на начальном этапе развития. Но, несмотря на это, телекоммуникации предоставляют уникальные возможности ускорять развитие экономики, увеличивать производительность и давать дополнительные возможности в различных областях деятельности (например, они способствуют внедрению и развитию новых технологий, ускоряют процесс принятия решений, упрощают взаимодействие сотрудников и т.д.). На национальном уровне, так же как и на других, с развитием телекоммуникаций, происходят изменения в законодательной сфере, воздействие которых может носить как ускоряющий, так и замедляющий эффект для развития экономики.

Процесс оценки роли телекоммуникаций как вектора современного развития национальной экономики включает анализ набора воздействий и возможностей, которые формируются благодаря: существованию телекоммуникационного оборудования и связанными с этим процессами, включающими проектирование, производство, эксплуатацию и утилизацию; применение и использование телекоммуникационного оборудования (например, в электронном бизнесе, для сотовой связи, для IP- связи и т.д.); совокупному эффекту от использования телекоммуникаций большим числом людей в течение определенного периода времени.

В процессе проектирования, производства, эксплуатации и утилизации телекоммуникационного оборудования происходит негативное воздействие на окружающую среду, поэтому для решения этой проблемы необходимо принять специальные меры. Опасными материалами, используемыми в качестве компонентов, являются: аккумуляторы в мобильных телефонах, содержащие токсичные литий или кадмий; электронно-лучевые трубки, содержащие свинец, который является высокотоксичным; различные приборы, покрытые специальными составами, в том числе содержащими токсичные материалы. Все еще остается не полностью решенным вопрос об утилизации телекоммуникационного оборудования. Возможным решением этого вопроса может стать повторное использование восстанавливаемых компонентов оборудования. В ЕС от производителей сферы ИКТ (информационнокоммуникационные технологии) требуют 65-80% восстановления и использования электронных отходов [3, с. 301, 305].

Производство телекоммуникационного оборудования относительно ресурсоемкое (например, для производства компьютерной микросхемы необходимо около 45,5 л воды, преимущественно, для промывки, то есть завод потребляет от 4,5 до 13,5 млн л воды каждый рабочий день; производство персонального компьютера дает 0,19 тонн парниковых газов, 36 кг отходов и при этом необходимо 3,6 ГДж энергии). Кроме того, телекоммуникационное оборудование в режиме ожидания продолжает потреблять энергию. Однако с появлением новых технологий имеющиеся ресурсы будут использоваться более эффективно, будет происходить сокращение расхода энергии [3, с. 301-302].

По сравнению с более вредными производствами (химическое, металлургическое производство, транспортное машиностроение и т.д.), производство телекоммуникационного оборудования наносит значительно меньший ущерб окружающей среде.

В результате бурного развития телекоммуникаций, электронной коммерции повышается эффективность бизнеса. Использование телекоммуникаций способствует сокращению продолжительности разработки продуктов, происходит объединение цепей поставок, оптимизация снабжения организаций, управления товарно-материальными запасами, использование компьютерных систем управления, баз данных, использование ИКТ для контроля за работающими системами (например, программы управления системами отопления, кондиционирования и вентиляции в одном из колледжей позволили сэкономить 11,2 млн евро, сократили потребление электроэнергии на 20 тыс. киловатт и выбросы диоксида углерода на 48 тыс. т [2]), сокращение объемов используемой бумаги), сокращается продолжительность жизненного цикла части товаров, упрощается доступ на финансовые рынки, лучше учитывается мнение потребителей, малым и средним компаниям (SME) становится легче выйти на глобальные рынки, все более широкое распространение в результате развития телекоммуникаций получает торговля через интернет (системы «бизнес-потребитель»(В2С), «бизнес-бизнес»(В2В)), в результате увеличивается объем поставок интернет-компаниями потребителям, что может сократить количество поездок людей в магазины, но увеличить количество поставок интернет-магазинов.

Применение дистанционных форм организации работы уменьшает количество поездок сотрудников на работу и обратно, что в совокупности может уменьшить количество пробок на дорогах, время в пути и, как следствие, сокращение загрязнения окружающей среды. Однако, возможно увеличение количества поездок в свободное время на отдых [3, с. 305]. Распространение телекоммуникаций способствует развитию торговли нематериальными товарами (например, программным обеспечением, электронными книгами и т.д.). Здесь нужно выделить два процесса: во-первых, процесс виртуализации, когда происходит увеличение использования электронных файлов (например, электронных книг, электронных документов, услуг в режиме реального времени (on-line), оказываемых через интернет и т.д.), во-вторых, процесс девиртуализации, когда электронные документы распечатываются, музыкальные файлы записываются на СБ, DVD и т.д., тем самым увеличивая негативное воздействие на окружающую среду [3, с. 309-310]. Распространение телекоммуникаций способствует улучшению распространения информации в мировой экономике (например, через интернет легче получить доступ к информации о здоровье, о культуре, о продуктах и компаниях, доступ к правительственной информации (напр., проект «Электронное правительство»), легче участвовать в общественной жизни, организовать дистанционное обучение, собрать необходимые документы и т.д.). Распространение телекоммуникаций увеличивает размеры самого сектора, создает новые направления развития (напр., IP-телефонию, системы глобального позиционирования (GPS, ГЛОНАСС) и новые рабочие места, прочем каждое такое новое рабочее место становится причиной создания до 4-х рабочих мест в других отраслях (за счет появления новых цепей поставок, новых программных продуктов и т.д.) [3, с. 315].

С развитием телекоммуникаций все более остро встает вопрос о безопасности пользователей (возможное использование Интернета преступными элементами, кража информации через Интернет и т.д.). Доступ к телекоммуникациям все еще является причиной «цифрового неравенства», когда более развитые страны имеют значительно более высокий показатель использования телекоммуникаций по сравнению с менее развитыми странами. Одной из основ развития телекоммуникаций является развитие интернета, которое связано с использованием электроэнергии. По имеющимся оценкам, на Интернет затрачивается около 1-2% от общего количества потребляемой в стране энергии. При этом надо учитывать, что данный показатель существенно меняется в зависимости от количества пользователей Интернета в конкретной стране [3, с. 310]. Развитие телекоммуникаций на национальном уровне постоянно способствует появлению новых социальных явлений, например, таких как интернет-сообщества («Одноклассники», «ВКонтакте», «Facebook» и др.), которые впоследствии выходят за пределы отдельных стран. Расходы на телекоммуникации по отдельным странам продолжают расти, что свидетельствует об усилении влияния последних на экономику соответствующих стран и мировой экономики в целом. Постоянное совершенствование телекоммуникационного оборудования и соответствующего программного обеспечения, так же как и постоянное повышение требований к знаниям специалистов в данной области, дало толчок развитию аутсорсинга в телекоммуникациях. Развитие телекоммуникаций вносит существенные изменения в структуру и процессы развития мировой экономики. Телекоммуникации могут способствовать более справедливому распределению материальных благ в странах.

Межгосударственная концепция комплексного развития телекоммуникаций представляет собой совокупность концепций развития телекоммуникаций стран в отдельном регионе мира. Примером такой концепции является программа действий «Цифровая повестка Европы» («Digital Agenda for Europe»), первоначальная версия которой была разработана Европейской комиссией в 2010 г. [15]. Данная программа и ее развитие предполагает обеспечение максимального использования достижений цифровых технологий бизнесом и людьми.

На глобальном уровне в современном мире все еще недостаточно используется потенциал взаимодействия между концепцией устойчивого развития, предложенной ООН и региональными и национальными концепциями развития телекоммуникаций [14]. Хотя такое сближение уже можно наблюдать на примере взаимодействия двух концепций: устойчивого развития ООН и создания информационного общества в Европе.

Список литературы

Аникин Б.А., Аникин О.Б. Логистические составляющие мировых экономических кризисов // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 5. - С. 98-102.

New York Power Authority, 2013 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.nypa.gov (дата обращения: 18.05.2013).

Мешалкин В.П. Логистика и электронная экономика в условиях перехода к устойчивому развитию. - Москва-Генуя, 2004.

Аникин О.Б. Развитие услуг подвижной связи в РФ в конце ХХ - начале XXI века // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - Т. 1. - № 13 (1). - С. 5-9.

Аникин О.Б. Современные направления развития документальной связи и инвестиционные показатели развития телекоммуникаций в РФ // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - Т. 1. - № 8. - С. 9-12.

Аникин О.Б. Стратегии развития телекоммуникационных компаний // Маркетинг. - 2008. - № 3. - С. 8694.

Аникин О.Б. Социально-экономические показатели развития услуг фиксированной телефонной связи в России // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - Т. 1. - № 7. - С. 53-59.

Аникин О.Б. Современные направления развития на мировом рынке информационных и коммуникационных технологий // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2007. - № 7. - С. 5-11.

Аникин О.Б. Современные тенденции развития сотовой связи в мировой экономике // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2007. - № 9. - С. 12-18.

Аникин О.Б. Трансформация российского рынка телекоммуникаций // Маркетинг. - 2008. - № 1 (98). - С. 99-110.

Аникин О.Б. Ведущие факторы развития мирового рынка телекоммуникаций в конце XX - начале XXI в. // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2007. - № 10 (10). - С. 174-178.

Аникин О.Б. Методика анализа и прогнозирования показателей, приближающихся к уровню естественного насыщения, в сфере телекоммуникаций // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 13. - С. 5-10.

Аникин О.Б. Методика расчета индекса проникновения сотовой и проводной телефонной связи и Интернета // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 14. - С. 98-109.

Повестка дня на XXI век. Конвенции и соглашения ООН [Электронный ресурс]. - URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/agenda21.shtml (дата обращения: 19.05.2013).

Digital Agenda for Europe. АEurope 2020 Initiative. European Commission, 2013. [Электронный ресурс]. - URL: http://ec.europa.eu/idabc/en/document/70.html (дата обращения: 20.05.2013).

Подконцепция национального развития телекоммуникаций

Подконцепция межгосударственного развития телекоммуникаций

Скачать архив с текстом документа