Краткое содержание Британик Жан Расин
СОДЕРЖАНИЕ: Агриппина — вдова Домиция Энобарба, отца Нерона, и, по второму браку, вдова императора Клавдия. С помощью интриг и преступлений возвела Нерона на престол, впоследствии была убита по его приказу. А. — один из важнейших персонажей трагедии. Отойдя от изображения героев, обладающих добродетелью, способных на слабость и вызывающих у зрителя страх и сострадание одновременно, как это было в «Андромахе», драматург пошел по пути Сенеки, разделив персонажей «Британика» на положительных, вызывающих сострадание (Британик, Юния, Бурр), и отрицательных, вызывающих страх (Нерон, Нарцисс).Агриппина — вдова Домиция Энобарба, отца Нерона, и, по второму браку, вдова императора Клавдия. С помощью интриг и преступлений возвела Нерона на престол, впоследствии была убита по его приказу. А. — один из важнейших персонажей трагедии. Отойдя от изображения героев, обладающих добродетелью, способных на слабость и вызывающих у зрителя страх и сострадание одновременно, как это было в «Андромахе», драматург пошел по пути Сенеки, разделив персонажей «Британика» на положительных, вызывающих сострадание (Британик, Юния, Бурр), и отрицательных, вызывающих страх (Нерон, Нарцисс). Только А. в какой-то мере продолжает линию «Андромахи».
Нерон — римский император, сын Агриппины и Домиция Энобарба (Агенобарба), сводный брат Британика, отравивший его в борьбе за упрочение своих прав на престол и из ревности к любящей Британика Юнии. Расин рисует восемнадцатилетнего Н., совершающего первое убийство. «Нерон не убил еще свою мать, жену, наставников, но в нем зреют семена всех этих злодейств, он уже хочет освободиться от запретов, ненавидит своих близких, но прикрывает ненависть притворными ласками… Короче говоря, это чудовище в зачатке (monstre naissant), которое, еще не смея открыто проявиться, старается приукрасить свои дурные деяния…» — писал о нем драматург во втором предисловии к трагедии (1676). Н. на протяжении всей трагедии внушает только страх, негодование, но не сострадание (в отличие от героев «Андромахи»). Даже охватившая его любовь к Юнии, о которой он сообщает при первом своем появлении на сцене, не располагает к нему зрителя. Если страстно влюбленные Пирр и Орест готовы были исполнить любое желание своих возлюбленных, то Н. может только мучить девушку, к которой у него возникло непреодолимое влечение. Стремясь использовать любовь Британика и Юнии против своего соперника, Н. обещает не убивать Британика только в том случае, если Юния откажет ему в своей любви, при этом Н. будет из тайника наблюдать за сценой объяснения.
Испытывая ревность, Н. одновременно «развлекается игрой», наблюдая за мучениями Британика и Юнии. Застав Британика на коленях перед возлюбленной после того, как она разъяснила причину своей вынужденной холодности, Н. мог привести свою угрозу в исполнение, но делает это позже, и не открыто, а вероломно. Объявив о своем стремлении примириться с Британиком, Н. приглашает его на пир и подносит тому чашу с ядом. Не догадывающийся о коварстве Н. Британик пьет за дружбу и ту же умирает.