Кредитная система Германии

СОДЕРЖАНИЕ: Кредитная система Германии Успешное развитие экономики во многом определяется состоянием кредитной системы государства. Оптимальный уровень таких показателей, как прирост реального ВВП, уровень безработицы, уровень инфляции, состояние платежного баланса, валютного курса, и других будет зависеть от равновесия кредитной системы страны.

Кредитная система Германии

Успешное развитие экономики во многом определяется состоянием кредитной системы государства. Оптимальный уровень таких показателей, как прирост реального ВВП, уровень безработицы, уровень инфляции, состояние платежного баланса, валютного курса, и других будет зависеть от равновесия кредитной системы страны.

Волна кризисных явлений в финансовой сфере и кредитная нестабильность в 1990-х гг. в Мексике, Юго-восточной Азии, России и других странах подтвердили необходимость такой структуры кредитной системы, которая бы обеспечивала эффективную динамику экономических процессов в государстве. Благополучными в этом отношении являются кредитные системы лидеров мировой экономики – США, Германии, Франции, Великобритании, Канады и Японии. Построение кредитных систем этих стран не имеет принципиальных, концептуальных различий, хотя в каждой из них есть своя специфика функционирования банковской, денежной, бюджетной, финансовой и налоговой сфер.

Германия входит в число ведущих держав мира. Обладая значительным экономическим и научно-техническим потенциалом, она занимает третье место, после США и Японии, по объёму промышленного производства, является главным экспортёром товаров и услуг. В последние годы Германия значительно увеличила своё участие в международной миграции капиталов и превратилась в одного из крупнейших импортёров и экспортёров капитала. По уровню производительности труда в обрабатывающей промышленности, национального дохода на душу населения ФРГ опережает США и другие ведущие страны мира.

Целью данной работы является раскрыть устройство кредитной системы Германии. Из цели вытекают следующие задачи:

1. Проследить историю развития кредитной системы государства;

2. Рассмотреть Немецкий федеральный банк, определить его структуру и функции;

3. Выявить универсальные коммерческие банки Германии;

4. Определить специализированные банки Германии.

1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ ГЕРМАНИИ

Единая денежно-кредитная система Германии сложилась в 1870-е гг., когда после провозглашения империи была введена денежная единица – рейхсмарка с золотым содержанием 0,358423 г, что ознаменовало начало золотого монометаллизма. До этого на территории государства существовало семь монетарных систем: серебряный монометаллизм в Северной (талер) и Южной (гульден) Германии, золотой талер в Бремене, золотые монеты – фридрихсдоры, луидоры, пистоли и дукаты, которые обращались с переменным курсом по отношению к серебру. Кроме того, имели хождение банкноты и бумажные деньги.

В 1875 г. начал функционировать Рейхсбанк – центральный эмиссионный банк, которому удалось получить относительную монополию на выпуск денег лишь после Первой мировой войны и абсолютную – в 1935 г.

В переходный период параллельно функционировали два эмиссионных банка – Рентный (в конце 1923 г. ввел новую валюту – рентную марку) и Рейхсбанк. Капиталом Рентного банка было не золото, а долговые обязательства его учредителей – собственников сельскохозяйственных земель, промышленников, торговцев и владельцев банков. Обеспечением этих обязательств служили закладные листы и облигации 4%-ной стоимости их предприятий. Однако обязательства учредителей банка, как и банкноты, исчислялись в золотых марках. Ресурсы составили 3,2 млрд марок. Из них 1,2 млрд кредитовались правительству для покрытия его задолженности Рейхсбанку и сбалансирования бюджета. Такая же сумма передавалась Рейхсбанку для кредитования частных хозяйств, остальные марки оставались в резерве. После завершения денежной реформы в августе 1924 г. и изъятия по мере погашения задолженности рентных марок из обращения Рентный банк перестал существовать, его функции передались реорганизованному Рейхсбанку.

Руководство Рейхсбанком осуществлялось до 1924 г. рейхсканцлером, президентом Рейхсбанка и правлением. В 1924 г. в связи с осуществлением плана Дауэса Рейхсбанк был объявлен независимым от германского правительства. При нем были созданы: Генеральный совет, состоявший наполовину из иностранцев, и должность комиссара по наблюдению за эмиссией банкнот. Таким путем осуществлялось иностранное вмешательство в банковское дело Германии. В 1933 г. фашисты упразднили Генеральный совет. Закон о кредитной системе от 5 декабря 1934 г. предоставил Рейхсбанку исключительные права по отношению ко всей кредитной системе. В конце войны у Рейхсбанка находилась 1/5 всего портфеля военного государственного долга и не менее 1/3 краткосрочного.

Послевоенная Германия была разделена на четыре оккупационные зоны (американскую, английскую, французскую и советскую). В 1945 г. в советской зоне все отделения Рейхсбанка были закрыты. В остальных оккупационных зонах в пределах каждой земли на базе филиалов Рейхсбанка был создан свой центральный банк. Капиталы образованных таким образом 11 центральных банков состояли из взносов коммерческих и прочих банков и функционировали на принципах Федеральной резервной системы США. 1 марта 1948 г. все банки земель создали Банк немецких земель (БНЗ). Тем самым сформировались два уровня кредитной системы Германии: банк немецких земель и центральные банки земель.

Капитал банка немецких земель в 100 млн. марок состоял из взносов земельных центральных банков. БНЗ осуществлял операции только с центральными банками земель, правительством и иностранными эмиссионными банками. БНЗ устанавливал учетные ставки, определял минимальные резервы центральных банков земель, регулировал их платежные отношения, проводил операции на открытом рынке, использовал монопольное право выпуска банкнот. По закону 1957 г. БНЗ слился с центральными банками земель и Центральным западноберлинским банком в единый центральный банк — Немецкий федеральный банк.

2 HЕМЕЦКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БАНК, ЕГО СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ

После принятия бундестагом закона о федеральном банке 30 июля 1957 г. была образована единая структура – Немецкий федеральный банк, который объединил центральные банки земель и Банк немецких земель. Центральные банки земель стали именоваться главными управлениями «Дойче Бундесбанка», хотя за ними сохранялось и прежнее название – центральный банк земли.

Штаб-квартира Немецкого федерального банка размещается во Франкфурте-на-Майне. Руководящий орган – Центральный совет, который определяет монетарную политику страны. Кроме совета, в структуру банка входят правление Немецкого федерального банка, 9 правлений центральных банков земель и 130 главных отделений и филиалов. Центральный совет, высший орган «Бундесбанка», возглавляет президент «Бундесбанка. Кроме него, в совет входят вице-президент и девять глав центральных банков земель.

Исполнительным органом «Бундесбанка» является Совет директоров. Он включает президента «Бундесбанка», вице-президента и до шести членов. Кандидатуры членов Совета директоров предлагает федеральное правительство. После одобрения кандидатур Центральным советом «Бундесбанка» претенденты утверждаются в должности президентом ФРГ сроком на восемь лет. Это обеспечивает независимость и защищенность директората Немецкого федерального банка. Статус «Бундесбанка» в обществе очень высок, его правление законодательно приравнено к министерству федерации.

Центральные банки земель возглавляют правления, включающие председателя и заместителя председателя правления. Правления шести самых крупных центральных банков земель состоят из трех членов.

Немецкий федеральный банк имеет отделения во всех землях. Местные банки перечисляют страховые взносы главному банку стран. Это гарантирует возврат денег вкладчикам в случае банкротства их банка. Каждый универсальный банк имеет открытый счет в одном из основных филиалов «Бундесбанка». Это, во-первых, позволяет главному банку контролировать обращение денежных средств в любом кредитно-финансовом учреждении, а во-вторых, иметь в своем распоряжении чрезвычайный фонд ликвидности.

Основные функции Немецкого федерального банка:

· эмиссионная монополия. «Бундесбанк» в соответствии с законом «О федеральном банке» обладает исключительным правом выпускать банкноты немецких марок, которые являются единственным неограниченным средством платежа в Германии;

· банк банков. «Бундесбанк» обеспечивает эффективность всей банковской системы. Немецкие банки держат в «Бундесбанке» минимальные резервы в размере определенного процента от своих средне- и краткосрочных обязательств. «Бундесбанк» предоставляет кредитным институтам и государственным учреждениям банковские услуги, а также осуществляет надзор за кредитными институтами. К основным инструментам контроля относятся лицензирование, законодательные акты, право сотрудников надзорных органов в любой момент запрашивать у кредитных учреждений информацию и осуществлять проверки, а также прибегать к различным санкциям;

· банк государства. «Бундесбанк» выполняет роль «домашнего банка» федерации. «Бундесбанк» помогает правительству получать кредиты, выпуская долговые обязательства в виде облигаций и казначейских векселей, либо дает согласие на эмиссию государственных ценных бумаг и помогает продать их, проводя торги и размещая беспроцентные казначейские векселя. Приобретать такие бумаги федеральному банку разрешено только для регулирования денежной массы на открытом рынке;

· управляющий валютными резервами. «Бундесбанк» единственный в стране держит валютные резервы и управляет ими.

· расчетный центр страны. В 1996 г. объем безналичных расчетов, проведенных «Бундесбанком» составил 195 931 млрд марок.

Для реализации функций Немецкого федерального банка используются следующие инструменты регулирования:

· учетная, или дисконтная, политика.С целью стимулирования инвестиций «Бундесбанк» проводит политику «дешевых денег», т.е. низких процентных ставок.

· политика на открытом рынке, т.е. операции с государственными ценными бумагами.

· политика минимальных, или обязательных, резервов. К концу июля 1997 г. все кредитные учреждения ФРГ обязаны были хранить на беспроцентных счетах в «Бундесбанке» 39 826 млн марок, в том числе коммерческие банки 11 078 млн марок.

Кроме «Бундесбанка», контроль за функционированием денежно-кредитной системы осуществляет Федеральная банковская служба надзора (ФБСН). ФБСН подчиняется Министерству финансов. Для защиты банков от потерь и для предупреждения чрезмерной задолженности в Германии были созданы совместные организации кредитно-финансовых учреждений. В настоящее время действуют девять самостоятельных обществ, которые объединены в Федеральное общество обеспечения кредитов.

После объединения денежно-кредитных систем ФРГ и ГДР, закрепленного Государственным договором о создании валютного, экономического и социального союза ФРГ и ГДР от 18 мая 1990 г., марка ФРГ с 1 июля 1990 г. стала единственным законным платежным средством на территории всей Германии. Монетарное регулирование и другие функции центрального банка на всей территории страны перешли к «Бундесбанку». Возникла необходимость в изменении организационной структуры «Бундесбанка» и внесении поправок в закон о федеральном банке. В июле 1991 г. бундесрат большинством голосов одобрил и внес на утверждение законопроект, согласно которому «Бундесбанк» должен был следовать нормам, определенным в законе о федеральном банке, предписывавшим иметь по одному территориальному управлению в каждой земле. Одновременно законопроект не исключал возможности образования одного органа территориального управления для нескольких федеральных земель и оставлял окончательное решение этого вопроса на усмотрение заинтересованных земель.

С 1 ноября 1992 г. в соответствии с принятыми изменениями к закону о федеральном банке организационная структура федерального банка была изменена с учетом государственного устройства объединенной Германии. Количество центральных банков земель снизилось до девяти, из них пять имеют полномочия, распространяющиеся на две-три федеральные земли.

Радикальные перемены в немецкой денежной системе начались после подписания в декабре 1991 г. в г. Маастрихте Договора о поэтапном введении евро. Страны Европейского сообщества начали ориентировать свою валютно-экономическую политику на выполнение критериев конвергенции. 1 января 1994 г. был основан Европейский валютный институт. 1 января 1999 г. 11 из 15 стран Европейского союза ввели безналичное евро и зафиксировали курсы своих валют к новой единой валюте. В первом полугодии 2002 г. 12 стран ввели в наличный оборот евро, отказавшись от своих национальных денежных единиц. Таким образом, ФРГ перешла на единую европейскую валюту, отказавшись от марки.

С 1999 г. «Бундесбанк» перестал играть лидирующую роль в проведении монетарной политики, уступив ее Европейскому центральному банку, а сам стал системообразующим элементом Европейской системы центральных банков. С введением наличного евро новой функцией «Бундесбанка» является эмиссия не марки, а евро. В остальном же Немецкий федеральный банк остается локомотивом германской и европейской монетарной политики.


3 УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ ГЕРМАНИИ

Второе звено банковской системы Германии представлено коммерческими банками.В ФРГ действует около 4000 кредитных учреждений, которые имеют почти 45 000 филиалов. Так как численность населения страны 82 млн, каждое банковское отделение обслуживает в среднем около 1600 человек.

Существует несколько классификаций кредитно-финансовых учреждений Германии в зависимости от признака. Полный перечень всех кредитно-финансовых институтов ФРГ выглядит следующим образом:

Универсальные банки. Особенностью немецкой банковской системы по сравнению с системами других промышленно развитых стран является преобладание универсальных кредитных учреждений. Независимо от организационно-правовых форм, отношений собственности, размеров, большинство кредитных учреждений выполняют все банковские операции.

Такая универсальность банковской системы объясняется тем, что Германия с начала развития промышленности не располагала в достаточных размерах собственным капиталом, что сделало необходимым использование банковских кредитов в больших объемах. Универсальные банки осуществляют следующие депозитно-ссудные и инвестиционные операции: прием депозитов; предоставление кредитов и акцептов; учет векселей и оплата чеков; приобретение и продажа ценных бумаг по поручениям; хранение и управление ценными бумагами; инвестиции в ценные бумаги и другие долгосрочные активы; принятие обязательств по покупке требований до истечения срока; представление гарантий; про ведение безналичных расчетов.

На первом месте в системе универсальных банков стоят три крупных банка –гроссбанки. К ним относятся «Дойче банк», «Коммерцбанк», и «Дрезднер банк». Эти федеральные банки входят в число крупнейших банков мира. Это наиболее авторитетные учреждения на рынке ценных бумаг и недвижимости. Каждый из них возглавляет финансово-промышленную группу, возникшую на основе их сращивания с крупнейшими промышленными концернами страны.

«Дойче банк» является самым большим в мире финансовым институтом. «Дойче банк» первым из европейских банков прочно обосновался на Уолл-стрите и занял солидные позиции на американском рынке. Он тесно сотрудничает с такими промышленными гигантами, как «Сименс», «Хенкель» и др.

«Коммерцбанк» был основан в 1870 г. в Гамбурге, в 1958 г. переехал в Дюсельдорф, а в 1990 г. – во Франкфурт-на-Майне. В 1992 г. общий объем банковских операций составлял 288 млрд марок, а долевой капитал достиг 16 млрд марок. Банк имеет 940 филиалов в Германии и за рубежом.

Группа «Дрезднер банка» включает Берлинский банк торговли и промышленности, Банкирский дом Ройшеля и К в Мюнхене, концерн Грундига и другие банки. В 1996 г. прибыль «Дрезднер банка» увеличилась по сравнению с 1995 г. на 30,7 % и составляла 1580 млн марок.

К универсальным банкам относятся также частные коммерческие банки (около 350). На их долю в деловых операциях банков приходится около 30 %.

Общим признаком частных коммерческих банков является значительное преобладание краткосрочных кредитных сделок, хотя в последние годы наметилась тенденция к увеличению долгосрочных кредитов. Частные коммерческие банки активно работают с ценными бумагами, в области управления имуществом и капиталовложений.

Иногда к частным коммерческим банкам относятрегиональные банки(около 100). Эти банки действуют в границах земли, однако некоторые имеют филиалы по всей стране. Отдельные региональные банки, прежде всего «Байерише Ферайнсбанк» и «Байерише Хипотекен унд Вексель-Банк», заслужили высокую международную репутацию.

Публично-правовые кредитные учреждения. Раньше институты, входившие в эту группу, относились к специализированным, однако теперь они работают как универсальные банки. Эта группа состоит из 700 сберегательных касс и 12 жироцентралей, являющихся юридическими лицами публичного права. Их доля в общем объеме банковских операций коммерческих банков составляет почти 50 %. Жироцентрали и сберегательные кассы занимают большую нишу в сфере операций безналичного расчета. Жироцентрали управляют ликвидными средствами сберегательных касс и осуществляют операции в области банковских услуг, к примеру, ведут расчеты с клиентами из других стран. Кроме того, жироцентрали участвуют в обслуживании крупных промышленных сделок и сделок по внешней торговле. В некоторых землях жироцентрали являются банками федеральных земель, коммунальными и ипотечными банками.

Кооперативные банки также выполняют универсальные функции. В настоящее время действует около 3 000 кооперативных банков, раньше их было существенно больше, но многие учреждения слились. Кооперативные банки предлагают универсальный ассортимент услуг, хотя главные виды их деятельности – бессрочные и сберегательные вклады, выдача краткосрочных и среднесрочных кредитов своим членам. В основном членами кооперативных банков являются рабочие и служащие.

Расчеты между отдельными кооперативными банками проходят через региональные центральные банки. Верховной организацией кооперативных банков является «Дойче Геноссеншафтсбанк», который имеет право выпускать акции и выполнять банковские операции всех видов. В качестве универсального коммерческого банка он осуществляет деятельность по всему миру.

Заканчивают группу универсальных банков банкирские дома. На них приходится не более 6 % всего объема банковской деятельности, но их влияние оценивается значительно выше. Основными направлениями их деятельности являются операции с ценными бумагами, недвижимостью и специальное финансирование.


4 СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ БАНКИ ГЕРМАНИИ

Наряду с универсальными банками в Германии существуют специализированные банки. К ним относят ипотечные банки и другие кредитные учреждения, выдающие кредит под залог реальных ценностей; кредитные учреждения со специальными задачами, предоставляющие ссуды с погашением в рассрочку; кредитные учреждения, выдающие ссуды для индивидуального строительства; почтовый банк; кредитные учреждения промышленности и проч.

Основную группу специализированных банков составляют 30 частных ипотечных банков,предоставляющих кредиты на земельные участки и коммунальные кредиты. В Германии сеть ипотечных банков существует с 1900 г. С тех пор ни один из них не разорился. Более того, проценты по закладным листам ипотечные банки выплачивали вкладчикам даже во время Первой и Второй мировых войн.

Ипотечные банки выдают долгосрочные кредиты на строительство и реконструкцию жилых домов, для промышленных и сельскохозяйственных инвестиций, а также предоставляют коммунальные кредиты федерации, землям, муниципалитетам, другим корпорациям и учреждениям публичного права. Объемы коммунальных кредитов значительно больше, чем кредитов на жилищное строительство.

К специализированным учреждениям относятся также строительные сберегательные кассы. Первые сберегательные кассы возникли еще в конце XVIII в. в шахтерских поселках. В современной Германии источником ресурсов для целевых жилищных займов в стройсберкассе являются вклады гpаждaн, плата заемщиков за пользование кредитом, а также государственная премия, которая выплачивается в соответствии с контрактом о строительных сбережениях при условии, что вкладчик в течение года вложил на свой счет определенную сумму. Жилищный кредит вкладчик стройсберкассы может получить только по прошествии определенного времени (обычно 5-6 лет), в течение которого он должен ежемесячно делать вклады в установленном в контракте размере. Процентные ставки на вклад и на кредит фиксированные, на все время действия контракта.

В начале 1990 г. был открыт почтовый банк в качестве специализированного банка расчетов и сделок по вкладам. До этого в Германии существовали 2 почтовых сберегательных банка и 14 почтовых жироучреждений. Это были предприятия немецкой федеральной почты. Почтовый банк представляет собой публично-правовое учреждение, имущество которого принадлежит федерации. Почтовый банк имеет свыше 20 тыс. отделений по всей Германии.

Экспортным кредитованием в Германии занимаются экспортный банк, предоставляющий средне- и долгосрочные кредиты по экспорту; банк восстановления, созданный как инвестиционный в 1948 г. для восстановления экономики, в настоящее время он переориентировался на кредитование экспорта; торговые товарищества, которые финансируют экспорт в развивающие страны.

Кредитную систему Германии можно рассматривать как сложившуюся в стране совокупность кредитных организаций и правовых норм, регулирующих их деятельность и устанавливающих порядок взаимосвязи с другими хозяйствующими субъектами.

Институциональную основу кредитной системы составляет совокупность кредитных институтов, контролирующих их органов и различных организаций, таких как финансовые союзы, ассоциации, холдинги и др., связанных между собой определенными отношениями (корреспондентскими, конкурентными, расчетно-платежными и т.д.).

В каждом государстве имеется своя неповторимая совокупность организаций, которые относятся к кредитному сектору. Кредитная система ФРГ построена по двухступенчатому принципу и состоит из Центрального банка и коммерческих кредитно-финансовых институтов.

Во главе банковской системы ФРГ стоит Центральный банк, учрежденный законом от 26 июля 1957 г. Закон в его нынешней редакции определяет, что ЦБ ФРГ является частью Европейской системы ЦБ (ЕСЦБ). Основной задачей ЦБ ФРГ является обеспечение стабильности цен и банковская организация платежного оборота внутри страны и с заграницей. В рамках выполнения этой задачи ЦБ ФРГ осуществляет на территории Германии денежную политику ЕСЦБ. ЦБ ФРГ при выполнении своих задач обладает значительной степенью независимости. Он должен поддерживать экономическую политику федерального правительства ФРГ только в той степени, насколько это возможно в рамках выполнения своих функций составной части ЕСЦБ.

Кредитные учреждения можно разделить на универсальные (гроссбанки, частные коммерческие банки, региональные банки, публично-правовые кредитные учреждения (сберегательные кассы и жироцентрали), кооперативные банки, банкирские дома), выполняющие большинство банковских операций и услуг, и специализированные банки (ипотечные банки, стройсберкассы, почтовый банк, экспортный банк, банк восстановления, торговые товарищества).

Скачать архив с текстом документа