Культура Беларуси в перестроечный и постсоветский периоды

СОДЕРЖАНИЕ: Особенности перехода к независимости. Новое в образовании: пересмотр учебных планов и программ; изменения в цикле социально-гуманитарных наук. Укрепление союзных отношений Республики Беларусь и Российской Федерации. Развитие белорусской драматургии.

образование независимость беларусь драматургия

В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев. С его именем с самого начала так называемой перестройки связывались процессы гласности и демократизации, охватившие страну. Передовая белорусская интеллигенция выступила за развитие национальной культуры, широкое распространение белорусского языка. В дальнейшем движение за национально-культурную идентификацию и цивилизационное самоопределение усилилось и пошло по сложной траектории в связи с начавшимися процессами распада СССР.

Переход к независимости. 27 июля 1990 г. Верховный Совет БССР утвердил Декларацию о государственном суверенитете, а 25 августа 1991 г. Пятая внеочередная сессия Верховного Совета БССР приняла Закон «О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета Белорусской ССР о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики». С сентября 1991 г. страна стала называться Республика Беларусь, в декабре этого же года была юридически закреплена ее государственная независимость. В 1994 г. в Беларуси введена президентская форма правления. Кардинальные перемены значительно ускорили национально-культурное развитие, укрепили экономическое положение и международный авторитет нашего государства, что позволило Беларуси более активно и самостоятельно проводить внутреннюю и внешнюю политику.

26 января 1990 г. был принят Закон «О языках в Белорусской ССР», придавший белорусскому языку статус государственного и дополненный 20 сентября 1990 г. Государственной программой развития белорусского языка и других национальных языков в Белорусской ССР. Согласно результатам проведенного в мае 1995 г. республиканского референдума государственная символика была законодательно изменена, а русский язык наряду с белорусским приобрел статус государственного языка. Были приняты другие законы, направленные на развитие национальной культуры, и прежде всего «О культуре в Республике Беларусь», «О национальных меньшинствах» и «Об охране и сбережении историко-культурного наследия».

Законодательная, политическая и экономическая поддержка позволила белорусской культуре стать более мобильной и открытой. В новых условиях развивались разные литературные и художественные направления и школы, росло национальное самосознание, происходила демократизация духовной жизни, общество привыкало к свободе творчества и вероисповедания.

Рост гласности и плюрализма мнений стимулировал пересмотр старых стереотипов в оценках исторического развития России и Беларуси. Стала очевидной неоднозначность протекавших в БССР социально-экономических, политических и культурных процессов.

Граждане Беларуси познакомились с ранее запрещенными публикациями отечественных и зарубежных авторов по проблемам истории, философии, социологии, смогли посмотреть так называемые полочные кинофильмы режиссеров-новаторов и прочитать образцы «катакомбной» художественной литературы (периода «застоя»), быстро распространившейся в открытой печати. Разительно изменилось отношение к белорусским эмигрантам, некогда огульно объявленным предателями родины. Это позволило познакомиться с разнообразной деятельностью белорусской диаспоры, ее культурными достижениями.

Перестроечные процессы коснулись также отношения к верующим и к религии в целом. Законодательно была установлена свобода вероисповедания, культовые здания, ранее отнятые у церкви, постепенно возвращали конфессиям. Многие из этих зданий были отреставрированы. Среди них костел Святой Варвары в Витебске, церковь Марии Магдалены в Минске, Николаевская церковь в Брестской крепости. Отдельные храмы, представляющие историческую ценность, отстроены заново.

По существу, впервые за многие десятилетия вновь проектировались и возводились храмы и монастыри. Это стало возможно благодаря отказу государства от марксистской догматики, вульгарного атеизма. Активизировалась деятельность различных конфессий и религиозной общественности.

В 2002 г. в республике уже действовали 2913 религиозных общин 26 конфессиональных направлений. По числу верующих в Беларуси доминирует православная церковь, на втором месте – католическая.

Новое в образовании. Перестроечные процессы требовали радикальных перемен в различных сферах. Новые веяния проникли и в сферу образования и воспитания. Пересматривались учебные планы и программы. Претерпел изменения цикл социально-гуманитарных наук. Издавались новые учебники, пособия, курсы лекций. Вышла из печати шеститомная «Энцыклапедыя гicтopыi Беларуси», появились новые газеты и журналы: «Спадчына», «Беларускi гiстарычны часопiс», «Беларуская Miнуушчына», «Беларуская думка», «Роднае слова», «Культура», «Мастацтва», «Немига литературная» и др.

В республике открылись новые типы учебных заведений (лицеи, гимназии, колледжи, академии), а также негосударственные учебные заведения, прежде всего высшие. «Высший государственный колледж связи», «Минский государственный высший авиационный колледж», «Минский государственный высший радиотехнический колледж» получили статус ВУЗов. В годы перестройки и независимого развития многие институты были преобразованы в университеты и академии. Были открыты Барановичский государственный университет (2004) и Полесский государственный университет (Пинск, 2006). Республика Беларусь принадлежит к числу самых образованных европейских стран. По количеству студентов, приходящихся на каждые 10000 населения, страна вышла на показатели, достигнутые Германией, Швецией, Финляндией.

Общее число студентов возросло с 189 тыс. в 1990 г. до 420 тыс. в 2009 г. В ВУЗах Беларуси в 2009 г. обучалось около 7,5 тыс. зарубежных граждан. Выпускники белорусских ВУЗов работают в 112 странах мира.

В высших учебных заведениях открылись десятки новых специальностей, по которым ранее кадры не готовились, появились бакалавриат и магистратура. Особое внимание в системе среднего и высшего образования стало уделяться обучению работе на компьютере, преподаванию экономических дисциплин и иностранных языков.

В новых условиях потребовалась реформа в образовательной сфере, и 21 августа 1996 г. Кабинет Министров принял постановление «О концепции реформы общеобразовательной школы в Республике Беларусь», которая в перспективе предусматривала 12-летнее обучение в средней школе (себя не оправдавшее). В дальнейшем реформа подверглась корректировке. Начиная с 2008/2009 учебного года, был осуществлен переход на прежнее 11-летнее обучение. С 1 сентября 2002 г. введена 10-балльная система оценки знаний. Параллельно осуществлялось реформирование высшей школы. Его главная стратегическая задача – привести обучение в соответствие с национальными и международными стандартами в области высшего образования.

Укрепление союзных отношений Республики Беларусь и Российской Федерации предполагает формирование общего образовательного пространства и согласование всех компонентов законодательных баз в области образования. Это позволит расширить взаимодействие между ВУЗами двух стран.

Наука. Первые годы независимости были сложными и для науки. В 1985–2002 гг. сложное финансово-экономическое положение республики, сокращение числа заказов на научные разработки (в основном из-за распада СССР) поставили белорусскую науку в трудное положение. Структура научно-технического комплекса, сложившаяся в советские годы, далеко не в полной мере соответствовала потребностям самостоятельного развития белорусской экономики, задачам назревшего технологического обновления отраслей промышленности и сельского хозяйства, а также преобразования социокультурной сферы.

Снижение престижа научной работы, невысокие зарплаты, отсутствие перспектив научного роста (а порой и работы), неудовлетворительные условия для исследовательской деятельности побудили часть высококвалифицированных научных работников уехать из страны или перейти в различные коммерческие структуры и совместные предприятия, например, связанные с радиоэлектроникой, компьютерными технологиями. Как правило, страну покидали наиболее перспективные, предприимчивые специалисты исследовательских институтов (в том числе НАН Беларуси), находящиеся в расцвете творческих сил. Это отрицательно сказалось на проведении научно-исследовательских разработок в сохранившихся научных учреждениях.

Учитывая сложившуюся ситуацию, руководство республики в годы стабилизации разработало меры, способные поднять престиж науки, повысить ее роль в жизни общества и обеспечить рост экономики. Возобновил работу Совет по координации фундаментальных исследований при Национальной академии наук, стала выполняться программа развития материально- технической базы науки.

В 1998 г. был принят Закон «О научной деятельности». Стимулами научного творчества стали конкурсы на лучший исследовательский проект, гранты на проведение наиболее перспективных исследований. В составе НАН Беларуси появились новые научно-исследовательские институты: молекулярной и атомной физики (1992), прикладной оптики и технологии металлов (1992), химии и новых материалов (1998), технической акустики (1998). Возникли такие ведомственные научные учреждения, как Институт радиационной безопасности (1991), Белорусский НИИ документоведения и архивного дела (1996), НИИ пожарной безопасности и проблем чрезвычайных ситуаций (1999). В целях повышения эффективности деятельности Национальной академии наук в 2002 г. произошла ее реорганизация, был утвержден новый устав, преобразованы руководящие органы. Большую помощь государству в решении экономических проблем оказывает НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь.

Принятые меры позволили поднять уровень научных исследований в республике. Окрепли международные связи ученых. В 1993 г. НАЛ Беларуси была принята в качестве национального члена в Международный совет научных союзов – престижную организацию по развитию науки, охране прав и свобод ученых. Наиболее талантливые и перспективные ученые получили международные гранты для проведения исследований. Представители белорусской науки стали активными участниками различных международных научных конференций и симпозиумов. Способную молодежь принимают на стажировку крупные зарубежные научные центры и учреждения.

Несмотря на финансово-экономические трудности, белорусские ученые за последние годы смогли сделать ряд важных открытий, стали авторами крупных изобретений. Среди наиболее значимых исследований – числовые методы решения задач прикладной математической физики, позволяющие эффективно моделировать технологические процессы производства полупроводниковых приборов. Ученые создали лазерные комплексы для термообработки, резки и сварки металлических и неметаллических материалов; разработали технологию высокоточной полировки оптики, керамики и композиционных материалов; подготовили к производству конкурентоспособные на рынке портативные приборы для контроля твердости материалов и изделий, новые эффективные лекарственные препараты.

Оригинальные и весьма перспективные разработки были осуществлены в 2002 г. В частности, ученые А. Крауклис, И. Буянков, В. Минкина, С. Шабуня, В. Гаврилюк, В. Зайкин совместно со специалистами «Белтрансгаза» и французской фирмой «Эр Ликид» разработали и внедрили проект по созданию реактора, преобразующего природный газ в водород. Под руководством академика О. Мартыненко в республике налажено производство наноматериалов; Беларусь вошла в клуб нанотехнологических держав. Задачи отечественной науки на современном этапе определил Первый съезд ученых Беларуси, который прошел 1–2 ноября 2007 г.

Литература. Значительные перемены в рассматриваемый период произошли в сфере литературы. Увидели свет работы К. Буйло, М. Горецкого, В. Ластовского и многих других литераторов, в том числе представителей белорусской диаспоры ближнего и дальнего зарубежья. Были изданы ранее не публиковавшиеся произведения Я. Купалы и Я. Коласа. Стали издаваться серии книг «Наши знаменитые земляки», «Белорусский книгосбор», «Память». В 1998 г. к 200-летию со дня рождения А. Мицкевича вышла его поэма «Пан Тадэуш» на белорусском, польском и русском языках.

Писатели, поэты, драматурги стремились объективно отражать историю страны, глубоко анализировали важнейшие события прошлого и настоящего, создавали яркие образы героев, представлявших прошедшие и современную эпохи. К проблемам далекой и близкой истории Беларуси обратились в своих произведениях Э. Скобелев, А. Соколов, А. Сульянов, В. Чаропка, Н. Чергинец и другие писатели. Становлению белорусской государственности посвятил свои романы Л. Дайнека («Меч КНЯЗЯ Вячкi», 1987; «След ваукалака», 1988; «Жалезныя жалуды», 1990).

Белорусские писатели значительное внимание уделили теме чернобыльской катастрофы и ее тяжелых последствий. Среди них, прежде всего, надо назвать В. Казько («Cпaci i памiлуй нас, чорны бусел»), Н. Метлицкого («Палескi смутак», «Бабчын», «Хойнiцiи сшытак»), И. Шамякина («Злая зорка»).

Были опубликованы новые произведения Т. Бондарь, Р. Боровиковой, B. Быкова, А. Велюгина, И. Науменко, П. Панченко, Г. Пациенко, Г. Пашкова, В. Правдина, И. Пташникова, Я. Сипакова, М. Стрельцова, М. Танка, И. Чигринова, Е. Янищиц и др. Актуальные социально значимые темы, раскрывающие сложные процессы постсоветской действительности, поднимал классик белорусской литературы И. Шамякин («У засет палаца», «Губернатар», «Партрэт», «Начныя успамiны»). Рос и креп талант молодых авторов: И. Богданович, А. Письменкова, Л. Рублевской, В. Шнипа.

Динамично развивалась белорусская драматургия. А. Дударев написал пьесы «Злом» (1987), «Песня пра зубра» (1993), «Князь Вiтаут» (1993). Получили известность произведения Н. Ареховского «Накануне» (1986), «Машека», «Ку-ку» (1992); В. Бутромеева «Чужыя грошы» (1993), «Страсцi па Аудзею» (1988). В драматургии появились новые имена: В. Саулич, C. Ковалев, И. Сидорук. Большой резонанс вызвал дебют молодого драматурга А. Курейчика, пьесы которого «Потерянный рай» и «Иллюзион» охотно ставят отечественные и зарубежные театры, а драма «Пьемонтский зверь» стала лауреатом Первого драматического конкурса, организованного Министерством культуры России совместно с МХАТом им. А. П. Чехова.

Говоря о достижениях литературы, нельзя не отметить, что впервые были изданы на белорусском языке в 1997 г. «Боская камедыя» Данте (в переводе В. Скоринкина), а в 2002 г. канонический текст Библии (в переводе В. Семухи). В Беларуси наблюдается творческий подъем русскоязычной поэзии (А. Аврутин, В. Блаженный, В. Поликанина, Ю. Сапожков, А. Скоринкин, Г. Соколовский, Ю. Фатнев, М. Шелехов). Востребованным прозаиком является Анатолий Андреев (литературовед, культуролог), раскрывший в 9-ти романах феномен «новых маргиналов».

Архитектура и изобразительное искусство. Во второй половине 90-х гг. – начале XXI в. по инициативе Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в стране широко развернулись реконструкция, обновление и благоустройство небольших городов и поселков. В какой-то степени этому способствовали их юбилеи, а также последовательное присвоение тому или иному городу статуса центра празднования Дней белорусской письменности, проведение традиционно народного праздника «Дажынкi».

Неузнаваемо изменили свой архитектурный облик, став по-европейски обустроенными, современными городами Борисов, Заславль, Мозырь, Пинск, Полоцк, Пружаны, Шклов, Слуцк, Кобрин, г.п. Мир, Кобрин и др.

Реставрация и реконструкция вернули былое великолепие старинным усадьбам, церковным сооружениям. В больших и средних городах отреставрированы мемориалы, благоустроены многие улицы и площади, парки и скверы, медицинские и спортивные объекты. Восстановлены Минская, Несвижская, Шкловская, Могилевская ратуши, обновляются Мирский и Лидский замки, реконструирован мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой», другие объекты историко-культурного значения.

Среди крупных и наиболее интересных архитектурных объектов, возведенных в последнее время, следует в первую очередь отметить новое здание Национальной библиотеки Беларуси, новый железнодорожный вокзал, Дворец Республики, автовокзал «Московский», крытый футбольный манеж, велодром, Минск-арена (все – в Минске), ледовые спортивные дворцы в столице и некоторых других городах, вторую линию Минского метрополитена. В республике появилось множество современных зданий, в том числе офисы банков, посольств, совместных предприятий. Постепенно восстанавливаются темпы жилищного строительства благодаря переходу этой отрасли на рыночные отношения. Государство выделяет малоимущим и молодым семьям льготные кредиты на приобретение жилья.

На этапе перестройки и в последующие годы освобождалось от жесткой цензуры белорусское изобразительное искусство. Органы государственного управления стали воздерживаться от прямого вмешательства в тематику выставок и экспозиций, в деятельность творческих союзов и объединений.

В белорусской живописи и графике по-прежнему преобладало реалистическое направление. Однако есть художники, которые следуют разным стилям, что позволяет многообразно отражать действительность через углубление в мир своих переживаний и чувств. Отдали дань новым художественным течениям и продемонстрировали яркую авторскую манеру Н. Селещук, В. Толстик, Г. Скрипниченко, В. Ольшевский, С. Малишевский, Л. Хоботов, Н. Залозная, В. Иванов, В. Слаук, С. Валенок, М. Барздыко, В. Вишневский, Ю. Макаров.

Порой в работах отечественных живописцев просматриваются и сюрреалистические мотивы. Современное изобразительное искусство Беларуси ведет творческий поиск в направлениях трансавангарда, постмодернизма, концептуальной, «метафизической», «психологической» живописи и графики. Вызывает интерес непростое для восприятия эпатажное искусство группы художников-символистов, назвавших свой неформальный союз «Магией круга» (В. Герасимов, А. Савич, В. Савич, Ю. Хилько). Новейшие художественные искания мирно уживаются с устоявшимися течениями неотрадиционализма. В живописи продолжают культивироваться стилистические приемы и формы неопримитивизма, или «наивного искусства» – крестьянского и городского изобразительного фольклора, постфольклора, детского творчества.

В разных жанрах живописи оригинальные авторские стили и произведения создали А. Марочкин, Ф. Янушкевич, Г. Ващенко, А. Кищенко, Г. Поплавский, 3. Литвинова, А. Кузьмич, В. Шкарубо и другие маститые художники. Так, любимым образом картин А. Кузьмича стали мадонны.

Чернобыльской катастрофе посвятил серию из 10 картин под общим названием «Черная боль» (1986–93) академик живописи М. Савицкий. В 1991–2001 гг. он написал другой цикл полотен «Заветы блаженства».

В республике одна за другой открывались негосударственные картинные галереи современного искусства «Вита-Нова», «Жильбел», «Верхний город», «Арт-творчество», «Оник». Одновременно появились и неформальные творческие объединения «Немига-17», «Галина», «Погоня», «Форма», «Плюралис» в Минске, «Квадрат» в Витебске, «4-63» в Полоцке.

Заметным явлением в художественной жизни Беларуси стали пленэры. В 1994 г. в Витебске впервые состоялся международный пленэр, посвященный творчеству М. Шагала. Стали традиционными пленэры, связанные с именами Я. Дроздовича (на Витебщине) и В. Бялыницкого-Бирули (на Могилевщине). Интересные выставки картин белорусских и зарубежных художников устраивает Музей современного изобразительного искусства.

Разительные перемены произошли в скульптуре. Восстанавливались тронутые временем работы известных мастеров. По существу, впервые в истории нашей страны состоялось массовое открытие памятников национальным деятелям: Скорине (Лида, Прага, Минск), Н. Гуссовскому, М. Горецкому, Я. Дроздовичу (все – в Минске), Е. Полоцкой (Минск, Полоцк), К. Туровскому (Туров, Минск), князю В. Чародею и С. Полоцкому (Полоцк), С. Слуцкой (Слуцк), Н. Орде (Иваново), Я. Чечоту (Барановичский район), А. Мицкевичу (Новогрудок, Минск), М. Шагалу (Витебск), В. Короткевичу (Орша, Витебск), В. Сырокомле (Несвиж), П. Масленникову (Могилев), М. Довнар-Запольскому (Речица), Рогнеде и Изяславу (Заславль), М.Кл. Огинскому (Молодечно), князю Борису (Борисов), Ф. Богушевичу (Сморгонь). Своеобразной данью времени, советскому интернационализму и героизму солдат и офицеров стал памятник белорусским воинам, погибшим в Афганистане, который был открыт в 1996 г. на «Острове слез» в Минске. Плодотворно работают талантливые скульпторы А. Финский, В. Янушкевич, В. Слободчиков и О. Варвашеня. Оригинальными персонажами украсил городские скверы и площади минский скульптор В. Жбанов.

Театр. В театральной жизни по-прежнему ведущую роль играют «купаловский» и «коласовский» театры. Национальный академический театр имени Я. Купалы в современной манере поставил спектакли «Страсцi па Аудзею» В. Бутромеева, «Князь Вiтаут» А. Дударева (реж. В. Раевский), «Тутэйшыя» Я. Купалы, «Iдылiя» В. Дунина-Марцинкевича, «Гаральд i Мод» К. Хиггенса и К. Каррьера (реж. Н. Пинигин).

В Национальном академическом драматическом русском театре им. М. Горького режиссерами В. Маслюком и Б. Луценко были поставлены спектакли «Знак беды» (по В. Быкову), «Ночные карлики и Антигона» (по пьесе Л. Разумовской), «Амфитрион» (по мотивам древнегреческих мифов), «Христос и Антихрист» (по Д. Мережковскому), «Калигула» (по А. Камю).

Бурное время вызвало к жизни многочисленные театральные студии. Некоторые из них окрепли и стали профессиональными театральными коллективами. На базе небольших специализированных студий выросли

Минский государственный молодежный театр, театр-студия «Жест», театр-студия «Абзац», театр драмы «Дзе – я?», Малый театр в Минске.

В 1991 г. премьерой спектакля-абсурда по пьесе Н. Ареховского «Куку» открылся театр-лаборатория национальной драматургии «Вольная сцэна» (реж. В. Мазынский). Здесь ставились спектакли «Барбара Радзiвiл» Р. Боровиковой, «Павалiуся нехта» (по В. Голубку и Л. Родевичу). В последующем он был реорганизован в Республиканский театр белорусской драматургии (худ. рук. В. Анисенко), постановки которого «Адэль» Е. Таганова, «Чернобыльская малiтва» С. Алексиевич и другие пользуются популярностью у зрителя.

Возросла слава Государственного академического театра оперы и балета Республики Беларусь. К числу наиболее интересных спектаклей принадлежат «Дикая охота короля Стаха» B. Солтана (по В. Короткевичу), «Страсти» («Рогнеда») А. Мдивани, «Князь Новоградский» А. Бондаренко, «Спартак» А. Хачатуряна, «Болеро» М. Равеля, «Война и мир» C. Прокофьева, «Мастер и Маргарита» Е. Глебова, «Фауст» А. Радзивилла. Театр много гастролирует. За рубежом получила широкую известность балетная труппа во главе с главным балетмейстером Валентином Елизарьевым. После реконструкции здания и прилегающей территории театр стал больше соответствовать замыслу архитектора И. Лангбарда и приобрел много новых поклонников.

Большой успех выпал на долю балета «Страсти». Его создателям в 1996 г. была присуждена Государственная премия Республики Беларусь. Кроме того, Международная ассоциация в Париже, действующая под эгидой ЮНЕСКО, назвала «Страсти» лучшей мировой балетной постановкой 1995 г.

Продолжает творческие поиски и Государственный театр музыкальной комедии. На его сцене поставлены, в частности, спектакли «Джулия», «Стакан воды», «Холопка», «Хелло, Долли!», «Марица». Он заложил основу для создания в 1991 г. Детского музыкального театра, в 1992 г. – хореографического коллектива «Минск-балет».

Таким образом, театральная жизнь республики в годы общественных перемен развивалась динамично и на современном этапе, несмотря на финансовые трудности, отличается репертуарным разнообразием. Произошел поворот к национальной драматургии, возросло мастерство актеров, расширился диапазон зарубежных гастролей, появились новые оригинальные коллективы, непрерывно идет поиск нового. Большие города пережили своеобразный «бум» театрального творчества.

Музыка. В области классической музыки ведущим жанром остается симфония. В последние годы прозвучали 8-я Симфония Д. Смольского, 2-я Симфония В. Доморацкого, камерная симфония В. Войтика «Последняя осень поэта», 4-я симфония «Куропаты» К. Тесакова, опера «Птах» О. Залетнева (по мотивам драматического финала жизни А. Мицкевича). Замечательные песни и романсы пишет Д. Долгалев. Он – автор оригинальной симфо-рок-оперы «Огонь Прометея».

Виртуозно исполняет оперные арии, эстрадные песни, романсы, произведения других музыкальных жанров (с участием зарубежных знаменитостей) Президентский оркестр Республики Беларусь под управлением Виктора Бабарыкина, основанный в 2002 г.

Большую работу по развитию и распространению отечественной эстрадной музыки проводит Государственный концертный оркестр Беларуси под руководством Михаила Финберга, созданный в 1987 г.

В 1992 г. начал свою деятельность концертный коллектив «Белорусская капелла», возглавляемый В. Скоробогатовым. Он возродил и донес до современных слушателей целые пласты «шляхетской музыки», стал «проводником» в истории национальной музыкальной культуры.

Виктор Скоробогатов – талантливый оперный певец, один из тех, кто вернул нам мелодии предков. Он – автор книги «Зайгралi спадчынныя куранты», в которой, по существу, впервые предпринята попытка системного исследования белорусского музыкального наследия разных столетий. «Белорусская капелла» восстанавливает отечественное музыкальное наследие – как религиозные произведения, так и светскую музыку (оперы, полонезы, любовные песни и танцы).

Его самые способные ученики – певец Юрий Городецкий и певец-композитор Петр Елфимов – профессионально исполняют классические и современные произведения вокального жанра.

Успешно осуществляют многогранную концертную деятельность Государственный камерный хор Беларуси, Белорусский государственный академический хор телерадиокомпании, Академический народный хор им. Г. Цитовича, Академическая хоровая капелла им. Г. Ширмы, государственный ансамбль народной музыки «Свята». Плодотворно работают композиторы-песенники О. Елисеенков, И. Лученок, Э. Зарицкий, Л. Захлевный, 3. Евтухович и др.

Новым явлением и составной частью культурной жизни республики стали музыкальные фестивали разнообразной тематики и направленности. Они усиливают интерес к музыке, родному языку, фольклору. Традиционно проводятся Международный фестиваль духовной (христианской) музыки «Магутны Божа» и фестиваль эстрадной песни «Золотой шлягер» (Могилев), музыкальный фестиваль «Славянский базар» (с 1992 г.), фестиваль, посвященный И.И. Соллертинскому (Витебск), фестиваль белорусской песни и поэзии (Молодечно), фестивали «Возрождение белорусской капеллы», «Белорусская музыкальная осень», «Минская весна» (все в Минске), «Музыкальное Полесье» (Мозырь), «Музы Несвижа». По итогам 2000 г. Международная федерация организаторов фестивалей признала Международный фестиваль искусств «Славянский базар» лучшим из 188 претендентов.

Заметным достижением белорусского музыкального искусства явилось завоевание в 2005 г. Ксенией Ситник первого места на детском конкурсе «Евровидение». Ее успех достойно продолжили Андрей Кунец (2-е место, 2006 г.) и Алексей Жигалкович (1-е место, 2007 г.).

Пополняется творческими коллективами белорусская эстрада. Например, гастролируют в стране и за рубежом популярные ансамбли «3 + 2» и «Серебряная свадьба». Оригинальный музыкально-эстрадный театр создала талантливая белорусская певица Ирина Дорофеева. Чаруют своеобразными стилями исполнения Инна Афанасьева и Анжелика Агурбаш.

Интенсификация всех видов художественного творчества в условиях самостоятельного развития Республики Беларусь позволила молодым музыкантам активнее участвовать в различных международных конкурсах. За 1999–2004 гг. их лауреатами и дипломантами стали более 200 воспитанников Белорусской государственной академии музыки, среди которых пианисты К. Красницкий, А. Поночевный, баянист А. Шувалов.

Для поддержки одаренных молодых исполнителей учреждена специальная премия Президента Республики Беларусь. Вручение же премии «За духовное возрождение» приурочено к рождественским праздникам. Данной премией награждаются в целом творчески продуктивные деятели культуры, науки и люди, имеющие особые заслуги перед отечеством. По итогам 2008 г. ее лауреатами стали авторский коллектив 10-томного издания «Беларусь» государственного научного учреждения «Институт искусствоведения, этнографии и фольклора» им. К. Крапивы НАН Беларуси, коллектив государственного учреждения «Республиканский научно-практический центр детской онкологии и гематологии», протоиерей A. Н. Ширитон, приемная семья Е. и А. Онаховых.

Кино. Белорусское кино добилось заметных успехов и достижений. Маститыми режиссерами был снят ряд популярных фильмов: «Кооператив «Политбюро», «В августе 1944-го» (реж. М. Пташук), «Двое на острове слез» (реж. В. Дашук), «Шляхтич Завальня» (реж. В. Туров), «Анастасия Слуцкая» (реж. Ю. Елхов), «Иван», «Под небом голубым», «Кадет» (реж. B.Дудин).

Впечатляющей инновацией белорусского кинематографа явился фильм «Волки», снятый по одноименной повести А. Чекменева (реж. А. Колбышев, авторы сценария А. Колбышев, А. Чекменев). Отечественные киностудии обратились к перипетиям белорусской истории, актуальным проблемам современности. В жанре исторической мелодрамы В. Орлов снял многосерийный телесериал «Проклятый уютный дом». Новыми успешными лентами пополнились фонды документального и анимационного кино, в том числе по экологическим проблемам. С 1993 г. проводится международный кинофестиваль «Листапад» в Минске. С 1997 г. – национальный кинофестиваль в Бресте.

В то же время здесь имеется еще немало трудностей и недостатков. В частности, явно не хватает средств для создания отечественных картин. В кинопрокате преобладают заокеанские фильмы категорий Б и В. Зритель нередко отдает предпочтение распространяемым огромными тиражами западным видеофильмам, как правило, малосодержательным. Все это требует корректировки кинематографической политики, увеличения целевой

материальной поддержки киностудии «Беларусьфильм», в первую очередь финансирования конкурсных проектов.

Несмотря на финансовые трудности, в республике принимались меры по укреплению материально-технической базы и идеологического оснащения культуры, развитию ее приоритетных направлений, расширению услуг для населения в сфере досуга, активизации творческой деятельности молодежи. Это позволило увеличить число музеев, театров, концертных залов и т.п.

В отмеченный период возросли социальная значимость культуры, ее роль в организации жизни населения Беларуси, формировании национального самосознания, воспитании молодого поколения; повысилась степень свободы и открытости, расширились международные культурные связи. Все эти процессы ознаменовались приходом ярких талантов, созданием новых произведений в области литературы и искусства. Повысилось внимание к белорусской культуре, возросла активность культур национальных меньшинств, расширили сферу влияния межнациональные культурные формы, возрос их творческий потенциал.

Реформированные с учетом требований артрынка и вкусов, ценностных ориентаций различных социальных слоев учреждения культуры обогащали и разнообразили формы и способы приобщения их представителей к лучшим достижениям национального и мирового культурного наследия, инновационным образцам художественной деятельности. Появились новые творческие коллективы, студии-театры, негосударственные предприятия культуры современного типа, активизировалось возрождение традиционных праздников, обрядов, художественных ремесел. Серьезной реформе подверглась система образования и воспитания.

Следует еще раз подчеркнуть высказанную в восьмой главе мысль о том, что в обозримом будущем произойдет все более тесное сближение национальных культур, функционирующих на территории Беларуси, активизируется их полилог, многосторонний процесс взаимного преобразования и частичной гибридизации. Нельзя не согласиться и с предположением о том, что направленность и ускорение данному процессу придаст углубляющаяся конвергенция титульной белорусской культуры с (метропольской и диаспорной) русской культурой. Этому будет способствовать -имеющее глубокие исторические корни единение Беларуси с Россией. Важно добиться увеличения в доминирующей межнациональной культурной форме и соответствующем синтезированном белорусско-русском менталитете удельного веса белорусского компонента («беларускасцi»), а также в целом обеспечить возрастание роли коренной национальной культуры в качестве стилевой основы общенациональной культуры и цивилизации и как посредника в разнообразных межкультурных коммуникациях.

Вся история белорусской культуры (дополнительный свет на нее проливают работы Э.К. Дорошевича, В.М. Конона, А.И. Смолика, С.А. Порошкова, А.Ф. Рогалева и др.) свидетельствует о том, что с самого

начала она развивалась в тесной связи и взаимодействии с культурами России, Украины, Средней и Западной Европы. На каждом историческом этапе на белорусской земле появлялись крупные деятели культуры европейского и мирового масштаба. И сегодня отечественную культуру украшают созвездия творческих личностей; талантливые ученые, яркие мастера искусства достойно представляют ее на родине и за рубежом.

На долю белорусской культуры выпало немало тяжелых испытаний (войны, разграбление накопленных ценностей завоевателями, угрозы ассимиляции), но каждый раз она выходила из кризиса. В особенно трудные периоды ее развитие замедлялось, осложнялось, но никогда не останавливалось. История, подчеркиваем, распорядилась таким образом, что белорусская культура продолжает эволюционировать как органическая часть общенациональной (полинациональной, отчасти полигибридной) культуры Беларуси, продолжая оставаться испытанным союзником русской культуры.

Благоприятные условия для расцвета и возрождения отечественной культуры сложились в республике после провозглашения Беларусью суверенитета и обретения независимости. Процесс социально-культурных преобразований приобрел новое качество в связи с начавшимся в середине 90-х гг. экономическим подъемом белорусского общества. Получает поддержку коренная национальная культура, разнообразнее становятся формы и методы культурно-массовой работы, создаются и восстанавливаются памятники, строятся новые объекты культуры; совершенствуются сложившиеся формы образования, верующим возвращаются культовые здания, возрождаются национальные традиции. Значительно окрепли международные культурные связи Беларуси; на многих форумах, фестивалях, музыкальных конкурсах и художественных выставках яркие творческие личности, представляющие Республику Беларусь, становятся победителями или дипломантами.

Сегодня актуальной является задача повышения творческого уровня камерного и эстрадного искусства при уменьшении доли вестернизированного китча на телевидении и в других средствах аудиовизуальной коммуникации. Как уже указывалось в первом разделе учебного пособия, его (китча) чрезмерное распространение оказывает негативное влияние на различные социальные аудитории (особенно на молодежь), отрицательно сказывается на развитии белорусской культуры и других национальных культур, искажая и «размывая» их стилевые особенности и самобытные черты.

Для успешного решения вышеуказанных проблем требуется объединение созидательных усилий институтов государства и гражданского общества в процессе проведения целенаправленной перспективной культурной политики.


Список использованных источников

1. Драч Г.В., Матяш Т.П. Культурология. Краткий тематический словарь – М.: «Феникс», 2001.

2. Ширшов И.Е. Культурология – теория и история культуры: учебное пособие / Ширшов И.Е. – Мн.: Экоперспектива 2010.

3. Эренгросс Б.А. Культурология. Учебник для вузов / Б.А. Эренгросс, Р.Г. Апресян, Е. Ботвинник – М.: Оникс, 2007.

4. Культурология. Учебное пособие Под редакцией А. А. Радугина – М., 2001.

Скачать архив с текстом документа