Культура итальянского Возрождения 2

СОДЕРЖАНИЕ: Итальянское Возрождение Культура Возрождения зародилась в Италии. Хронологически итальянское Возрождение принято делить на 4 этапа: Проторенес­санс (Предвозрождение) — вторая половина XIII—XIV вв.; раннее Возрождение — XV в.; Высокое Возрождение — конец XV в. — первая треть XVI в.; позднее Возрождение — конец XVI в.

Итальянское Возрождение

Культура Возрождения зародилась в Италии. Хронологически итальянское Возрождение принято делить на 4 этапа: Проторенес­санс (Предвозрождение) — вторая половина XIII—XIV вв.; раннее Возрождение — XV в.; Высокое Возрождение — конец XV в. — первая треть XVI в.; позднее Возрождение — конец XVI в.

Проторенессанс являлся подготовкой Возрождения, он был тесно связан со Средневековьем, с романскими, готическими, ви­зантийскими традициями. И даже в творчестве художников-новаторов нелегко провести четкую границу, отделяющую старое от но­вого. Начало новой эпохи связывают с именем Джотто ди Бондоне (1266 — 1337 ). Художники Возрождения считали его реформато­ром живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло ее разви­тие: нарастание реалистических моментов, наполнение религиоз­ных форм светским содержанием, постепенный переход от плоско­стных изображений к объемным и рельефным.

Крупнейшие мастера Раннего Возрождения — Ф. Брунеллески (1377—1446), Донателло (1386—1466), Вероккио (1436— 1488), Мазаччо (1401—1428), Мантенья (1431—1506), С. Боттичел­ли (1444—1510). Живопись этого периода производит скульптур­ное впечатление, фигуры на картинах художников напоминают статуи. И это не случайно. Мастера Раннего Ренессанса стреми­лись восстановить предметность мира, который почти исчез в средневековой живописи, подчеркивая объемность, пластич­ность, четкость формы. Проблемы колорита отступали на второй план. Художники XV века открывают законы перспективы и стро­ят сложные многофигурные композиции. Однако они ограничива­ются главным образом линейной перспективой и почти не замеча­ют воздушной среды. И архитектурные фоны в их картинах не­сколько похожи на чертеж.

В Высоком Ренессансе геометризм, присущий Раннему Возрождению, не кончается, а даже углубляется. Но к нему при­бавляется нечто новое: одухотворенность, психологизм, стрем­ление к передаче внутреннего мира человека, его чувств, наст­роений, состояний, характера, темперамента. Разрабатывается воздушная перспектива, материальность форм достигается не только объемностью и пластикой, но и светотенью. Искусство Высокого Возрождения полнее всего выражают три художника: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Они олицетворя­ют главные ценности итальянского Возрождения: Интеллект, Гармонию и Мощь.

Понятие поздний Ренессанс обычно применяется к венециан­скому Возрождению. Только Венеция в этот период (вторая полови­на XVI в.) оставалась самостоятельной, остальные итальянские кня­жества утратили свою политическую независимость. Возрождение к Венеции имело свои особенности. Она мало интересовалась учены­ми изысканиями и раскопками античных древностей. Ее Ренессанс имел другие истоки. Венеция издавна поддерживала тесные торго­вые связи с Византией, арабским Востоком, торговала с Индией. Пе­реработав и готику, и восточные традиции, Венеция выработала свой особый стиль, для которого характерны красочность, романтическая живопись. У венецианцев на первый план выходят проблемы коло­рита, материальность изображения достигается градациями цвета. Крупнейшие венецианские мастера Высокого и позднего Возрожде­ния — это Джорджоне (1477—1510), Тициан (1477—1576), Веронезе (1528—1588), Тинторетто (1518—1594).

Северное Возрождение

Своеобразный характер имело северное Возрождение (Германия, Нидерланды, Франция). Северный Ренессанс запаздывает по отно­шению к итальянскому на целое столетие и начинается тогда, ког­да Италия вступает в высшую стадию своего развития. В искусст­ве северного Ренессанса больше средневекового мировоззрения, религиозного чувства, символики, оно более условно по форме, бо­лее архаично, менее знакомо с античностью.

Философской основой северного Ренессанса был панте­изм. Пантеизм, не отрицая прямо существование Бога, раство­ряет его в природе, наделяет природу божественными атрибута­ми, такими, как вечность, бесконечность, безграничность. По­скольку пантеисты считали, что в каждой частице мира есть частица Бога, то делали вывод: каждый кусочек природы досто­ин изображения. Такие представления приводят к появлению пейзажа как самостоятельного жанра. Немецкие художники — мастера пейзажа А. Дюрер, А. Альтдорфер, Л. Кранах изобра­жали величественность, мощь, красоту природы, передавали ее одухотворенность.

Второй жанр, который получил развитие в искусстве се­верного Возрождения — это портрет. Самостоятельный портрет, не связанный с религиозным культом, возник в Германии в по­следней трети XV столетия. Эпоха Дюрера (1490—1530) стала временем его замечательного расцвета. Следует заметить, что не­мецкий портрет отличался от портретной живописи итальянско­го Возрождения. Итальянские художники в своем преклонений перед человеком создавали идеал красоты. Немецкие художники были безразличны к красоте, для них главное — передать харак­тер, добиться эмоциональной выразительности образа, иногда — в ущерб идеалу, в ущерб красоте. Быть может, в этом проявляют­ся отголоски типичной для Средневековья «эстетики безобразно­го», где красота духовная могла таиться в безобразной внешнос­ти. В итальянском Возрождении на первый план вышла эстетиче­ская сторона, в северном — этическая. Крупнейшие мастера пор­третной живописи в Германии — А. Дюрер, Г. Гольбейн-млад­ший, в Нидерландах — Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, во Франции — Ж. Фуке, Ж. Клуэ, Ф. Клуэ.

Третий жанр, который возник и получил развитие прежде всего в Нидерландах — это бытовая картина. Крупнейший мастер жанровой живописи — Питер Брейгель-старший. Он писал досто­верные сцены из крестьянской жизни, и даже библейские сюжеты он помещал в деревенскую обстановку Нидерландов того времени. Нидерландских художников отличала необычайная виртуозность письма, где любая мельчайшая подробность изображалась с край­ней тщательностью. Такая картина очень увлекательна для зрите­ля: чем больше ее разглядываешь, тем больше находишь там инте­ресных вещей.

Давая сравнительную характеристику итальянского и се­верного Возрождения, следует выделить еще одно существенное различие между ними. Итальянскому Возрождению присуще стремление к восстановлению античной культуры, стремление к раскрепощению, освобождению от церковных догм, к светской об­разованности. В северном Возрождении главное место заняли во­просы религиозного совершенствования, обновления католичес­кой церкви и ее учения. Северный гуманизм привел к Реформации и протестантизму.

Наука

Развитие знаний в XIV—XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нем. Великие географические открытия, гелиоцентрическая система мираНиколая Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нем, положили начало научной медицине и анатомии.

Крупные изменения произошли и в общественных науках. В работах Жана Бодена и Никколо Макиавелли исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов. Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Благодаря интересу к античности были восстановлены многие античные тексты[источник не указан 522 дня ] , многие гуманисты занимались изучением классической латыни и древнегреческого языка.

В целом, преобладающая в данную эпоху пантеистическая мистика Возрождения создавала неблагоприятный идейный фон для развития научных знаний. Окончательное становление научного метода и последовавшая за ней Научная революция XVII ст. связаны с оппозиционным Возрождению движением Реформации.

Скачать архив с текстом документа