Культура как социальная система 2

СОДЕРЖАНИЕ: Тверская государственная сельскохозяйственная академия Заочное отделение экономического факультета Контрольная работа По дисциплине Социология

Тверская государственная сельскохозяйственная академия

Заочное отделение экономического факультета

Контрольная работа

По дисциплине Социология

Культура как социальная система

Тема 6.

Культура как социальная система

Введение

1. Понятие культуры и ее функции.

2. Базисные элементы культуры, ее формы и разновидности

3. Проблемы культуры в современной России

Заключение

Список литературы

Введение

Существенная особенность человека состоит в том, что окружение, в котором он существует, создано им самим. Действительно, жизненный опыт людей дает основания предполагать, что они создают вокруг себя не только материальный мир, в который входят здания, орудия труда, мосты, каналы, возделанная земля, но и мир человеческих взаимоотношений, включающий в себя систему социального поведения, набор правил и процедур для удовлетворения основных потребностей.

Этот мир взаимоотношений бесконечно разнообразен. Житель города и житель деревни, представители населения, скажем, Грузии, Украины, России, каждая обособленная социальная группа - все живут в мире своих правил, норм, обычаев и традиций, которые выражаются в особенном языке, манере поведения, религии, системе эстетических взглядов, социальных институтов.

Более того в силу индивидуального восприятия окружающей среды каждая личность по-своему понимает социальные отношения, создавая уникальный личностный образец проявления общих правил, обычаев и традиций. Индивидуальные и общие образцы взаимоотношений, а также соответствующие им специфические материальные и духовные продукты жизнедеятельности людей составляют сферу человеческой культуры.

1. Понятие культуры и ее функции

Социологи рассматривают культуру как систему духовных кодов, некую информационную программу, которая заставляет людей воспринимать происходящее в определенном свете, поступая так, а не иначе, оценивать события и действия предвзято. Ценности, символы, слова, значения, оценки и социальное поведение в рамках одной культуры тесно связаны друг с другом.

То, что в одной культуре считается нанесением бесчестия и требует сатисфакции, в другой может оказаться признаком благорасположения, и то, что сложилось как традиционная социальная норма, иностранцем может быть воспринято как чистейший нонсенс («несуразица»). Но «изнутри» все это окажется мудрым, существующим от века, рациональным, обоснованным, правильным и логичным. Все смыслы связаны между собой, подкрепляют и подтверждают друг друга, а на вопросы «почему», звучащие со стороны, часто можно услышать искренний вопрос: « А как же иначе?!».

Однако мы живем в России, где как раз по ходу нашей жизни очень многое становится «иначе», меняющие социальные институты и культурные стандарты, разрушаются массовые стереотипы и формируются новые, происходит крушение и рождение идеологий, поэтому нам легче осознать, как хрупка и как сильна по своему воздействию эта эфемерная ткань общества- культура.

Некоторые ученые считают, что общество существует и у животных: групповая жизнь, взаимодействие, конфликты, общение позволяет так думать. Но вот чего у них нет, так это культуры. Ее содержание составляют обычаи, нравы, законы, этикет, символы и многое другое, что возникло благодаря мышлению, сознанию и языку, которые совершенно отсутствуют у представителей животного мира.

Культура- чисто человеческий образ жизни. Культуры нет у животных, как нет людей, не имеющих культуры. Культуру определяют по-разному. В одном случае о ней говорят как о совокупности форм приобретенного поведения, характерных для некоторой группы или общества и передающихся из поколения в поколение. В-другом, ее сводят к совокупности материальных и духовных памятников, символов, обычаев.

Культура имеет множество значений. Во-первых, под культурой подразумевают определенную сферу общества, получившую институциональное закрепление.

Не только в нашей стране, но и в других странах существуют министерства культуры с разветвленным аппаратом чиновников, средние специальные и высшие учебные заведения, готовящие специалистов по культуре, журналы, общества, клубы, театры и т.п. занимающиеся производством и распространением духовных ценностей.

Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу и нации.

Мы говорим об элитарной культуре, русской культуре, русской зарубежной культуре, культуре молодежи, культуре рабочего класса.

В-третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений.

Мы употребляем выражения «культурный человек» в значении воспитанный, «культура рабочего места» в значении опрятно прибранное, чисто функциональное пространство.

Для многих из нас культурным является человек, который может поговорить о Бетховене, Достоевском и Пикассо. Подобное толкование, пришедшее к нам из восемнадцатого века, по существу уравнивает «культурность» с «воспитанностью» и «цивилизованностью». Для большинства антропологов в двадцатом веке «цивилизация» обозначала особый, высший тип культуры. Для социологов цивилизация не эквивалентна культуре, а выражение «отсутствие культуры» бессмысленно. Нет общества, народа, группы или человека, лишенных культуры.

2. Базисные элементы культуры, ее формы и разновидности

К базисным элементам духовной культуры относят: обычаи, нравы, законы, ценности.

Первые три являются разновидностями культурных норм и поэтому образуют нормативную систему культуры. Она предписывает членам общества, что надо делать, как это надо делать и в каких ситуациях следует так поступать. Манеры, этикет, кодекс также входят в нормативную систему культуры, но в качестве не основных, а дополнительных ее элементов. В любом обществе- от самого примитивного до суперсовременного- есть обычаи, нравы и законы, но не в любом обществе существуют манеры, этикет и кодекс.

Обычаи- это выражение опыта предков, осознаваемое потомками как установка на определенное содержание жизнедеятельности. Обычаи воспринимаются как привычные и не подтвержденные рефлексии (сомнению). Обычай – продукт чувственно-интеллектуальной деятельности. Он является элементом культуры, вступает как важнейшая установка, регулирующая поведение индивида. В свою очередь, обычаи, привычки и традиции формируют нормы.

Норма- руководящее начало, правило, образец. Норма охватывает не весь отрезок деятельности, а какой-то параметр действия. Норма является функцией эталона, своеобразной инструкции для индивидов и социальных групп. Она выполняет следующие функции: способствует контролю за отклоняющим ее поведением, обеспечивает стабильность социальной системы.

Первоосновой любой культуры является тот понятийно-логический аппарат, который присущ мировосприятию того или иного народа. Человек через понятийно-логический аппарат структурирует и воспринимает окружающий мир. Отметим роль языка как ретранслятора культуры. Очевидно, что культура распространяется и жестом, обрядом, мимикой, танцем. Ушедшие поколения доносят до нас свои умения, навыки и т.д.

Основными элементами культуры являются убеждения. Именно в убеждениях содержится то, чему люди в действительности привержены, чем руководствуются в повседневной деятельности, что воплощают в образцах и моделях поведения.

Убеждение- определенное духовное состояние, свойство, для которого характерно генетическая нерасчлененность интеллектуально-рационального, чувственно-эмоционального и волевого компонентов. Убеждения могут быть связаны как с природными объектами, так и социальными.

Любые убеждения, связаны ли они с объектами природы или с социальными объектами, в свою структуру включают определенные сведенья, информацию о данном явлении, о существе норм, принципов поведения, т.е. знания.

Убеждения, связанные с социальными объектами- этнические, экономические, политические знания, представления о традициях, обычаях, ритуалах, эталонов поведения, сведенья о том, что считается в рамках данной культуры желательным или нежелательным, справедливым или несправедливым и т.д.

Именно знание придает убеждениям смысл, одаривает идеей. Бедность, скудность культуры в немалой степени определяется узостью, примитивностью, фрагментарностью знаний, вовлеченных в оборот данной культуры. Причем речь идет не только о знаниях, ставших убеждениями. Следует иметь в виду, что могут иметь место разные формы освоения знаний культурой.

Убеждения как единство знаний, эмоций и воли выступают в разнообразных конкретных формах. Среди них следует назвать ценностные ориентации, социальные установки, нормы, принципы поведения и непосредственные мотивы действия поступков.

Одни определяют стратегическую направленность деятельности индивида, другие нормативно регламентируют ее, третьи- непосредственно детерминируют поведение людей. Данные феномены духовного мира образуют систему, в вершине которой- ориентации на ценности.

Как сознательное существо, человек значимые для себя поступки осуществляет осознанно, т.е. взвешивает, оценивает, примеряется. Социальные ценности интересуют, прежде всего, как фактор, играющий определяющую роль в регуляции социальных взаимодействий.

Ценности представляют собой сложный мир. Нас далее будут интересовать преимущественно ценности, выступающие регуляторами взаимодействия людей в обществе, т.е. социальные ценности.

Среди них следует различать ценности экономические и нравственные, политические и эстетические. Данные ценности представляют собой не произвольную комбинацию, набор, сумму. Они существуют, прежде всего, как целостность, система.

Различие в системах ценностей, идеалов не должно заслонять то общее, что объединяет носителей единой культуры ( да и человеческой цивилизации в целом). Осознание своих социально-групповых, классовых интересов не должно вести к их абсолютизации, чему мы следовали долгие годы. Важно обеспечить в культуре всех членов общества приоритет тех ценностей, которые объединяют нацию, укрепляют общество, государство, гарантируют безопасную жизнь человека, его права, мир на земле- это великий урок, который преподала нам наша нелегкая история- это вывод, который делает наука, анализируя природу социальных взаимодействий, роль ценностей в их регуляции.

Мир культуры- это мир материальных и идеальных, духовных ценностей. Материальная культура более непосредственна и обусловлена качествами и свойствами природных объектов; это то, чем пользуется человек в качестве исходных материалов или сырья при создании материальных предметов. В материальную культуру входят энергетические и сырьевые ресурсы неорганического или органического происхождения, геологические или атмосферные составляющие технологии материального производства, орудия труда. Духовная культура включает совокупные знания и методы познания, формы мышления (общественное сознание, систему образования, воспитания человека, язык и т.д.). Духовные ценности способствуют повышению качеств существа разумного, культурного человека, а антиценности отнимают у человека человеческое.

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, социологи различают три формы- элитарную, народную и массовую, и две ее разновидности: субкультуру и контркультуру.

Элитарная культура.

Создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу. Элитарная, или высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Шенберга, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия средне образованного человека. Круг ее потребителей- высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. Формула элитарной культуры «искусство для искусства».

Народная культура.

Создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.

Народную культуру называют любительской и коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни и танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми ( исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор- еще одно название народного творчества. Фольклор локализован, т.е. связан с традициями данной местности и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.

Массовая культура.

Создается профессиональными авторами и распространяется с помощью электронных носителей. Она не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа.

Время ее появления- середина двадцатого века, когда средства массовой информации проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная музыка, цирк- примеры массовой культуры. Они понятны и доступны всем возрастам, всем слоям населения, независимо от уровня образования. Массовая культура обладает меньшой художественной ценностью, чем элитарная или народные культуры. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, отражает и реагирует на любое новое событие. Поэтому образцы массовой культуры быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура- сленговое название массовой культуры, а китч- ее разновидность.

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой.

Поскольку общество распадается на множество групп- национальных, демографических, социальных, профессиональных,- постепенно у каждой их них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культуры мира называются субкультурами.

Субкультура- часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе.

Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре и т.д. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. У каждого поколения и каждой социальной группы свой культурный мир.

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличатся от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями. Субкультура террористов противостоит человеческой культуре, а молодежное движение хиппи в 60-е годы отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех и наживу, конформизм и сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм. Наряду с понятиями субкультуры и контркультуры в социологию постепенно внедряется термин «суперкультура».

Суперкультура- это культура аэропортов, магистральных дорог, небоскребов, гибридных сортов злаков, и искусственных удобрений, университетов и контроля над рождаемостью. Суперкультура характеризуется мировым размахом. У нее мировой язык- английский и мировая идеология-наука.

3. Проблемы культуры в современной России.

Проблема межнационального общения всегда была и будет актуальной, ею всегда интересовались ученые многих стран. Вопрос межнационального общения является сложным и многогранным.

Острота межэтнических конфликтов в современной России детерминирована совокупностью факторов: разрушением социально-экономических, политических, идеологических взаимосвязей; преступной активизацией военных конфликтов; игнорированием конфессиональных и национальных идеалов, ценностных установок; отсутствием хорошо продуманной и всесторонне обоснованной концепции национальной политики; неконтролируемой миграцией; ростом национального самосознания ранее репрессированных народов.

В этих условиях резко повышается актуальность и значимость национальных культурных установок, ценностно-символических аспектов бытия национальных социумов, специфических особенностей конкретных этносов. В этом плане особый интерес представляет Северо-Кавказский регион, в котором сосредоточены многочисленные этносы, обладающие древними культурными традициями. Достаточно сказать, что в данном регионе проживают более 50 автономных народов, многочисленные группы некоренного населения, множество транзитивных этнокультурных объединений, попавших сюда в результате миграционных процессов последних десятилетий. Сегодня Кавказ – это сложная система множества мощных культур, каждая из которых характеризуется собственной национальной идеей, своеобразной иерархией этнокультурных ценностей, сложной знаково-символической культурной системой.

Сегодня развитие материальной культуры, в частности средств информатизации, происходит все убыстряющими темпами. Так, скорость обновления информационной технологии возрастает настолько, что поколения этой технологии сменяют друг друга каждые 3-5 лет. Интеллектуальное освоение последствий такового быстрого развития не поспевает за ростом получаемой и перерабатываемой информации. Это ведет еще к большему обострению противоречий между материальной и духовной компонентами современной культуры. Таким образом, информатизация общества не только изменяет мир, но и создает в этом мире новые проблемы.

Качественные изменения в культуре информационной эпохи связаны с широким использованием информационной техники и технологии в сфере культуры. Радио, телефон, кино, телевидение, мультимедийные средства, наконец, компьютеры- вся эта современная техническая мощь в огромной степени определяет как содержание и форму культурных ценностей, так и их развитие и ту роль, которую они играют на социальной сцене.

Развитие промышленности принадлежит контролю сообщества: конструктора машин должны считаться с существующими стандартами, загрязнение окружающей среды ограничивается государственными санкциями и общественными движениями, цена и заработная плата- правительственными мероприятиями. Вместе с тем, нет никаких ограничений в сфере духовной культуры. В итоге в культурной сфере обнаженные тела стали обычными на киноэкранах, порнография- в газетных киосках, секс оказался предметом оживленного обсуждения в СМИ. « Разрешено почти все, пишет Д.Белл, - перемены столь значительны, что культурные проблемы приобрели значение политических.»

Кризис культуры является составной частью кризиса общества, тех глубоких изменений, которые происходят в процессе информатизации общества. Сама информатизация общества, таким образом, охватывает не только технико-технологическую и социальную сферы, но и культуру. Культура- важнейший элемент информатизации общества, делающий последнюю технико-социокультурным процессом. Выход из кризиса культуры, следовательно, лежит на пути преобразования всех сфер общественной жизни.

Заключение

Культура- эта система средств человеческой деятельности, благодаря которой программируется, реализуется, стимулируется активность индивида, групп, человечества в их взаимодействии с природой и между собой. Эти средства создаются людьми, постоянно совершенствуются и состоят их трех содержательных типов культур- материальной, социальной и духовной.

Культура- цемент здания общественной жизни. И не только потому, что она передается от одного человека к другому в процессе социализации и контактов с другими культурами, но также и потому, что формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе. По всей видимости, члены одной культурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяют и сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие чувства отражены в сленге, жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры.

Культура не только укрепляет солидарность между людьми, но и является причиной конфликтов внутри групп и между ними. Это можно проиллюстрировать на примере языка, главного элемента культуры. С одной стороны, возможность общения способствует сплочению членов социальной группы. Общий язык объединяет людей. С другой- общий язык исключает тех, кто не говорит на этом языке или говорит на нем несколько иначе.

Русская культура никогда не знала человеконена-вистничества и национализма. Русская культура есть достояние не одной России, она принадлежит и Западу и Востоку. В духовной мощи русской культуры сокрыты, может быть, самые лучшие откровения и надежда для всех народов, исчерпавших возможности некогда славных своих и всех других культур и ищущих спасения из надвигающейся катастрофы.

Россия должна быть Россией- страной равной среди равных, сберегая для себя и мира свою самобытную плодоносную культуру.

Список литературы

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. – М.; ACADEMIA -1999

2. Волков Ю.Г. Мостовая И.В. Социология. Гардарики М. 2002.

3. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: Логос 1996.

4. Кравченко А.И. Социология. Академический проект. М. «Логос» 1999.

5. Осипов Г.В., Кабыща А.В. Тульчинский М.Р. М. «Наука» 1995.

6. Фролов С.С. Социология М. Гардарики 2004.

Скачать архив с текстом документа