Курсовой работы
СОДЕРЖАНИЕ: Ключевые слова: финансы, экономическая интеграция, международные организации, финансовые институты, банкиМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра «Финансы и кредит»
КУРСОВАЯ РАБОТА
РОЛЬ ФИНАНСОВ В МЕЖДУНАРОДНОМ ИНТЕГРАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ
Специальность «Финансы и кредит»
Специализация «Финансы»
Автор работы
Студент 3 курса, 5 группы П.Б.Зуев
Руководитель
Преподаватель А.И.Чигрина
Гродно 2007
РЕФЕРАТ
Тема курсовой работы
«Роль финансов в международном интеграционном процессе»
Работа содержит 37 страниц, 3 таблицы, 17 использованных источников литературы.
Ключевые слова: финансы, экономическая интеграция, международные организации, финансовые институты, банки.
Цель курсовой работы - изучение понятия и значения мировых финансов в условиях международной экономической интеграции.
Объектом исследования выступает международные финансы и возникающие на их основе взаимоотношения между странами
Предметом исследования - теоретические и практические аспекты организации финансовых отношений в международном интеграционном процессе.
В работе были использованы следующие методы: аналитические метод, метод сравнения, метод систематизации и группировки данных.
С ОДЕРЖАНИЕ
1. ФИНАНСЫ В МЕЖДУНАРОДНОМ ИНТЕГРАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ. 6
1.1 Сущность международной интеграции. 6
1.2 Воздействие финансов на международный интеграционный процесс. 10
1.3 Финансы международных организаций и финансовые международные институты.. 13
2. РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ В МЕЖДУНАРОДНОМ ИНТЕГРАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ. 18
2.1 Участие Республики Беларусь в международных финансовых и валютно-кредитных организациях. 18
2.2 Беларусь в системе международных интеграционных связей. 23
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ.. 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 36
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе мирового развития невозможно представить себе существование какого-либо государства в изоляции от окружающего мира. Сегодня экономическое, социальное и политическое благосостояние государства зависит не столько от внутренней организованности, сколько от характера и степени интенсивности его связей с другими странами. Решение внешнеэкономических проблем приобретает первостепенное значение. Мировой опыт показывает, что наращивание финансового потенциала стран происходит посредством и только посредством их интеграции друг с другом и с мировым хозяйством в целом.
Изучение данной темы является актуальным, так как интеграционные процессы в экономическом пространстве нашей планеты носят региональный характер, а сфера мировых финансов стала важным источником разработки новых финансовых методов, что оказало влияние на региональные финансовые системы и способствовало интеграции региональных финансовых рынков.
Главной целью данной курсовой работы является изучение понятия и значения мировых финансов в условиях международной экономической интеграции.
На пути достижения главной цели были поставлены следующие задачи:
1. определить сущность и понятие мировых финансов и экономической интеграции;
2. выявить влияние международных финансов на экономический интеграционный процесс;
3. изучить причины образования международных организаций и институтов;
4. рассмотреть участие Республики Беларусь в международных финансовых и валютно-кредитных организациях;
5. определить роль Республики Беларусь в системе международных интеграционных связей;
6. определить перспективы Республики Беларусь в международных финансовых отношениях.
Предметом исследования выступают теоретические и практические аспекты организации финансовых отношений в международном интеграционном процессе. Объектом является международные финансы и возникающие на их основе взаимоотношения между странами.
Структура работы представлена в следующем виде. В первой главе рассмотрены следующие вопросы. В первом пункте дается определение понятия мировых финансы и экономической интеграции, также изучена структура их формирования и их значение. Во втором пункте определена роль финансов в международном интеграционном процессе. В третьем пункте изучаются основные цели, типы и принципы международных финансовых институтов.
Во второй главе изучаются участие Республики Беларусь в финансово-кредитных организациях. В первом пункте представлены основные кредитные линии, предоставленные МВФ, МБРР и ЕБРР Республики Беларусь. Во втором пункте рассматривается участие Республики Беларусь в таких интеграционных объединениях как СНГ и ЕС.
В третьей главе определены перспективы Республики Беларусь в международных финансовых отношениях.
В заключении представлены основные выводы по изученной теме.
В работе использовалась литература отечественных и зарубежных авторов, периодические издания и Интернет источники.
1 . ФИНАНСЫ В МЕЖДУНАРОДНОМ ИНТЕГРАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ
1.1 Сущность международной интеграции
Международная экономическая интеграция - характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX века она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран-членов интеграционных группировок. Слово «интеграция» происходит от лат. Integralio - восполнение или integer - целый. Международная экономическая интеграция - это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями. Получившая наибольшее распространение региональная экономическая интеграция, возможно, в будущем станет начальной стадией глобальной интеграции, т.е. слияния региональных интеграционных объединений [11, с.299].
Интеграция может принимать различные формы. Выбор формы интеграционного объединения определяет уровень, стратегию интеграции и ее конечную цель.
Мировая практика позволяет выделить следующие формы экономической интеграции (от низшей к высшей):
1. преференциальная зона,
2. зона свободной торговли,
3. таможенный союз,
4. общий рынок,
5. экономическое сообщество,
6. экономический и валютный союз.
Создание преференциальной зоны двух и более стран означает взаимное предоставление преференций или льгот; например, двукратное снижение таможенных пошлин во взаимной торговле при этом сохраняется национальный режим в торговле с третьими странами, т.е. не вошедшими в данное объединение. Преференциальные зоны можно рассматривать как первый пробный шаг по пути к дальнейшей интеграции.
Зона свободной торговли в ее классическом варианте предполагает постепенное осуществление в согласованный срок полной отмены ограничений на взаимное передвижение промышленных товаров при сохранении национального внешнеторгового режима в отношении третьих стран. В связи с этим возникает вопрос о происхождении товара, который поступает из другой страны-члена зоны свободной торговли: произведен этот товар в стране-партнере по зоне свободной торговле или этот товар произведен в третьей стране [14, с.14].
Создание таможенного союза предполагает поэтапную полную либерализацию взаимной торговли промышленными товарами и введение единого тарифа в отношении третьих стран. Иными словами, таможенный союз - это зона свободной торговли плюс единый внешнеторговый тариф. Обычно единый внешний тариф рассчитывается как среднеарифметический, и его введение может означать как снижение, так и увеличение национальных тарифов в отношении стран-аутсайдеров.
Формирование общего рынка двух и более стран предполагает поэтапную отмену всех ограничений на взаимное перемещение товаров, капиталов, услуг, рабочей силы и введение единого внешнеторгового тарифа. Таким образом, общий рынок включает таможенный союз и полную либерализацию обмена услугами, капиталами и трудовыми ресурсами.
Экономическое сообщество означает создание общего рынка, а также проведение единой политики в области сельского хозяйства, энергетики, промышленности, региональных и других проблем.
Экономический и валютный союз включает создание единого внутреннего рынка, полную гармонизацию и унификацию экономической и валютной политики вплоть до введения единой валюты, создания единого банка; осуществление единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран.
Дальнейшее развитие и совершенствование форм международной экономической интеграции, возможно, приведет к превращению интеграционного объединения в политический союз, т.е. к превращению интеграционного объединения в конфедеративное государство со всеми вытекающими последствиями, в том числе превращением наднациональных органов управления в центральные органы управления с еще большими полномочиями и властью.
Выделяют такие положительные признаки международной экономической интеграции:
· интеграция расширяет экономическое пространство;
· создает более благоприятные условия для эффективного размещения производительных сил;
· углубляет региональное разделение труда на основе сравнительных преимуществ;
· создаёт возможности для производственного и научно-технического сотрудничества;
· объединяет усилия стран-членов в решении социально-экономических проблем и определении внешнеэкономической политики в отношении третьих стран.
По составу участников известны следующие типы экономической интеграции:
· интеграция развитых стран;
· интеграция развивающихся стран;
· интеграция стран с переходной экономикой;
· интеграционные объединения смешанного типа с полноправным участием развитых и периферийных государств.
В интеграционные объединения вступают страны с различным уровнем развития производительных сил. Любая организация интеграционного типа является добровольным объединением стран-участниц, каждая из которых имеет в виду собственные выгоды, которые она надеется получить в результате взаимодействия со странами-партнерами [16, с.82].
Либерализация взаимного обмена товарами и услугами является важнейшим механизмом формирования интеграционных объединений. Режим свободной торговли усиливает конкуренцию, в которой побеждает сильнейший. Соответственно либерализация взаимного обмена усиливает неравенство между странами-участницами. В связи с этим возникает проблема создания механизмов выравнивании выгод и уровней развития, защиты интересов наиболее слабых стран, а также подтягивания отсталых регионов, что требует значительных усилий и затрат со стороны более продвинутых участников интеграции.
Наиболее успешное развитие экономической интеграции возможно при наличии определенных предпосылок, среди которых наиболее существенными являются следующие:
· исторически сложившиеся экономические связи между странами-участницами; высокий уровень их взаимной торговли;
· высокий уровень развития производительных сил и рыночных механизмов;
· развитая многоотраслевая структура экономик стран-участниц;
· высокий уровень развития обрабатывающей промышленности;
· общность стоящих перед странами проблем в области развития, финансирования, государственного регулирования ;
· политическая близость, отсутствие религиозных и иных противоречий, близкий уровень демократизации общества, социально-правовой защиты;
· географическая близость и общность границ.
1.2 Воздействие финансов на международный интеграционный процесс
Финансы как экономический инструмент хозяйствования используются для осуществления интеграции Беларуси в мировую экономику. Финансовый механизм, складывающийся в сфере международных экономических связей, выступает орудием реализации финансовой политики государства в области международного сотрудничества. Функционируя в международной сфере, финансы оказывают влияние на экономические интересы участников международных связей, выступают как стимул развития международной экономической интеграции [13, с.33].
Роль финансов в развитии международных связей проявляется по трем направлениям:
1. изыскание источников и мобилизация необходимых финансовых ресурсов для финансирования различных направлений международного сотрудничества;
2. регулирование международных интеграционных процессов;
3. стимулирование развития каждого вида международных отношений и непосредственных участников этих отношений [7, с.13].
Финансы оказывают влияние, прежде всего на экспортно-импортные операции. С их помощью стимулируется выпуск конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом на мировом рынке. Финансы способствуют формированию той доли национального дохода, которая реализуется в результате внешнеэкономической деятельности.
Важной формой международного сотрудничества является участие Беларуси в международных организациях и фондах. Это участие предполагает внесение соответствующих квот в уставные капиталы и бюджета данных организаций. Источниками взносов выступают валютные и другие финансовые фонды и ресурсы участвующих национальных организаций и государственных структур. Средства международных организаций аккумулируются в соответствующие фонды и распределяются на целевые программы по направлениям деятельности.
Еще одним направлением воздействия финансов на развитие международных связей является мобилизация ресурсов иностранных инвесторов. Иностранные инвестиции осуществляются в виде привлечения средств иностранных государств-инвесторов, иностранных коммерческих организаций, международных строительных компаний в различные отрасли отечественной экономики. Предприятия и объекты, создаваемые на условиях кредита на территории Беларуси и финансируемые иностранными предпринимателями за счет фондов своих фирм, а также из бюджетов иностранных государств, функционируют как совместные предприятия и иностранные юридические лица [2, с.12].
Иностранные инвестиции в экономику Беларуси способствуют ее развитию и создают условия для интеграции в мировую экономику. С целью стимулирования иностранных и совместных предприятий устанавливается система финансовых, валютных и иных льгот.
За правильностью и законностью ведения финансовых операций в сфере внешнеэкономической деятельности установлен финансовый, валютный и таможенный контроль, и при обнаружении нарушений и злоупотреблений исполнительные органы применяют установленные законодательством санкции и штрафы, регулируя, таким образом, порядок финансовых отношений.
Совокупность финансовых отношений в международном интеграционном процессе, определяющая суть финансов, включает в себя:
1. денежные отношения между субъектами хозяйствования данной страны и субъектами хозяйствования других стран по поводу купли-продажи продукции (работ, услуг), предоставления коммерческих кредитов и займов, истребования штрафных санкций по договорам и т. д.;
2. денежные отношения внутри страны между субъектами хозяйствования по поводу предоставления займов в иностранной валюте, перераспределения валютной выручки, полученной от экспорта, в пользу предприятий, участвующих в экспорте продукции, и т. д.;
3. отношения между субъектами хозяйствования и государством (в лице бюджетов различных уровней, централизованных государственных валютных фондов): в части иностранной валюты по поводу распределения валютной выручки, покупки валюты, уплаты таможенных пошлин, сборов и налогов в иностранной валюте, финансирования в валюте из централизованного валютного фонда государства, получения иностранных кредитов под гарантии правительства и т. д.;
4. денежные отношения предприятий с другими звеньями финансовой системы: банками - по поводу получения кредитов в иностранной валюте, а также в национальной валюте для осуществления внешнеэкономических операций под залог валютных ценностей, кредитов в национальной валюте с последующей конвертацией, выплаты процентов по данным кредитам и их погашения; внутри свободных экономических зон - между резидентами и администрацией, бюджетами различных уровней, другими резидентами Республики Беларусь, нерезидентами, субъектами финансовой системы государства;
5. внутригосударственные денежные отношения - формирование централизованных валютных фондов и фондов в национальной валюте от внешнеэкономической деятельности государства и его субъектов хозяйствования и их распределение;
6. денежные отношения между государствами - по поводу получения и погашения межгосударственных кредитов;
7. денежные отношения между государством и международными финансово-кредитными организациями (предоставление кредитов и их погашение) и другие.
Финансовые отношения, составляющие суть финансов в международном интеграционном процессе, включают в себя отношения, как в иностранной валюте, так и в национальной, поэтому это, прежде всего валютно-денежные отношения. Материальной основой финансов являются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, полученные от внешнеэкономической деятельности, их формирование, распределение и перераспределение.
Таким образом, финансы играют главную роль в международных экономических отношениях и представляют собой совокупность денежных отношений при формировании, распределении и использовании на общегосударственные нужды СОП и НД, полученного от внешнеэкономической деятельности в иностранной и национальной валюте.
1.3 Финансы международных организаций и финансовые международные институты
В настоящее время насчитывается несколько тысяч международных организаций, работающих в интересах обеспечения политической, экономической стабильности и социального благосостояния во всем мире.
Институциональная структура международных финансовых отношений также включает многочисленные организации, которые занимают важное место в системе международных экономических связей. Их создание явилось результатом поиска эффективных мер для разрешения чрезвычайных или кризисных ситуаций в рамках всего мира. Можно выделить несколько объективных причин возникновения данных институтов:
• усиление взаимозависимости между государствами, которая проявляется в новых формах соперничества в сферах экономики, политики, культуры;
• развитие межгосударственного регулирования мирохозяйственных связей, в т.ч. финансовых отношений;
• необходимость совместного решения проблем, нестабильности мировой экономики, включая мировую валютную систему, мировые рынки валют, кредитов, ценных бумаг, золота;
• проведение общей политики макроэкономической перестройки, вызванной воздействием коренных изменений в структуре мировой экономики, ускоренным развитием рынков капитала и их тенденцией к интеграции [9, с.79].
Специфическими причинами создания региональных банков развития развивающихся стран следует назвать: завоевание политической независимости этими странами; повышение их роли в международных экономических отношениях; тенденция к региональному сотрудничеству и экономической интеграции в целях решения проблем национальных экономик.
Целями образования международных финансовых институтов явились:
• изучение и принятие мер по наиболее важным проблемам международных финансов и мировой экономики;
• осуществление межгосударственного финансового и валютно-кредитного регулирования;
• совместная разработка и координация стратегии и тактики мировой валютно-кредитной и финансовой политики;
• обеспечение стабилизации валют;
• устранение торговых барьеров и содействие широкому товарообмену между государствами;
• изыскание дополнительных к частному капиталов для развития технологического и экономического прогресса.
В зависимости от целей и степени универсальности выделяются три основных типа международных финансовых и валютно-кредитных институтов:
1) организации, регулирующие противоречивую целостность всемирного хозяйства, обеспечивая в целом бесперебойное функционирование финансово-валютных отношений;
2) механизмы налаживания сотрудничества между странами, разбирательства и вынесения решений по международным спорам;
3) организации, обеспечивающие сбор, изучение и анализ информации по актуальным финансовым и валютно-кредитным проблемам, выработку рекомендаций по их устранению.
Следует отличать финансовую деятельность международных организаций от деятельности финансовых институтов. Первая является преимущественно бюджетной, в то время как вторая использует возможности самозарабатывания денег для использования их в предусмотренных Уставом направлениях [10, с.46].
Так, к числу международных организаций относятся ООН и ЕС. ООН основана в 1943г. с главной задачей – поддержание мира. В сферу ее деятельности входят экономические, гуманитарные, социальные проблемы, права человека, охрана внешней среды и др. ООН имеет разветвленную сеть своих органов. Бюджет ее формируется за счет взносов стран, в зависимости от уровня развития. По расходам бюджет ООН делится на две части – административные, накладные и программные расходы. Последние составляют 62% всех расходов.
Европейский Союз – ЕС сформировался на базе созданного в 1957г. ЕЭС – Европейского экономического сотрудничества. В основе ЕС – сформированный общий рынок капиталов, товаров, услуг, ликвидация таможенных барьеров, унифицированное налоговое законодательство, европейская валюта и т.д. Сейчас ЕС – это 17 стран Европы, формирующие бюджет ЕС в зависимости от производственного ВНП. Однако ЕС имеет и собственные доходы: от таможенного тарифа продуктов импорта стран, не являющихся членами ЕС и налога на добавленную стоимость, превышающего унифицированные требования – не выше 1,4%.[11, с.309].
К числу финансовых международных институтов можно отнести: Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Лондонский клуб, Парижский клуб, Генеральное соглашение по тарифам и торговле и другие. Можно их разделить на мировые (МВФ, группа Мирового банка, Банк международных расчетов) и региональные (Европейский банк реконструкции и развития - ЕБРР, Азиатский банк развития, Африканский банк развития, Межамериканский банк развития и др.).
Международный валютный фонд - ведущий мировой финансовый институт, имеющий статус специализированной организации ООН. Основан в 1944г., начал работу в 1947г. Капитал МВФ создан за счет взносов стран-членов фонда. Сейчас МВФ объединяет более 183 стран. Беларусь и Россия вступила в МВФ в 1992г., Украина - в 1996г., с взносом 997,3 млн. SDR. Кроме собственного капитала МВФ использует заемные средства. Деятельность МВФ охватывает кредитование, регулирование международных валютных отношений, постоянный контроль за мировой экономикой. Основными целями его деятельности являются: содействие международному валютному сотрудничеству и стабильности мировой валютной системы; создание благоприятных условий для сбалансированного роста международной торговли; оказание помощи в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами — членами МВФ и устранении валютных ограничений, тормозящих рост международной торговли; предоставление своим членам на временной основе финансовых ресурсов для корректировки их платежных балансов без использования ограничительных мер в области внешней торговли и расчетов; содействие сокращению продолжительности и масштабов дефицита платежных балансов стран-членов МВФ [3, с.495].
Европейский банк реконструкции и развития был учрежден в 1991г. с целью оказания содействия странам Центральной и Восточной Европы и Содружества Независимых Государств в становлении рыночной экономики после крушения административно-командной системы. Способствуя процессу перехода к ориентированной на рынок экономике, Банк предоставляет прямое финансирование деятельности частного сектора, структурной перестройки и приватизации, а также финансирование инфраструктуры, поддерживающей такую деятельность. Его капиталовложения помогают также строительству и укреплению организационных структур. Основными формами финансирования ЕБРР являются кредиты, вложения в акционерные капиталы (акции) и гарантии.
Целями деятельности ЕБРР являются содействие странам Центральной и Восточной Европы в создании рыночной экономики и поддержка развития частного предпринимательства в государствах, приверженных принципам многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики.
Обладая фондами денежных средств, международные финансовые институты ведут финансовые операции, которые могут быть связаны как с денежными платежами (расчеты, трансферт и др.), так и с движением капитала (лизинг, траст, кредит, франчайзинг и др.). Объектами финансовых операций могут быть финансовые активы. Все финансовые операции по своей направленности можно классифицировать на: инвестиционные, спекулятивные, перевод денег и операции по сохранению способности капитала приносить доход (страхование, хеджирование, залог, ипотека, диверсификация и др.).
2 РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ В МЕЖДУНАРОДНОМ ИНТЕГРАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ
2.1 Участие Республики Беларусь в международных финансовых и валютно-кредитных организациях
Беларусь является членом трех крупнейших международных финансово-кредитных организаций - Мирового банка (Международного банка реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации и Многостороннего агентства по гарантированию инвестиций), Международного валютного фонда и Европейского банка реконструкции и развития с 1992 года. Помимо престижа на международной арене со вступлением в эти организации Республика Беларусь получила возможность привлечения кредитов. Предоставленные средства имеют льготный характер кредитного финансирования: срок кредитов - 10-20 лет, мораторий на выплату основного долга - до 5 лет, процентная ставка - около 8% у МБРР, у МВФ в зависимости от типа представляемого займа - 2,5-7,27%. Предоплаты и платежных гарантий не требуется. Но МВФ оказывает своим членам финансовую помощь, продавая им СДР или валюту других государств-членов Фонда в обмен на собственную валюту стран, получающих эти ресурсы, которую они обязаны выкупить через определенный промежуток времени [9, с.94].
Первая финансовая помощь со стороны МВФ была предоставлена Беларуси в июле 1993г. в виде первой транши кредита по линии фонда системных трансформаций, вторая транша кредита поступила в начале 1995г. (всего около 200 млн. дол. США). Средства займа были направлены на поддержание валютных резервов Национального банка, покрытие дефицита государственного бюджета, погашение просроченной задолженности по кредиту Европейскому союз и на финансирование инвестиционных проектов предприятий республики.
В сентябре 1995г. было принято решение Совета директоров МВФ о предоставлении Республике Беларусь кредита стэнд-бай в размере около 280 млн. дол. США, первая транша которого в размере 70 млн. дол, США уже получена. Для получения кредита стэнд-бай правительством республики совместно с персоналом МВФ была разработана экономическая программа, предусматривающая основные направления реформирования экономики страны.
Основным направлением взаимоотношений с Международным валютным фондом в 2004 году явилось обсуждение в Национальном банке, республиканских министерствах и ведомствах параметров экономического развития Республики Беларусь. Техническая помощь по линии МВФ предоставлялась по таким направлениям, как управление государственным долгом; подготовка Бюджетного кодекса и бюджетной классификации; оценка законодательства республики и организации работы по противодействию легализации доходов, полученных незаконным путем, и борьбе с финансированием терроризма; соответствие статистической информации Беларуси международным стандартам и кодексам; присоединение республики к Специальному стандарту распространения данных МВФ.
На ближайшую перспективу взаимодействие с Международным валютным фондом предполагается сконцентрировать на обеспечении соответствия публикуемого Фондом странового отчета по Беларуси реальной экономической ситуации в стране и формировании на этой основе более благоприятной информационной базы, необходимой для привлечения иностранных инвесторов, а также на получении технической помощи МВФ по различным направлениям денежно-кредитной, валютной и бюджетно-налоговой политики.
Всемирный банк предоставил Республике Беларусь четыре кредитных линии: заем на институциональное развитие, средства которого были направлены на укрепление и развитие институтов управления экономикой в переходный период; реабилитационный заём для поддержки программы экономических реформ и финансирования критически необходимых статей экспорта (продукты питания, медикаменты и др.); заём на развитие лесного хозяйства для внедрения новейших технологий и методов в области ведения лесного хозяйства и вырубок; заём на подготовку проекта энергосбережения.
Займы, полученные от Всемирного банка целесообразно представить в виде таблицы (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Займы, полученные от Всемирного банка
Проект |
Дата одобрения |
Сумма (USD) |
Ставка (плав.%) |
Срок (лет) |
Мораторий на выплату долга (лет) |
|||
Институциональный заём |
Июль 1993г. |
8300000 |
=7,4% |
15 |
5 |
|||
Реабилитационный заём |
Ноябрь 1993г. |
120000000 |
=8,0% |
15 |
5 |
|||
Заём на развитие лесного хозяйства |
Май 1994г. |
41900000 |
=8,0% |
15 |
5 |
|||
Заём на подготовку проекта энергосбережения |
Апрель 1998г. |
1000000 |
||||||
Итого: |
171200000 |
Источник: [4]
В 2002 – 2004 финансовые годы сотрудничество с Всемирным банком осуществлялось в соответствии со Стратегией сотрудничества Группы Всемирного банка с Республикой Беларусь. В 2004 году Всемирный банк совместно с Правительством Беларуси начал разработку Странового экономического меморандума. Создана межведомственная рабочая группа для содействия Всемирному банку в подготовке данного документа. Работа над документом была завершена в середине 2005 года. В этом же году в Беларуси работала миссия Банка по пересмотру концепции проекта по реабилитации районов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, которая обсуждала с заинтересованными республиканскими органами государственного управления предложения белорусской стороны по новому формату проекта. Банком завершена подготовка отчетов «Беларусь: повышение эффективности управления государственными финансовыми ресурсами», «Беларусь: оценка бедности. Можно ли сохранить тенденцию к сокращению бедности и доступность услуг». В последнем докладе приводятся положительные оценки в отношении значительного снижения уровня бедности, широкий охват населения базовыми образовательными и медицинскими услугами. Отмечается, что Беларусь выбрала правильный курс реформ в областях здравоохранения, образования и социальной защиты. Делается вывод о том, что белорусская система мониторинга и анализа бедности может потенциально стать моделью передового опыта для региона Восточной Европы.
Взаимоотношения с Европейским банком реконструкции и развития строятся на основе проекта Стратегии Банка для Беларуси на 2004 – 2006 годы. Принятая Банком Стратегия предусматривает сценарное или ступенчатое финансирование в зависимости от выполнения республикой критериев ЕБРР. В настоящее время сотрудничество осуществляется по базовому сценарию: Банк реализует действующие проекты.
С 1991г. по 2005г. ЕБРР реализовал 1301 проект, инвестировал 30.313 млн. евро своих средств (чистый объем сделок нарастающим итогом) и дополнительно привлек 64.095 млн. евро. Доля Беларуси в проектах ЕБРР составляет всего 0,65% (от собственных средств банка). В 2005г. банк получил 1,5 млрд. евро чистой прибыли (в 2004г. - всего 401,6 млн. евро). Только в 2005г. реализован 151 проект на 4,3 млрд. евро.
Кредиты, предоставленные ЕБРР Республике Беларусь целесообразно представить в виде таблицы (табл. 2.2).
Таблица 2.2
Кредиты, предоставленные Европейским банком реконструкции и развития Республике Беларусь (на 31 марта 2006г.), млн. евро
Проект |
Общий объем финансирования проекта |
Доля ЕБРР |
Год начала реализации |
Финансовые институты |
|||
Кредитная линия для МСП |
31 |
24,8 |
1994 |
«Приорбанк» (участие в акционерном капитале) |
2,6 |
2,6 |
1998 |
Программа поддержки региональной торговли TFP , «Приорбанк» |
5,4 |
5,4 |
2000 |
Синдицированный кредит, «Приорбанк» |
29,7 |
9,9 |
2003 |
Кредитная линия для МСП, «Приорбанк» |
8,3 |
8,3 |
2004 |
Синдицированный ипотечный кредит, «Приорбанк» |
20,6 |
12,4 |
2005 |
Кредитная линия по МСП, «Белгазпромбанк» |
5 |
5 |
2004 |
Кредитная линия по МСП, «Белгазпромбанк» |
3,3 |
3,3 |
2005 |
Программа поддержки внешней торговли: гарантии «Приорбанка» и поддержка экспорта |
0,5 |
0,5 |
2004 |
Всего проектов |
106,4 |
72,2 |
|
Госсектор |
|||
Энергетика |
|||
Модернизация Оршанской электростанции (выплачено) |
31,7 |
31,7 |
1993 |
Транспорт |
|||
Автомагистраль Брест-Минск-граница России |
91 |
43,4 |
1993 |
Всего |
122,7 |
75,1 |
|
Организации |
|||
Сельхозсектор |
|||
Минский оптовый рынок |
8,8 |
5 |
1993 |
Минская сеть розничной продажи |
12,5 |
5,4 |
2005 |
ОАО «Оливария» |
10,3 |
6,6 |
2005 |
Промышленность |
|||
ЗАО «Мiлавiца» |
2,6 |
1 |
2000 |
Специализированная промышленность |
|||
«Телеком» (выплачено) |
32 |
32 |
1992 |
Всего |
66,2 |
50 |
|
Общая сумма по подписанным кредитам |
295,3 |
197,3 |
Источник: [5]
Главное в развитии сотрудничества с ЕБРР – это выполнение условий заключенных кредитных соглашений, поступательное осуществление экономических реформ и налаживание работы с МВФ.
Таким образом, участие Республики Беларусь в международных финансовых и валютно-кредитных организациях положительно отражается на экономике страны, это проявляется, прежде всего, в сокращении государственного дефицита, поддержании социальной среды и перехода нашей страны на более высокий уровень развития.
2.2 Беларусь в системе международных интеграционных связей
Беларусь является участником многих международных организаций и объединений. Одним из таких объединений является Содружество Независимых Государств. В Содружестве Независимых Государств оптимальные перспективы развития в рамках разно скоростной интеграции имеет Евразийское экономическое сообщество. Основные внешнеполитические и внешнеэкономические интересы Республики Беларусь в его рамках на современном этапе заключаются в создании на основе этого союза Единого экономического пространства. В перспективе ЕАЭС призван стать объединением, посредством которого экономики государств-участников Евразийского экономического сообщества будут интегрироваться в мировую экономическую систему и, прежде всего, в мировую торговлю. Значительная роль в создании Единого экономического пространства отводится социальному, научно-технологическому и информационному аспектам.
Участие Беларуси в Едином экономическом пространстве строиться на следующих принципах:
· свобода перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы в рамках ЕЭП, что предусматривает снятие ограничений во взаимной торговле, а также отмены таможенного оформления и таможенного контроля на внутренних границах на завершающем этапе формирования ЕЭП;
· равные условия субъектам хозяйствования на территории государств-участников ЕЭП, в том числе в сфере естественных монополий, налоговой политики, конкурентной политики, а также в области предоставления субсидий;
· равновыгодность функционирования ЕЭП для бюджетов государств-участников при использовании единого принципа страны назначения при взимании косвенных налогов во взаимной торговле, а также с применением механизмов компенсации в случае экономического ущерба для одной или нескольких стран [12].
Эти же принципы последовательно будут реализовываться на двухсторонней основе с Российской Федерацией.
Политика Беларуси на российском направлении, а также в рамках Евразийского экономического сообщества неразрывно связана с политикой в Содружестве Независимых Государств. Ресурсный потенциал СНГ не уступает сегодня ни одной из трех главных экономических коалиций современного мира - Североамериканской зоне свободной торговли, Европейскому Союзу и Азиатско-Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству. По оценкам независимых экспертов, на долю СНГ приходится 40 процентов мировых запасов газа, а по запасам нефти Содружество уступает только Саудовской Аравии. Промышленный потенциал Содружества составляет 10 процентов мирового, запасы основных видов природных ресурсов - четверть мировых. Что касается товарооборота внутри СНГ, то его объём находится на не высоком уровне, динамика и темпы его роста неравномерны.
Товарооборот Республики Беларусь с торговыми партнёрами среди стран вне СНГ и всеми странами СНГ целесообразно представить в виде таблицы (табл. 2.3).
Таблица 2.3
Общий товарооборот экспорта и импорта Республики Беларусь с основными торговыми партнерами среди стран вне СНГ и всеми странами СНГ
Страны |
Доля в общем товарообороте Республики Беларусь |
Экспорт, млн. долл. США |
Январь-июнь 2006г . к январю-июню 2005г. |
Импорт, млн. долл. США |
Январь-июнь 2006г . к январю-июню 2005г. |
Россия |
47,8% |
3 031,1 |
115,9% |
6 075,6 |
142,8% |
Нидерланды |
10,6% |
1 927,1 |
183,4% |
86,4 |
130,6% |
Германия |
5,7% |
401,8 |
128,4% |
673,7 |
156,1% |
Украина |
5,3% |
497,7 |
123,1% |
511,0 |
133,4% |
Великобритания |
4,3% |
732,4 |
146,3% |
81,6 |
119,6% |
Польша |
4,2% |
456,2 |
107,0% |
350,2 |
135,7% |
Китай |
1,7% |
114,6 |
55,6% |
209,5 |
184,7% |
США |
1,6% |
190,5 |
181,7% |
111,1 |
114,6% |
Италия |
1,6% |
95,6 |
126,1% |
202,9 |
122,4% |
Литва |
1,5% |
196,8 |
125,2% |
83,5 |
133,4% |
Франция |
1,3% |
133,8 |
94,3% |
114,7 |
141,5% |
Швеция |
1,3% |
208,3 |
205,1% |
30,9 |
101,5% |
Бразилия |
1,1% |
84,1 |
117,3% |
134,1 |
160,2% |
Латвия |
1,1% |
165,7 |
111,5% |
48,9 |
113,9% |
Казахстан |
0,8% |
125,8 |
151,4% |
26,3 |
232,4% |
Молдова |
0,4% |
43,9 |
114,6% |
36,7 |
131,6% |
Узбекистан |
0,2% |
22,1 |
117,8% |
7,5 |
111,2% |
Азербайджан |
0,1% |
17,9 |
153,7% |
1,5 |
172,5% |
Грузия |
0,06% |
9,2 |
322,3% |
1,7 |
235,1% |
Армения |
0,05% |
7,7 |
110,9% |
1,8 |
267,3% |
Таджикистан |
0,05% |
7,9 |
177,7% |
1,5 |
71,4% |
Кыргызстан |
0,04% |
5,8 |
189,6% |
1,0 |
90,1% |
Туркменистан |
0,03% |
4,6 |
31,6% |
0,6 |
451,6% |
Источник: [8]
Наибольшее положительное сальдо внешней торговли среди стран СНГ сложилось в торговле с Казахстаном (99,6 млн. долл. США), товарооборот увеличился на 57,7 млн. долл. США и составил 152,1 млн. долл. США.
Товарооборот с Молдовой увеличился на 14,4 млн. долл. США, составив 80,6 млн. долл. США; Грузией – на 7,3 млн. долл. США, составив 10,9 млн. долл. США; Азербайджаном – на 6,9 млн. долл. США, составив 19,4 млн. долл. США; Узбекистаном – на 4,1 млн. долл. США, составив 29,7 млн. долл. США; Таджикистаном – на 2,8 млн. долл. США, составив 9,3 млн. долл. США. Снизился товарооборот с Туркменистаном на 9,6 млн. долл. США и составил 5,2 млн. долл. США [15].
Для продолжения развития интеграции с государствами - участниками СНГ предусматривается выполнение Плана реализации важнейших мероприятий, направленных на развитие и повышение эффективности взаимодействия государств - участников СНГ в экономической сфере в 2003 – 2010 годах.
Развитие интеграционных связей Республики Беларусь со странами вне СНГ направлено на:
- обеспечение сбалансированности торговых операций и создание условий для закрепления белорусских производителей на освоенных рынках и расширения географии экспортных рынков;
- завершение процесса присоединения Республики Беларусь к ВТО;
- активизацию сотрудничества с международными финансово-кредитными организациями (Международный валютный фонд, Группа Всемирного банка, Европейский банк реконструкции и развития и др.) в целях привлечения кредитов, займов, технической помощи для решения актуальных проблем развития экономики;
- эффективное участие в международных экономических структурах, углубление сотрудничества с Европейским союзом, развитие межрегиональных хозяйственных связей, участие в многостороннем политическом диалоге в рамках ООН и других международных и региональных организаций;
- интенсификацию привлечения инвестиций, обеспечение участия в международных проектах;
- приоритетное развитие форм международного сотрудничества, определяющих технико-экономический и технологический уровень экономики (промышленная кооперация, обмен технологиями, торговля инжиниринговыми услугами, совместные НИОКР, лизинг оборудования);
- расширение участия международного сообщества в решении долгосрочных социально-экономических, научно-технических и медицинских проблем, связанных с преодолением последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Приоритетным направлением в развитии интеграционных связей со странами вне СНГ остается торгово-экономическое сотрудничество с государствами Европейского союза, прежде всего с новыми членами ЕС, что обусловлено их географической близостью и сложившимися взаимовыгодными связями, основанное на учете взаимных интересов сторон, снятии дискриминационных мер, отмене ограничивающих правил торговой политики в отношении белорусских товаров.
Перспективы сотрудничества объединенной Европы и Республики Беларусь видятся в постепенной подготовке белорусов к индивидуализму и демократии через промежуточные формы экономической и политической жизни. Немаловажным фактором интеграции Беларуси с объединенной Европой видится и сотрудничество на микроуровне – между общественными организациями и партиями, университетами и общественными движениями, предприятиями и школами. Формирование гражданского общества должно начинаться сформирования новой психологии каждого. А она, в свою очередь, не может возникнуть в одночасье. Вот почему сотрудничество объединенной Европы и Беларуси, несмотря на общую неблагоприятную и возможно неприемлемую для Запада государственную политику, следует продолжать со смещением центра тяжести в этом сотрудничестве на микроуровень.
Будущее место и роль Беларуси в системе международного разделения труда в Европе неразрывно связаны со степенью ее участия в европейских интеграционных процессах. В этой связи руководство страны уделяет серьезное внимание диалогу и развитию отношений с Европейским Союзом.
С учетом расширения ЕС на Восток для республики приоритетное значение приобретает сближение с Европейским союзом, который уже сегодня является одним из крупнейших экономических партнеров Беларуси. Существенное значение приобретает изучение опыта ЕС в области осуществления реальной интеграции государств и его использование в процессе сближения Беларуси и России, Беларуси и европейских стран.
Имевшее место в последние в годы снижение уровня сотрудничества стран ЕС с Беларусью было основано преимущественно на субъективных факторах. Приостановление контактов на высшем и высоком уровне вследствие решений Совета ЕС от 15 сентября 1997 года затруднило полноценный политический диалог с руководством западных стран, привело к тому, что сегодня Беларусь вынуждена поддерживать свою экономику и решать сложные социальные вопросы фактически без помощи извне.
Несмотря на ряд ограничений, наложенных Заключениями Совета Европейского союза на взаимоотношения с нашей страной, Беларуси удалось добиться важных подвижек в области сотрудничества с этой влиятельной организацией. Так, Европейская Комиссия пролонгировала до 2004 года Соглашение о торговле текстильными изделиями между Республикой Беларусь и Евросоюзом с существенным увеличением квот на импорт белорусских текстильных изделий; смягчены действующие антидемпинговые санкции ЕС в отношении импортируемых из Беларуси калийных удобрений; удалось добиться применения Евросоюзом режима наибольшего благоприятствования в торговле с Беларусью; интенсифицировалась реализация Программы технического содействия странам СНГ и Монголии «ТАСИС».
Значительным потенциалом обладают научные и культурные связи. Беларусь делает упор на развитие непосредственных контактов между учебными и научными заведениями, учреждениями культуры, общественными организациями и фондами. Сотрудничество в этих областях, основанное, как правило, на обоюдном интересе, осуществляется достаточно плодотворно.
Беларусь намерена сохранить эту тенденцию, не только интенсифицируя свое участие в научных, образовательных, культурных программах сотрудничества с Евросоюзом, но и работая по таким важнейшим направлениям, как привлечение новых технологий и инвестиций государств-участников ЕС [2, с.311].
Таким образом, несмотря на обострение взаимоотношений Белоруссии с западными странами имеются определенные возможности не только для ослабления ее международной изоляции, но и для повышения роли и влияния республики на международной арене.
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ
Перспективы Республики Беларусь в международных экономических отношениях связны с поиском оптимальных форм вхождения в европейское и мировое пространство. Государство объективно заинтересованно в сотрудничестве с более развитыми странами и международными экономическими организациями. Это позволяет наряду с приобретением новейшей техники и оборудования модернизировать и создавать производства, соответствующие мировому уровню. Выбор торговых партнёров сейчас определяется не будущими преимуществами государства, а имеющимися возможностями и хозяйственной целесообразностью.
Решение многих белорусских проблем лежит вне страны, так как:
· Беларусь живет в условиях экологической катастрофы;
· выживание крупных белорусских предприятий возможно только путем их успешной деятельности вне национального экономического пространства;
· новый виток научно-технической революции в развитых странах ставит под вопрос судьбу белорусской промышленности в случае промедления с модернизацией производственных технологий;
· приближение к границам Беларуси НАТО и ЕС создаёт принципиально новую геополитическую ситуацию, к которой Беларусь должна адаптироваться.
Социально-экономические трансформации сами по себе не в состоянии принципиально повлиять на решение этих проблем. В таких условиях для решения долгосрочных белорусских проблем необходимо, прежде всего, проведение активной и гибкой внешней политики нашей страны [17, с133].
Прежний курс на однозначную ориентацию на Россию имел свои сильные стороны для решения злободневных экстренных задач по стабилизации экономики и политической ситуации в стране. В критический момент именно восточная ориентация Беларуси помогла:
- сохранить рынок для продукции крупных промышленных предприятий,
- сохранить социальную стабильность,
- укрепить государственные институты,
- закрепить именно белорусское направление для реализации крупнейших проектов Европейского Союза на Востоке континента.
Однако восточная ориентация имела и отрицательные черты, которые постепенно начинают перевешивать имеющиеся плюсы:
· идеологическая ориентация на русскую антизападную оппозицию привела к идеологической конфронтации с Западом в условиях, когда Беларусь в геополитическом отношении вела в целом прозападную политику;
· Запад создал значительные проблемы для получения Беларусью доступа к западным рынкам, технологиям, инвестициям;
· европейская интеграция вышла на новый уровень своей глубины и приблизилась к границам Беларуси, Европа активизировала самостоятельную политику на Востоке;
· антизападные силы, на которые ранее опиралась Беларусь, в значительной мере пришли к власти в России, усилив проевропейский вектор ориентации России, потому Беларусь нуждается в изменении однозначной идеологической ориентации на русскую оппозицию;
· русский рынок слишком узок для белорусской крупной промышленности, несмотря на начавшийся в России экономический рост;
· в России отсутствуют технологии и геополитический потенциал для развертывания глобальных экономических проектов, в которых нуждается для своей модернизации белорусская промышленность, то есть в России нет и, вероятно, в ближайшее время не появится необходимых белорусским гигантам технологий;
· замалчивание последствий аварии на ЧАЭС ради успеха интеграции на Востоке влечет за собою нарастание постчернобыльских проблем [16, с.85].
Важную роль в решении проблем выхода из социально-экономического кризиса играют внешнеэкономические связи республики с мировым сообществом. Это обусловлено, прежде всего, тем, что, во-первых, республика имеет традиционно сложившуюся открытую экономику, ориентированную на внешние сырье и рынки сбыта. Во-вторых, моральный и физический износ основных фондов большинства отраслей экономики, а также рост цен на энергоносители и сырье до мирового уровня снизили конкурентоспособность нашей продукции на мировом рынке. В-третьих, сложности в бюджетно-налоговой системе не позволяют без внешних ресурсов решать задачи не только финансирования дефицита государственного бюджета, но и макроэкономической стабилизации экономики республики.
Опыт стран с переходной экономикой свидетельствует о том, что стратегия международного экономического сотрудничества должна быть направлена на привлечение в республику передовых технологий и иностранных капиталов; улучшение структуры внешнеторгового обмена за счет существенного увеличения удельного веса в экспорте наукоемких изделий и услуг и организации импортозамещающих товаров с учетом факторов экономической целесообразности и сравнительных преимуществ белорусской экономики; достижение достаточного уровня платежеспособности, что позволит своевременно обслуживать внешний долг, накапливать валютные резервы и на этой основе поддерживать конвертируемость национальной валюты.
Одним из направлений международного сотрудничества является работа с международными финансовыми организациями, такими как Международный валютный фонд (МВФ), Мировой банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития, по привлечению в республику финансовых ресурсов. При этом следует иметь в виду также и то, что финансовые ресурсы с геоэкономической точки зрения являются сырьем, а следовательно, как и любому сырью, им свойственна ограниченность в каждый момент времени, поэтому в основе пользования ими лежит конкурентная борьба за их источники.
Кредиты международных финансовых организаций являются основными источниками финансирования реформирования экономики, поддержания платежного баланса, осуществления структурной перестройки промышленности (путем финансирования инвестиционных проектов, предполагающих закупку современного оборудования и технологий, консультативного содействия), развития инфраструктуры (транспорта и коммуникаций) и энергетики, развития малого и среднего бизнеса, ускорения процессов приватизации.
Таким образом, главным перспективным направлением Республики Беларусь является стимулирование развития каждого направления и вида внешнеэкономической деятельности, привлечение иностранных инвестиций, развитие экспорта и увеличение валютных поступлений, повышение эффективности внешнеэкономической деятельности и разработка отраслевых, и региональных программ развития экономики страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог всему вышесказанному необходимо сделать следующие выводы:
1. Международная экономическая интеграция - характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX века она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран-членов интеграционных группировок.
2. Финансы оказывают влияние, прежде всего на экспортно-импортные операции. С их помощью стимулируется выпуск конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом на мировом рынке. Финансы способствуют формированию той доли национального дохода, которая реализуется в результате внешнеэкономической деятельности.
3. Институциональная структура международных финансовых отношений также включает многочисленные организации, которые занимают важное место в системе международных экономических связей. Их создание явилось результатом поиска эффективных мер для разрешения чрезвычайных или кризисных ситуаций в рамках всего мира.
4. Участие Республики Беларусь в международных финансовых и валютно-кредитных организациях положительно отражается на экономике страны, это проявляется, прежде всего, в сокращении государственного дефицита, поддержании социальной среды и перехода нашей страны на более высокий уровень развития.
5. Основные внешнеполитические и внешнеэкономические интересы Республики Беларусь в рамках СНГ на современном этапе заключаются в создании на основе этого союза единого экономического пространства.
6. Одним из направлений международного сотрудничества является работа с международными финансовыми организациями, такими как Международный валютный фонд (МВФ), Мировой банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития, по привлечению в республику финансовых ресурсов.
7. Кредиты международных финансовых организаций являются основными источниками финансирования реформирования экономики, поддержания платежного баланса, осуществления структурной перестройки промышленности, развития инфраструктуры (транспорта и коммуникаций) и энергетики, развития малого и среднего бизнеса, ускорения процессов приватизации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Балабанов, И.Т. Внешнеэкономические связи: учеб. пособие / И.Т. Балабанов. – Москва: Финансы и статистика, 2000. – 512 с.
2. Безукладова, О.С. Финансовая глобализация и её влияние на развитие мировой экономики / О.С. Безукладова // Белорусская экономика: Анализ, прогноз, регулирование. – 2002. - №1. – С. 12-15.
3. Деньги, кредит, банки: учеб. / Г.И. Кравцова [и др.]; под ред. Г.И. Кравцовой. – Минск: БГЭУ, 2003. – 527 с.
4. ЕБРР: новая стратегия для Белоруссии [Электронный ресурс]. – Экономическая газета. – Минск, 2007. – Режим доступа: http://www.neg.by. – Дата доступа: 06.04.2007.
5. Европейский банк реконструкции и развития как фактор экономической либерализации [Электронный ресурс]. – Белорусская газета. – Минск, 2007. – Режим доступа: http://www.belgazeta.by. – Дата доступа: 05.04.2007.
6. Ершог, М. Возможность и цели финансовой интеграции / М. Ершог // Вопросы экономики. – 2005. - №12. – С. 11-17.
7. Заяц, Н. Финансы внешнеэкономической деятельности: сущность и содержание / Н. Заяц // Финансы. Учёт. Аудит. – 2002. - №4. – С.13-16.
8. Итоги внешней торговли Республики Беларусь за январь – июнь 2006 года [Электронный ресурс]. – Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. – Минск, 2007. – Режим доступа: http://gtk.gov.by. – Дата доступа: 08.04.2007.
9. Международные финансы: учеб. пособие / под общ. ред. И.Н. Жук. — Минск: БГЭУ, 2001. — 149 с.
10. Международные финансы: учеб. пособие / Н.А. Бударина [и др.]. – Донецк: ДНУ, 2002. – 230 с.
11. Мировая экономика: учебник / под ред. проф. А.С. Булатова.- Москва: Экономистъ, 2003. – 734с.
12. Программа социально – экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 года [Электронный ресурс]. – Министерство экономики Республики Беларусь. – Минск, 2007. – Режим доступа: http://w3.economy.gov.by. – Дата доступа: 08.04.2007.
13. Рудый, К. Международные финансы и глобализация / К. Рудый / //Финансы. Учёт. Аудит. – 2006. - №4. – С. 33-34.
14. Терещенко, А. Пути формирования единого пространства / А. Терещенко // Банкаускi веснiк. – 2005. - №1. – С.12-18.
15. Товарооборот Республики Беларусь со странами СНГ [Электронный ресурс]. – Министерство экономики Республики Беларусь. – Минск, 2007. – Режим доступа: http://w3.economy.gov.by. – Дата доступа: 07.04.2007.
16. Уваров, М. Аспекты регулирования интеграционных процессов / М. Уваров // Экономист. – 2007. - №2. – С. 82-87.
17. Шумский, Н.Г. Экономическая интеграция государства содружества: возможности и перспективы / Н.Г. Шумский // Вопросы экономики. – 2003. - №6. – С. 122 – 134.