(квалификационная) работа на тему: «воспитательные возможности русского языка как учебного предмета»
СОДЕРЖАНИЕ: Формирование единого образовательного и воспитательного пространства на уроках русского языкаТГИППКПК
Кафедра языков
КУРСОВАЯ (КВАЛИФИКАЦИОННАЯ) РАБОТА
НА ТЕМУ: «ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РУССКОГО
ЯЗЫКА КАК УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА»
К защите допущена _______________2010 года |
Выполнила: Учитель русского языка и литературы школы № 263 Мирабадского района Маркова Елена Александровна |
|
Защита состоялась _____________2010 года |
Приняла: Руководитель курсов Рожнова Марина Эдуардовна |
Ташкент- 2010 г.
План курсовой (квалификационной) работы
I. Сущность принципа единства обучения и воспитания
II. Особенности развития школьников на современном этапе
III. Формирование единого образовательного и воспитательного пространства на уроках русского языка
IV. Направления воспитательной работы на уроках русского языка
1. экологическое воспитание
2. гражданское и патриотическое воспитание
3. правовое воспитание
4. эстетическое воспитание
5. трудовое воспитание
6. физическое воспитание и пропаганда здорового образа жизни
7. нравственное воспитание
8. умственное воспитание
V. Воспитание речевой культуры
VI. Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Виды предложения по цели высказывания»
“Кто двигается вперед в науках, но отстает
в нравственности, тот более идет назад, чем вперед”
Аристотель
В различные исторические эпохи проблема единства обучения и воспитания человека решалась с учетом свойственных ему ценностей, взглядов, уровня развития науки.
Демократические преобразования, проводимые в нашей республике в годы независимости, реформы образования не могли не отразиться на качестве обучения и воспитания школьников. Особое внимание уделяется в последние годы в Узбекистане вопросу духовного и нравственного возрождения, гармоничного и всестороннего развития подрастающего поколения. Президент Республики Узбекистан Ислам Абдуганиевич Каримов отмечает: «Наше будущее – это, прежде всего, наша молодежь. От того, как мы ее воспитаем, какого качества дадим образование,- зависит все остальное в деле строительства сильного демократического общества».
Таким образом, работу учителя невозможно сегодня сводить лишь к передаче ребенку определенной суммы знаний, учебных умений и навыков, он должен как можно эффективнее использовать возможности своего предмета для всестороннего развития личности ученика.
Несомненно, не может быть обучения вне воспитания. Даже если учитель не задается специальной целью оказать воспитательное воздействие на своего ученика, он воспитывает его через содержание учебного материала, своим отношением к учебному предмету и собственным знаниям, своими личностными качествами, созданием условий к познавательной, поисковой, исследовательской деятельности ребенка. Но гораздо больший воспитательный эффект достигается, конечно, когда учитель сознательно формирует единое воспитательное и образовательное пространство, реализуя важнейший дидактический принцип единства обучения и воспитания.
Для этого педагогу необходимо вести работу в нескольких направлениях:
1. прослеживание связи содержания учебного материала с общественно-политической жизнью страны, успехами демократического строительства, достижениями науки, техники, культуры, трудовыми успехами народа;
2. формирование у обучаемых научного понимания мира и его законов;
3. воспитание нравственных качеств личности (доброты, справедливости, отзывчивости, толерантности, патриотизма и др.), дисциплинированности, упорства в достижении цели и трудолюбия;
4. управление процессом формирования чувств, переживаний, впечатлений, которые возникают в учебном процессе;
5. формирование и развитие умственных способностей детей;
Говоря о необходимости придания обучению ярко выраженного воспитывающего характера, нельзя не учитывать особенности развития детей на современном этапе. Информатизация и компьютеризация расширяют познавательные возможности ребенка, но, вместе с тем, новые технологии, товары, реклама, создавая удобство и комфортность, способствуют стандартизации жизни, росту потребительства и бездуховности, переоценке моральных и этических ценностей.
Сегодняшние дети, с одной стороны, чрезвычайно информированы в различных областях знаний, но, с другой стороны, они испытывают информационное пресыщение, что негативно сказывается на их физическом и психическом здоровье, кроме того, информация, получаемая учащимися, зачастую откровенно безнравственна и противоречива.
Благодаря средствам массовой информации, периодике, интернету у современного подростка больше, чем когда- либо проявляется желание провозгласить и предъявить миру собственное «Я». Позитивно то, что ярко выраженная Я-позиция позволяет ученику быть независимым, свободно высказывать собственную точку зрения, но, в тоже время, у детей формируется излишняя самоуверенность, демонстративное поведение, неприятие норм общественной морали.
Современные школьники мало общаются в классе, а формы организации урока порой не объединяют, а разъединяют детей; живое общение и подвижные игры во дворе заменили игры компьютерные, интернет и телевизор.
Несомненно, огромную роль в воспитании детей должна играть семья. Еще Сократ говорил: «Воспитание - дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, чем образование самого себя и своих ближних». Воспитательные функции семьи многообразны:
1. передача ребенку знаний об окружающем мире,
2. подготовка к творческой жизни и будущей профессии,
3. развитие интересов, увлечений, способностей детей,
4. социализация детей и подростков.
Но сегодняшняя реальность такова, что многие дети растут в однодетных или неполных семьях либо оставлены родителями на попечение близких родственников, многие взрослые увлечены своей профессиональной деятельностью, карьерным ростом. Семья, как важнейшая среда формирования личности, к сожалению, не всегда полноценно функционирует и выполняет свойственную ей роль в воспитательном процессе.
Е. Н. Ильин в своей книге «Путь к ученику», рассуждая о проблемах воспитания подрастающего поколения в семье и школе, пишет: «Школа, семья, будем откровенны, зачастую не союзники, а скрытые антогонисты. Каждая из сторон, упрекая другую, по - своему права. Занятые своей работой, производством, родители по объективным причинам хронически недовоспитывают детей, уповая на школу. Она же, целиком поглощенная учебными занятиями,… еще больше, чем семья, недовоспитывает, рассчитывая на родительскую помощь. Роковым образом оказавшийся между двумя «недо», школьник как человек, как личность, и в итоге – как ученик деформируется. Можно, конечно, какими – то льготами усилить, углубить семейное воспитание, а рациональной организацией учебного процесса – школьное. Тем не менее то и другое, на мой взгляд, полумеры. Требуется надежное скрепляющее звено. Не мероприятия, и даже не их система, а урок может и должен стать этим звеном ».
Другими словами, создание учителем единого образовательного и воспитательного пространства на уроке - действительно актуальная задача сегодняшнего дня. Ибо, по словам древнегреческого философа Эпиктета, «из всех творений самое прекрасное – получивший прекрасное воспитание человек»
Безусловно, воспитательное значение имеют все учебные предметы, изучаемые в школе. Но особенно большую воспитательную нагрузку несут, на наш взгляд, гуманитарные дисциплины. И русский язык не является среди них исключением. Он имеет широкие воспитательные возможности, не уступающие, вопреки существующему мнению, литературе. Русский язык как учебный предмет обладает особым потенциалом в духовно - нравственном становлении личности, развитии ее эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру, в привитии коммуникативной культуры.
Еще в Х1Х веке один из основоположников методики русского языка как науки Федор Иванович Буслаев называл родной язык «неистощимой сокровищницей всего бытия человеческого» и считал, что развитие дара слова напрямую связано с раскрытием «нравственных сил» человека.
В этом смысле ценны прежде всего уроки развития речи, когда учителю – словеснику предоставляется большая возможность побеседовать с учениками, вовлечь их в дискуссию, обсудить какие- либо нравственные проблемы. Это позволяет не только пробудить интерес ученика к изучению предмета, но и развивает коммуникативные навыки, самостоятельность мышления, воображение, способствует нравственной стабилизации личности, выработке у школьников нравственных идеалов.
Но и на обычном «рабочем» уроке учитель русского языка вполне успешно может осуществлять свои функции воспитателя. Основная задача педагога в этом плане – правильно подобрать языковой материал, чтобы иметь возможность достичь не только образовательных целей урока, но и акцентировать внимание учащихся на той или иной проблеме нравственного, морально – этического характера. При этом на уроках русского языка учитель может вести работу практически по всем направлениям:
· экологическое воспитание (привитие бережного отношения к природе и экологии, осознания себя как части природы)
· гражданское и патриотическое воспитание ( воспитание способности делать свой жизненный выбор и нести за него ответственность, отстаивать свои интересы, уважительно относиться к представителям других национальностей, к своей национальности, ее культуре, языку, традициям, прививать чувство любви и гордости за свою родину)
· правовое воспитание (формирование гуманистического мировоззрения учащихся, способности к осознанию своих прав и прав других людей, формирование ответственного отношения к правовым нормам государства, законов)
· эстетическое воспитание (формирование способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности, искусстве, развитие творческих способностей детей)
· трудовое воспитание (воспитание стремления трудиться на благо Родины, добросовестного отношения к труду, уважения к людям труда и продуктам их трудовой деятельности, ведение профориентационной работы)
· физическое воспитание и пропаганда здорового образа жизни (привитие интереса к занятиям спортом, воспитание чувства гордости за достижения спортсменов Узбекистана на мировой арене, информирование детей о пагубном влиянии на организм табакокурения, алкоголя, наркотиков и т. д)
· нравственное воспитание (осознание учащимися норм и требований общественной морали, выработка нравственных убеждений, воспитание чувства уважения к старшим, товарищества, дружбы, выработка умения сопереживать, формирование умения жить и трудиться в коллективе и т.д.)
· умственное воспитание (привитие навыков умственного труда, развитие познавательных потребностей, развитие гибкости мышления)
Так, например, использование текстов краеведческого характера позволяет формировать чувство гордости за социальные и культурные достижения своей страны, за отечественную историю, народных героев, воспитывать уважительное отношение к национальной культуре, языку, традициям и обычаям своей страны, формировать чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос, ответственности за судьбу Родины, прививать общечеловеческие ценности.
Следует отметить, что сделать акцент на воспитательную работу учитель может практически на любом этапе урока. В частности, подбор текстов соответствующей тематики для контрольного или осложненного списывания позволит педагогу не только проверить усвоение учащимися учебного материала, но и решить воспитательные задачи, при этом не затратив большого количества учебного времени на уроке. Ценный материал для этой работы дают пословицы и поговорки народов мира, афоризмы, высказывания выдающихся деятелей культуры, науки, искусства, отрывки стихотворений.
Еще одной важной задачей учителя – словесника является воспитание речевой культуры, что предполагает овладение учащимися знаниями о закономерностях системы языка и ее функционирования, формирования на этой основе умений и навыков нормативного, уместного и этичного использования языковых средств в разнообразных ситуациях и сферах общения. Необходимо сформировать у школьника сознательное отношение к своей речи, речи окружающих, способность воспринимать язык как национальную и общечеловеческую ценность, воспитать у него личную ответственность за каждое сказанное слово.
Подводя итог вышеизложенному, хочется еще раз подчеркнуть, русский язык как учебный предмет требует не только усвоения точных знаний, но и тщательной, упорной выработки практических умений, приобретения прочных навыков, которые будут нужны человеку всю жизнь. Поэтому воспитание на уроках должно органически сливаться с обучением, а учителю необходимо проявлять незаурядное мастерство, чтобы этого добиться. Привлекая на уроках русского языка специально подобранные тексты, в которых речь идет о доброте, человечности, милосердии, совести, о любви к родине, о выборе профессии, можно побуждать учащихся не только думать над поставленными вопросами, но и делать нравственный выбор, формировать нравственную позицию.
Далее нами представлена разработка урока русского языка в 5 классе, на примере которой можно проследить методы и приемы формирования единого учебного и воспитательного пространства на уроке и использования специально подобранных текстов нравственного содержания в целях привития детям вежливого отношения к окружающим, отзывчивости, доброты, норм и правил этикета.
Технологическая карта урока
Название урока: |
«Ежели вы вежливы» |
Тема урока: |
«Виды предложений по цели высказывания» |
Цели урока: |
Совершенствовать представления учащихся о видах предложений по цели высказывания; ввести понятия «интонация», «логическое ударение», совершенствовать навыки орфографии, пунктуации и связной речи, развивать орфографическую зоркость, расширять словарный запас учащихся, тренировать навыки самостоятельного мышления, прививать интерес к изучению русского языка, воспитывать у детей вежливое отношение к окружающим, отзывчивость, доброту |
Обеспечение: |
Мультимедиапроектор, экран, раздаточный материал |
технология |
Модульное обучение |
Методы и приемы |
Эвристическая беседа, кластер, тестирование |
Форма урока |
Медиа- урок |
контроль |
Тестовый материал (8 тестов) |
Оценка |
1-5 баллов |
Ожидаемый результат
учитель |
ученик |
Ведение нового материала по теме с использованием эвристического метода, применение мультимедийных технологий, создание единого учебного и воспитательного пространства на уроке |
Совершенствование орфографических, пунктуационных и коммуникативных навыков, повышение учебной мотивации, развитие навыков самостоятельного мышления, расширение знаний в области литературы, привитие норм этикета и морали |
Перспектива
Учитель |
ученик |
Повышение педагогического мастерства, более эффективное использование воспитательных возможностей русского языка как учебного предмета, изучение новых информационно- коммуникативных и интерактивных педтехнологий, совершенствование навыков работы на компьютере |
Самостоятельный подбор текстов воспитательного характера для работы на уроках русского языка, участие в создании ученических мультимедийных проектах, разработка учащимися тестовых и занимательных заданий |
Использованная литература
- Дереклеева Н.И. Справочник завуча.- М.,2008
- Вульфов Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства // Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи.- М., 2002 , № 6
- Будь человеком, человек! Воспитание толерантности на уроках русского языка и литературы- Чебоксары,2005
- Памятка для родителей (методические рекомендации)- Ташкент, 2009
- Дюльдина Ж. Ошибки семейного воспитания и их влияние на формирование у ребенка системы ценностей // Воспитание школьников.- М., 2002, №1
- интернет-сайт http:// oksana-kirichenko.narod2.ru