Лекции по философии I часть

СОДЕРЖАНИЕ: Философия, ее предмет и функции. Сущность философского знания. Философия и мировоззрение. Основной вопрос философии и основные философские направления.

Философия, ее предмет и функции.

1. Сущность философского знания. Философия и мировоззрение.

2. Основной вопрос философии и основные философские направления.

Философия – любовь, мудрость, возникла в Греции 6-5 в. до н. э.

На первом этапе философия носила синкретичный характер. Первые греческие философы занимались также наукой.

Может ли философия исчерпать свой предмет?

Философия изучает наиболее фундаментальные вопросы:

- как устроен мир?

- познаваем ли мир?

- развивается ли мир?

- что такое человек, каков смысл жизни?

- что такое человеческое общество?

- что такое добро, красота, истина?

Ф. связана с мировоззрением – взгляд на мир в целом.

- мифологическое мировоззрение.

- религиозное мировоззрение.

- научное мировоззрение.

- философское мировоззрение.

- обыденное мировоззрение.

Функции философии.

1. Мировоззренческая

2. Методологическая. Метод – путь, способ, исследования.

3. Критическая (Рене Декарт: подвергай все сомнению)

4. Прагматическая. Философия прагматизма (Америка)

Основные вопросы ф.

Материалисты – это философы которые считают, материя первична, а сознание вторично, идеалисты наоборот.

Фалес – основа жизни вода. Метод математического доказательства.

1. сформировать проблему.

2. решить проблему

3. проблема решена в общем виде док-во.

Фалес первый измерил высоту египетской пирамиды.

Гераклит – первооснова – огонь.

Философия др. греков космоцентрична.

Гераклит – основоположник диалектики – теория развития (все течет, все изменяется).

Демокрит – все состоит из атомов («атомос» – неделимый). В мире лишь только атомы и пустота в которой движутся атомы.

Бога нет, атеизм.

Метафизический материализм, Бекон, Дидро, Гольбах. Метафизика – это теория которой противоположна диалектика, она считает, что мир в принципе не развивается.

Диалектический материализм – мир материален и развивается.

Идеализм делится на объективный и субъективный.

Заслуга материализма состоит в том, что они акцентируя внимание на материи и тем самым стимулировали естественные науки.

Идеалисты – науки о человеческом сознании. Объективный идеализм – Платон – существует два мира – мир вещей и мир идей (первичен, абсолютен, вечен, порождает мир вещей). Вещи преходящи несовершенны. Объективная реальность – то, что существует независимого от нашего сознания. Субъективная реальность – то что существует в нашем сознании.

Теория Гегель – в мире существует некая абсолютная идея которая развиваясь порождает весь окружающий мир. Объективный идеализм очень близок к религии.

Разница между философией и религией – в основе религии лежит вера, а в основе ф. теория рассуждения.

Почему так много философских теорий? Субъективная идеология – Беркли (18 в) английский философ – мир это мои ощущения. Мир таков каким я его ощущаю.

Субъективный идеализм теоретически нельзя опровергнуть.

III сторона ОВФ – познаваем ли этот мир.

Философы которые считают, что мир не познаваем называются агностиками. Субъективные идеалисты всегда приходят к агностизму.

Монизм – материалисты и идеалисты. Дуализм – два равноправных начала Аристотель, Декарт, Кант.

Материя и формы ее существования

1. Философское понятие материи.

2. Движение как способ существования материи. Движение и покой.

3. Пространство и время – атрибуты материи.

Первая трактовка материи, 4 стихии в основе мира – огонь, вода, воздух, земля. Демокрит – атомизм – все состоит из атомов.

Аристотель – дуализм – материя и форма. Материя пассивна, она не может ничего создать активное начало образующее разные вещи – форма (пример, глина). Заложил начало средневекового мышления.

Христьянское начало – Бог. «Формой форм является Бог» – Аристотель. Бог – творческое, активное начало, также человеческий дух, пассивное начало – телесное начало в человеке, природа. В средневековье – библия = произведения Аристотеля.

Декарт – французский дуалист 17 в. дуалистическая теория: материя и сознание. Основа современной философии. Материя и сознание существуют параллельно и независимо, материю изучают естественные науки, сознание прерогатива религии. Религия не имеет права вмешиваться в научные исследования (высказывание Декарта).

Средневековье исходило из принципа: философия и науки служанки богословия.

Гольбах – французский философ– материалист 18 в. «Система природы» – библия материалистов. «Материей является все то ч то существует независимо от человеческих чувств»

Материя – это философская категория, для обозначения объективной реальности, категория существует независимо от человеческого сознания и может быть познана им. Философская категория – это предельно широкое понятие. Материя, сознание, время,, форма, движение, пространство, количество. Материя – объективная реальность с точки зрения философии. Неотъемлемым свойством материи является движение. Движение – это любое изменение.

Толанд (18 в. Англия) «Материя также не существует без движения как и движение без материи».

Формы движения материи

- механическое движение (перемещение в пространстве)

- физическое движение

- химическое движение (химические реакции)

- биологическое (существование живых организмов)

- социальное движение (развитие общества и сознания человека)

Каждая более высокая форма включает в себя более низкие, но не сводиться к их простой сумме.

Механицизм – это направление в философии и науке, которое пытается свести более высокие формы движения материи к более низким.

Ламетри: «Человек - машина» книга ДВИЖЕНИЕ И ПОКОЙ

Движение носит абсолютный характер, а покой носит относительный, абсолютного покоя нет. Покой – это временная устойчивость равновесия процесса.

Солнечная система меняется, но предмет остается самим собой – момент относительного покоя (он сохраняет свое качество).

«Летящая стрела» С точки зрения Зенона стрела в каждый момент времени находиться в определенном месте. Движение – это сумма моментов покоя. Движения нет это иллюзия. Зенон первый заметил следующее: что покой является необходимым моментом движения. Движение есть единство устойчивости и изменчивости, т.е. движение противоречиво. Проблема внутренней противоречивости объекта лежит в основе диалектики, как теории развития. Философ и века Австрии (св. Августин): «пока меня не спрашивают, что такое время, я знаю, что это такое, но когда меня спросят я ничего немогу сказать».

Концепции.

- Субстанциональная. Субстанция – это основа начала. Демокрит : в мире есть атомы и пустота (пространство).

Ньютон считал, что пространство и время это абсолютные вместилища где может быть и где может ее не быть.

- Реляционная. Аристотель, Лейбнец: «Я вовсе не говорю, что материя и пространство одно и то же, а лишь

утверждаю, что без материи нет и пространства, и что пространство само по себе не представляет абсолютной реальности». Энштейн: пространство, время, материя и движение не существуют друг без друга.

Пространство выраженное сосуществование объектов, а время последовательность их состояний. Пространство и время носят абсолютный характер. Атрибут – неотъемлемое свойство материи. Атрибутами материи являются: движение пространство и время. Пространство трехмерно, время одномерно и необратимо.

- субъективный идеализм. Кант считал, что пространство и время это способы моего восприятия мира.

1. Отражение как всеобщее свойство материи.

2. Происхождение и сущность сознания. Сознание и деятельность.

3. Мышление и язык. Структура сознания. Проблема идеальности.

На происхождение сознания есть несколько точек зрения:

- религиозная.

- внеземное происхождение.

- происхождение сознания из человеческой деятельности.

Материалистическое понимание сознания: сознание есть продукт развития материи, человеческого мозга. Сознание возникло естественным путем – продукт самой материи. Идеалистическое сознание как духовная деятельность никак не связано с математическими процессами. С точки зрения современной науки связь между сознанием и мозгом оспорить невозможно.

Гипотеза об отражении

Отражение – это всеобщее свойство материи, которое состоит в том, что в результате взаимодействия объектов остаются следы в том или другом математическом объекте.

Уровни отражения.

1. отражения в неживой природе.

Чем отличается отражение а уровне живой природы от уровня неживой?

2. отражение в живой природе: а)чувствительность – это способность отражать, реагировать на вещественные воздействия одноклеточными организмами. б) психика животных (нервная система, рефлексы, органы чувств). в)сознание и мышление человека.

Деятельность животных.

1. непосредственная

2. пассивная

Деятельность человека.

1. посредственный характер

2. активный

Человек ставит между собой и природой культуру (орудия труда, одежду, науку, религию)

Культура – это все, что создано человеком. Она бывает материальная и духовная.

Есть ли у животных культура?

Человек в процессе деятельности присматривается ко многим вещам. Первобытный человек анализировал свойства вещей окружающего мира. Человек начинает создавать новые понятия (большей - маленький). Эти понятия закрепились в словах. Усложнялась человеческая деятельность, увеличивалось количество понятий и количество слов.

Абстрактное мышление – это оперирование понятиями. Понятие – это идеальное значение слова. Слово материально, понятие идеально.

Язык – это совокупность знаков с определенными значениями. Существуют естественный (русский, немецкий. английский) и искусственные (одежды, балета, программирования) языки. Естественные языки – многозначны. Каждое слово приобретает значение в контексте. У животных есть язык. Язык животных выражается внутри состояние животного.

Основная функция человеческого языка состоит в том, что мы даем название всем окружающим предметам.

Структура сознания

- абстрактное мышление (слово)

- чувство, эмоции

- память

- мечты

- воля

- ценностные ориентации (человек постоянно оценивает окружающие предметы)

- подсознание

- самосознание

Сознание – это то, на что в данный момент направлена мысль.

Самосознание – это способность человека оценить самого себя, посмотреть на себя со стороны.

Абстрактное мышление и самосознание – главные компоненты самосознания. У животных предметное или конкретное мышление.

Как образуются понятия (абстракции)? – остается одно свойство, а все остальные свойства отбрасываются (красный цвет).

Поскольку у животных нет абстрактного мышления и нет самосознания они не размышляют над понятиями.

Проблема идеального.

Идеальное – то, что существует в моем сознании формируется в результате того, что человек знакомится с результатами деятельности другого человека. Сознание – это целенаправленное отражение действительности социальным человеком включая в общественно-историческая деятельность и отражается на достижение культуры.

Диалектика

Это теория развития и всеобщей взаимосвязи

Основоположник диалектики – древнегреческий философ Гераклид (огонь). Гераклид развивал объективную диалектику.

Объективная диалектика рассматривает развитие природы (объективной реальности)

Субъективная диалектика – это диалектика понятий. Софисты в древней Греции были известны как школьные учителя. Их интересовало как человек мыслит. Человек с помощью мышления может доказать все. Сократ учился у софистов «Сократовская беседа» особый вид философии. Поиск истины (сам процесс).

Платон – ученик Сократа, аристократическая семья, атлет. Продолжая субъективную диалектику. Вопрос о понятиях, их анализ, теория двух миров.

Аристотель ученик Платона, дуализм, его работа «Логика». Логика – наука о правильном мышлении. Закон которы запрещая противоречия в мышлении. Если мы что-то утверждаем о каком-то объекте то мы не можем высказать прямо противоположную мысль. Запретив запрет на противоречия он нем самым закрепил исследовать противоречия действительности. Противоречие возникает там, где процесс мысли – я идет неправильно.

Гераклид исследовал движение через анализ противоположностей.

Диалектика возродилась в период Возрождения (Джордано Бруно) 16-18 века бурное развитие метафизики. Метафизика стала основой европейской науки. Метафизика – противоположность диалектики, рассматривает мир как стабильный, объекты изолированные друг от друга (17 в. Бэкон, Гоббе, Локк, Дидро, Гольбах). Форма диалектики в новое время – Кант, Шиллинг, Гегель.

Гегель (18-19в) человек только тогда мыслит правильно, если в любом объекте пытается найти противоположные стороны. Все находится в развитии. Развитие происходит через противоположности. Маркс – один из учеников Гегеля но после смерти Гегеля (кружки – влада гегельянцев). Философия противоположная Гегелевской. Гегель абсолютный идеалист в основе мира абсолютная идея.

ДИАЛЕКТИК

Материалистическая диалектика (развитие природы) Противоречия для Гегеля примиряются. Для Маркса разрешение противоречий происходит через их разрушение.

ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ

Закон – это объект устойчивая связь между процессами и явлениями окружающего мира.

Законы бывают:

- частные

- общие

- философии (диалектики)

Законы диалектики действуют в трех сферах.

1-й закон. Закон единства и борьбы противоположностей.

Противоположности – это внутренние стороны объекта, которые друг без друга не существуют. И в то же время друг друга отрицают. Противоречие – это отношение между противоположностями они могут иметь следующий характер:

- отношение единства

- отношение борьбы

Этапы развития противоречий:

- возникновение противоречия

- этапы его развития

- этап разрешения противоречий

Виды противоречий

- основные и неосновные. Основное противоречие – это противоречие которое связано с сущностью этого объекта, а

неосновное отражает второстепенные стороны объекта.

- внутренние и внешние. Внутреннее это противоречие связанное с существованием данного объекта, оно отражает

внутреннюю тенденцию развития этого объекта. Внешние – это противоречия между данным объектом и другими. Главным определением являются внутренние противоречия. В связи с этим диалектика рассматривает движение как самодвижение объекта.

2-й закон. Закон перехода количественных изменений в качественные.

Качество – это совокупность изменений свойств объекта. У любого объекта есть существенные и несущественные свойства. Качество – то что делает данный объект данным объектом Качество – это существенные свойства объекта в определенном отношении. Вещи одновременно являются и однокачественными и многокачественными.

Количество – это такое свойство объекта которое можно выразить числом. Количество и качество неразрывно взаимосвязаны. Количество и качество являются парой противоположностей.

Мера – это такой интервал существования объектов в рамках которого происходит изменение количества без изменения качества. Скачек – это количественное изменение объекта. Определенные количественные изменения подготавливают изменения качества. Качество меняется скачком. С появлением нового качества появляются новые количества .

3-й закон. Закон отрицания отрицания.

Отрицание (метафизика) – полное уничтожение объекта, разрушение данного состояния. Новое качество появляется на новом месте.

Отрицание (диалектика) – сохранение каких-то предыдущих качеств. В ходе отрицания проиходит переход старых качеств в новые.

Закон двойного отрицания подчеркивает, что любое новое состояние устареет и в свою очередь будет отрицаться новым состоянием т.е. закон показывает непрерывность развития.

Триада Гегеля.

1. Тезис.

2. Антитезис – противоположен первому.

3. синтез – возврат к исходному состоянию (характеристики повторяющегося через этап).

Движение – любое изменение. Развитие – появление необратимых новых качеств. Закон …..описывает процессы, где есть развитие. В законе рассматривается развитие как движение по спирали.

Каждый закон диалектики рассматривает свой аспект движения и развития

1. причина движения (внутренние противоречия)

2. механизм перехода (количественное в качественное)

3. направление развития (новые этапы происходят на основе старых)

Категории диалектики

Категории – предельно широкие понятия, носят всеобщий и универсальный характер. Категории носят априорный (до опыта) характер с точки зрения Канта.

Категории:

Единичные – общие

Причина – следствие

Сущность – явление

Случайность – необходимость

Философские категории отличаются тем. Что они носят всеобщий характер, т.е. любая мысль несет философские категории. Они усваиваются через структуры языка. Философские категории – схемы нашего мышления.

№1. Единичное – общее (как правило философские категории существуют парами)

Единичное – свойства, характеристики объекта, присущее только данному объекту. Общее – свойства и характеристики которыеобъединяют данный объект с другим.

Метафизика

1. Реализм (Платон) общее и единичное существующий независимо, единичные вещи – реальный мир, общее существует как понятие в мире идей.

2. политализм (XVIII в) – в мире существуют только единичные вещи, общее – имя или название.

Диалектика

Единичное и общее неразрывно взаимосвязаны: каждый обладает и теми и другими качествами.

№2.Причина – следствие

Причина – явление, которое порождает другое явление. Следствие – результат причины. Принцип причинности: любое явление имеет свою причину. Принцип детерминизма (более общий характер): функиональная зависимость, отношение симметрий, принцип причинности.

Метафизика (Лаплас)

Если можно в какой-то момент времени подробно описать состояние мира. То можно было сказать в каком состоянии он будет в следующий момент жесткий (лаплпсовский) детерминизм (не учтена случайность), обратная связь – следствие может породить и изменить причину. Полная причина – совокупность всех обстоятельств, которые вызвали какое-то событие.

Диалектика

Причина и следствие в постоянном взаимодействии и взаимозависимости друг без друга не существуют. Индетерменизм – отрицает существование причинно-следственных связей (субъективный идеализм – Кант). Причина и следствие – схемы нашего мышления, привычки нашего мышления (Юм). Это отрицание объективной характеристики причинности.

№3 Случайность и необходимость. Случайность – процесс, порождаемый второстепенными причинами. Это то что может произойти или нет. Необходимость – процесс, который порождается главными постоянно действующими причинами. Это то, что обязательно должно произойти и произойдет так, а не иначе.

Метафизика

1) Волюнтаризм (все зависит от человека, все определяет воля человека).

2) Фатализм (все события носят только необходимый характер, случайностей нет; случайность – то чего человек не знает)

А) мифологический

Б) теологический

В) рациональный

Диалектика

Необходимость и случайность - взаимосвязаны и могут переходить друг в друга. Существует прежде всего необходимая случайность, случайная необходимость. Динамические законы (всемирного тяготения) – все явления подлежат одному закону, случайностей нет. Статистические законы – нельзя предсказать поведение каждого отдельного объекта, но можно предсказать поведение всей системы. Вероятность – количественная характеристика случайности.

№4 Сущность и явление. Сущность – глубинная характеристика объекта. Явление – внешние, очевидные свойства объекта. Сущность – то, что спрятано в объекте. Внешнее и внутреннее не совпадают.

Метафизика

Кант

Вещь в себе (материальный мир) вещь для нас

Сущность явление

(мы ее никогда не узнаем) Кант – субъективный идеалист

Кант – материалист Кант—дуалист

Кант – метафизик

Метафизика

№3 Случайность и необходимость. Случайность – процесс, порождаемый второстепенными причинами. Это то что может произойти или нет. Необходимость – процесс, который порождается главными постоянно действующими причинами. Это то, что обязательно должно произойти и произойдет так, а не иначе.

Метафизика

3) Волюнтаризм (все зависит от человека, все определяет воля человека).

4) Фатализм (все события носят только необходимый характер, случайностей нет; случайность – то чего человек не знает)

А) мифологический

Б) теологический

В) рациональный

Диалектика

Необходимость и случайность - взаимосвязаны и могут переходить друг в друга. Существует прежде всего необходимая случайность, случайная необходимость. Динамические законы (всемирного тяготения) – все явления подлежат одному закону, случайностей нет. Статистические законы – нельзя предсказать поведение каждого отдельного объекта, но можно предсказать поведение всей системы. Вероятность – количественная характеристика случайности.

№4 Сущность и явление. Сущность – глубинная характеристика объекта. Явление – внешние, очевидные свойства объекта. Сущность – то, что спрятано в объекте. Внешнее и внутреннее не совпадают.

Метафизика

Кант

Вещь в себе (материальный мир) вещь для нас

Сущность явление

(мы ее никогда не узнаем) Кант – субъективный идеалист

Кант – материалист Кант—дуалист

Кант – метафизик

Метафизика разрывает сущность и явление и рассматривает их как самостоятельный процессы.

Диалектика

Гегель: через явление мы можем проникнуть в сущность, анализируя явления. Процесс познания сущности. Явлений – сущность I порядка – сущность II.

№5 Возможность и действительность. Возможность – процесс, который может возникнуть, действительное – то , что есть в наличие. Процесс существования объекта: постоянный переход возможности в действительность. Невозможное – события, которые противоречат законам природы или общества (из желудя не может вырасти береза).

Возможность:

1) формальная (не опираются на существенные моменты действительности)

2) реальная (связаны с сущностью имеют условия для своей реализации)

Степени возможности: возможно -- менее возможное.

Теория познания (гносеология)

Структура философии

1) антология (наука о сущем)

2) культурология

3) диалектика

4) этика и эстетика

5) социальная философия

6) философия религии

7) гносеология

8) философия права

9) политология

10) логика

Скептицизм – о каждом предмете можно высказать прямопротивоположные суждения, поэтому утверждать, что мы знаем наем какую-то окончательную истину нельзя – человек должен быть готов, что истина недостижима.

Агностицизм – сколько бы человек не пытался он никогда не достигнет истины. Есть только один способ удостовериться в истинности знаний – практика.

Практика – предметная реальная деятельность человека направленная преобразование внешнего мира.

Виды:

- труд

- социальная практика (преобразование общества)

- научный эксперимент

Практика имеет большую роль – основа познания, цель познания. Критерий истины.

Чувственное и рациональное в процессе познания

Рационализм (разум) сенсуализм (чувства)

Знания с помощью мышления знания, которые дают нам органы чувств

Эти способы связаны между собой, нет их отдельно.

Сущность рационального: с помощью разума человек постигает сущность, чувства же дают только поверхностные знания.

Сенсуалисты (материальные и субъективные идеалисты) – Локк, Беркли – главная роль принадлежит чувствам, а разум комбинирует данные, которые дают органы чувств.

Рационалисты (идеализм объектив.) – Платон, Декарт. Гегель – чувства поверхностны, недостоверны, полагается на них нельзя, человек должен руководствоваться только разумом. Декарт (основы современного европейского рационализма) – разум высший судья всего, что происходит в мире, только разум может все оценить. Основа его теории («мыслю – следовательно существую»): человек может сомневаться во всем, но нельзя сомневаться в самом акте сомнения.

Формы чувственного познания и познания рационального.

1. ощущение – то знание о мире, которое мы получаем с помощью органа чувств.

2. восприятие – знание о мире, которое мы получаем при помощи нескольких органов чувств.

3. представление – образ предмета, который мы воспроизводим по памяти – это этап переходный к рациональному мышлениею. Представление предполагает работу мышления, это схематизированный образ предмета.

Формы рационального познания:

1. понятие

2. суждение

3. умозаключение

Абстрагирование – в процессе абстрагирования выделяется какое-то свойство, а все остальные отбрасываются.

Суждение – это высказывание в котором что-то утверждается или отрицается.

S есть P

S не есть P

Умозаключение – это когда на основании каких-то предпосылок делается вывод.

Два основных вида:

- индукция

- дедукция

Индуктивное умозаключение – когда на основании частных посылок делается общий вывод.

Дедуктивное умозаключение – на основании общей посылки делаются частные выводы. Дедукция носит более достоверный характер, потому что в случае индуктивных умозаключений есть опасность, что какой-то случай не учтен. Эту особенность знал даже Аристотель.

Проблема истины в философии.

Объективный характер истины.

Диалектика основной и относительной истины в процессе познания.

Истина – это характеристика наших знаний. Истина – это знание основ действительности. Объективная истина – это такое содержание наших знаний, которое не зависит не от человека, не от человечества. Абсолютная истина понимается в двух смыслах. Это полное, абсолютное, окончательное знание. Абсолютная истина – это такое содержание наших знаний, которое не опровергается последующим развитием человеческого познания. Относительная истина – это такое содержание наших знаний которое уточняется, дополняется, конкретизируется, развивается. Каждое знание если оно истинное знание оно одновременно носит и относительный и абсолютный характер.

Истина всегда конкретна

Критерии истины:

Практика – основной критерийпредметная математика, деятельность человека, направленная на преобразование мира, практика одновременно является и абсолютным и относительным применением истины. Практика сама развивается.

Есть дополнительные критерии истины:

1) рациональный

2) интуитивный

- простота решения

- красота

- теория для того, чтобы быть истинной должна быть достаточно сумасшедшей

Парадигма – это сложившийся набор научных идей и предложений.

Методы и формы научного познания.

Имперический уровень и теоретический. Империя – опыт. Имперический уровень познания это непосредственное познание природы на основе наблюдения, эксперимента, примирения является исходным уровнем в процессе познания.

Теоретический уровень – высший уровень научного познания на основе полученных простых наблюдений. В процессе создания теории часто большую роль играют факторы ненаучного характера (стимулируют процесс мышления).

Формы имперического познания

- наблюдение – это исследование объекта в природных условьях.

- эксперимент – это исследование объекта в искусственных условьях.

- измерение – сравнение исследованного объекта с эталоном.

Наблюдение – объект исследуется в естественных условьях – его достоинство. Но его часто нельзя повторить.

Достоинство эксперимента – его можно повторить, но объект вырван из естественной среды.

Теоретический уровень познания.

- индукция

- дедукция

На основе индуктивных умозаключений существует индуктивный метод познания (наблюдение эксперимент).

Умозаключение по аналогии

Метод аналогии: если у 2-х предметов существует ряд общих признаков то возможно тот признак который выявлен в одном предмете будет найден и во втором. На основе умозаключений по аналогии создан метод моделирования. Создается искусственный объект на котором исследуют свойства реального объекта.

Моделирование бывает материальное и идеальное. Материальное – материальный объект. Идеальное – математические формулы.

Анализ и синтез.

Анализ – это мысленное расчленение объекта на составные части, а синтез – мысленное объединение частей в одно целое.

Идеализация

Выделяется одно свойство объекта, абстрагируется от свойств и доводится до своего логического предела, максимума (абсолютный вакуум, абсолютный ноль).

Аксиологический метод: на основе аксиом выстраивается теория. Метод применяется в математике.

Системный метод

Современная наука исследует системы как целостные, общие характеристики объекта не выводятся из характреристик частей.

Скачать архив с текстом документа