Леонидов, Леонид Львович

СОДЕРЖАНИЕ: Леонид Львович Леонидов (настоящая фамилия Стакилевич[1]) (18 апреля 1821 г. , Санкт-Петербург — 5 августа 1889) — выдающийся русский драматической артист.

Леонид Львович Леонидов (настоящая фамилия Стакилевич[1]) (18 апреля 1821 г. , Санкт-Петербург — 5 августа 1889) — выдающийся русский драматической артист.

Биография

Родился в небогатой семье чиновника, учился в Императорском С.-Петербургском театральном училище. Его педагогом был выдающий русский актёр В. А. Каратыгин. Сразу по окончании учебы в 1839 году поступил в труппу Александринского театра, поначалу выступал в небольших водевилях в ролях любовников. В первый же год сыграл свыше 20 ролей (Ольгин — водевиль «Ложа 1-го яруса на последний дебют Тальони» П. Каратыгина, Аламир — мелодрама «Велизарий» Шенка, мн. др.).

Через небольшое время, в 1843 г., переведен в Москву в Малый театр с тем же амплуа молодых амантов. Но после смерти великого трагика П. Мочалова в 1848 году стал с немалым успехом исполнять его роли. В традициях Малого театра было наследование безо изменений ролей старших исполнителей поколением пришедших в театр молодых артистов. В 1854 г. Леонидов выступил в драме «Бенвенуто Челлини». И уже в 1854 г. вновь вернулся в Санкт-Петербург на исполнение трагических ролей: в 1853 году умер великий трагик педагог Леонидова Василий Андреевич Каратыгин, и Леонидов стал преемником репертуара своего учителя. Этими ролями он приобрел славу одного из выдающихся артистов-трагиков русской сцены.

Леонидов — первый исполнитель роли Бориса Годунова (в первой постановке 1870 года, режиссер А. А. Яблочкин, Александринский театр) в одноименной трагедии Пушкина. Среди ролей: Отелло («Отелло»), Гамлет («Гамлет»), Ричард III («Ричард III»), Король Лир, Макбет; Велизарий (одноимённая пьеса Шенка), Нино («Уголино» Полевого); Ляпунов («Князь Михаиле Васильевич Скопин-Шуйский» Полевого); Неизвестный («Параша-сибирячка» Полевого), Жорж Жермани («30 лет, или Жизнь игрока» Дюканжа) и др.

Как истинному ученику Каратыгина, ему было свойственно использование внешней позы, эффектных жестов и движений, эмоциональной декламации. Но начиная с 50-х гг. в игре артиста появляется стремление к большей естественности[1]. При господстве на сцене классической драмы Леонидов пользовался успехом; с водворением же на сцене бытовой комедии он отодвинулся на второй план.

Преподавал в театральном училище. В 1882—1883 — профессор декламации Петербургского театрального училища.

Автор театральных записок и воспоминаний: «Записки Леонида Львовича Леонидова», напечатанных в «Русской старине» (1886 г., кн. 6, с. 655-74) и «Воспоминания Леонида Львовича Леонидова» — там же (1888 г., кн. 4, {{}}с. 219-42 и 1892 г., кн. 2, 503-14.).

Современники утверждают: «Он был ревностным защитником театральной „мелкоты“ от несправедливостей начальства и притязаний „больших“ артистов» — статьи П. Каратыгина (в «Русской Старине», 1888, № 4); М. Максимова — «Свет и тени» (СПб., 1878, гл. V).[2]

Дочь: Савицкая, Любовь Леонидовна, балерина, вторая зарегистрированная жена выдающегося балетмейстера М. И. Петипа.

Список литературы:

1. Театральная энциклопедия. Гл. ред. П. А. Марков. Т. 3 — М.: Советская энциклопедия, Кетчер — Нежданова, 1964, 1086 стб. с илл., 7 л. илл. (стб. 495-496)

2. Биографический словарь

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Леонидов,_Леонид_Львович

Скачать архив с текстом документа