Лермонтов м. ю. - что такое родина
СОДЕРЖАНИЕ: Михаил Юрьевич Лермонтов через все свое творчество пронес негасимое чувство горячей любви к родине. Любви, которая была выстрадана им, которая содержала в себе боль за свою страну, боль за человека. Чувство родины, по мнению поэта, должно нести в себе деятельное начало, стремление к благородной цели - достижению счастья и свободы для своей страны.Михаил Юрьевич Лермонтов через все свое творчество пронес негасимое чувство горячей любви к родине. Любви, которая была выстрадана им, которая содержала в себе боль за свою страну, боль за человека. Чувство родины, по мнению поэта, должно нести в себе деятельное начало, стремление к благородной цели - достижению счастья и свободы для своей страны. Лермонтов любил родину, любил «сильно, пламенно и нежно». Его чувство было многогранным, богатым, пламенным, хотя и противоречивым. Оно заявляло о себе решительно и смело, не боясь осуждения и непонимания.
Само понятие родины для писателя включает в себя множество черт, которые в совокупности и составляют то, что было так близко его сердцу. Это и осознание нелегкой человеческой судьбы, и забота о счастье народа, и осознание прошлого и настоящего страны, и предвидение ее будущего, и готовность идти на бой за честь отчизны. Родина для Лермонтова не только земля, где он родился, где был счастлив и где страдал, не только природа, которая так дорога поэту: прекрасные поля, молчанье степей, колыханье лесов, разливы рек и белая березонька. Его родина - это и весь народ, живущий в тяжких цепях рабства.
Да, Лермонтов любил родину, но любил «странною любовью». Поэту была дорога его отчизна, но в то же время он видел и ее изъяны, язвы на ее теле. Он видел рабскую покорность народа, его смирение, молчаливое страдание и бездействие. И ему было невыносимо больно видеть эту покорность. Именно потому все чаще возникала в его творчестве мысль об изгнании - насильственном или добровольном - как символе протеста против этого бездействия, так как невозможно дальше видеть эти страдания и ничего не делать для избавления от них. Эта мысль - результат долгих размышлений поэта над судьбой родины и над ее вечным недугом - рабством. Эти размышления и отразились в обращении к тучкам - «вечным странникам». Сродни им чувствовал себя сам автор - такой же изгнанник, бегущий из родной стороны. Вынужден ли его побег? Бежит ли он от несправедливости, лжи, зла, насилия? Или странствует в поисках свободы?
Однако к концу своего стихотворения поэт все же приходит к выводу, что нельзя сравнивать его изгнание со странствием небесных туч. Им чужды страсти, их не заботят страдания народа. Он же ищет вдали от родины пути спасения от злой судьбы, стремится к свободе и справедливости. Но он привязан к своей отчизне, обеспокоен ее судьбой. Холодным тучам доступна вечная свобода, потому что «нет у вас родины», а потому нет и «вам изгнания».
У каждого человека есть родина, но это понятие настолько широко, что каждый определяет его по-своему. Для кого-то родина - это дом и двор, где родился и где прошло детство. Некоторые называют родиной родной город. А есть и такие, для которых родина - весь мир.
Я бы сравнила человека с деревом, и то место, где его корни - и есть родина. Твоя крона может устремляться в самое небо и быть такой широкой, что в ее тени спрячется от палящего солнца целый мир, но корни всегда будут там, где из маленького сухого семечка проклюнулся зеленый росток, там, где он набрался сил, чтобы превратиться в такого могучего несокрушимого великана, каким ты можешь быть сейчас. Именно родина по сей день питает тебя, дает жизненные соки, дает возможность роста и надежно поддерживает в сложные минуты жизни.
Прочитав стихотворение М. Ю. Лермонтова «Тучи», я подумала, что поэт согласился бы со мной, ведь и для него понятие родины было не просто словом. Для независимого и вольнолюбивого поэта свобода - то, что он ценил больше всего на свете - имела смысл только в том случае, если за спиной была родина. Человек без родины, по мнению М. Ю. Лермонтова, превращается в перекати-поле, в тучу, «вечно холодную, вечно свободную», для которой «чужды страсти и чужды страдания». Поэт не приемлет такое положение вещей, он не хочет быть «вечным странником». Его корни прочны и надежны, и куда бы ни забросила поэта судьба, родина всегда ждет его возвращения.
Литературное наследие Лермонтова велико и многогранно и довольно часто перекликается с настроениями поэзии великого Пушкина. Для молодого поэта Пушкин являлся своего рода пророком, несущим в мир гуманность, красоту и свободу. Идея борьбы за свободу и волю нашла свое отражения во многих произведениях Лермонтова. За стихи, посвященные убитому на дуэли Пушкину, Лермонтов был сослан на Кавказ, в армию, но и это не сломило его. В ссылке он продолжал писать. Именно там появилось стихотворение «Тучи». В нем автор, обращаясь к тучам, сравнивает их с собой, изгнанником. «Вечными странниками» мчатся тучи по лазурному небу. Кто же гонит их - «Судьбы ли решение? Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?» или «друзей клевета?» - спрашивает Лермонтов. Нет, тучи вольны мчаться куда угодно, они независимы от чужой воли, от чужих решений. И не могут тучи быть изгнанниками, как автор, ведь у них нет родины: «Нет у вас родины, нет вам изгнания». У поэта же есть Родина, великая Россия. Но можно ли чувствовать себя свободным в родном краю, если человеческое достоинство народа унижается тираном, если любое свободомыслие сурово карается. Так автор подводит нас к глубинному смыслу слова «свобода». Поэт хочет сказать, что можно быть несвободными и в собственной независимой державе. Это лишь тучам чужды страсти и страдания. А человек, как существо мыслящее, обязан бороться за свою свободу, чтобы не чувствовать себя изгнанником на своей Родине. Лермонтов всеми силами поддерживал идеи декабристов, отражая их в своей вольнолюбивой поэзии.