Лермонтов м. ю. - Прошлое и настоящее в поэзии м. ю. лермонтова
СОДЕРЖАНИЕ: Лермонтов м. ю. - Прошлое и настоящее в поэзии м. ю. лермонтова М. Ю. Лермонтов жил в эпоху, которая получила название эпохи безвременья, наступившего после поражения восстания декабристов. Это был период жесточайшей политической реакции. Время мужания поэта пришлось на самые мрачные годы. Свободолюбивые идеалы декабристов оказались под запретом, общество было напугано наступившей реакцией.Лермонтов м. ю. - Прошлое и настоящее в поэзии м. ю. лермонтова
М. Ю. Лермонтов жил в эпоху, которая получила название эпохи безвременья, наступившего после поражения восстания декабристов. Это был период жесточайшей политической реакции. Время мужания поэта пришлось на самые мрачные годы. Свободолюбивые идеалы декабристов оказались под запретом, общество было напугано наступившей реакцией. Господствовали грустные, унылые настроения, пессимизм и углубленность в себя. Это все вызывало у поэта отчаяние и тоску:
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
Современность вызывала у поэта грустные настроения, поэтому его лирика проникнута таким пессимизмом. Лермонтов считал, что голос поэта должен звучать, “как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных”. Он хотел, чтобы его голос был этим колокольным звоном.
Говоря о современности, Лермонтов не видит ничего, что бы могло утешить его мятущуюся душу. Поколение современников вызывает у него лишь горькую усмешку:
Печально я гляжу на наше поколенье...
Его грядущее - иль пусто, иль темно...
Это поколение не обладает никакими достоинствами, оно не способно ни к деятельности, ни к борьбе:
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Потомство, по мнению Лермонтова, осудит дворянскую молодежь 30-х годов. Она не обладает даже недостатками их отцов, даже “ребяческий разврат” предыдущих поколений недоступен ей:
Богаты мы едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом, - с горечью констатирует Лермонтов. Его поколение - старцы от рождения, с рано состарившейся бесплодной душой, с неразвитыми чувствами. Но поэт обвиняет не только своих современников, он и себя причисляет к их числу, употребляя местоимение “мы”, и это не случайно. Ведь не только молодые люди виновны в своей душевной глухоте, но и то время, тот самодержавно-крепостнический строй, при котором им суждено было жить. Не может же целое поколение быть “потерянным”? Молодые люди также являются жертвами самодержавия. В их судьбе Лермонтов обвиняет и великосветское общество, о котором он с гневом говорит в стихотворении “Смерть поэта”:
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда - все молчи!..
Эта “светская толпа” и стала причиной гибели поэта, это она - виновница того, что происходит в общественной жизни страны.
В стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен...” Лермонтов изображает это общество как “толпу масок”. Члены этого общества - не живые люди, а лишь “образы бездушных людей”.
“Светская чернь” определяет политическую жизнь страны, именно благодаря ей Россия стала “страной рабов, страной господ”. Но причину рабского унижения страны Лермонтов видит и в другом. В стихотворении “Прощай, немытая Россия” он говорит:
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ.
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Россия не только страна господ, но и страна рабов, причем слово “раб” у Лермонтова стоит на первом месте. Рабы - это не только крепостные, которые являются рабами в прямом смысле слова. Это и многие другие люди, позволяющие другим повелевать собой, становиться своими господами. Те же члены светского общества являются рабами, так как