Лермонтов - наш современник 2
СОДЕРЖАНИЕ: Лермонтов - наш современник Автор: Лермонтов М.Ю. Творчество Лермонтова — это история поколения 30-х годов XIX века, поколения, которому досталась тяжелая судьба людей эпохи “безвременья”, когда все лучшее в людях терялось, ибо они не могли найти применения своим “силам необъятным”. Но можем ли мы сказать, что это трагедия только современников Лермонтова? Почему многие поколения русских людей читают и перечитывают произведения великого поэта и прозаика? Мне кажется, что Лермонтов указал на многие черты, присущие русскому обществу и человеку в целом, независимо от времени.Лермонтов - наш современник
Автор: Лермонтов М.Ю.
Творчество Лермонтова — это история поколения 30-х годов XIX века, поколения, которому досталась тяжелая судьба людей эпохи “безвременья”, когда все лучшее в людях терялось, ибо они не могли найти применения своим “силам необъятным”. Но можем ли мы сказать, что это трагедия только современников Лермонтова? Почему многие поколения русских людей читают и перечитывают произведения великого поэта и прозаика? Мне кажется, что Лермонтов указал на многие черты, присущие русскому обществу и человеку в целом, независимо от времени. Кроме того, так ли уж отличается наша эпоха от той, которую отразил поэт?
Исследуя проблему взаимоотношений личности и общества, Лермонтов подчеркивает одиночество человека в толпе. Его лирическому герою тесно в тех рамках, которые создаются в свете. Быть свободным от своего времени нельзя. И это справедливо и для нашей эпохи. Да, у нас больше возможности действовать, но мне кажется, что все, что делает большинство моих современников, они делают для себя. Люди 90-х годов XX века стали индивидуалистами, на второй план отходят представления о добре и зле, о чести, о взаимопомощи. Мы привыкли к тому, что полагаться в жизни можно лишь на себя, а потому возникает чудовищная разобщенность между людьми. Вспомним, к какому выводу приходит Печорин, которого я считаю человеком, воплотившим крайний индивидуализм: “Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни...” Герой романа Лермонтова научился быть скрытным, злопамятным, желчным, честолюбивым, но сделался при этом, по его же словам, нравственным калекой. Лермонтов анализирует проблему нравственности и приходит к убедительному выводу, что осмысленное противопоставление себя другим людям ведет к тому, что человек перестает ощущать границу, за которой начинается вседозволенность, ведущая к гибели всего, с чем соприкасается тот, кто возомнил себя “сверхчеловеком”. Нечто подобное мы наблюдаем и сейчас. Правда, Печорин ощущает свое превосходство над людьми потому, что он способен более глубоко осмыслить все, что происходит вокруг, а в наше время “сверхлюдьми”, которым доступно и позволено все, начинают считать себя грубые и невежественные хамы, которые признают только власть денег. Впрочем, разница эта, по крайней мере для меня, очень существенна. Так же, как и во времена Лермонтова, настоящую трагедию переживает сейчас именно личность мыслящая.
Что же ей остается? Один из возможных вариантов — уйти в мир дум, воспоминаний, фантазий. Лирика Лермонтова подсказывает нам путь излечения душ, состоящий в поиске гармонии с природой, с вечным. Мое любимое стихотворение Лермонтова — “Выхожу один я на дорогу...”. Внять голосу Бога, “забыться и заснуть” — вот что примирит с жизнью человека в эпоху, когда утрачена гармония отношений между людьми, человека, который ничего не ждет от жизни и не хочет жалеть о прошлом.
Одиночество человека среди людей — вот та проблема, которую я считаю наиболее актуальной в творчестве Лермонтова. И сейчас мы видим одиночество сильной личности одиночество в любви и дружбе. Как хочется, чтобы люди перестали жить по законам индивидуализма и обратились к тому, без чего гармоничное существование человека в мире невозможно.