Режимы компьютерной обработки данных 2
СОДЕРЖАНИЕ: Всероссийский заочный финансово-экономический институт Кафедра автоматизированной обработки экономической информации КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Информатика»
Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Кафедра автоматизированной обработки экономической информации
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Информатика»
на тему «Режимы компьютерной обработки данных»
Исполнитель:
Баянова Айгуль Фануровна
Сециальность Финансы и кредит
№ зачетной книжки 08ффд40598
Руководитель:
Аполов О.Г.
Уфа – 2009
Содержание
Глава 1. Обзор и классификация технических средств обработки
данных
Введение 3
1.1 Режимы обработки данных 4
1.2 Способы обработки данных 7
1.3 Комплекс технических средств обработки информации 8
1.4 Классификация технических средств
обработки информации 9
Заключение 13
Глава 2. Практическая часть
2.1 Общая характеристика задачи 14
2.2 Описание алгоритма решения задачи 16
Список использованной литературы 21
Введение
В современных условиях является актуальной проблема использования возможностей компьютеров в области обработки и анализа данных для пользователей из различных сфер деятельности.
С одной стороны, пользователь компьютера (или компьютерных систем) для получения новой, интересующей его информации должен обработать и проанализировать большое количество статистических данных. С другой стороны, во многих случаях Лицо, принимающее решение, не имеет специального образования ни в области компьютерных технологий, ни в области обработки статистических данных. Кроме того, часто данные носят конфиденциальный характер, что требует ограниченности доступа к ним и вынуждает заинтересованное Лицо искать доступные, не требующие специального обучения, но обладающие широкими возможностями в области обработки и анализа данных компьютерные системы.
Компьютерная интерактивная система, преследует именно эти цели: дать пользователю, не являющемуся специалистом в области компьютерных технологий и в области обработки данных, возможность грамотно и разносторонне провести анализ статистических данных, не углубляясь в специальные и достаточно сложные математические расчеты.
1. Обзор и классификация технических средств обработки данных
1.1 Режимы обработки данных
Режим обработки данных – способ выполнения заданий (задач), характеризующийся порядком распределения ресурсов системы между заданиями (задачами). Требуемый режим обработки данных обеспечивается управляющими программами операционной системы, которые выделяют заданиям оперативную и внешнюю память, устройства ввода – вывода, процессорное время и прочие ресурсы в соответствующем порядке с учетом атрибутов заданий – имен пользователей, приоритетов заданий, сложности задач и вычислений и другие.
Режим обработки данных порождает соответствующий режим функционирования системы, проявляющийся в порядке инициирования задач и представлении одним задачам преимущественного права на использование ресурсов, в организации ввода данных, хранения программ в оперативной памяти, вывода данных и т. д. Порядок распределения ресурсов между заданиями влияет на время пребывания задании в системе, производительность системы, стоимость решения задач и другие характеристики системы и процессов обработки задач. Выбор того или иного режима обработки данных обусловлен необходимостью обеспечения требуемых характеристик системы и процессов обработки. В свою очередь характеристики системы влияют на способы взаимодействия пользователей с системой, а, следовательно, на интенсивность взаимодействия, продолжительность взаимодействия и т. д. Таким образом, режим обработки данных связан с организацией процесса функционирования системы и отражается в первую очередь на характеристиках системы.
При проектировании технологических процессов ориентируются на режимы их реализации. Режим реализации технологии зависит от объемно-временных особенностей решаемых задач: периодичности и срочности, требований к быстроте обработки сообщений, а также от режимных возможностей технических средств, и в первую очередь ЭВМ. Существуют: пакетный режим; режим реального масштаба времени; режим разделения времени; регламентный режим; запросный; диалоговый; телеобработки; интерактивный; однопрограммный; многопрограммный (мультиобработка).
Пакетный режим. При использовании этого режима пользователь не имеет непосредственного общения с ЭВМ. Сбор и регистрация информации, ввод и обработка не совпадают по времени. Вначале пользователь собирает информацию, формируя ее в пакеты в соответствии с видом задач или каким-то др. признаком. (Как правило, это задачи неоперативного характера, с долговременным сроком действия результатов решения). После завершения приема информации производится ее ввод и обработка, т.е., происходит задержка обработки. Этот режим используется, как правило, при централизованном способе обработки информации.
Диалоговый режим (запросный) режим, при котором существует возможность пользователя непосредственно взаимодействовать с вычислительной системой в процессе работы пользователя. Программы обработки данных находятся в памяти ЭВМ постоянно, если ЭВМ доступна в любое время, или в течение определенного промежутка времени, когда ЭВМ доступна пользователю. Взаимодействие пользователя с вычислительной системой в виде диалога может быть многоаспектным и определяться различными факторами: языком общения, активной или пассивной ролью пользователя; кто является инициатором диалога - пользователь или ЭВМ; временем ответа; структурой диалога и т.д. Если инициатором диалога является пользователь, то он должен обладать знаниями по работе с процедурами, форматами данных и т.п. Если инициатор - ЭВМ, то машина сама сообщает на каждом шаге, что нужно делать с разнообразными возможностями выбора. Этот метод работы называется “выбором меню”. Он обеспечивает поддержку действий пользователя и предписывает их последовательность. При этом от пользователя требуется меньшая подготовленность.
Диалоговый режим требует определенного уровня технической оснащенности пользователя, т.е. наличие терминала или ПЭВМ, связанных с центральной вычислительной системой каналами связи. Этот режим используется для доступа к информации, вычислительным или программным ресурсам. Возможность работы в диалоговом режиме может быть ограничена во времени начала и конца работы, а может быть и неограниченной.
Иногда различают диалоговый и запросный режимы, тогда под запросным понимается одноразовое обращение к системе, после которого она выдает ответ и отключается, а под диалоговым - режим, при которым система после запроса выдает ответ и ждет дальнейших действий пользователя.
Режим реального масштаба времени. Означает способность вычислительной системы взаимодействовать с контролируемыми или управляемыми процессами в темпе протекания этих процессов. Время реакции ЭВМ должно удовлетворять темпу контролируемого процесса или требованиям пользователей и иметь минимальную задержку. Как правило, этот режим используется при децентрализованной и распределенной обработке данных.
Режим телеобработки дает возможность удаленному пользователю взаимодействовать с вычислительной системой.
Интерактивный режим предполагает возможность двустороннего взаимодействия пользователя с системой, т.е. у пользователя есть возможность воздействия на процесс обработки данных.
Режим разделения времени предполагает способность системы выделять свои ресурсы группе пользователей поочередно. Вычислительная система настолько быстро обслуживает каждого пользователя, что создается впечатление одновременной работы нескольких пользователей. Такая возможность достигается за счет соответствующего программного обеспечения.
Однопрограммный и многопрограммный режимы характеризуют возможность системы работать одновременно по одной или нескольким программам.
Регламентный режим характеризуется определенностью во времени отдельных задач пользователя. Например, получение результатных сводок по окончании месяца, расчет ведомостей начисления зарплаты к определенным датам и т.д. Сроки решения устанавливаются заранее по регламенту в противоположность к произвольным запросам.
1.2 Способы обработки данных
Различаются следующие способы обработки данных: централизованный, децентрализованный, распределенный и интегрированный.
Централизованная предполагает наличие. При этом способе пользователь доставляет на ВЦ исходную информацию и получают результаты обработки в виде результативных документов. Особенностью такого способа обработки являются сложность и трудоемкость налаживания быстрой, бесперебойной связи, большая загруженность ВЦ информацией (т.к. велик ее объем), регламентацией сроков выполнения операций, организация безопасности системы от возможного несанкционированного доступа.
Децентрализованная обработка. Этот способ связан с появлением ПЭВМ, дающих возможность автоматизировать конкретное рабочие место.
Распределенный способ обработки данных основан на распределении функций обработки между различными ЭВМ, включенными в сеть. Этот способ может быть реализован двумя путями: первый предполагает установку ЭВМ в каждом узле сети (или на каждом уровне системы), при этом обработка данных осуществляется одной или несколькими ЭВМ в зависимости от реальных возможностей системы и ее потребностей на текущий момент времени. Второй путь - размещение большого числа различных процессоров внутри одной системы. Такой путь применяется в системах обработки банковской и финансовой информации, там, где необходима сеть обработки данных (филиалы, отделения и т.д.). Преимущества распределенного способа: возможность обрабатывать в заданные сроки любой объем данных; высокая степень надежности, так как при отказе одного технического средства есть возможность моментальной замены его на другой; сокращение времени и затрат на передачу данных; повышение гибкости систем, упрощение разработки и эксплуатации программного обеспечения и т.д. Распределенный способ основывается на комплексе специализированных процессоров, т.е. каждая ЭВМ предназначена для решения определенных задач, или задач своего уровня.
Интегрированный способ обработки информации. Он предусматривает создание информационной модели управляемого объекта, то есть создание распределенной базы данных. Такой способ обеспечивает максимальное удобство для пользователя. С одной стороны, базы данных предусматривают коллективное пользование и централизованное управление. С другой стороны, объем информации, разнообразие решаемых задач требуют распределения базы данных. Технология интегрированной обработки информации позволяет улучшить качество, достоверность и скорость обработки, т.к. обработка производится на основе единого информационного массива, однократно введенного в ЭВМ. Особенностью этого способа является отделение технологически и по времени процедуры обработки от процедур сбора, подготовки и ввода данных.
1.3 Комплекс технических средств обработки информации
Комплекс технических средств обработки информации – это совокупность автономных устройств сбора, накопления, передачи, обработки и представления информации, а также средств оргтехники, управления, ремонтно-профилактических и других. К комплексу технических средств предъявляют ряд требований:
— Обеспечение решения задач с минимальными затратами, необходимой точности и достоверности;
— Возможность технической совместимости устройств, их агрегативность;
— Обеспечение высокой надежности;
— Минимальные затраты на приобретения.
Отечественной и зарубежной промышленностью выпускается широкая номенклатура технических средств обработки информации, различающихся элементной базой, конструктивным исполнением, использованием различных носителей информации, эксплуатационными характеристиками и др.
1.4 Классификация технических средств обработки информации
Технические средства обработки информации делятся на две большие группы. Это основные и вспомогательные средства обработки.
Основные средства – это орудия труда по автоматизированной обработке информации. Известно, что для управления теми или иными процессами необходима определенная управленческая информация, характеризующая состояния и параметры технологических процессов, количественные, стоимостные и трудовые показатели производства, снабжения, сбыта, финансовой деятельности и т.п. К основным средствам технической обработки относятся: средства регистрации и сбора информации, средства приема и передачи данных, средства подготовки данных, средства ввода, средства обработки информации и средства отображения информации. Ниже, все эти средства рассмотрены подробно.
Получение первичной информации и регистрация является одним из трудоемких процессов. Поэтому широко применяются устройства для механизированного и автоматизированного измерения, сбора и регистрации данных. Номенклатура этих средств весьма обширна. К ним относят: электронные весы, разнообразные счетчики, табло, расходомеры, кассовые аппараты, машинки для счета банкнот, банкоматы и многое другое. Сюда же относят различные регистраторы производства, предназначенные для оформления и фиксации сведений о хозяйственных операциях на машинных носителях.
Средства приема и передачи информации. Под передачей информации понимается процесс пересылки данных (сообщений) от одного устройства к другому. Взаимодействующая совокупность объектов, образуемые устройства передачи и обработки данных, называется сетью. Объединяют устройства, предназначенные для передачи и приема информации. Они обеспечивают обмен информацией между местом её возникновения и местом её обработки. Структура средств и методов передачи данных определяется расположением источников информации и средств обработки данных, объемами и временем на передачу данных, типами линий связи и другими факторами. Средства передачи данных представлены абонентскими пунктами (АП), аппаратурой передачи, модемами, мультиплексорами.
Средства подготовки данных представлены устройствами подготовки информации на машинных носителях, устройства для передачи информации с документов на носители, включающие устройства ЭВМ. Эти устройства могут осуществлять сортировку и корректирование.
Средства ввода служат для восприятия данных с машинных носителей и ввода информации в компьютерные системы.
Средства обработки информации играют важнейшую роль в комплексе технических средств обработки информации. К средствам обработки можно отнести компьютеры, которые в свою очередь разделим на четыре класса: микро, малые (мини); большие и суперЭВМ. Микро ЭВМ бывают двух видов: универсальные и специализированные.
И универсальные и специализированные могут быть как многопользовательскими - мощные ЭВМ, оборудованные несколькими терминалами и функционирующие в режиме разделения времени (серверы), так и однопользовательскими (рабочие станции), которые специализируются на выполнении одного вида работ.
Малые ЭВМ – работают в режиме разделения времени и в многозадачном режиме. Их положительной стороной является надежность и простота в эксплуатации.
Большие ЭВМ – (мейнфермы) характеризуются большим объемом памяти, высокой отказоустойчивостью и производительностью. Также характеризуется высокой надежностью и защитой данных; возможностью подключения большого числа пользователей.
Супер-ЭВМ – это мощные многопроцессорные ЭВМ с быстродействием 40 млрд. операций в секунду.
Сервер - компьютер, выделенный для обработки запросов от всех станций сети и представляющий этим станциям доступ к системным ресурсам и распределяющий эти ресурсы. Универсальный сервер называется - сервер-приложение. Мощные серверы можно отнести к малым и большим ЭВМ.
Средства отображения информации используют для вывода результатов вычисления, справочных данных и программ на машинные носители, печать, экран и так далее. К устройствам вывода можно отнести мониторы, принтеры и плоттеры.
Монитор – это устройство, предназначенное для отображения информации, вводимой пользователем с клавиатуры или выводимой компьютером.
Принтер – это устройство вывода на бумажный носитель текстовой и графической информации.
Плоттер – это устройство вывода чертежей и схем больших форматов на бумагу.
Технология — это комплекс научных и инженерных знаний, реализованных в приемах труда, наборах материальных, технических, энергетических, трудовых факторов производства, способах их соединения для создания продукта или услуги, отвечающих определенным требованиям. Поэтому технология неразрывно связана с машинизацией производственного или непроизводственного, прежде всего управленческого процесса. Управленческие технологии основываются на применении компьютеров и телекоммуникационной техники.
Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационная технология — это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических и инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием. Их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами информационные технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.
Заключение
Непременным условием повышения эффективности управленческого труда является оптимальная информационная технология, обладающая гибкостью, мобильностью и адаптивностью к внешним воздействиям.
Информационная технология предполагает умение грамотно работать с информацией и вычислительной техникой.
Информационная технология - сочетание процедур, реализующих функции сбора, получения, накопления, хранения, обработки, анализа и передачи информации в организационной структуре с использованием средств вычислительной техники, или, иными словами, совокупность процессов циркуляции и переработки информации и описание этих процессов.
На выбор того или иного способа обработки данных влияет очень большое количество факторов, связанных как с самим объектом управления, так и управляющей системой. Количество возможных вариантов построения технологического процесса обработки данных оказывается довольно значительным. При этом существенное влияние на классификацию оказывают возможные режимы обработки данных в вычислительных системах (ВС).
2. Практическая часть
Для решения данной экономической задачи была выбрана среда табличного процессора MS Excel.
В Microsoft Office Excel является средством для создания электронных таблиц, которые обладают возможностями для проведения простых расчетов, как с использованием арифметических действий, так и с помощью встроенных функций; для построения разных типов диаграмм; для оформления полученных таблиц и т.д.
Так же MS Excel программа, не требующая знаний программирования и проста в использовании для поиска результата нашей задачи.
1.1 Общая характеристика задачи
В течение текущего дня в салоне сотовой связи проданы мобильные телефоны, код, модель и цена которых указаны в таблице на рис. 1. В таблице на рис. 2 указан код и количество проданных телефонов различных моделей.
1. В итоговой таблице (рис. 3) обеспечить автоматическое заполнение данными столбцов «Модель мобильного телефона», «Цена, руб.», «Продано, шт.», используя исходные данные таблиц на рис. 1 и 2, а также функции ЕСЛИ(), ПРОСМОТР. Рассчитать сумму, полученную от продаж каждой моделей, итоговую сумму продаж.
2. Сформировать ведомость продаж мобильных телефонов на текущую дату.
3. Представить графически данные о продаже мобильных телефонов за текущий день.
Код мобильного телефона |
Модель мобильного телефона |
Цена, руб. |
108 |
Fly Z500 |
7899 |
109 |
FlyX3 |
4819 |
209 |
LG-C3400 |
6540 |
210 |
LG-F1200 |
10419 |
308 |
Motorola V180 |
3869 |
309 |
Motorola V220 |
4459 |
301 |
Motorola C 115 |
1570 |
304 |
Motorola C 390 |
5149 |
406 |
Nokia 3220 |
4299 |
407 |
Nokia 3230 |
10490 |
408 |
Nokia 5140 |
6349 |
503 |
Pantech G-670 |
7659 |
504 |
Pantech GB-100 |
3789 |
604 |
Siemens A65 |
2739 |
605 |
Siemens A75 |
2869 |
708 |
Sony Ericsson T290i |
2569 |
709 |
Sony Ericsson Z800i |
13993 |
Рис. 1 Данные таблицы «Модели и цены»
№ продажи |
Код мобильного телефона |
Продано, шт. |
1 |
109 |
4 |
2 |
209 |
2 |
3 |
304 |
1 |
4 |
406 |
5 |
5 |
408 |
3 |
6 |
503 |
4 |
7 |
605 |
8 |
8 |
708 |
6 |
Рис. 2 Список продаж
Код мобильного телефона |
Модель мобильного телефона |
Цена, руб. |
Продано, шт. |
Сумма, руб. |
109 |
||||
209 |
||||
304 |
||||
406 |
||||
408 |
||||
503 |
||||
605 |
||||
708 |
||||
ИТОГО |
Рис. 3 Табличные данные ведомости продаж
2.2 Описание алгоритма решения задачи
1. Запустить табличный процессор MS Excel.
2. Создать книгу с именем «Салон сотовой связи».
3. Лист 1 переименовать в лист с названием Модели и цены
4. На рабочем листе Модели и цены MS Excel создать таблицу данные таблицы «Модели и цены».
5. Заполнить таблицу «Модели и цены» исходными данными (рис. 4).
Рис.4 Расположение таблицы «Модели и цены» на рабочем листе Модели и цены MS Excel
6. Лист 2 переименовать в лист с названием Список продаж.
7. На рабочем листе Список продаж MS Excel создать таблицу, в которой будет содержаться список продаж.
8. Заполнить таблицу список продаж исходными данными (рис. 5).
Рис. 5 Расположение таблицы «Список продаж» на рабочем листе Список продаж MS Excel
9. Разработать структуру шаблона таблицы «Табличные данные ведомости продаж» (рис. 6).
Колонка электронной таблицы |
Наименование (реквизит) |
Тип данных |
Формат данных |
|
длина |
точность |
|||
1 |
Код мобильного телефона |
числовой |
3 |
|
2 |
Модель мобильного телефона |
текстовый |
50 |
|
3 |
Цена, руб. |
числовой |
3 |
2 |
4 |
Продано, шт. |
числовой |
5 |
|
5 |
Сумма, руб. |
числовой |
5 |
2 |
Рис. 6 Структура шаблона таблицы
«Табличные данные ведомости продаж ».
10. Лист 3 переименовать в лист с названием Ведомость продаж.
11. На рабочем листе Ведомость продаж MS Excel создать таблицу, в которой будет содержаться данные ведомости продаж.
12. Заполнить таблицу «Табличные данные ведомости продаж» исходными данными (рис. 7).
Рис. 7 Расположение таблицы «Табличные данные ведомости продаж» на рабочем листе Ведомость продаж MS Excel
13. Заполнить графу Модель мобильного телефона таблицы «Табличные данные ведомости продаж» , находящейся на листе Ведомость продаж следующим образом:
Занести в ячейку C3 формулу:
= ПРОСМОТР(B3;Товары!A3:A19;Товары!B3:B19).
Размножить введенную в ячейку B3 формулу для остальных ячеек (с B4 по B10) данной графы.
Таким образом, будет выполнен цикл, управляющим параметром которого является номер строки.
14. Заполнить графу Цена, руб. таблицы «Табличные данные ведомости продаж» , находящейся на листе Ведомость продаж следующим образом:
Занести в ячейку D3 формулу:
=ПРОСМОТР(B3;Товары!A3:A19;Товары!C3:C19).
Размножить введенную в ячейку D3 формулу для остальных ячеек (с D4 по D10) данной графы.
15. Заполнить графу Продано, шт таблицы «Табличные данные ведомости продаж» , находящейся на листе Ведомость продаж следующим образом:
Занести в ячейку E3 формулу:
=ПРОСМОТР(B3;Список продаж!B2:B9;Список продаж!C2:C9).
Размножить введенную в ячейку E3 формулу для остальных ячеек (с E4 по E10) данной графы.
16. Заполнить графу Сумма, руб. таблицы «Табличные данные ведомости продаж» , находящейся на листе Ведомость продаж следующим образом:
Занести в ячейку F3 формулу:
=D3*E3.
Размножить введенную в ячейку E3 формулу для остальных ячеек (с F4 по F10) данной графы.
17. Для вычисления итоговой суммы выделить ячейки F3:F10 и нажать кнопку Автосуммирование на панели инструментов Стандартная (рис.8).
Рис. 8 Ведомость продаж за текущую дату
18. Лист 4 переименовать в лист с названием График.
19. На рабочем листе График MS Excel создать сводную таблицу.
20. На рабочем листе График MS Excel представить графически данные о продаже мобильных телефонов за текущий день. (рис.9)
Рис.9 Графическое представление данных о продаже мобильных телефонов за текущий день
Список использованной литературы
1. Вендров A.M. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2002.
2. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.П. Пятибратова. – М.: Финансы и статистика, 2003.
3. Завгородний В.И. Комплексная защита информации в компьютерных системах: Учеб. пособие. – М.: Логос, 2001.
4. Золотарюк А.В. Технология работы с Microsoft Office. – М.: Академический проект, 2002.
5. Мишенин А.И. Теория экономических информационных систем: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2003
6. Экономическая информатика: Учебник под ред. В.П.Косарева. – М.: Финансы и статистика, 2005.
7. Экономическая информатика: Учебник под ред. В.П. Косарева и Л.В. Еремина – М.: Финансы и статистика, 2002.
8. Поисковые системы Rambler, Yandex.