Личность 11

СОДЕРЖАНИЕ: ТЕМА. ЛИЧНОСТЬ 2. Понятие личности в социологии. Понятие личность восходит к античному театру, где слово “персона” (личность) означало маску, которую надевал актер, играя роль ревнивца или завистника, воина или раба, патриция или плебея. При этом человек маскировал свое “я” и соотносил себя с какой-то группой.

ТЕМА. ЛИЧНОСТЬ

2. Понятие личности в социологии.

Понятие личность восходит к античному театру, где слово “персона” (личность) означало маску, которую надевал актер, играя роль ревнивца или завистника, воина или раба, патриция или плебея. При этом человек маскировал свое “я” и соотносил себя с какой-то группой.

В психологии, педагогике и в обыденном сознании слово личность используется как нечто отличающее от человека вообще. То есть личностью считаются особенные черты человека (чаще всего положительные). Поэтому личностью признаются не все люди, а только те из них, которые обладают особенными качествами.

В социологии используется другое понятие личности, где личность – это человек, взятый в его социальном качестве. В этом смысле личностью является любой человек включенный в социальные отношения. Младенец – это потенциальная личность, она еще должна возникнуть. Исходной точкой становления его личности будет его включение в первичную социальную группу – семью.

Одной из самых популярных в социологии является ролевая концепция личности.

Понятие “социальная роль” было выработано в начале ХХ века в работах Э.Дюркгейма, М.Вебера, а позднее – Т.Парсонса, Т.Шибутани и Р.Липтона.

Понятия “социальная роль” и “игра” отражают определенные повторяющиеся жизненные ситуации. С их помощью можно описать приспособление человека к разным жизненным ситуациям.

Роль – это некоторый шаблон поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации, если известна позиция, занимаемая им в совместном действии.

Всякий раз, когда человек приходит в магазин как покупатель, он имеет право внимательно рассмотреть то, что намерен купить, сделать замечания по поводу цены, но он не имеет права уйти не уплатив за то, что он взял.

Человек, который серьезно заболел, не только находится в определенном органическом состоянии, но и исполняет роль. Он освобождается от своих обычных обязанностей, не несет ответственности за то, что с ним произошло, с ним обращаются особенно внимательно, и он ждет этого.

Обязанность – это то, что человек чувствует вынужденным делать, исходя из той роли, которую он играет. При этом другие люди тоже ожидают и требуют, чтобы он поступал определенным образом. Матери следует заботиться о благополучии своего ребенка независимо от того, любит ли она его на самом деле или нет. Она не обязана заботиться также о соседском ребенке, даже если она его любит.

Выступая в определенной роли, каждый человек обладает также правами по отношению к другим участникам. Покупатель имеет право на то, чтобы продавец обращался с ним учтиво, учитель имеет право на то, чтобы его ученики прилагали старание к учебе и т.п. Поскольку роли взаимосвязаны, права и обязанности дополняют друг друга.

Сложное приспособление возможно благодаря тому, что, понимая роли других, человек может представить себе, как они будут реагировать на то, что он делает или собирается делать.

Упорядоченность повседневной жизни в значительной мере обусловлена тем, что каждый человек последовательно использует то одну, то другую конвенциональную роль. Почти ежедневно медицинская сестра вступает в контакт с незнакомыми мужчинами. Она вынуждена раздевать их и касаться частей тела, которые считаются интимными. Она выполняет эти задачи не смущаясь, и не смущая пациента. Но, сняв медицинскую форму и выйдя из медицинского учреждения, она уже не предполагает делать этого с незнакомыми людьми.

Правда, подобные роли предполагают некоторую обезличенность субъекта. Нам будет трудно воспринимать хорошо знакомого человека в некоторых ролях, что может помешать осуществлению последних (пример).

Большинство людей сознает роли, которые они играют только в необычных обстоятельствах. Если знакомый намеренно уклонился от приветствия, человек возмущается нанесенным оскорблением. Мать начинает осознавать свои прерогативы, когда ребенок отказывается ей повиноваться. Тот факт, что негодование возникает именно при подобных обстоятельствах, означает, что некоторые невыполненные обязанности принимались как нечто само собой разумеющееся.

Попадая в незнакомую ситуацию, человек чувствует себя неуверенно. Внешне он старается подражать окружающим. В ходе научения человек вырабатывает свое понимание различных ролей.

В стандартных обстоятельствах принятие ролей облегчается. Но если групповое действие не формализовано, важно принимать в расчет реакции отдельных лиц. Это не составляет трудности, если участники общения знают друг друга лично. В среде незнакомых взаимодействие затруднительно.

Роли, которые предполагают следовать предписанному образцу – конвенциональные.

Роли межличностные определяются взаимодействием людей друг с другом.

Конвенциональным ролям учатся благодаря участию в организованных группах.

При этом модели поведения отличаются от группы к группе, от культуры к культуре. Успех взаимодействия зависит от того, насколько одинаково они понимают роли друг друга. В случае неодинакового понимания возможен конфликт.

Люди, воспитанные в разных культурах, испытывают значительные трудности при совместных действиях.

В большинстве традиционных культур брак является средством сохранения или повышения престижа семьи, поэтому главные действующие лица рассматриваются исключительно как представители групп. Дети иммигрантов, воспитанные в США или Европе, часто не разделяют представления своих родителей и смотрят на брак как на способ обрести личное счастье. Поэтому они не одобряют стремление родителей подобрать им подходящую пару. Иногда такие конфликты заканчиваются самоубийством молодых людей. В сущности – это различное понимание ролей.

Роли имеют также индивидуальное понимание. Так идя на свидание, женщина может определять свою роль с точки зрения идиллических любовных отношений (как в кино). Свидание для нее – способ найти любимого человека для брака. Мужчина же может понимать свою роль исключительно как поиски приключений и сексуального наслаждения. Его может интересовать лишь число одержанных побед. Естественно, эти отношения скорее всего не сохранятся).

Вступление в брак. Некто Якобсон проверил гипотезу о том, что разведенные супружеские пары будут проявлять большее несоответствие в своих представлениях о подобающем поведении, чем пары, состоящие в браке. Построил шкалу, по которой измерялась каждая личная точка зрения на каждую из ролей. Он опросил 100 разведенных и 100 супружеских пар, задавая вопросы каждому человеку в отсутствии настоящего или бывшего супруга. Разница между средней оценкой разведенных пар более чем в четыре раза превосходила разницу между оценками пар, состоящих в браке. Те, кому удалось сохранить брак, проявили больше сходства в понимании семейных ролей. По подобному тесту можно достаточно точно определить перспективы вступающих в брак, если добавить еще тесты на умение выходить из конфликтных ситуаций.

Роли различаются по степени формализации. Самые формализованные роли в военной организации. Но в обществе весьма много ролей, которые определены весьма туманно и многое зависит от личностных качеств.

3. Социализация личности – начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения социальных ролей и усвоения культурных норм.

В этом процессе выделяются основные жизненные циклы. Разные авторы дают разную периодизацию. Мы будем пользоваться той же, что используется обыденным сознанием: детство, юность, зрелость и старость. По степени завершенности процесса выделяют начальную социализацию (детство и юность) и продолженную (зрелость и старость).

Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением образа жизни. Нельзя полагать, что жизненные циклы имеют абсолютные значения в виде соответствия определенному числу лет. Для разных обществ и границы и содержание и даже ценность этих этапов будет разной.

Так в современном индустриальном обществе относительными границами детства будут 0-16 лет, юности 17-20 лет, зрелости 21 и до выхода на пенсию.

В первобытном и аграрном обществах детство короче, а его границы четче. Так обряд инициации может совершенно однозначно определять, кого считать взрослым, а кого – нет. Юность существовала отнюдь не всегда и не для всех, ее границы самые неопределенные. Основным ее содержанием является осуществление выбора, что было совершенно излишне в первобытном обществе и для многих сословий в аграрном. Именно сложность современного общества предполагает наличие такого этапа. Для разных социальных групп продолжительность юности разная (примеры). Так как она предполагает выбор и право на многочисленные ошибки, то можно говорить, что есть виды деятельности и отношений, в которые нецелесообразно вступать молодым людям. Это относится ко всему, что ограничивает этот выбор и многообразие поведения (армия, тюрьма и т.п.).

Зрелость в индустриальном обществе начинается позже, позже наступает и старость.

Ценность каждого из этих периодов также исторически меняется. Детство когда-то считалось этапом просто социальной неполноценности. Даже убийство ребенка оценивалось как порча имущества.

В нашем обществе самым привлекательным этапом считается юность. Старость же в индустриальном обществе оценивается очень низко. В традиционных же обществах это самый уважаемый возраст.

Продолженная социализация имеет две стороны: десоциализация и ресоциализация. Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией.

Следующий за ним этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых называется ресоциализацией.

Наиболее драматичны они для индивида в случае попадания в жесткие закрытые учреждения: армию, концентрационный лагерь, тюрьму, психиатрическую больницу, тоталитарную секту.

Американский социолог Ирвин Гоффман выделил следующие признаки ресоциализации в тотальных институтах:

Принудительная изоляция от внешнего мира. Постоянное общение с одними и теми же людьми, с которыми индивид работает, отдыхает, спит. Утрата прежней идентификации, которая происходит через ритуал переодевания (спецформа). Переименование, замена старого имени на “номер” и получение статуса: солдат, заключенный, больной. Замена старой обстановки на новую, обезличенную. Отвыкание от старых привычек, ценностей, обычаев и привыкание к новым. Утрата свободы действий.

Люди или социальные институты во взаимодействии с которыми проходит социализация, называются агентами социализации. Обычно агентами социализации называют людей, с которыми общается индивид и под влиянием которых он усваивает нормы и ценности. Если речь идет об учреждениях, то говорят об институтах социализации.

По степени близости агенты и институты социализации могут быть первичными и вторичными. Первичные – те, кто оказывает непосредственное влияние на индивида в малых группах, с ними индивид вступает в межличностное общение. Вторичная – предполагает опосредованнное влияние, более формализованное.

В начале жизни индивид не имеет собственного “Я”. Он даже не обособлен от физического мира. Но, даже научившись понимать, что принадлежит его телу, а что окружающему миру, ребенок еще долгое время обозначает себя по имени и говорит о себе в третьем лице. В среднем, только к трем годам дети начинают использовать местоимение “Я”.

Свою личность человек строит в общении с другими. При этом он не просто пассивно “записывает” на свой “внутренний компьютер” то, что ему говорят другие, но переводит во внутренний план именно результаты взаимодействия, а не просто внешнюю информацию. Именно поэтому все игровые методы эффективнее, чем те, где требуется лишь пассивное восприятие. Начальная же социализация обязательно предполагает общение. Мы уже говорили, что дети, которым, по тем или иным причинам отказано в общении, отстают в развитии. В случае полной изоляции от человеческого общества не развиваются в личность.

Американский социолог Ч.Кули создал концепцию “зеркального Я”. Он исследовал процесс постепенного понимания личностью своего “Я”. Кули полагал, что каждый человек строит свое поведение на воспринятых реакциях людей, с которыми мы вступаем во взаимодействие. Наше поведение одобряется или порицается другими. Ребенок, усилия которого поощряются и одобряются, будет испытывать уверенность в своих силах. Чрезмерно требовательные родители, которые редко хвалят своих детей и оценивают их успехи по завышенной шкале с тем, чтобы те не успокаивались и работали больше, скорее препятствуют развитию способностей своих детей. Вырастая эти люди испытывают постоянно ощущение собственной некомпетентности и в большей степени зависят от мнения окружающих. Кули определил три стадии в построении зеркального Я: 1. Наше восприятие того, как мы смотрим на других. 2. Наше восприятие их мнения по поводу того, как мы смотрим. 3. Наши чувства по поводу этого мнения.

Так, если всякий раз, когда вы входите в комнату и направляетесь к группе людей, общающихся между собой, они с вежливыми извинениями быстро расходятся, то вы решаете, что с вами не хотят общаться. Однако, если вы руководитель на предприятии и такое случается с вами в течении рабочего дня, вы интерпретируете эту ситуацию совсем иначе.

Первоначально мнение о поведении и талантах ребенка высказываются только близкие ему люди. Позже это делают и другие люди. На чье мнение будет ориентироваться ребенок в оценке своих способностей: мнение мамы или учителя? Человек всегда оказывает больше внимания одним мнениям и меньше другим. Некоторые мнения мы вообще игнорируем. Чаще всего мы поддерживаем приятные высказывания.

Зеркальное Я вследствие таких искажений никогда полностью не соответствует реальному положению вещей.

В 1953 г. американские исследователи Э.Кельтов и В.Хольтсман опубликовали результаты экспериментов, из которых следует, что существует весьма значительное расхождение между мнением индивида о своих способностях и действительным уровнем этих способностей. Причины: отбор личностью выгодных мнений и отличие между тем, как люди оценивают других публично и тем, что они в действительности думают. Позднее другие американские психологи установили, что объективным образом оценивают себя люди в легкой форме депрессии.

Профессор Чикагского университета Дж. Мид на основе концепции Ч. Кули разработал свою концепцию “обобщенного другого”. По Миду “обобщенный другой” представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы. Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов (не кого-то конкретно) и видит себя другой личностью (со стороны). Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представлениями и оценками “обобщенного другого”.

Осознание “обобщенного другого” развивается через процесс “принятия роли” и “исполнения роли”. При этом принятие роли предполагает только игру, но не ее исполнение.

Так по Миду ребенок проходит три стадии обучения исполнению ролей. От 1 до 3-х лет дети имитируют поведение взрослых без какого-либо понимания. 3-4 года: игровая стадия. Дети начинают понимать поведение тех, кого они изображают, но исполнение роли еще не устойчиво. К 4-5 года ролевое поведение становится собранным и целенаправленным. Появляется способность ощущать роли других актеров, ставить себя на их место. Через осознание других ролей, а также их ценностей и чувств в сознании личности формируется “обобщенный другой”. Людям с отклоняющимся поведением свойственно неумение принимать другие роли и видеть себя в глазах других (примитивная преступность).

Американский ученый А.Халер в дополнение к теории Дж.Мида разработал концепцию “значимого другого”. Это та личность, одобрения которой данный индивид добивается и чьи указания он принимает. В разных ситуациях референтной личностью могут быть разные люди. Так некоторые психологи считают, что привлекательной себя будет считать та девочка, которую в этом мнении поддерживает отец.

Социализация индивида считается завершенной, если вместе с освоением ролевого поведения формируется идентичность, т.е. ощущение себя частью группы (Я – такой-то).

Многие личностные позиции, которые кажутся нам объективно присущими человеку, на самом деле имеют ролевую составляющую, которая только косвенно связана с некоторыми объективными характеристиками. Это национальность, пол, возраст. Ролевая составляющая вовсе не является естественным продолжением биологических признаков. И если биологические признаки изменить невозможно или трудно, то роли и соответствующие представления об их исполнении – можно.

Так любой из этих статусов включает в себя четыре составляющие: биологические характеристики, идентичность, культурные идеалы и роли.

Например, пол: биологический пол (первичные и вторичные половые признаки), гендерная идентичность (наше представление о своем поле), гендерные идеалы (культурные представления о мужском и женском поведении) и сексуальные роли (разделение труда, права и обязанности). Из биологического пола не следует автоматически даже наша гендерная идентичность, не говоря уже о гендерных идеалах и сексуальных ролях. Последние сильно меняются в зависимости от исторического этапа, этнической или конфессиональной принадлежности индивида. Естественно, что биологические особенности пола ограничивают возможности индивида, но большая часть таких ограничений принадлежит исключительно сфере сознания и фантазии. Рожать и кормить ребенка грудью мужчина не может, но все остальные операции по уходу за младенцем биологически не предопределены. Младенец нуждается в общении, но нет доказательств, что для общения ему нужна именно биологическая мать. Ни один из видов домашнего труда не связан с биологическими данными пола, но именно женщины изображаются в рекламе с пылесосами, стиральными машинами и прочей бытовой техникой.

Возраст включает в себя те же четыре составляющие. Биологический возраст не идентичен социальному. Существуют методики определения социального возраста. При этом в разные периоды своей жизни индивид может демонстрировать как уменьшение так и увеличение социального возраста, а также “возвраты” к более ранним фазам или “перескакивание” через некоторые. В современном индустриальном обществе роли, к которым принуждают пожилых, вызывают у некоторых протест и требования по изменению ситуации. Это даже называется дискриминацией по возрасту. Так некоторые полагают, что принудительно выдавливание человека на пенсию является нарушением его человеческих прав. Оскорбительными признаются образы, которые культивируются на экранах. Пожилые люди изображаются там смешными, никчемными, требующими контроля и опеки, постоянно вмешивающимися в чужие дела. Достаточно посмотреть на рекламу, где явно сумасшедшая старушка посещает всех своих соседей с чистящим средством.

Существуют многочисленные исследования сторонников гендерного, этнического и расового равноправия, показывающие, как в действительности индивиды воспитываются и принуждаются к определенным типам поведения. Родителям кажется, что они одинаково относятся к сыну и дочери, но на самом деле это не так, так как дети поощряются к разным моделям поведения. То же самое делают окружающие. Так, например, считается, что женщины от природы проявляют больший интерес к своей внешности, а мальчики к технике и активным играм.

Скачать архив с текстом документа