Личность как объект и субъект воспитания

СОДЕРЖАНИЕ: Министерство образования и науки РФ ГОУ ВПО МО «Московский Государственный Областной Социально-Гуманитарный Институт» Кафедра педагогики Контрольная работа по педагогике на тему:

Министерство образования и науки РФ ГОУ ВПО МО

«Московский Государственный Областной

Социально-Гуманитарный Институт»

Кафедра педагогики

Контрольная работа по педагогике на тему:

«Личность как объект и субъект воспитания»

Выполнила студентка Психологического факультета заочного отделения

по специальности «Социальный педагог» Котова Анна Эдуардовна

Коломна, 2010

ПЛАН

1. Биологическое и социальное в развитии человека и формировании его личности.

2. Движущие силы и основные закономерности развития личности.

3. Факторы, влияющие на формирование личности.

Базовые понятия: человек, личность, индивид, индивидуальность, развитие, формирование, социализация, воспитание, наследственность, среда, общение.

1. Биологическое и социальное

в развитии человека и формировании его личности.

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности, ее развития, формирования и социализации. Данная проблема имеет различные аспекты, поэтому рассматривается многими науками: философией, социологией, физиологией, анатомией, психологией и др.

Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для развития, формирования и социализации личности в процессе обучения и воспитания. До рассмотрения условий обратимся к базовым понятиям темы.

Человек – это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, представляющее собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного. Согласно общефилосовскому представлению К.Маркса «… человек есть совокупность всех общественных отношений» [8, т.3. с.3]. Поэтому понятие человек конкретизируется дополнительно понятиями индивид, личность, индивидуальность .

Понятие индивид предполагает лишь принадлежность к человеческому роду и не включает конкретных социальных или психологических характеристик. Об индивиде говорят, когда рассматривают человека как представителя видо homo sapiens. В понятии индивид отражается по крайней мере два основных признака: 1) неделимость, целостность субъекта; 2) наличие у него особых свойств, которые отличают его от представителей того же вида. Человек (или животное) рождается индивидом. Он имеет обусловленные природой особенности – генотип. индивидуальные генотипичные свойства в процессе жизни развиваются и преобразуются, становятся фенотипическими. Как индивиды, люди отличаются друг от друга не только морфофизиологическими особеннотями, такими как рост, телесная конституция, цвет глаз, тип нервной системы, но и психологическими свойствами – способнотями, темпераментом, эмоциональностью.

Личность - это качественно новое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Понятие личность применимо только к человеку, который достиг определенного возраста и результатов своей деятельности. В ходе своей деятельности человек вступает в отношения с другими людьми, т.н. общественные отношения, и эти отношения становятся «образующими» его личность. Со стороны самого человека формирование и жизнь его как личности выступают прежде всего как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов (мотив - причина действий, поступков человека ).

Личностью принято обозначать человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, который детерминирован конкретно-историческими условиями жизни общества. По мнению выдающегося психолога А.Н.Леонтьева, личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.

В научном, зауженном (по сравнению с житейским) понятием «личность» вычленены такие важные аспекты бытия человека, как характер его общественной жизни, благодаря которому человек обретает новые (личностные) качества. От качества и масшатаба тех ценностей, которые усваивает человек и к которым он приобщается, зависит качество и масштаб его личности. «Личность тем значительнее, - пишет С.Л.Рубинштейн, - чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее.» [9. с.243]

Понятие индивидуальность обозначает совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физических и психических особенностей, отличающих данного индивида от всех остальных. Проявляется индивидуальность в чертах характера и темперамента, в эмоциональной, интеллектуальной и волевой сферах, интересах, потребностях и способностях человека. Сопоставляя понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», ученые утверждают, что индивидом – рождаются, личностью становятся, индивидуальность – отстаивают.

Следует также различать утвердившиеся в философии, психологии, педагогике понятия развитие, формирование и социализация личности .

Развитие – это универсальное общее свойство природы, общества и человека . В природе присходит постепенное и скачкообразное развитие, в обществе – эволюционное и революционное развитие. Развитие свойственно и человеку: выделяют филогенез (историческое развитие человека) и онтогенез (развитие от зачатия до смерти индивида).

В философской, психологической, педагогической литературе даются разные дефиниции этому понятию. В «Философской энциклопедии» развитие определяется как высший тип движения, измерения материи и сознания, переход от одного качественного состояния к другому, от старого к новому.

В психологии термин «развитие» традиционно употребляется тогда, когда речь идет о каком-либо изменении – прогрессивном (усложнение структуры) или регрессивном (упрощение структуры). Например, развитие памяти, внимания, чувственной сферы и др.

В педагогике под развитием подразумевают количественно-качественные изменения личности от одной возрастной ступени к другой.

Таким образом, развитие это процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов .

В течение жизни человека происходит его биологическое и социальное развитие.

Биологическое развитие связано с морфологическими (рост, вес, объем); биохимическими (состав крови, костей, мышц); физиологическии (пищеварение, кровообращение, половое развитие и созревание) изменениями.

Социальное развитие связано с психическими (совершенствование памяти, мышления, воли, характера); духовными (нравственное становление, изменение сознания); интеллектуальными (углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост) изменениями.

Развитие человека (биологическое, социальное) – это сложный, длительный, противоречивый процесс, детерминированный множеством факторов, лежащих как в окружающей человека социальной среде, так и в нем самом. Показателями развития личности являются качественные изменения в сознании, поведении, деятельности, отношении человека к миру. Результат развития – становление человека как биологического вида и социального существа.

Обычно если происходит морфологическое, физиологическое, психическое изменение, то употребляется термин развитие , если нравственное, духовное – термин формирование .

Таким образом, человек, появляясь на свет существом почти исключительно биологическим, в процессе развития превращается в существо социальное, в личность как субъект отношений и общественной деятельности. При этом развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего уровня организации к высшему. Характерная особенность этого процесса – диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.

Представители различных философских течений по-разному объясняют процесс развития личности. Существуют три концепции (биологическая, социологическая, биосоциальная) соотношения биологического и социального в развитии человека и формировании его как личности.

Представлители биологической концепции , считая личность сугубо природным существом, све поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З.Фрейд и др.). Их взгляды сводятся к следующему:

- человек – сугубо природное существо;

- духовные свойства личности имеют биологическую основу;

- развитие и поведение определяется врожденными потнребностями, влечениями и инстинктами, а также внешними требованиями, к которым человек вынужден приспосабливаться;

- воспитание способно лишь ускорить или затормозить процесс естественного развития.

Представители социологической концепции считают:

- человек рождается как существо биологическое, однако в процессе жизнедеятельности постепенно социализируется подв влиянием среды, прежде всего тех социальных групп, с которыми он общается, которые составляют его ближайшее окружение;

- среда является определяющим фактором формирования личности;

- воспитание призвано корректировать характер влияния среды;

- чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т.п.

Представители биосоциальной концепции считают:

- человек – существо и биологическое и социальное;

- психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др. имеют биологическую природу);

- направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные в результате объективных и специально организованных воздействий социальной среды.

Отечественная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Биологическое и социальное не два параллельных и независимых друг от друга фактора. Они воздействуют на человека одновременно и комплексно, причем интерсивность и качество их воздействий неодинаковы на разных этапах развития человека, вразных ситуациях и видах общения с другими людьми, и зависит это от многих обстоятельств. Так, смелость, когда побуждается желанием привлечь к себе внимание, может доходить до безрассудства. Важно видеть степень выраженности качества. Послушание, например, может быть показателем пассивного исполнения требований, безразличия; чрезмерная вежливость – граничить с подхалимством, а непоседливасть – свидетельствовать о живости интереса, быстроте переключения внимания и др.

На основе различных концепций развития личности формируются педагогические тоеории, в которых разрабатываются методы, средства и формы вспитания и обучения.

В последнее время в педагогике, кроме понятий развитие, формирование личности , широкое распространение получило понятие социализация личности. Под социализацией понимают взаимодействие человека с обществом, в процессе которого происходит интеграция личности в общество, приспособление (адаптация) к социальной среде.

Социализацию определяют также как усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта . Социализация длится на протяжении всей жизни и происходит в условиях как стихийного, так и целенаправленного взаимодействия человека со средой. Сознательно контролируемая социализация осуществляется в процессе воспитания. Воспитание упорядочивает поток идущих на личность влияний и создает уловия для ускорения социализации.

2. Движущие силы и основные закономерности развития личности.

Движущими силами развития личности являются противоречия, внутренне присущие этому процессу. Противоречия это столкнувшиеся в конфликте противоположные начала.

Выделяют внутренние и внешние , общие и индивидуальные противоречия.

Внутренние противоречия возникают на почве несогласия с собой и выражаются в индивидуальных побуждениях человека. Например, противоречие между возрастающими требованиями человека к себе, своему организму и тем потенциалом, которым человек располагает.

Внешние противоречия стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой. Например, противоречие мужду требованием, предъявляемым учебным заведением, и желанием учащегося.

Общие (универсальные) противоречия обусловливают развитие каждого человека и всех людей. Например, противоречия между материальными и духовными потребностями и реальными возможностями их удовлетворения, возникающими в результате воздействия объективных факторов.

Индивидуальные противоречия характерны для отдельно взятого человека. Разрешение противоречий происходит через более высокие уровни деятельности. Потребность удовлетворяется, противоречие снимается. В результате человек переходит на более высокую ступень своего развития. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим, и развитие продолжается.

Изучая развитие человека, исследователи установили ряд важных зависимостей, выражающих закономерные связи между процессом развития и его результатами, с одной стороны, и причинами, влияющими на них, - с другой. К числу основных относятся следующие закономерности :

· развитие человека детерминировано внутренними и внешними условиями;

· развитие человека обусловлено мерой его собственной активности, направленной на самосовершенствование, участие в деятельности и общении;

· развитие человека детерминировано типом ведущей деятельности;

· развитие человека зависит от содержания и мотивов деятельности, в которой он участвует;

· развитие человека обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (многих видов направленного воздействия общества на формирование личности), собственной практической деятельности человека. Эти факторы действуют на порознь, а вместе на сложную стурктуру развития личности (Б.Г.Ананьев).

Рассмотрим более подробно влияние различных факторов на формирование личности.

3. Факторы, влияющие на формирование личности

На формирование человеческой личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы . Фактор (от лат. factor – делающий, производящий) – движущая сила, причина какого-либо процесса, явления (С.И.Oжегов).

К внутренним факторам относится собственная активностсть личности, порождаемая противоречиями, интересами и другими мотивами, реализуемая в самовоспитании, а также в деятельности и общении.

К внешним факторам относятся макросреда, мезо- и микросреда природная и социальная, воспитание в широком и узком социальном и педагогическом смысле.

Среда и воспитание – это социальные факторы , тогда как наследственность – биологический фактор .

Издавна ведутся дискуссии среди философов, социологов, психологов и педагогов о соотношении биологических и социальных факторов, о приоритетномо значении тех или иных в развитии личности человека.

Одни утверждают, что человек, его сознание, способности, интересы и потребности определяются наследственностью (Э.торндайк, Д.Дьюи, А.Кобс и др.). Представители этого направления возводят наследственные факторы (биологические) в абсолют и отрицают роль среды и воспитания (социальные факторы) в развитии личности. Они ошибочно переносят достижения биологической науки о наследственности растений и животных на человеческий организм. Речь идет о признании врожденных способностей.

Другие ученые считают, что развитие целиком зависит от влияния среды и воспитания (Д.Локк, Ж.Ж.Руссо, К.А. Гельвеций и др.) Они отрицают генетическую предрасположенность человека и утверждают, что ребенок от рождения – «чистая доска, на которой можно все написать», т.е. развитие зависит от воспитания и среды.

Некоторые ученые (Д.Дидро) полагают, что развитие определяется равным сочетанием влияния наследственности, среды и воспитания.

К.Д.Ушинский утверждал, что личностью человек становится не только подвлиянием наследственности, среды и воспитания, но и в результатае собственной деятельности, обеспечивающей формирование и совершенствование личностных качеств. Человек – не только продукт наследственности и обстоятельств, в которых проходит его жизнь, но и активный участник изменения, улучшения обстоятельств. Изменяя обстоятельства, человек изменяет и самого себя.

Рассмотрим более подробно сущностную сторону влияния ведущих факторов на развитие и формирование личности.

Некоторые авторы, как отмечено выше, определяющую роль отводят биологическому фактору – наследственности. Наследственность свойство организмов передавать от родителей к детям определенные качества и особенности. Наследственность обусловлена генами . Наукой доказано, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма. Генетика расшифровала наследственную программу развития человека. Установлено, что именно наследственностью обусловлено то общее, что делает человека человеком, и то отличное, что делает людей столь непохожими друг на друга.

По наследству от родителей к детям передаются :

-- атомо-физиологическая стурктура , отражающая видовые признаки индивида как представителя человеческого рода (Homo sapiens): задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой деятельности;

-- физические особенности : внешние расовые признаки, особенности телосложения, конституции, черты лица, цвет волос, глаз, кожи;

-- физиологические особенности : обмен веществ, артериальное давление и группа крови, резус-фактор, стадии созревания организма;

-- особенности нервной системы : строение коры головного мозга и его периферических аппаратов (зрительного, слухового, обонятельного и др.), особенности нервных процессов, обусловливающие характер и определенный тип высшей нервной деятельности;

-- аномалии в развитии организма : дальтонизм (цветовая слепота), «заячья губа», «волчья пасть»;

-- предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера : гемофилия (болезнь крови), сахарный диабет, шизофрения, эндокринные расстройства (карликовость и др.).

Необходимо отличать врожденные особенности человека, связанные с изменением генотипа, от приобретенных , которые явились следствием наблагоприятных при жизни условий. Например, осложнений после болезни, физических травм или недосмотра при развитии ребенка, нарушения режима питания, труда, закаливания организма и т.д. Отклонение или изменение психики может наступать в результате субъективных факторов: испуга, сильных нервных потрясений, пьянства и аморальных поступков родителей, других отрицательных явлений. Приобретенные изменения не наследуются. Если не изменен генотип, то не наследуются также некоторые врожденные индивидуальные особенности человека, связанные с его утробным развитием . К ним относятся многиме аномалии, вызываемые такими причинами, как интоксикация, облучение, влияние алкоголя, родовые травмы и пр.

Чрезвычайно важен вопрос, наследуются ли интеллектуальные, специальные и моральные качества ? А также что наследуют дети – готовые способности к определенному виду деятельности или только задатки ?

Установлено, что наследуются только задатки. Задатки – это анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей . Задатки обеспечивают предрасположенность к той или иной деятельности.

Различают задатки двух видов:

-- общечеловеческие (строение мозга, центральной нервной системы, рецепторов);

-- индивидуальные (типологические свойства нервной системы, от которых зависит скорость образования временных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, умственная работоспособность; индивидуальные особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга, органов и др.).

Способности определяются как индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению .

Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам и не включают свойства темперамента и характера человека. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Высокий уровень развития способностей – талант, гениальность.

Некоторые ученые придерживаются концепции врожденных способностей (С.Берт, Х.Айзенк и др.). Большинство отечественных специалистов – физиологов, психологов, педагогов – рассматривают способности как прижизненные образования, формулирующиеся в процессе деятельности и в результате воспитания. Наследуются не способности, а только задатки.

Унаследованные человекам задатки могут быть или реализованными, или нет. Будучи индивидуально-природной основой способностей, задатки являются важным, но недостаточным условием их развития. При отсутствии соответствующих внешних условий и адекватной деятельности способности могут не развиться даже при наличии благоприятных задатков . Отсутствие ранних достижений может свидетельствовать не об отсутствии способностей, а скорее о неадекватной имеющимся задаткам организации деятельности и воспитания.

Особенно острые дискуссии вызывает вопрос о наследовании способностей к интеллектуальной (познавательной, учебной) деятельности .

Одни ученые считают, что все люди получают от природы высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил и способны практически к неограниченному духовному развитию. Имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Они не согласны с мнением, что уровень интеллекта передается от родителей к детям. Вместе с тем эти ученые признают, что наследственность может неблагоприятно влиять на развитие интеллектуальных способностей. Отрицательные предрасположения создают клетки головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, некоторые наследственные психические заболевания.

Другая группа ученых считает доказанным фактом наличие интеллектуального неравенства людей. Причиной неравенства признают биологическую наследственность. Отсюда вывод: интеллектуальные способности остаются неизменными и постоянными.

Понимание процесса наследования интеллектуальных задатков очень важно, так как предопределяет практические пути воспитания и обучения людей. Современная педагогика акцентирует внимание не на выявлении различий и приспособлении к ним воспитания, а на создании условий для развития имеющихся у каждого человека задатков.

Важным является вопрос о наследовании специальных задатков и моральных качеств . Специальными называются задатки к определенному виду деятельности. К специальным задаткам относятся музыкальные, художественные, математические лингвистические, спортивные и др. Установлено, что люди, обладающие специальными задатками, достигают более высоких результатов, продвигаются более быстрыми темпами в соответствующей области деятельности. Специальные задатки могут проявляться уже в раннем возрасте, если созданы необходимые условия.

Специальные задатки наследуются. В истории человечества встречалось немало потомственных дарований. Известно, например, что у И.С. Баха в пяти поколениях его предков насчитывалось 18 извесных музыкантов. Много талантливых людей былов роду Ч.Дарвина.

Особенно значимым является вопрос о наследовании нравственных качеств и психики . Долгое время господствовало утверждение, что психические качества не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Социальная сущность личности, ее нравстренные качества формируются только прижизненно.

Считалось, что человек не рождается ни злым, ни добрым, ни скупым, ни щедрым, ни злодеем или преступником. Дети не наследуют моральных качеств своих родителей, в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении. Каким станет человек, зависит от среды и воспитания.

В то же время такие видные ученые как М.Мотнессори, К.Лоренц, Э.Фромм, утверждают, что моральные качества человека билологически обусловлены. От поколения к поколению передаются нравственные качества, поведение, привычки и даже поступки – как положительные, так и отрицательные («яблоко от яблони недалеко падает»). Основанием для таких выводов служат данные, полученные при изучении поведения человека и животных. Согласно учению И.П. Павлова и животным, и человеку присущи онстинкты и рефлексы, которые наследуются. Поведелине не только животных, но и человека в ряде случаев является инстинктивным, рефлекторным, основывающимся не на высшем сознании, а на простейших биологических рефлексах. Значит, моральные качества, поведение может наследоваться.

Вопрос этот очень сложный, ответственный. В последнее время позицию о генной обусловленности нравственности и социального поведения человека занимают отечественные ученые (П.К.Анохин, Н.М.Амосов и др.).

Кроме наследственности, определяющим фактором развития личности является среда. Среда – это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. На формирование личности влияет географическая, национальная, школьная, семейная, социальная среда. В понятие «социальная среда» входят такие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и др.

Дискуссионным остается вопрос о том, среда или наследственность оказывает большее влияние на развитие человека. Французский филосов К.А.Гельвеций считал, что все люди от рождения обладают одинаковым потенциалом для умственного и нравственного развития, а различия в психических особенностях объявляются исключительно влиянием среды и воспитательными воздействиями. Среда понимается у этом случае метафизически, она фатально предопределяет судьбу человека. Человек рассматривается как пассивный обхект влияния среды.

Таким образом, всми учеными признается влияние среды на формирование человека. Не совпадают лишь их взгляды на оценку степени влияния среды на формирование личности. Это связано с тем, что абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретное ближнее и дальнее окружение человека, конкретные условия жизни. Понятно, что человек достигает более высокого уровня развития в той среде, где созданы благоприятные условия.

Важным фактором, влияющим на развитие человека, является общение. Общение – это одна из универсальных форм активности личности ( наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений .

Человек становится личностью только в общении, взаимодействии с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может. Взаимодействие человека с обществом, как известно, называется социализацией .

Социализация личности есть объективное явление, наблюдаемое в жизни каждого человека, когда он приступает к самостоятельной жизни в обществе. Согласно Смелзеру, сциализация взрослых представляет собой преимущественно изменение внешнего поведения, а в ходе социализации детей наблюдается формирование ценностных ориентаций. Взорслые люди в состоянии самостоятельно оценивать те или иные социальные нормы, а дети могут лишь усваивать их. Наконец, социализация взрослых имеет своей целью помочь человеку овладеть определенными навыками, тогда как социализация детей в большей мере относится к области мотивации.

Как и любое общественное явление, социализация многоаспектна и поэтому изучается многими науками: социологией, культурологией, этногрфией, историей, психологией, педагогикой и др.

Кроме перечисленных выше, важным фактором, оказывающим влияние на формироание личности, является воспитание . Воспитание в широком социальном смысле нередко отождествляют с социализацией. Хотя логику их отношений можно было бы охарактеризовать как отношение целого к частному . Социализация представляет собой процесс социального развития человека в результате стихийных и организованных действий всей совокупности факторов общественного бытия . Воспитание большинством исследователей рассматривается как один из факторов развития человека, представляющий собой систему целенаправленных формирующих влияний, взаимодействий и взаимоотношений, осуществляемых в различных сферах социального бытия. Воспитание – это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание), оно выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.

Воспитание позволяет преодолеть или ослабить последствия отрицательных влияний на социализацию, придать ей гуманистическую ориентацию, привлечь научный потенциал для прогнозирования и коструирования педагогической стратегии и тактики. Социальная среда может воздействовать непреднамеренно, стихийно, воспитатель же целенаправленно руководит развитием в условиях спецально организованной воспитательной системы.

Развитие личности возможно только в деятельности . В процессе жизни человек постоянно участвует в самых разнообразных видах деятельности: игровой, художественной, творческой, спортивной и др.

Выступая как форма бытия и способ существования человека, деятельность:

· обеспечивает создание материальных условий жизни человека;

· способствует удовлетворению естественных человеческих потребностей;

· содействует познанию и преобразованию окружающего мира человека, формой и условием реализации его культурных потребностей;

· дает возможность человеку реализовать свой личностный потенциал, достичь жиненных целей;

· создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений.

Следует иметь ввиду, что развитие личности при одинаковых внешних условиях во многом зависит от ее собственых усилий, от той энергии и работоспособности, которые она проявляет в различных видах деятельности.

На развитие личности большое влияние оказывает коллективная деятельность . Ученые признают, что, с одной стороны, при определенных условиях коллектив нивелирует личность, а с другой стороны, развитие и проявление индивидуальности возможно только в коллективе. Еоллективная деятельность способствует проявлению творческого потенциала личности, незаменима роль коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности, ее гражданской позиции, в эмоцианальном развитии.

В развитии личности велика роль самовоспитания . Самовоспитание – осознанная, целеустремленная деятельнсоть человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств. Компонентами самовоспитания являются самопознание, самоанализ, самооценка, самоотчет и самоконтроль. Приемами самовоспитания служат самоприказ, самооодобрение, самовнушение, самопоощрение, самонаказание. Самовоспитание начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своей деятельности. Субъективная постановка определенной цели поведения или деятельности порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности. Осуществление этой цели обеспечивает развитие личности.

Таким образом, процесс и результаты человеческого развития детерминируются разнообразными факторами – как биологическими, так и социальными. Факторы развития и формирования личности действуют не изолированно, а в комплексе. При разных обстоятельствах различные факторы могут оказывать большее или меньшее влияние на развитие личности. Как считает большинство авторов, в системе факторов если не решающая, то ведущая роль принадалежит воспитанию.

Основная литература.

1.Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. М., 2001.

2. Лихачев Б. Педагогика:Курс лекций. 3-е изд. М., 1999.

3. Харламов И.Ф. Педагогика. Минск, 2001.

Дполнительная литература.

1. Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика. М., 2004

2. Воронов В.В. Педагогика в двух словах (конспект-пособие). 3-е изд. М., 1999.

3. Гессен С.и. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М., 1995.

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2006

5. Дубинин Н.П. Что такое человек. М., 1983.

6. Кон и.С. Ребенок и общество. М., 1988.

7. Котова и.В. Шиянов Е.Н. Социализация и воспитание. Ростов-на-Дону, 1997.

8. Маркс к., Энгельс Ф. Соч.2-е изд

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 2-е изд М., 1946.

10. Социальная психология. Учен.пособ.под ред. Златина П.А. Москва, МГИУ, 2006

Скачать архив с текстом документа