Литературный герой ГАНС КАСТОРП
СОДЕРЖАНИЕ: Ганс касторп нем. Hans Kastorp герой романа Т. Манна Волшебная гора. Ничем не примечательный молодой человек будущий инженер он в начале повествования приезжает в высокогорный швейцарский санаторий чтобы навестить больного alignjustifyганс касторп нем Hans Kastorp герой романа.ГАНС КАСТОРП (нем. Hans Kastorp) - герой романа Т.Манна «Волшебная гора» (1924). Ничем не примечательный молодой человек, будущий инженер, он в начале повествования приезжает в высокогорный швейцарский санаторий, чтобы навестить больного туберкулезом кузена, и возвращается оттуда только спу стя семь лет. Здесь, в давосском санатории, Г.К.- «трудное дитя времени» - превращается в благодарного ученика, воспринимающего все новое как отрадный опыт, как возможность расширить представление о действительности, о которой до этой поездки он мало задумывался. Среди его учителей люди разные, но все по-своему блестящие: гуманист Сеттембрини, ницшеанец Нафта, воплощение «ничтожного величия» менгир Пеперкорн. За годы жизни в Давосе Г. К. не только успел «заболеть» и «выздороветь», но в определенном смысле умереть, чтобы возродиться в совершенно новом качестве. Здесь возникает некоторая параллель с судьбой позднего героя Т.Манна, Иосифа. Однако «смерть» Иосифа происходит в яме, колодце - в «бездне». Животворная «смерть» Г.К., напротив, настигает его в горном, почти заоблачном пространстве. Замкнутый мирок интернационального санатория - модель большого мира, откуда пришел и куда возвращается обновленным Г.К. Он постигает все стороны этого мира - в социальном и национальном измерениях, метафорически «пройдя», как девять кругов ада, все девять столов санаторной столовой, пересаживаясь с одного за другой, вслед за врачами, которые здесь символизируют вечность и не случайно прозваны Миносом и Радамантом. С самого начала Г.К. проникается сознанием величия болезни, освобождающей человека от условностей суетного мира. История героя, вплотную приблизившегося к осмыслению прихотливости индивидуального восприятия времени, излагается в соответствии с логикой временных ритмов, созвучных его собственному пониманию. Иногда вместе с героем автор «проглатывает» незамеченными целые месяцы санаторной жизни, чтобы после прожить во всех мельчайших подробностях эпизод, встречу, разговор. Г.К. сознает собственную болезнь как благословение, как возможность пережить любовь. Благодаря болезни он встречает Клавдию Шоша, «русскую Лилит», соблазнительную и заведомо недоступную; двойника его детской привязанности - мальчика Пшебыслава, с такими же «киргизскими» глазами, хрипловатым голосом и серебристым карандашом. В финале герой покидает ставшую родным домом обитель; он спускается «вниз», в большой мир, где царит мировая война. И там, на войне, автор «теряет его из виду».
Лит.: Ваег L. The concept and function of death in the works of Tomas Mann. Philadelphia, 1932; Hirschbach F.D. The arrow and the lyre: A study of the role of love in the works of Tomas Mann. Hague, 1955; Дирзен И. Эпическое искусство Томаса Манна: Мировоззрение и жизнь. М., 1981.