Литературный герой ГАРПАГОН
СОДЕРЖАНИЕ: Гарпагон фр. Garpagone герой комедии. Мольера Скупой Литературный прототип. Эвглион персонаж комедии. Плавта Aulularia Горшок или. Кубышка. Имя Гарпагон от греч.ГАРПАГОН (фр. Garpagone) - герой комедии Мольера «Скупой» (1668). Литературный прототип - Эвглион, персонаж комедии Плавта «Aulularia» («Горшок» или «Кубышка»). Имя Гарпагон (от греч. Артсша - гарпия, хищница) взято из дополнения Кодруса Урциуса к пьесе Плавта, где персонаж Стробил говорит: «Скупых… мы называем Гарпагонами, Гарпиями»). У Мольера богатый старик Г., не желая тратить свои деньги, хранит их в шкатулке, зарытой в саду. Он хочет жениться на Марианне, молодой возлюбленной своего сына Клеанта, и выдать свою дочь Элизу, влюбленную в Валера, за богатого старика Ан-сельма, т.к. тот не требует приданого. Лафлеш, слуга Клеанта, похищает шкатулку. Г., подозревая в краже всех, допрашивает среди прочих Валера, который сознается в любви к Элизе, думая, что Г. спрашивает о своей дочери. Кле-ант сознается в краже, предлагая вернуть деньги, если Г. согласится на его брак с Марианной. Выясняется, что Валер и Марианна - дети Ансельма, который убеждает Г. не мешать счастью сына и дочери, больше того, берется сам финансировать обе свадьбы. Мольер фарсово заостряет скупость Г.: она определяет все его поступки и высказывания. Эта страсть остается непобежденной: Г. уберег деньги от всех, в том числе от самого себя. Как указание на этот акцент, можно понимать известную фразу Пушкина: «Скупой у Мольера скуп и только». Но суть образа Г. не сводится к воспроизведению фарсового амплуа ограниченного старика. Большинство исследователей творчества Мольера (Г.Н.Бояджиев, С.С.Мо-кульский, Ж.Бордонов и др.) отмечали, что Г наделен разнообразными человеческими качествами, среди которых скупость - доведенная до бессмысленной чрезмерности бережливость. Противопоставляя Г. Ансельму, который тоже бережлив, Мольер выступает против чрезмерности как таковой, отвергаемой классицизмом. Первый исполнитель роли Г. - сам Мольер. В 1966 г. Жан Вилар, поставив «Скупого» в Париже, играл Г. в костюме из черного атласа, скопированном с сохранившегося мольеровского.
Лит.: Бордонов Ж. Мольер. М., Искусство, 1983; Corvin М. Moliere et ses metteurs en scene d’aujour-d’hui. Lyon, 1985