Литературный герой ПРИНЦ ГОМБУРГСКИЙ

СОДЕРЖАНИЕ: Принц гомбургский нем. Prinz von Homburg герой драмы Г. фон. Клейста Принц Фридрих Гомбургский П. Г. историческое лицо принц. Фридрих II ландграф. Гессен Гомбургский живший во второй половине XVII века.

ПРИНЦ ГОМБУРГСКИЙ (нем. Prinz von Homburg) - герой драмы Г.фон Клейста «Принц Фридрих Гомбургский» (1809-1810). П.Г. - историческое лицо, принц Фридрих II, ландграф Гессен-Гомбургский, живший во второй половине XVII века. Во время битвы при Фербеллине (167S), ставшей центральным событием пьесы, реальному принцу было сорок три года, он был солидным отцом семейства, к тому же после ранения ему пришлось ампутировать ногу, и в народе его называли «ландграф с серебряной ногой». У Клейста П.Г. - юноша, мечтатель и поэт, визионер, склонный к лунатизму, романтически влюбленный в принцессу Наталью Оранскую. Волею судьбы П.Г. должен стать во главе войска, сражающегося со шведами. На поле боя он выступает с отрядом в нарушение приказа, не дождавшись сигнала, - и одерживает победу. П.Г. славят как победителя, но курфюрст Бран-денбургский заключает его в тюрьму как преступника, не исполнившего приказ. Сначала П.Г. не верит, что осужден всерьез и что его ожидает смертная казнь; он считает, что курфюрст не может «таить в груди такие бессердечные решения». Но события разворачиваются по-иному: П.Г. действительно приговорен и назавтра должна состояться казнь. Потрясенный П.Г. теряет самообладание, бунтует, но потом смиряется. Перелом, который совершается в нем, психологически не мотивирован, что отчасти свойственно романтической драматургии: в герое пробуждается сознание своей вины и убеждение в необходимости соблюдения воинской дисциплины. А раз так, то он заслуживает самого жестокого наказания и осудивший его на смерть курфюрст прав. В истории П.Г. заметны отголоски мотивов «романа воспитания». Когда курфюрст узнает, что принц признал свою вину и освободился от страха смерти, то объявляет о помиловании, а в финале принцесса Наталья увенчивает П.Г. венком победителя. В заключительной сцене П.Г. предстает национальным героем, славословия ему сливаются с ликующими криками во славу Пруссии и Бранденбурга. Пьеса Клейста и образ П.Г. с момента появления вызывали к себе полемическое, а то и непримиримое отношение: в перевоспитании принца видели апофеоз прусского милитаризма. По-настоящему поняли пьесу только в XX столетии, после второй мировой войны. Первал удавшаяся постановка появилась не в Германии, а во Франции, когда в 1947 году Жерар Филип сыграл роль П.Г. на Авиньонском фестивале. В 1972 году пьесу поставил немецкий режиссер Петер Штайн: П.Г. в исполнении Бруно Ганца был жертвой несправедливого мира, его судьба впрямую сопоставлялась с судьбой самого Клейста, тоже загубленного жизнью. В финале П.Г. умирал, не дождавшись прощения, так и не признав себя виновным.

Лит.: Ellis J.M. Kleist’s «Prinz Friedrich von Homburg». Berkeley, 1970; Gearey J. Charackter and idea in «Prinz von Homburg» // The Germanic revue, 1967, № 42.

Скачать архив с текстом документа