Литературный герой СГАНАРЕЛЬ

СОДЕРЖАНИЕ: Сганарель фр. Sganarelle центральный персонаж комедий. Мольера Летающий доктор. Сганарель или. Мнимый рогоносец. Школа мужей. Брак поневоле. Любовь целитель ница. Лекарь поневоле alignjustifyсганарель фр Sganarelle центральный персонаж комедий.

СГАНАРЕЛЬ (фр. Sganarelle) - центральный персонаж комедий Мольера «Летающий доктор» (1654), «Сганарель, или Мнимый рогоносец» (1660), «Школа мужей» (1661), «Брак поневоле» (1664), «Любовь-целитель-ница» (1665), «Лекарь поневоле» (1666), «Дон Жуан, или Каменный гость» (1682). С. предстает в амплуа простака (отца, опекуна, воспитателя, слуги), имеющем фарсово-новелличес-кие корни. Иногда С. обнаруживает исключительные театральные способности и успешно решает проблемы других героев в ситуациях, где этого от него не ждут. В «Летающем докторе» С.- слуга Валера, влюбленного в Люсиль, дочь Горжибюса. Переодевшись доктором, С. помогает свадьбе Валера и Люсили, умудряясь мгновенно менять костюмы доктора и слуги. В «Лекаре поневоле» С.- торговец хворостом, муж Мартины, которая в отместку за побои, объявляет Луке и Валеру, что он - лекарь с причудами, которого надо побить, чтобы вынудить лечить. С. поражает всех потоками бессмысленных латинских фраз и устраивает побег Люсинды, дочери Жеронта, с ее возлюбленным Леандром, который, к удовольствию Жеронта, оказывается богатым наследником. Часто С. предстает обманутым стариком. В пьесе «Сганарель, или Мнимый рогоносец» он подозревает жену в измене с молодым Лелием, увидев ее с портретом, потерянным Селией, дочерью Горжибюса, возлюбленной Лелия. Служанка объясняет недоразумение. В «Школе мужей» С.- воспитатель Изабеллы, с которой не спускает глаз, желая на ней жениться. Его старший брат Арист, воспитатель Леоноры, сестры Изабеллы, не одобряет суровость С. Назвавшись сестрой, Изабелла бежит из дома, и С., не подозревая обмана, сам выдает ее за Валера. В «Браке поневоле» старик С. просит совета, жениться или нет, у своего друга Жеронимо, уже приняв решение. Тем самым С. лишает смысла все доводы и само обсуждение. Хотя невеста Доримена прямо говорит ему о своих планах вести за его счет расточительную светскую жизнь, С. советуется с философами Панкрасом и Марфуриусом, уходящими от сути вопроса в демагогических рассуждениях, а затем - с цыганками, отвечающими только танцами и песнями: «Ла-ла-ла». Подслушав разговор Доримены с любовником Ликастом, где она объясняет, что выходит замуж, чтобы завладеть состоянием мужа, С. отказывается от женитьбы. Но отец невесты вынуждает его жениться. В комедии-балете «Любовь-целительница» С. противится браку своей дочери Люсинды с Клитандром. Влюбленные инсценируют болезнь Люсинды. Клитандр является в костюме лекаря и предписывает разыграть бракосочетание Л. с ним якобы для успокоения ее нервов. Эти сюжетные схемы традиционны для фарсовой драматургии. Когда неуклюжие герои терпят бедствия из-за своей нерасторопности или умственной ограниченности (у них похищают любовниц, выманивают деньги и т.п.), им приходится сочувствовать с точки зрения морали и справедливости. Но с позиции интеллектуального превосходства дурака не жалко: справедливость в том и состоит, что побеждает более сообразительный. Чаще всего эта логика не противоречит у Мольера идеалу классицизма с его абсолютизацией идеи порядка: влюбленные побеждают препятствующих им стариков не столько благодаря преимуществам молодости, сколько вследствие авторского стремления утвердить законы гармонии, согласно которым влюбленные должны быть вместе. Проблему отношения морально-этических и интеллектуальных норм в оценке действительности Мольер поднимает в «Дон Жуане», где С. в образе слуги Дон Жуана представлен наиболее своеобразно и многопланово. С.- при-земленно-фарсовый антипод парадоксально-барочному образу Дон Жуана. Во французском искусствознании эту пару традиционно соотносят с парой Дон Кихот - Санчо Панса (J.Bordounov, G.Ferreyrolles и др.), хотя в отличие от Санчо С. говорит, что вынужден одобрять господина только из страха и называет его в первой же сцене «величайшим из всех злодеев, которых когда-либо носила земля».

Лит.: J.Evelina. Les valets et Ics servants dans le theitre de Moliere. Aix-en-Povence, 1958; Бордонов Ж. Мольер. М., 1983; Corvin M. Moliere et ses met-teurs en scene d’aujourd’hui. Lyon, 1985.

Скачать архив с текстом документа