Лукреций
СОДЕРЖАНИЕ: Тит Кар (род. около 99—ум. 55 до н. э.), — древнеримский философ и поэт, великий просветитель древности, один из крупнейших представителей античного атомистич. материализма. Сведений о жизни Л. почти не сохранилось. До нас дошла философская поэма Л. «О природе вещей» («De rerum natura», лучший рус. пер.—2 тт., 1946—47).Тит Лукреций Кар (род. около 99—ум. 55 до н. э.), — древнеримский философ и поэт, великий просветитель древности, один из крупнейших представителей античного атомистич. материализма. Сведений о жизни Л. почти не сохранилось. До нас дошла философская поэма Л. «О природе вещей» («De rerum natura», лучший рус. пер.—2 тт., 1946—47). Эта поэма — не только великий литературный памятник, но одновременно важнейшее сочинение в истории естествознания, содержащее наиболее полное и мотивированное изложение одного из вариантов античного атомизма.
Л.— последователь Демокрита и Эпикура (см.). Как и для них, атомистич. принцип был для Л. универсальной гипотезой, призванной объяснить всё многообразие явлений окружающего мира. Все вещи, по Л., возникают из первичных телец и на них после своей гибели распадаются. Тельца существуют объективно и вечно; в разных комбинациях они образуют различные вещи. Тельца неизменны, абсолютно плотны, крепки, неделимы; они отличаются друг от друга весом и конфигурацией. Наряду с мельчайшими материальными частицами, считал Л., объективно существует и пустота, без к-рой невозможно движение телец, их соединение и распад. Первичные тельца вечно движутся. Причина их движения — в тяжести, заставляющей их падать, и в самопроизвольном отклонении телец от прямой. Тельца и пустота — основные начала всего существующего. Движение телец — их необходимое и неотъемлемое свойство. Время вне движения лишено всякого содержания.
Вселенная, по Л., не имеет ни начала, ни конца во времени и пространстве; она бесконечна и, следовательно, вопреки взглядам Аристотеля, не имеет никакого центра. Во Вселенной существует бесконечное количество миров. Существующие миры возникли в результате случайной комбинации хаотически движущихся первичных телец. Земля, как и все миры, не только имеет начало во времени, но осуждена на исчезновение, гибель. Но жизнь во Вселенной никогда не прекратится. Живые организмы также возникли в результате случайного сочетания первичных телец. Вначале возникли неприспособленные к жизни организмы: уроды, существа бесполые, безногие, безрукие, безротые и т. д. Они быстро погибали, пока в результате того же случайного стихийного сочетания атомов не возникли существа, приспособленные к окружающим природным условиям. Л. был противником религиозных и мифологич. объяснений возникновения жизни и решительно выступал против телеологич. понимания строения и жизнедеятельности организмов. С точки зрения атомистич. теории он объяснял не только возникновение организмов, но и все процессы жизнедеятельности:
сущность питания, роста, размножения, психич. деятельности и т. д. Л. твердо и настойчиво заявлял, что ни о каком бессмертии человека, ни о какой потусторонней жизни души не может быть речи.
Отстаивая линию философского материализма, Л. утверждал, что мир, природа познаваемы. Чувственные ощущения он считал единственным достоверным источником познания. Ошибка может быть лишь в суждениях, в размышлениях, но не в ощущениях. Обмануть может лишь рассудок, когда он отрывается от чувственных данных или неправильно их обобщает. От предметов, по мнению Л., отделяется их тончайшая оболочка, к-рая, попадая в глаз человека, вызывает ощущение. Мышление — комбинация самых тонких, самых лёгких, особенно быстро движущихся первичных телец.
В общественно-историч. воззрениях Л., несмотря на их несомненный идеализм, имелись отдельные ценные положения. Поступательному движению общества способствуют, по Л., не божественное предначертание и не каприз правителя, а умственное развитие людей, их нужды и потребности. Громадное значение в переходе от первоначальной дикости к человеческой культуре Л. придавал трём открытиям:
использованию огня, постройке жилищ и применению звериных шкур в качестве одежды. Л. отрицательно отзывался об истребительных войнах, отрывающих людей от мирного труда, резко осуждал хищничество и аморализм римских рабовладельцев. Но Л. не был идеологом угнетённых классов. Счастье, считал он, состоит в ограничении желаний, в невозмутимости и абсолютном спокойствии (атараксии), в познавательной деятельности, к-рая избавляет человека от страха перед смертью и перед богами. Л. решительно отвергал религиозную догму о божественном сотворении природы и человека; допуская существование богов, он считал, что они бессильны перед законами природы и, не вмешиваясь в дела людей, блаженствуют в межмировых пространствах. Причину религиозных верований Л. видел в невежестве, незнании явлений природы, неумении объяснить их истинные основания. Скудость познания — источник религиозных верований и связанного с ними ложного страха.
Просветительская деятельность Л. навлекла на него ярость церковников, к-рые, стремясь дискреди-тировать выдающихся античных атеистов, на протяжении тысячелетий возводили на Л., как и на Эпикура, всяческую клевету. Философские взгляды античных атомистов пытались исказить Г. Гегель и другие философы-идеалисты.
Вопреки воле церковников, поэма Л. «О природе вещей», в к-рой в художественной форме изложено античное материалистич. мировоззрение и высказаны ценные научные догадки и глубокие диалектич. мысли, сыграла значительную роль в истории человеческой культуры, в формировании мировоззрения многих естествоиспытателей и философов. Она оп-ределила многие черты мировоззрения И. Ньютона и М. В. Ломоносова, приводила в восторг А. И. Герцена, глубоко интересовала молодого К. Маркса. К двухтысячелетию со дня смерти Л. она была вновь издана Академией наук СССР на русском и латинском языках.