Маркетинг в деятельности предприятия
СОДЕРЖАНИЕ: Понятие о маркетинге в деятельности предприятии. Сущность и стратегия маркетинга. Маркетизация. Анализ рыночных возможностей, мотиваций, запросов потребителей для повышения конкурентоспособности фирмы при планировании производства, сбыта и рекламы.СЦЕНАРИИ УРОКА
Раздел программы : Основы предпринимательства
Тема : Маркетинг в деятельности предприятия
Класс: 10 класс
Время: 45 минут
Образовательные цели урока - учащиеся должны усвоить следующие знания:
1. Ознакомиться с понятием о маркетинге в деятельности предприятии.
2. Ознакомиться с сущностью и стратегией маркетинга.
3. Ознакомиться с процессом управления маркетингом.
Развивающие цели урока - учащиеся должны развить умения и навыки:
1. Знать о маркетинге в деятельности предприятии.
2. Знать сущность и стратегию маркетинга.
Воспитательные цели уроков - учащиеся должны овладеть следующими видами действии:
1. Уметь воспроизводить основные задачи маркетинга.
2. Уметь строить ответы на создаваемые вопросы.
Тип урока: урок изучения нового материала
Метод проведения урока: эвристическая беседа
Оборудование: наглядные пособия и плакаты
Литература:
1. Тищенко А.Т., Самородский П.С., Симоненко В.Д., Шипицын Н.П. Технология. Пробный учебник для мальчиков 10 класса / под ред. В.Д. Симоненко – Издательство Брянского пед. университета. – Брянск, 1995.
2. Подготовка учителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие. Автор-сост.: В.Г. Соловьянюк - Бирск, 2007.
Место проведения: Учебные мастерские
Ход урока
I . Организационный этап
Учитель : Здравствуйте! Садитесь! (Ученики стоят у своих мест и садятся после слов преподавателя). Дежурный кто сегодня отсутствует? (Дежурный класса сообщает об отсутствующих, если они есть).
II . Мотивационный этап
Учитель : Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела – «Основы предпринимательства».
Учитель : Что такое «маркетинг »?
Ученики : ???
Учитель : Слово и понятие пошли от английского market — рынок. Сюда же, к этому понятию, восходит и, казалось бы, чисто русское — ярмарка. По сути же — это калька с немецкого Jahr — год и Markt — торговля, то есть ежегодные торги.
III . Сообщение темы и цели урока
Учитель : Теперь запишите сегодняшнее число и тему урока: «Маркетинг в деятельности предприятия», ознакомимся с понятием о маркетинге в деятельности предприятии,сущностью и стратегией маркетинга, а также с процессом управления маркетингом (ученики под диктовку записывают тему урока в тетради под диктовку, учитель контролирует, чтобы все записали).
IV . Изучение нового материала
Учитель : Маркетинг — это не просто торговля. Суть его в том, что производители сначала должны выяснить потребности людей, а потом уж на основе этого знания и создавать товар, как можно полнее удовлетворяющий эти потребности. То есть сначала узнать, что нужно делать, а потом уж и делать, дабы наверняка продать сделанное.
Учитель : Как вы думаете, какая главная задача маркетинга?
Ученики : ???
Учитель : Главная задача маркетинга — гибкое и постоянное реагирование на изменения рынка, а значит, на изменение условий сбыта продукта.
Его стратегия — перенесение центра управления в сбытовые звенья производства. Решения в управлении фирмой, производством диктует рынок.
Учитель : А кто является объектом изучения в маркетинге?
Ученики : ???
Учитель : Объекты изучения и воздействия — это потребители и конкуренты, то есть промышленники, производящие тот же или похожий товар, а также характеристика самого товара и конъюнктура рынка.
Учитель : Что такое «конъюнктура»?
Ученики : ???
Учитель : Конъюнктура — сложившаяся экономическая ситуация: как соотносятся между собой спрос и предложение, уровень цен, товарные запасы).
Учитель : Следующий термин который хотелось у вас узнать это «маркетизация»?
Ученики : ???
Учитель : Маркетизация — применение, внедрение маркетинга в предпринимательскую деятельность.
Процесс управления маркетингом включает:
· анализ рыночных возможностей;
· отбор целевых рынков, или сегментацию;
· разработку комплекса маркетинга;
· претворение в жизнь маркетинговых мероприятий.
Учитель : Как вы думаете что такое « анализ рыночных возможностей »?
Ученики : ???
Учитель : Анализ рыночных возможностей является отправной точкой маркетинговой деятельности. Руководству предприятия (фирмы) необходимо знать, как следует выявлять и оценивать эти возможности. Для этого нужно провести тщательную оценку текущего и будущего спроса, и не только: нужно принять меры, чтобы сформировать спрос на свой товар,то есть вызвать у потребителя желание приобрести ваши товары, создав условия, облегчающие их покупку и приобретение. Средствами достижения этой цели являются: дизайн, функциональные и эстетические свойства товара, реклама, потребительский кредит, совершенствование ассортимента и качества продукции, торговое обслуживание — обходительность, вежливость персонала.
Изучение конъюнктуры рынка и оценка его емкости (а емкость рынка — это размер спроса на конкретный товар, который определяют однородные группы потребителей) предусматривают решение таких задач:
— анализ текущего развития рынка и влияния сезонных факторов;
— анализ сдвигов в изменении спроса, выявление потребительских предложений в отношении функциональных, технических и эстетических свойств продукции;
— определение структуры рынка, то есть потенциальных потребителей, которые подразделяются по полу, возрасту, месту жительства, социальной принадлежности, составу семьи, особенностям поведения в процессе выбора и покупки товаров;
— анализ установок, мнений, мотиваций, запросов потребителей для повышения конкурентоспособности фирмы при планировании производства, сбыта и рекламы.
Анализ рыночных возможностей позволяет фирме выявить слабые и сильные стороны конкурентов, а также определить свою «нишу» на рынке.
При положительном результате оценки текущего и будущего спроса проводят сегментирование рынка для выявления групп потребителей и нужд.
Учитель : Что такое « сегментирование рынка »?
Ученики : ???
Учитель : Сегментирование рынка — это определенная стратегия более рационального и полного приспособления производства и маркетинговых действий к потребностям рынка и требованиям покупателей. Она состоит из отдельных типичных групп населения, предъявляющих однородные требования к товару, одинаково реагирующих на рекламу. Каждая такая группа образует определенный сегмент рынка, ориентируясь на который и проводится та или иная производственно-сбытовая политика. Основные критерии сегментации:
— географические (спрос на продукцию в разных регионах в связи с историческими, климатическими и другими особенностями);
— национальные;
— половые и возрастные (особый спрос мужчин, женщин, детей);
— профессиональные различия;
— экономические (зависимость от спроса цен);
— имущественные (различия в спросе разных по уровню дохода слоев населения);
— приверженность к товару (услуге) данной фирмы. После выбора сегмента рынка фирма должна изучить свойства продукции всех конкурентов и определить положение своего товара или услуги на рынке. С учетом этого она разрабатывает план маркетинга. Важно, чтобы маркетинговая программа соответствовала своему сегменту. В мировой практике перспективным считается тот сегмент, в котором находится примерно 20% покупателей данного рынка, приобретающих 80% товара предполагаемой фирмы.
Затем фирма приступает к позицированию, проще говоря—к предложению на рынке, товара. Это действие по обеспечению товару конкурентоспособного положения на рынке. Для этого разрабатывается комплекс маркетинга, состоящий из цены, методов распространения и стимулирования.
Учитель : А теперь кто сможет дать мне понятие «товар»?
Ученики : ???
Учитель : Товар — это продукт труда, произведенный для продажи, обладающий меновой стоимостью и потребительской стоимостью.
У каждого товара есть свой жизненный цикл (процесс продаж и получения прибылей за весь период от появления до исчезновения товара): внедрение, рост, зрелость, падение.
На стадии внедрения товара: торговля обычно убыточна, объем продаж небольшой, маркетинговые расходы велики.
Мероприятия: информировать потенциальных потребителей о новом товаре, побудить их к опробованию товара, обеспечить ему распространение через предприятия розничной торговли.
Стадия роста: признание товара, увеличение спроса, цены остаются на прежнем уровне или слегка снижены, затраты на стимулирование сбыта на прежнем уровне, прибыль растет.
Мероприятия: повышение качества новинки, проникновение в новые сегменты рынка, использование новых каналов товародвижения, переориентирование части рекламы с объявлений о товаре на стимулирование его потребления, незначительное снижение цены.
Стадия зрелости: большинство потенциальных покупателей приобрели товар, поэтому темпы роста продажи снижаются, прибыль падает, появляются сложные задачи по управлению маркетингом.
Мероприятия: модификация рынка за счет поиска новых потребителей, сегментов рынка, стимулирование продажи, придание товару новых свойств и большей привлекательности, снижение цены, усовершенствование видов услуг и т.д.
Стадия спада: сбыт товара резко понижается, и важно определить эту стадию, так как она подрывает рентабельную деятельность фирмы. Определение товаров, вступивших в стадию спада, осуществляется путем анализа их сбыта, доли рынка, уровня издержек и рентабельности. После этого руководство фирмы принимает решение о продолжении выпуска этих товаров или о прекращении выпуска.
Цена. На разных стадиях жизненного цикла товара выбираются те или иные методики установления цен.
V . Подведение итогов урока, выставление и комментирование оценок .
Учитель : Сегодня мы ознакомились с понятием о маркетинге в деятельности предприятии,сущностью и стратегией маркетинга, а также с процессом управления маркетингом.
VI . Задание домашнего задания
Учитель : Запишите домашнее задание: прочитать §10 Стр. 63 – 68. Пожалуйста, ваши вопросы по сегодняшней теме?
Учитель : Урок закончен. Всем спасибо, до свидания!