Маяковский в. в. - я хочу быть понят моей страной. ..

СОДЕРЖАНИЕ: Громадныйугловатыйкак плотина. Маяковский хочет найти родственную душу быть понят хоть кем то. О том чтобы быть понятым всей страной он еще не мечтает. Но и это естественное желание обрести хотя бы одного единомышленника недостижимо.

Громадный,
угловатый,
как плотина,
стоит он поперек любых неправд...
Е. Евтушенко

“Нет, весь я не умру”. Эти бессмертные пушкинские слова можно адресовать и Владимиру Маяковскому. Время и над ним не властно. Обожествляемый и хулимый, распятый и воскресший, он все-таки с нами. С ним можно соглашаться, спорить, но пройти мимо его стихов равнодушно нельзя!
Бывшая площадь Маяковского в Москве, нынче снова Триумфальная. В центре стоит он. Открытый жест, распахнутость, предельная откровенность. А мне почему-то поэт всегда представлялся иным: тонким, ранимым, так и не нашедшим ни настоящей любви, ни подлинного понимания.
Уже в раннем творчестве его лирический герой крайне противоречив. Вот он с презрением заявляет, срываясь на крик:

...я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я - бесценных слов транжира и мот.

Но вдруг разоблачительный пафос исчезает, и перед нами предстает человек, которому страшно и одиноко в этом беззвездном мире, который мечтает о том, “чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда”.
Маяковский хочет найти родственную душу, быть понят хоть кем-то. О том, чтобы быть понятым всей страной, он еще не мечтает. Но и это естественное желание обрести хотя бы одного единомышленника недостижимо:

Нет людей.
Понимаете
крик тысячедневных мук?
Душа не хочет немая идти,
а сказать некому.

И вот наступил 1917 год. “Моя революция”, - так охарактеризовал Маяковский события Октября. Сейчас, когда взгляды и мнения людей резко изменились, когда Ленин из идеала и божества превратился в “самого злонамеренного” человека русской истории, как охарактеризовал его А. Солженицын, вправе ли мы осуждать Маяковского и многих других, искренне поверивших, что ненавистный им “мир жирных” будет сметен, что в стране воцарятся свобода и взаимопонимание?
Как много работал Маяковский в эти годы! Писал стихи, которые порой не отвечали высоким художественным вкусам. Но ведь не сильные в эстетике прекрасного крестьяне и солдаты восхищались его частушками! “Плохо?” - спросите вы. Безусловно! Но разве не кроется за всем этим горячее желание быть услышанным и понятым хоть так, через плакаты, агитки, лозунги?
Чувство долга - вот одно из свидетельств духовной значительности Маяковского. В поэме “Про это” есть удивительные строчки:

Должен стоять,
стою за всех, за всех расплачусь,
за всех расплачусь.

Он мечтал о тончайшей связи своего лирического героя с людьми, о понимании и доверии к нему самому, поэту, отдавшему весь талант “атакующему классу”. Однако все чаще и чаще Маяковского одолевали сомнения. Строчка, вынесенная в качестве темы данного сочинения, имеет ведь продолжение, в котором звучат мотивы одиночества и неразделенности мыслей:

Я хочу быть понят моей страной,
а не буду понят - что ж,
по родной стране пройду стороной,
как проходит косой дождь.

Думаю, эти слова принадлежат не “агитатору, горлану-главарю”, а сомневающемуся и очень страдающему человеку.
Перед смертью В. Маяковский написал “Во весь голос: первое вступление в поэму”. У меня сложилось впечатление, что поэт сознательно обратился к потомкам, разуверившись в том, что его поймут современники. Именно им, людям будущего, он стремится объяснить свою позицию в искусстве, на их понимание и великодушие он рассчитывает:

Заглуша
поэзии потоки, я шагну
через лирические томики, как живой
с живыми говоря.

Именно в этом произведении мы находим строчки, свидетельствующие о глубокой душевной драме поэта:

Но я
себя
смирял,
становясь на горло собственной песне.

Неужели современные литературоведы, с высокомерием рассуждающие о творческих просчетах и явной деградации поэта Владимира Маяковского, не чувствуют той страшной тоски и боли, которыми наполнены эти слова?!
Вильгельм Кюхельбекер в 1845 году писал:

Горька судьба поэтов всех племён;
Тяжеле всех судьба казнит Россию...

Это строки о Пушкине, Лермонтове, Блоке, Есенине и, конечно, о Маяковском!
Не понятый современниками, объявленный “лучшим и талантливейшим” после смерти, оплеванный в наши дни, поэт так и остался одинокой звездой на небосклоне русской поэзии XX века. Но очень хочется верить, что пройдут годы, новые читатели обратятся к стихам Маяковского и наконец поймут все богатство его поэтического мира, всю глубину его личности.
Я думаю, что это понимание не за горами. И поняла я это, случайно прочитав стихотворение одной десятиклассницы:

Здравствуйте, Маяковский!
А я принесла Вам листья.
Резные кленовые листья,
Желтые и с багрянцем!

Идут, идут к Маяковскому люди с душой, открытой прекрасному, доброму. Идут и всегда будут идти!




С именем Маяковского прочно связано представление о поэте-новаторе. Таких смелых, радикальных изменений в поэзии не совершил ни один поэт ХХ века. Однако, сопоставление опыта Маяковского и его современников приводит к мысли, что
приживаются и оказывают влияние на дальнейшее развитие искусства те открытия, которые отвечают потребностям времени. Тем и дорого нам творчество Маяковского, что этот поэт предпринимает поиски оздоровления поэзии и стремится слить свою
судьбу с судьбой народа. В поисках понимания у своего народа Маяковский сделал самый смелый и решительный шаг, превратив поэзию в активную участницу митингов, демонстраций. Историческая заслуга поэта – создание лирики нового типа.
Проблема художественного новаторства по-своему осознаётся Маяковским. У прежних писателей были читатели, а Маяковский, когда сочиняет стихи, воображает себя перед огромными толпами слушателей. Почти в каждом его стихотворении есть это Вы –
обращение к толпе: «Эй, вы, …Вы, которые… Смотрите… Послушайте!..». Маяковский создал свои собственные ритмы. Маяковский именно тем и хорош, что он безбоязненно воспроизводит в стихах эти уличные, хлёсткие, вульгарные ритмы, созданные
митинговыми речами, возгласами драк и скандалов. Именно этим митинговым стилем Маяковский стремился донести свои стихи до народа. И это, на мой взгляд, ему удалось.
Маяковский, любовно подмечая в жизни страны ростки нового, прекрасного, не устаёт напоминать и о том, что «дрянь пока что мало поредела», что ещё «очень много разных мерзавцев ходят по нашей земле и вокруг». Поэтому такое большое значение
поэт придавал сатире. Сатирические произведения Маяковского поражают своим тематическим разнообразием. Кажется, нет такого отрицательного явления, которое не попало бы под увеличительное стекло поэта-сатирика. Перед нашим взором «целая
лента типов тянется»: новый буржуа, вредитель, обыватель, пьяница, лодырь, бракодел, трус, взяточник и т. д. Сатира Маяковского рождена гневом поэта – патриота России и гуманиста, отвергающего всё, что унижает и оскорбляет человека. Чтобы привлечь внимание читателя к своим сатирическим стихам, поэт пользуется различными способами укрупнения и
заострения образа, создаёт особую, необычную ситуацию, близкую к фантастике. Так, своё стихотворение «Прозаседавшиеся» поэт направил против бюрократизма и волокиты. В этом стихотворении говорится, как бюрократы заседают по 20 раз в день,
решая пустопорожние вопросы, «разрываются» пополам, и уже «людей половины» присутствуют одновременно на двух заседаниях. Маяковский открыто заявляет о своём отношении к бюрократизму»:
Мечтой встречаю рассвет ранний:
«О, хотя бы ещё
одно заседание
относительно искоренения всех заседаний!»
К теме бюрократии Маяковский подошёл ещё ближе в драме «Баня». В своих сатирических пьесах поэт стремится продолжить и развить традиции народного театра. Публицистичность и зрелищность – одно из проявлений движения Маяковского к
народности. Он хотел быть понят своей страной, но хорошо знал, что массовый читатель и зритель ещё не обладали высокой культурой. Свою цель поэт видел не в подлаживании к низкому уровню массового читателя, а в приобщении масс к высокой культуре, ибо только в этом случае массы смогут правильно понять его творчество. Отсюда поиски контакта с читателем: создание броских плакатов, агитационных и рекламных стихов, выступления в многолюдных местах. Маяковский писал произведения не только на злободневные темы. В своём творчестве поэт затрагивал вечные лирические
темы: любовь, поэт и поэзия и другие. Необычным подходом к таким темам Маяковский побуждал читателя к размышлениям, к оценке позиций автора в том или ином вопросе. На тему трагической любви поэт написал поэму «Про это». Это конфликт между
лирическим героем и миром мещанства. Трагизм в том, что в мире мещанства оказалась любимая женщина. Подобный сюжет не раз освещался в литературе 20 годов ХХ столетия. Но в поэме Маяковского он приобретает предельную остроту. Сталкиваются
два мира. Страстно и гневно звучат слова героя поэмы:
… не приемлю, ненавижу это всё.
Всё, что в нас ушедшим рабьим вбито…
Этими строками Маяковский хотел показать читателям своё негативное отношение к мещанству, к скучному быту обывателей. Человеческим величием, страстной убеждённостью, благородством насыщен разговор поэта с потомками («Во весь голос»).
Маяковский разговаривает с потомками «о времени и о себе», о том, как он понимает время и искусство, этому времени необходимое. В поэме «Во весь голос» господствует мысль о бессмертии созданного в трудах и бою, вера в разум и благодарность потомков. Поэт отвергает индивидуалистическое искусство. Маяковский утверждает, что поэт должен служить интересам народа:
… до самого
последнего листка
я отдаю тебе, планеты пролетарий.

Изучая творчество Маяковского, я понял, что всё сделанное им в искусстве – подвиг величайшего бескорыстия. Неугасающая популярность и злободневность поэзии Маяковского доказывают, что этот подвиг бессмертен. Поэт, на мой взгляд, достиг
своей цели – народ понял и по достоинству оценил его творчество.

Скачать архив с текстом документа