Родительское отношение беременных женщин в разные триместры
СОДЕРЖАНИЕ: Материнское отношение у беременных женщин. Проблема отношения к материнству у современных женщин. Сравнительный анализ родительского отношения беременных женщин на первом, втором и третьем триместре. Реализация материнско-детского взаимодействия.Изучение родительского отношения беременных женщин в разные триместры
Содержание
Введение
1. Особенности материнского отношения у беременных женщин
1.1 Проблема отношения к материнству у современных женщин
1.2 Особенности материнского отношения к будущему ребенку со стороны беременной женщины
2. Методы и процедура исследования
2.1 Характеристика выборки
2.2 Описание методов исследования
2.3 Процедура исследования
3. Эмпирическое исследование особенностей родительского отношения беременных женщин в разные триместры
3.1 Оценка родительского отношения беременных женщин в первый триместр
3.2 Оценка родительского отношения беременных женщин во втором триместре
3.3 Оценка родительского отношения беременных женщин в третий триместр
3.4 Сравнительный анализ родительского отношения беременных женщин на первом, втором и третьем триместре
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Актуальность научного изучения феномена материнства продиктована остротой демографических проблем, связанных с катастрофическим старением населения, превышением смертности над рождаемостью, огромным числом распадающихся семей, с лавинообразным увеличением числа детей-сирот при живых родителях, с ростом числа случаев жестокого обращения с ребенком. Несмотря на внимание государства к демографическим проблем страны, можно с сожалением констатировать наличие недостаточного количества программ социальной и психологической помощи семье и в первую очередь женщине-матери.
В наши дни материнство занимает далеко не лидирующее место в иерархии ценностей женщины. Заметное возрастание стремления к высокому профессиональному статусу, повышенная тяга к благосостоянию и высокому уровню потребления препятствуют полноценной реализации родительской роли. Зачастую женщина сегодня не хочет становиться матерью в угоду карьере.
Исследования второй половины XX века свидетельствуют, что в становлении и реализации материнско-детского взаимодействия центральным и определяющим является материнское отношение. Именно оно лежит в основе всего поведения матери, тем самым создавая уникальную для ребенка ситуацию развития, в которой формируются его индивидуально-типологические и личностные особенности.
Интерес к проблеме материнского отношения в психологии возник первоначально в русле двух направлений: при изучении роли матери в образовании ранних личностных структур (психоанализ и другие направления психологии личности: З. Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксон, Дж. Боулби и др.) и в практических исследованиях, связанных с нарушением психологического развития ребенка (задержки и нарушения психического развития, детская психиатрия, социальная дезадоптация, психологические проблемы детей и подростков: А. Фрейд, М. Кляйн, Д. Винникотт, М. Малер и др.). В отечественной психологии в рамках второго направления изучалось материнское отношение, материнская (родительская) позиция, детско-родительское взаимодействие (В. И. Гарбузов, Э. Г. Эйдемиллер, А. С. Спиваковская, А. Я. Варга, А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, И. Ю. Ильина и др.).
Цель исследования: изучить особенности родительского отношения беременных женщин в разные триместры.
Объект исследования: беременные женщины первого, второго и третьего триместра.
Предмет исследования: особенности родительского отношения.
Гипотеза исследования: существуют различия в родительском отношении беременных женщин в разные триместры.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме родительского отношения беременных женщин.
2. Выявить особенности родительского отношения беременных женщин в разные триместры.
3. Провести сравнительный анализ особенностей родительского отношения беременных женщин в разные триместры.
Методы исследования:
1. Теоретический обзор литературы;
2. Тестирование: методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга и В.В. Столина, опросник «Сознательное родительство» (М.О. Ермихина, Р.В. Овчарова).
3. Методы математической обработки данных: t-критерий Стьюдента.
1. Особенности материнского отношения у беременных женщин
1.1 Проблема отношения к материнству у современных женщин
Роль взрослого в развитии ребенка как представителя человеческого рода, принятая в качестве основополагающей в культурно-историческом подходе, в отечественной психологии легла в основу исследований взаимодействия ребенка со взрослым (М. И. Лисина, Е. О. Смирнова, Н. Н. Авдеева, С. Ю. Мещерякова, О. В. Баженова, Л. Л. Баз, Г. В. Скобло, А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, Г. И. Свердлова, И. Ю. Ильина и др.).
Каждая женщина переживает беременность по-разному, более того, одна и та же женщина по-разному переживает свои разные беременности. Сейчас в психологии сформировалось устойчивое мнение, что многие особенности беременности связаны с психическим состоянием матери, в частности с тем, как она относится к этой беременности и рождению будущего ребенка [20, С. 109].
Несмотря на то, что чаще всего сохраняемая беременность в той или иной степени является желанной, она влечет за собой решительные перемены в жизни, взаимоотношениях с другими людьми, в семье, профессиональной деятельности. В период беременности у женщины возникает целая гамма разнообразных чувств, многие из которых могут интерпретироваться как «нежелательные». Длительные негативные переживания, острые, часто повторяющиеся стрессовые состояния, которых иногда трудно избежать, так как эмоциональная сфера беременной становится чрезвычайно неустойчивой и ранимой, возникновение устойчивых страхов, появление резко противоположных чувств к будущему ребенку или самой себе, а иногда и своеобразное игнорирование беременности (когда женщина ощущает себя как не беременная, не чувствует никаких изменений в физическом и психическом состоянии) могут свидетельствовать о существовании внутренних, неосознаваемых проблем, конфликтов между желанием иметь ребенка и стать матерью и неготовностью к решительным переменам в себе и в жизни, которые являются неотъемлемой составляющей материнства.
Отношение к материнству, связанные с этими изменениями в жизни, возможность установить баланс между этими изменениями (желаемыми и нежелаемыми) существенно зависит от собственного жизненного опыта, опыта взаимодействия с собственной матерью, маленькими детьми, известными вариантами материнства родных и близких. Известно, что женщины, по роду своей профессиональной деятельности (или таковому опыту своей матери, других близких людей) сталкивающиеся с рождением детей с уродствами или нарушениями развития, часто имеют устойчивый страх рождения собственного ребенка с какими либо нарушениями. Если же подобные обстоятельства следовали друг за другом, то представление о ребенке как о том, кто лишает меня в жизни всех радостей и является лишь обузой для меня, может закрепиться и сказаться на переживании беременности и отношении к собственному ребенку. С другой стороны, благоприятный опыт своих подруг или родственниц, которые имели возможность сами получить удовольствие от ребенка и успешно справлялись с уходом за ним, может значительно снизить тревогу неопытной будущей мамы, предоставить ей возможность узнать, что малыш - это на самом деле очень приятное создание, которое доставляет своей матери много удовольствия [20, С. 113].
Иногда стоит разобраться, возможно, наши устоявшиеся представления - результат только стечения обстоятельств нашей жизни - а значит, возможны другие варианты, в том числе и для нас самих. В любом случае важным шагом является само желание изменить имеющиеся представления и отношения. Следующий за этим шаг - поиск путей изменения. Здесь полезным окажется опыт родных и знакомых, при этом ориентироваться лучше на положительные стороны, пытаясь «примерить их на себя», а не на отрицательные [8, С. 125].
Одной из проблем, с которой необходимо обратиться к психологу, является беременность, возникновение которой не совпадает с жизненными планами женщины. В этом случае женщина стоит перед очень сложной проблемой, которая часто разрешается в пользу сохранения беременности. Но несовпадение с жизненными планами может привести к внутреннему конфликту, который проявится в тревоге, мучающих женщину противоречивых переживаниях, возможно страхах, что может стать причиной появления или усугубления нарушений физиологического течения беременности. Не менее остро переживается беременность, которая изначально запланирована, но на самом деле является «вынужденной» мерой в решении каких-либо жизненных проблем (например, укрепления семьи, при достижении «критического» для деторождения возраста, по настоянию родителей, запрещающих ее прерывание, или по собственным внутренним запретам в этом отношении и т.п.). В этих случаях женщина старается подавить или скрыть негативное отношение к материнству и беременности, часто обвиняет себя в таком отношении, что только ухудшает ситуацию. Нередко в подобном положении оказывается будущая мать, решившаяся родить ребенка, заранее зная, что отец не намерен выполнять свои обязанности (или она сама этого не хочет) [8, С. 125].
Ко всем «объективным» проблемам в этом случае примешивается чувство вины за то, что она лишает ребенка полноценной семьи, отца.
Одинокая мать испытывает больше тревоги, она меньше рассчитывает на поддержку и помощь, которую «законно» ожидают от отца ребенка замужние матери. Однако, если такие ожидание в последнем случае не оправдываются (или ожидается, что не оправдаются), это может повлечь за собой не меньшую, а даже большую тревогу и конфликтность.
В любом случае, такое состояние, когда беременность оказалась не радостным, ожидаемым событием, а совсем (или частично) наоборот, для женщины очень тягостно и, конечно же, не полезно для течения ее беременности и будущего материнства. И чаще всего будущая мать стремиться справиться с этим состоянием, изменить его, принять свою беременность, своего ребенка и саму себя в новой роли матери [10, С. 99].
Для некоторых женщин полезным будет разделение отношения к материнству и беременности как своему состоянию (я была толстой, больной, переживала негативные эмоции и т.п.) и отношения к ребенку (ребенок - это не моя беременность, которая мне не нравилась, а самостоятельное существо, которое может доставить мне радость, изменить мою жизнь к лучшему) [10, С. 99].
Все известные в психологии данные свидетельствуют, что сами по себе переживания матери в беременности ни на что не влияют, имеет значение только их сохранение (в том же или измененном виде - например, отвержение может перейти в самообвинение и т.п.) после родов, оно то и создает неблагоприятные условия для становления материнско-детского взаимодействия. Однако, поскольку само негативное отношение к беременности связано именно с появлением ребенка, изменяющего жизнь матери, то и полное исчезновение этого отношения после родов весьма проблематично. Несмотря на достаточно большой спектр исследовательских проблем психологии материнства практически все авторы сходятся во мнении, что поведение матери является источником развития ребенка как субъекта познавательной активности, общения, самосознания как после рождения, так и в период беременности [14, С. 118].
Итак, известным является факт, что во время беременности у женщины изменяется психика, ее отношение к окружающим. Беременная по особенному реагирует на внешние и внутренние раздражители. Психика беременной женщины заполнена своими собственными ощущениями. В значительной степени изменяется реактивность всего организма женщины, включая и психическую форму. В организме беременной женщины происходят грандиозные изменения на физиологическом уровне, которые в свою очередь влияют на психику. От того, насколько женщина готова к материнству, будет зависеть степень выраженности этих влияний.
Психологическое воздействие беременности столь значительно, что некоторые авторы (Б. Г. Рутман) рассматривают это явление как кризисную ситуацию, которая может сопровождаться большими или меньшими психическими расстройствами, особенно выраженными при патологическом течении беременности.
беременный женщина триместр материнство
1.2 Особенности материнского отношения к будущему ребенку со стороны беременной женщины
При возникновении беременности женщина проходит путь не только физиологической подготовки к родам. Еще до обследования на УЗИ она вместе с мужем начинает размышлять о том, кто родится - мальчик или девочка, каким будет ребенок и какой она будет матерью. Она обсуждает рождение ребенка с родственниками и подругами, идет по улице и обращает внимание на грудных детей, рассматривает свои детские фотографии, расспрашивает свою мать, какой она сама была в детстве [21, С. 75].
Словом, в ее сознании возникает и формируется живой, пульсирующий и изменяющийся образ ее будущего ребенка, постепенно складывающийся из обрывков ее детских воспоминаний и взрослых впечатлений, ее предпочтений, желаний и стремлений. Как в ее теле плод развивающийся пронизывается кровеносными сосудами, питающими его, так и в ее сознании образ еще неродившегося ребенка пронизывается живыми «нитями» ее души и характера, ее прошлого опыта и опыта ее родителей (разумеется, образ ребенка складывается и под воздействием психогенотипа отца.
Важно подчеркнуть, что еще до рождения ребенка мать к нему определенным образом относится: любит и желает, чтобы он родился или воспринимает его будущее рождение как лишнюю обузу и рожает ребенка под давлением обстоятельств (по медицинским показаниям нельзя сделать аборт, «Давно живем без детей, когда-то надо рожать, потом будет поздно» и т.д.). Многие матери разговаривают со своим ребенком, находящимся у них в животе, транслируя в своих словах и интонациях свое отношение к нему.
Именно так: ребенок еще не родился, а его психологический проект уже существует в ожиданиях матери, она уже предполагает, что он обладает определенными чертами личности, характера и способностями.
Выявлено, что отношение к вынашиваемому ребенку динамично и проходит через определенные этапы, соответствующие триместрам беременности.
В первом триместре беременности наблюдается слабая дифференцированность собственного «Я» женщины от вынашиваемого ребенка, что характеризуется недостаточной представленностью когнитивного компонента. В некоторых случаях отношение женщины к вынашиваемому ребенку может ограничиваться чувством физического симбиоза, при котором плод воспринимается лишь как часть собственного тела, от которой при желании можно с легкостью избавиться. В других же случаях уже на этом этапе наблюдается восприятие ребенка как субъекта отношения [21, С. 78].
Второй триместр беременности, по мнению исследователей, сопровождается качественными изменениями в отношении матери к вынашиваемому ребенку. Это связано с таким явлением, как шевеление ребенка, которое именно во втором триместре делает доступным восприятию матери внутриутробную жизнь плода. Ребенок начинает восприниматься женщиной как нечто уже существующее, отличное от нее, но в то же время витально неразрывное с нею. Появляется своеобразное «двойное Я», где ребенок – уже не «мое Я», но одновременно еще не самостоятельное «Я». Именно в этот момент обостряются амбивалентные переживания, связанные с тем, что две разнонаправленные идентификации актуализируются в подсознании женщины.
В третьем триместре беременности осуществляется дальнейшее развитие процессов, начатых ранее: происходит дифференциация образа дитя от представлений матери о себе и других и выстраивание прогностичной модели отношений с ребенком после родов на основе полученного опыта и представлений матери о себе и своем ребенке. В исследованиях указывается на существование взаимосвязи между отношением и восприятием женщины своего ребенка на этапе беременности и последующими детско-родительскими отношениями [21, С. 79].
Г. Г. Филиппова выделяет девять периодов развития материнской сферы:
1. Идентификация беременности. Этот период в большинстве случаев непосредственно связан с осознанием факта беременности. Переживание идентификации беременности не влияет на дальнейшее развитие материнства, а отражает «стартовое» содержание материнской сферы.
2. Период до начала ощущения шевеления. Сниженная общая активность, характерная для этого периода имеет адаптивное значение. В это время происходит ограничение контактов с внешним миром, что способствует сохранению беременности и развитию плода.
3. Появление и стабилизация ощущений шевеления ребенка. Этот период является наиболее благоприятным для физического и эмоционального состояния матери. Женщина уже свыклась с фактом беременности. В этот период многие женщины отмечают изменение интересов, концентрацию на задачах беременности и послеродового периода, подготовке к родам.
4. Третий триместр беременности. Этот период и с медицинской и с психологической точек зрения считается самым сложным. У женщины несколько ухудшается самочувствие, она быстро устает, снижается интерес ко всему, не связанному с ребенком.
5. Предродовой период. В это время ограничена активность и способность резкого эмоционального реагирования. У женщины снижается страх перед родами.
6. Роды и послеродовой период. Происходит образование эмоциональной связи между матерью и ребенком.
7. Новорожденность. Обеспечивается центрация всей жизни матери на ребенке и на своих переживаниях.
8. Совместно - раздельная деятельность матери с ребенком. В этот период у матери уже есть определенный стиль эмоционального сопровождения взаимодействия с ребенком. При благоприятных условиях само развитие ребенка обеспечивает перевод интереса матери с переживаний от контакта с ним на удовольствие от результатов его активности.
Возникновение интереса к ребенку как к личности. В первое полугодие второго года жизни ребенка происходит изменение формы привязанности. Это связанно с необходимостью нового отношения матери к его активности, сочетанию обеспечения безопасности и самостоятельности [7, С. 120].
По мнению А. И. Захарова (1998), беременность обусловлена инстинктом материнства и ее главной целью является продолжение рода. Автор выделяет следующие факторы, способствующие возникновению и проявлению инстинкта материнства в виде последующей заботы о детях и любви к ним:
1. Прообраз материнства. Выраженность инстинкта у прародителей и родителей.
2. Желание иметь детей, установка на них.
3. Положительный отклик на наступление беременности.
4. Нежность к зарождающейся жизни (первое шевеление плода создает ощущение сопричастности).
5. Чувство жалости и сострадания к ребенку (первый крик новорожденного вызывает чувство радости и желание помочь ребенку).
6. Чувство близости с ребенком (первое прикладывание к груди - опыт, соучастия в жизни ребенка).
7. Эмоциональная отзывчивость матери (улыбка ребенка в ответ на доброжелательное, любящее отношение родителей).
Наличие этих факторов является условием адекватного формирования чувства материнства и эмоционального контакта с ребенком [4, С. 110].
Таким образом, отношение к вынашиваемому ребенку динамично и проходит через определенные этапы, соответствующие триместрам беременности.
В первом триместре беременности наблюдается слабая дифференцированность собственного «Я» женщины от вынашиваемого ребенка. Второй триместр беременности сопровождается качественными изменениями в отношении матери к вынашиваемому ребенку. В третьем триместре беременности осуществляется дальнейшее развитие процессов, начатых ранее.
2. Методы и процедура исследования
2.1 Характеристика выборки
Исследование родительского отношения беременных женщин в разные триместры проводилось на базе поликлиники г. Набережные Челны гинекологического отделения. Объем выборки – 90 женщин, из них:
1) 30 чел. – ожидающих ребенка на первом триместре;
2) 30 чел. – ожидающих ребенка на втором триместре;
3) 30 чел. –ожидающих ребенка на третьем триместре.
2.2 Описание методов исследования
Сбор эмпирических данных осуществлялся с применением следующих методик:
1. Методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга и В.В. Столина [13]. Тест – опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой писиходиагностический инструмент, направленный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в обращении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Опросник состоит из 5 шкал: принятие-отвержение, образ социальной желательности поведения - кооперация; симбиоз; авторитарная гиперсоциализация; маленький неудачник (Приложение 1).
При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно». Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется. Тестовые нормы в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам.
2. Опросник «Сознательное родительство» (М.О. Ермихина, Р.В. Овчарова) – реализует системный, диагностико-развивающий подход к оценке себя как родителя, родительских установок и ожиданий, отношения, чувств, позиций, ответственности, стиля семейного воспитания; к оценке источников знаний и представлений о родительстве. Предлагаемый опросник выполняет три функции: 1) диагностическую, 2) рефлексивную, 3) стимулирующую.
Данный опросник можно использовать при диагностике потребности женщин в материнстве, индивидуальной диагностике родителя для констатации осознанности родительства, а также при работе с супружеской парой, для оценки согласованности позиции обоих родителей по различным компонентам субъективного аспекта родительства. Опросник имеет две формы – для отцов и матерей.
Сравнительный анализ родительского отношения беременных женщин в разные триместры, осуществлялся методом математической статистики t-критерием Стьюдента. Он предназначен для сравнения выборочных средних величин, принадлежащих к двум совокупностям данных. Его основная формула выглядит следующим образом:
,
где - среднее значение по одной выборке данных;
среднее значение по другой выборке данных;
- интегрированные показатели отклонений частых значений из двух сравниваемых выборок от соответствующих им средних величин.
в свою очередь вычисляются по следующим формулам:
где - выборочная дисперсия первой переменной (по первой выборке);
- выборочная дисперсия второй переменной (по второй выборке);
- число частных значений переменной в первой выборке;
- число частных значений переменной во второй выборке.
После того, как при помощи приведенной выше формулы вычислен показатель t, по таблице для заданного числа степеней свободы равного n1 + n2 – 2, и избранной вероятности допустимой ошибки находят нужное табличное значение t и сравнивают с ним вычисленное значение t [15].
2.3 Процедура исследования
Для характеристики совокупности переменных, указывающих на наиболее типичный или репрезентативный для изучаемой выборки результат, нами использовались средняя арифметическая и мода.
Исследование проводилось в четыре этапа: 1. Организационный. На данном этапе мы подобрали методики, определились с местом исследования, подготовили бланки и т.д. 2. Эмпирический. На эмпирическом этапе была проведана диагностика беременных женщин в разные триместры. Сформировали три выборки беременных женщин первого, второго и третьего триместра. 3. Этап обработки данных. На данном этапе провели статистический анализ родительского отношения беременных женщин в разные триместры. 4. Этап интерпретации результатов. Формировали выводы и рекомендации.
3. Эмпирическое исследование особенностей родительского отношения беременных женщин в разные триместры
3.1 Оценка родительского отношения беременных женщин в первый триместр
По методике диагностики родительского отношения к детям (А.Я. Варги В.В. Столин) определили отношение беременных женщин в первый триместр, к детям по пяти шкалам: принятие-отвержение, кооперация, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, маленький неудачник. Первичные результаты представлены в приложении 2.
На рисунке 1 представлены результаты диагностики отношения к детям беременных женщин в первый триместр.
Рис. 1. Отношение беременных женщин в первый триместр
Анализ рисунка 1 показал, что у беременных женщин в первый триместр было выявлено: по шкале принятие-отвержение Хср. = 12,1 (низкое значение); кооперации Хср.=5,6 (среднее значение), симбиоз Хср.=6,5 (высокое значение), авторитарной гиперсоциализации Хср.=3,2 (среднее значение) и маленький неудачник Хср.=4,3 (среднее значение).
Следовательно, бремененным женщинам в первый триместр более свойственно принятие ребенка. Они воспринимают своего ребенка хорошим, приспособленным, удачливым. Им кажется, что ребенок добьется успеха в жизни из-за высоких способностей, большого ума, хороших манер. По большей части матери испытывают к ребенку радость. Они доверяют ребенку. Большинство беременных женщин планировали беременность и с радостью ждут его появление
Беременные женщины в первый триместр стремятся к симбиотическим отношениям с ребенком. Они ощущают себя с ребенком единым целым, стремятся удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Беременные женщины в первый триместр постоянно ощущают тревогу за ребенка, ребенок кажется им маленьким и беззащитным.
В работе исследовались оценки беременных женщин в первый триместр себя как родителей, их родительских установок и ожиданий, их отношения, чувства, позиции, ответственность, стили семейного воспитания, также, оценки источников знаний и представлений о родительстве. Первичные результаты диагностики сознательного родительства беременных женщин в первый триместр представлены в приложении 3, а на рисунке 2 представлены выборочные средние по каждому показателю сознательного родительства.
Анализ рисунка 2. показал, что по родительской ответственности (Хср.=21,63) и семейным ценностям (Хср.=22,17) беременные женщины в первый триместр получили высокие баллы. По всем остальным – средние: родительские позиции (Хср.=19,27), родительские чувства (Хср.=18,43), стиль семейного воспитания (Хср.=19,71), родительские установки и ожидания (Хср.=11,77) и родительское отношение (Хср.=19,27). Также, большинство беременных женщин в первый триместр отметили, что им лучше удается в семье реализовывать следующие роли: жены, матери, взрослого, семейного менеджера и советчика.
Рис. 2. Средние значения сознательного родительства беременных женщин в первом триместре
Таким образом, беременные женщины в первый триместр понимают свою роль в укреплении семьи и считают, что очень многое в их силах. Они уверены в себе как в родителе, в своих силах и возможностях. По их мнению, несправедливо, если женщина вынуждена нести одна все бремя воспитания ребенка. Воспитывать ребенка должны оба родителя. Беременные женщины в первый триместр считают себя отзывчивыми к призывам о помощи в своей семье. Их возмущает тот факт, что всю заботу о семье на себя может возложить мать. Они не согласны с тем, что планировать домашнее хозяйство должна мать, так как она одна знает, что делается в доме.
Семейные ценности беременных женщин в первый триместр характеризуются следующими особенностями. Женщины данной группы смогут поступиться своими планами ради семьи. Они часто проводят свой досуг вместе со своей семьей. Для них благополучие в семье важнее, чем хорошее состояние дел на работе.
Родительская позиция беременных женщин в первый триместр характеризуется следующими особенностями: в данной группе существует предположение того, что в дальнейшем ребенок будет причинять значительное беспокойство – «маленькие детки – маленькие бетки, большие детки - большие бетки». Для них не свойственно всегда учитывать мнение своего ребенка, принимая какое-либо решение. По их мнению, не обязательно общаться с ребенком на равных, даже в определенных пределах. По их мнению, есть поступки, которые сложно простить своему ребенку. У них не всегда контакты с мужем оставляют приятные переживания. Иногда они затрудняются понимать чувства членов своей семьи. Бывают случаи, когда ребенок может вызвать у родителей негативные чувства. Иногда они могут быть терпимыми к недостаткам членов своей семьи, а иногда терпению приходит конец.
В работе были выявлены следующие родительские установки и ожидания у беременных женщин в первый триместр. Они желают иметь не больше 2-х детей, в некоторых случаях, одного ребенка достаточно. Им иногда хочется быть в кругу своей семьи, а иногда заняться другими делами. Многие убеждены, что если муж и жена любят друг друга, то они не могут раздражать друг друга и ссориться. По их мнению, что если смеяться и шутить вместе с детьми, то это не облегчает многое в семье.
По стилю семейного воспитания беременные женщины в первый триместр получили средние оценки, что свидетельствует о следующем: они не уверены в том, что нужно обсуждать возникающие противоречия в семье, чтобы выявить их причину и избежать конфликтов в дальнейшем. По их мнению, счастье детей не зависит от установленных неформальных отношений между родителем и ребенком. Они считают, что иногда необходимо, чтобы родители сломили волю ребенка. При этом беременные женщины в первый триместр не считают себя компетентными родителями. Испытывают родительскую неуверенность. Они с мужем обычно обговаривают требования к ребенку и оказывают друг другу поддержку в вопросах воспитания. Хотя, в семье уделяется мало внимания обсуждению проблем воспитания детей.
3.2 Оценка родительского отношения беременных женщин во втором триместре
По методике диагностики родительского отношения к детям (А.Я. Варги В.В. Столин) определили отношение к детям у беременных женщин во втором триместре. Первичные результаты представлены в приложении 2.
На рисунке 3 представлены результаты диагностики отношения матерей к детям у беременных женщин во втором триместре.
Рис. 3. Отношения матерей к детям у беременных женщин во втором триместре
Анализ рисунка 3 показал, что у беременных женщин второго триместра по шкале принятие-отвержение Хср. = 12,3 (низкое значение); кооперации Хср.=5,7 (среднее значение), симбиоз Хср.=6,2 (высокое значение), авторитарной гиперсоциализации Хср.=3,9 (среднее значение) и маленький неудачник Хср.=3,4 (среднее значение).
Следовательно, беременным женщинам второго триместра более свойственно принятие ребенка. Они воспринимают своего ребенка хорошим, приспособленным, удачливым. Им кажется, что ребенок добьется успеха в жизни из-за высоких способностей, большого ума, хороших манер. По большей части матери испытывают к ребенку радость. Они доверяют ребенку. Беременные женщины второго триместра стремятся к симбиотическим отношениям с ребенком. Она ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Также, беременные женщины второго триместра постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным.
Первичные результаты диагностики сознательного родительства беременных женщин второго триместра представлены в приложении 5, а на рисунке 4 представлены выборочные средние по каждому показателю сознательного родительства.
Рис. 4. Средние значения сознательного родительства беременных женщин второго триместра
Анализ рисунка 4 показал, что по родительской ответственности (Хср.=20,8) и семейным ценностям (Хср.=22,8) беременны женщины второго триместра получили высокие баллы. По всем остальным – средние: родительские позиции (Хср.=18,9), родительские чувства (Хср.=18,6), стиль семейного воспитания (Хср.=19,9), родительские установки и ожидания (Хср.=12,1) и родительское отношение (Хср.=20,4). Также, большинство беременных женщин второго триместра считают, что им лучше удается в семье реализовывать следующие роли: жены, матери, взрослого, семейного менеджера и советчика.
Таким образом, беременные женщины второго триместра понимают свою роль в укреплении семьи и считают, что очень многое в их силах. Они уверены в себе как в родителе, в своих силах и возможностях. По их мнению, несправедливо, если женщина вынуждена нести одна все бремя воспитания ребенка. Воспитывать ребенка должны оба родителя. Беременные женщины второго триместра считают себя отзывчивыми к призывам о помощи в своей семье. Их возмущает тот факт, что всю заботу о семье на себя может возложить мать. Они не согласны с тем, что планировать домашнее хозяйство должна мать, так как она одна знает, что делается в доме.
Женщины данной группы смогут поступиться своими планами ради семьи. Они часто проводят свой досуг вместе со своей семьей. Родительская позиция беременных женщин второго триместра характеризуется следующими особенностями: в данной группе существует предположение того, что в дальнейшем ребенок будет причинять значительное беспокойство – «маленькие детки – маленькие бетки, большие детки - большие бетки». Для них не свойственно всегда учитывать мнение своего ребенка, принимая какое-либо решение. По их мнению, не обязательно общаться с ребенком на равных, даже в определенных пределах. По их мнению, есть поступки, которые сложно простить своему ребенку. У них не всегда контакты с мужем оставляют приятные переживания. Иногда они затрудняются понимать чувства членов своей семьи. Бывают случаи, когда ребенок может вызвать у родителей негативные чувства. Иногда они могут быть терпимыми к недостаткам членов своей семьи, а иногда терпению приходит конец.
В работе были выявлены следующие родительские установки и ожидания у беременных женщин второго триместра. Им иногда хочется быть в кругу своей семьи, а иногда заняться другими делами. Многие убеждены, что если муж и жена любят друг друга, то они не могут раздражать друг друга и ссориться. По их мнению, что если смеяться и шутить вместе с детьми, то это не облегчает многое в семье.
По стилю семейного воспитания беременные женщины второго триместра получили средние оценки, что свидетельствует о следующем: они не уверены в том, что нужно обсуждать возникающие противоречия в семье, чтобы выявить их причину и избежать конфликтов в дальнейшем. По их мнению, счастье детей не зависит от установленных неформальных отношений между родителем и ребенком. Они считают, что иногда необходимо, чтобы родители сломили волю ребенка. При этом беременные женщины второго триместра не считают себя компетентными родителями. Испытывают родительскую неуверенность. Они с мужем обычно обговаривают требования к ребенку и оказывают друг другу поддержку в вопросах воспитания. Хотя, в семье уделяется мало внимания обсуждению проблем воспитания детей.
3.3 Оценка родительского отношения беременных женщин в третий триместр
Первичные результаты диагностики отношения к детям беременных женщин третьего триместра представлены в приложении 2.
На рисунке 5 представлены результаты диагностики отношения матерей к детям, ожидающих рождение второго ребенка.
Рис. 5. Отношение к детям беременных женщин третьего триместра
Анализ результатов рисунка 5 показал, что беременные женщины на третьем триместре по шкале принятие-отвержение получили 10, 2 балла (низкое значение), по кооперации – 7,9 баллов (высокое значение), по симбиоз – 3,3 баллов (среднее значение), по авторитарной гиперсоциализации – 4,4 баллов (среднее значение) и по маленькому неудачнику – 4,6 баллов (низкое значение).
Следовательно, беременным женщинам на третьем триместре более свойственно принятие ребенка. Они воспринимают своего ребенка хорошим, приспособленным, удачливым. Им кажется, что ребенок добьется успеха в жизни из-за высоких способностей, большого ума, хороших манер. По большей части женщины испытывают к ребенку радость. Они доверяют ребенку.
Первичные результаты диагностики сознательного родительства беременных женщин на третьем триместре представлены в приложении 4, а на рисунке 6 представлены выборочные средние по каждому показателю сознательного родительства.
Рис. 6.Средние значения сознательного родительства беременных женщин на третьем триместре
Анализ рисунка 6 показал, что по родительской позиции (Хср.=22,73), родительским чувствам (Хср.=23,87), стилям семейного воспитания (Хср.=23,09), родительским установкам и ожиданиям (Хср.=17,93) и родительским отношениям (Хср.=22,73) беременные женщины на третьем триместре получили высокие баллы. По всем остальным – средние: родительская ответственность (Хср.=20,19) и семейные ценности (Хср.=20,8). Также, большинство беременных женщин считают, что им лучше удается в семье реализовывать следующие роли: жены, взрослого, советчика, хозяйки и кормилицы.
Таким образом, беременные женщины на третьем триместре понимают свою роль в укреплении семьи и считают, что очень многое в их силах. Они не уверены в себе как в родителе, в своих силах и возможностях. Женщины данной группы одни несут все бремя воспитания ребенка, думая, что воспитывать ребенка должна жена, а муж зарабатывать деньги. Беременные женщины на третьем триместре считают себя отзывчивыми к призывам о помощи в своей семье. Они часто всю заботу о семье возлагают на себя. Они планируют домашнее хозяйство, так как считают, что это должна делать мать. Мать одна знает, что делается в доме.
В данной группе беременных женщин существует предположение того, что в дальнейшей ребенок не будет причинять значительного беспокойства. Для них свойственно всегда учитывать мнение своего ребенка, принимая какое-либо решение. По их мнению, нужно в определенных ситуациях стараться общаться с ребенком на равных. Женщинам данной группы характерно в общении с ребенком сотрудничество. Они считают, если ты родитель, то это не означает что нужно всегда настаивать на своем. Будущие мамы считают, что родитель должен пользоваться уважением в семье. По их мнению, все поступки ребенка можно простить. У них всегда контакты с мужем и с ребенком оставляют приятные переживания. Они считают, что понимают чувства членов своей семьи. Чаще всего они терпеливы к недостаткам членов своей семьи. Женщинам данной группы нравится опекать.
3.4 Сравнительный анализ родительского отношения беременных женщин на первом, втором и третьем триместре
В таблице 1 представлен статистический анализ значимости различий выборочных средних отношения родителей к ребенку беременных женщин на первом, втором и третьем триместре.
Анализ таблицы 1 показал следующие результаты:
1. Существуют незначимые различия по отвержению ребенка между беременными женщинами на первом, втором и третьем триместре при уровне значимости p0,05. Следовательно, беременным женщинам на протяжении всей беременности более свойственно принятие ребенка. Они воспринимают своего ребенка хорошим, приспособленным, удачливым. Им кажется, что ребенок добьется успеха в жизни из-за высоких способностей, большого ума, хороших манер. По большей части беременные женщины испытывают к ребенку радость.
Таблица 1.
Статистический анализ
Показатели отношения родителей к детям | Беременные женщины, tэмп. | ||
Первого и третьего триместра | Второго и третьего триместра | Первого и второго триместра | |
Отвержение | 1,12 | 0,98 | 1,14 |
Кооперация | 3,15** | 3,26** | 1,17 |
Симбиоз | 3,93** | 3,76** | 1,05 |
Авторитарная гиперсоциализация | 1,47 | 0,74 | 1,11 |
Маленький неудачник | 0,78 | 0,99 | 0,65 |
Примечание: *- p0,05; **- p0,01
2. Существуют значимые различия по кооперации между женщинами первого и третьего триместра (tэмп.=3,21) и женщинами третьего и второго триместра не собирающихся рожать второго (tэмп.=3,48) при уровне значимости p0,01. Следовательно, беременным женщинам на третьем триместре больше проявляется кооперативное отношение к ребенку. К третьему триместру женщины решили, что лучше быть заинтересованными в делах и планах ребенка, стараться во всем помогать ребенку, сочувствовать ему.
3. Существуют значимые различия по симбиозу между беременными женщинами первого и третьего триместра (tэмп.=4,52) и женщинами второго и третьего триместра (tэмп.=4,98), при уровне значимости p0,01. Беременные женщины на первом и втором триместре стремятся к симбиотическим отношениям с ребенком. Она ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. При этом, постоянно ощущают тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным.
4. Существуют незначимые различия по авторитарной гиперсоциализации между беременными женщинами трех групп при уровне значимости p0,01. Всем беременным женщинам свойственно среднее значение по авторитарной гиперсоциализации.
5. Существуют незначимые различия по маленькому неудачнику между беременными женщинами трех групп при уровне значимости p0,01. Всем матерям свойственно среднее значение.
Таким образом, к третьему триместру у матерей начинает преобладать кооперативное отношение к ребенку. В начале и середине беременности женщины стремятся к симбиотическим отношениям с ребенком.
В приложении 6 представлены расчеты статистического анализа о значимости различий средних значений сознательного родительства беременных женщин на первом, втором и третьем триместре.
Из приложения 6 было выявлено, что существуют значимые различия по уровню осознанности родительства беременными женщинами трех групп при уровне значимости Р 0,01 по следующим компонентам: родительская позиция (tэм.=2,95; 2,76), родительские чувства (tэм.=3,31; 2,81), стили семейного воспитания (tэм.=2,97; 2,85) и родительское отношение (tэм.=3,05; 2,84). По родительской ответственности, родительским установкам и ожидания, семейным ценностям различия незначимы при уровне значимости Р 0,01.
Следовательно, у беременных женщин первого и второго триместра ниже уровень осознанности родительства. Особенно это ярко проявляется в родительской позиции, родительских чувствах, родительских отношениях и в стилях семейного воспитания. К третьему триместру осознанность родительства значительно увеличивается.
Выводы
Подтверждена гипотеза исследования: существуют различия в родительском отношении беременных женщин в разные триместры, а, именно:
1. По кооперации и симбиозу. Беременным женщинам на третьем триместре больше проявляется кооперативное отношение к ребенку. Беременные женщины на первом и втором триместре стремятся к симбиотическим отношениям с ребенком.
2. По уровню осознанности родительства. У беременных женщин первого и второго триместра ниже уровень осознанности родительства. К третьему триместру осознанность родительства значительно увеличивается.
Заключение
Цель работы достигнута. Исследование родительского отношения беременных женщин в разные триместры привело к следующим результатам.
Беременным женщинам на протяжении всей беременности более свойственно принятие ребенка. Они воспринимают своего ребенка хорошим, приспособленным, удачливым. Им кажется, что ребенок добьется успеха в жизни из-за высоких способностей, большого ума, хороших манер. По большей части беременные женщины испытывают к ребенку радость. Беременным женщинам на третьем триместре больше проявляется кооперативное отношение к ребенку. К третьему триместру женщины решили, что лучше быть заинтересованными в делах и планах ребенка, стараться во всем помогать ребенку, сочувствовать ему.
Беременные женщины на первом и втором триместре стремятся к симбиотическим отношениям с ребенком. Она ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. При этом, постоянно ощущают тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. К третьему триместру у матерей начинает преобладать кооперативное отношение к ребенку. В начале и середине беременности женщины стремятся к симбиотическим отношениям с ребенком.
У беременных женщин первого и второго триместра ниже уровень осознанности родительства. Особенно это ярко проявляется в родительской позиции, родительских чувствах, родительских отношениях и в стилях семейного воспитания. К третьему триместру осознанность родительства значительно увеличивается.
Список литературы
1. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: Исследования и проблемы. М., 1997.
2. Авдеева Н. Роль матери и отца в развитии ребенка: Советы психолога // Дошкольное воспитание, 2005. - №3. – С.101-106.
3. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996.
4. Артамонова Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др. – М.: Академия, 2004.- 192с.
5. Авдеева Н. Роль матери и отца в развитии ребенка: Советы психолога / Н. Андреева // Журн. Дошкольное воспитание, 2005. - №3. – С.101.
6. Андреева Т.В. Психология современной семьи. Монография / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2005. – 436 с.
7. Баженова О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка // Синапс. 1993. № 4. С. 35–42.
8. Батуев А.С. Психофизиологическая природа доминанты материнства // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. общ. 1996. Т. 2. Вып. 4. С. 69–70.
9. Бодалев А.А. Семья в психологической консультации / А.А. Бодалев, В.В. Столин. - М.: Педагогика, 1989. – 462 с.
10. Бейкер К. Теория семейных систем М. Боуена / К. Бейкер // Журн. Вопросы психологии. – 1991. - №6- С.155
11. Брутман В.И., Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопр. психол. 1997. № 6. С. 38–47.
12. Брутман В.И., Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Предпосылки девиантного материнского поведения // Психол. журн. 2000. Т. 21. № 2. С. 79–87.
13. Голод С.И. Стабильность семьи: Социологический и демографический аспекты.- М.- Речь, 1999.- 348с.
14. Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. - М.- Академия, 1996. - 160 с.
15. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник / О.Ю. Ермолаев. – 3-е изд., испр. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. – 336 с.
16. Ковалёв С.В. Психология современной семьи / С.В. Ковалев. - М., Академия, 1998. – 452 с.
17. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. - М.- Академия, 1997.- 256с.
18. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. - М.: Академия, 1999. - 268 с.
19. Копыл О.А., Бас Л.Л., Баженова О.В. Готовность к материнству: выделение факторов и условий психологического риска для будущего развития ребенка. М., 1994.- 342с.
20. Леус Т.В. Материнство - опыт трех поколений. Психологические сопровождение беременной женщины. М.: Изд-во ИП РАН, 2000.- 364с.
21. Логинова И.А. О специфике детско-родительских отношений / И.А. Логинова // Журн. Семейная психология и семейная терапия. - 1998. - № 4.- С. 61
22. Мегедь В.В. Как улучшить взаимопонимание с детьми: Рекомендации по воспитанию детей / В.В. Мегедь // Журн. Соционика, ментология и психология личности. - 2005. - №2. – С.43-50.
23. Минияров В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект) / В.М. Минияров. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2000. – 358 с.
24. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силаевой. – 2-е изд., стереотип.- М., Академия, 2004.- 192с.
25. Посысоева Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н. Посысоева. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.-328с.
26. Савина Е. Особенности материнских установок по отношению к детям с нарушениями в развитии // Вопросы психологии, 2002. - №6.
27. Сатир В. Как строить себя и свою семью / В. Сатир. – М.: Педагогика-Пресс, 1992.- 192 с.
28. Степанов С.С. Семейное воспитание детей // Здоровье детей, 2004. - №9. – С.28-30.
29. Филиппова Г.Г. Материнство: сравнительно-психологический подход // Психол. журн. 1999. Т. 20. № 5. C. 81–88.
30. Филиппова Г.Г. Мотивационная основа материнского поведения: филогенетический аспект // Социокогнитивное развитие ребенка в раннем детстве. М.: Владос-пресс, 1995.- 348с.
31. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер. - СПб.: ПИТЕР, 2001.-656с.
32. Эйдемиллер Э.Г Семейная психотерапия / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий, Н.В. Александрова. - СПб.: ПИТЕР, 2000. – 456 с.
Приложение 1
ТЕСТ-ОПРОСНИК РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ (А.Я. ВАРГА, В.В. СТОЛИН)
Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.
Текст опросника
1.Я всегда сочувствую своему ребенку.
2.Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
3.Я уважаю своего ребенка.
4.Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
5.Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
6.Я испытываю к ребенку чувство расположения.
7.Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
8.Мой ребенок часто неприятен мне.
9.Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
10.Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
11.Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
12.Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
13.Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
14.Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.
15.Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
16.Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
17.Мой ребенок впитывает все дурное, как губка.
18.Моего ребенка трудно научить хорошим манерам.
19.Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
20.Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
21.Я принимаю участие в своем ребенке.
22.К моему ребенку “липнет” все дурное.
23.Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
24.Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
25.Я жалею своего ребенка.
26.Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
27.Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
28.Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
29.Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
30.Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне нравится и кажется необходимым.
31.Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
32.Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
33.При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
34.Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
35.В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.
36.Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
37.Я всегда считаюсь с ребенком.
38.Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
39.Основные причины капризов моего ребенка – эгоизм, упрямство и лень.
40.Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
41.Самое главное – чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство, все остальное приложится.
42.Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
43.Я разделяю увлечения своего ребенка.
44.Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
45.Я понимаю огорчения своего ребенка.
46.Мой ребенок часто раздражает меня.
47.Воспитание ребенка – сплошная нервотрепка.
48.Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49.Я не доверяю своему ребенку.
50.За строгое воспитание дети потом благодарят.
51.Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.
52.В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
53.Я разделяю интересы своего ребенка.
54.Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
55.Мой ребенок вырастет неприспособленным к жизни.
56.Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
57.Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
58.Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
59.Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
60.Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
61.Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Ключи к опроснику
I. “Принятие-отвержение”: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16,18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.
II. Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.
III.“Симбиоз”: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
IV.“Авторитарная гиперсоциализация”: 2, 19,30, 48,50, 57, 59.
V.“Маленький неудачник”: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.
Приложение 2
Результаты диагностики отношения к детям беременных женщин, в балл.
№ | Отношение матерей к детям | ||||
Принятие-отвержение | Кооперация | Симбиоз | Авторитарная -гиперсоциализация | Маленький неудачник | |
Беременные женщины на третьем триместре | |||||
1 | 20 | 9 | 2 | 2 | 7 |
2 | 10 | 9 | 6 | 1 | 4 |
3 | 11 | 9 | 1 | 6 | 7 |
4 | 15 | 7 | 1 | 4 | 7 |
5 | 10 | 7 | 5 | 2 | 5 |
6 | 7 | 7 | 2 | 6 | 7 |
7 | 23 | 9 | 6 | 2 | 8 |
8 | 8 | 8 | 2 | 2 | 4 |
9 | 6 | 7 | 1 | 6 | 5 |
10 | 8 | 8 | 2 | 5 | 4 |
11 | 8 | 9 | 7 | 7 | 2 |
12 | 4 | 7 | 1 | 2 | 1 |
13 | 8 | 9 | 7 | 6 | 2 |
14 | 28 | 9 | 2 | 2 | 6 |
15 | 7 | 7 | 2 | 3 | 7 |
16 | 9 | 9 | 1 | 7 | 7 |
17 | 10 | 4 | 6 | 6 | 4 |
18 | 4 | 8 | 2 | 7 | 2 |
19 | 1 | 7 | 1 | 6 | 1 |
20 | 5 | 7 | 6 | 7 | 2 |
21 | 15 | 9 | 1 | 3 | 7 |
22 | 14 | 9 | 2 | 7 | 5 |
23 | 12 | 8 | 7 | 7 | 5 |
24 | 7 | 8 | 4 | 5 | 4 |
25 | 12 | 7 | 2 | 4 | 7 |
26 | 13 | 9 | 2 | 4 | 6 |
27 | 10 | 7 | 3 | 5 | 3 |
28 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 |
29 | 7 | 9 | 2 | 6 | 2 |
30 | 6 | 8 | 7 | 7 | 3 |
Беременны женщины на первом триместре | |||||
1 | 8 | 2 | 6 | 7 | 3 |
2 | 29 | 3 | 7 | 7 | 6 |
3 | 6 | 2 | 6 | 6 | 5 |
4 | 7 | 8 | 7 | 3 | 5 |
5 | 10 | 7 | 7 | 5 | 3 |
6 | 22 | 4 | 7 | 5 | 7 |
7 | 9 | 8 | 7 | 4 | 4 |
8 | 27 | 4 | 7 | 4 | 6 |
9 | 11 | 8 | 7 | 6 | 4 |
10 | 23 | 3 | 2 | 7 | 6 |
11 | 13 | 7 | 6 | 4 | 4 |
12 | 17 | 8 | 7 | 5 | 3 |
13 | 10 | 9 | 6 | 4 | 2 |
14 | 28 | 4 | 7 | 4 | 7 |
15 | 18 | 7 | 7 | 4 | 2 |
16 | 8 | 3 | 7 | 4 | 3 |
17 | 9 | 9 | 7 | 5 | 3 |
18 | 24 | 3 | 7 | 4 | 3 |
19 | 9 | 7 | 7 | 6 | 3 |
20 | 16 | 4 | 7 | 3 | 8 |
21 | 13 | 4 | 3 | 6 | 7 |
22 | 25 | 3 | 6 | 5 | 3 |
23 | 10 | 7 | 6 | 5 | 4 |
24 | 22 | 3 | 7 | 4 | 3 |
25 | 29 | 4 | 6 | 2 | 2 |
26 | 13 | 7 | 7 | 3 | 4 |
27 | 12 | 9 | 7 | 3 | 6 |
28 | 10 | 8 | 7 | 5 | 3 |
29 | 26 | 4 | 6 | 2 | 3 |
30 | 10 | 3 | 6 | 7 | 4 |
Беременные женщины второго триместра | |||||
1 | 20 | 1 | 2 | 7 | |
2 | 10 | 9 | 6 | 4 | |
3 | 11 | 9 | 1 | 6 | 1 |
4 | 15 | 7 | 1 | 2 | |
5 | 10 | 7 | 5 | 5 | |
6 | 7 | 7 | 2 | 6 | 3 |
7 | 23 | 3 | 6 | 8 | |
8 | 8 | 8 | 2 | 4 | |
9 | 6 | 7 | 1 | 6 | 5 |
10 | 8 | 8 | 2 | 4 | |
11 | 8 | 3 | 7 | 7 | 2 |
12 | 4 | 7 | 1 | 1 | |
13 | 8 | 3 | 7 | 6 | 2 |
14 | 28 | 2 | 2 | 6 | |
15 | 7 | 7 | 2 | 1 | |
16 | 9 | 3 | 1 | 7 | 2 |
17 | 10 | 4 | 6 | 6 | 4 |
18 | 4 | 8 | 2 | 2 | |
19 | 1 | 7 | 1 | 6 | 1 |
20 | 5 | 7 | 6 | 2 | |
21 | 30 | 3 | 1 | 7 | |
22 | 14 | 4 | 2 | 7 | 5 |
23 | 12 | 3 | 7 | 7 | 5 |
24 | 14 | 8 | 1 | 4 | |
25 | 16 | 7 | 3 | 1 | |
26 | 22 | 3 | 2 | 7 | |
27 | 10 | 7 | 3 | 3 | |
28 | 8 | 7 | 6 | 4 | |
29 | 7 | 3 | 2 | 6 | 2 |
30 | 6 | 8 | 3 | 3 |
Приложение 3
Статистический анализ сознательного родительства женщин
На первом триместре, в Хср. | На третьем триместре, в Хср. | tэмп. | |
Родительские позиции | 19,3 | 22,7 | 2,95* |
Родительские чувства | 18,4 | 23,8 | 3,31* |
Родительская ответственность | 21,6 | 20,2 | 1,56 |
Родительские установки и ожидания | 11,8 | 14,9 | 1,34 |
Семейные ценности | 22,2 | 20,8 | 1,18 |
Стиль семейного воспитания | 19,7 | 23,1 | 2,79* |
Родительское отношение | 19,3 | 22,7 | 2,86* |
На первом триместре, в Хср. | На втором триместре, в Хср. | tэмп. | |
Родительские позиции | 19,3 | 18,9 | 0,25 |
Родительские чувства | 18,4 | 18,6 | 0,76 |
Родительская ответственность | 21,6 | 20,8 | 1,512 |
Родительские установки и ожидания | 11,8 | 12,1 | 1,24 |
Семейные ценности | 22,2 | 22,8 | 0,55 |
Стиль семейного воспитания | 19,7 | 19,3 | 0,29 |
Родительское отношение | 19,3 | 20,4 | 1,13 |
На третьем триместре, в Хср. | На втором триместре, в Хср. | tэмп. | |
Родительские позиции | 22,7 | 18,9 | 2,76* |
Родительские чувства | 23,8 | 18,6 | 2,81* |
Родительская ответственность | 20,2 | 20,8 | 0,29 |
Родительские установки и ожидания | 14,9 | 12,1 | 1,47 |
Семейные ценности | 20,8 | 22,8 | 1,156 |
Стиль семейного воспитания | 23,1 | 19,3 | 2,85* |
Родительское отношение | 22,7 | 20,4 | 2,84* |
Примечание: *- Р 0,01