Механизмы психологической защиты у дошкольников
СОДЕРЖАНИЕ: ГОУ СПО Педагогический колледж № 8 Санкт – Петербурга Реферат по общим основам психологии Тема: Механизмы психологической защиты у дошкольников Работа выполненаГОУ СПО Педагогический колледж № 8 Санкт – Петербурга
Реферат по общим основам психологии
Тема: «Механизмы психологической защиты у дошкольников »
Работа выполнена
Студенткой 34 группы
Заочного отделения
Лисициной Ю. В.
Работа проверена преподавателем
Смолиной Т. А.
2008 – 2009 уч. год
Содержание
Стр.
1. Введение 4 - 6
2. Особенности формирования механизмов психологической
защиты у детей и их причины. 7 - 11
3. Виды механизмов психологической защиты, наиболее
часто встречающихся у детей. 12 - 20
4. Методы работы с детьми. 21 – 24
5. Литература 25
План
1. Особенности формирования механизмов психологической защиты у детей и их причины.
2. Виды механизмов психологической защиты, наиболее часто встречающихся у детей.
3. Методы работы с детьми.
1. Введение
В настоящее время в детской психологии и психотерапии проблема психологической защиты является одной из самых актуальных и обсуждаемых. С чем связано такое положение вещей? Почему все чаще обсуждают, а не изучают психологическую защиту и не обобщают полученные знания в статьях? С одной стороны, основное внимание придается роли отношений между родителями и детьми в формировании механизмов психологической защиты, а не изучению их проявления в психике конкретного ребенка. Кроме того, необходимость изучения защиты чаще ассоциируется с детьми, которые страдают пограничными психическими расстройствами, и с детьми в переломные периоды развития (как правило, с дошкольниками и подростками). С другой стороны, трудности практического изучения психологической защиты обусловлены тем, что действительно неясны многие стороны и закономерности этого психического явления.
Что же такое психологическая защита? Психологическая защита – это специальная система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний с целью сохранения психического здоровья.
В процессе жизни человек меняется. Он меняет свои взгляды, представления, ценности. Иногда это происходит незаметно для самого человека, естественно, иногда требует от него серьезной работы. Такие изменения обычно осознаются. Однако бывают случаи, когда то, что происходит с человеком, настолько травмирует его, что он неосознанно отвергает этот новый опыт, новую беспокоящую информацию или так перерабатывает ее, что она становится менее или совсем не травмирующей. Это осуществляется за счет неосознаваемых регуляторных психологических механизмов. Действие таких механизмов осуществляется помимо сознания, помимо воли человека. Такие «механизмы «охраняют» психику, «защищают» ее от непосильной нагрузки. Поэтому они получили название механизмов психологической защиты.
Они были впервые описаны З.Фрейдом в своей работе «Защитные механизмы» в 1894 г. По его первоначальным представлениям, механизмы психологической защиты являются врожденными, запускаются в экстремальной ситуации и выполняют функцию «снятия внутреннего конфликта», то есть выступают как средство разрешения конфликта между сознательным и бессознательным.
Свои фундаментальные положения о защите З. Фрейд сформулировал в процессе лечения больных неврозами – обратимыми расстройствами, обусловленными воздействием психотравмирующих факторов. В основе этой болезни лежит переживание человеком внутреннего конфликта, неспособность разрешения которого вызывает у человека рост внутреннего напряжения и дискомфорта. Включение механизмов психологической защиты сопровождается субъективным ощущением облегчения – снятие напряжения.
Впервые попыталась обобщить и систематизировать знания о механизмах психологической защиты, накопившиеся к середине 1940-х годов, дочь З. Фрейда Анна Фрейд в своей монографии «Психология «Я» и защитные механизмы». Она уже, в отличие от своего отца, акцентирует роль защитных механизмов в разрешении внешних, т.е. социогенных конфликтов, а сами эти механизмы уже формируются в процессе личностного развития, научения.
При изучении психологических защитных механизмов главным для А. Фрейд являлся анализ трансформаций, претерпеваемых в аффектах ребенка. По ее мнению, эмоциональная жизнь детей менее сложна и более прозрачна, чем эмоциональная жизнь взрослых, поэтому ее можно наблюдать. Взрослый может предполагать, что на данные конкретные события ребенок может реагировать конкретными аффектами. Но в противоположность таким ожиданиям, иногда наблюдение может показать совершенно иную картину. Например, ребенок проявляет безразличие там, где взрослый ожидал разочарования, или находится в веселом настроении вместо огорчения. Во всех этих случаях произошло что-то, что нарушило нормальный процесс. Осуществляя свои защитные функции, «Я» вмешалось и послужило причиной трансформации аффекта.
А.Фрейд разделила механизмы защиты на группы и выделила перцептивные, интеллектуальные и двигательные автоматизмы, которые обеспечивают последовательное искажение образа реальной ситуации с целью ослабления травмирующего эмоционального напряжения. При этом представление о среде искажается минимально.
Представления отечественных психологов И.М. Никольской и Р.М. Грановской о механизмах защиты основаны на понимании значимости закономерности созревания различных психических структур и их готовности включиться в работу по защите душевного равновесия ребенка. Они также рассматривают психологические защитные механизмы в качестве процессов интрапсихической адаптации личности за счет подсознательной переработки информации. В этих процессах принимают участие все психические функции: восприятие, память, внимание, воображение, мышление, эмоции. Но каждый раз основную часть работы по преодолению негативных переживаний берет на себя какая-то одна из них. (Например, переориентация внимания при отрицании, забывание при подавлении, построение логических доводов для оправдания своих поступков при рационализации). Включаясь в психотравмирующей ситуации, защитные механизмы выступают в роли своеобразных барьеров на пути продвижения информации. В результате взаимодействия с ними тревожная для личности информация либо игнорируется, либо искажается, либо фальсифицируется. Тем самым формируется специфическое состояние сознания, позволяющее человеку сохранить гармоничность и уравновешенность структуры своей личности. Такое защитное внутреннее изменение рассматривается как особая форма приспособления человека к среде.
2. Особенности формирования механизмов психологической защиты у детей и их причины.
Система защитных механизмов формируется с накоплением жизненного опыта, требует опоры на сформировавшееся «Я», поэтому свойственна взрослому человеку. Когда речь идет о ребенке, мы имеем дело с несформировавшимся Я», поэтому их формирование в детском возрасте имеет свои особенности. А.Фрейд подчеркивала: защитные механизмы у детей носят оберегающий характер и поддерживают нормальный психологический статус личности, предотвращая ее дезорганизацию.
У ребенка каждый защитный механизм вначале формируется для овладения конкретными инстинктивными побуждениями и связан, таким образом, с определенной фазой индивидуального развития. Побудителем их формирования выступают возникающие в онтогенезе многообразные типы тревоги, типичные для детей. Сюда относят реакции беспокойства на физический дискомфорт, страх разлуки и самостоятельности (одиночества, темноты, замкнутых пространств), страх смерти (нападения, заболевания, смерти родителей, сказочных персонажей, стихии и пр.), страх подчинения (быть наказанным, быть пристыженным, ), страх изменения. Они ограждают ребенка от неудовольствия, исходящего изнутри (внутренние инстинктивные стимулы), и от неудовольствия, источники которого находятся во внешнем мире.
Защитная система ребенка формируется на базе врожденных безусловных реакций путем усложнения форм его поведения (форм двигательной активности) в процессе индивидуального научения и развития форм психического отражения.
Специфика становления детской системы защиты заключается в том, что первоначально она проявляется за счет и на уровне двигательных (поведенческих) реакций при участии элементарных психических функций. Эти постепенно усложняющие автоматические изменения поведения, возникающие в ответ на травмирующее воздействие, раздражитель, впечатление, обеспечивают приспособляемость ребенка к новой жизненной ситуации. Сюда относятся реакции беспокойств на физический дискомфорт, которые и обеспечивают приспособляемость ребенка к новой жизненной ситуации. Например, для ребенка до одного года характерны такие врожденные двигательные реакции как защитное отдергивание, зажмуривание, крик, плач, улыбка, сосание, движения туловища, конечностей, головы, а также их комплексы). Поведенческие реакции экспрессивны, доступны внешнему наблюдению и регистрации, поэтому не только позволяют осуществить определенные изменения во внешней среде, но и привлекают к себе внимание окружающих взрослых.
Таким образом, позднее формируются защитные механизмы, в реализации которых принимают участие в первую очередь психические функции: от восприятия и эмоций до памяти и мышления. Такие защитные процессы позволяют ребенку адаптироваться к среде не за счет изменения внешнего мира, а за счет внутренних изменений – трансформации внутренней картины мира и образа самого себя (отрицание, проекция, замещение).
Формирование полноценной системы психологической защиты происходит по мере взросления ребенка, в процессе индивидуального развития и научения. Индивидуальный набор защитных механизмов зависит от конкретных обстоятельств жизни, с которыми сталкивается ребенок, от многих факторов внутрисемейной ситуации, от отношений ребенка с родителями. Защитные механизмы возникают у ребенка как результат:
1) усвоения демонстрируемых родителями образцов защитного поведения;
2) негативного воздействия со стороны родителей.
Рассмотрим некоторые примеры. При рассмотрении защиты как результата усвоения родительских стилей поведения в виде научения через подкрепление или посредством подражания подчеркивается роль семьи как психосоциального посредника общества. У детей изоляция от матери или другого близкого человека в раннем детстве может привести к аномалиям социального поведения, повышенной уязвимости или усилению агрессивности и даже снижению интеллекта ребенка. Таким образом, биологический смысл раннего запечетлевания (импринтинга) можно напрямую связать с образованием системы психологической защиты, при невозможности сформировать которую необратимо наступают изменения в поведении.
Под негативным воздействием со стороны родителей подразумевают недостаточное удовлетворение базовых потребностей ребенка. Так, если ребенок не имеет правильного и постоянного материнского ухода (не удовлетворяется потребность в привязанности и безопасности) у него быстро развивается болезненное состояние напряжения. В этих условиях младенец, лишенный ухода матери, в качестве защитной компенсации будет стараться стимулировать себя ритмическими движениями тела, например, стукаясь лбом или сильно раскачиваясь.
У холодных и безразличных матерей младенцы часто бывают напряженными, сопротивляющимися. Они даже сосать не хотят, а иногда становятся совершенно отчужденными, впадая в состояние, близкое к ступору. На структуру защиты ребенка влияет не только холодность или безразличие, но и властность матери. Показано, что дети властных матерей демонстрируют много признаков ранней невротизации, и в дальнейшем они проявляются как особенности их характера: застенчивость, устойчивые страхи, повышенная тревожность или излишняя покорность.
Теплое чувство в отношениях «мать и дитя» в первые годы жизни защищает ребенка от многих расстройств. Вместе с тем чрезмерная забота способствует организации вокруг ребенка круговой обороны по типу «наш ребенок всегда прав». В этом случае родители агрессивно настроены ко всем, кто указывает на неправильное поведение их детей. Такой «кумир семьи» часто возникает в семьях, где ребенок поздний, долгожданный и единственный. В подобной обстановке дети вырастают лживыми, жестокими. Отражением сверхзаботы может выступать педантично-подозрительный стиль семейных отношений, когда родители не доверяют своим детям, тотально их контролируют и стараются полностью изолировать от сверстников.
Во всех перечисленных случаях говорить о развитии полноценной системы защиты не приходится. Эмоциональное отвержение и эмоциональный симбиоз являются теми родительскими установками, которые затем переходят в типичные нарушения родительского поведения. А такие нарушения неизбежно нарушают безопасность ребенка и побуждают его формировать всевозможные способы защиты для ликвидации чувства изоляции и беспомощности.
В последнее время чаще стали создавать новые семьи разведенные люди. Тогда дети от первого брака попеременно воспитываются родителями, или в воспитание вмешивается отчим. В этих обстоятельствах дети нередко формируют защитный механизм проекции и начинают воспринимать окружающий мир как источник постоянной угрозы. Внешне это может выражаться как жестокость по отношению к окружающим.
Авторитарный, жестокий отец, унижающий и обижающий ребенка, и слабая, потакающая мать, не способная защитить свое дитя, способствуют формированию в характере ребенка садисткой жестокости на фоне излишней сентиментальности. В такой семье растут люди несамодостаточные, с постоянным ощущением собственной ущемленности, подчиняющие всю свою жизнь одной цели – самоутверждению любой ценой. При этом подавленная враждебность к авторитарному отцу может либо усилить страх перед ним и привести к еще большему подчинению, либо вызвать бунт.
Нарушением отношений с родителями нередко обусловлено скрытым эмоциональным отвержением ребенка. Такие отец и мать не признаются себе, что тяготятся ребенком. Если эта мысль возникает, то гонят ее от себя как недостойную и возмущаются, когда слышат подобное со стороны. Подавляя такое отношение, они подчеркнуто заботятся о своем чаде, чрезмерно, утрированно внимательны к нему. Однако вынужденность заботы и недостаток тепла чувствуется, формируя у ребенка душевный конфликт и недоверие к миру. Чем больше ребенок скрывает недовольство своей семьей, тем больше проецирует на внешний мир, приобретая убеждение в том, что мир враждебен и страшен. Если ни в семье, ни в школе, ни в мечтах ребенок не может самоутвердиться, то тогда возникает бунт. Тогда поступают непрерывные жалобы на наглое, грубое поведение ребенка. Родители и взрослые, страдающие от упрямства и капризов детей, не отдают себе отчета в том, что все это – проявление бессилия ребенка. Огорчающее поведение ребенка – нередко просто свидетельство излишнего стеснения его желаний, принуждения или плохого самочувствия.
3. Виды механизмов психологической защиты, наиболее часто встречающиеся у детей.
Единой классификации механизмов психологической защиты о настоящего времени не существует, однако наиболее изученными и общепринятыми являются: отрицание, подавление, вытеснение, проекция, идентификация, рационализация, отчуждение, замещение, сновидение, сублимация.
Рассмотрим некоторые из них.
Отрицание – это отказ признать, что какая-то ситуация или какие-либо действия, события имеют место. Защита проявляется в игнорировании потенциально тревожной информации, уклонении от нее. Это как бы барьер, не допускающий нежелательную информацию, которая при этом необратимо теряется для человека и впоследствии не может быть восстановлена и не может дойти до сознания.
В качестве прототипа отрицания нередко рассматривают сон (не сновидение). Возникая одним из первых в онтогенезе, отрицание предохраняет младенца от перевозбуждения со стороны внешнего мира. Наиболее примитивные формы отрицание – не-видение, не-слышание. Невозможность избежать неприятного события может компенсироваться не его самого, а его тревожащего смысла. Эта форма отрицания возникает в возрасте двух лет, когда активно формируется речь. В этом смысле лживость маленьких детей нередко имеет чисто защитную реакцию.
Итак, при отрицании переориентируется внимание. Его направление меняется так, что человек становится особо невнимательным к тем сферам жизни и граням событий, которые чреваты для него неприятностями. Например, родители могут долго и эмоционально ругать своего ребенка за очередную проделку и вдруг с возмущением обнаружить, что он давно уже «отключился» и никак на их нравоучения не реагирует. Зачем переживать, что ты «хулиган» и «не оправдал надежд», если можно просто не слышать и никакой вины в связи с этим не испытывать.
Отрицание может позволить человеку с опережением отгородиться от травмирующих событий. У многих детей это проявляется в избегании соревнований или в отказе от занятий, в которых он не силен, особенно по сравнению с другими детьми.
Стимул для запуска отрицания может быть не только внешним, но и внутренним, когда человек старается о чем-то не думать, отогнать мысли о неприятном. Обобщенная оценка опасности информации производится при ее предварительном целостном восприятии, которая приводит к такой перенастройке внимания, когда детальная информация об опасном событии полностью исключается из последующей переработки. Многие дети, например, прежде чем начать смотреть фильм или читать новую книжку, задают вопрос: «А какой там конец, хороший или плохой?». Если конец плохой, то телевизор немедленно переключается на другую программу, а книжка помещается обратно на полку. Избегаются все темы, ситуации, люди, подозреваемые в провоцировании у себя нежелательных эмоций. Или, например, в случае гибели любимой собаки ребенок делает вид, будто она все еще живет в доме. Малыш каждое утро наливает молоко в миску собаки и ставит на ее подстилку.
Подавление . При подавлении защита проявляется в забывании, блокировании неприятной, нежелательной информации либо при ее переводе из восприятия в память, любо при выводе из памяти в сознание. Информация в этом случае уже является содержанием психики, так как была воспринята и пережита.
Особенность подавления состоит в том, что содержание переживаемой информации забывается, а ее эмоциональные, двигательные (движения мышц лица, поза), вегетативные (спазмы желудка, учащенное сердцебиение, потливость, покраснение и др.) и психосоматические проявления могут сохраняться, проявляясь в навязчивых движениях и состояниях, ошибках, описках, оговорках. Эти симптомы в символической форме отражают связь между реальным поведением и подавляемой информации.
Например, при разговоре с психологом у мальчика выявлено подавленное травмирующее переживание, связанное с тем, что ребенок не может удовлетворить очень важную для его возраста потребность – иметь собаку. Защитный барьер подавления - «о собаке лучше не говорить, ведь мама будет ругаться» - позволяет частично справиться с неприятным переживанием. Свое неверие мальчик переносит и на свое будущее – своего сына. Бессознательно идентифицируя себя с матерью, ребенок слепо копирует ее родительское поведение («не куплю собаку, т.к. не знаю магазина, не хватит денег»). Прослеживается своеобразный стереотип в решении значимой проблемы, который при отсутствии осознания означал бы для ребенка только один исход – неуспех (собаки не будет, потому что ее не может быть никогда).
Взрослые часто вынуждают детей «забыть» о значимых для них вещах. Есть предметы, проблемы, события, о которых не только говорить нельзя, но и думать запрещается. Если человек усилием воли старается нечто подавить, забыть о чем-то пережитом, то осуществляется их разделение в его памяти на разрешенные к воспоминанию и на неразрешенные. Чаще всего подавляется переживание страха, собственной слабости, агрессивных намерений против родителей или других людей.
Вытеснение – форма переживания, отсутствующего в сознании; крайняя форма отрицания. В отличие от подавления, вытеснение связано не с исключением из сознания информации о случившемся в целом, а только с забыванием истинного, но неприемлемого для человека мотива поступка. Мотив – побуждение к конкретной деятельности. Таким образом, забывается не само событие, действие, переживание, ситуация, а только его причина. Забыв истинный мотив, человек заменяет его на ложный, скрывая настоящий и от себя, и от окружающих. Вытеснение считается самым эффективным защитным механизмом.
Для детей типичным является вытеснение страха смерти. В этом случае сохраняется осознание того, что он боится, что страх – есть. В то же время настоящая причина страха маскируется. Например, вместо страха смерти появляется страх «медведя» или «волка», которые могут «напасть и голову откусить». По мнению З.Фрейда, причиной вытеснения является стремление избежать неудовольствия, вызванного данным воспоминанием.
События, вытесненные в бессознательное, сохраняют эмоциональный энергетический заряд и постоянно ищут возможности выхода наружу. Для удержания их в бессознательном требуется непрерывный расход энергии. В то же время, когда вытесненное влечение делает попытку пробиться в сознание, субъективно это ощущается как переживание беспокойства и тревоги или беспричинного страха. Такое повышение тревожности и общей эмоциональности побуждает человека менять логику своего мышления. Под действием вытеснения формируется особая черно-белая логика, связанная с предпочтением крайних вариантов в оценке действительности.
Вытеснение может осуществляться не только полностью, но и частично. При неполном вытеснении остается невытесненным, сохраненным, отношение человека к истинному мотиву как причине переживания. Это отношение существует в сознании в замаскированном виде как чувство немотивированной тревоги, сопровождающейся иногда соматическими явлениями. Например, у ученика , относящегося с отвращением к урокам игры на фортепьяно, могут появиться судороги или спазмы в руках.
Проекция – механизм психологической защиты, связанный с бессознательным переносом собственных неприемлемых чувств, желаний и стремлений на другое лицо. В его основе лежит неосознаваемое отвержение своих переживаний, сомнений, установок и приписывание их другим людям с целью перекладывания ответственности за то, что происходит внутри человека, на окружающий мир. Так, недолюбливая кого-то и желая кому-то зла, человек с помощью механизма проекции начинает искренне думать, что именно тот замышляет против него что-то недоброе.
По мнению З.Фрейда, проекция – приписывание другим людям того, в чем человек не расположен себе сознаться. Это неявное уподобление окружающих людей себе, своему внутреннему миру. Обнаруживаясь в раннем детстве, проекция часто выступает как подсознательный механизм защиты и у взрослых. Например, ребенок, который ленится, систематически не учит уроки и получает двойку за двойкой, утверждает, что учительница к нему придирается, а родители не помогают готовить домашние задания. Драчун уверяет, что его толкнули, и лишь поэтому он был вынужден ввязаться в драку. Девочка, страстно желающая быть в центре внимания и завоевать симпатию всех одноклассников, может внезапно охладеть к своей близкой подруге, считая, что та «специально» переключает внимание мальчиков на себя. Другой пример проекции: девочка четырех лет злиться на своего отца, которого она редко видит (родители в разводе). Но когда отец приходит с ней поиграть, она может неожиданно обрушиться со словами: «Ты плохой, ты злой!». Таким образом, произошла проекция эмоционального состояния ребенка на отца: девочка бессознательно «приписала» ему свою злость.
При реализации проекции личность сдвигает границы своего «Я», удерживая внутри себя только положительные личностные качества. Тем самым создаются условия для отвержения неприемлемых аспектов образа «Я» и возникновения ощущения того, что они как бы принадлежат другому. В противоположном случае, когда объем образа «Я» расширяется, становится возможным «захват» другой личности с ее привлекательными качествами, и тогда за свое принимается то, что принадлежит другому.
Подсознательный механизм проекции нередко проявляется у детей с пониженной самооценкой. Человек с повышенной самооценкой, как правило, уверен в себе и не нуждается в непрерывной демонстрации особых достоинств своей персоны. У него нет желания постоянно самоутверждаться. При низкой самооценке, напротив, человек постоянно недоволен собой. Тогда возникает потребность искать и находить себе недруга: ведь хорошо осознавать, что все плохое – там, во внешнем объекте, где можно побеждать, наказывать или уничтожать. Такие дети считают, что они хуже других: медленнее делают уроки, хуже соображают, чаще ошибаются.
Идентификация – разновидность проекции, связанная с неосознаваемым отождествлением себя с другим человеком, переносом на себя чувств и качеств желаемых, но недоступных. Идентификация связана с процессом, в котором человек, как бы включив другого в свое «Я», заимствует его мысли, чувства, действия, манеры поведения. Это позволяет ему преодолеть чувство собственной неполноценности и тревоги, изменить свое «Я», чтобы оно стало лучше приспособлено к социальному окружению.
Например, мальчик при ответе на вопрос «Если бы у тебя была волшебная палочка, то…», выбрал игрушку - трансформер. Таким образом, выбирая трансформер, мальчик, испытывающий неосознанную тревогу из-за своей слабости, выделяет самое главное в этих моделях – силу.
Обычно идентификация проявляется в детских ролевых играх. Дети играют в дочки – матери, в детский сад, магазин, школу, в «войнушку», в трансформеров и т.д., последовательно разыгрывают роли и совершают разнообразные действия: наказывают кукол-детей, лечат друг друга, прячутся от врагов, защищают слабых. Являясь одним из механизмов самопознания, идентификация увеличивает способность ребенка испытывать чувства удовольствия, единства и гармонии путем сопричастности к кому-то. Дети идентифицируются с теми, кого больше любят, кого выше ценят. Вместе с тем имитация (незрелая форма идентификации, выражается в стремлении подражать определенному лицу, любимому человеку, герою во всем) поведения отрицательных персонажей, отношение к которым вызывает беспокойство и тревогу, нередко позволяет ребенку превратить эту тревогу в приятное чувство безопасности. А.Фрейд приводит такой пример. Маленькая девочка боялась проходить через темный зал из-за привидений. Тогда она сама с помощью жестов стала изображать привидение и пришла к выводу, что если ты сам привидение можно не бояться идти.
З.Фрейд рассматривал идентификацию как самоотождествление человека со значимой личностью, по образцу которой он сознательно или бессознательно старается действовать. Этим человеком мог быть кто-то из наших родных или друзей. Но точно в такой же роли может быть и незнакомый человек, о котором мы читали, о котором нам рассказывали.
Считается, что благодаря достаточно теплым отношениям с матерью ребенок смог уверовать в безопасное окружение. Такое совместное существование ребенка с матерью в прошлом формируют в дальнейшем основу, на которой и осуществляется перенос качеств другого на себя. Мать исполняет или отвергает желания ребенка и становится не только первым объектом его любви, но и первым «законодателем». Быстрее всего развивается то, что нравится матери и что ею оживленнее присутствует. И наоборот, процесс развития замедляется там, где она становится равнодушной или не показывает свое одобрение. Родители – это строители и охранители мира, который находится в состоянии порядка и обеспечивает ребенку защите благодаря их усилиям. Поэтому ребенок испытывает к родителям «изначальное доверие», без которого не может развиваться.
В норме с помощью идентификации ребенок усваивает образцы поведения значимых для него людей, т.е. активно социализируется. Он становится способным не только подчиняться моральным требованиям своего социального окружения, но и сам принимать в них участие, чувствовать себя их представителем. Еще долгие годы ребенок нуждается в поддержке и опоре авторитарного лица (родитель, учитель) и может легко разочароваться в нем. Имитация и идентификация – необходимые предварительные условия для последующего вступления ребенка в социальное сообщество взрослых.
Обычно дети хотят превратиться в короля или королеву, чтобы удовлетворить свою потребность главенствовать, организовывать, управлять другими людьми или, напротив, чтобы помогать, защищать других.
Идентификация с агрессивным персонажем – вариант защитного поведения и нередко является следствием перенесенного травмирующего опыта. В этом случает ребенок присваивает себе некоторые характеристики объекта тревоги и тем самым снижает остроту переживания. Воплощая агрессора, принимая его атрибуты или имитируя агрессию, он преображается из того, кому угрожают, в того, кто угрожает.
Идентификация играет важную роль в усвоении человеком групповых норм и ценностей и в принятии таких понятий как авторитет, популярность, престиж. Способность восхищаться и любить тех, кто лучше нас, создавать себе идеалы, предрасполагая к идентификации. За счет нее у ребенка формируется чувство собственного достоинства и повышается самоуважение. Самоуважение достигается в том случае, когда человек чувствует себя сопричастным к чему-то, что выше,. Лучше его. Ощущение такой сопричастности помогает преодолеть индивидуальную слабость, беззащитность, ощущение бесцельности своей жизни.
Регрессия – это защита за счет возвращения чувств и действий к той стадии психического развития личности, в которой эти действия были успешными, а чувства переживались как удовольствия. Например, ситуация, когда в семье, где родился еще один ребенок, старший начинает капризничать и дурачиться как маленький, подсознательно полагая, что за это любят малыша взрослые, и пытаясь тем же способом добиться того же результата. Суть взаимодействия сводится к проблеме: каким быть, чтобы они меня любили? Опасение, что не удастся реализовать родительские ожидания, приводит к напряжению, превращаемуся в мечты о необыкновенных успехах, которых в действительности достичь невозможно, или нередко приводит к уходу ребенка в болезнь.
Анализ показал, что дети используют одновременно несколько видов психологической защиты. Уход и отрицание, регрессия, вытеснение и идентификация характерны уже для младших школьников. Одни защитные механизмы дети осваивают сами, другие – наблюдая за поведением взрослых. Следовательно, индивидуальный набор защитных механизмов зависит от конкретных жизненных обстоятельств, с которыми сталкивается ребенок в семье и детском саду, от образцов защитного поведения взрослых.
На базе постоянного использования психологических защит в детстве у человека формируются определенные черты характера (регрессия – наивность и непоследовательность, замещение – агрессивность, отрицание – доверчивость, вытеснение – неуверенность, проекция – подозрительность, компенсация – рациональность, любознательность).
4. Методы работы с детьми.
Наряду с этим случаи проявления механизмов психологической защиты у детей исследовали Л.С.Славина и Л.И. Божович, изучавшие отношение детей к учению. На основе своего исследования они выделили две основные группы учеников, различающихся тем, какой именно причиной вызывается их недисциплинированность; каждая из этих групп подразделяется на несколько подгрупп. В первую группу входят те ученики, причины недисциплинированного поведения которых являются неправильно развивавшиеся мотивы поведения, наличие сильных эмоциональных переживаний, аффектов. Ко второй группе относятся те ученики, недисциплинированность которых вызывается отсутствием у них умений вести себя согласно правил поведения, неумением организовать себя, овладеть своим поведением. Рассмотрим более подробно первую группу. Наличие у школьников отрицательных переживаний и аффектов является постоянным поводом для возникновения у него конфликтов с товарищами и учителями, т.к. обуславливает у этого ученика чрезмерную обидчивость, вспыльчивость, упрямство, негативизм, замкнутость, заторможенность, эмоциональную неустойчивость.
Отрицательные аффективные переживания – такие переживания, в основе которых лежит неудовлетворенность каких-либо жизненно важных для ребенка потребностей или конфликт между ними. Особенно часто эти переживания возникают в случае, когда не удовлетворяются притязания ребенка в областях, имеющих для него большое значение. Для младших школьников это притязания хорошо учиться, занимать определенное место в коллективе. Неудовлетворенные притязания вызывают отрицательные аффективные переживания только тогда, когда возникает расхождение между этими притязаниями и такими способностями ребенка, которые готовы обеспечить их удовлетворение.
Притязания ребенка, т.е. те достижения, которые во что бы то ни стало он хочет добиться, основываются на возникшей в его предшествующем опыте определенной оценке своих возможностей, т.е. самооценке. Однако в тех случаях, когда стремление сохранить самооценку фактически не может быть удовлетворено, возникает конфликт. Признать свою несостоятельность – значит для ребенка пойти вразрез с имеющейся для него потребностью сохранить привычную самооценку, чего он не хочет и не может допустить.
В таком случае ребенок находится в ситуации неуспеха, и его реакция на неуспех носит, как правило, неадекватный характер: он или отвергает свой неуспех, или ищет причины во внешних обстоятельствах, но ни в коем случае не в себе. Для таких школьников эти реакции носят защитный характер , он не желает допустить в сознание что-либо, способное поколебать его самооценку. Поэтому, например, повышенная обидчивость, как одна из форм аффективного поведения, возникает в результате того, что ученик неадекватно оценивает ситуацию: он считает, что несправедливы окружающие (учитель, поставивший низкую оценку, родители, наказавшие ни за что, одноклассники, подшучивающие над ним, и т.д.)
Неадекватная реакция при таком понимании выступает как защитный механизм ребенка, позволяющий ему в случае неуспеха (именно потому, что причину неуспеха он видит не в себе) не снижать оценку себе, своих возможностей, требований к себе, своих притязаний. Неадекватная реакция позволяет ребенку не допустить в сознание наличие у себя слабости, неумения, несостоятельности с целью сохранения психического здоровья и целостности личности ребенка.
Таким образом, специфика подсознательной защиты состоит в том, что срабатывает она автоматически, т.е. дети не отдают себе отчета в том, что они защищаются, ни в том, от чего их защищают подсознательные психологические механизмы. Поэтому родителям и педагогам рекомендуется:
- Быть внимательным к поведению ребенка, научиться распознать его эмоциональные реакции.
- Сталкиваясь с проявлениями защитного поведения, надо не столько огорчаться и раздражаться, сколько проявлять терпение, любовь и дружескую снисходительность. Знать, что гневный бунт ребенка имеет реальные причины.
- Научить ребенка рассказывать о том, что он чувствует, - это помогает справиться со стрессом. Осознание тревоги и страха происходит бессознательно, если оно выражается вербально и эмоционально, а также находит понимание в лице значимых для ребенка взрослых.
- Самая простая помощь состоит в создании у ребенка убежденности в том, что он хороший и что родители его любят. Например, если несколько дней подряд записывать малейшие достижения ребенка и по вечерам читать их ему, приговаривая: «Вот какой ты замечательный!», - то его поведение постепенно начнет улучшаться.
- Особую роль играет семья в формировании правильного, адекватного отношения ребенка к своей внешности. Родители должны приложить максимум усилий, чтобы не зафиксировалось чувство собственной непривлекательности, т.к. может привести к комплексу неполноценности и породить в характере замкнутость, робость, эгоцентризм и враждебность к окружающим людям. Желательно снизить роль внешности в иерархии жизненных ценностей ребенка.
- Способствовать активной поисковой деятельности и творческой самореализации ребенка через рисунок, танец, лепку и другие виды творческой деятельности.
- В стрессовой ситуации не препятствовать регрессивному или не соответствующему возрасту поведению (желанию пососать палец, закутаться в одеяло, посидеть на коленях), понимая, что эта защита позволит ребенку восстановить психическое равновесие.
- Один из эффективных способов помощи ребенку в снятии напряжения являются игрушки. Здесь важна любимая игрушка, «общаясь» с которой ребенок учится проявлять индивидуальную заботу, защиту, покровительство, сопереживать ей.
Обычная совместная игра с родителями и другими взрослыми позволяет в аллегорической форме воспроизвести некоторые конфликтные семейные ситуации.
- Научить детей управлять отрицательными эмоциями. Объяснить им: управление эмоциями не означает, что они никогда не будут их испытывать. Дети могут смириться с гневом, злостью или агрессией как неотъемлемой частью себя и все же научиться сдерживать или перенаправлять свои ответные реакции.
- Работать со сновидениями. Прорисовывать пугающие сновидениями, победить врага во сне.
Данные рекомендации позволяют научить ребенка находить продуктивные способы реагирования ситуации стресса или тревоги.
Литература
1. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. – Спб.: Свет, 1997.
2. Корнеева Т. Особенности формирования механизмов психологической защиты у детей дошкольного возраста // Журнал «Ребенок в детском саду». – 2006. - № 3,4.
3. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. – Спб.: Речь, 2006.
4. Славина Л. С. Трудные дети: Избранные психологические труды/ Под. ред. В. Э. Чудновского. – 2-е изд. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. – 432 с.