Мещанство большое зло, оно, как плотина в реке, всегда служило только для застоя По пьесе Маяковского
СОДЕРЖАНИЕ: Мещанство большое зло, оно, как плотина в реке, всегда служило только для застоя По пьесе Маяковского Борьба с мещанством занимала большое место в творчестве различных поэтов и писателей начала ХХ века. Все они понимали, что такое явление, как мещанство, губительно для общества, тормозит и мешает его развитию.Мещанство большое зло, оно, как плотина в реке, всегда служило только для застоя По пьесе Маяковского
Борьба с мещанством занимала большое место в творчестве различных поэтов и писателей начала ХХ века. Все они понимали, что такое явление, как мещанство, губительно для общества, тормозит и мешает его развитию. Одним из поэтов, устремившим «отточенные пики» своей сатиры на борьбу с этим паразитирующим классом, был В.В. Маяковский. Самым ярким антимещанским произведением поэта стала пьеса «Клоп», написанная в 1929 году по просьбе В.Э. Мейерхольда. Но замысел этой пьесы, по словам Маяковского, созрел у него намного раньше, и «Клоп» явился как бы «театральной вариацией» множества плакатов и агиток, нарисованных поэтом задолго до написания пьесы.
В центре «Клопа» — молодой рабочий Присыпкин, который «с треском» отрывается от своего класса. Он опошляет нравственно-социальные понятия и идеи, еще недавно имевшие для него настоящий, подлинный смысл. Присыпкин — это глупый, самовлюбленный человек, «бывший партиец, ныне жених». Он собирается жениться на представительнице «очаровательного капитала», Эльзевире Ренесанс, объясняя это бракосочетание тем, что собственным благоустройством он весь свой класс возвысит. Присыпкин горделиво, «с чувством классового достоинства» целует свою невесту, величественно вручая ей свою пролетарскую особу. Чистую любовь, труд, духовное развитие Присыпкин променял на сытое прозябание за счет семейки Ренесанс. Фамилию свою Присыпкин меняет на Скрипкин, считая ее благозвучнее и солиднее, более подобающей его теперешнему положению. Мещанское прозябание главного героя Маяковский рисует на фоне всеобщей атмосферы «советской мешанины». Вспомним хотя бы начало первого действия, где раздаются уличные крики разносчиков пуговиц, кукол, абажуров, селедок, и всякой другой мелочи, которые опошляют привычные представления о политике, истории и культуре.
Во второй части пьесы драматург переносит главного героя из 1929 года на пятьдесят лет вперед. Попав в будущее, мещанин Присыпкин оказывается еще отвратительнее, грязнее, чем был в первой части. Маяковский, обличая главного героя, использует такие художественные средства, как фантастика, гротеск, карикатура. Перенос действия на полвека вперед является своеобразной проверкой временем Присыпкина. Маяковский судит мещанство судом истории. Коммунистическое будущее, которое драматург считал исторической закономерностью, не принимает в свое общество таких, как Присыпкин. Только люди труда имеют право называться человеком, а паразитирующее мещанство обнаруживает свое сходство с простейшими видами паразитов-насекомых и попадает в зоосад.
Картины будущего и мотив превращения главного героя в «клопуса-нормалиса» важны в пьесе. Они помогают разоблачить главного героя. Маяковский словно через увеличительное стекло показывает нам реальную сущность Присыпкина-мещанина, его извращенные вкусы, привычки, поведение. Главный герой, ведя паразитирующий образ жизни, тормозит развитие общества. Это (еще в первой части пьесы) понимает даже слесарь, который, взяв за шиворот Присыпкина, выбрасывает его из общежития. Да и сам главный герой себя разоблачает: «…Я против этого мещанского быту — канареек и прочего… Я человек с крупными запросами… Я — зеркальным шкафом интересуюсь…»
Высокое человеческое назначение Присыпкин променял на паразитирующее мещанское существование, светлое чувство любви — на сытое брюхо, труд — на праздное ничегонеделание. На злое осмеяние этого и была направлена сатира Маяковского, который завершил бичевание Присыпкина полным его изгнанием из общества.