Методические материалы по теме «Биосфера как глобальная экосистема» 10 класс и по теме «Пищеварение» 8 класс Учитель биологии ГуцеваЛ. В

СОДЕРЖАНИЕ: В современных условиях перед школой стоит задача активизации познавательной деятельности обучающихся в связи с низкой мотивацией большинства из них к учебной деятельности

Муниципальное образовательное учреждение

Бурмакинская средняя общеобразовательная школа № 1

Методические материалы

по теме «Биосфера как глобальная экосистема» 10 класс

и по теме «Пищеварение» 8 класс

Учитель биологии ГуцеваЛ.В.

п. Бурмакино

2008

Содержание

с тр.

1. Введение 1

2. Изучение темы «Биосферный уровень жизни» в 10 классе 1

2.1 Урок «Биосфера как глобальная экосистема 2

2.2.Урок «Экологические проблемы глобального масштаба» 4

3.Изучение темы «Пищеварение» в 8 классе 5

3.1. Урок-зачет по теме «Пищеварение» 5

4. Информационные ресурсы 8

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

1. Введение.

«Ученик – не сосуд, который надо заполнить,

а факел, который нужно зажечь»

К.Д. Ушинский

В современных условиях перед школой стоит задача активизации познавательной деятельности обучающихся в связи с низкой мотивацией большинства из них к учебной деятельности.

Одним из важнейших способов решения проблемы внутреннего побуждения к учению является опора на познавательные интересы учащихся. В стимулировании и воспитании познавательных интересов основную роль играют три фактора: содержание учебного материала, методы и организация учебного процесса и уровень его эмоциональности.

Однообразные уроки снижают познавательный потенциал школьников.

Из элементов методики и организации учебно-воспитательного процесса, наибольшим образом влияющих на возникновение познавательного интереса, необходимо отметить: разнообразие и оптимальное чередование развивающих методов обучения (проблемных, исследовательских), применение активных форм организации учебного процесса (деловых игр, диспутов, соревнования и др.) овладение учащимися новыми и обобщенными способами деятельности (самостоятельными, творческими, коллективными), использование наглядных и технических средств обучения.

Отношение к учебе у ученика зависит от характера обратной связи (положительной или отрицательной) в процессе удовлетворения потребности личности в самоутверждении. Если ученик получает положительные эмоции от учения (убеждается, что он способен), он увеличивает свои усилия (замыкается кольцо позитивного самоутверждения). «Интерес к учению есть там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха», - писал В.А. Сухомлинский.

Для получения необходимого успеха ребенка в обучении могут сыграть большую роль дидактические средства и приемы, обучение умению учиться, использование опор-ориентиров, технических средств и т.д.

Позиция школьника в познавательной деятельности в огромной мере определяет ее результаты. В связи с вышесказанным, считаю, что активная позиция обучающихся в учебной деятельности во многом определяет результаты обучения. На своих уроках применяю интерактивные формы работы, позволяющие обучающимся становиться не пассивными слушателями, а активными участниками процесса обучения.

2. Изучение темы «Биосферный уровень жизни» в 10 классе.

Например, при изучении темы «Биосферный уровень жизни» в 10 классе учебные занятия моделирую по проектной технологии, что позволяет использовать широкий спектр дидактических подходов: обучение в группах, проблемное и частично-поисковое обучение, дискуссии и т.д.

Вначале изучения темы ставим основополагающий и проблемный вопросы, для ответа на которые необходимо проработать частные вопросы. Ребята сразу получают творческое задание для работы в группах по подготовке к итоговому уроку, который проходит в форме урока-конференции. На этом уроке, защищая презентации, рефераты, обучающиеся отвечают на частные и проблемные вопросы. На каждое выступление дается рецензия .

План рецензии:

· Соблюдение регламента выступления;

· Соответствие содержания выступления теме;

· Логика построении выступления;

· Использование наглядного материала(культура оформления презентации);

· Культура речи;

· Эмоциональность.

Проект по данной теме осуществляю интегрируя его с темой «Рациональное природопользование» в курсе географии.

Учительская и ученические презентации прилагаются (Приложение 1).

При работе над темой на разных уроках применяю групповую работу по решению экологических задач, кроссворды, тестовую проверку знаний с использованием компьютера, деловые игры «Целлюлозно-бумажный комбинат города N-ска» и ток-шоу «Спасем и сохраним» из учебного электронного издания «Экология».

2.1.

Урок

Биосфера как глобальная экосистема

Цель: Сформировать представления о биосфере как о глобальной экосистеме, о ее главной функции – обеспечении круговорота веществ и энергии.

План урока

1. Организационный момент, постановка целей урока.

2. Вступительное слово учителя.

3. Работа в группах

4. Подведение итогов работы.

Ход урока

Все составные компоненты биосферы – живое вещество и населенные жизнью части гидросферы, атмосферы и литосферы тесно связаны друг с другом, все вместе они составляют единую живую систему – биосистему.

Все живое и каждый живой организм связаны с окружающей средой биологическим круговоротом веществ и потоком энергии.

Все организмы по их роли, выполняемой в биосфере, разделяются на три основные группы: продуценты, консументы и редуценты. Каждая из этих групп выполняет свою особую функцию в биосфере. При этом, взаимодействуя между собой и с окружающей средой, живые организмы этих трех групп в глобальной биосистеме создают круговорот веществ и поток энергии, обеспечивая целостность и устойчивое поддержание жизни биосферы.

Работая в группах, вы подробнее ознакомитесь с ролью основных групп организмов в биологическом круговороте веществ и передаче энергии, построите схемы круговоротов основных биогенных химических элементов, выясните условие устойчивости биосистем.

Для работы класс разбивается на 5 групп. Группы работают, используя материал учебника, дополнительную информацию из справочной литературы, выполняют тренировочные и проблемные задания. Затем участники каждой группы представляют отчет о проделанной работе. В рабочих тетрадях обучающиеся выполняют схемы, отвечают на вопросы, делают основные выводы по рассматриваемым вопросам.

Карточки –задания для работы в группах

I группа

1 . Составьте в тетрадях схему круговорота углерода.

2. Назовите как минимум три причины, по которым человечеству следует быть благодарным зеленому растению.

3. В биосфере происходит два взаимообратных процесса связывание и освобождение углекислого газа. В каком природном процессе при участии организмов происходит связывание, а в каких – освобождение углекислоты?

II группа

1 . Составьте в тетрадях схему круговорота азота.

2. Назовите организмы, которые являются продуцентами, но не принадлежат к царству растений.

3. Выберите правильное утверждение. Энергия солнца на Земле не расходуется на:

  1. аккумуляцию в виде энергии химических связей в органических веществах;
  2. нагревание и испарение водных масс;
  3. движение камней с гор вниз;
  4. перемещение воздушных масс;
  5. передвижение автомобилей;
  6. преодоление силы тяжести при взлете современного космического корабля.

Ш группа

1. Составьте в тетрадях схему круговорота серы.

2 . Какие организмы не являются абсолютно необходимыми в поддержании замкнутого круговорота биогенных элементов (азота, углерода, кислорода и др.)? Выберите правильный ответ:

  1. продуценты;
  2. консументы;
  3. редуценты.

3. Выберите из перечисленных организмов те, которые участвуют в формировании торфа и угля:

  1. диатомовые водоросли; 5. звери;
  2. рыбы; 6. моллюски
  3. фораминиферы; 7. растения.
  4. птицы;

IV группа

1. Составьте в тетрадях схему круговорота фосфора.

2. Предположим, что на Земле исчезли все организмы, кроме высших растений. опишите дальнейшее развитие событий.

3. Какие газы современной атмосферы имеют преимущественно биогенное происхождение? Выберите правильные ответы:

1. кислород; 4. азот; 7. углекислый газ;

2. водород; 5. гелий; 8. оксиды серы;

3. озон; 6. аргон; 9. оксиды азота.

V группа

1. Составьте схему круговорота воды.

2. Объясните, почему существование жизни на Земле было бы невозможно без бактерий и грибов.

3. Назовите процессы, в ходе которых углерод в виде углекислого газа поступает в атмосферу.

2.2.

Урок

Экологические проблемы глобального масштаба

( семинарское занятие)

Цели:

  • Углубить и расширить знания о различных последствиях хозяйственной деятельности людей для биосферных процессов;
  • Раскрыть роль человека в сохранении биологического равновесия как необходимого условия дальнейшего существования биосферы;
  • Продолжить формирование умения мыслить глобально;
  • Продолжить формирование чувства ответственности за состояние окружающей среды.

План урока

    1. Организационный момент, постановка целей урока.
    2. Вступительное слово учителя.
    3. Обсуждение вопросов семинарского занятия.
    4. Подведение итогов урока.

Ход урока

Мы завершаем изучение большой темы «Биосферный уровень организации жизни». Я надеюсь, что у вас накопилось достаточно знаний, чтобы научиться оценивать те процессы, которые происходят как в масштабах отдельных биогеоценозов, так и в глобальных масштабах, т.е. в масштабах биосферы. Поэтому тема сегодняшнего семинарского занятия: «Экологические проблемы глобального масштаба». Вы уже знаете, что факторы, возникающие в результате деятельности человека, называются антропогенными.

Человечество – это часть биосферы, продукт ее эволюции, однако взаимоотношения человека и природных сообществ никогда не были безоблачными. Качественно новый этап развития биосферы наступил в современную эпоху, когда деятельность человека, преобразующая поверхность Земли по своим масштабам стала соизмерима с геологическими процессами. Как отмечал В.И.Вернадский, биогеохимическая роль человека за последние столетия стала значительно превосходить роль других даже наиболее активных в биогеохимическом отношении организмов. Стихийные воздействия человека на природу часто приводят к деградации среды и подрыву экономики целых народов. В настоящее время эта опасность грозит всему человечеству и мы вынуждены говорить об экологических проблемах глобального характера.

Что же это за проблемы? Вот некоторые из них:

1. Изменение климата, его причины и последствия.

2. Истоньшение озонового экрана в стратосфере.

3. Проблема пресной воды. Загрязнение подземных вод.

4. Кислотные осадки.

5. Сокращение биоразнообразия.

6. Экологическая катастрофа в океане и проблема биоконцентрации.

7. Проблема роста народонаселения.

Далее следуют выступления учащихся по обозначенным проблемам.

Итак, каковы же итоги нашего обсуждения глобальных экологических проблем? Какие выводы можно сделать по итогам нашего семинарского занятия? (Выступления учащихся)

Нельзя не согласиться с тем, что для предотвращения катастрофы надо всем: народам, государствам, огромным промышленным корпорациям, среднему и малому бизнесу, коллективам людей и каждому человеку – шаг за шагом двигаться по пути установления гармоничных отношений между природой и обществом.

Перед обсуждением вопросов семинара рабочим группам выдаются листы взаимооценки, они используются вместо устных рецензий выступлений для экономии времени.

Учительская и ученические презентации, лист взаимооценки прилагаются.(Приложение 2, 3).

3. Изучение темы «Пищеварение» в 8 классе.

Тему «Пищеварение» в 8 классе изучаю, используя групповые формы работы как при изучении нового материала, так и при контроле знаний. Новый материал изучается в парах переменного состава. Каждому обучаещемуся выдается лист учета (Приложение 4) и алгоритм работы с карточками в малой группе (Приложение 5). Обучающиеся работают с учебником и дополнительной литературой по алгоритму, используя карточки с цветовыми сигналами (Приложение 6).

Заканчивается изучение темы зачетом в форме регламентированной дискуссии. Преимуществами такого зачета являются:

  • возможность за короткое время обсудить большой объем материала;
  • проверить знания каждого обучающегося по всем блокам темы;
  • в группах сменного состава каждому предоставляется возможность реализовать свой потенциал, побывать в роли лидера.

3.1.

Урок-зачет в 8 классе по теме «Пищеварение»

Образовательные цели: подведение итогов, закрепление знаний, контроль по теме «Пищеварение».

Воспитательные цели: повышение активности, ответственности, самостоятельности обучающихся; формирование межличностных отношений, способности к самооценке.

Ход урока

Количество проблем для обсуждения в ходе регламентированной дискуссии выводится из количества участников. По каждому блоку вопросов есть свой эксперт (наиболее подготовленный обучающийся 8 класса или 9-11 класса). Эксперты назначаются заранее. Место эксперта обозначается карточкой. За стол каждого эксперта садится группа обучающихся согласно карточкам-путеводителям (Приложение7). Эксперт направляет ход обсуждения вопросов, следит за регламентом, оценивает ответы, ведет лист учета, в конце урока дает резюме.

Регламент игры:

  • ввод в игру - 10 мин.
  • выбор вопроса – 1 мин.
  • выступление одного игрока – 1 мин.
  • определение лидера в группе – 1 мин.
  • переход – 1 мин.
  • выступление эксперта – 1-2 мин.
  • подведение итогов – 3-5 мин.

При подведении итогов урока заполняется таблица лидеров :

A B C D E

1

2

3

4

5

Оценки за зачет выставляются, исходя из результатов работы обучающихся по пяти блокам вопросов, выставленных каждым экспертом.

Блоки вопросов для обсуждения при проведении зачета

Стол А

  1. Пищевые продукты, питательные вещества, их функции.
  2. Функции органов пищеварения .
  3. Назвать и показать крупные и мелкие пищеварительные железы. Роль ферментов в пищеварении.
  4. Назвать и показать все отделы пищеварительного тракта.
  5. Аппендикс, его значение.

Стол В

1. Строение и функции зубов.

2. Какие изменения с пищей происходят в ротовой полости?

3. Регуляция слюноотделения.

4. Глотание.

5. Основные правила гигиены ротовой полости.

Стол С

1. Состав и значение желудочного сока.

2. Нервная регуляция желудочного сокоотделения.

3. Гуморальная регуляция желудочного сокоотделения.

4. Влияние никотина и спиртных напитков на пищеварительную систему.

5. Значение кулинарной обработки пищи.

Стол Д

1. Роль поджелудочной железы в пищеварении.

2. Желчь и ее функции.

3. Барьерная роль печени.

4. Режим питания.

5. Пищевые отравления, их профилактика и первая помощь.

Стол Е

1. Состав и регуляция отделения кишечного сока.

2. Пищеварение в тонкой кишке.

3. Всасывание продуктов расщепления питательных веществ.

4. Пищеварение в толстой кишке.

5. Желудочно-кишечные заболевания, их профилактика.

Информационные ресурсы

1. Арсеньева Т.А. Нетрадиционные приемы работы с одаренными детьми.//Естественно-математические дисциплины: новые подходы к повышению качества обучения школьников. Матер. Регион. Научно-пр. конференции/– Ярославль 2003. – С.45-46.

2. Буровцева.Т.Т. Использование пар сменного состава при изучении химии в школе. –Ленинград. 1990

3. Войткевич Г.В., Вронский В.А. Основы учения о биосфере. – М.: Просвещение.1989.

4.Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология.Человек. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений.

5. Желнин Ю.Ю. Творческие задачи как важнейший элемент активизации познавательной деятельности учащихся при обучении биологии.// Естественно-математические дисциплины: новые подходы к повышению качества обучения школьников. Матер. Регион. Научно-пр. конференции/ - Ярославль 2003.- С.38-44.

6. Жигарев И.А., Пономарева О.Н., Чернова Н.М. Основы экологии. Сборник задач и упражнений и практических работ. М.: Дрофа.2001.

7. Мухаметжанов И.Р. Тесты, зачеты, блицопросы. – М.: Вако. 2007.

8. Новиков Ю.В. Природа и человек. – М.:Просвещение.1991.

9. Пименов А.В. Уроки биологии в 10-11 классах. Часть II. – Ярославль. Академия развития. 2006.

10. Селевко Г.К. Личностный подход в технологии саморазвития личности школьника. – Ярославль-Москва: ИРО-МАНПО. 2004.

Скачать архив с текстом документа