Методические рекомендации для оу краснодарского края о преподавании русского языка в 2009 2010 учебном году Преподавание русского языка в 2009 2010 учебном году ведется в соответствии со следующими но

СОДЕРЖАНИЕ: Преподавание русского языка в 2009 – 2010 учебном году ведется в соответствии со следующими нормативными документами

Методические рекомендации

для ОУ Краснодарского края о преподавании русского языка в 2009 – 2010 учебном году

Преподавание русского языка в 2009 – 2010 учебном году ведется в соответствии со следующими нормативными документами:

1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089).

2. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312).

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.12.2008 г. № 379 «Об утверждении перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию на 2009 – 2010 учебный год».

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ МО РФ от 18.07.2002 №2783).

5. Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 24.07.2009 г. № 2320 «О примерных учебных планах для общеобразовательных учреждений Краснодарского края на 2009 – 2010 учебный год».

6.Примерная программа основного общего образования по русскому языку. Примерная программа среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень). Примерная программа среднего (полного) общего образования по русскому языку (профильный уровень).

Федеральный перечень учебников на 2009 – 2010 учебный год размещен на сайте http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_08/m379.html).

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчёркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования».

В Концепции определены также важнейшие задачи воспитания: « формирование у школьников… духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».

Структура целей изучения отдельных предметов построена с учётом необходимости всестороннего развития личности обучающегося и включает освоение знаний, овладение умениями, воспитание, развитие и практическое применение знаний и умений (ключевые компетенции).

По русскому языку произошло существенное изменение концепции обучения с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности.

В связи с этим выбор УМК по русскому языку должен определяться компетентностным подходом и конкретными педагогическими условиями ОУ. Более рационально следует выбирать издание, соответствующее образовательному стандарту 2004 года. Особенно нужно обратить внимание на методическую обеспеченность учебниками для VI класса, на ней наметилась линия перехода на новый стандарт.

УМК по русскому языку, внесённые в федеральный перечень, равноценны , и учитель по согласованию с администрацией школы и родителями выбирает УМК.

Подробная информация о современных УМК с аннотациями и справочным материалом изложена в Интернет-справочнике fp.edu.ru. Сайт с примерными программами: www.mon gov.ru.

Обращаем особое внимание учителей – предметников на эффективное использование учебного, учебно – наглядного и лабораторного оборудования, приобретенного в рамках ПНПО и по краевым целевым программам. В связи с этим обязательно внесение в календарно-тематическое планирование дополнительной графы «Использование учебного, учебно – наглядного и лабораторного оборудования» с целью эффективного использования оборудования на конкретном уроке.

В V – IX классах используются следующие учебно-методические комплекты:

- УМК М.Т. Баранова и Т.А. Ладыженской;

- УМК под ред. В.В. Бабайцевой;

- УМК под ред. М.М. Разумовской; .

- УМК под ред. В. В. Львова и С.И. Львовой;

- Образовательная система «Школа 2100» под ред. А.А Леонтьева;

- УМК Г.Г. Граник (вышли из печати учебники V и VI кл.);

- УМК М.В. Панова.

На основании федеральных и региональных БУП определяется количество часов в неделю , отводимое на изучение русского языка:

V класс – 6 часов

VI класс – 6 часов

VII класс – 4 часа

VIII класс – 3 часа

IX класс – 3 часа

Нужно учитывать, что программы по русскому языку отводят 10 – 15% учебного времени на региональный компонент содержания предмета. Для использования регионального компонента рекомендуются программа и учебные пособия Р.М. Гриценко. Материал по русскому языку, интегрированный в курс кубановедения, содержится в специальных сборниках по этому предмету.

Требования к составлению и оформлению модифицированных программ изложены в письме департамента образования и науки Краснодарского края, адресованном руководителям муниципальных органов управления образованием, от 26.12.2005 г. № 01.12/752.

Обучение в школе 2-ой ступени завершается ГИА (государственной итоговой аттестацией) за курс основной школы. Чтобы подготовиться к успешной сдаче экзамена, учителю необходимо изучить структуру заданий, постоянно следить за изменениями критериев оценки знаний и отрабатывать ключевые умения: написание сжатого изложения по прочитанному тексту, сочинение-рассуждение по прочитанному тексту, сочинение на лингвистическую тему (по выбору) и выполнение тестовых заданий (часть А – текстовые и часть В – по теоретическому курсу). Особую трудность при написании изложения вызывает сжатие текста, а при написании сочинения – подбор убедительных аргументов.

Подготовка к такой форме экзамена должна быть очень серьёзной, базироваться на систематическом повторении и отработке умения выполнять тестовые задания. Новая форма аттестации учащихся за курс основной школы предполагает подбор специальных заданий, гарантирующих успешную сдачу экзамена.

Завершая вторую ступень обучения, учитель должен очень серьёзно подойти к выбору УМК для старших классов. Определяющими принципами являются преемственность в изучении учебного материала и эффективность подготовки к итоговой аттестации за курс средней школы.

В школе третьей ступени ( X – XI классы) рекомендуется использовать следующие учебно-методические комплексы:

УМК под ред. А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой, который включает в себя:

- программу «Русский язык для X – XI классов ОУ» (автор – А.И. Власенков);

- учебник «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи» (авторы – А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова);

- дидактические материалы к учебнику;

- методические рекомендации для учителя.

УМК под ред. Н.Г. Гольцовой, который включает в себя:

- программу «Русский язык». X – XI классы (автор – Н.Г. Гольцова);

- учебник «Русский язык в старших классах. X – XI классы» (авторы – Н.Г.Гольцова, И.В. Шамшин);

- тестовые задания;

- таблицы по курсу русского языка.

Образовательная система «Школа 2100» (X – XI классы), которая включает в себя:

- программу для I – XI классов (авторы Р.Н. и Е.В. Бунеевы);

- учебники для X и XI классов ;

- тематическое планирование;

- рабочие тетради для самостоятельных и проверочных работ (авторы – Е. С. Барова и др.);

- тематические тесты для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ (авторы Е.В. и Р.Н. Бунеевы, Л.В. Болотник).

- УМК А. Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой, который включает в себя:

- программу «Русский язык в старших классах. Практический курс» (авторы – А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова);

- методические материалы;

- тематическое планирование;

- пособие «Готовимся к экзамену по русскому языку. IX – XI классы (авторы А.Д. Дейкина и Т.М. Пахнова).

Продолжени е УМК под ред. В.В. Бабайцевой для 10 – 11 классов. Завершенная методическая линия для профильной школы (V – XI классы ):

- пособие «Русская речь. X–XI кл.» (автор – Е.И. Никитина).

Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах.

При выборе учебников для школы третьей ступени необходимо учитывать концепции каждого из УМК и сохранение преемственности в обучении. Особо следует обратить внимание на ориентацию на базовый и профильный уровни.

Рекомендуемое количество часов по всем УМК:

X класс – 35 часов (1 час в неделю);

XI класс – 35 часов (1 час в неделю).

Итоговая аттестация за курс средней школы по русскому языку в форме и по материалам ЕГЭ за курс требует специальной рассредоточенной и эффективной подготовки школьников.

Статистический отчёт ДОН Краснодарского края о ЕГЭ содержится в специальных изданиях и размещается на сайтах ДОН и ЦОКО. Методический анализ ЕГЭ ежегодно публикуется в журнале ККИДППО «Кубанская школа».

Познакомиться с документами ЕГЭ 2009 года можно также на портале информационной поддержки проекта «Единый государственный экзамен» http: //ege. edu. ru и на сайте ФИПИ (Федерального института педагогических измерений) – http: //www. fipi. ru.

Целесообразным является использование результатов ЕГЭ в практической работе. Аналитические материалы должны стать основой для корректировки работы учителей и устранения пробелов в подготовке школьников.

Анализ результатов экзамена показывает, что по-прежнему большую сложность вызывают задания по синтаксису и микротексту (части А и В).

Недостаточно сформировано также умение создавать аргументативный текст (часть С) по обновлённым критериям оценки.

Слабоуспевающих учащихся необходимо убеждать в необходимости выполнять задания части С, причем для успешного написания сочинений на первом этапе желательно использовать памятки и языковые клише, что способствует снятию речевого барьера учащихся.

В целях повышения качества обучения в ОУ края необходимо совершенствовать оснащение учебного процесса. Кроме учебных пособий, уроки русского языка должны быть оснащены современными средствами обучения (интерактивные доски, медиаверсии учебников, компьютерные обучающие и контролирующие программы) .

В качестве примера можно привести электронную библиотеку издательства «Просвещение», представляющую серию мультимедийных пособий на CD-ROM. Основное отличие пособий этой серии – органичное сочетание новейших компьютерных технологий с многолетним опытом учителей-практиков и традициями отечественного образования.

Благодаря набору разнообразных мультимедийных возможностей и высокой степени наглядности процесс обучения становится в этом случае более эффективным.

К таким мультимедийным пособиям относится «Русский язык» под ред. Г.И. Пашковой. В его основе современная методика обучения, нацеленная на активизацию познавательной деятельности учащихся.

В отличие от традиционной методики школьники в ходе выполнения специальных упражнений самостоятельно приходят к пониманию грамматических правил и их формулированию.

Последующие разнообразные практические задания позволяют закрепить новый материал. Все упражнения пособия интерактивны: программа реагирует на правильные и неправильные действия ученика, выдаёт отчёт, ставит оценку в пятибалльной системе и предлагает выполнить специальную работу над ошибками.

Преимущества этой и подобных мультимедийных программ очевидны:

- применение методики создания проблемной ситуации; большое количество типологически разнообразных упражнений, с помощью которых пользователь может повторить пройденный материал и лучше усвоить новую учебную информацию;

- возможность, благодаря интерактивной составляющей, определить те трудности, над устранением которых нужно поработать;

- тренинговая направленность позволяет стимулировать пользователя выполнять упражнения с деформированными текстами до тех пор, пока не будет получен оптимальный результат.

Подобные программы имеют удобную для ученика систему навигации, а учителю предоставляют статистику выполненных заданий, что позволяет объективно оценить качество знаний школьников.

Работа с одарёнными учащимися требует особого внимания; для этой цели можно в учебной деятельности использовать книги по занимательной грамматике, специальные издания, включающие олимпиадные и конкурсные задания (например, Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. – М.: Просвещение, 2004 г.). Больше уделять времени внеклассным и самостоятельным занятиям со способными учащимися. Шире использовать возможности таких учреждений, как МОУДОД «Малая академия» (г. Краснодар) и ЦДО (Центр дополнительного образования), организующих и координирующих работу с одарёнными детьми, например, в подготовке и ежегодном проведении конференции «Эврика».

Обращаем особое внимание учителей-предметников на эффективное использование учебного, учебно-наглядного и лабораторного оборудования, приобретенного в рамках ПМПО и по краевым целевым программам. В связи с этим обязательно внесение в календарно - тематическое планирование дополнительной графы – «Использование учебного, учебно-наглядного и лабораторного оборудования» с целью эффективного использования оборудования на конкретном уроке.

Методистам ТМС, администрациям ОУ также необходимо стимулировать процесс участия учителей и учащихся в различных конкурсах, проводимых в Краснодарском крае и на уровне РФ; распространять педагогический опыт ведущих учителей, что в целом тоже послужит повышению общего качества преподавания предмета «Русский язык».

Литература, рекомендуемая для подготовки к ЕГЭ

ЕГЭ. Русский язык. Типовые тестовые задания / Л.И. Пучкова. — М.: издательство «Экзамен». — 125, (Серия «ЕГЭ. Типовые тестовые задания»);

ЕГЭ . Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие / Т.Н. Мамона, Е.С. Сергеева, Е.М. Михайлова, Е.Л. Ерохина, Г.Т. Егораева. — М.: издательство «Экзамен». — 117, (Серия «ЕГЭ. Практикум»);

Тематическая рабочая тетрадь по русскому языку: задания уровня А, В, С / Г.Т. Егораева, С.Ю. Иванова. — М.: издательство «Экзамен». — 207, (Серия «ЕГЭ. Тематическая рабочая тетрадь»);

ЕГЭ. Русский язык. Часть 3(С). Методические рекомендации по выполнению задания: учебно-методическое пособие / Г.Т. Егораева. — М.: издательство «Экзамен». — 349, (Серия «ЕГЭ. 100 баллов»);

Русский язык. Выполнение заданий части А: учебно-методическое пособие / Г.Т. Егораева, В.И. Петрова. — М.: издательство «Экзамен». — 254, (Серия «ЕГЭ. 100 баллов»);

Русский язык. Выполнение заданий части 2 (В): учебно-методическое пособие / В.В. Петрова. — М.: издательство «Экзамен». — 253, (Серия «ЕГЭ. 100 баллов»);

Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий и методических рекомендаций / Г.Т. Егораева. — М.: издательство «Экзамен». — 430, (Серия «ЕГЭ. Задачник»);

Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий: методическое пособие для подготовки к экзамену / Л.И. Пучкова. — М.: издательство «Экзамен». — 254, (Серия «ЕГЭ. Сборник заданий»);

cd-rom ЕГЭ. РУССКИЙ ЯЗЫК (ГЕНЕРАТОР ЗАДАНИЙ);

cd-rom ЕГЭ. РУССКИЙ ЯЗЫК. ИНТЕРАКТИВНЫЙ КУРС ПОДГОТОВКИ;

ГИА. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания / Г.Т. Егораева. — М.: издательство «Экзамен». — 93, (Серия «ГИА. 9 кл. Типовые тестовые задания»);

ГИА. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Практикум по выполнению типовых тестовых заданий / Г.Т. Егораева, Е.Л. Ерохина, Т.И. Козлова. — М.: издательство «Экзамен». — 109, (Серия «ГИА. 9 кл. Практикум»)

Рекомендации подготовлены доцентом кафедры гуманитарного и эстетического образования ККИДППО

Е.Л. Николаевской.

Контактный телефон – 8 (861) 232-97-23.

Скачать архив с текстом документа