Методические рекомендации для преподавателя дисциплина сд. В. 01 «Планирование деятельности предприятия сферы туризма» Специальность

СОДЕРЖАНИЕ: Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

ФГОУВПО «РГУТиС»

Факультет «Экономический»

Кафедра «Менеджмент»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор,

к.и.н., доцент

_____________________________Юрчикова Е.В.

«____»______________________________2011 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Дисциплина СД.В.01 « Планирование деятельности предприятия сферы туризма»

Специальность 080507.65 «Менеджмент организации»

Специализация 080507.65-42 «Менеджмент туризма»

Москва 2011г.

Методические рекомендации составлены на основании рабочей программы дисциплины СД.В.01 «Планирование деятельности предприятия сферы туризма»

Методические рекомендации рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «Менеджмент»

Протокол №_____ «___» ______________201_ г.

Зав.кафедрой

к.э.н., доцент Ларионова А.А.

Методические рекомендации рекомендованы Научно-методической секцией

экономического факультета

Протокол №____ «___» _____________201_ г.

Председатель

Научно-методической секции

к.э.н., доцент Каурова О.В.

Методические рекомендации одобрены Научно-методическим советом ФГОУВПО «РГУТиС»

Протокол №_____ «___» ______________201_ г.

Ученый секретарь

Научно-методического совета,

к.с.н. Артамонова М. В.

Методические рекомендации разработал:

преподаватель кафедры «Менеджмент»

к.э.н., профессор Панина З.И.

ВВЕДЕНИЕ

«Планирование деятельности предприятия сферы туризма» является дисциплиной по выбору (СД.В.01) блока специальных дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080507.65 «Менеджмент организации», специализации «Менеджмент туризма»

Предметом изучения дисциплины является предприятие сферы туризма как самостоятельный хозяйствующий субъект, а также процессы планирования его деятельности.

Важнейшей составляющей планирования деятельности является изучение принципов и методов планирования; видов планов, которые могут быть использованы на предприятиях туризма и особенностей их разработки; организации плановой работы на предприятии. В данной дисциплине рассматриваются вопросы текущего планирования деятельности туристского предприятия; исследуется структура текущего плана и порядок разработки отдельных его разделов; изучаются основные подходы к бизнес-планированию в туризме. В современных условиях все эти проблемы являются значимыми. Изучение планирования деятельности помогает приобрести навыки расчета важнейших экономических показателей функционирования туристского предприятия.

Необходимость изучения планирования при профессиональной подготовке менеджеров связана с тем, что достижение конкретных результатов деятельности предприятия невозможно без рациональной организации плановой работы на предприятии.

Современный руководитель должен знать и уметь применять на практике законодательные документы, которым подчиняются действия туристского предприятия. Он обязан владеть теоретическими знаниями, практическими навыками и умениями в части текущего планирования деятельности предприятия.

В соответствии с учебным планом названной специальности изучение данной дисциплины предполагает проведение лекций, практических занятий, самостоятельную работу студентов.

На первом занятии необходимо раскрыть сущность дисциплины, показать роль и место ее среди других курсов учебного плана, а также в системе наук управления, дать структуру изучаемых тем, познакомить с учебной литературой.

В ходе чтения лекций преподаватель обязательно должен давать план изложения материала, отметить литературные источники, наиболее ярко раскрывающие данную тему, в конце лекции подвести итоги, сделать выводы, ответить на вопросы студентов. При рассмотрении любого вопроса на лекции целесообразно не только раскрывать теоретические аспекты, т.е. термины, определения, формулировки, давать расчетные формулы, но и приводить практические примеры, показывать возможности использования знаний планирования в практической деятельности.

Целью проведения практических занятий является формирование навыков и умений использования полученных теоретических знаний для анализа, оценки деятельности и расчетов показателей различных разделов текущего плана предприятия.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЛЕКЦИЙ.

Введение.

Цель: познакомить студентов с содержанием и структурой дисциплины «Планирование деятельности предприятия сферы туризма»

Задачи:

1. рассмотреть роль и место планирования деятельности в системе экономических наук;

2. изучить предмет и метод дисциплины;

3. показать связь планирования деятельности предприятия сферы туризма с другими дисциплинами учебного плана;

4. рассмотреть структуру содержания дисциплины.

Средства обучения: интерактивная доска

Методы обучения: активная лекция.

Студент должен знать:

1. до изучения темы – основные положения и понятийный аппарат дисциплин «Экономическая теория», «Экономика», «Маркетинг», «Менеджмент», «Теория организации»;

2. после изучения темы – какое место занимает планирование деятельности предприятий в системе экономических наук и как эта дисциплина связана с экономикой, маркетингом, менеджментом, теорией организации и другими дисциплинами; методы исследования, применяемые при изучении дисциплины, структуру дисциплины.

Контрольные вопросы.

1. Что изучает планирование деятельности предприятия сферы туризма?

2. Какое место занимает дисциплина «Планирование деятельности предприятия сферы туризма» в системе экономических наук?

3. Какие методы используются при изучении дисциплины «Планирование деятельности предприятия сферы туризма»?

4. Что является предметом изучения дисциплины « Планирование деятельности предприятия сферы туризма»?

5. Как связана дисциплина «Планирование деятельности предприятия сферы туризма» с менеджментом ?

6. Как связана дисциплина «Планирование деятельности предприятия сферы туризма» с маркетингом ?

7. Как связана дисциплина «Планирование деятельности предприятия сферы туризма» с экономикой?

8. Как связана дисциплина «Планирование деятельности предприятия сферы туризма» « с экономической теорией?

9. Как связана дисциплина «Планирование деятельности предприятия сферы туризма» « с теорией организации?

10.Как связана дисциплина Планирование деятельности предприятия сферы туризма» с техническими и технологическими дисциплинами?

Рекомендуемая литература: 4, 5, 6, 12.

Тема 1. Основы планирования деятельности туристского предприятия

Цель: способствовать приобретению теоретических знаний в области планирования деятельности предприятия.

Задачи:

1. рассмотреть понятие планирования и его специфику в современных условиях хозяйствования;

2. классифицировать показатели деятельности предприятия;

3. рассмотреть особенности планирования в сфере туризма.

Средства обучения - мультимедийное оборудование, интерактивная доска.

Методы обучения - проблемная лекция.

Студент должен знать:

1. до изучения темы - основы организации и управления деятельностью предприятия туризма, структуру предприятия, организацию основных видов деятельности.

2. после изучения темы - понятие планирования в современных условиях, основные показатели финансово – экономической деятельности туристского предприятия; особенности планирования деятельности туроператора и турагента.

Контрольные вопросы.

1. Каково определение планирования деятельности туристского предприятия?

2. В чем особенности планирования деятельности предприятия в современных условиях?

3. Каковы цели планирования?

4. Каковы задачи планирования?

5. По каким признакам можно классифицировать показатели деятельности туристского предприятия?

6. Какие показатели деятельности предприятия туризма являются количественными?

7. Какие показатели деятельности предприятия туризма являются качественными?

8. В чем специфика планирования в сфере услуг?

9. Каковы отличительные черты планирования деятельности туроператора и турагента?

10. Какая информационная база необходима для осуществления планирования деятельности туристского предприятия?

Рекомендуемая литература: 1, 4, 5, 6, 8, 14, 20, 23.

Тема 2. Система внутрифирменного планирования

Цель: способствовать приобретению теоретических знаний по содержанию системы внутрифирменного планирования на предприятии сферы туризма.

Задачи:

1. рассмотреть принципы и методы планирования;

2. изучить структуру планов предприятия сферы туризма;

3. исследовать основные этапы планирования деятельности предприятия;

4. рассмотреть роль текущего планирования в системе планов предприятия;

5. рассмотреть связь текущего плана со стратегическим и долгосрочным планами;

6. рассмотреть структуру и содержание текущего плана предприятия.

Средства обучения - интерактивная доска.

Методы обучения - активная лекция.

Студент должен знать:

1. до изучения темы - сущность планирования в современных условиях, классификацию основных показателей финансово – экономической деятельности туристского предприятия; особенности планирования в сфере туристских услуг;

2. после изучения темы - принципы планирования: принцип единства, участия, непрерывности, гибкости и др.; методы планирования: балансовый, нормативный, экономико–статистический; виды планов предприятия по экономическому содержанию и временному фактору; роль и место текущего плана в системе внутрифирменного планирования; структуру текущего плана предприятия сферы туризма.

Контрольные вопросы.

1. Каковы принципы планирования?

2. Каковы методы планирования?

3. Какие виды планов должны разрабатываться на предприятии?

4. Как классифицируются планы по экономическому содержанию?

5. Как классифицируются планы по временному фактору?

6. Какие основные этапы включает планирование деятельности туристского предприятия?

7. Какие основные виды работ проводятся при определении исходной позиции предприятия?

8. В чем суть этапа планирования «Оценка сильных и слабых сторон предприятия туризма»?

9. На какой промежуток времени разрабатывается среднесрочный план предприятия?

10. Какова структура текущего плана туристского предприятия?

Рекомендуемая литература: 1, 4, 5, 6, 8, 10, 12, 20.

Тема 3. План маркетинга.

Цель: способствовать приобретению теоретических знаний в области планирования маркетинга и формированию навыков маркетингового анализа и планирования деятельности предприятия сферы туризма.

Задачи:

1. рассмотреть содержание, цели и задачи плана маркетинга;

2. рассмотреть структуру и систему показателей плана маркетинга;

3. изучить методы исследования внешней среды предприятия;

4. рассмотреть роль плана маркетинга в текущем планировании деятельности туристского предприятия;

5. изучить методики расчета эффективности от реализации маркетинговых стратегий;

6. рассмотреть структуру и порядок разработки бюджета маркетинга туристского предприятия.

Средства обучения - видеоаппаратура, интерактивная доска.

Методы обучения - активная лекция.

Студент должен знать:

1. до изучения темы - основы организации и управления деятельностью предприятия сферы туризма, основы внутрифирменного планирования, структуру текущего плана предприятия и взаимосвязь его разделов;

2. после изучения темы - структуру плана маркетинга, методы анализа внешней среды, базовые стратегии маркетинга, систему показателей плана маркетинга туристского предприятия, методики расчета эффективности маркетинговых мероприятий, порядок планирования бюджета маркетинга турфирмы.

Контрольные вопросы.

1. Каковы цели и задачи плана маркетинга туристского предприятия?

2. Какова структура плана маркетинга?

3. В чем смысл и содержание SWOT – анализа?

4. Каковы составляющие SWOT – анализа?

5.Какова система показателей плана маркетинга туристского предприятия?

6. Как разрабатывается оперативный план маркетинга?

7. Что такое бюджет маркетинга?

8. Какова структура бюджета маркетинга?

9. Какова роль плана маркетинга в текущем планировании деятельности турфирмы?

10. Как рассчитать бюджет маркетинга?

11. Каковы базовые стратегии маркетинга?

12.Какие показатели характеризуют эффективность маркетинговых мероприятий?

13. Как связан план маркетинга с программой деятельности туристского предприятия?

14. Как связан план маркетинга с финансовым планом туристского предприятия?

15. Как осуществляется контроль результатов плана маркетинга?

Рекомендуемая литература: 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 14, 15, 18.

Тема 4. Планирование программы деятельности туристского предприятия

Цель: способствовать приобретению теоретических знаний в области планирования реализации туристских услуг, определения пропускной способности фирмы и формированию навыков выполнения экономических расчетов.

Задачи:

1. рассмотреть систему показателей плана реализации туристских услуг;

2. изучить методику определения пропускной способности турфирмы;

3. изучить методики расчета показателей, характеризующих программу деятельности туристского предприятия;

4. исследовать связи данного раздела с другими разделами текущего плана предприятия..

Средства обучения: интерактивная доска.

Методы обучения: активная лекция.

Студент должен знать:

1. до изучения темы - основы внутрифирменного планирования, структуру текущего плана, порядок разработки и показатели плана маркетинга;

2. после изучения темы - структуру программы деятельности туристского предприятия; систему показателей, характеризующих данный раздел текущего плана предприятия, порядок их расчета.

Контрольные вопросы.

1. Каковы цели разработки программы деятельности туристского предприятия?

2. Каковы задачи разработки программы деятельности туристского предприятия?

3. Какова роль плана реализации услуг в текущем планировании?

4. Какова структура программы деятельности туристского предприятия?

5. Как планировать объем реализации туристских услуг по сегментам рынка?

6. Как планировать объем реализации услуг по видам туризма?

7. Как рассчитывать объем реализации туристских услуг по направлениям?

8. Как рассчитать пропускную способность туристского предприятия?

9. Какие исходные данные нужны для расчета пропускной способности туристского предприятия.

10. Каковы показатели программы деятельности туристского предприятия?

Рекомендуемая литература: 5, 6, 8, 10, 15, 16, 18, 19, 22.

Тема 5. Планирование численности персонала и фонда заработной платы

Цель: способствовать приобретению теоретических знаний, практических навыков и умений в области планирования трудовых показателей.

Задачи:

1. рассмотреть цели, задачи планирования трудовых показателей;

2. изучить методику планирования фонда рабочего времени;

3. изучить подходы к расчету численности персонала по категориям;

4. изучить состав фонда заработной платы и выработать практические навыки его расчета по категориям персонала.

Средства обучения: интерактивная доска, видеоаппаратура.

Методы обучения: активная лекция

Студент должен знать:

1. до изучения темы - основы организации деятельности предприятия, основы внутрифирменного планирования, структуру текущего плана туристского предприятия;

2. после изучения темы - структуру трудовых показателей деятельности туристского предприятия и методы их расчета.

Контрольные вопросы.

1. Какова цель планирования трудовых показателей деятельности туристского предприятия?

2. Какова структура трудовых показателей деятельности туристского предприятия?

3. Как разрабатывается баланс рабочего времени одного работника?

4. Какая исходная информация нужна для расчета планового баланса рабочего времени одного работника?

5. Как рассчитываются плановые неявки на работу?

6. Какие виды неявок на работу планируются?

7. На какие категории делится персонал предприятия?

8. Как планируется численность персонала турфирмы по категориям?

9. Какова структура планового фонда заработной платы?

10. Какая исходная информация нужна для расчета планового фонда заработной платы туристского предприятия?

Рекомендуемая литература: 3, 4, 5, 6, 8,10, 12, 16, 21, 23.

Тема 6. Формирование и планирование издержек туристского предприятия

Цель: способствовать приобретению теоретических знаний в области формирования и планирования издержек туристского предприятия и формированию навыков выполнения соответствующих экономических расчетов.

Задачи:

1. рассмотреть цель и задачи планирования издержек туристского предприятия;

2. изучить классификацию затрат на турпродукт;

3. рассмотреть порядок формирования издержек туроператора и турагента;

4. рассмотреть показатели планирования себестоимости турпродукта и порядок их расчета;

5. изучить группировку и включение затрат в себестоимость турпродукта на основе системы «директ-костинг».

Средства обучения: интерактивная доска, видеоаппаратура.

Методы обучения: активная лекция.

Студент должен знать:

1. до изучения темы - основы организации и управления деятельностью предприятия, основы внутрифирменного планирования, структуру текущего плана, подходы к расчету основных финансово-экономических показателей деятельности туристского предприятия;

2. после изучения темы - структуру издержек туристского предприятия; систему показателей, характеризующих себестоимость турпродукта; методики их расчета.

Контрольные вопросы.

1. Каковы цели планирования издержек туристского предприятия?

2. Каковы задачи планирования издержек туристского предприятия?

3.Какова роль издержек в системе показателей текущего плана деятельности туристского предприятия?

4. По каким признакам классифицируются издержки

5.Какова структура издержек туроператора?

6.Какова структура издержек турагента?

7.Какие виды издержек турфирмы относятся к переменным?

8.Какие виды издержек турфирмы относятся к постоянным?

9.Какими показателями можно характеризовать себестоимость турпродукта?

10.В чем особенности группировки затрат на основе системы директ-костинг?

Рекомендуемая литература: 4, 5, 7, 10, 12, 14, 15, 17, 22.

Тема 7. Планирование финансовых результатов деятельности предприятия.

Цель: способствовать приобретению теоретических знаний в области планирования финансовых показателей деятельности туристского предприятия и формированию навыков и умений выполнения соответствующих экономических расчетов.

Задачи:

1. рассмотреть цели и задачи финансового планирования;

2. изучить методы расчета финансовых показателей деятельности туристского предприятия;

3. рассмотреть порядок образования и распределения прибыли;

4. рассмотреть источники доходов и поступления средств туристского предприятия;

5. рассмотреть структуру и содержание финансового плана предприятия сферы туризма.

Средства обучения: интерактивная доска, видеоаппаратура.

Методы обучения: активная лекция.

Студент должен знать:

1.до изучения темы - основы внутрифирменного планирования, структуру текущего плана, показатели плана маркетинга, программы деятельности туристского предприятия.

2.после изучения темы - структуру финансового плана предприятия, систему показателей, методики образования и распределения прибыли предприятия, порядок расчета других финансовых показателей.

Контрольные вопросы.

1. Какие показатели отражают финансовый план туристского предприятия?

2. Что такое прибыль предприятия?

3. Каков порядок образования прибыли предприятия туризма?

4. Как распределяется прибыль предприятия туризма?

5. Какова роль прибыли в деятельности предприятия?

6. Каковы направления использования чистой прибыли туристского предприятия?

7. Какие фонды могут быть образованы из чистой прибыли предприятия?

8. Каков экономический смысл показателя «рентабельность»?

9. Какие методы расчета рентабельности используются в экономической практике?

10. Каковы пути повышения прибыли и рентабельности предприятий сферы туризма?

Рекомендуемая литература: 2, 4, 5, 6, 7, 8, 12, 15, 17.

Тема 8. Бизнес-планирование в сфере туризма

Цель: способствовать приобретению теоретических знаний в области особенностей и содержания бизнес – планирования в сфере туристских услуг.

Задачи:

1. рассмотреть роль и место бизнес – планирования в системе планов туристского предприятия;

2. исследовать цели, задачи, функции бизнес – плана;

3. рассмотреть структуру разделов бизнес- плана в туризме;

4. выявить особенности бизнес – планирования в сфере туризма.

Средства обучения: интерактивная доска, видеоаппаратура.

Методы обучения: активная лекция.

Студент должен знать:

1. до изучения темы - основы внутрифирменного планирования, виды планов туристского предприятия, их содержание, структуру текущего плана, показатели плана;

2. после изучения темы - структуру бизнес - плана туристского предприятия, систему показателей планирования, особенности бизнес – плана как одного из видов экономических планов предприятия, специфические показатели бизнес – плана предприятия сферы туризма.

Контрольные вопросы.

1. Каковы характеристики бизнес – плана туристского предприятия?

2. Каковы цели и задачи бизнес – планирования в туризме?

3. Кто разрабатывает бизнес – план предприятия?

4. Какова роль бизнес – плана в общей системе планирования деятельности предприятия туризма?

5. Какие основные разделы включаются в состав бизнес –плана туристского предприятия?

6. Кто определяет структуру бизнес – плана?

7. Каков порядок разработки бизнес – плана предприятия туризма?

8. Что отражается в резюме бизнес – плана?

9. Какие группы показателей характеризуют бизнес – план туристского предприятия?

10. Как проводится оценка рисков при бизнес – планировании в сфере туризма?

Рекомендуемая литература: 4, 6, 8, 12, 13, 22.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ,

Тема 1. Основы планирования деятельности туристского предприятия

Тема 2. Система внутрифирменного планирования

Практические занятия № 1, 2 - 4 часа.

Цель: способствовать формированию навыков и умений ведения дискуссии по проблемам внутрифирменного планировании на предприятии.

Задачи:

1. закрепить теоретические знания по планированию в современных условиях;

2. приобрести навыки работы с литературными источниками;;

3. приобрести умения владеть приемами анализа различных экономических ситуаций в народном хозяйстве;

Средства обучения: мультимедийное оборудование.

Методы обучения: деловая игра.

Структура занятий.

Практические занятия № 1, 2 - 4 часа (180 мин ).

1. Опрос по теме – 30 мин

2. Деловая игра « Нужно ли применять планирование на предприятии?».

Студент должен знать:

1. до изучения темы - основы организации и управления деятельностью туристского предприятия , основы организации плановой работы на предприятии;

2. после изучения темы - принципы и методы планирования, особенности планирования в современных условиях, классификацию планов по экономическому содержанию и временному фактору.

Студент должен уметь - различать типы планов туристского предприятия, использовать принципы и методы планирования в практической деятельности.

Контрольные вопросы и практические задания для студентов.

Вопросы для обсуждения на практических занятиях и конкретные практические задания приведены в « Методических указаниях по проведению практических занятий по дисциплине « Планирование деятельности предприятия сферы туризма», утвержденные кафедрой «Менеджмент» и одобренные НМС ФГОУВПО «РГУТиС» (2011г.)

Рекомендуемая литература: : 1, 4, 5, 6, 8, 10, 12, 14, 15, 20, 23.

Тема 3. План маркетинга

Практические занятия № № 3, 4, 5, 6, 7 - 10 часов.

Цель: способствовать формированию навыков и умений разработки оперативных планов маркетинга, расчета показателей эффективности от реализации маркетинговых стратегий.

Задачи:

1. закрепить теоретические знания в области маркетингового планирования деятельности туристского предприятия;

2. привить навыки и умения в разработке оперативных планов маркетинга предприятия туризма;

3. выработать навыки анализа плана маркетинга и выбора рационального решения;

4. выработать навыки и умения выполнения расчетов экономической и социальной эффективности от реализации маркетинговых стратегий.

Средства обучения: мультимедийное оборудование.

Методы обучения: опрос, выполнение индивидуальных аудиторных работ, деловая игра, решение задач

Структура занятий:

Практическое занятие № 3 - 2 часа ( 90 мин )

1.Опрос - 30 мин.

2.Выполнение индивидуальных аудиторных работ - 60 мин.

Практическое занятие № 4 - 2 часа ( 90мин )

1. Решение задач - 90 мин.

Практические занятия № 5, 6, 7 - 6 часа (270 мин )

1. Блиц- опрос – 20 мин

2. Решение задач – 180 мин.

3. Выполнение индивидуальных аудиторных работ – 50 мин.

4. Тестирование - 20 мин

Студент должен знать:

1. до изучения темы - структуру и состав показателей текущего плана предприятия, содержание и порядок разработки плана маркетинга;

2. после изучения темы - структуру оперативного плана маркетинга туристского предприятия, порядок планирования бюджета маркетинга, методики расчета показателей эффективности от реализации маркетинговых стратегий на предприятиях туризма.

Студент должен уметь - разрабатывать оперативный план маркетинга, проводить анализ и выбирать наиболее эффективное маркетинговое решение, рассчитывать показатели экономической и социальной эффективности от реализации маркетинговых стратегий на предприятиях туризма.

Контрольные вопросы и практические задания для студентов.

Вопросы для обсуждения на практических занятиях и конкретные практические задания приведены в « Методических указаниях по проведению практических занятий по дисциплине « Планирование деятельности предприятия сферы туризма», утвержденные кафедрой «Менеджмент» и одобренные НМС ФГОУВПО «РГУТиС» (2011г.)

Рекомендуемая литература: 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 14, 15, 18.

Тема 4. Планирование программы деятельности туристского предприятия

Практические занятия № 8, 9 - 4 часа

Цель: закрепление теоретических знаний и приобретение практических навыков и умений по расчету и оценке показателей программы деятельности туристского предприятия.

Задачи:

1. закрепить теоретические знания в области текущего планирования деятельности предприятия;

2. привить практические навыки по расчету экономических показателей..

Средства обучения: мультимедийное оборудование.

Методы обучения: опрос, решение задач, конкретная ситуация, выполнение тестовых заданий.

Структура занятий:

Практическое занятие № 8 - 2 часа ( 90 мин )

1. Опрос - 30 мин.

2. Решение задач - 45 мин.

3. Решение кроссворда - 15 мин.

Практическое занятие № 9 - 2 часа ( 90 мин )

1. Конкретная ситуация « Структура ассортимента и номенклатура туристских услуг» - 90 мин.

Студент должен знать:

1. до изучения темы - структуру, порядок разработки и показатели текущего плана туристского предприятия, роль и место программы деятельности в системе текущего планирования;

2. после изучения темы - структуру, содержание и порядок формирования программы деятельности предприятия туризма.

Студент должен уметь - рассчитывать показатели плана деятельности предприятия туризма; анализировать структуру предлагаемых туристских услуг.

Контрольные вопросы и практические задания для студентов.

Вопросы для обсуждения на практических занятиях и конкретные практические задания приведены в « Методических указаниях по проведению практических занятий по дисциплине « Планирование деятельности предприятия сферы туризма», утвержденные кафедрой «Менеджмент» и одобренные НМС ФГОУВПО «РГУТиС» (2011г.)

Рекомендуемая литература: 5, 6, 8, 10, 15, 16, 18, 19, 22.

Тема 5. Планирование численности персонала и фонда заработной платы

Практические занятия № 10, 11, 12 - 6 часов

Цель: способствовать закреплению теоретических знаний, приобретению практических навыков и умений в области планирования трудовых показателей.

Задачи:

1. закрепить теоретические знания в области текущего планирования деятельности предприятия туризма ;

2. привить практические навыки по расчету численности персонала и фонда заработной платы туристского предприятия.

Средства обучения: мультимедийное оборудование.

Методы обучения: опрос, решение задач, конкретная ситуация, выполнение тестовых заданий.

Структура занятий:

Практическое занятие № 10 - 2 часа ( 90 мин )

1. Блиц-опрос – 20 мин

1.Решение задач - 40 мин.

2. Выполнение тестовых заданий - 30 мин.

Практические занятия № 11, 12 - 4 часа ( 180 мин )

1.Конкретная ситуация « Планирование фонда заработной платы по категориям персонала предприятия туризма».

Студент должен знать:

1. до изучения темы - структуру, порядок разработки и показатели текущего плана туристского предприятия, роль и место планирования трудовых показателей в системе текущего планирования;

2. после изучения темы - порядок расчета и планирования численности персонала и фонд заработной платы на предприятиях туризма.

Студент должен уметь - рассчитывать трудовые показатели деятельности предприятий индустрии туризма.

Контрольные вопросы и практические задания для студентов.

Вопросы для обсуждения на практических занятиях и конкретные практические задания приведены в « Методических указаниях по проведению практических занятий по дисциплине « Планирование деятельности предприятия сферы туризма», утвержденные кафедрой «Менеджмент» и одобренные НМС ФГОУВПО «РГУТиС» (2011г.)

Рекомендуемая литература: 3, 4, 5, 6, 8, 10, 12, 16, 21, 23.

Тема 6. Формирование и планирование издержек туристского предприятия

Практические занятия № 13, 14 - 4 часа

Цель: способствовать закреплению теоретических знаний, приобретению практических навыков и умений в области планирования себестоимости туристских услуг.

Задачи:

1. закрепить теоретические знания в области классификации издержек, их формирования и планирования на предприятиях туризма ;

2. привить практические навыки по расчету издержек туристского предприятия.

Средства обучения: мультимедийное оборудование.

Методы обучения: опрос, решение задач, выполнение индивидуальных аудиторных заданий, выполнение тестовых заданий.

Структура занятий:

Практическое занятие № 13 - 2 часа ( 90 мин )

1. Блиц-опрос – 20 мин

1.Решение задач - 40 мин.

2. Выполнение тестовых заданий - 30 мин.

Практические занятия № 14 - 2 часа ( 90 мин )

1.Выполнение индивидуальных аудиторных заданий – 40 мин.

2.Решение задач – 30 мин.

3. Выполнение тестовых заданий – 20 мин.

Студент должен знать:

1. до изучения темы - структуру, порядок разработки и показатели текущего плана туристского предприятия, роль и место планирования издержек в системе текущего планирования;

2. после изучения темы - порядок расчета и планирования показателей себестоимости туристских услуг.

Студент должен уметь - составлять плановые калькуляции, рассчитывать показатели себестоимости предприятий индустрии туризма.

Контрольные вопросы и практические задания для студентов.

Вопросы для обсуждения на практических занятиях и конкретные практические задания приведены в « Методических указаниях по проведению практических занятий по дисциплине « Планирование деятельности предприятия сферы туризма», утвержденные кафедрой «Менеджмент» и одобренные НМС ФГОУВПО «РГУТиС» (2011г.)

Рекомендуемая литература: 4, 5, 7, 10, 12, 14, 15, 17, 22.

Тема 7. Планирование финансовых результатов деятельности предприятия.

Практические занятия № 15, 16, 17 - 6 часов.

Цель: приобретение практических навыков и умений выполнения расчетов показателей плана финансового плана предприятия

Задачи:

1. закрепить теоретические знания в области финансового планирования деятельности туристского предприятия;

2. привить практические навыки по расчету финансовых показателей деятельности предприятия.

Средства обучения: мультимедийное оборудование.

Методы обучения: опрос, решение задач, разбор конкретной ситуации, тестирование.

Структура занятия:

Практическое занятие № 15 - 2 часа ( 90 мин )

1.Опрос - 30 мин.

2. Выполнение тестовых заданий - 30 мин.

3. Решение задач - 30 мин.

Практические занятия № 16, 17. Конкретная ситуация «Порядок распределения прибыли предприятия» - 4 часа

Студент должен знать:

1. до изучения темы - структуру, порядок разработки и показатели текущего плана предприятия туризма, роль и место финансового плана в системе текущего планирования;

2. после изучения темы - структуру, содержание, показатели и порядок разработки финансового плана туристского предприятия.

Студент должен уметь - рассчитывать финансовые показатели деятельности предприятия туризма.

Контрольные вопросы и практические задания для студентов.

Вопросы для обсуждения на практических занятиях и конкретные практические задания приведены в « Методических указаниях по проведению практических занятий по дисциплине « Планирование деятельности предприятия сферы туризма», утвержденные кафедрой «Менеджмент» и одобренные НМС ФГОУВПО «РГУТиС» (2011г.)

Рекомендуемая литература: 2, 4, 5, 6, 7, 8, 12, 15, 17.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации, ч.1

2. Налоговый Кодекс Российской Федерации

3. Трудовой Кодекс Российской Федерации

4. Бухалков М.И. Планирование на предприятии: учебник. – М.: ИНФРА- М,2011

5. Вайс Е.С., Васильцова В.М., Вайс Т.А., Васильцов В.С. Планирование на предприятии: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2011

6. Виноградова М.В., Панина З.И. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса: учебное пособие. - М.: ИТК « Дашков и К». 2010

7. Виноградова М.В., Панина З.И., Ларионова А.А., Васильева Л.А. Бизнес –планирование в индустрии гостеприимства: учебное пособие. - М.: ИТК « Дашков и К». 2010

8. Горемыкин В.А. Планирование на предприятии: учебник – М.: ИД Юрайт, 2010

9. С. Дибб. Симкин Л., Дж.Брэдли Практическое руководство по маркетинговому планированию. - С-Пб.: Питер, 2001

10. Ильин А.И. Планирование на предприятии: учебное пособие. – Минск: Новое знание; М.: ИНФРА – М, 2011

11. Кнышова Е.Н. Маркетинг туризма: учебное пособие – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2010

12. Котляров И.Д. Планирование на предприятии - М.: Эксмо, 2010

13. Лапыгин Ю.Н., Лапыгин Д.Ю. Бизнес-план: стратегии и тактика развития компании: практическое пособие. – М.: Омега – Л, 2010

14. Морозов М.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме. - М.: Академия, 2007

15. Панина З.И. Виноградова М.В. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса: Практикум - М.: ИТК « Дашков и К», 2010

16. Справочник директора предприятия / Под ред. Лапусты М.Г. - М.: ИНФРА-М, 2005

17. Стрелкова Л.В., Макушева Ю.А. Внутрифирменное планирование: учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011

18. Сухов Р.И. Организация работы туристического агентства. - Ростов-н/Д, Феникс, 2007

19. Сухов Р.И. Технологии и организация продаж в туристском агентстве Ростов-н/Д, ИЦ «МарТ»;Феникс, 2010

20. Туризм и гостиничное хозяйство/ под ред. Л.В.Шматько - Ростов-н/-Д, Феникс, 2006

21.Ушаков Д.С. Прикладной туроперейтинг. – Ростов-н/Д, Феникс, 2006

22. Ушаков Д.С. Экономика туристской отрасли: учебное пособие. - Ростов-н/Д, , ИЦ «МарТ»; Феникс, 2010

23. Черевичко Т.В. Экономика туризма: учебное пособие. – М.: ИТК «Дашков и К», 2010

Скачать архив с текстом документа