Методические рекомендации для преподавателя Дисциплина «Теория и практика финансового оздоровления предприятия»
СОДЕРЖАНИЕ: При разработке методических рекомендаций в основу положен Государственный образовательный стандарт по специальностиФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»
ФГОУВПО «РГУТиС»
Факультет Экономический
Кафедра «Корпоративное управление и электронный бизнес»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе,
д.э.н., профессор
_____________________________Новикова Н.Г.
«____»______________________________20___г.
Методические рекомендации для
преподавателя
Дисциплина «Теория и практика финансового оздоровления предприятия»
Специальность 080503 «Антикризисное управление»
Москва 2010 г.
Методические рекомендации разработаны на основе рабочей программы дисциплины
___«Теория и практика финансового оздоровления предприятия» ____
(название курса)
При разработке методических рекомендаций в основу положен Государственный образовательный стандарт по специальности
_________080503 «Антикризисное управление» _
(шифр и название специальности)
Методические рекомендации рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «Корпоративное управление и электронный бизнес»
Протокол № ________ «____»_______________20__г.
Зав кафедрой д.т.н., проф. Потемкин А.И.
Методические рекомендации одобрены Научно-методическим советом ФГОУВПО «РГУТиС»
Протокол №_______ «_____»______________20___г.
Ученый секретарь
Научно-методического совета к.и.н., доцент Юрчикова Е.В.
Методические рекомендации разработал:
Преподаватель кафедры
«Корпоративное управление и электронный бизнес» Краснобаева И.А.
Методические рекомендации /материалы/ преподавателю
На первом занятии по данной учебной дисциплине необходимо ознакомить студентов с порядком ее изучения, раскрыть место и роль дисциплины в системе наук, ее практическое значение, довести до студентов требования кафедры, ответить на вопросы.
При подготовке к лекционным занятиям необходимо продумать план его проведения, содержание вступительной, основной и заключительной части лекции, ознакомиться с новинками учебной и методической литературы, публикациями периодической печати по теме лекционного занятия. Найти и отобрать наиболее яркие примеры коммуникативной маркетинговой деятельности российских и зарубежных компаний с целью более глубокого и аргументированного обоснования тех или иных теоретических положений и выводов. Определить средства материально-технического обеспечения лекционного занятия и порядок их использования в ходе чтения лекции. Уточнить план проведения семинарского занятия по теме лекции.
В ходе лекционного занятия преподаватель должен назвать тему, учебные вопросы, ознакомить студентов с перечнем основной и дополнительной литературы по теме занятия. Желательно дать студентам краткую аннотацию основных первоисточников. Во вступительной части лекции обосновать место и роль изучаемой темы в учебной дисциплине, раскрыть ее практическое значение. Если читается не первая лекция, то необходимо увязать ее тему с предыдущей, не нарушая логики изложения учебного материала. Раскрывая содержание учебных вопросов, акцентировать внимание студентов на основных категориях, явлениях и процессах, особенностях их протекания. Раскрывать сущность и содержание различных точек зрения и научных подходов к объяснению тех или иных явлений и процессов.
Следует аргументировано обосновать собственную позицию по спорным теоретическим вопросам. Приводить примеры. Задавать по ходу изложения лекционного материала риторические вопросы и самому давать на них ответ. Это способствует активизации мыслительной деятельности студентов, повышению их внимания и интереса к материалу лекции, ее содержанию. Преподаватель должен руководить работой студентов по конспектированию лекционного материала, подчеркивать необходимость отражения в конспектах основных положений изучаемой темы, особо выделяя-категорийный аппарат. В заключительной части лекции необходимо сформулировать общие выводы по теме, раскрывающие содержание всех вопросов, поставленных в лекции. Объявить план очередного семинарского занятия, дать краткие рекомендации по подготовке студентов к семинару. Определить место и время консультации студентам, пожелавшим выступить на семинаре с докладами и рефератами.
При подготовке к семинарскому занятию преподавателю необходимо уточнить план его проведения, продумать формулировки и содержание учебных вопросов, выносимых на обсуждение, ознакомиться с новыми публикациями по теме семинара. Можно завести рабочую тетрадь, в которой учитывать посещаемость занятий студентами и оценивать их выступления в соответствующих баллах. Оказывать методическую помощь студентам в подготовке докладов и рефератов по актуальным вопросам обсуждаемой темы. В ходе семинара во вступительном слове раскрыть теоретическую и практическую значимость темы семинарского занятия, определить порядок его проведения, время на обсуждение каждого учебного вопроса. Дать возможность выступить всем желающим, а также предложить выступить тем студентам, которые по тем или иным причинам пропустили лекционное занятие или проявляют пассивность. Целесообразно в ходе обсуждения учебных вопросов задавать выступающим и аудитории дополнительные и уточняющие вопросы с целью выяснения их позиций по существу обсуждаемых проблем. Поощрять выступления с места в виде кратких дополнений и постановки вопросов выступающим и преподавателю. В заключительной части семинарского занятия следует подвести его итоги: дать объективную оценку выступлений каждого студента и учебной группы в целом. Раскрыть положительные стороны и недостатки проведенного семинарского занятия. Ответить на вопросы студентов. Назвать тему очередного занятия.
После каждого лекционного и семинарского занятия сделать соответствующую запись в журналах учета посещаемости занятий студентами, выяснить у старост учебных групп причины отсутствия студентов на занятиях. Проводить групповые и индивидуальные консультации студентов в ходе их подготовки к текущей и промежуточной аттестации по учебной дисциплине.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
по проведению лекций и семинаров по предметы «Теория и практика финансового оздоровления»
Тема 1. Государственное регулирование процессов финансового оздоровления предприятий
Вид занятия: лекция
ТЕМА: Государственное регулирование процессов финансового оздоровления предприятий
ЦЕЛЬ: Способствовать формированию умений по выбору способа адаптации организации к изменениям во внешней среде, по определению критериев реформирования предприятий
ЗАДАЧИ: Рассмотреть причины реформирования российской экономики; обучить формулировать задачи реформ; изучить систему государственной поддержки реформируемых предприятия.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: Учебники и учебные пособия, средства наглядности, вспомогательные средства.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: традиционные
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
1. Понятие кризиса, виды кризисов
1. Основные задачи реформирования предприятий, критерии реформирования, государственные меры по улучшению экономического положения предприятия
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
- Каковы причины, цели и задачи реформирования российской экономики в 90-х годах ХХ века?
- Каковы способы адаптации предприятия (организации) к меняющимся экономическим условиям?
- Какие негативные последствия они могут иметь для предприятия и экономики страны?
- Что такое реформа предприятия или организации?
- Назовите основные задачи реформирования предприятия.
- Что включает в себя понятие система мер государственной поддержки реформируемых предприятий?
- В каких формах осуществляется финансовое оздоровление предприятий?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: (27д) 10-26, (4), (6), (3д)7-15
Вид занятия: лекция
ТЕМА: Порядок финансового оздоровления неплатежеспособного предприятия
ЦЕЛЬ: Способствовать формированию умений по использованию нормативных документов и федеральных законов при определении этапов процедуры финансового оздоровления.
ЗАДАЧИ: Рассмотреть содержание закона «О несостоятельности (банкротстве)» в контексте процедуры финансового оздоровления, обучить навыкам применения закона к конкретной экономической ситуации, изучить этапы процедуры финансового оздоровления и функции административного управляющего.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: учебники, учебные пособия, средства наглядности, вспомогательные средства.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: традиционные
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
- Содержание арбитражной процедуры «Финансовое оздоровление» в соответствии с законом РФ «О несостоятельности (банкротстве)».
- Порядок финансового оздоровления предприятия
- функции административного управляющего
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. В чем заключается сходство и различие между арбитражными процедурами «финансовое оздоровление», «внешнее управление» и «мировое соглашение»?
2. Каков порядок финансового оздоровления предприятия?
3. Дайте характеристику каждого этапа финансового оздоровления.
4. Как утверждается административный управляющий и в каких ситуациях он освобождается от исполнения обязанностей?
5. На какой стадии финансового оздоровления разрабатывается план финансового оздоровления?
6. Какие формы бухгалтерской отчетности прилагаются к отчету о результатах проведения финансового оздоровления?
7. Перечислите основные функции административного управляющего.
Рекомендуемая литература: (27д) 26-33, (4), (6), (3д) 33-39
Вид занятия: семинар
ТЕМА: Правовое содержание процедур финансового оздоровления предприятия
ЦЕЛЬ: Способствовать формированию практических умений применения законодательной базы к конкретной экономической ситуации; по определению типа кризиса по формулированию цели реформирования предприятия.
ЗАДАЧИ: Рассмотреть типологию кризисов в соответствии с действующим законодательством, обучить положениям теории кризисов, ознакомить с примерами региональных Программ реформирования и реструктуризации предприятий.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: учебные пособия, вспомогательные средства.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: практический
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: Организационный момент - 5 мин. Объявление темы семинара, формулировка цели, тестирование по темам лекций №1 и №2. – 10 мин.. Заслушивание докладов – по 3 мин. на докладчика. Обсуждение и дискуссии – 20 мин. Подведение итогов – 5 мин. Объявление темы следующего семинара.
Студент должен знать:
1. Цели реформирования российской экономики в 90-х годах ХХ века.
2. Законодательные акты реформирования экономики
3. Причины и способы адаптации деятельности предприятия к новым экономическим условиям
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Каким ФЗ вводится арбитражная процедура финансового оздоровления?
2. С какими процедурами сходна процедура «Финансовое оздоровление»?
3. Перечислите этапы финансового оздоровления
4. В соответствии с каким законом утверждается административный управляющий?
5. Каковы его функции?
6. В каких случаях он освобождается от исполнения обязанностей?
7. Когда заканчиваются полномочия административного управляющего?
8. Какие решения принимает арбитражный суд после рассмотрения результатов процедуры ф.о.?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: Определить причины и факторы кризисов в организации. Сформулировать типологию кризисов в соответствии с теорией кризисов. Провести анализ показателей результативности реформирования субъектов РФ. Обосновать формы государственной поддержки финансового оздоровления.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: (27д) 10-26, 26-33(4), (6), (3д) 7-15, 33-39
Тема 2. Методологическая база финансового оздоровления предприятий
Вид занятия: лекция
ТЕМА: Диагностика экономического состояния неплатежеспособного предприятия
ЦЕЛЬ: Способствовать формированию умений определять стадии экономического кризиса на предприятии, классифицировать экономические кризисы по различным критериям, обосновывать взаимосвязь между платежеспособностью и ликвидностью.
ЗАДАЧИ: Рассмотреть динамику экономического кризиса на предприятии, обучить классификации экономических кризисов, изучить понятие платежеспособность и неплатежеспособность.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: Учебники, учебные пособия, средства наглядности, вспомогательные средства.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: традиционные.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: До изучения темы – понятие предприятия как открытой системы, понятие кризиса. После изучения - фазы экономического кризиса, виды экономического кризиса (кратко- и долгосрочные, стратегические, кризис результатов, кризис ликвидности.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Дайте определение экономического кризиса предприятия.
2. Почему предприятие является открытой системой?
3. Начертите и объясните динамику экономического кризиса на предприятии.
4. Объясните механизм возникновения кризиса на предприятии, используя финансовые аспекты.
5. Дайте характеристику стратегическому кризису.
6. Дайте характеристику кризису результатов. Что является его причиной?
8. Что такое кризис ликвидности, чем он отличается от кризиса результатов?
9. Поясните кризисный процесс по Мюллеру с помощью графика.
10. Как связаны между собой категории платежеспособность и ликвидность?
11. В чем выражается неплатежеспособность предприятия? Каковы ее фазы?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: (27д) 33-40, (7), (8), (10), (3д) 48-58, (25д) 3-7
Вид занятия: лекция
ТЕМА: Система мониторинга неплатежеспособного предприятия
ЦЕЛЬ: Способствовать формированию умений по оценке экономических и финансовых последствий неплатежеспособности предприятия, по определению этапов финансовой стабилизации, по постановке главной задачи мониторинга неплатежеспособного предприятия.
ЗАДАЧИ: Рассмотреть связь неплатежеспособности с финансовым оборотом предприятия, обучить умению определять стадию неплатежеспособности, опираясь на показатели деятельности предприятия, изучить критерии несостоятельности предприятия.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: Учебники, учебные пособия, вспомогательные средства, средства наглядности.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: активные.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: До изучения темы – схему финансового оборота предприятия. После изучения – этапы финансовой стабилизации, стадии неплатежеспособности, группы параметров оценки несостоятельности предприятия.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Каковы последствия неплатежеспособности предприятия?
2. На какие вопросы должен дать мониторинг финансового состояния предприятия?
3. Объясните схему финансового оборота предприятия.
4. Объясните этапы финансовой стабилизации предприятия.
5. Что является информационной и критериальной базой для определения стадии неплатежеспособности?
6. Что такое скрытая неплатежеспособность? Какие показатели деятельности предприятия не затрагивает?
7. Что такое стадия финансовой неустойчивости? Какие показатели ухудшаются на данной стадии?
8. Что такое кратковременная, временная и долговременная неплатежеспособности?
9. В чем проявляется стадия банкротства?
10. Перечислите финансовые показатели всех четырех групп критериальной системы оценки несостоятельности предприятия.
11. Назовите четыре типа финансовой устойчивости.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: (27д) 40-53, (4), (8), (26д) 307-314
Вид занятия: лекция
ТЕМА: Формирование системы анализа неплатежеспособного предприятия
ЦЕЛЬ: Способствовать формированию умений по формированию методической схемы финансово-экономического анализа.
ЗАДАЧИ: Рассмотреть понятие финансового состояния предприятия и его анализа, обучить последовательности проведения финансового оздоровления в соответствии с планом финансового оздоровления, изучить направления и методы финансово-экономического анализа.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: учебники, учебные пособия, вспомогательные средства, средства наглядности.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: традиционные
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: До изучения темы – методы проведения финансово-экономического анализа, содержание основных форм бухгалтерской отчетности. После изучения темы – направления и их содержание финансово-экономического анализа неплатежеспособного предприятия.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Дайте комплексное определение финансового состояния предприятия.
2. Что такое анализ финансового состояния?
3. Каким образом и для чего вырабатывается типовая методическая схема финансово-экономического анализа для предприятий, работающих в близком алгоритме?
4. Назовите основные функции хозяйственной деятельности предприятия.
5. Назовите этапы (блоки) экспресс-диагностики предприятия.
6. Дайте характеристику неформализованных методов финансово-экономического анализа.
7. Дайте характеристику формализованных методов финансово-экономического анализа.
8. Дайте характеристику каждому направлению финансово-экономического анализа.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: (27Д) 53-95, (8), (4), (26) 307-314
Вид занятия: семинар
ТЕМА: Анализ платежеспособности экономических систем на конкретном примере
ЦЕЛЬ: Способствовать формированию умений по проведению предварительного общего анализа финансового состояния на конкретном примере.
ЗАДАЧИ: Рассмотреть алгоритм проведения предварительной диагностики состояния предприятия; обучить анализу динамики структуры стоимости имущества, активов, оборотных средств, внеоборотных активов, пассивов предприятия; изучить сравнительный баланс конкретного предприятия и сделать выводы.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: учебные пособия, вспомогательные средства, средства наглядности.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: активные, метод case study (реальная экономическая ситуация)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: Повторение содержания и назначения агрегированного сравнительного аналитического баланса – 5 мин., выдача формы агрегированного баланса предприятия – 5 мин., постановка цели и задачи проведения семинара – 10 мин., запись алгоритма предварительного анализа баланса – 10 мин., самостоятельная работа студентов с балансом – 30 мин., коллективная формулировка выводов по каждому блоку анализа. – 20 мин. Подведение итогов семинарского занятия. Объявление темы следующего семинара.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: До проведения занятия – содержание формы №1, процесс построения агрегированного сравнительного аналитического баланса. После проведения занятия – на конкретном примере проводить предварительный анализ состояния предприятия.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: Самостоятельно проводить предварительный анализ платежеспособности предприятия по предложенной форме агрегированного баланса.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1.Что показывает анализ динамики структуры стоимости имущества и источников, вложенных в него на данном предприятии?
2.Что показывает анализ структуры активов данного предприятия?
3.Какие выводы можно сделать по анализу структуры оборотных средств данного предприятия?
4.Какие выводы вы сделали по анализу внеоборотных активов данного предприятия?
5.Что показал анализ структуры пассивов.
6.Что можно сказать о платежеспособности и финансовой устойчивости данного предприятия?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: Провести анализ состояния предприятия «Сатурн» по предложенному алгоритму. Определить факторы, влияющие на увеличение валюты баланса за отчетный период, доли оборотных средств в валюте, причины роста запасов. Выполнить факторный анализ внеоборотных активов, ликвидности предприятия. Произвести расчеты показателей долгосрочной финансовой устойчивости и сравнить их с нормативными показателями. Определить степень неплатежеспособности и тип финансовой устойчивости.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: (27Д) 53-95, (8), (4), (26) 307-314, (15) 55-65
Вид занятия: семинар
ТЕМА: Результаты анализа финансового состояния конкретного предприятия
ЦЕЛЬ: Способствовать формированию умений по формулировке рекомендаций по восстановлению платежеспособности и финансовой устойчивости конкретного предприятия.
ЗАДАЧИ: Рассмотреть алгоритм анализа динамики состава и структуры активов и пассивов, обучить умению оценки ликвидности баланса, применить метод факторного и сравнительного анализа на практическом примере.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: учебные пособия, вспомогательные средства, средства наглядности.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: активные, метод case study/
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: Используя материалы предварительного анализа состояния предприятия, сформулировать рекомендации руководству предприятия «Сатурн» по выводу предприятия из кризиса.
СТУЛДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: До проведения занятия – результаты предварительного анализа состояния предприятия «Сатурн». После проведения занятия – методику оценки ликвидности баланса, рентабельности, финансовой устойчивости.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: Самостоятельно проводить анализ ликвидности, показателей деловой активности, эффективности деятельности предприятия, показателей рентабельности. Формулировать причины негативных явлений, ухудшающих платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Что показал анализ динамики состава и структуры имущества предприятия?
2. Какие факторы оказали наибольшее влияние на прирост ЗС?
3. Какие выводы вы сделали по анализу состава и структуры источников финансовых ресурсов данного предприятия?
4. Что показал анализ ликвидности баланса предприятия?
5. Какие общие выводы по состоянию предприятия можно сделать?
6. Каковы причины банкротства данного предприятия?
7. Что необходимо сделать для восстановления платежеспособности и финансовой устойчивости?
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ: Определить тенденции изменения состава активной и пассивной части баланса предприятия «Сатурн». Провести анализ ликвидности баланса с помощью метода группировки статей баланса. Выполнить необходимые расчеты для этого. Сделать общее заключение по состоянию предприятия. Назвать причины его ухудшения. Сформулировать пути выхода предприятия из кризиса.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: (27Д) 53-95, (8), (4), (26) 307-314, (15) 55-65
Тема 3. Структура и содержание плана финансового оздоровления
Вид занятия: лекция
ТЕМА: Факторы финансовой несостоятельности предприятия
ЦЕЛЬ: Способствовать формированию умений по определению факторов финансовой несостоятельности предприятия, по выявлению внутренних причин экономического кризиса на предприятии.
ЗАДАЧИ: Рассмотреть классификацию факторов финансовой несостоятельности, обучить методике выявления общенациональных причин экономического кризиса, изучить содержание внутренних причин финансовой несостоятельности предприятия.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: учебники, учебные пособия, вспомогательные средства, средства наглядности.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: традиционные
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: До изучения темы – понятие кризис, причина кризиса, классификацию причин кризиса. После изучения темы – экзогенные и эндогенные причины экономического кризиса на предприятии, общенациональные и внутренние причины финансовой несостоятельности предприятия.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Какой подход к классификации факторов финансовой несостоятельности предприятия является наиболее полным?
2. Перечислите экзогенные и эндогенные факторы финансовой несостоятельности предприятия.
3. Дайте характеристику общенациональных причин экономического кризиса в нашей стране.
4. Дайте характеристику каждой группе внутренних причин экономического кризиса на предприятии
5. Как связаны между собой понятия финансовая несостоятельность и неэффективное управление?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: (27д) 123-129, (3д) 89-96, (17д) 9-15, (6д) 6-8
Вид занятия: лекция
ТЕМА: Основные положения по разработке плана финансового оздоровления предприятия
ЦЕЛЬ: Способствовать формированию умений по определению структуры и содержания плана финансового оздоровления.
ЗАДАЧИ: Рассмотреть правовые основы процедуры составления плана финансового оздоровления, изучить функции плана ф.о. на этапах досудебной санации и на этапах наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: учебники, учебные пособия, вспомогательные средства, средства наглядности.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: традиционные
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: До изучения темы – содержание арбитражных процедур, понятие платежеспособность. После изучения темы – понятие плана финансового оздоровления, его функции на каждом этапе финансового оздоровления, структуру плана ф.о.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Назовите основные функции административного управляющего.
2. Что представляет собой план ф.о.?
3. Перечислите нормативные документы. Которые лежат в основе составления плана ф.о.
4. Перечислите функции плана ф.о.
5. В каком случае платежеспособность предприятия считается восстановленной?
6. Какие главные задачи стоят перед руководством несостоятельного предприятия в период ф.о.?
7. Какова структура плана ф.о. в соответствии с этими задачами?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: (27д) 132-140, (6), (9), (8), (10), (3д)
Вид занятия: семинар
ТЕМА: Причины неплатежеспособности экономически и социально значимых организаций
ЦЕЛЬ: Способствовать формированию умений по формулированию основных задач финансового оздоровления, выявлению причин экономического кризиса на предприятии.
ЗАДАЧИ: Рассмотреть классификацию факторов финансовой несостоятельности предприятия, обучить методике определения степени влияния экзогенных и эндогенных факторов на платежеспособность предприятия, изучить содержание релевантных причин экономического кризиса.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: учебные пособия, средства наглядности.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: активные, метод пар сменного состава
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: Объявление темы семинара, постановка цели занятия – 5 мин., тестирование – 15 мин., заслушивание докладчиков и оппонентов- 45 мин., обсуждение работы пар. Оценка работы группы – 10 мин. Объявление темы следующего семинара, формулировка задания.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: До проведения занятия – понятие факторов и причин экономического кризиса, классификацию факторов экономических кризисов. После проведения занятия – основные причины несостоятельности российских предприятий.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: На конкретных примерах определять вид фактора и содержание причин кризиса.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Какой подход к классификации факторов финансовой несостоятельности предприятия является наиболее полным?
2. Перечислите экзогенные и эндогенные факторы финансовой несостоятельности предприятия.
3. Дайте характеристику общенациональных причин экономического кризиса в нашей стране.
4. Дайте характеристику каждой группе внутренних причин экономического кризиса на предприятии
5. Как связаны между собой понятия финансовая несостоятельность и неэффективное управление?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ: Провести с помощью различных информационных источников анализ причин экономического кризиса российских предприятий, определить проблемы неплатежей в современных экономических условиях, проанализировать Рекомендации комитета по обобщению практики аудирования (Великобритания) по системе критических показателей с целью оценки возможности банкротства зарубежных экономических систем.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: (27д) 123-129, (3д) 89-96, (17д) 9-15, (6д) 6-8
Тема 4. Модели финансового оздоровления предприятия
Вид занятий: лекция
ТЕМА: Прогнозирование несостоятельности экономических систем
ЦЕЛЬ: Способствовать формированию умений по использованию методов моделирования в практике прогнозирования банкротства.
ЗАДАЧИ: Рассмотреть методы (модели) прогнозирования состояния экономических систем, обучить методике применения моделей прогнозирования банкротства, изучить содержание моделей прогнозирования.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: учебники, учебные пособия, вспомогательные средства
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: традиционные
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: До изучения темы - понятие несостоятельности экономических систем (предприятия). После обучения – содержание основных моделей прогнозирования банкротства – двухфакторная модель, модель Альтмана, подход на основе PAS - коэффициента.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Какие методы используются в практике прогнозирования банкротства?
2. Каково содержание формализованных и неформализованных методов?
3. В каких ситуациях применяется двухфакторная модель? Каковы ее недостатки?
4. Каково содержание модели Альтмана? Какие разновидности ее существуют? Каковы ее недостатки?
5. Что является сильной стороной подхода на основе PAS – коэффициента?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: (27д) 95-106, (3д) 39-42,45, (5), (6), (7)
Вид занятия: лекция
ТЕМА: Оценка текущей ликвидности и платежеспособности. Зарубежный опыт
ЦЕЛЬ: Способствовать формированию умений по оценке текущей ликвидности и платежеспособности, по формированию системы мониторинга платежеспособности предприятия.
ЗАДАЧИ: Рассмотреть финансовую отчетность как источник для оценки структуры баланса, обучить умению расчета и анализа коэффициентов текущей ликвидности, изучить подходы к формированию системы анализа и мониторинга платежеспособности предприятия.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: учебники, учебные пособия, вспомогательные средства
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: традиционные
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: До изучения темы – структуру баланса, алгоритм расчета коэффициентов ликвидности. После изучения темы – подходы к анализу структуры баланса с целью оценки ликвидности и платежеспособности.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Что является нормативной основой для определения удовлетворительности структуры баланса?
2. Что представляет собой система критериев оценки удовлетворительности структуры баланса?
3. Каким образом неплатежеспособность предприятия может быть связана с задолженностью государства перед ним?
4. Каковы при этом варианты принятия решения арбитражным судом?
5. Назовите методы управления текущими активами и пассивами.
6. Что представляет собой система анализа и мониторинга платежеспособности предприятия?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: (27Д)106-114, (6), (5), (8), (26Д) 307-314
Вид занятия: лекция
ТЕМА: Влияние структуры капитала фирмы на вероятность бонкротства
ЦЕЛЬ: Способствовать формированию умений по определению степени рациональности структуры капитала и использованию конкретных подходов для построения моделей банкротства
ЗАДАЧИ: Рассмотреть методологические положения определения связи между структурой пассивов и вероятностью банкротства, изучить подходы к анализу банкротства.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: учебники, учебные пособия, вспомогательные средства
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: традиционные
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: До изучения темы – структуры пассивов, после изучения – методику определения степени влияния структуры капитала на вероятность банкротства.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Какова структура пассивов предприятия?
2. В каком соотношении должны находиться ЗС и СС в структуре источников хозяйственных средств?
3. Как математически связана вероятность банкротства с соотношением ЗС к СС?
4. Какие подходы существуют для определения возможных значений распределения индекса Z?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: (27д) 114-122, (26д) 307-314, (3д) 266-279, (7), (8), (9)
Вид занятия: семинар
ТЕМА: Моделирование деятельности предприятия в ситуации неплатежеспособности
ЦЕЛЬ: Способствовать формированию практических умений применения методов прогнозирования для оценки вероятности банкротства.
ЗАДАЧИ: Рассмотреть содержание формализованных и неформализованных методов прогнозирования, обучить практическому применению моделей банкротства на конкретных примерах, ознакомить с практическими примерами расчета и анализа коэффициентов ликвидности, в том числе с помощью зарубежного опыта.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: учебные пособия, вспомогательные средства, средства наглядности
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: практические, метод пар сменного состава
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: Объявление темы и постановка цели семинарского задания- 5 мин., заслушивание докладов с демонстрацией математических аппаратов на доске – 45 мин., заслушивание выступлений оппонентов по докладам – 10 мин., подведение итогов занятия- 10 мин., объявление темы следующего семинара.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: методы моделирования, методы ранней диагностики банкротства, математическую связи вероятности банкротства сос структурой капитала предприятия.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: приводить примеры практического применения методов прогнозирования банкротства.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Что является нормативной основой для определения удовлетворительности структуры баланса?
2. Что представляет собой система критериев оценки удовлетворительности структуры баланса?
3. Каким образом неплатежеспособность предприятия может быть связана с задолженностью государства перед ним?
4. Каковы при этом варианты принятия решения арбитражным судом?
5. Назовите методы управления текущими активами и пассивами.
6. Что представляет собой система анализа и мониторинга платежеспособности предприятия?
7. Какова структура пассивов предприятия?
8. В каком соотношении должны находиться ЗС и СС в структуре источников хозяйственных средств?
9. Как математически связана вероятность банкротства с соотношением ЗС к СС?
10. Какие подходы существуют для определения возможных значений распределения индекса Z?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: (27д) 114-122, (26д) 307-314, (3д) 266-279, (7), (8), (9)
Вид занятия: семинар
ТЕМА: Планирование процесса реструктурирования предприятия
ЦЕЛЬ: Способствовать формированию практических умений применения различных подходов к построению схемы реструктурирования предприятия в процедуре финансового оздоровления с целью восстановления его платежеспособности.
ЗАДАЧИ: Рассмотреть понятие и цели реструктурирования предприятия, обучить наиболее распространенным способам реструктурирования предприятия, ознакомить с технологией процесса реструктурирования предприятия.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: учебные пособия, вспомогательные средства
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: практические, метод case-study
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: Объявление темы семинара, постановка цели. – 5 мин., заслушивание докладов и выступлений оппонентов (в парах) – 45 мин., подведение итогов, замечания преподавателя – 10 мин. Объявление темы следующего семинара.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: содержание арбитражной процедуры финансового оздоровления, цели реформирования предприятия, причины несостоятельности предприятия.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: (27д) 114-122, (26д) 307-314, (3д) 266-279, (7), (8), (9)
Тема 5. Анализ и контроль процедуры финансового оздоровления
Вид занятий: лекция
ТЕМА: Объекты, цели и задачи финансового планирования на неплатежеспособном предприятии
ЦЕЛЬ: Способствовать формированию умений по выявлению объектов и субъектов финансового планирования, его сути и методологических основ.
ЗАДАЧИ: рассмотреть содержание финансового планирования, выделить субъекты и объекты; изучить блоки инфраструктуры процесса финансового планирования (аналитический, информационный, организационный), нормативные документы, лежащие в основе финансового планирования (бюджетный регламент), а также виды финансового планирования (виды бюджетов) на неплатежеспособном предприятии.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: учебники, учебные пособия, средства наглядности
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: традиционные
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: До изучения темы- содержание финансового плана предприятия, методологические основы финансового планирования. После изучения темы – субъекты и объекты финансового планирования на несостоятельном предприятии, содержание бюджетного регламента, ее связь с инвестиционной политикой предприятия, виды бюджетов.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Какие финансовые категории относятся к объектам финансового планирования неплатежеспособного предприятия?
2. Какие блоки содержит инфраструктура процесса финансового планирования, каково их содержание?
3. Что является информационной базой финансового планирования?
4. Поясните содержание бюджетного регламента и его связь с инвестиционной политикой неплатежеспособного предприятия?
5. Назовите методы и объясните содержание видов финансового планирования на неплатежеспособном предприятии?
6. Перечислите этапы финансового планирования.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: (27д) 245-264, (26д) 246-247, (8), (10), (17д) 84-86
Вид занятия: лекция
ТЕМА: Организация финансового планирования на неплатежеспособном предприятии
ЦЕЛЬ: Способствовать формированию умений по применению различных инструментов бюджетирования на неплатежеспособном предприятии.
ЗАДАЧИ: Рассмотреть методологическое содержание бюджетирования в общем виде и его преимущества на неплатежеспособном предприятии, обучить технологии бюджетирования, изучить структуру финансового плана несостоятельного предприятия.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: учебники, учебные пособия, вспомогательные средства
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: традиционные
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: До изучения темы- общие методологические подходы к бюджетированию средств предприятия. После изучения темы- технологию бюджетирования на неплатежеспособном предприятии.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Дайте характеристику бюджетирования как функции управления.
2. Что является преимуществами бюджетирования на неплатежеспособном предприятии?
3. Назовите составные части бюджетирования
4. Что представляет собой система бюджетирования на неплатежеспособном предприятии?
5. Объясните назначение операционного и финансового бюджета.
6. Какие формы составления бюджета неплатежеспособного предприятия используются на практике?
7. Поясните технологию составления операционного бюджета.
8. Поясните технологию составления и структуру финансового бюджета.
9. Каковы основные требования к организации бюджетирования на неплатежеспособном предприятии
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: (27д) 265-311, (9), (10)
Вид занятия: лекция
ТЕМА: Управление оборотным капиталом в период финансового оздоровления предприятия
ЦЕЛЬ: Способствовать формированию умений по эффективному управлению оборотным капиталом неплатежеспособного предприятия
ЗАДАЧИ: рассмотреть функции управления оборотным капиталом, обучить умению выбора финансовых инструментов для управления каждой группой оборотных средств, изучить направления оперативного управления оборотными средствами.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: учебники, учебные пособия, вспомогательные средства, средства наглядности
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: активные
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: До изучения темы – структуру оборотного капитала и способы ее отражения в балансе предприятия. После изучения темы – финансовые инструменты управления и методы расчета финансовой потребности в оборотных средства.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Какова структура оборотного капитала?
2. С помощью каких функций осуществляется управление оборотным капиталом?
3. Начертите и объясните цикл обращения денежных средств
4. Какие задачи решаются в рамках финансового планирования по управлению денежными средствами?
5. Каковы основные направления оперативного управления оборотными активами?
6. Сформулируйте формы, преимущества и недостатки каждого элемента оборотного капитала (товарно-материальные запасы, дебиторская задолженность, ликвидные ценные бумаги, денежные средства, краткосрочное финансирование.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: (27д) 311-328, (26д) 329-336, (10), (5)
Вид занятия: семинар
ТЕМА: Разработка стратегии финансового оздоровления
ЦЕЛЬ: Способствовать формированию умений по определению структуры плана финансового оздоровления и формированию мероприятий финансового оздоровления.
ЗАДАЧИ: рассмотреть причины неплатежеспособности предприятия, обучить подходам к формированию разделов плана финансового оздоровления, изучить программу реализации плана ф.о. на конкретных примерах.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: учебные пособия, вспомогательные средства, средства наглядности
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: активные, метод case-study
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: Повторение учебного материла по темам «Организация финансового планирования на неплатежеспособном предприятии», а также структур и содержание плана финансового оздоровления предприятия – 15 мин., постановка цели и формулировка темы семинара – 5 мин. Заслушивание докладов и выступлений оппонентов – 45 мин. Подведение итогов семинара. Объявление темы следующего семинара.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: Структуру плана финансового оздоровления предприятия, направления организации финансового планирования на неплатежеспособном предприятии.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: Формировать основные разделы плана в соответствии с типовой формой.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Какие финансовые категории относятся к объектам финансового планирования неплатежеспособного предприятия?
2. Какие блоки содержит инфраструктура процесса финансового планирования, каково их содержание?
3. Что является информационной базой финансового планирования?
4. Поясните содержание бюджетного регламента и его связь с инвестиционной политикой неплатежеспособного предприятия?
5. Назовите методы и объясните содержание видов финансового планирования на неплатежеспособном предприятии?
6. Перечислите этапы финансового планирования.
7. Какова структура плана финансового оздоровления и его основных разделов?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: Описать структуру и состав плана финансового оздоровления, определить содержание плана ф.о. по типовой форме, привести примеры подходов к составлению разделов плана ф.о.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: 27д) 265-311, (9), (10)
ТЕМА 6. Контроль финансовых потоков неплатежеспособного предприятия
Вид занятия: лекция
ТЕМА: Оптимизация товарных запасов неплатежеспособного предприятия
ЦЕЛЬ: Способствовать формированию умений выбирать мероприятия финансового менеджмента для оптимизации товарных запасов.
ЗАДАЧИ: Рассмотреть основные мероприятия финансового менеджмента в процессе финансового оздоровления, обучить методике оценки оптимальной величины запасов, изучить методы расчета оптимальной величины запасов.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: учебники, учебные пособия, вспомогательные средства, средства наглядности
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: традиционные
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: До изучения темы – состав активов предприятия. После изучения – знать методы определения оптимальной величины товарных запасов предприятия и критерии определения контрактной цены заказа.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Какова структура активов предприятия?
2. Почему в процессе финансового оздоровления необходимо уделять внимание управлению финансовыми ресурсами?
3. Дайте характеристику основных мероприятий финансового менеджмента по управлению финансовыми ресурсами в процессе финансового оздоровления.
4. Каковы основные условия получения прибыли от инвестиций в товарные запасы?
5. Какими методами можно рассчитать оптимальную величину товарных запасов?
6. Каким образом на практике определяют объем заказа и контрактную цену?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: (27д) 476-490, (26д) 347-352, (17д) 73-44
Вид занятия: лекция
ТЕМА: Особенности инвестирования при реализации плана финансового оздоровления
ЦЕЛЬ: Способствовать формированию умений определять приоритетные источники финансирования неплатежеспособного предприятия, их преимущества и недостатки.
ЗАДАЧИ: Рассмотреть задачи инвестиционного менеджмента на неплатежеспособном предприятии, обучить формулировать функции инвестиционного менеджмента, изучить содержание, преимущества и недостатки приоритетных источников финансирования несостоятельного предприятия.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: учебники, учебные пособия, средства наглядности
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: традиционные
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: До изучения темы – основные аспекты инвестиционного менеджмента. После изучения темы - классификацию источников финансирования и особенности инвестиционной деятельности на несостоятельном предприятии.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Что такое инвестиции?
2. Какие виды инвестиций характерны для несостоятельных предприятий?
3. Каковы задачи инвестиционного менеджмента на несостоятельном предприятии?
4. Перечислите функции инвестиционного менеджмента в процессе финансового оздоровления?
5. Каковы источники производственных инвестиций для неплатежеспособном предприятии?
6. Назовите преимущества и недостатки таких источников финансирования несостоятельного предприятия как дополнительная эмиссия акций, кредитование под залог, ускоренная амортизация основных фондов.
7. Дайте характеристику лизингу и инвестиционному селенгу как источникам финансирования.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: (27д) 495-503, (26д) 243-247, (5), (9), (10)
Вид занятия: лекция
ТЕМА: Досудебная санация предприятий. Реструктурирование задолженности предприятия
ЦЕЛЬ: Способствовать формированию умений применять правовые и нормативные документы в досудебной и судебной процедуре финансового оздоровления с целью выбора метода реструктурирования задолженности предприятия.
ЗАДАЧИ: Рассмотреть статьи ГК РФ по досудебной санации предприятия и судебной процедуры финансового оздоровления, обучить методам досудебной и судебной реструктуризации дебиторской и кредиторской задолженности, изучить Рекомендации ФСФО по реструктурированию задолженности предприятия.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: учебники, учебные пособия, средства наглядности, вспомогательные средства
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: традиционные
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: До изучения темы – состав статей ГК РФ по досудебной и судебной процедуре финансового оздоровления. После изучения темы – особенности списания дебиторской задолженности, методы реструктурирования кредиторской задолженности, Рекомендации ФСФО по реструктурированию задолженности предприятия.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Опишите процедуру досудебной санации предприятия.
2. Каков порядок судебной процедуры реструктурирования дебиторской задолженности?
3. Каковы основания для списания дебиторской задолженности неплатежеспособного предприятия?
4. Сформулируйте правило управления задолженностями предприятия.
5. Каким образом дебиторская задолженность группируется по степени надежности в процессе ф.о.?
6. Каковы формы и методы реструктурирования кредиторской задолженности?
7. Дайте характеристику формам реструктурирования кредиторской задолженности.
8. Сформулируйте и обоснуйте Рекомендации ФСФО по управлению задолженностью неплатежеспособного предприятия.
9. Почему реструктурирование задолженности предприятия способствует улучшению его финансового состояния?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: (27д) 467-470, (26д) 352-356, 307-309, (7), (10)
Вид занятия: семинар
ТЕМА: Мероприятия финансового менеджмента в процессе финансового оздоровления предприятия
ЦЕЛЬ: Способствовать формированию умений по выбору конкретного финансового инструмента для решения проблем несостоятельности в процессе финансового оздоровления конкретного предприятия.
ЗАДАЧИ: Рассмотреть комплекс рекомендуемых мероприятий финансового оздоровления, обучить критериям выбора конкретных мероприятий в конкретной экономической ситуации, изучить методические подходы к управлению финансовыми ресурсами в процессе ф.о.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: учебные пособия, средства наглядности
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: активные, метод case-study
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: Повторение основных положений темы «Оптимизация товарных запасов неплатежеспособного предприятия» - 15 мин., формулировка темы семинара и постановка цели – 5 мин., заслушивание докладов – 30 мин., заслушивание оппонентов – 20 мин. Подведение итогов, замечания. Объявление темы следующего семинара.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: Основные мероприятия финансового менеджмента в процессе финансового оздоровления.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: рекомендовать конкретный прием управления задолженностью, акционерным капиталом, оборотным капиталом в процессе финансового оздоровления, применять критерии отбора инвестиционных проектов для реализации инвестиционной политики конкретного предприятия.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Что такое инвестиции?
2. Какие виды инвестиций характерны для несостоятельных предприятий?
3. Каковы задачи инвестиционного менеджмента на несостоятельном предприятии?
4. Перечислите функции инвестиционного менеджмента в процессе финансового оздоровления?
5. Каковы источники производственных инвестиций для неплатежеспособном предприятии?
6. Назовите преимущества и недостатки таких источников финансирования несостоятельного предприятия как дополнительная эмиссия акций, кредитование под залог, ускоренная амортизация основных фондов.
7. Дайте характеристику лизингу и инвестиционному селенгу как источникам финансирования.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: Привести конкретные примеры реальных российских предприятий по применению конкретных финансовых инструментов по управлению финансовыми ресурсами неплатежеспособного предприятия. Привести примеры управления инвестициями в условиях несостоятельности и финансовой нестабильности предприятий. Привести примеры зарубежного опыта антикризисного управления в финансовой сфере.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: (27д) 495-503, (26д) 243-247, (5), (9), (10)
Тема 7. Организация работы по финансовому оздоровлению предприятия
Вид занятия: лекция
ТЕМА: Организация управления планом финансового оздоровления
ЦЕЛЬ: Способствовать формированию умений по разработке схемы и алгоритма реализации плана ф.о.
ЗАДАЧИ: Рассмотреть основные задачи программы реализации плана ф.о., обучить схеме разработки и реализации программы, изучить структуру программы как совокупность проектов.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: учебники, учебные пособия, вспомогательные средства, средства наглядности
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: традиционные
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: До изучения темы – структуру и типовую форму плана ф.о. После изучения темы- схему разработки и реализации программы, содержание проектов – блоков программы реализации плана ф.о.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Понятие программы реализации плана ф.о. как инструмента финансового оздоровления.
2. Каковы основные задачи программы
3. Начертите и объясните схему разработки и реализации Программы реализации плана ф.о.
4. Какова структура Программы реализации плана ф.о.?
5. Каковы параметры проектов, входящих в состав Программы?
6. Назовите требования к структуре проекта?
7. Охарактеризуйте модели разработки проектов.
РЕКОМЕНЛУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: (27д) 340-347,361, (7), (8), (10)
Вид занятий: лекция
ТЕМА: Схема процесса финансового оздоровления
ЦЕЛЬ: Способствовать формированию умений по использованию подходов организации управления процессом финансового оздоровления.
ЗАДАЧИ: Рассмотреть этапы финансового оздоровления, обучить схеме организационного управления планом ф.о., изучить содержание блоков организационного управления планом ф.о.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: учебники, учебные пособия, средства наглядности
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: традиционные
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: До изучения темы – содержание Программы реализации плана ф.о. После изучения – этапы финансового оздоровления, схему организационного управления проектом финансового оздоровления.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Каковы этапы финансового оздоровления предприятия в кризисной ситуации?
2. Каково содержание каждого этапа этого процесса?
3. Дайте понятие организации управления планом ф.о.
4. Назовите и охарактеризуйте блоки схемы организационного управления планом ф.о.
5. Начертите и объясните схему финансового оздоровления
6. Почему эта схема является сетевым графиком?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: (27д) 377-386, (9), (10)
Вид занятия: семинар
ТЕМА: Стратегия и тактика осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению
ЦЕЛЬ: Способствовать формированию умений по определению стратегических и тактических целей финансового оздоровления предприятия.
ЗАДАЧИ: Рассмотреть роль стратегии в антикризисном управлении, принципы, концепции и политики финансового оздоровления реальных предприятия; обучить методам оперативной и стратегической реструктуризации предприятия в процессе финансового оздоровления; изучить тактические аспекты процесса финансового оздоровления.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: учебные пособия
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: активные, метод сменных пар
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: Повторение темы «Схема финансового оздоровления» - 15 мин. Формулировка цели и объявление темы семинара – 5 мин. Заслушивание командных выступление докладчиков и их оппонентов – 45 мин. Замечания, дополнения. Замечания преподавателя. Подведение итогов занятия.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: Схему финансового оздоровления, этапы финансового оздоровления.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: формулировать принципы, концепции, стратегию и тактику финансового оздоровления конкретного предприятия, применять на практике методы оперативной и стратегической реструктуризации предприятия в процессе финансового оздоровления.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Каковы этапы финансового оздоровления предприятия в кризисной ситуации?
2. Каково содержание каждого этапа этого процесса?
3. Дайте понятие организации управления планом ф.о.
4. Назовите и охарактеризуйте блоки схемы организационного управления планом ф.о.
5. Начертите и объясните схему финансового оздоровления
6. Почему эта схема является сетевым графиком?
7. Сформулируйте общие принципы и концепции финансового оздоровления. Приведите конкретные примеры.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: Подобрать материал и привести конкретные примеры применения тактических и стратегических аспектов финансового оздоровления неплатежеспособного предприятия (из отечественного или зарубежного бизнеса). Объяснить эволюцию организации управления процессом финансового оздоровления.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: 27д) 377-386, (9), (10)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
по проведению практического занятия по курсу______________
ТЕМА: ______________________________________
ЦЕЛЬ: (способствовать формированию умений по …)
ЗАДАЧИ: (рассмотреть …; обучить …; изучить …)
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ_______________________
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ_________________________
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ (структура и хронометраж занятия):
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
1. до изучения темы (базисные знания)
12. после изучения темы
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ____________________
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ____________________
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ: (провести…; определить…; выполнить… решить… )
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (основная и дополнительная)