Методические рекомендации к аттестации музыкальных работников доу
СОДЕРЖАНИЕ: Создание необходимых условий для развития у детей музыкальных способностей с учетом особенностей ребенка (смущение, застенчивость и т п.), профилактика возникновения у него негативных переживанийМетодические рекомендации к аттестации музыкальных работников ДОУ
(Сборник методических рекомендаций и материалов «Аттестация руководителей
и педагогических работников ДОУ» Москва, АРКТИ, 2005г.)
Наиболее важные критерии для аттестации музыкальных работников ДОУ
1.Создание необходимых условий для развития у детей музыкальных способностей с учетом особенностей ребенка (смущение, застенчивость и т.п.), профилактика возникновения у него негативных переживаний.
2. Развитие у детей музыкального слуха: звуковысотного, ритмического, тембрового, и т.д. (используются дидактические игры, приемы моделирования и пр.)
3. Формирование певческих способностей.
4. Овладение дошкольниками элементарной игрой на музыкальных инструментах: металлофоне, бубне, погремушке и пр.
5. Развитие музыкально-ритмических движений в соответствии с характером музыки.
6. Учет достижений ребенка в разных видах музыкальной деятельности, фиксирование внимания на его потенциальных возможностях и способностях. Достижения дошкольника не сравнивается с достижениями других детей, а лишь с его собственными.
7. Создание условий для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в музыкальной игре (совместное чтение сказок, прослушивание аудиокассет, обсуждение событий жизни детей; организация посещения музеев, концертных залов, музыкальных театров и т.д.)
8. Приобщение ребенка к мировой и национальной музыкальной культуре.
9. Ознакомление детей с классической музыкой: прослушивание музыкальных произведений, беседы об их содержании, композиторах и т.д.
10. Знакомство дошкольников с призведениями народной музыки и песенного фольклора:организация их прослушивания и исполнения, знакомство с частушками, колядками, хороводами; разучивание народных танцев, песен, игр и т.п.
11. Формирование у детей представления о видах музыкального искусства (опере, балете и т.д.) и различных жанрах музыкальных произведений (вальсе, марше, колыбельной и др.).
12. Знакомство детей на занятиях с многообразием выразительных средств в музыке (ладом, мелодией, тембром, силой, темпом, высотой, длительностью звука и пр.).
13. Ознакомление дошкольников с различными классическими и народными музыкальными инструментами (рассказ о старинных и современных музыкальных инструментах, знакомство с их внешним видом и звучанием).
14. Приобщение детей к обрядовым, народным и традиционным праздникам и гуляньям.
15. Создание условий для развития творческой активности детей в музыкальной деятельности; обеспечение игровым материалом и оборудованием для музыкального развития детей.
16. Проведение музыкальных занятий (слушание музыки, пение, муз.-ритмические движения, игра на муз. инструментах). Стимулирование и поддержка стремления ребенка к выражению чувств через мимику, жесты, движения, голос.
17. поощрение импровизации детей в пении, танцах, игре на музыкальных инструментах и пр.: побуждение передавать музыкальными средствами характерные особенности различных персонажей, свои эмоциональные переживания и настроения и т.п.
18. Предоставление дошкольникам права выбора средств для импровизации и самовыражения: музыкальных инструментов, роли, сюжетов, видов деятельности: пения, танца, ритмических движений и пр.
19. Создание условий для развития музыкального творчества детей на основании синтеза искусств, использование сочетания разных видов деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, игр-драматизаций и т.д.
20. Поощрение исполнительского творчества в музыкальной деятельности (участие в музыкальных спектаклях, концертах и др.) при поддержке педагогом индивидуальных интересов и возможностей детей с одновременным учетом их возрастных особенностей.
21. Помощь детям (по мере овладения дошкольниками игровыми действиями) в выборе различных музыкальных ролей; организация несложных музыкально-сюжетных игр с несколькими детьми.
22. Совместная музыкальная деятельность детей и взрослых: создание (по возможности) хора, оркестра или танцевального ансамбля с участием взрослых; проведение совместных праздников детей, родителей и сотрудников ДОУ и т.д.
23. Развитие у дошкольников в соответствии с их индивидуальными особенностями способности свободно держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками (в т.ч. предоставление главных ролей застенчивым детям, включение в музыкальные спектакли детей с речевыми трудностями), обеспечивая тем самым активное участие каждого.
24. Постоянный учет возможностей ребенка, с тем, чтобы не допускать унего ощущения несостоятельности6 оказывать помощь при затруднениях, не «навязывать» ему сложных и непонятных музыкальных произведений.
25. Проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему; стремление установить с детьми доверительные отношения, проявление внимания к их настроениям, желаниям, достижениям и неудачам.
26. Создание развивающей среды, способствующей музыкальному развитию и эмоциональному благополучию детей (экспозиции картин, гравюр, произведений народного творчества, портретов композиторов и выдающихся исполнителей; выставки авторских работ детей; родителей; цветы и пр.).
27. Органичное включение музыки в различные виды деятельности детсада (при проведении зарядки, на занятиях по изобразительной деятельности ит.д.).
28. Использование музыки при организации режимных моментов (колыбельной – перед сном, веселой музыки – на прогулке, в процессе игры и занятий).
29. Проведение консультаций и оказание методической помощи родителям по вопросам музыкального воспитания детей в школе.
30. Обеспечение соблюдения правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты при проведении занятий.
31. Участие в деятельности методических объединений и других формах методической работы.
32. Повышение своей профессиональной квалификации.
Общая диагностическая карта для аттестации профессиональной подготовленности музыкального работника ДОУ
1-я и высшая квалификационная категороия
Музыкальный руководитель должен знать |
Музыкальный руководитель должен уметь |
|
Концепцию социальных функций музыкального искусства и художественно-творческой природы музыкальной деятельности |
Разрабатывать авторскую обоснованную программу музыкального воспитания детей в ДОУ |
|
Отечественные и зарубежные педагогические технологии общего гармоничного развития ребенка, формирования его нравственно-эстетических чувств, идеалов, музыкального вкуса и музыкальных потребностей. |
Творчески использовать передовой опыт музыкального воспитания детей в соответствии с местными условиями; работать в экспериментальном режиме по внедрению новых программ. |
|
Социокультурную пространственно-предметную среду развития ребенка, наиболее эффективные средства ее совершенствования. |
При необходимости активно участвовать в создании и преобразовании образовательной среды, разрабатывать и изготавливать необходимые пособия и дидактические игры, энергично подключая детей к этому процессу. |
|
Основы художественно-эстетического культуры ребенка |
Применять психолого-педагогические методы и приемы формирования основ художественно-эстетической культуры детей, обрабатывать и анализировать накопленные материалы по музыкальному развитию каждого ребенка, организовывать проведение открытых занятий для своих коллег. |
|
Современные психолого-педагогические исследования по диагностике особенностей музыкального развития и обучения детей. |
Использовать элементарные методы диагностики музыкального воспитания и развития детей, реализуя принципы индивидуального подхода. |
Показатели оценки продуктивности деятельности
музыкального руководителя ДОУ
Наличие документации Имеется вся необходимая документация: график работы, сетка занятий, план образовательно-воспитательной работы; ведется учет индивидуальной работы с детьми и их родителями, результаты диагностического обследования дошкольников(учитываются при этом итоги прошедшего года и индивидуальные особенности детей). Методический кабинет оснащен инструктивными и методическими письмами, авторскими разработками и пособиями. |
Соответствие уровня знаний, умений и навыков детей требованиям Комплексной программы, составленной в рамках Государственного стандарта дошкольного образования, которой пользуется музыкальный руководитель. Соответствует всем параметрам. |
Методы, средства и формы музыкального воспитания и обучения детей Применяет комплекс методов, средств и организационных форм, в т.ч. авторские |
Место новых технологий в педагогической деятельности Использует традиционные и инновационные технологии, имеет авторские разработки, осуществляет поиск более эффективных методов и приемов обучения музыке и эстетического воспитания |
Теоретический уровень подготовки Муз. руководитель глубоко осведомлен об эстетике, психолого-педагогической литературе в области музыкального воспитания и развития, а так же ее новинках. Широко использует положения и выводы научных исследований в области музыкальной культуры в практике своей работы. |
Использование ТСО и средств наглядности: Имеются фильмотека, иллюстрации, пособия. Регулярное их использование планирует заранее. Есть авторские разработки наглядных пособий. Хранение материалов отвечает педагогическим требованиям. |
Организация развивающей эстетико-культурной и художественно-предметной среды Творчески участвует в преобразовании развивающей среды, всех помещений ДОУ с учетом особенностей музыкального воспитания и развития детей. Самостоятельно готовит различные атрибуты для оформления помещений и проведения занятий в группах, привлекая к этой работе детей. |
Интеграция разнообразных видов детской деятельности в ходе музыкальных занятий Широко и творчески использует интеграцию в воспитательно-музыкальной деятельности и координации с другими специалистами, работающими с детьми групп. |
Стиль общения с детьми Стиль общения либерально-демократический, справедливый, последовательный, учитывающий индивидуальные особенности и личный опыт ребенка, его активность, потребности. |
Подготовка детей к обучению в школе. Дети владеют навыками и умениями в области музыкальной деятельности, у них развиты музыкальный вкус, любовь к музыке, желание ею заниматься. Музыкальный руководитель осуществляет преемственность детского сада и школы в вопросах музыкального развития детей. |
Поисково-творческая (опытно-экспериментальная) работа в ДОУ Активно участвует в поисково-творческой работе. Владеет опытно-экспериментальными методами формирования музыкальной культуры и применяет их в практической деятельности. Распространяет свой педагогический опыт, получивший научное обоснование. |
Профессионально-личностные качества Проявляет интерес к формированию музыкальной культуры ребенка. |
Просветительская функция Осуществляет среди родителей и городского населения, а так же реализует ее, участвуя в работе конференций, выставок, семинаров и т.д. |