Методические рекомендации по летней производственной практике студентов 5 курса

СОДЕРЖАНИЕ: Цель летней производственной практики студентов 5 курса педиатрического факультета состоит

ГБОУ ВПО НижГМА Минздравсоцразвития

Кафедра факультетской и поликлинической педиатрии

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ЛЕТНЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

СТУДЕНТОВ 5 КУРСА

ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

ПОМОЩНИК УЧАСТКОВОГО ВРАЧА-ПЕДИАТРА,

ПОМОЩНИК ВРАЧА СКОРОЙ ПОМОЩИ

4 недели (144 часа)

Нижний Новгород, 2012

Цель летней производственной практики студентов 5 курса педиатрического факультета состоит

- в закреплении, углублении теоретической подготовки по разделу «Поликлиническая педиатрия и неотложная помощь»,

- в приобретении опыта самостоятельной профессиональной деятельности, путем непосредственного участия в работе участкового врача-педиатра поликлиники и врача бригады скорой медицинской помощи (СМП),

- в развитии социально-личностных компетенций, необходимых для работы в профессиональной сфере.

Задачами летней производственной практики являются:

1. Практическое применение знаний о содержании работы

- участкового врача-педиатра: изучение особенностей диагностической, лечебной, профилактической, противоэпидемической работы с детьми разных возрастных групп и подростков;

- врача скорой медицинской помощи: изучение особенностей организации работы подстанции СМП, тактики оказания неотложной помощи при различных патологических состояниях у детей и подростков.

2. Формирование способности решать профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

- профилактическая и противоэпидемическая деятельность: проведение санитарно-просветительной работы среди детей, подростков, их родителей и медицинского персонала с целью формирования здорового образа жизни; проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инфекционных заболеваний;

- диагностическая деятельность: диагностика заболеваний различных органов и систем у детей и подростков на амбулаторном уровне, диагностика неотложных состояний;

- лечебная деятельность: лечение заболеваний различных органов и систем у детей и подростков на амбулаторном уровне, лечение неотложных состояний;

- организационно-управленческая деятельность: изучение организации труда медицинского персонала детской поликлиники, подстанции СМП, определение функциональных обязанностей и оптимального алгоритма их осуществления; организация мероприятий по охране труда и технике безопасности;

- научно-исследовательская деятельность: изучение и анализ научной литературы; подготовка рефератов и докладов по актуальным проблемам поликлинической педиатрии.

Летняя производственная практика является продолжением учебного процесса. Качественная подготовка будущего врача-педиатра невозможна без практического применения теоретических знаний об основных закономерностях клинического обследования больного, алгоритма проведения дифференциального диагноза, составления плана диагностических и лечебных мероприятий, прогнозирования возможных осложнений.

К прохождению летней производственной практики в качестве помощника (дублера) участкового врача-педиатра и врача скорой медицинской помощи допускаются студенты, закончившие программу обучения на 5-м курсе педиатрического факультета.

Объем и виды учебной работы во время летней производственной практики

Всего часов

144 часа

72 часа/72 часа

Аудиторные занятия:

20

10

10

Семинары

Лекции

12

8

6

4

6

4

Лечебная работа и самостоятельная работа студента

124

62

62

Название лекций и количество часов

Название тем лекций

Объем

(в часах)

1.

Принципы организации амбулаторно-поликлинической помощи детям и подросткам.

2

2.

Основные направления работы участкового врача педиатра.

2

3.

Принципы организации неотложной помощи детям и подросткам.

2

4.

Лечебная тактика врача скорой помощи при основных жизнеугрожающих состояниях.

2

Итого

8

Название тем практических занятий и количество часов

Название тем семинарских занятий

Объем

(в часах)

1.

Организация работы детской поликлиники.

2

2.

Лечебная работа участкового врача.

2

3.

Профилактическая работа участкового врача. Диспансеризация детского населения.

2

4.

Организация работы ССМП.

2

5.

Неотложная помощь при острой дыхательной, острой сердечно-сосудистой недостаточности, шоке различного генеза, комах различного генеза.

2

6.

Неотложная помощь при травмах, отравлениях различного генеза, ожогах, гипертермии, инородних телах (дыхательных путей, ЖКТ), утоплении, укусах животных, змей, насекомых.

2

Итого

12

За время прохождения практики каждый студент обязан подготовить на выбор

· реферат по каждому из разделов практики (объем не менее 10-12 стр.),

· или устное сообщение (клинический случай из собственной практики),

· или участвовать в НИР кафедры /лечебной базы по усмотрению руководителя ЛПП.

Перечень рефератов по разделу «Помощник врача участкового педиатра»

1. Лечение ОРВИ и гриппа в амбулаторных условиях.

2. Лечение пневмонии в амбулаторных условиях.

3. Лечение инфекционных заболеваний (ветряная оспа, краснуха, корь, инфекционный мононуклеоз, эпидемический паротит) в амбулаторных условиях.

4. Лечение кишечных инфекций в амбулаторных условиях.

5. Лечение инфекций мочевыводящих путей в амбулаторных условиях.

6. Лечение заболеваний ЖКТ в амбулаторных условиях.

7. Лечение гельминтозов у детей.

8. Лечение бронхиальной астмы в амбулаторных условиях.

9. Лечение атопического дерматита в амбулаторных условиях.

10. Лечение железодефицитных анемий в амбулаторных условиях.

11. Лечебное питание при различных заболеваниях детского возраста.

12. Немедикаментозные методы лечения при различных заболеваниях детского возраста.

Перечень рефератов по разделу «Помощник врача скорой помощи»:

1. Неотложная помощь в детской кардиологии.

2. Неотложная помощь в детской пульмонологии

3. Неотложная помощь в детской аллергологии.

4. Неотложная помощь при хирургических заболеваниях в педиатрии.

5. Неотложная помощь в детской эндокринологии.

6. Неотложная помощь при инфекционных заболеваниях в педиатрии.

7. Неотложная помощь при нейроинфекциях в педиатрии.

8. Неотложная помощь при электротравме.

9. Неотложная помощь при инороднем теле дыхательных путей, ЖКТ.

10. Неотложная помощь при укусах животных, насекомых, змей.

11. Неотложная помощь при обморожениях, тепловом/солнечном ударе.

12. Неотложная помощь при утоплении.

Перечень вопросов к зачету по разделу

«Помощник участкового врача педиатра»

1. Структура, штаты и организация работы городской детской поликлиники. Показатели деятельности детской поликлиники.

2. Основные разделы работы участкового педиатра и их содержание. Учетно-отчетная документация участкового педиатра.

3. Антенатальная охрана плода. Дородовые патронажи. Питание беременных. Профилактика рахита и анемии. Медико-генетическое консультирование.

4. Критерии оценки здоровья детей. Понятие о группах здоровья у детей.

5. Группы здоровья и группы риска новорожденных. Скрининг-программы у новорожденных.

6. Организация патронажного наблюдения в период новорожденности. Уход за новорожденным. Питание кормящей женщины. Профилактика лактостаза, мастита, гипогалактии. Лечение лактационного криза.

7. Диспансерное наблюдение за здоровыми детьми на 1-м году жизни.

8. Диспансерное наблюдение за недоношенными детьми на 1-м году жизни.

9. Нервно-психическое развитие детей первого года жизни.

10. Физическое развитие детей первого года жизни.

11. Вскармливание детей первого года жизни. Принципы успешного грудного вскармливания. Прикормы. Классификация адаптированных молочных смесей. Показания к назначению различных лечебных смесей.

12. Питание детей 2-3-го года жизни.

13. Профилактика рахита, анемии. Лечение и диспансерное наблюдение за детьми при рахите, анемии, дистрофии.

14. Диспансерное наблюдение за детьми 2-3 года жизни.

15. Лечение острых заболеваний на дому (ОРИ, ангина, бронхит, пневмония).

16. Лечение острых заболеваний на дому (кишечная инфекция, эксикоз 1 степени). Принципы оральной регидратации.

17. Вакцинопрофилактика. Национальный календарь прививок. Работа вакцинального кабинета поликлиники. Поствакцинальные реакции и осложнения,

18. Лечение детских инфекций на дому (ветряная оспа, корь, краснуха, паротит, коклюш, скарлатина). Противоэпидемические мероприятия в очаге при различных детских инфекциях.

19. Показания к госпитализации при различных заболеваниях. Принципы ведения больных после выписки из стационара.

20. Оформление детей в детский сад, школу, летний лагерь, санаторий. Подготовка детей к поступлению в ДДУ, школу. Понятие о школьной зрелости.

21. Критерии оценки состояния здоровья и развития детей старшего возраста и подростков.

22. Организация работы подросткового кабинета детской поликлиники. Передача подростков под наблюдение. Психосоматические проблемы и репродуктивное здоровье подростков.

23. Диспансеризация подростков в детской поликлинике. Военно-врачебные и другие комиссии.

24. Диспансерное наблюдение за детьми с хроническими заболеваниями (патология почек, сердечно-сосудистой системы, легких, желудочно-кишечного тракта, эндокринопатиями (сахарный диабет, гипотиреоз, гипертиреоз, ожирение).

25. Работа с детьми-инвалидами в детской поликлинике.

Перечень вопросов к зачету по разделу

« Помощник врача скорой помощи»

1. Структура и организация работы ССМП. Оснащение бригады СМП.

2. Лихорадка у детей раннего возраста, дошкольного и школьного возраста – лечебная тактика врача скорой помощи.

3. Острая сердечная недостаточность - лечебная тактика врача скорой помощи. Показания и принципы проведения медикаментозной дефибриляции.

4. Коллапс - лечебная тактика врача скорой помощи. Одышечно-цианотический приступ у ребенка с тетрадой Фалло - лечебная тактика врача скорой помощи.

5. Принципы оказания лечебной помощи при острой дыхательной недостаточности на догоспитальном этапе.

6. Сердечно – легочная реанимация. Методика оказания помощи. Методика проведения закрытого массажа сердцам у детей раннего возраста.

7. Нейротоксикоз - лечебная тактика врача скорой помощи. Тактика врача скорой помощи при менингококковой инфекции.

8. Стеноз гортани, клинические варианты, оценка степени тяжести. Лечебная тактика врача скорой помощи.

9. Обструктивный синдром у ребенка раннего возраста - лечебная тактика врача скорой помощи.

10. Приступ бронхиальной астмы у ребенка школьного возраста – лечебная тактика врача скорой помощи.

11. Анафилактический шок, отек Квинке, крапивница - лечебная тактика врача скорой помощи.

12. Синдром рвоты у детей разных возрастных групп - лечебная тактика врача скорой помощи.

13. Кишечный токсикоз с эксикозом у детей раннего возраста, варианты и степени тяжести дегидратации – лечебная тактика врача скорой помощи.

14. Лечебная тактика врача скорой помощи при болях в животе.

15. Лечебная тактика врача скорой помощи при почечной колике.

16. Лечебная тактика врача скорой помощи при острых отравлениях, (пищевые, лекарственные, наркотические, алкогольные).

17. Гипергликемическая кома - лечебная тактика врача скорой помощи.

18. Гипогликемическая кома - лечебная тактика врача скорой помощи.

19. Неотложная помощь при ожогах, обморожениях.

20. Неотложная помощь при утоплении.

21. Неотложная помощь при тепловом ударе, солнечном ударе.

22. Неотложная помощь при отравлении кислотами, щелочами.

23. Неотложная помощь при аспирации инороднего тела.

24. Неотложная помощь при укусах (животных, ядовитых змей, клещей, насекомых).

25. Неотложная помощь при транспортных авариях. Методика остановки кровотечения.

Обучение во время летней производственной практики складывается из аудиторных занятий, включающих лекционный курс и семинарские занятия, и самостоятельной работы. Основное учебное время выделяется на самостоятельную практическую работу под руководством куратора летней практики и зав. поликлиникой/подстанцией скорой медицинской помощи.

При прохождении производственной практики необходимо использовать полученные теоретические знания и освоить практические умения (перечень прилагается).

Семинарские занятия проводятся в виде обсуждения предложенной темы с заслушиванием кратких сообщений по теме выполненного реферата, разбора конкретных клинических случаев из собственной практики студентов и решения ситуационных задач.

Самостоятельная работа студентов подразумевает подготовку к семинарам и практической деятельности и включает чтение литературы, изучение нормативной документации, подготовку к тестированию и разбору ситуационных задач, подготовку реферата или устного сообщения с разбором клинического примера (из собственной практики), участие в научно исследовательской работе кафедры или ЛПУ.

В процессе прохождения летней производственной практики студенты подчиняются правилам внутреннего распорядка лечебно-профилактических учреждений. Рабочий день начинается с 8 часов утра. Студенты должны принимать участие в утренних конференциях. Перед началом работы студенты знакомятся со структурой и организацией работы поликлиники или подстанции скорой помощи.

Все виды процедур и манипуляций студенты выполняют под контролем врачей и зав. отделением, организационные вопросы решает куратор производственной практики из НГМА.

В условиях летней производственной практики студенты самостоятельно работают с больными детьми и их родителями, имеют возможность познакомиться со спецификой и трудностями профессии врача.

За время летней производственной практики студент должен помнить и выполнять основные положения деонтологии: показывать пример чуткого и внимательного отношения к больному ребенку и его родственникам, строго соблюдать принципы профессиональной этики. Недопустимо комментировать диагноз, результаты исследований, план обследования и лечения без согласования с врачом.

Большое значение в лечебном процессе имеет внешний вид. Студенты должны работать в чистых халатах и шапочках, обязательно наличие сменной обуви, маски, фонендоскопа, часов. Небрежность в одежде, длинные или ярко накрашенные ногти, распущенные волосы, яркий макияж, пирсинг, грязный или мятый халат - недопустимы, поскольку подрывают доверие пациентов и их родителей. Студенты, имеющие неопрятный вид до прохождения летней производственной практики не допускаются. При прохождении производственной практики студенты приобретают навыки общения с больным и их родителями с учетом возрастных особенностей пациентов. Самостоятельная работа с пациентами способствует формированию клинического мышления, профессиональной грамотности, аккуратности, дисциплинированности.

Особое внимание во время практики уделяется ведению медицинской документации, которая включает: заполнение амбулаторной карты, составление выписки из амбулаторной карты, запись анамнезов жизни и заболевания, объективных данных, полная формулировка клинического диагноза, составление этапного эпикриза и др.

За все действия студентов несут ответственность заведующий отделением больницы и вузовский куратор производственной практики, которые систематически проверяют работу студентов.

Студент при прохождении практики обязан:

- полностью выполнить задания, предусмотренные программой практики;

- подчиняться действующим в лечебном учреждении правилам внутреннего трудового распорядка;

- изучить и строго соблюдать правила охраны труда и техники безопасности;

- нести ответственность за выполненную работу и ее результаты наравне со штатными работниками;

- активно участвовать в общественной жизни коллектива медицинского учреждения;

- участвовать в научно- исследовательской работе по заданию кафедры;

- вести дневник, в котором фиксируется вся деятельность за время практики;

- представить вузовскому руководителю практики дневник, отчет о выполнении программы практики, характеристику непосредственного руководителя (из ЛПУ) и сдать экзамен по каждому разделу практики.

Студент работает ежедневно

· по 6 часов в поликлинике 5 дней в неделю (10 рабочих дней), кроме того выполняет 1 дежурство (субботнее или воскресное – 2 ч),

· по 8 часов с бригадой скорой помощи 8 рабочих дней, (из 10 рабочих дней первый день – инструктаж, последний – самостоятельная подготовка к зачету).

Расписание семинаров и лекций предоставляется куратором практики на сайте или стенде кафедры в первый день практики.

Во время летней производственной практики в дополнение к основной самостоятельной работе проводятся семинары (6 часов по каждому разделу) и лекции (4 часа по каждому разделу) по расписанию, подготовленному кураторами НГМА. Для иногородних студентов теоретическая часть представлена в электронном варианте на сайте кафедры, а также доступно заочное консультирование через электронную почту.

Каждый студент во время производственной практики ежедневно ведет дневник, в котором

· отражает работу, проделанную за день

· отмечает выполненные практические умения.

Во время дежурств выделяется заголовок «Дежурство».

Образец оформления дневника практики :

1. Титульный лист (Ф.И.О., номер группы, сроки практики)

2. Краткая характеристика лечебной базы – полное название, перечень отделений, число коек, руководитель – главный врач, зав. отделением, непосредственные кураторы из ЛПУ и/или НГМА.

3. Перечень практических навыков, которые необходимо освоить (см.ниже).

4. Непосредственно дневниковые записи по ниже представленному образцу

Дата

Содержание работы

Практические навыки

Подпись руководителя практики

5. Отчет (на базе какого отделения проходил практику, сколько больных курировал, освоенные практические навыки, трудности при прохождении практики).

6. Характеристика руководителя (оформляется куратором НГМА или куратором ЛПУ, подписывается главным врачом или зам.гл.врача, заверяется печатью ЛПУ).

При написании характеристики руководитель должен отразить следующие показатели:

1. Уровень теоретической подготовки.

2. Владение практическими навыками.

3. Инициативность, творческий подход, коммуникабельность.

4. Соблюдение трудовой дисциплины, требований к внешнему виду.

5. Соблюдение этики и деонтологии.

6. Посещаемость теоретического курса.

Дневник ежедневно проверяется и подписывается куратором ЛПУ или НГМА. Вузовский куратор практики не менее 2-х раз в неделю проверяет правильность оформления дневников, контролирует студентов по всем разделам работы.

Работа с учебной литературой рассматривается как вид самостоятельной работы студентов.

Во время прохождения производственной практики студенты самостоятельно проводят санитарно-просветительную работу,

Исходный уровень знаний студентов определяется тестированием, текущий контроль усвоения предмета определяется устным опросом в ходе семинарских занятий, во время клинических разборов на семинарских занятиях, при решении типовых ситуационных задач.

В конце прохождения производственной практики проводится промежуточный контроль знаний с использованием тестового контроля, проверкой практических умений и решением ситуационных задач.

Перечень практических навыков по разделу

«Помощник врача участкового педиатра»:

1. Проведение дородового патронажа.

2. Уход за новорожденным ребенком на дому.

3. Организация поддержки грудного вскармливания: ознакомление с техникой, организацией режима и диеты кормящей женщины, профилактика и лечение лактационных кризов.

4. Оценка физического и нервно-психического развития.

5. Определение группы риска и группы здоровья на плановом профилактическом приеме.

6. Подготовка индивидуального графика вакцинопрофилактики.

7. Выбор профилактической или лечебной смеси при различной патологии детей раннего возраста.

8. Индивидуальный подбор поливитаминных препаратов при различной патологии детей раннего, дошкольного и школьного возраста.

9. Направление больных на плановую и экстренную госпитализацию.

10. Ознакомление с оформлением листов нетрудоспособности по уходу за больным ребенком.

11. Оформление экстренных извещений. Проведение противоэпидемических мероприятий в очаге инфекции.

12. Проведение иньекций в процедурном кабинете - подкожных, внутримышечных, внутривенных.

13. Забор материала из зева при постановке диагноза ангина.

14. Забор материала из испражнений при подозрении на кишечную инфекцию.

15. Алгоритм действий при укусе клеща.

16. Оценка результатов пробы Манту.

17. Выписка рецептов.

18. Заполнение медицинской документации при оформлении в детский сад, школу, оздоровительный лагерь, санаторий.

19. Оформление этапных эпикризов.

20. Проведение санитарно-просветительной работы.

Перечень практических навыков по разделу

«Помощник врача скорой помощи»

1. Оценка степени тяжести состояния ребенка, сбор анамнеза у пациента и родственников.

2. Методика оказания помощи при острой дыхательной недостаточности на догоспитальном этапе.

3. Методика оказания помощи при острой сердечно-сосудистой недостаточности на догоспитальном этапе.

4. Сердечно- легочная реанимация на догоспитальном этапе.

5. Методика купирования гипертермии на догоспитальном этапе.

6. Методика оказания помощи при стенозе гортани на догоспитальном этапе.

7. Методика оказания помощи при гипергликемии и гипогликемии на догоспитальном этапе.

8. Методика оказания помощи при гипертензионном кризе на догоспитальном этапе.

9. Методика остановки кровотечения на догоспитальном этапе.

10. Методика оказания помощи при отравлениях на догоспитальном этапе.

11. Методика оказания помощи при приступе бронхиальной астмы на догоспитальном этапе.

12. Методика оказания помощи при отеке Квинке и крапивнице на догоспитальном этапе.

13. Методика оказания помощи при ожогах на догоспитальном этапе.

14. Методика оказания помощи при транспортных авариях на догоспитальном этапе.

15. Умение заполнять карту вызова врача скорой помощи.

Скачать архив с текстом документа