Методические рекомендации по организации информационно-воспитательной работы в образовательных учреждениях росто (досааф)
СОДЕРЖАНИЕ: России, общечеловеческих ценностей, лучших образцов отечественной и мировой культуры. При этом учитываются: накопленный опыт, местные обычаи, современное состояние российского общества, его проблемы и тенденции развитияМЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации информационно-воспитательной работы в образовательных учреждениях
РОСТО (ДОСААФ)
I. ОСОБЕННОСТИ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
обучаемыми в учебных группах
образовательных учреждениях РОСТО (ДОСААФ)
Информационно-воспитательная работа – составная часть учебного процесса образовательного учреждения РОСТО (ДОСААФ), которая осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации на основе многовековых нравственных устоев, воинских традиций, патриотизма и уважительного отношения к народам и народностям многонациональной России, общечеловеческих ценностей, лучших образцов отечественной и мировой культуры. При этом учитываются: накопленный опыт, местные обычаи, современное состояние российского общества, его проблемы и тенденции развития.
Воспитательная работа является важнейшим компонентом профессиональной подготовки и применения для прохождения военной службы в Вооруженных Силах, рассматривается как средство формирования здорового морального духа обучаемых, укрепления правопорядка и дисциплины.
Воспитание ответственности и дисциплинированности, готовности к добросовестному выполнению трудной и опасной профессии – защитника Отечества – важные факторы, стимулирующие овладение знаниями, умениями и навыками обучающими по получаемой специальности и их готовности выполнить свой конституционный долг по защите Отечества и ее союзников.
Ответственность за организацию и качество воспитательной работы несет начальник образовательного учреждения РОСТО (ДОСААФ). Воспитательную работу среди переменного состава проводят все члены трудового коллектива школы. В своей воспитательной деятельности они руководствуются приказами и распоряжениями по образовательному учреждению, решениями педагогического совета и планом воспитательной, военно-патриотической и военно-шефской работы.
Воспитательная работа в образовательном учреждении проводится комплексно и непрерывно как в ходе повседневного процесса обучения, так и дополнительно, во внеурочное время, в плане проведения мероприятий информационно-воспитательного и культурно-развивающего характера.
Основными направлениями (составными частями) воспитательной работы с обучаемыми являются:
· информационно-пропагандистская работа;
· работа по укреплению правопорядка и дисциплины;
· психологическая работа;
· социальная работа;
· культурно-досуговая работа.
Организация воспитательной работы с обучаемыми требует учета их индивидуальных особенностей, знания социальной среды, профессиональной направленности, применения различных форм, методов и средств воспитания.
Для качественной подготовки и проведения мероприятий по проведению воспитательной работы разрабатывается план воспитательной, военно-патриотической и военно-шефской работы на учебный год.
При разработке плана учитывается: характер и объем задач школы по подготовке специалистов для Вооруженных Сил Российской Федерации и подготовке по профессиям рабочих и служащих, образовательный уровень курсантов и учащихся, состояние трудовой и учебной дисциплины.
План обсуждается на заседании педагогического совета, при необходимости согласовывается с местными органами власти, шествующими воинскими частями, другими заинтересованными организациями и утверждается начальником школы.
В составлении плана и выполнении намеченных мероприятий участвуют преподаватели, мастера производственного обучения (обучения вождению), что позволяет выбрать наиболее рациональные формы и методы воспитательной работы с постоянным и переменным составом, теснее увязывать военно-патриотическое воспитание курсантов и учащихся с их практическим обучением, анализировать эффективность проводимой ранее воспитательной работы, учитывать имевшиеся недостатки.
План должен быть конкретным и целенаправленным. В нем необходимо выделить следующие разделы: организационные мероприятия, военно-патриотическое воспитание, военно-шефскую и культурно-массовую работу, работу с постоянным составом и другие.
В раздел организационных мероприятий следует включить пункты по отбору и изучению граждан в период комплектования учебных взводов и групп очередного потока, размещению курсантов, ознакомлению их с целями и задачами учебно-воспитательного процесса, традициями РОСТО (ДОСААФ) и образовательного учреждения.
Предусматриваются общие собрания коллектива образовательного учреждения, собрания курсантов в учебных взводах. Планируются мероприятия по обучению постоянного состава практике воспитательной работы, повышению ответственности преподавателей и мастеров производственного обучения (обучению вождению) за качество практической выучки курсантов. В этот раздел включаются также вопросы оказания шефской помощи первичным организациям РОСТО (ДОСААФ), работающим на предприятиях, в учреждениях и учебных заведениях.
Главным содержанием раздела военно-патриотического воспитания должно быть разъяснение курсантам положений о защите Отечества, мероприятий, проводимых Президентом и Правительством Российской Федерации по укреплению экономического и оборонного могущества государства. Важное место в учебном процессе следует уделять Конституции Российской Федерации, военной присяге и воинским уставам, боевым и трудовым традициям российского народа и его армии, задачам оборонного Общества.
Необходимо планировать следующие формы военно-патриотического воспитания: лекции, доклады и беседы, тематические вечера, диспуты, вечера вопросов и ответов, экскурсии и походы по местам боевой и трудовой славы, встречи с ветеранами военной службы и труда, участниками войн и военных конфликтов, передовиками производства, военнослужащими, проходящими службу в армии.
В раздел культурно-массовой работы надо включать мероприятия по организации культурного досуга во внеучебное время: просмотр кинокартин, театральных постановок, телевизионных передач, прослушивание радиопередач.
Раздел плана по военно-шефской работе должен предусматривать ознакомление призывников с жизнью и бытом военнослужащих, с военной техникой, боевыми традициями части, современными требованиями, предъявляемыми к военным специалистам.
В воспитательной работе необходимо учитывать как сильные, так и слабые стороны обучаемых.
К сильным можно отнести:
предрасположенность и любовь к профессии;
высокий профессионализм в выполнении учебной программы;
физическую подготовленность и выносливость;
дисциплинированность и аккуратность;
ответственность за порученное дело и надежность;
неукоснительное соблюдение мер безопасности, отсутствие легкомысленного отношения к выполнению служебных задач;
К слабым относятся:
низкая личная мотивация при профессиональной подготовке;
неготовность к самоограничению и восприятию требований учебной программы;
отсутствие твердых намерений проходить военную службу по призыву.
Исходя из этого, главной целью воспитательной работы с обучаемыми является формирование тех качеств специалиста, которые отвечают требованиям, предъявляемым к военным профессионалам.
Основные задачи воспитательной работы с обучаемыми:
· формирование готовности к беспрекословному выполнению приказов и немедленному выполнению поставленной задачи;
· формирование высокой дисциплинированности и личной ответственности за выполнение служебных обязанностей;
· мобилизация на постоянное повышение профессионального мастерства, грамотную эксплуатацию и сбережение техники, имущества;
· формирование уважительного отношения к начальникам, преподавателям и сотрудникам учреждения, взаимопомощи, товарищества ;
· психолого-педагогическая подготовка офицеров и сотрудников образовательных учреждений РОСТО (ДОСААФ) к проведению воспитательной работы с обучаемыми;
· оптимальный выбор форм и методов, приемов и средств воспитания, отличающихся от работы с обучаемыми, их умелое использование в повседневной деятельности;
· строгое и точное соблюдение российского законодательства по отношению к обучаемым в вопросах социальной защиты и обеспечения их законных прав.
Воспитательная работа с курсантами должна носить плановый и непрерывный характер. Качество и результативность ее достигается за счет обеспечения единства обучения и воспитания, согласованного участия в этом процессе всех должностных лиц учебной группы.
Основная часть воспитания военно-обученных специалистов заключается в проведения занятий по профессиональной и общественно-государственной подготовке. Это выдвигает высокие требования к организации и проведению занятий.
Факторы, влияющие на формирование профессиональных качеств в ходе занятий:
· соответствие уровня материально-технической базы проведения занятий современным подходам к подготовке профессионалов;
· использование опыта, современных идей и методик организации работы по специальности;
· моделирование учебных занятий, максимально приближенных к реальной обстановке;
· поддержание на занятиях профессиональной этики и строгого порядка.
Создание необходимых условий для полноценного овладения воинской профессией - одно из основных направлений работы офицеров и сотрудников образовательных учреждений РОСТО (ДОСААФ).
Практика показывает, что наряду с поиском новых подходов в организации, формах и методах воспитательной работы, командир подразделения должен уделять особое внимание решению проблемных вопросов, имеющихся в учебных группах.
Основными проблемами воспитательной работы с обучаемыми являются:
· недопущение негативных явлений в повседневной жизни (воровства, пьянства, наркомании, неявки на занятия, хулиганства);
· создание необходимых социально-культурных и бытовых условий.
II. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ С обучаемыми в учебных группах
образовательных учереждений РОСТО (ДОСААФ)
1. Порядок планирования воспитательной работы в учебной группе
Планирование воспитательной работы осуществляется на основе комплексного, дифференцированного подхода к воспитанию обучаемых, исходя из учебных задач, решаемых подразделением, морально-психологического состояния курсантов, а также с учетом специфики предстоящего месяца.
План воспитательной работы учебной группы представляет собой комплекс мероприятий, осуществляемых должностными лицами и активом подразделения, по формированию и поддержанию у обучаемых учебной группы морально-психологического состояния, необходимого для выполнения учебных задач. Главным критерием выполнения планов является достижение конечных результатов. При этом следует исключить формализм, включение в план лишних и громоздких мероприятий. План должен быть практически реализуем.
В плане предусматриваются собрания, совещания, беседы с обучаемыми и сотрудниками образовательного учреждения РОСТО (ДОСААФ), мероприятия по пропаганде традиций и передового опыта учебы.
Приступая к составлению плана, необходимо:
· учесть требования руководящих документов по организации подготовки военно-обученных специалистов и воспитательной работы, задачи, поставленные вышестоящими организациями, мероприятия, проводимые в масштабе страны (районе, области и т,д);
· уяснить задачи подразделения на месяц;
· проанализировать выполнение плана учебной подготовки за истекший месяц, уровень дисциплины и морально-психологического состояния обучаемых, спланировать мероприятия по устранению отмеченных недостатков;
· учесть мнение актива подразделения, запросы и пожелания обучаемых.
Спланированные воспитательные мероприятия включаются в расписание занятий.
2. Порядок организации и проведения воспитательной работы в учебной группе
В учебной группе руководство воспитательной работой осуществляет начальник. Он несет ответственность за воспитание, дисциплину и морально-психологическое состояние обучаемых.
Начальник образовательного учреждения РОСТО (ДОСААФ):
· совместно с должностными лицами организует планирование воспитательной работы, работы по поддержанию правопорядка и дисциплины, обеспечению безопасности учебных занятий;
· ставит и уточняет задачи подчиненным офицерам и сотрудникам по проведению воспитательной работы;
· лично принимает участие в подготовке и проведении воспитательных мероприятий;
· планирует и проводит инструктивно-методические занятия по методике организации воспитательной работы с обучаемыми;
· осуществляет контроль за проведением воспитательных мероприятий в соответствии с распорядком дня;
· организует индивидуальную воспитательную работу с сотрудниками и обучаемыми;
· организует подбор и работу актива подразделения;
· проверяет материально-бытовые условия, выполнение распорядка дня;
· лично рассматривает и разрешает заявления, предложения и жалобы обучаемых и сотрудников образовательного учреждения РОСТО (ДОСААФ);
· постоянно анализирует эффективность воспитательной работы, состояние правопорядка и дисциплины в учебной группе;
· подводит итоги работы и дает оценку личного вклада подчиненных в воспитание обучаемых, поддержание дисциплины.
Опыт показывает, что при организации воспитательной работы с курсантами командиру подразделения необходимо учитывать определенные особенности.
Воспитательная работа с обучаемыми в подразделении начинается с организации их встречи с командованием и сотрудниками образовательного учреждения РОСТО (ДОСААФ).
Основным содержанием ее на этом этапе является разъяснение будущим специалистам политики Российского государства, основных положений законов, правовых основ и норм воинской деятельности, образовательного учреждения РОСТО (ДОСААФ).
При этом используются такие формы воспитательной работы, как: индивидуальная воспитательная работа; информирование; культурно-досуговые мероприятия; лекции; беседы; вечера вопросов и ответов; встречи с командованием частей и ветеранами военной службы. В часы воспитательной работы организуются: проведение тематических мероприятий, посвященных боевым традициям Вооруженных Сил, видов и родов войск; вечера отдыха; концерты художественной самодеятельности.
Немаловажное значение имеет моральное стимулирование служебной деятельности курсанта, а также принимаемых к ним мер поощрения за усердие в учебе с дисциплинарной ответственностью за правонарушения.
· При работе с обучаемыми в учебных группах возникает определенная проблема по изысканию времени для проведения воспитательных и культурно-досуговых мероприятий. Учитывая специфику обучения, характер выполняемых задач учреждения, учебной группы, время для проведения воспитательных мероприятий определяется регламентом служебного времени, который утверждается начальником.
III. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ
МЕРОПРИЯТИЙ ИНФОРМАЦИОННО-
ПРОПАГАНДИСТСКОЙ РАБОТЫ
Информационно-пропагандистская работа с обучаемыми является важнейшей составной частью воспитательной работы.
Основными целями информационно-пропагандистской работы являются:
формирование у курсантов готовности к защите Отечества, обеспечение добросовестного выполнения воинского долга;
развитие духовного облика обучаемого;
выработка убеждений, системы морально-нравственных ценностей и норм поведения.
В настоящее время информационно-пропагандистская работа становится все более мощным фактором обеспечения качественной подготовки военно-обученных специалистов, повышения морально-психологической устойчивости, средством формирования у обучаемых государственно-патриотической позиции, чувства долга, профессионализма и неукоснительного следования лучшим традициям русской армии и флота.
В образовательном учреждении организуются лекции, беседы, информации на общественно-политические и военно-технические темы, обсуждения периодических изданий и литературы, кинофильмов военно-патриотической тематики, встречи с ветеранами и военнослужащими с учетом приобретаемой обучающимися специальностями.
Ввиду того, что служебное время обучаемых ограничено проведением занятий, в том числе по общественно-государственной подготовке, информирование и мероприятия воспитательной работы должны проводиться в установленное регламентом время.
1. Подготовка и проведение занятия
по общественно-государственной подготовке
Общественно-государственная подготовка (далее – ОГП), исходя из возможностей может проводится, как в плановом порядке, так и факультативно. Тематика занятий может быть приближена к содержанию занятий с молодым пополнением в воинских частях при прохождении курса молодого бойца.
Учебные группы формируются в соответствии с организационно-штатной структурой учреждения, в основном в составе учебной группы.
Руководителями учебных групп ОГП назначаются наиболее подготовленные в теоретическом и методическом отношении сотрудники, склонные к информационно-пропагандистской работе.
Для подготовки к занятиям руководителям групп ОГП может предоставляться 2 часа служебного времени в неделю. В образовательных учреждениях с руководителями групп ОГП проводятся, по мере необходимости, но не менее одного раза в 3 месяца, двухчасовые инструктивно-методические занятия начальником учреждения.
Занятия по ОГП с обучаемыми проводятся, как правило, лекционно-семинарским методом или методом рассказа-беседы.
Для подготовки к занятию, прежде всего, необходимо определить его цель: чего хочет добиться руководитель в ходе занятия. После определения цели занятия руководителю следует подготовить конспект, в котором необходимо:
· составить развернутый план занятия;
· определить, какой материал отобрать для рассказа-беседы и записать его в виде тезисов;
· продумать, какие теоретические понятия раскрыть подробно, а какие просто упомянуть или вообще не затрагивать;
· продумать, какие привести примеры из жизни подразделения, как их проанализировать;
· наметить вопросы для вовлечения слушателей в активную беседу;
· уяснить для себя, к каким выводам теоретического и практического характера подвести слушателей.
Обратить особое внимание на то, чтобы конспект был удобным для использования в аудитории. Для этого необходимо:
· выделить узловые моменты изложения темы;
· сделать необходимые пометки на полях по применению средств наглядности и технических средств;
· отметить, где привести примеры, где использовать карточки с цитатами, цифрами, активизировать внимание слушателей и их участие в беседе.
После того, как тезисы конспекта готовы, необходимо подготовиться к выступлению перед аудиторией. Целесообразно:
· продумать ход занятия;
· уточнить время на изложение каждого вопроса;
мысленно или вслух «пройти» по конспекту, используя сделанные пометки, выделенные места, заготовленные карточки.
2. Организация работы помощников руководителей групп
по общественно-государственной подготовке
Помощник руководителя учебной группы ОГП назначается из числа наиболее подготовленных, исполнительных и добросовестных обучаемых, имеющих высокий авторитет в коллективе и хорошую успеваемость по всем предметам учебной подготовки, обладающих необходимыми организаторскими способностями.
Обязанности помощника руководителя учебной группы
1. При подготовке к занятиям:
· подбор необходимой учебной литературы в соответствии со списком, предоставленным руководителем группы;
· организация самостоятельного чтения и конспектирования слушателями учебных пособий, других документов во вне учебное время (по указанию руководителя группы);
· организация изготовления наглядных пособий к очередному занятию (по заданию руководителя группы);
· организация просмотра (прослушивания) информационных передач, материалы которых могут быть использованы на предстоящем занятии;
· ведение учета очередности выступлений военнослужащих с информационными сообщениями о текущих событиях в стране и за рубежом, осуществление контроля за их подготовкой;
· получение и подготовка к занятиям технических средств обучения и воспитания, учебных пособий, подготовка места занятия, проверка наличия у слушателей тетрадей и письменных принадлежностей;
· организация выставки рекомендованной литературы по изучаемой теме;
· распределение литературы и учебных пособий среди слушателей в соответствии с указаниями руководителя группы;
· доклад руководителю группы о наличии личного состава и готовности группы к занятию.
2. В ходе проведения занятий:
· оказание помощи руководителю группы в использовании на занятии наглядных пособий и технических средств;
· разъяснение учебного материала слабо успевающим слушателям (по указанию руководителя группы);
· оказание помощи руководителю группы в ведении диалога со слушателями по обсуждаемому вопросу (при проведении семинара, беседы);
· осуществление контроля за ведением слушателями конспектов (по указанию руководителя группы).
3. Подготовка и проведение
информирования обучаемых
Информирование является испытанным средством воспитания, надежным каналом связи преподавателя с обучаемыми, действенным инструментом формирования общественного мнения в подразделении. Оно позволяет оперативно разъяснять политику государства, важнейшие решения его руководства, складывающуюся военно-политическую обстановку и задачи, стоящие перед курсантами. Информирование включается в распорядок дня подразделения и учитывается в расписании занятий.
Информирование проводится один раз в неделю, время 30 минут:
· первая неделя - информирование о наиболее значимых событиях в общественно-политической жизни страны, решениях государственного руководства;
· вторая неделя - правовое информирование;
· третья неделя - техническое информирование;
четвертая неделя - информирование о наиболее значимых событиях в общественно-политической жизни страны, решениях государственного и военного руководства.
IV. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
Обучаемых в образовательных
учреждениях РОСТО (ДОСААФ)
Патриотическое воспитание обучаемых носит системный характер и имеет свою внутреннюю логику, осуществляется всеми категориями воспитателей (начальниками, преподавателями), пронизывает все сферы учебной деятельности. В патриотическом воспитании особенно важно использовать передовой опыт работы в образовательном учреждении по воспитанию патриотизма у обучаемых, рекомендации психологии и педагогики, а в его содержании учитывать особенности учебы.
Основными направлениями воспитательной работы по патриотическому воспитанию военно-обученных специалистов являются:
· формирование активной гражданской позиции личности обучаемого, позволяющей ему эффективно решать государственные задачи в мирное и военное время;
· творческое использование воспитательного потенциала различных религиозных конфессий;
· совершенствование интернационального воспитания обучаемых в духе дружбы народов Российской Федерации.
Проведение в учебной группе дней воинской славы
Мероприятия, посвященные дням воинской славы, отражаются в месячном плане воспитательной работы. Рекомендуются следующие формы их проведения:
· тематические беседы, информации и доклады;
· просмотр и прослушивание соответствующих радиотелевизионных программ, посвященных дням воинской славы, выпуск стенных газет;
· встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками боевых действий в «горячих точках», Героями Советского Союза и Героями Российской Федерации, ветеранами воинской части и подразделения;
· приглашение в подразделение ученых - историков, краеведов, представителей династий, имеющих в своем роду участников исторических сражений и битв, памятные реликвии;
· экскурсии по историческим местам боевой славы русских воинов, посещения краеведческих музеев, музеев и комнат боевой славы соединений и воинских частей;
· рассказ, беседы с посещением мемориалов воинской славы, братских могил, обелисков и памятников погибшим воинам, приведение в порядок мест захоронений защитников Отечества;
· военно-спортивные игры и соревнования;
· выступления наиболее подготовленных воинов подразделения в подшефных классах общеобразовательных школ;
· тематические концерты художественной самодеятельности.
V. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ В ИНТЕРЕСАХ ПОДДЕРЖАНИЯ
ПРАВОПОРЯДКА И ДИСЦИПЛИНЫ
Проблемными вопросами в воспитательной работе с обучаемыми, являются обеспечение правопорядка и дисциплины , предупреждение происшествий и преступлений в коллективах.
Основные усилия руководством сосредотачиваются на профилактической работе по предотвращению преступлений и правонарушений. Основу такой работы составляют:
· индивидуальные и профилактические беседы;
· доведение под роспись статей УК РФ за преступления, приговоров судов и приказов об осуждении обучаемых за уголовные преступления;
· систематическое участие обучаемых в проведении встреч с работниками прокуратуры и суда;
Учитывая то, что значительная часть правонарушений совершается в свободное от обучения время, перед сотрудниками стоит задача обеспечения их личной примерности не только на службе, но и в свободное от исполнения служебных обязанностей время.
Большим подспорьем в укреплении правопорядка и дисциплины может стать работа по утверждению здорового образа жизни в подразделении, развитие физической культуры и спорта. Однако сразу же стоит учесть, что эти мероприятия должны быть более интересными, стимулированными, возможно, иногда даже иметь развлекательный характер, а не быть обязательным мероприятием.
Следует учитывать, что особенности подготовки военно-обученного специалиста предусматривает много свободного, бесконтрольного со стороны начальников и преподавателей времени. Поэтому основной упор необходимо делать на выработку сознательной дисциплины, через убеждение и целесообразность соблюдения правопорядка и дисциплины. В этих условиях важное значение приобретает коллектив, коллективное сознание и чувство ответственности за коллектив. Комплексный, всесторонний охват жизнедеятельности учебного коллектива позволяет эффективно осуществлять все воспитательное воздействие на обучаемых.
1. Подготовка анализа состояния правопорядка
и дисциплины
1. Сбор и систематизация данных о состоянии правопорядка и дисциплины.
Основными источниками данных являются:
· доклады соответствующих начальников, должностных лиц, сведения о состоянии дисциплины в подразделении;
· письма, жалобы и заявления обучаемых;
· индивидуальные беседы с военнослужащими;
· информация из органов МВД, прокуратуры, лечебных учреждений, местных органов власти;
· личные наблюдения и собеседования.
2. Количественный и качественный анализ нарушений дисциплины.
Данные о проступках обучаемых служат исходным материалом для анализа состояния дисциплины в подразделении. На их основе начальник может сделать выводы о том:
· какие нарушения дисциплины являются наиболее характерными для подразделения, для данного периода времени;
· в какой учебной группе состояние правопорядка лучше и за счет чего, в каких ухудшается.
Сравнивая данные о количестве и видах имеющихся проступков с данными за прошедший период, необходимо определить тенденции развития в состоянии дисциплины.
Для дальнейшего анализа необходимо вскрыть причины имеющихся происшествий, преступлений, грубых дисциплинарных проступков. Эти причины условно делятся на две группы:
первая - причины, связанные с недостатками в работе должностных лиц по организации профилактики правонарушений, учебно-воспитательного процесса:
· отсутствие системы работы по профилактике правонарушений, укреплению дисциплины;
· низкая требовательность начальников к себе и подчиненным;
· недостатки в организации воспитательного процесса;
· нарушение законов, злоупотребление служебным положением;
· ослабление контроля за исполнением приказов, распоряжений, низкая исполнительская дисциплина;
· беспринципность, сокрытие правонарушений, непринятие мер к виновным;
· недостаточные знания и практические навыки в организации работы по укреплению дисциплины и правопорядка;
· вторая - причины, связанные с индивидуальными особенностями обучаемых:
· низкая ответственность, отрицательные черты характера, вредные привычки;
· недостаточное или искаженное понимание учебного процесса;
· недостаточный уровень специальной подготовки;
· семейные неурядицы, физические недостатки, болезненное состояние, нарушения психики.
На основе изучения причинно-следственных связей необходимо сделать выводы о том, как устранить или ограничить действия причин, которые приводят к происшествиям и грубым нарушениям дисциплины.
3. Изучение и оценка работы должностных лиц и общественных организаций по наведению правопорядка и укреплению дисциплины.
С этой целью анализируются:
· принципиальность реагирования на правонарушения;
· целесообразность принимаемых мер по укреплению дисциплины;
· личная примерность должностных лиц в службе и поведении;
· личная вина должностных лиц в имеющихся правонарушениях;
· степень влияния общественных институтов на укрепление дисциплины.
Пользуясь сведениями за подразделение, анализируется:
· активность должностных лиц в дисциплинарной практике и степень участия в ней каждого должностного лица;
· соотношение взысканий и поощрений;
· какие виды поощрений и взысканий применяются наиболее часто, какие не используются;
· какие виды правонарушений совершаются наиболее часто, какими категориями сотрудников и обучаемых и в какое время;
· имеются ли сокрытия нарушений дисциплины;
· соответствие тяжести совершаемых проступков строгости дисциплинарных взысканий.
4. Оценка состояния дисциплины и правопорядка.
Состояние дисциплины оценивается «удовлетворительно», если состояние правопорядка и дисциплины обеспечивает:
· организованное проведение учебного процесса и других мероприятий в деятельности учебной группы, образовательного учреждения РОСТО (ДОСААФ);
· отсутствуют случаи гибели обучаемых, сотрудников и гражданских лиц в результате совершенных преступлений, происшедших по вине должностных лиц образовательного учреждения, установленной предварительным следствием или решением суда;
· отсутствуют факты сокрытия преступлений и происшествий.
«Неудовлетворительно» , если не выполнены требования на оценку «удовлетворительно».
При оценке состояния правопорядка и дисциплины учитывается:
· наличие преступлений и иных правонарушений, прежде всего - грубых дисциплинарных проступков, самоубийств обучаемых;
· выполнение курсантами законов Российской Федерации;
· уровень воспитательной работы и морально-психологического состояния обучаемых.
2. Порядок проведения предупредительной беседы
с обучаемыми, склонными к нарушениям дисциплины
Для проведения эффективной профилактической беседы с обучаемыми в учебных группах рекомендуется:
· ставить лишь те вопросы, которые позволяют лучше выявить индивидуальные психологические особенности курсанта;
· каждый вопрос формулировать так, чтобы он был понятен курсанту, не побуждал его к односложному или двухсложному ответу;
· избегать вопросов, которые могут выставить обучаемого в неприглядном свете и вызвать у него отрицательный психологический настрой по отношению к самой беседе;
· больше задавать косвенных вопросов, не допускать некорректности и бестактности;
· по возможности не вести в процессе беседы никаких записей;
· добиваться, чтобы курсант видел в собеседнике не просто начальника, а заботливого старшего товарища, проявляющего неподдельный интерес к его жизни, думам, переживаниям;
· не вести беседу в спешке или возбужденном состоянии;
· после беседы внимательно проанализировать ее результаты и сделать соответствующие записи в педагогическом дневнике.
3. Практические рекомендации начальникам и преподавателям
по выявлению обучаемых, склонных к употреблению
наркотических средств и психотропных веществ
Наркомания - заболевание, возникающее в результате систематического употребления наркотических средств и психотропных веществ, выражающееся в физической и психологической зависимости больного от их приема.
В воспитательной работе, направленной на противодействие наркомании в подразделении, начальник должен умело сочетать коллективные формы воздействия на обучаемых с индивидуальной работой с отдельными подчиненными. Особенностью индивидуальной работы является также получение информации о лицах, склонных к употреблению наркотиков или их распространению, возможных каналах и путях проникновения наркосодержащих веществ в образовательные учреждения.
В основу профилактики наркомании необходимо положить пропаганду здорового образа жизни. С этой целью целесообразно использовать весь арсенал форм и методов воспитательного воздействия на курсантов.
Практика показала, что наиболее эффективными методами являются:
· беседы врача (медицинские аспекты, влияние на здоровье, деградация личности, потеря способности иметь здоровую семью и т.д.);
· доведение под роспись статей УК РФ и КоАП РФ об уголовной и административной ответственности за незаконное хранение наркотиков и наркосодержащих веществ, из решений судов об осуждении за совершенные преступления на почве незаконного оборота и употребления наркотиков;
· участие в тематических вечерах с приглашением представителей ФСКН России, работников контрразведки ФСБ России, МВД России;
· показ печатной и видеопродукции о последствиях употребления наркотиков;
· развитие физической культуры и спорта;
Начальнику и преподавателю необходимо знать объективные признаки, свидетельствующие об употреблении обучаемыми наркотических средств.
Они условно делятся на прямые и косвенные.
Прямыми признаками являются два состояния:
наркотическое опьянение;
абстиненция (общепринятый термин - «ломка»).
Диагностировать наркотическое опьянение и абстиненцию может и правомочен только квалифицированный специалист. Задача неспециалиста - ориентировочно предположить опьянение тем или иным веществом, принять меры для организации срочной консультации у нарколога.
Общими признаками наркотического опьянения являются:
внешний вид и поведение, в той или иной мере напоминающие алкогольное опьянение, но при отсутствии запаха алкоголя изо рта;
измененное состояние (сужение, искажение или помрачение сознания, нарушение контакта с внешним миром);
изменение настроения (беспричинное веселье, смешливость, болтливость даже в неподходящей ситуации);
изменение двигательной активности (повышенная жестикуляция, появление множества лишних движений, неусидчивость, или же, наоборот, обездвиженность, вялость, расслабленность, стремление к покою независимо от ситуации);
изменение координации движений (плавность, замедленность, а при опьянении некоторыми наркотическими веществами - размашистость, неточность движений, неустойчивость при ходьбе, покачивание туловища в положении стоя, сидя, особенно явное при закрытых глазах);
изменение речи (ускорение, подчеркнутая выразительность или же, наоборот, замедленность, невнятность, нечеткость речи);
изменение цвета кожных покровов (бледность лица и всей кожи или же, наоборот, покраснение кожи верхней части туловища);
блеск глаз;
сужение или расширение зрачков и отсутствие зрачковых фотореакций;
изменение слюноотделения (повышенное слюноотделение или, наоборот, сухость во рту, сухость губ).
Общие признаки абстиненции:
изменение самочувствия (чувство недомогания, дискомфорта; в целом - тягостное самочувствие, слабость, вялость, разбитость, повышенная утомляемость, снижение или утрата работоспособности и др.);
изменение настроения и эмоциональных реакций (пониженное настроение, угрюмость, подавленность, недовольство всем окружающим, капризность, раздражительность, вспыльчивость, злобность, тревога, тоска, апатия, безучастность к окружающим и пр.);
изменение двигательной активности (неусидчивость, двигательное беспокойство, возбуждение или, наоборот, обездвиженность, неспособность к физическим нагрузкам);
болевые симптомы (боль в различных частях тела в виде покалывания, жжения; интенсивные «выкручивающие» боли в мышцах, иногда - непроизвольное подергивание отдельных групп мышц и их судорожное сведение; головные боли, боли в сердце, в желудке, кишечнике и т.д.);
нарушение функций желудочно-кишечного тракта (отсутствие аппетита, возможен многократный понос, многократная рвота);
страдальческий внешний облик больных (заострившиеся черты лица, запавшие, «тусклые» глаза, землистый цвет кожных покровов, бледность);
потливость;
отсутствие желания курить даже у заядлых курильщиков.
Абстиненция - это очень тяжелое состояние, которое трудно и подчас невозможно скрыть от окружающих, и даже если больной об этом не сообщает, ее можно установить по объективным признакам. На фоне тяжелой депрессии в абстиненции наркоманы, токсикоманы могут совершить самоубийство и различные преступления.
Косвенные признаки:
неопрятность, неряшливость, невнимание к своему внешнему виду;
кожа сухая, дряблая, морщинистая, землисто-серого или желтоватого цвета;
волосы на голове сухие и ломкие;
внешность человека старше своих лет;
перемена в обычном поведении (потеря интереса к службе, учебе, спорту, увлечениям, частые жалобы на недомогание);
повышенный интерес к фармакологии, содержанию медицинских аптечек, повышенное желание завести знакомства именно с работниками медицинского учреждения;
употребление в беседах с сослуживцами специфических жаргонных слов («кумар», «доза», «химка», «трасса», «герыч», «приход»,«мутить», «шмаль», «напас», «двинуться», «волокуша», «удар», «чеки»);
обнаружение в казарме или в личных вещах предметов медицинского назначения (таблеток, ампул, шприцев, жгутов, полиэтиленовых пакетов с химическим или растительным запахом;
ослабление функции печени, почек, половых органов, частые обращения по этому поводу в поликлинику;
ослабление иммунитета и, как следствие, частые простудные заболевания, особенно острые и хронические бронхиты;
нарушаются когнитивные функции: заметно снижается волевой и интеллектуальный уровень - ухудшается успеваемость по предметам обучения, возникают затруднения при желании сосредоточиться на чем-либо, ухудшается память;
сужение круга общения в коллективе, отсутствие друзей в подразделении, наличие друзей только за пределами части;
стремление к скрытому, неконтролируемому и обособленному образу жизни, повышенная внушаемость, легкая подверженность влиянию, воздействию других людей;
подделывание рецептов, похищение лекарств и рецептурных бланков;
появление абсцессов и резкого подъема температуры без видимых причин;
при длительном употреблении наркотических веществ - потеря в весе и, как следствие, истощение;
многочисленные точечные следы от уколов на теле;
некоторые наркоманы совершенно избегают спиртного, так как при некоторых формах наркомании алкоголь «огрубляет» или«гасит» наркотическое опьянение.
Во всех случаях, когда у окружающих возникают подозрения об употреблении данным лицом наркотических средств, следует не ограничиваться этими предположениями, а обеспечить консультацию у врача-нарколога.
VI. ИНДИВИДУАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ОБУЧАЕМЫМИ.
УЧЕБНАЯ ГРУППА - ЦЕНТР ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Индивидуально-воспитательная работа проводится с целью полного изучения личных качеств каждого обучаемого, его сильных и слабых сторон, выбора способов психолого-педагогического воздействия, формирование у него морально-психологических качеств. Она осуществляется постоянно и повсеместно, как в ходе плановых занятий, так и в повседневной деятельности. В каждом случае ее цели и задачи могут конкретизироваться.
Планирование и учет проведенных мероприятий индивидуально-воспитательной работы, как правило, ведется в рабочих тетрадях соответствующих начальников и преподавателей, в которых отражается:
· проведение индивидуально-воспитательной работы с каждым обучаемым;
· работа с обучаемыми, склонными к нарушению дисциплины и правопорядка;
· социально-биографические данные на личный состав.
Практика показывает, что характерными недостатками при организации и проведении индивидуально-воспитательной работы являются:
· отсутствие в работе учета особенностей обучаемого, требующих индивидуального подхода и персонального воспитательного воздействия;
· нацеленность воспитательного воздействия только на недисциплинированных и отстающих в учебе курсантов;
· воспитательное воздействие на обучаемого часто оказывается только после совершения им проступка;
· сведение изучения личности курсанта к знанию лишь биографических данных.
Подобная односторонность и субъективный подход к индивидуальной воспитательной работе существенно снижает ее эффективность.
Для успешной индивидуально-воспитательной работы с обучаемыми очень важно знать их жизненные ценности, спектр которых у современной молодежи широк.
1. Практические рекомендации по организации
индивидуально-воспитательной работы с обучаемыми.
Индивидуальная беседа является основной формой изучения личного состава, воздействия на него. Она также служит для профилактики, прогнозирования и анализа созданной в коллективе ситуации.
Прежде чем приступить к индивидуальной беседе, необходимо ознакомиться и выписать в тетрадь основные данные из анкеты, продумать содержание беседы, ее ход и направленность, выбрать удобное время и место, создать благоприятные условия для ее проведения.
Мелочей здесь не бывает. Практика доказала, что целесообразно к обучаемому обратиться по имени и отчеству. Это расположит его к откровенной беседе и удивит, что вы уже о нем все знаете, если обратились по имени и отчеству. Важен и ваш внешний вид, и ваша поза, и спокойный ровный тон разговора, и интерес, и доброжелательность к собеседнику, внимание к его рассказу о себе.
Главное - искренне, от всей души говорить с молодым человеком, без каких-либо признаков фальши, наигранности.
Первая ознакомительная беседа может быть следующего содержания:
· знакомство с обучаемым, его биографическими данными, положением семьи особенностями жизни, учебы, воспитания;
· культурно-образовательный уровень, достижения и недостатки в этом, его отношение к учебе, культурно-массовым мероприятиям, спорту;
· выявление по возможности основных черт характера собеседника: уравновешенности, наклонности к определенному виду деятельности, принципиальности, честности, дисциплинированности, исполнительности, контактности и откровенности;
· установление положительных качеств, на которые в последующем необходимо опираться, и негативных, которые необходимо изживать;
· взаимоотношения в коллективе, отношение собеседника к сложившимся и к складывающимся взаимоотношениям в подразделении, пути дальнейшего укрепления товарищеских взаимоотношений между курсантами;
· заключение беседы: выводы, предложения, наставления, советы, рекомендации; выводы для своей последующей работы с данным обучаемым и со всем личным составом.
Вполне понятно, что беседа не может проводиться путем опроса по форме «вопрос-ответ». Желательно, чтобы молодой человек рассказал о своем предыдущем месте проживания, чем занимался до учебы, были ли друзья, чем они занимались, как проводил свободное время.
В ходе беседы желательно узнать:
· о семье обучаемого: их здоровье, обстановке и взаимоотношениях в семье, отношении к религии;
· где и как трудятся члены семьи, их достижения, как проводят в семье свободное время, об отношении в семье к употреблению алкоголя;
· как оценивает собеседник отношение к себе в семье (родителей, родственников), чье влияние более авторитетное, более сильное и в чем оно проявляется;
· какие качества и черты характера преобладают, в чем они проявляются, чем болел, были ли серьезные травмы;
· о трудовом воспитании: чем занимался, помогал ли родителям, какие приобрел трудовые навыки, какая профессиональная направленность, что больше нравится самому, к какому труду лежит душа;
· чем увлекается; какие планы на будущее, после учебы;
· как складывались взаимоотношения в коллективе, участвовал ли в общественной работе, были ли мечты, кем быть, чего достигнуть, чему посвятить себя в жизни;
· какие книги читал, что особенно запомнилось, запало в душу, что вообще любит читать;
· об отношении к спорту, есть ли достижения, каким видом спорта хотел бы заниматься;
· что ему известно о годах Великой Отечественной войны: когда была война, ее размах, государства-участники, хотя бы примерное соотношение сил, кого знает из героев войны, в чем их подвиг, как оценивает подобную обстановку;
· как понимает товарищество, как складываются и как сложились взаимоотношения между курсантами в подразделении;
· как оценивает свой коллектив и себя в этом коллективе, что вкладывает в общее дело;
· участвует ли в соревнованиях, какие бы взял обязательства, как их выполняет, участвует ли в общественной работе;
· известны ли ему обязанности, гимн России;
· что известно ему о наиболее значительных событиях в жизни Российского государства, происшедших за последнее время, какое они имели влияние в мире, в стране, как это повлияло на благополучие семьи, на личную жизнь;
· как оценивает свои личные успехи, достижения, в чем видит свои ближайшие задачи.
В ходе беседы могут возникнуть и другие вопросы. В своей совокупности они и должны составить содержание беседы, дать возможность начальнику (преподавателю) получить объективное представление о собеседнике. В заключении беседы следует отметить успехи обучаемого, положительные черты его характера, нацелить на сознательное стремление совершенствоваться и дальше. Вместе с тем в тактичной доброжелательной форме необходимо указать на недостатки, недоработки, отрицательные черты характера, которые могут помешать стать обучаемому образцовым учеником, и дать советы по их исправлению.
Необходимо спросить у него, в чем он нуждается, какая ему нужна помощь, какие у него просьбы, пожелания.
Заключительная часть беседы должна быть воодушевляющей, вдохновляющей на успешное обучение. Ваш курсант должен проникнуться к вам особым доверием, увидеть в вас авторитетного наставника, почувствовать, что нуждается в вас, в вашем мнении.
Основные правила проведения беседы:
· проявляйте искренний интерес, беседуя с обучаемым;
· помните, что для любого человека звук его имени – самый сладкий и самый важный звук человеческой речи, но не пренебрегайте определенным требованиями;
· поощряйте стремление собеседника рассказывать о себе, чем более вы это стимулируете, тем более неожиданными могут быть результаты;
· избирайте тему для общения обязательно в круге интересов вашего собеседника;
· всегда давайте обучаемому возможность почувствовать его значимость в коллективе.
2. Некоторые рекомендации по формированию атмосферы
доверия и сотрудничества в учебном коллективе
(на основе социологических наблюдений)
Как показывают мониторинговые социологические исследования, значительно возрастает роль подготовленных начальников и преподавателей, имеющих опыт воспитательной работы с курсантами.
Начальнику в работе по сплочению коллектива, прежде всего, следует учитывать его морально-психологические и профессиональные особенности.
В связи с этим начальник (преподаватель) должен учесть, что одной из главных задач воспитательной работы с обучаемыми будет сплочение коллектива и формирование в нем здоровой нравственной атмосферы доверия и сотрудничества.
Во многом это станет возможным, если должностному лицу удастся изучить личностные качества своих подчиненных, выявить их способности, узнать их мотивы и потребности, а затем добиться понимания единой цели - создания, дружного коллектива, т.е. создания единой «команды».
Наиболее значимые профессиональные качества начальников (преподавателей),
позволяющие им успешно управлять подразделениями
(по мнению граждан, желающих обучаться в образовательных учреждениях РОСТО (ДОСААФ)
КАЧЕСТВА ВОЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ |
|||
Опыт работы с людьми |
Организаторские способности |
Профессиональное мастерство |
Авторитет среди обучаемых |
54% |
51% |
55% |
42% |
VII. МЕРОПРИЯТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
РАБОТЫ В УЧЕБНОЙ ГРУППЕ.
Основной задачей психологической работы является оптимизация внешних условий, которая достигается преимущественно методами организаторской, социально-правовой, информационной, военно-патриотической работы и гражданского воспитания.
Основные задачи психологической работы с обучаемыми:
· изучение индивидуально-психологических особенностей гражданина, социально-психологических процессов в коллективах и прогнозирование их развития;
· формирование здорового морально-психологического климата в учебных коллективах;
· организация мероприятий психологической работы по обеспечению учебных задач;
· психологический анализ учебно-воспитательного процесса и выработка мер по повышению их эффективности;
· организация психологической помощи и психологического просвещения обучаемых.
1. Практические рекомендации начальникам
по организации мероприятий психологической работы
с обучаемыми в образовательных учреждений РОСТО (ДОСААФ)
Для того чтобы правильно строить работу с обучаемыми, начальнику важно установить, что побудило каждого из них поступить на учебу. Причем важна не столько конкретная причина такого шага, сколько мотивы поступка.
Следует выделять три основные категории:
к первой относятся молодые люди, считающие будущую военную службу своим призванием, лучшей возможностью для самореализации. Их отличают дисциплинированность, трудолюбие и усердие, стремление как можно лучше овладеть своей воинской специальностью. В подразделении они являются опорой начальников и преподавателей;
во вторую категорию следует включить обучаемых, которые видят в получении профессии твердый и достаточно стабильный источник средств существования и благополучия в обществе. Обычно эти курсанты вполне добросовестно выполняют свои обязанности, и в перспективе у них может возникнуть чувство профессионального патриотизма;
к третьей категории принадлежат обучаемые, которые учатся для того, чтобы извлечь из этого какую-то личную выгоду. Курсанты, которые руководствуются подобными мотивами - случайные люди в школах и, как правило, не представляют собой особой ценности как специалисты, являются в основной своей массе потенциальными нарушителями дисциплины.
Определив, что же привело человека в образовательное учреждение РОСТО (ДОСААФ), начальник (преподаватель) будет знать, на кого в коллективе можно с уверенностью опереться, сможет правильно строить свою работу по воспитанию подчиненных, поддержанию правопорядка и дисциплины в учебной группе, а когда нужно, то и принять соответствующие меры к локализации негативных моментов в коллективе и созданию позитивной мотивации на учебу.
Относительно роли и места в коллективе обучаемые распределяются между двумя полюсами:
«коммуникаторы» - курсанты, поддерживающие контакт практически со всеми членами учебной группы, стремящиеся постоянно находиться в центре внимания, оказывать помощь, делиться с ними своим жизненным опытом. Как правило, они становятся лидерами коллектива ;
«обособляющиеся» - граждане, сторонящиеся коллектива, замыкающиеся в себе, поддерживающие отношения с одним или двумя товарищами, участвующие в делах коллектива только через призму собственного интереса .
2. Изучение психологических
особенностей обучаемого
Под психологическими особенностями необходимо понимать характер, темперамент, направленность и способности.
Характер - это совокупность наиболее устойчивых социальных свойств, определяющих линию поведения человека и проявляющихся в его отношении к окружающему, труду, другим людям, себе. Характер - определяющее, центральное свойство личности.
Темперамент - основная характеристика нервной системы человека, определенным образом сказывающаяся на всей деятельности индивидуума. Внешне темперамент проявляется в силе, скорости и ритме двигательной активности человека, в динамике его речи, мимике и в особенностях проявления чувств. Оценка особенностей темпераментов позволит правильно определить деловые качества обучаемых, полнее использовать активность каждого в процессе учебы.
Направленность - это личная устремленность, система целей, которые ставит перед собой курсант и в соответствии с которыми действует. Зная направленность обучаемого, начальник может прогнозировать его поведение в той или иной ситуации, жизненную позицию.
Способности - индивидуальные особенности личности, определяющие успех в каком-либо определенном виде деятельности. Их знание и учет особенно важен при определении профессиональной пригодности, при подборе исполнителей того или иного задания.
Глубокое знание подчиненных достигается, как правило, двумя взаимосвязанными путями.
Первый - специальное изучение, сбор и анализ различных данных о жизни, учебе, и поведении обучаемого. Наиболее доступными и распространенными из них являются анализ документов и беседа. Второй - наблюдение за курсантами в ходе повседневной жизнедеятельности.
Анализ документов.
Работа с документами - процесс, который позволяет выработать предварительное представление о обучаемыми:
Анализируются документы личного дела (автобиографии, заявления, анкеты, характеристики, карты профессионального психологического отбора), различные справки, отзывы, дневники, письма, фотографии, листы индивидуальных собеседований, медицинские книжки и т.д. Их изучение позволяет:
· выявить социальные предпосылки к преимущественному формированию и закреплению у гражданина тех или иных индивидуально-психологических качеств, способствующих или тормозящих нормальную адаптацию к обучению, последующее профессиональное становление;
· выделить в учебной и производственной деятельности граждан конкретные проявления (факты), свидетельствующие об устойчивости определенных интересов, ценностных ориентации, черт характера, направленности;
· определить общее направление и состав методических приемов для дальнейшего исследования личностных особенностей обучаемого.
Наблюдение.
Метод наблюдения представляет собой целенаправленное и систематическое изучение действий, поступков, поведения в целом, отношения к учебе и различным явлениям окружающей действительности с целью обнаружения, регистрации и анализа тех фактов, которые могут характеризовать направленность, характер, способности и другие личностные качества обучаемых.
При наблюдении предметом изучения являются практические действия (поступки) отдельного человека. При этом выявляются отношение к учебе, сформированность моральных, психологических и других качеств.
Предметом наблюдения могут выступать межличностные контакты членов коллектива: их количество, длительность, характер, активность, приспособление, инициатива, доминирование и другие показатели внутригруппового взаимодействия. Кроме этого, наблюдение помогает изучить индивидуальные особенности обучаемых: направленность личности, организаторские, коммуникативные, лидерские, эмоциональные, волевые и другие качества.
При определении отношения к учебе следует обращать внимание на соблюдение норм и правил поведения, регламентированных законами, выполнение распорядка дня и функциональных обязанностей, дисциплинированность, исполнительность, взаимоотношение с начальникам и преподавателями. Особое внимание следует обратить на признаки, свидетельствующие о степени выраженности нервно-психической неустойчивости курсанта , существенно затрудняющей нормальное прохождение учебы:
· развязное поведение;
· легкая раздражительность;
· вспыльчивость, нетерпеливость и суетливость;
· театральность и демонстративность;
· стеснительность и замкнутость;
· плаксивость;
· неловкость, угловатость и резкость движений, скованность позы, неудобная посадка;
· немотивированные движения руками и ногами;
· частое моргание, подергивание век и щек, закусывание губ;
· покраснение кожных покровов лица и шеи, повышенная потливость.
При выявлении таких признаков у обучаемого его целесообразно проконсультировать у психолога .
Недостаточную сообразительность и понятливость характеризуют вопросы не по существу, выражение растерянности и испуга, частое обращение к товарищам за разъяснениями, опоздания на занятия, задержка с началом работы, примитивность высказываний.
Описанные приемы изучения личности обучаемого дают достаточно полное представление о его особенностях, позволяющих эффективно проводить воспитательную работу.
IX . ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ
РАБОТЫ В УЧЕБНОЙ ГРУППЕ
Культурно-досуговая работа должна строиться как система мероприятий, осуществляемых во всех видах деятельности по организации отдыха и воспитания обучаемых средствами культуры.
Основой организации содержательного досуга курсантов является продуманный план культурно-досуговых мероприятий, который составляется заранее.
С этой целью начальнику совместно с активом следует обсудить планируемые мероприятия с учетом пожеланий обучаемых, полученных им психолого-физических нагрузок, проводимых мероприятий в местных учреждениях культуры, определить возможности участия в них курсантов. Должны учитываться также памятные и знаменательные даты в истории страны.
Предварительное планирование позволяет заблаговременно подготовить включаемые в план мероприятия (в том числе подготовить необходимые документы для финансирования отдыха).
Форма плана может быть различной, но она обязательно должна включать наименование проводимых мероприятий, место и время их проведения, ответственных организаторов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время перед Вооруженными Силами поставлены сложные задачи по их профессионализации. Во многом решение этой важной задачи состоит в эффективной и качественной работе должностных лиц образовательных подразделений РОСТО (ДОСААФ) по подготовке военно-обученных специалистов.
В своей деятельности начальники и преподаватели должны выстраивать новую систему межличностных отношений, поставив во главу угла долг, ответственность и уважение к личности, ее правам и свободам.
В своей практической работе начальники неизбежно будут сталкиваться со многими проблемами, которые невозможно заранее предусмотреть и дать советы по их решению.
В данном методическом пособии изложены лишь некоторые формы и методы работы с обучаемыми, даны практические советы и рекомендации по ее проведению.