Методические рекомендации по планированию работы рмо учителей физики

СОДЕРЖАНИЕ: Тяга современных ученых самых различных областей знания к системному подходу и порождается его способностью моделировать целостности, а не сводить целое к механической сумме бесконечно умножающихся частностей

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ

РАБОТЫ РМО УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ

НА 2010-2011 УЧЕБНЫЙ ГОД

А.В. Штурбабин, доцент кафедры ЕМО

ИПКиПРО Курганской области

Проблема: «Системно-деятельностный подход при изучении физики»

Тяга современных ученых самых различных областей знания к системному подходу и порождается его способностью моделировать целостности, а не сводить целое к механической сумме бесконечно умножающихся частностей.

М.С. Каган

В современных условиях школа должна отвечать важнейшему социальному запросу: обеспечивать подготовку интеллектуально развитых молодых людей, способных эффективно решать социальные, профессиональные и личные проблемы в условиях перехода к открытому обществу. Появились новые ценности в оценке результатов образования – саморазвитие, самообразование и самопроектирование личности. Постановка таких целей образования требует пересмотра содержания подготовки учителей, в частности учителей физики.

Повышенное внимание к проблемам системного подхода в настоящее время объясняется соответствием его как метода усложнившимся задачам общественной практики, задачам познания и конструирования больших, сверхсложных систем. Но не только этим. Феномен системного подхода отражает прежде всего определенную закономерность в развитии самой науки. Одной из предпосылок, определивших современную роль системного подхода в науке, является бурный рост количества информации — «информационный взрыв». Преодоление противоречия между ростом количества информации и ограниченными возможностями ее усвоения может быть достигнуто с помощью системной реорганизации знания.

Деятельностный подход в проекте образовательных стандартах второго поколения позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач развития учащихся и формирования универсальных способов учебных и познавательных действий, которые положены в основу выбора и структурирования содержания образования. Этот подход обуславливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе

- от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями;

- от «изолированного» изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач, т.е. от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов;

- от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;

- от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

Сегодня перед школой и учеником должна стоять задача не просто изучения основ физики, а в первую очередь, расширения, усложнения индивидуальных познавательных ресурсов в процессе овладения той или иной учебной дисциплины. Известно, что эффективен не тот, кто просто знает, а тот, у кого сформированы механизмы приобретения, организации и применения знания. Особо злободневным становится формирование и развитие универсальных учебных действий сегодня в условиях лавинообразного возрастания объемов информации, ее быстрого старения. Формирующаяся система непрерывного образования также императивно предполагает активность в поиске, присвоении и применении знаний самим учащимся. В связи с этим универсальные учебные действия являются важнейшим компонентом стандартов второго поколения. Данное обстоятельство требует проведения исследований, направленных на разработку, теоретическое обоснование и апробацию учебно-методического и управленческого сопровождения формирования универсальных учебных действий на основе компетентностного подхода.

Примерная программа работы РМО учителей физики на 2010-2011 учебный год

Занятие №1

Тема: « Организация и планирование работы учителя физики в рамках системно – деятельностного подхода »

Тип и тема занятия

1.

Анализ работы РМО, задачи и основные направления работы на предстоящий учебный год:

· анализ состояния преподавания физики в 2009-2010 учебном году;

· результаты государственной итоговой аттестации выпускников 11-х (ЕГЭ) и 9-х классов (новая форма) по физике;

· утверждение плана работы на 2010 – 2011гг.

2.

Лекция : Организация и планирование работы учителя физики в рамках системно – деятельностного подхода как одна из форм модернизации общего образования РФ.

3.

Разработка учебно-планирующей документации учителя физики в соответствии с нормативными документами и локальными актами образовательных учреждений

· информация о нормативных документах Министерства образования и науки РФ, ГлавУО по Курганской области;

· требования, предъявляемые к рабочим программам, календарно – тематическим планам, поурочным планам и т.д.

· проектирование рабочих программ по физике.

4.

Обзор методической и учебной литературы по физике.

Задания на межсекционный период

1. Познакомиться и проанализировать нормативно-правовую документацию, изучить локальные акты образовательных учреждений, современную методическую литературу по проблеме системно – деятельностного подхода.

2. Изучить содержание обучающих программ по различным разделам и темам и программно-методические комплексы по физике.

Занятие №2

Тема: « Деятельностный подход как средство реализации современных целей образования »

Тип и тема занятия

1.

Лекция: Современный урок физики в рамках деятельностного подхода:

· сущность деятельностного подхода;

· структура урока в рамках деятельностного подхода.

2.

Выступления из опыта работы по использованию интерактивных средств обучения на уроках физики:

· проведение медиауроков;

· деловых игр;

· групповых форм работы;

· проектного метода.

Задания на межсекционный период

1. Изучение научной и методической литературы по проблеме

2. Разработать серию уроков физики в рамках деятельностного подхода.

Занятие №3

Тема: « Формирование и развитие общеучебных умений и навыков при обучении физике »

Тип и тема занятия

1.

Лекция : Диагностика общеучебных умений и навыков обучающихся.

2.

Выступления из опыта работы:

Средства и методы развития общеучебных умений и навыков обучающихся на уроках физики:

· Формирование и развитие познавательного, информационно-коммуникативного, рефлексивного видов деятельности на уроках физики;

· развивающие задания по физике, развивающие игры;

· методические приемы обучения школьников решению творческих и изобретательских задач.

Задания на межсекционный период

1. Познакомиться и проанализировать нормативно – правовую документацию, современную научную и методическую литературу по формированию общеучебных умений и навыков.

2. Провести диагностику сформированности общеучебных умений и навыков у обучающихся конкретного класса.

3. Провести изучение готовности педагога к работе по данному направлению.

4. Разработать по конкретным темам школьного курса физики развивающие задачи и задания.

Занятие №4

Тема: « Формирование физической компетенции обучающихся »

Тип и тема занятия

1.

Лекция : Реализация содержания физического образования в рамках практикоориентированного обучения

· решение задач с практическим содержанием;

· реализация межпредметных связей через внеклассную работу.

2.

Сообщение по теме:

Итоговая государственная аттестация обучающихся 9 и 11 классов как средство оценки физической компетенции школьников:

· подготовка обучающихся 11 классов к решению компетентностных задач по физике в КИМах ЕГЭ;

· ГИА обучающихся 9 классов по физике как составляющая часть системы оценки качества образования

3.

Анкетирование учителей физики района, оценка работы РМО и предложения по улучшению работы на следующий год.

Подготовка предложений в план работы РМО на 2011 -2012 учебный год.

Список литературы:

1.Аствацатуров, Г. О. Технология целеполагания урока / Г. О. Аствацатуров. – Волгоград : Учитель, 2009. – 118 с

2.Бобкова, Л.Г. Программа изучения профессиональной компетентности педагога/ Л.Г. Бобкова; ИПК и ПРО Курганской области. – Курган, 2005. – 27 с.

3.Ковылева, Ю.Э. Групповая учебная работа старшеклассников на основе деятельностного подхода // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - № 2. - С.8-12.

4.Краевский, В. В., Хуторской, А. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика, 2003. № 3. С. 3–10.

5.Криволапова, Н.А. Компетентностный подход в образовании: теория и практика / Н.А. Криволапова; ИПК и ПРО Курганской области. – Курган, 2007. – 79 с.

6.Румбешта, Е. А., Пищулова, А. С. Дифференцированный подход к формированию исследовательских умений школьников на элективных курсах по физике // Развитие мышления в процессе обучения физике: сборник научных трудов. Выпуск 4 / Под ред. С.А. Суровикиной. Омск: Изд-во Полиграфический центр КАН, 2008.

7.Леонтович, А. В. Исследовательская деятельность учащихся (сборник статей). URL: http://www.researcher.ru

8.Савенков, А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. 2004. № 1.

9.Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского обучения школьников. URL: http://http://www.alsak.ru/content/view/111/122/1/2/

10. Сиденко, А. С. Основы теории развивающего обучения // Физика в школе. 1998. № 1.

11. Тубельский, А. Н. Об изменениях содержания образования / А. Н. Тубельский // Школьные технологии. 2007. № 3, с. 35-41.

12. Файн, Т. Д. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников // Практика административной работы в школе. 2003. № 7.

13. Хуторской, А. В. Современная дидактика: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. М.: Высшая шк., 2007. 639 с.2.

14. Хуторской, А. В. «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование, 2003. № 2. С. 58–64.

Скачать архив с текстом документа