Методические рекомендации по планированию работы рмо учителей физики
СОДЕРЖАНИЕ: Тяга современных ученых самых различных областей знания к системному подходу и порождается его способностью моделировать целостности, а не сводить целое к механической сумме бесконечно умножающихся частностейМЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ
РАБОТЫ РМО УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ
НА 2010-2011 УЧЕБНЫЙ ГОД
А.В. Штурбабин, доцент кафедры ЕМО
ИПКиПРО Курганской области
Проблема: «Системно-деятельностный подход при изучении физики»
Тяга современных ученых самых различных областей знания к системному подходу и порождается его способностью моделировать целостности, а не сводить целое к механической сумме бесконечно умножающихся частностей.
М.С. Каган
В современных условиях школа должна отвечать важнейшему социальному запросу: обеспечивать подготовку интеллектуально развитых молодых людей, способных эффективно решать социальные, профессиональные и личные проблемы в условиях перехода к открытому обществу. Появились новые ценности в оценке результатов образования – саморазвитие, самообразование и самопроектирование личности. Постановка таких целей образования требует пересмотра содержания подготовки учителей, в частности учителей физики.
Повышенное внимание к проблемам системного подхода в настоящее время объясняется соответствием его как метода усложнившимся задачам общественной практики, задачам познания и конструирования больших, сверхсложных систем. Но не только этим. Феномен системного подхода отражает прежде всего определенную закономерность в развитии самой науки. Одной из предпосылок, определивших современную роль системного подхода в науке, является бурный рост количества информации — «информационный взрыв». Преодоление противоречия между ростом количества информации и ограниченными возможностями ее усвоения может быть достигнуто с помощью системной реорганизации знания.
Деятельностный подход в проекте образовательных стандартах второго поколения позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач развития учащихся и формирования универсальных способов учебных и познавательных действий, которые положены в основу выбора и структурирования содержания образования. Этот подход обуславливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе
- от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями;
- от «изолированного» изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач, т.е. от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов;
- от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;
- от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.
Сегодня перед школой и учеником должна стоять задача не просто изучения основ физики, а в первую очередь, расширения, усложнения индивидуальных познавательных ресурсов в процессе овладения той или иной учебной дисциплины. Известно, что эффективен не тот, кто просто знает, а тот, у кого сформированы механизмы приобретения, организации и применения знания. Особо злободневным становится формирование и развитие универсальных учебных действий сегодня в условиях лавинообразного возрастания объемов информации, ее быстрого старения. Формирующаяся система непрерывного образования также императивно предполагает активность в поиске, присвоении и применении знаний самим учащимся. В связи с этим универсальные учебные действия являются важнейшим компонентом стандартов второго поколения. Данное обстоятельство требует проведения исследований, направленных на разработку, теоретическое обоснование и апробацию учебно-методического и управленческого сопровождения формирования универсальных учебных действий на основе компетентностного подхода.
Примерная программа работы РМО учителей физики на 2010-2011 учебный год
Занятие №1
Тема: « Организация и планирование работы учителя физики в рамках системно – деятельностного подхода »
№ |
Тип и тема занятия |
1. |
Анализ работы РМО, задачи и основные направления работы на предстоящий учебный год: · анализ состояния преподавания физики в 2009-2010 учебном году; · результаты государственной итоговой аттестации выпускников 11-х (ЕГЭ) и 9-х классов (новая форма) по физике; · утверждение плана работы на 2010 – 2011гг. |
2. |
Лекция : Организация и планирование работы учителя физики в рамках системно – деятельностного подхода как одна из форм модернизации общего образования РФ. |
3. |
Разработка учебно-планирующей документации учителя физики в соответствии с нормативными документами и локальными актами образовательных учреждений · информация о нормативных документах Министерства образования и науки РФ, ГлавУО по Курганской области; · требования, предъявляемые к рабочим программам, календарно – тематическим планам, поурочным планам и т.д. · проектирование рабочих программ по физике. |
4. |
Обзор методической и учебной литературы по физике. |
Задания на межсекционный период
1. Познакомиться и проанализировать нормативно-правовую документацию, изучить локальные акты образовательных учреждений, современную методическую литературу по проблеме системно – деятельностного подхода.
2. Изучить содержание обучающих программ по различным разделам и темам и программно-методические комплексы по физике.
Занятие №2
Тема: « Деятельностный подход как средство реализации современных целей образования »
№ |
Тип и тема занятия |
1. |
Лекция: Современный урок физики в рамках деятельностного подхода: · сущность деятельностного подхода; · структура урока в рамках деятельностного подхода. |
2. |
Выступления из опыта работы по использованию интерактивных средств обучения на уроках физики: · проведение медиауроков; · деловых игр; · групповых форм работы; · проектного метода. |
Задания на межсекционный период
1. Изучение научной и методической литературы по проблеме
2. Разработать серию уроков физики в рамках деятельностного подхода.
Занятие №3
Тема: « Формирование и развитие общеучебных умений и навыков при обучении физике »
№ |
Тип и тема занятия |
1. |
Лекция : Диагностика общеучебных умений и навыков обучающихся. |
2. |
Выступления из опыта работы: Средства и методы развития общеучебных умений и навыков обучающихся на уроках физики: · Формирование и развитие познавательного, информационно-коммуникативного, рефлексивного видов деятельности на уроках физики; · развивающие задания по физике, развивающие игры; · методические приемы обучения школьников решению творческих и изобретательских задач. |
Задания на межсекционный период
1. Познакомиться и проанализировать нормативно – правовую документацию, современную научную и методическую литературу по формированию общеучебных умений и навыков.
2. Провести диагностику сформированности общеучебных умений и навыков у обучающихся конкретного класса.
3. Провести изучение готовности педагога к работе по данному направлению.
4. Разработать по конкретным темам школьного курса физики развивающие задачи и задания.
Занятие №4
Тема: « Формирование физической компетенции обучающихся »
№ |
Тип и тема занятия |
1. |
Лекция : Реализация содержания физического образования в рамках практикоориентированного обучения · решение задач с практическим содержанием; · реализация межпредметных связей через внеклассную работу. |
2. |
Сообщение по теме: Итоговая государственная аттестация обучающихся 9 и 11 классов как средство оценки физической компетенции школьников: · подготовка обучающихся 11 классов к решению компетентностных задач по физике в КИМах ЕГЭ; · ГИА обучающихся 9 классов по физике как составляющая часть системы оценки качества образования |
3. |
Анкетирование учителей физики района, оценка работы РМО и предложения по улучшению работы на следующий год. |
Подготовка предложений в план работы РМО на 2011 -2012 учебный год.
Список литературы:
1.Аствацатуров, Г. О. Технология целеполагания урока / Г. О. Аствацатуров. – Волгоград : Учитель, 2009. – 118 с
2.Бобкова, Л.Г. Программа изучения профессиональной компетентности педагога/ Л.Г. Бобкова; ИПК и ПРО Курганской области. – Курган, 2005. – 27 с.
3.Ковылева, Ю.Э. Групповая учебная работа старшеклассников на основе деятельностного подхода // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - № 2. - С.8-12.
4.Краевский, В. В., Хуторской, А. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика, 2003. № 3. С. 3–10.
5.Криволапова, Н.А. Компетентностный подход в образовании: теория и практика / Н.А. Криволапова; ИПК и ПРО Курганской области. – Курган, 2007. – 79 с.
6.Румбешта, Е. А., Пищулова, А. С. Дифференцированный подход к формированию исследовательских умений школьников на элективных курсах по физике // Развитие мышления в процессе обучения физике: сборник научных трудов. Выпуск 4 / Под ред. С.А. Суровикиной. Омск: Изд-во Полиграфический центр КАН, 2008.
7.Леонтович, А. В. Исследовательская деятельность учащихся (сборник статей). URL: http://www.researcher.ru
8.Савенков, А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. 2004. № 1.
9.Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского обучения школьников. URL: http://http://www.alsak.ru/content/view/111/122/1/2/
10. Сиденко, А. С. Основы теории развивающего обучения // Физика в школе. 1998. № 1.
11. Тубельский, А. Н. Об изменениях содержания образования / А. Н. Тубельский // Школьные технологии. 2007. № 3, с. 35-41.
12. Файн, Т. Д. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников // Практика административной работы в школе. 2003. № 7.
13. Хуторской, А. В. Современная дидактика: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. М.: Высшая шк., 2007. 639 с.2.
14. Хуторской, А. В. «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование, 2003. № 2. С. 58–64.