Методические рекомендации по приобщению к истокам русской народной культуры с элементами новых игровых методик (для учащихся второго класса) Составила: Учитель начальных классов Пурина И. Н
СОДЕРЖАНИЕ: Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использованиемМЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по приобщению к истокам русской народной культуры с элементами новых игровых методик (для учащихся второго класса)
Составила: Учитель начальных классов Пурина И.Н.
2006-2007 уч. год
«Клянусь честью, что ни
За что на свете я не хотел бы переменить
Отечество или иметь другую историю,
Кроме наших предков»
А.С. Пушкин
1. Развивать познавательные способности учащихся,
расширять кругозор
2. Продолжать знакомить учащихся с устным,
народным творчеством, песенным фольклором
3. Продолжать знакомство с традициями и обычаями
русского народа
4. Продолжать знакомить учащихся с особенностями
национальной одежды
5. Продолжать знакомство с произведениями
декоративного искусства
6. Воспитание патриотических чувств
7. Развитие памяти, образного мышления, внимания, речи.
Тема занятия |
Содержание занятия |
1. «Что летом родиться - зимой пригодиться» |
Беседа о лете. Повторение пословиц, поговорок о лете. |
2. «Осень - сноп последний косим» |
Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. |
3. «Хлеб - всему голова» |
Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использованием. |
4. «К худой голове своего ума не приставишь» |
Беседа об уме и глупости. Знакомство со сказкой «Про Филю». Словесная игра «Филя и Уля». |
5. «Град на усть Оки» |
Рассказ об истории Нижнего Новгорода. Прослушивание русских народных песен (грамзаписи) |
6. «Октябрь - грязник. Ни колеса, ни полоза не любит». |
Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове. |
7. «Злое истребление» |
Рассказ о монголо-татарском нашествии, о граде Китеже. Знакомство со старинным оружием. |
8. «Камень-град» |
Знакомство с легендами о строительстве Нижегородского кремля - пограничной крепости Московской области. |
9. «Золотые ворота» |
История создания «Золотых ворот» города Владимира. Просмотр иллюстраций. |
10. «Синичкин день» |
Заключительная беседа об осени. Рассказ о праздниках «Синичкин день» и «Кузьминки» |
11. «Где живет перо Жар-птицы?» |
Знакомство с хохломскои росписью. Просмотр иллюстраций |
12. «Чудо-чудное, диво-дивное. Золотая хохлома» |
Рисование в хохломскои росписи: традициях «Кудрина», «Травка» и т.д. |
13. «Зима не лето -в шубу одета» |
Беседа о характерных особенностях зимы. Разучивание русской народной песни «Как на тоненький ледок» |
14. «Пришёл мороз - береги ухо и нос» |
Загадывание загадок о морозе и зиме. Сказка «Морозко» |
15. «Снегурочка -внучка деда Мороза» |
Знакомство со сказкой«Снегурочка». Прослушивание |
1.6. «Пришла коляда на кануне Рождества» |
Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданий. Исполнение колядок. |
17. «Зимние узоры» |
Знакомство с творчеством вологодских кружевниц. Рисование. |
18. «Гжель прекрасная» |
Знакомство художественным Самостоятельное гжельских узоров. Гжельским промыслом. рисование |
19. «Дело мастера боится» |
Знакомство со сказкой «Семь Симеонов». Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы». Повторение пословиц о труде и мастерстве. |
20. «Живет в народе песня» |
Беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне. Разучивание русской народной песни «Ой, вставала я ранёхонько». |
21. «На героя слава бежит» |
Рассказ о русских богатырях. |
22. «Сердце матери лучше солнца греет» |
Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок. |
23. «Масленица Просковейка -встречаем тебя хорошенько» |
Беседа о масленице. Пение песен, хороводы, исполнение частушек. |
24. «Русская матрешка» |
Рассказ о матрешке. Разучивание частушек. |
«Поэзия народного костюма». |
Рассказ о народном костюме. Прослушивание народных песен. |
26. «Грач на дворе-весна на дворе» |
Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение закличек о весне. |
27. «Шутку шутить - людей насмешить» |
Беседа о народном юморе (скороговорки, дразнилки, сказки). Словесная игра «Путаница» |
28. Путешествие на златогривой чудо-тройке» |
Знакомство детей с образом коня в русском народном декоративно-прикладном творчестве (Городецкая, хохломская, палехская роспись). Рассказ о мастерах Палеха. Прослушивание народных песен, воспевающих тройку (грамзапись) |
29. «Красная горка» |
Рассказ о Пасхе. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки». |
30. «Человек без Родины - что соловей без песни» |
Заключительная беседа о прошлом родного края, о героях-земляках. Разучивание песни о Родине. |
31. «Литературная викторина» |
Литературная викторина. Игра-драматизация. |
32. «Край родной навек любимый» |
Экскурсия в лес. Русские подвижные игры на открытом воздухе. |
«Пир на весь мир» |
Заключительная беседа о русской избе, о национальной кухне. Исполнение русских песен. Чаепитие с пирогами |