Методические рекомендации по разработке материалов для проведения итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений

СОДЕРЖАНИЕ: Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Институт развития регионального образования Свердловской области (ирро)

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Институт развития регионального образования Свердловской области (ИРРО)

Итоговая аттестация выпускников

по химии:

формы аттестации, типология заданий,

критерии оценивания

2004-2005 учебный год

Методические рекомендации

по разработке материалов для проведения итоговой

аттестации выпускников общеобразовательных учреждений

Екатеринбург 2005


ББК 74.262.4

И 92

Итоговая аттестация выпускников по химии: формы аттестации, типология заданий, критерии оценивания 2004-2005 учебный год. Методические рекомендации по разработке материалов для проведения итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений. – Екатеринбург: ИРРО, 2005. – 17 с.

Разработчик: И.В. Гофенберг, доцент кафедры естественнонаучного образования, канд. хим.наук

Методические рекомендации разработаны в соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX, XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской федерации. Методические рекомендации описывают существующие формы итоговой аттестации выпускников, содержат основные требования, предъявляемые к ответам выпускников, а также нормы их оценивания.

© ГОУ ДПО «Институт развития регионального

образования Свердловской области, 2005

Содержание

Стр.

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

Нормативные документы, регламентирующие уровень

подготовки выпускников по химии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

Контрольно-измерительные материалы для итоговой

аттестации в основной школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

Экзаменационные билеты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

Реферат . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

Собеседование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

Тестирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

Матрица оценивания качества выполнения заданий

экзамена по химии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

Введение

Одним из основных направлений модернизации общего образования является мониторинг качества базового и профильного образования по предмету, соответствие его результатов новым целям химического образования на основной и старшей ступени школы.

Цель методических рекомендаций: обеспечить соответствие валидности и надежности КИМов для итоговой аттестации выпускников уровню требований к качеству образования по химии.

Задачи:

· определить перечень нормативных документов, регламентирующих уровень подготовки выпускников по химии;

· выявить специфику отдельных форм итоговой аттестации (ответ по экзаменационным билетам, защита реферата, собеседование, тестирование);

· провести корреляцию форм итоговой аттестации и контрольно-измерительных материалов;

· предложить матрицу оценивания уровня учебных достижений по химии в идеологии ГОС (НРК).

Нормативные документы, регламентирующие уровень подготовки выпускников по химии

Содержание заданий независимо от формы проведения итоговой аттестации должно соответствовать:

· требованиям к уровню подготовки выпускников основной и средней (полной) общеобразовательной школы по химии. Целесообразно ориентироваться на стандарт основного общего образования по химии («Вестник образования», № 13, 2004г.) и стандарт среднего (полного) общего образования по химии (базовый и профильный уровни) («Вестник образования», № 15, 2004г.);

· Государственному стандарту образования (Национально-региональный компонент) в период детства, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области;

· требованиям к освоению элементов содержания и видов учебной деятельности, принятых в контрольно-измерительных материалах для ЕГЭ по химии (для 11 классов);

· требованиям, определенным вариативными программами по химии для основной и средней (полной) общеобразовательной школы.

Контрольно-измерительные материалы для итоговой аттестации в основной школе

Формами проведения устной итоговой аттестации выпускников основной и средней школы являются:

· ответ по экзаменационным билетам;

· реферат;

· тестирование;

· собеседование.

В первом случае выпускник отвечает на вопросы, сформулированные в билетах, выполняет предложенные практические задания (решение задачи, лабораторную работу, демонстрацию опытов).

Выпускник, избравший собеседование как одну из форм устного экзамена, по предложению аттестационной комиссии дает без подготовки развернутый ответ по одной из ключевых тем курса или отвечает на вопросы обобщающего характера по темам, изученным в соответствии с учебной программой. Собеседование целесообразно проводить с выпускниками, имеющими отличные знания по предмету, проявившими интерес к научным исследованиям в избранной области знаний и обладающими аналитическими способностями.

Защита реферата предполагает предварительный выбор выпускником интересующей его темы работы с учетом рекомендаций учителя-предметника, последующее глубокое изучение избранной для реферата проблемы, изложение выводов по теме реферата. Не менее, чем за неделю до экзамена реферат представляется выпускником на рецензию учителю – предметнику. Аттестационная комиссия на экзамене знакомится с рецензией на представленную работу, позволяющей оценить динамику работы над темой, уровень самостоятельности выполнения, результативность и выставляет оценку выпускнику после защиты реферата.

Предлагаемые ниже варианты контрольно-измерительных материалов, в основном, реализуют информационно-методологическую содержательную линию ГОС (НРК), что коррелирует со спецификой предмета.

Экзаменационные билеты

При разработке пакета заданий следует пользоваться примерными экзаменационными билетами для проведения устной итоговой аттестации выпускников 9-х и 11-х классов общеобразовательных учреждений. В предложенный материал можно внести изменения, дополнить его, исходя из местных условий, другими вопросами и заданиями, а также разработать свои с последующим обсуждением и утверждением на методическом совете.

Учитель имеет возможность, опираясь на примерные билеты, разработать свой вариант экзаменационных билетов, учитывающий специфику конкретной программы, а также уровень подготовки учащихся.

Каждый билет по химии для итоговой аттестации выпускников основной школы должен содержать теоретический вопрос и практическое задание по разным темам курса.

Экзаменационный билет по курсу химии средней (полной) школы содержит два теоретических вопроса (один вопрос – по неорганической или общей химии, другой – по органической химии) и практическое задание (задачу или лабораторный опыт) по разным темам курса.

Следует помнить, что содержание заданий, входящих в экзаменационный билет, должно соответствовать следующим принципам:

· задания должны предусматривать проверку усвоения лишь тех элементов содержания, которые входят в состав требований к уровню подготовки выпускников основной школы;

· характер учебной деятельности должен соотноситься с требованиями к уровню подготовки выпускников основной школы.

Формулировка заданий теоретической части билета должна быть предъявлена диагностично для того, чтобы можно было оценить отдельные элементы качества образования по химии с учетом предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориентационной составляющими образованности.

Так, уровень подготовки выпускников по химии следует оценивать не только по тому, насколько они знают (понимают) основные понятия и законы химии, умеют применять эти знания на практике, но и по тому, насколько они умеют устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно переносить знания и умения в новую ситуацию, проявлять ассоциативность мышления, выделять логическую схему, создавать образ и т.п.

Каждое задание должно проверять и оценивать содержание химического образования в соответствии с зафиксированными в кодификаторе для проведения ЕГЭ по химии элементами содержания: «Химический элемент», «Вещество», «Химическая реакция», «Познание и применение веществ человеком». Такой подход позволяет выделить уровни (репродуктивный, продуктивный и творческий) освоения основных компонентов химии: теоретических вопросов, фактов, методов и языка науки.

Химия – наука, располагающая огромным фактологическим материалом, поэтому уровень учебных достижений выпускников как основной, так и средней (полной) школы определяется умением классифицировать вещества и явления, делать обобщения, находить взаимосвязи между составом, строением, свойствами и применением веществ, использовать факты как аргументы в ходе доказательства.

Для того чтобы оценить уровень учебных достижений выпускников в соответствии с требованиями стандарта образования, целесообразно комплектовать многокомпонентные задания, элементы которых объединены в целостность, позволяющую оценить уровень сформированности аналитико-синтетической деятельности (от репродуктивного до творческого).

Следует отметить, что разработка таких заданий – процесс творческого переосмысления примерных билетов для экзамена по химии, публикуемых в «Вестнике образования».

В качестве примера можно было бы привести следующие формулировки заданий для итоговой аттестации по химии в основной школе:

· «Сравните формулировки Периодического закона в трактовке Д.И.Менделеева и ее современный вариант. Каким образом можно предсказать свойства одного из элементов (например, кремния), ориентируясь на его положение в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева?»;

· «Оцените взаимосвязь строения атомов металлов, а также химические свойства простых веществ - металлов и их положение в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, а также общие физические свойства металлов и строение их кристаллической решетки»;

· «Определите основания для классификации химических реакций»;

· «Дайте сравнительную характеристику реакций ионного обмена и окислительно-восстановительных реакций. Установите возможность протекания реакций ионного обмена до конца»;

· «Оцените роль живых существ в круговороте химических элементов».

Содержание заданий для итоговой аттестации выпускников средней (полной) школы определяется тем, что, выполняя задания, выпускник может продемонстрировать компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности опирается на:

· приобретение опыта познавательной деятельности, зафиксированной в знаниях. Уровень базовых знаний необходим для продолжения образования и использования в практической жизни;

· сформированность основ творческого мышления;

· приобретение опыта осуществления известных способов деятельности (сформированность частнопредметных и общеучебных умений и навыков);

· владение средствами коммуникации.

Основными структурными компонентами системы естественнонаучных знаний являются научные факты, понятия, законы, теории, научные картины мира, методы научного познания. Систематизирующей основой при этом выступают философские понятия категориального характера (в химии – понятие «вещество»); фундаментальные естественнонаучные законы (закон сохранения массы, Периодический закон), основополагающие теории (теория электронного строения атомов, теория химической связи, теория химического строения органических соединений и др.). Стратегической целью изучения химии в школе (как и всех естественных наук) является формирование целостной картины мира, которая лежит в основе понимания материальности и познаваемости единого мира веществ, причин его красочного многообразия, всеобщей связи явлений. Цель может быть достигнута, если выпускник:

· знает законы, теории, фактологический материал, составляющие основу химии, а также других естественнонаучных дисциплин; владеет системой химических понятий;

· грамотно и корректно использует полученные знания, демонстрирует сформированность частнопредметных умений (составление формул, уравнений химических реакций, определение валентности и степени окисления, решения химических задач и т.п.) и общеучебных умений (умение выявлять причинно-следственные связи, осуществлять анализ и синтез, умение мысленно проводить эксперимент, самостоятельно переносить знания и умения в новую ситуацию, проявлять ассоциативность мышления и др.);

· понимает влияние научного знания и технологий на развитие общества, специфику взаимодействия науки и общества, технологии и общества, а также социально-правовые аспекты использования современных технологий;

· понимает гносеологические аспекты получения и подтверждения научных знаний;

· понимает социально-исторический процесс развития естествознания в целом и химии, в частности, особенностей эволюции химических теорий в историческом контексте;

· положительно относится к использованию химических знаний для решения различных проблем современного общества, проявляя при этом толерантность.

Характер заданий вне зависимости от формы итоговой аттестации должен

способствовать оценке уровня достижений выпускников в сфере коммуникации, а именно:

· умение отобрать необходимый материал;

· умение формулировать тезисы, выдвигать аргументы и комментировать их;

· умение строить высказывания, делать обобщения и выводы;

· умение наглядно представлять информацию в виде словесного описания процессов или явлений, их схематичного представления.

Каждое задание должно позволять проверить и оценить освоение содержание химического образования в соответствии с зафиксированными в кодификаторе для проведения ЕГЭ по химии элементами содержания: «Химический элемент», «Вещество», «Химическая реакция», «Познание и применение веществ человеком» (предметно-информационная составляющая), деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориентационной составляющих образования.

В заданиях базового уровня требования к подготовке учащихся при- званы определить уровень освоения минимума химических знаний, необходимых выпускнику для ориентации в личностно и общественно значимых проблемах, связанных с химией, а также освоения практико-ориентированной составляющей содержания.

Задания для классов с углубленным изучением предмета должны быть ориентированы на требования к качеству подготовки учащихся профильных (естественнонаучных) классов и связаны с обеспечением возможности продолжения образования по специальностям, связанным с химией. Вопросы можно конкретизировать, дополнив небольшими заданиями. Это позволит повысить объективность диагностики уровня учебных достижений выпускников.

В качестве примеров экзаменационных заданий базового уровня можно привести следующие:

· «Оцените тенденции изменения свойств элементов и их соединения по периодам и А - подгруппам в зависимости от строения электронных структур атомов»;

· «Кислоты неорганические и органические. Расположите в порядке возрастания кислотных свойств следующие вещества: фенол, сернистая кислота, метанол. Приведите уравнения химических реакций, подтверждающих правильность выбранной последовательности»;

· «Сопоставьте формулы и сравните характер оксидов и гидроксидов следующих химических элементов: Ве, Мg, Са и Na, Mg, AI. Сформулируйте закономерности Периодической системы Д.И.Менделеева, которые можно подтвердить данными примерами»;

· «Объясните, с точки зрения особенностей электронного строения атома углерода, причины многообразия органических соединений».

В классах с углубленным изучением химии вопросы в экзаменационном билете формулируются также с учетом многофакторного анализа уровня учебных достижений:

· «Докажите правомочность двойственного положения водорода в Периодической системе, сравнив строение и свойства его атома, простого вещества и соединений с соответствующими формами существования других элементов – щелочных металлов и галогенов»;

· «Какими факторами определяются валентные возможности атомов химических элементов? Сопоставьте понятия «валентность» и «степень окисления». Определите валентность и степень окисления азота в азотной кислоте, аммиаке и нитрате аммония»;

· «Оцените влияние природы кислоты на степень электролитической диссоциации, рассмотрев на примерах: а) азотной и азотистой кислот; б) хлорноватистой и хлорной; в) сернистой и серной. Сделайте общий вывод»;

· «Особенности гидролиза в неорганической и органической химии. Какой газ выделяется при помещении кусочка цинка в раствор хлорида цинка? Объясните процессы, происходящие в растворе».

Выполнение экспериментальных заданий предусматривает проверку практического применения полученных теоретических знаний. При разработке заданий, связанных с выполнением химического эксперимента, учитель должен ориентировать ученика на прогнозирование признаков, свидетельствующих о протекании реакций, доказательство образования того или иного продукта реакции и обоснование выводов.

Примерами такого подхода к составлению заданий для 9-х классов могут быть:

· «Выделите существенные признаки кислоты и основания (щелочи) и в соответствии с ними определите выданные вам вещества»;

· «Докажите возможность получения названной соли реакцией ионного обмена»;

· «Подтвердите экспериментально возможность разделения смесей физическими методами на примере разделения смеси поваренной соли и речного песка»;

· «Подтвердите экспериментально генетическую взаимосвязь между классами неорганических соединений».

Формулировки расчетных задач в 9 классе, как правило, не претерпевают особых изменений, однако, целесообразно и в заданиях такого рода ориентироваться на элементы интеграции естественнонаучного и гуманитарного образования, используя в задачах тривиальные названия веществ (цинковая обманка, магнитный железняк, плавиковая кислота и т.п.), а также насыщая их экологическим содержанием.

В 11-х классах, естественно, повышается уровень сложности задач и лабораторных опытов. Подходы к формулированию заданий должны учитывать региональную специфику, профиль класса и выявление ценностных ориентаций учащихся.

Примеры ранжирования уровней освоения содержания химического образования

Репродуктивный уровень

Продуктивный уровень

Творческий уровень

Теоретические вопросы химии

Ответы на вопросы с констатацией факта

Обоснование утверждений

Предсказание свойств элементов, соединений

Заполнение схем, таблиц, воспроизводящих текст учебника

Составление схем, таблиц с целью обобщения понятий, выявления связей между ними

Составление схем, таблиц для выявления закономерностей, обобщений, систематизации

Пересказ текста учебника

Комментирование текста

Интерпретация текста

Фактологический материал

Описание по предложенному плану свойств веществ, явлений

Сравнение и анализ свойств веществ, явлений с последующим формулированием выводов. Нахождение взаимосвязи между строением и свойствами, генетической взаимосвязи веществ. Систематизация и классификация фактов, нахождение закономерностей

Аргументация, доказательство и прогнозирование на основе фактов

Комментирование схем применения веществ и их круговорота в природе

Составление схем применения веществ и их круговорота в природе

Прогнозирование экологических аспектов, связанных с химией изученных веществ

Методы химии

Проведение эксперимента, описание наблюдений

Проведение эксперимента, объяснение фактов, полученных в результате него

Планирование эксперимента на основании всестороннего анализа его условий. Интерпретация возможных направлений эксперимента

Решение расчетных и экспериментальных задач по образцу

Решение расчетных и экспериментальных задач по аналогии в сходной ситуации

Решение расчетных и экспериментальных задач в новой ситуации

Язык химии

Изображение символов элементов, формул веществ. Объяснение содержания аббревиатуры. Составление формул и уравнений реакций по образцу

Составление формул и уравнений реакций, подтверждающих теоретическое положение

Использование принципов составления формул и уравнений для новых веществ и химических процессов

Реферат

Помимо проверки уровня учебных достижений по химии защита реферата позволяет оценить:

· навыки работы с информационным потоком, поиска и создания собственной информации;

· умение устанавливать причинно-следственные связи между процессами и явлениями;

· уровень культуры работы с литературными источниками;

· обеспечение межпредметной интеграции, способствующей формированию единой естественнонаучной картины мира;

· уровень культуры дискуссии.

Следует отметить, что реферативная работа выполняется только на добровольной основе и начинается не менее чем за полгода до итоговой аттестации. Администрация образовательного учреждения в лице завуча должна фиксировать фамилии учащихся, выполняющих реферативные работы, а также фамилии учителей, курирующих их. Администрация также может организовать библиотечные дни для ознакомления учащихся со стандартами оформления работ, формирования навыков пользования каталогом, умения находить и извлекать нужную информацию.

Первым этапом подготовки реферата является выявление и изучение источников по теме. При этом необходимо использовать справочники, указатели по теме работы, каталоги библиотек, поисковые системы сети Internet. Результатом работы на первом этапе должна стать библиографическая картотека или библиографический список.

Картотека или список должны состоять из полных библиографических описаний изданий. Наиболее целесообразно создавать картотеку, а не список, поскольку это позволит автору расставлять издания в нужном порядке.

Необходимо следить, чтобы описания публикаций в картотеке соответствовали стандарту библиографического описания. Подготовленную картотеку (или список) необходимо представить учителю.

Вторым этапом работы является непосредственное изучение выявленных материалов, систематизация полученной информации и ее сопоставление.

Третьим этапом работы является составление плана, который нужно обсудить с учителем. После этого ученику можно рекомендовать переходить к четвертому этапу – подготовке текста работы.

Текст реферата должен быть четко структурирован – разделен на отдельные части, выделение которых обусловлено внутренней логикой. Однако обязательными разделами следует считать:

· введение, в котором формулируется цель реферативной работы (цель не должна совпадать с названием работы), описываются источники информации;

· основная часть работы, структура которой зависит от конкретных особенностей рассматриваемой темы. В соответствии с логикой работы основная часть может быть разделена на более мелкие элементы. Названия разделов не должны повторять название работы. Каждый раздел рекомендуется завершать краткими выводами, изложенными в нескольких предложениях. Выводы не должны быть цитатами из документов или изученной литературы – их следует формулировать самостоятельно;

· заключение, которое служит для подведения итогов работы и изложения ее основных результатов. В заключении не стоит пересказывать содержание работы: здесь необходимо подвести кратко итоги исследования, включая выводы отдельных разделов работы. Выводы должны соответствовать сформулированной во введении цели. Каждый вывод рекомендуется выделять в абзац;

· список литературы является необходимой частью реферата и позволяет определить как степень изученности рассмотренной темы, так и глубину авторской работы над ней. Размещение названий книг и статей в списке – алфавитное.

После завершения работы над рефератом оформляется рецензия учителя, в которой необходимо отразить степень самостоятельности работы учащегося. После защиты реферата на итоговой аттестации он остается в кабинете химии.

Темы рефератов должны охватывать разделы химии, изучающиеся в школе. Так, в 9 классе в качестве тем рефератов могут быть предложены учащимся следующие:

· «Зависимость свойств веществ от строения кристаллической решетки»;

· «Проблема амфотерности неорганических веществ»;

· «Экологические проблемы производства серной и азотной кислот»;

· «Оценка возможности управления химическими реакциями»»

· «Использование генетической связи между классами неорганических веществ для получения новых соединений».

В 11 классе уровень интеграции должен быть более высоким, отражающим степень сформированности единой естественнонаучной картины мира. При работе над рефератом выпускник средней школы должен проявить умение анализировать (делить информацию на части и устанавливать взаимозависимость между ними), сопоставлять известные данные позволяющие реорганизовать информацию из разных источников и на этой основе создавать собственную. В реферате выпускник предъявляет осознанное определение собственной позиции к обсуждаемым в обществе проблемам науки.

В качестве примерных тем рефератов могут быть предложены:

· «Сопоставительный анализ неорганических и органических катализаторов (ферментов) в свете проблемы биогенеза»;

· «Добыча и комплексная переработка нефти: политические, экологические и нравственные проблемы»;

· «Биохимическая основа алкогольной, никотиновой и наркотической зависимости»;

· «Особенности комплектования домашней аптечки и аптечки химической лаборатории».

Форма итоговой аттестации, состоящая в защите реферата, также предполагает использование матрицы оценивания, в которой особое внимание следует уделить оценке учебно-коммуникативных умений:

· умение четко обозначить цель работы;

· умение представить результаты работы над рефератом;

· логичность и последовательность изложения, аргументированность собственной точки зрения;

· умение организовать время выступления;

· умение выстроить ответ в соответствии с заданным вопросом.

Собеседование

Собеседование является наиболее трудной формой итоговой аттестации, особенно для выпускников основной школы, поэтому ее можно рекомендовать для учащихся, проявивших особые успехи в изучении предмета.

Темы для собеседования разрабатываются учителем не менее, чем за полгода до начала итоговой аттестации и утверждаются методическим объединением (методическим советом). В качестве тем для собеседования обычно выбираются разделы курса химии, которые имеют принципиальное значение для понимания химии как фундаментальной отрасли науки и техники. Для определения тем для собеседования целесообразно обратиться к проекту стандарта основного образования по химии.

В качестве тем для собеседования в 9 классе могут быть предложены:

· «Вещество как вид материи» (модуль охватывает материал по темам «Атомы и молекулы. Химический элемент. Знаки химических элементов. Качественный и количественный состав вещества. Строение атома. Агрегатные состояния вещества. Типы кристаллических решеток»). При собеседовании по этой теме важно выяснить, насколько выпускник ориентируется не только в содержании предмета «Химия», но и устанавливает связи с другими естественнонаучными дисциплинами, демонстрируя интегрированный подход к естествознанию;

· «Периодическая система как естественная классификация элементов» (модуль охватывает темы «Периодический закон», «Структура Периодической системы», «Строение атома». «Строение электронных оболочек», «Строение молекул», «Химическая связь»). Предложенная тема важна не только с точки зрения понимания учащимися Периодического закона как отражения глубоких закономерностей во внутреннем строении вещества, но и как результат объективного развития науки, рассмотренного в его ретроспективе. В процессе собеседования важно установить, насколько выпускник основной школы умеет на основе сравнения веществ или явлений находить основание (признак) классификации, определять место объектов в классификационной схеме в соответствии с их иерархией и устанавливать принадлежность конкретного объекта к определенному классу (группе).

В 11 классе при выборе тем для собеседования разумно ориентироваться на курс общей химии, объединяющий неорганическую и органическую химию:

· «Сопоставительный анализ неорганических и органических кислот и оснований»;

· «Связь между структурой молекул и свойствами веществ»;

· «Система классификации химических реакций как основа их изучения и прогнозирования».

В целом процедура собеседования, также как и защита реферата, предполагает выявление информационной культуры выпускника, его коммуникативных умений.

Тестирование

Тестированием, в принципе, может быть названа процедура измерения любой характеристики человека, если она предварительно прошла через технологию валидности и надежности. При создании тестов кроме функциональной валидности надо обеспечить их соответствие другим требованиям:

· содержательной валидности, т.е. соответствия содержанию обучения отображенного в структуре и выраженного вполне определенными учебными элементами;

· простоты, означающей, что в одном тесте должна быть представлена одна задача данного уровня;

· определенности, что означает необходимость ясного и недвусмысленного формулирования задания теста, обеспечивающего его понятность для испытуемых;

· однозначности обеспечиваемого конструкцией эталона, в котором должно содержаться полное и правильное решение (или варианты решения) задачи.

Следует сразу же предостеречь педагогов, создание надежного теста, измеряющего именно то, что нужно измерить, и делающего это вполне достоверно, требует времени и больших усилий. В связи с этим разумно воспользоваться уже разработанными (например, Центром тестирования МО РФ) контрольно-измерительными материалами, представляющими собой батареи тестов, доверительный интервал которых достаточно высок – около 0,95. Периодически такие тесты для централизованного тестирования (в том числе и для9-х классов) публикуются в газете «Новости образования».

При разработке тестов нужно учесть, что нельзя ограничиваться одним типом заданий – с выбором ответа, поскольку это предполагает большую вероятность случайного угадывания. Задания с кратким и свободно конструируемым ответом, с установлением соответствия также должны быть представлены в тестах. Соотношение между тремя типами заданий должно находиться примерно в том же соотношении, что и в КИМах ЕГЭ – 3:1:1.

Подготовка выпускников к итоговой аттестации в форме тестирования должна носить системный характер, поскольку у обучающихся должен быть выработан навык работы с тестовыми материалами. Учащимся необходимо правильно распределить время на выполнение заданий и проверку правильности ответов. Особое внимание следует обратить на задания с «отрицанием» («не зависит», «не реагирует», «не влияет»).

При разработке тестовых заданий или при выборе вариантов тестов для использования их в качестве КИМов на итоговой аттестации следует обратить внимание на необходимость включения таких заданий, которые предполагали бы выявление уровня сформированности общеучебных умений и навыков. Так, можно предложить выпускникам задания, в которых нужно установить закономерность (например, расположить формулы веществ в порядке возрастания кислотных свойств), оценить возможность протекания реакций ионного обмена.

В качестве примера можно привести следующие задания:

· «Вещества пропанол-1, пропаналь, ропагдиол-1.3 имеют следующие температуры кипения: +48,8о С, +214,4о С, +97,8о С. Установите, какому веществу какая температура соответствует»;

· «Разместите соли в порядке возрастания кислотности среды их водных растворов:

NH4 CI, NaNO3, Na(CH2 CICOO), Na(CH3 COO), Na2 CO3.

Матрица оценивания качества выполнения заданий экзамена по химии

Общими подходами к проведению мониторинга образовательной подготовки учащихся по химии предусмотрен поэлементный анализ ответов выпускников.

Каждое задание оценивается по трем составляющим:

- предметно-информационная;

- деятельностно-коммуникативная;

- ценностно-ориентационная.

Оценка достижений учащихся производится по 4-х балльной системе:

· 3 балла – качество предъявлено на творческом уровне;

· 2 балла – качество проявлено на продуктивном уровне;

· 1 балл – качество проявлено на репродуктивном уровне;

· 0 баллов – качество не проявлено.

п/п

Параметры и критерии анализа

Фамилии учащихся

1.

Предметно-информационная составляющая (элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ)

1.1.

Химический элемент: знание основных понятий, важнейших фактов, связанных с представлениями о строении атома, Периодическом законе и Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; владение соответствующей терминологией

1.2.

Вещество: знание теории химической связи, причин многообразия органических веществ, классификации веществ по различным признакам; общая характеристика групп элементов в связи с их положением в Периодической системе, понимание генетической взаимосвязи классов соединений, электронное строение молекул; владение систематической номенклатурой

1.3.

Химическая реакция: знание типов реакций; представление о скорости химических реакций и факторах, оказывающих на них воздействие; представление о качественных реакциях; представление об обратимых и необратимых реакциях и возможности смещения равновесия, владение соответствующей терминологией

1.4.

Познание и применение веществ человеком: представление о методах исследования объектов, изучаемых в химии; знание научных принципов химических технологий

2.

Деятельностно-коммуникативная составляющая

2.1.

Специальные умения: умение называть и определять вещества, их свойства, использовать признаки классификации веществ и типов реакций; умение характеризовать химические элементы, свойства и применение веществ; составлять формулы веществ, схемы строения атомов, уравнения химических реакций; проводить вычисления по химическим формулам и уравнениям

2.2.

Общеучебные умения и навыки: объяснение закономерности в изменении свойств веществ, сущности химических реакций; умение мысленно проводить эксперимент; самостоятельно переносить знания и умения в новую ситуацию; ассоциативность мышления; умение видеть новую функцию знакомого объекта; умение видеть структуру сложного объекта; аналитичность мышления; умение прогнозировать результат; умение находить информацию, ее интерпретировать, создавать собственную информацию

2.3.

Коммуникативные умения: умение выбрать необходимый материал; умение формулировать тезисы, выдвигать аргументы и комментировать их; умение строить свое высказывание, делать обобщения и выводы; умение наглядно представлять информацию

3.

Ценностно-ориентационная составляющая

3.1.

Признание общественной потребности и значимости развития химии

3.2.

Осмысление собственного отношения к проблеме и оценка соответствующих знаний для деятельности человека

20 – 27 баллов – «5»

14 – 21 балл – «4»

9 – 13 баллов «3»

Каждое задание оценивается отдельно в шкале от «5» до «2» баллов, затем выводится общая отметка за работу как среднеарифметическая.

Приведенная выше матрица оценивания может быть использована для оценивания ответа учащихся при любой форме итоговой аттестации: ответе на вопросы экзаменационного билета, защите реферативной работы, собеседовании, тестировании.

На основе данной матрицы учителя могут разрабатывать свои варианты системы оценивания уровня учебных достижений учащихся, в том числе и в двоичной системе («0» баллов – качество не проявлено, «1» балл – качество проявлено).

Скачать архив с текстом документа