Методические рекомендации по вариативности использования основных и парциальных программ в дошкольных образовательных учреждениях Старый Оскол
СОДЕРЖАНИЕ: Одним из компонентов, влияющих на эффективность и качество образования детей в дошкольных образовательных учреждениях, является учебно-образовательная программа Рассмотрено на заседании муниципального экспертного совета управления образования администрации Старооскольского городского округа от «09»сентября 2009 г. Протокол № 4 |
Методические рекомендации
по вариативности использования основных и парциальных программ
в дошкольных образовательных учреждениях
Старый Оскол
2009
Программы дошкольного образования
Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных и парциальных учебных программ, результативности их деятельности, подбору и обучению педагогических кадров. Одним из компонентов, влияющих на эффективность и качество образования детей в дошкольных образовательных учреждениях, является учебно-образовательная программа.
Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов дошкольных образовательных учреждений предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий. В соответствии с п.5 ст.14 закона РФ «Об образовании» каждому образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать или из комплекса вариативных программ выбирать те, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы дошкольных учреждений. В условиях новой образовательной политики вариативности образования разработан ряд отечественных программ и педагогических технологий нового поколения. Все программы предусматривают разные подходы к организации образовательного процесса в детском саду.
Все программы дошкольных учреждений можно разделить на комплексные и парциальные .
Комплексные, или общеразвивающие, программы включают все основные направления развития ребёнка (физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое); содействуют формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.).
Парциальные (специализированные, локальные) программы включают одно или несколько направлений развития ребёнка. Целостность образовательного процесса может достигаться не только путём использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных программ.
Программы должны быть нацелены:
- на развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольника;
- на развитие способностей ребенка;
- на формирование творческого воображения;
- на развитие коммуникативности.
Программы должны обеспечить:
- охрану и укрепление здоровья детей, их физическое развитие;
- эмоциональное благополучие каждого ребенка;
- интеллектуальное развитие ребенка;
- создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Программы должны предусматривать организацию детской жизни в трех формах:
- занятия как специально организованная форма обучения;
- нерегламентированные виды деятельности;
- свободное время, предусмотренное для ребенка в течение дня в детском саду.
Вариативность образования должна достигаться за счет базисности, а не парциальности. Главное требование к комбинированию программ - единство подходов (концепции, принципы) к воспитанию, обучению и развитию детей, которые лежат в их основе, а также к суммарной умственной и физической нагрузкам на ребёнка в целях охраны его здоровья. Важно отметить, что синтез парциальных программ является делом чрезвычайно сложным и ответственность за качество такого синтеза целиком ложится на педагогический коллектив дошкольного учреждения.
Одно из главных требований к основным программам - соблюдение преемственности с программами начального общего образования. В данных программах должны содержаться показатели уровней развития детей на разных возрастных этапах дошкольного детства.
С учетом изложенного, к основным комплексным программам можно отнести:
№ п.п |
Программы |
Авторы |
Издательство |
1 |
Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду |
В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А. Ноткина и др. |
С-Пб.: «Детство-Пресс».2000 г |
2 |
Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада |
Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик. и др. |
М.: «Просвещение». 1993 г, 1994 г, 1997 г. М. «Просвещение».1997г |
3 3 |
Программа воспитания и обучения в детском саду |
Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой |
М.: «Мозаика –Синтез». 2007 г Издание 5-е. |
4 |
Истоки: Базисная программа развития ребёнка-дошкольника |
Научный ред. Л.А. Папрамонова |
М.: «Карапуз», 2001г |
5 |
Кроха: Программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения |
Г.Г.Григорьева, Д.В. Сергеева, Н.П. Кочеткова и др. |
М.: «Просвещение», 2000 г |
6 |
Развитие: Основные положения |
Л.А. Венгер, О.М.Дьяченко, |
М.: Новая школа, 1997г |
7 |
Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста |
Под ред. Л.А. Парамоновой |
Центр «Дошкольное детство», 2004 г |
8 |
Одаренный ребенок |
Л.А. Венгер, О.М.Дьяченко, Е.Л. Агаева и др. |
М.: МоиПК, 1995 г, 1997 г |
9 9 |
Школа 2100 |
Под ред. А.А.Леонтьева |
М.: «Баласс», 2002 г |
Комплексные программы непрерывного образования |
|||
1 |
Из детства - в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1до7 лет |
Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева, Н.А. Гордова и др. |
М.: «Просвещение», 2002 г |
2 |
Преемственность: Программа |
Н.А.Федосова, Т.С. Комарова, Т.Я. Шпикалова. |
М.:АПКиПРО, 1999 г |
1. 3 |
Сообщество |
К.А. Хансен, Р.К. Кацфманн К.Б. Уолш. |
Гендальф, 1999 г |
2. 4 |
Золотой ключик: Программа воспитания и обучения детей дошкольного и мл. школьного возраста |
Г.Г.Кравцов, Е.Е.Кравцова, Е.Л. Бережковская и др. |
М.: «Просвещение», 1994г |
Парциальные программы
№ |
Программы |
Авторы |
Издательство |
Программы познавательного, экологического развития
|
|||
1 |
Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду |
С.Н. Николаева. |
М.: «Новая школа», 1993 г М.: «Мозаика-Синтез», 1999 г, 2000 г |
2 |
Наш дом- природа: Программа экологического образования дошкольников |
Н.А. Рыжова. |
М.: ИСАР, 1998 г
|
3 |
Семицветик: Программа и руководство по культурно- экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста |
В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова |
М.: «Российское педагогическое агентство», 1997 г
|
4 |
Зеленая тропинка |
С.Н. Николаева. |
М.: «Просвещение», 2001 г |
5 |
Мы: Программа экологического образования детей |
Н.Н.Кондратьева, Т.А. Шиленок, Т.А Маркова и др. |
Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2000 г |
Программы социально-нравственного развития дошкольника
|
|||
6 |
Я, ты, мы: Программа социальной компетентности ребёнка |
О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина |
М.: «Дрофа», 1999 г |
7 |
Я - человек: Программа социального развития |
С.А. Козлова |
М.: «Школьная пресса», 2003 г |
8 |
Основы безопасности детей дошкольного возраста: Программа для дошкольных образовательных учреждений |
Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева Р.Б. Стеркина |
М.: АСТ, 1998 г |
9 |
Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа: Учебно-методическое пособие |
О.Л. Князева, М.Д. Маханева |
С.-Пб.: «Детство-Пресс», 1999 г |
10 |
Свет Руси: Программа духовно-патриотического воспитания детей 5 -7лет |
В.Н.Вишневская. |
М.: АРКТИ, 2004 г |
11 |
Наследие |
М.Ю. Новицкая. |
М.: Линка-Пресс, 2003 г |
12 |
Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду |
О.С.Ушакова. |
М.: Сфера, 2002 г |
13 |
Занятия по развитию речи в детском саду: Программа и конспекты |
Под ред. О.С.Ушаковой. |
М.: Совершенство, 1998 г |
Программы интеллектуально-личностного развития
|
|||
14 |
Дошкольник и экономика: Программа |
А.Д. Шатова. |
М.: МИПКРО, 1996 г |
15 |
Росток: Программа по ТРИЗ - РТВ для детей дошкольного возраста |
А.М. Страунинг. |
«Принтер», 2000 г |
16 |
Умка - ТРИЗ |
Л.М.Курбатова. |
Москва, 1999 г |
17 |
Программа математического развития детей дошкольного возраста в системе «Школа-2000» |
Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. |
«Баласс», 1998 г |
18 |
Обучение дошкольников грамоте |
Под ред. Н.В.Дуровой. |
М.: Школа-Пресс, 1998 г |
Программы художественно-эстетического цикла |
|||
19 |
Природа и художник: Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений |
Т.А. Копцева. |
М.: ИХО РАО, 1999 г |
20 |
Красота- радость- творчество: Программа эстетического воспитания детей дошкольного возраста |
Т.С. Комарова и др. |
М.: Педагогическое общество России, 2000 г |
21 |
Росинка. В мире прекрасного |
Л.В. Куцкова, С.И. Мерзлякова |
М.: «Просвещение», 2003 г |
22 |
Программа по изобразительной деятельности в детском саду |
Г.С. Швайко. |
М.: ВЛАДОС, 2000 г |
23 |
Цветные ладошки |
И.А.Лыкова. |
М.: «Карапуз», 2007 г |
24 |
Конструирование и ручной труд в детском саду |
Л.В. Куцакова. |
М.: «Совершенство», «МИПКРОПресс», 1998 г, 1999 г |
25 |
Художественный труд: Программа по трудовому обучению |
Н.А. Малышева. |
М.: «Просвещение», 1999 г |
26 |
Музыкальные шедевры: Авторская программа и методические рекомендации |
О.П. Рыданова. |
М.: Гном-Пресс, 1999 г |
27 |
Гармония: Программа развития музыкальности у детей |
К.В. Тарасова, Т.В. Нестеренко, Т.Г. Рубан. |
М.: Центр «Гармония», 1993 г |
28 |
Гармония: Программа интеллектуально-художественного и творческого развития личности дошкольника |
Д.И. Воробьева. |
С.- Пб.: ЛГОУ, 1996 г, 1997 г «Детство-Пресс», 2003 г |
29 |
Малыш: Программа развития музыкальности у детей раннего возраста |
В.А. Петрова. |
М.: «Виоланта», 1998 г |
30 |
Театр- творчество- дети: Программа развития творческих способностей средствами театрального искусства. |
Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович. |
М.: МИПКРО, 1995 г |
Программы физического развития и здоровья дошкольников
|
|||
31 |
Играйте на здоровье: Программа и технология ее применения в ДОУ (3-4года) (5-6лет) |
Л.Н. Волошина, Т.В. Курилова |
«ГНОМ и Д», 2004 г |
32 |
Физическая культура – дошкольникам: Программа по физическому воспитанию дошкольников |
Л.Д. Глазырина. |
«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1999 г |
33 |
Здравствуй! |
М.Л. Лазарев. |
М.: «Мнемозина», 2004 г |
34 |
Здоровье |
В.Г. Алямовская. |
Москва, 1999г |
35 |
Искорка |
Л.И. Симошина. |
Москва, 1997г |
Программы обучение детей дошкольного возраста иностранному языку |
|||
36 |
Иностранный язык для дошкольников: Программа обучения иностранным языкам детей дошкольного возраста |
Н.Д. Гальскова, В.В. Пономарева, В.И. Пономарева. |
М.: Центр инноваций в педагогике, 1997 г |
37 |
Двуязычный детский сад |
под ред. Е. Ю. Протасовой, Н. М. Родиной и др. |
М.: Центр инноваций в педагогике, 1996 г |
38 |
Иностранный язык для дошкольника и уроки общения |
Н.А. Тарасюк. |
Москва, 1999 г |
39 |
Английский для дошкольников |
Н.Ю. Черепова. |
ГИППВ, изд. «Аквариум» 2000 г |
40 |
Английский язык: методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраст |
Ю.Л.Минаев, Н.Е.Зубкова, Боровикова Е.Т. |
Москва, 1998 г |
41 |
Программа обучения иностранному языку в детском саду |
Е. И. Негневицкая. |
Москва, 1997 г |
42 |
Английский язык для самых маленьких |
под редакцией Н.А. Бонк. |
Москва, Росмен 2006г. |
43 |
Программа обучения английскому языку в средних, старших, подготовительных группах |
Н. Решетова, Т.Сорокина. |
Москва, 1997 |
Коррекционно-развивающие программы и технологии |
|||
44 |
Программа коррекционного обучения |
Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина Под ред.Л.С. Волковой |
М.: ВЛАДОС, 2003г |
45 |
Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи |
Г.А.Каше, Т.Б.Филичева |
М.: ВЛАДОС, 2003 г |
46 |
Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа) |
Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина |
М.: Просвещение», 1993 г |
47 |
Подготовка детей к школе с задержкой психического развития |
С.Г. Шевченко. |
«Школьная пресса», 2005 г |
48 |
Программа воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью |
Л.Б. Баряева. |
М.: «Просвещение», 1999 г |
49 |
Обучение и воспитание заикающихся дошкольников |
Под ред. А.И. Павловой. |
М.: «Просвещение», 1983 г |
50 |
Программа дошкольного образовательного учреждения компенсир. вида для детей с нарушением интеллекта |
Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. |
М.:«Просвещение», 2003 г |
51 |
Воспитание и обучение умственно-отсталых детей дошкольного возраста |
О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова. |
М.:«Просвещение», 1991 г |
52 |
Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста с церебральным параличом |
Н.В. Симонова. |
М.:«Просвещение», 1999 г |
Таким образом, реализуемые программы дошкольного учреждения определяют содержание дошкольной ступени образования, ее компетентность и направленность, исходя из приоритетных целей и задач. Они гарантируют необходимый и достаточный уровень для всестороннего развития ребёнка и являются внутренним стандартом образования, а также основанием для лицензирования, аккредитации дошкольного учреждения.
Методические рекомендации составлены на основании:
инструктивно-методических писем ГОУ ДПО БелРИПКППС 2008 – 2009г.г., 2009 – 2010г.г.;
Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы./ Белая, К.Ю./ – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
Исп. Котельникова И.В.,
методист МОУ ДПО (ПК)
специалистов «СОГИУУ»,
Величкова Н.Н.,
методист МОУ ДПО (ПК)
специалистов
«СОГИУУ».