Методические рекомендации по вариативности использования основных и парциальных программ в дошкольных образовательных учреждениях Старый Оскол

СОДЕРЖАНИЕ: Одним из компонентов, влияющих на эффективность и качество образования детей в дошкольных образовательных учреждениях, является учебно-образовательная программа

Рассмотрено на заседании муниципального экспертного совета

управления образования администрации Старооскольского городского округа

от «09»сентября 2009 г.

Протокол № 4

Методические рекомендации

по вариативности использования основных и парциальных программ

в дошкольных образовательных учреждениях

Старый Оскол

2009

Программы дошкольного образования

Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных и парциальных учебных программ, результативности их деятельности, подбору и обучению педагогических кадров. Одним из компонентов, влияющих на эффективность и качество образования детей в дошкольных образовательных учреждениях, является учебно-образовательная программа.

Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов дошкольных образовательных учреждений предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий. В соответствии с п.5 ст.14 закона РФ «Об образовании» каждому образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать или из комплекса вариативных программ выбирать те, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы дошкольных учреждений. В условиях новой образовательной политики вариативности образования разработан ряд отечественных программ и педагогических технологий нового поколения. Все программы предусматривают разные подходы к организации образовательного процесса в детском саду.

Все программы дошкольных учреждений можно разделить на комплексные и парциальные .

Комплексные, или общеразвивающие, программы включают все основные направления развития ребёнка (физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое); содействуют формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.).

Парциальные (специализированные, локальные) программы включают одно или несколько направлений развития ребёнка. Целостность образовательного процесса может достигаться не только путём использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных программ.

Программы должны быть нацелены:

- на развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольника;

- на развитие способностей ребенка;

- на формирование творческого воображения;

- на развитие коммуникативности.

Программы должны обеспечить:

- охрану и укрепление здоровья детей, их физическое развитие;

- эмоциональное благополучие каждого ребенка;

- интеллектуальное развитие ребенка;

- создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;

- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Программы должны предусматривать организацию детской жизни в трех формах:

- занятия как специально организованная форма обучения;

- нерегламентированные виды деятельности;

- свободное время, предусмотренное для ребенка в течение дня в детском саду.

Вариативность образования должна достигаться за счет базисности, а не парциальности. Главное требование к комбинированию программ - единство подходов (концепции, принципы) к воспитанию, обучению и развитию детей, которые лежат в их основе, а также к суммарной умственной и физической нагрузкам на ребёнка в целях охраны его здоровья. Важно отметить, что синтез парциальных программ является делом чрезвычайно сложным и ответственность за качество такого синтеза целиком ложится на педагогический коллектив дошкольного учреждения.

Одно из главных требований к основным программам - соблюдение преемственности с программами начального общего образования. В данных программах должны содержаться показатели уровней развития детей на разных возрастных этапах дошкольного детства.

С учетом изложенного, к основным комплексным программам можно отнести:

№ п.п

Программы

Авторы

Издательство

1

Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду

В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А. Ноткина и др.

С-Пб.: «Детство-Пресс».2000 г

2

Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Т.Н. Доронова, В.В. Гербова,

Т.И. Гризик. и др.

М.: «Просвещение». 1993 г, 1994 г, 1997 г. М. «Просвещение».1997г

3 3

Программа воспитания и обучения в детском саду

Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой

М.: «Мозаика –Синтез». 2007 г

Издание 5-е.

4

Истоки: Базисная программа развития ребёнка-дошкольника

Научный ред. Л.А. Папрамонова

М.: «Карапуз»,

2001г

5

Кроха: Программа воспитания и развития детей

раннего возраста в условиях дошкольного учреждения

Г.Г.Григорьева,

Д.В. Сергеева,

Н.П. Кочеткова и др.

М.: «Просвещение»,

2000 г

6

Развитие: Основные положения

Л.А. Венгер, О.М.Дьяченко,
Е.Л. Агеева и др.

М.: Новая школа,

1997г

7

Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста

Под ред.

Л.А. Парамоновой

Центр «Дошкольное детство», 2004 г

8

Одаренный ребенок

Л.А. Венгер, О.М.Дьяченко,

Е.Л. Агаева и др.

М.: МоиПК,

1995 г, 1997 г

9 9

Школа 2100

Под ред. А.А.Леонтьева

М.: «Баласс», 2002 г

Комплексные программы непрерывного образования

1

Из детства - в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1до7 лет

Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева, Н.А. Гордова и др.

М.: «Просвещение», 2002 г

2

Преемственность: Программа

Н.А.Федосова, Т.С. Комарова, Т.Я. Шпикалова.

М.:АПКиПРО, 1999 г

1.

3

Сообщество

К.А. Хансен,

Р.К. Кацфманн

К.Б. Уолш.

Гендальф, 1999 г

2.

4

Золотой ключик: Программа воспитания и обучения детей дошкольного и мл. школьного возраста

Г.Г.Кравцов, Е.Е.Кравцова, Е.Л. Бережковская и др.

М.: «Просвещение», 1994г

Парциальные программы

Программы

Авторы

Издательство

Программы познавательного, экологического развития

1

Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду

С.Н. Николаева.

М.: «Новая школа», 1993 г

М.: «Мозаика-Синтез»,

1999 г, 2000 г

2

Наш дом- природа: Программа экологического образования дошкольников

Н.А. Рыжова.

М.: ИСАР, 1998 г

3

Семицветик: Программа и руководство по культурно- экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста

В.И. Ашиков,

С.Г. Ашикова

М.: «Российское педагогическое агентство», 1997 г

4

Зеленая тропинка

С.Н. Николаева.

М.: «Просвещение», 2001 г

5

Мы: Программа экологического образования детей

Н.Н.Кондратьева,

Т.А. Шиленок,

Т.А Маркова и др.

Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2000 г

Программы социально-нравственного развития дошкольника

6

Я, ты, мы: Программа социальной компетентности ребёнка

О.Л. Князева,

Р.Б. Стеркина

М.: «Дрофа», 1999 г

7

Я - человек: Программа социального развития

С.А. Козлова

М.: «Школьная пресса», 2003 г

8

Основы безопасности детей дошкольного возраста: Программа для дошкольных образовательных учреждений

Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева Р.Б. Стеркина

М.: АСТ, 1998 г

9

Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа: Учебно-методическое пособие

О.Л. Князева,

М.Д. Маханева

С.-Пб.: «Детство-Пресс», 1999 г

10

Свет Руси: Программа духовно-патриотического воспитания детей 5 -7лет

В.Н.Вишневская.

М.: АРКТИ, 2004 г

11

Наследие

М.Ю. Новицкая.

М.: Линка-Пресс, 2003 г

12

Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду

О.С.Ушакова.

М.: Сфера, 2002 г

13

Занятия по развитию речи в детском саду: Программа и конспекты

Под ред. О.С.Ушаковой.

М.: Совершенство, 1998 г

Программы интеллектуально-личностного развития

14

Дошкольник и экономика: Программа

А.Д. Шатова.

М.: МИПКРО, 1996 г

15

Росток: Программа по ТРИЗ - РТВ для детей дошкольного возраста

А.М. Страунинг.

«Принтер», 2000 г

16

Умка - ТРИЗ

Л.М.Курбатова.

Москва, 1999 г

17

Программа математического развития

детей дошкольного возраста в системе «Школа-2000»

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова.

«Баласс», 1998 г

18

Обучение дошкольников грамоте

Под ред. Н.В.Дуровой.

М.: Школа-Пресс, 1998 г

Программы художественно-эстетического цикла

19

Природа и художник: Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений

Т.А. Копцева.

М.: ИХО РАО, 1999 г

20

Красота- радость- творчество: Программа эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Т.С. Комарова и др.

М.: Педагогическое общество России, 2000 г

21

Росинка. В мире прекрасного

Л.В. Куцкова,

С.И. Мерзлякова

М.: «Просвещение», 2003 г

22

Программа по изобразительной деятельности в детском саду

Г.С. Швайко.

М.: ВЛАДОС, 2000 г

23

Цветные ладошки

И.А.Лыкова.

М.: «Карапуз», 2007 г

24

Конструирование и ручной труд в детском саду

Л.В. Куцакова.

М.: «Совершенство», «МИПКРОПресс»,

1998 г, 1999 г

25

Художественный труд: Программа по трудовому обучению

Н.А. Малышева.

М.: «Просвещение», 1999 г

26

Музыкальные шедевры: Авторская программа и методические рекомендации

О.П. Рыданова.

М.: Гном-Пресс, 1999 г

27

Гармония: Программа развития музыкальности у детей

К.В. Тарасова, Т.В. Нестеренко, Т.Г. Рубан.

М.: Центр «Гармония»,

1993 г

28

Гармония: Программа интеллектуально-художественного и творческого развития личности дошкольника

Д.И. Воробьева.

С.- Пб.: ЛГОУ, 1996 г,

1997 г

«Детство-Пресс», 2003 г

29

Малыш: Программа развития музыкальности у детей раннего возраста

В.А. Петрова.

М.: «Виоланта», 1998 г

30

Театр- творчество- дети: Программа развития творческих способностей средствами театрального искусства.

Н.Ф. Сорокина,

Л.Г. Миланович.

М.: МИПКРО, 1995 г

Программы физического развития и здоровья дошкольников

31

Играйте на здоровье: Программа и технология ее применения в ДОУ

(3-4года) (5-6лет)

Л.Н. Волошина,

Т.В. Курилова

«ГНОМ и Д», 2004 г

32

Физическая культура – дошкольникам:

Программа по физическому воспитанию дошкольников

Л.Д. Глазырина.

«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1999 г

33

Здравствуй!

М.Л. Лазарев.

М.: «Мнемозина», 2004 г

34

Здоровье

В.Г. Алямовская.

Москва, 1999г

35

Искорка

Л.И. Симошина.

Москва, 1997г

Программы обучение детей дошкольного возраста иностранному языку

36

Иностранный язык для дошкольников: Программа обучения иностранным языкам детей дошкольного возраста

Н.Д. Гальскова,

В.В. Пономарева,

В.И. Пономарева.

М.: Центр инноваций в педагогике, 1997 г

37

Двуязычный детский сад

под ред. Е. Ю. Протасовой, Н. М. Родиной и др.

М.: Центр инноваций в педагогике, 1996 г

38

Иностранный язык для дошкольника и уроки общения

Н.А. Тарасюк.

Москва, 1999 г

39

Английский для дошкольников

Н.Ю. Черепова.

ГИППВ, изд. «Аквариум» 2000 г

40

Английский язык: методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраст

Ю.Л.Минаев, Н.Е.Зубкова, Боровикова Е.Т.

Москва, 1998 г

41

Программа обучения иностранному языку в детском саду

Е. И. Негневицкая.

Москва, 1997 г

42

Английский язык для самых маленьких

под редакцией Н.А. Бонк.

Москва, Росмен 2006г.

43

Программа обучения английскому языку в средних, старших, подготовительных группах

Н. Решетова, Т.Сорокина.

Москва, 1997

Коррекционно-развивающие программы и технологии

44

Программа коррекционного обучения

Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина

Под ред.Л.С. Волковой

М.: ВЛАДОС, 2003г

45

Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи

Г.А.Каше, Т.Б.Филичева

М.: ВЛАДОС, 2003 г

46

Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа)

Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина

М.: Просвещение», 1993 г

47

Подготовка детей к школе с задержкой психического развития

С.Г. Шевченко.

«Школьная пресса», 2005 г

48

Программа воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью

Л.Б. Баряева.

М.: «Просвещение», 1999 г

49

Обучение и воспитание заикающихся дошкольников

Под ред. А.И. Павловой.

М.: «Просвещение», 1983 г

50

Программа дошкольного образовательного учреждения компенсир. вида для детей с нарушением интеллекта

Е.А. Екжанова,

Е.А. Стребелева.

М.:«Просвещение», 2003 г

51

Воспитание и обучение умственно-отсталых детей дошкольного возраста

О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова.

М.:«Просвещение», 1991 г

52

Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста с церебральным параличом

Н.В. Симонова.

М.:«Просвещение», 1999 г

Таким образом, реализуемые программы дошкольного учреждения определяют содержание дошкольной ступени образования, ее компетентность и направленность, исходя из приоритетных целей и задач. Они гарантируют необходимый и достаточный уровень для всестороннего развития ребёнка и являются внутренним стандартом образования, а также основанием для лицензирования, аккредитации дошкольного учреждения.

Методические рекомендации составлены на основании:

инструктивно-методических писем ГОУ ДПО БелРИПКППС 2008 – 2009г.г., 2009 – 2010г.г.;

Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы./ Белая, К.Ю./ – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.

Исп. Котельникова И.В.,

методист МОУ ДПО (ПК)

специалистов «СОГИУУ»,

Величкова Н.Н.,

методист МОУ ДПО (ПК)

специалистов

«СОГИУУ».

Скачать архив с текстом документа