Методические рекомендации по выполнению самостоятельной контрольной работы. Контрольная работа должна быть выполнена в отдельной тетради (объемом 24 листа), где необходимо указать номер

СОДЕРЖАНИЕ: Контрольная работа должна быть выполнена в отдельной тетради (объемом 24 листа), где необходимо указать номер варианта (номер варианта должен совпадать с двумя последними цифрами номера студенческого билета или зачетной книжки), номер задания и привести его полное условие

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной контрольной работы.

Контрольная работа должна быть выполнена в отдельной тетради (объемом 24 листа) , где необходимо указать номер варианта (номер варианта должен совпадать с двумя последними цифрами номера студенческого билета или зачетной книжки) , номер задания и привести его полное условие.

При выполнении контрольной работы следует обратить внимание на следующий момент: ответ на вопрос должен быть четким, конкретным и полностью соответствовать условию задачи. В конце работы обязательно следует привести список литературы.

Четвертое задание должно быть выполнено следующим образом: Указан номер варианта, затем номер вопроса в тесте и буква, соответствующая правильному варианту ответа. Например, вариант 115. 1-а; 2-б; 3-в; 4-д; 5-г…

При выполнении тестового задания указать литературный источник выбранного ответа. Работа должна быть аккуратно оформлена, датирована, подписана студентом и представлена в Уральскую Государственную академию на рецензирование не позже, чем за 2 недели до начала сессии.

В период сессии студент получает отрецензированную работу и в случае положительной оценки рецензента допускается до ее защиты. Если работа имеет отрицательный отзыв, то студент не допускается к защите. Такая работа возвращается студенту, ее следует доработать с учетом всех замечаний, сделанных рецензентом, и после этого представить к защите.

Контрольная работа, выполненная студентом по другому варианту, на рецензирование не принимается.

Номера вариантов и заданий для индивидуальной контрольной работы.

№ варианта

Номера заданий

№ варианта

Номера заданий

№ варианта

Номера заданий

00

1

51

80

101

34

35

70

4

114

68

69

38

21

110

01

2

52

81

102

35

36

71

5

115

69

70

39

20

111

02

3

53

82

103

36

37

72

6

116

70

71

40

19

112

03

4

54

83

104

37

38

73

7

117

71

72

41

18

113

04

5

55

84

105

38

39

74

8

118

72

73

42

17

114

05

6

56

85

106

39

40

75

9

119

73

74

43

16

115

06

7

57

86

107

40

41

76

10

120

74

75

44

15

116

07

8

58

87

108

41

42

77

11

121

75

76

45

14

117

08

9

59

88

109

42

43

78

12

101

76

77

46

13

118

09

10

60

89

110

43

44

79

13

105

77

78

47

12

119

10

11

61

90

111

44

45

80

14

106

78

79

48

11

101

11

12

62

91

112

45

46

81

15

107

79

80

49

10

102

12

13

63

92

113

46

47

82

16

108

80

81

50

39

103

13

14

64

93

114

47

48

83

17

109

81

82

51

38

104

14

15

65

94

115

48

49

84

18

110

82

83

52

37

105

15

16

66

95

116

49

50

85

19

111

83

84

53

36

106

16

17

67

96

117

50

51

86

20

112

84

85

54

35

107

17

18

68

97

118

51

52

87

21

113

85

86

55

34

108

18

19

69

98

119

52

53

88

22

114

86

87

56

33

109

19

20

70

99

120

53

54

89

23

115

87

88

57

32

110

20

21

71

10

121

54

55

90

24

116

88

89

58

31

111

21

22

40

72

101

55

56

91

25

117

89

90

59

30

112

22

23

41

73

102

56

57

92

26

118

90

91

60

49

113

23

24

42

74

103

57

58

93

27

119

91

92

61

48

114

24

25

43

75

104

58

59

94

28

120

92

93

62

47

115

25

26

44

76

105

59

60

95

29

121

93

94

63

46

116

26

27

45

77

106

60

61

96

30

102

94

95

64

45

117

27

28

46

78

107

61

62

97

31

103

95

96

65

44

118

28

29

47

79

108

62

63

98

32

104

96

97

66

43

119

29

30

48

80

109

63

64

99

33

105

97

98

67

42

120

30

31

49

81

110

64

65

100

34

106

98

99

68

41

121

31

32

50

82

111

65

66

1

35

107

99

10

69

40

102

32

33

51

83

112

66

67

2

36

108

33

34

52

84

113

67

68

3

37

109

Задания для контрольной работы

1.Цивилизационная значимость естественнонаучной культуры. Классическая

и неклассическая стратегии естественнонаучного мышления.

2.Естествознание как целое. Трансдисциплинарные идеи естествознания.

3. Естественнонаучная и гуманитарные культуры. Характерные черты науки.

4.Уровни научного познания. Единство эмпирического и теоретического познания (показать на примерах).

5. Эмпирическое познание. Методы эмпирического познания. Роль эксперимента в науке.

6.Теоретическое познание. Методы теоретического уровня познания ( примеры использования методов теоретического познания учеными).

7.Основа принципиального единства и относительной самостоятельности основных разделов естествознания.

8.Соотношение основных естественных наук друг с другом.

9.Роль математики и системного подхода в естествознании.

10.Роль математики в описании реального мира. Эффективность математики для естествознания.

11.Связь математики и естествознания. Взгляды выдающихся философов, физиков, математиков.

12.Модели развития науки. Модель научных революций, перечислите глобальные научные революции и проанализируйте их.

13 Античная наука. Картина мира Аристотеля.

14.Научная революция XVI - XVIII веков. Картина мира И. Ньютона.

15.Наука XVIII - XIX – основные открытия. Кризис классического естествознания.

16.Научная революция конца XIX – начала XX века. Основные открытия. Картина мира А.Эйнштейна.

17. Предмет физики. Перечислите фундаментальные физические теории. Приведите примеры динамических и статистических законов.

18. Понятие симметрии. Законы сохранения и их связь с симметрией.

19. Системность материи, системы живой и неживой природы.

20.Структурность материи. Структурные уровни организации материи в живой и неживой природе. Микро-, макро-, мега- миры.

21.Макромир – объект классической механики И.Ньютона. Классические концепции пространства и времени.

22.Микромир – объект квантовой механики. Гипотеза де Бройля, волновая функция и принцип неопределенности В.Гейзенберга.

23.Мегамир – объект релятивистской механики СТО. Важнейшие выводы СТО. Законы сохранения массы, энергии.

24.Открытие элементарных частиц. Их характеристика (масса, заряд, время жизни) и их классификация.

25.Корпускулярно-волновые свойства света. Квантование энергии. Фотоэффект и его объяснение.

26.Корпускулярно-волновой дуализм микрообъектов. Принцип дополнительности Н. Бора и соотношение неопределенностей Гейзенберга.

27.Понятие взаимодействия. Характеристика фундаментальных взаимодействий в природе.

28.Основные положения обшей и специальной теории относительности, четырехмерная реальность.

29.Модель расширяющейся Вселенной. Доказательства расширения Вселенной.

30.Теория Большого взрыва. Этапы эволюции Вселенной.

31.Возникновение и эволюция звезд. Происхождение химических элементов.

32.Солнечная система. Характеристика планет солнечной системы.

33.Происхождение Земли и планет.

34.Геосферы Земли и их краткая характеристика.

35.Предмет познания химической науки, ее основные задачи.

36.Основная проблема химии. Перечислите и охарактеризуйте факторы от которых зависят свойства вещества.

37.Система химии, логика ее развития и построения.

38.Развитие представлений о химическом элементе.

39.Периодический закон Д.И. Менделеева в свете развития концепций химического элемента.

40.Закон постоянства химического состава и его роль в химии.

41.Возможности и пределы структурной химии.

42.Развитие учение о структуре вещества. Работы А. М. Бутлерова.

43.Развитие учения о химических процессах. Химическая кинетика.

44.Принцип обратимости химических реакций. Понятие химического равновесия. Термодинамические методы управления химическими процессами.

45.Эволюционная химия. Катализ и его роль в химии. Автокатализ.

46.Основные законы химии: закон сохранения массы, закон постоянства состава, периодический закон Д.И. Менделеева.

47.Понятие «химический элемент». Изотопы. Радиоактивные изотопы и их использование.

48.Общая теория химической эволюции и биогенеза А.П. Руденко.

49.Сущность химической эволюции и чем она заканчивается..

50.Предмет биологии. Концепции структурных уровней в биологии.

51.Концепции традиционной или натуралистской биологии.

52.Физико-химическая биология: методы и познавательные возможности.

53.Становление, содержание и задачи эволюционной биологии.

54.Характеристика молекулярно-генетического уровня жизни.

55.Клеточный уровень организации живой материи. Концепции прокариотной и эукариотной клеточной организации и ее общебиологическое значение.

56.Автотрофные и гетеротрофные организмы.

57.Популяционно-биоценетический уровнень организации живой материи.

58.Биосферный уровень организации живой материи. Многообразие живых организмов как основа устойчивости биосферы.

59.Физико-химические методы познания в современной биологии (метод меченых атомов, метод рентгеноструктурного анализа и электронной спектроскопии, методы фракционирования, методы прижизненного анализа).

60.Проблема происхождения жизни на Земле. Основные концепции.

61.Биосфера и космические циклы. Человек как часть биосферы.

62.Связь Космоса с Землей по концепции А.Л. Чижевского.

63.Понятие биосферы. Состав биосферы. Естественные границы жизни в биосфере.

65.Ключевые идеи учения о ноосфере В.И. Вернадского. Основные предпосылки перехода биосферы в ноосферу.

66.Биосфера и экология. Физические принципы ухудшения экологии и необходимость экологического образования.

67.Социально-биологические и техногенные параметры экологического кризиса.

68.Биосфера как глобальная экосистема. Отличие экосистемы от физических, химических и биологических систем.

69.Структура биотической и абиотической компоненты Биосферы. Изменение окружающей среды под влиянием живых организмов, как проявление геохимической функции живого вещества.

70.Иерархическое строение Биосферы и трофические уровни.

71.Механизмы обратной связи и их значение.

72.Организация и самоорганизация в живой природе.

73.Основные положения эволюционной теории происхождения человека. (Доказательства родства человека с животным миром по Ч. Дарвину).

74.Роль естественного отбора и социальных факторов в эволюции человека.

75.Особенности внутривидовой структуры человека. Адаптивные типы и этнос.

76.Биологическое и социальное в развитии личности. Конфликт социальной и биологической природы человека.

77.Естественнонаучное обоснование нравственности.

78.Концепция эволюции этносов Л. Н. Гумилева. Корреляция вспышек творческой и солнечной активности.

79.Особенности экологической и биомедицинской этики. Этика ответственности.

80.Строение Земли. Методы получения знания о строении Земли.

81.Геологические оболочки Земли. Характеристика химического состава и физических особенностей.

82.Литосфера. Экологические функции литосферы.

83.Гидросфера. Водный баланс планеты, биота континентальных водоемов и Мирового Океана (краткая характеристика).

84.Атмосфера. Основные физические и химические характеристики. Биота атмосферы.

85.Атмосфера. Термодинамически активные примеси и проблема “парникового” эффекта.

86.Биосфара как геологическая оболочка Земли. Концепции биосферы. Структура биосферы в рамках разных концепций.

87.Климат Земли и его связь с процессами в атмосфере, гидросфере, литосфере. Климат и жизнь.

88.Географическая оболочка Земли. Понятие зональных, континентальных и океанических комплексов.

89.Три начала термодинамики. Общенаучное значение понятия энтропии.

90.Соотношение энергии и энтропии, информации и энтропии.

91.Диссипативные структуры. Условия их образования.

92.Механизм реализации пространственно-временного упорядочения в химических системах (на примере реакции Белоусова-Жаботинского).

93.Факторы, являющиеся причиной внутренних и внешних возмущений в системах. Условия устойчивости и неустойчивости возмущенных систем.

94.Энтропия и стрела времени. Эволюция химических, физических, биологических систем как последовательность бифуркаций, нарушений симметрии и критических отборов.

95.Синергетика. Синергетические представления о механизме самоорганизации и эволюции.

96.Сущность гуманитарного аспекта синергетики.

97.Идеи и модели эволюции Вселенной, Галактик и Звезд.

98.Идеи и модели эволюции Солнечной системы и Земли

99.Проблема происхождения общества, ее мировоззренческое значение.

100 Значение синергетики для современной науки.

Тестовые задания для контрольной работы.

Вариант 101

1.Среди теоретических методов исследования отсутствует: а)экспериментальные

б) исторические

в) дедуктивные

г) логические

2. Как называется фундаментальное взаимодействие в природе, имеющее универсальный характер :

а) гравитационное;

б) сильное ядерное;

в) слабое;

г) межмолекулярное;

3. Какой принцип лежит в основе общей теории относительности?

а) принцип эквивалентности

б) принцип неопределенности

в) принцип соответствия

г) принцип запрета

д) принцип дополнительности

4. Открытие какого элемента подтвердило правильность периодической системы Менделеева:

а) кислород;

б) натрий;

в) магний;

г) калий;

д) галлий?

5. Вселенная в первые мгновения своего существования была:

а) сверхплотной и сверхгорячей;

б) абсолютно пустой и холодной;

в) бесконечной, но имеющей границы;

г) бесконечно малой и бесплотной.

6. Установите соответствие между концепциями возникновения жизни и их содержанием.

1) креационизм

2) панспермия

3) стационарное состояние

Варианты ответов :

а) создание жизни Творцом в определенное время

б) возникновение жизни является проявлением старения Вселенной

в) занесение живого вещества на Землю из Космоса.

г) жизнь никогда не возникала, она существовала всегда, и будет существовать вечно.

7. Как называется разновидность естественного отбора, приводящего к разрыву популяции на не­сколько групп?

а. стабилизирующий отбор

б. искусственный отбор

в. движущий отбор

г. дизруптивный отбор

д. направленный отбор

8. Из приведённых ниже определений, выбрать определение, относящееся к популяции:

а) однородный участок земной поверхности с определённым составом живых и неживых компонентов взаимодействием между ними (обмен веществом и энергией):

б) совокупность растений, животных и микроорганизмов, населяющих участок суши или водоема характеризуемых определёнными взаимоотношениями и приспособленностью к условиям окружающей среды;

в) совокупность особей одного вида, длительно занимающая определённое
воспроизводящая себя в течение большого числа поколений;

г) совокупность особей, способных скрещиваться с образованием плодовитого потомства

9. Как называется функция живого вещества биосферы, проявляющаяся в усвоении солнечной энер­гии и передаче ее по трофической (пищевой) цепи?

а. газовая функция

б. деструкционная функция

в. концентрационная функция

г. окислительно-восстановительная функция

д. энергетическая функция

Вариант 102

1. В основе какого физического обобщения лежит утверждение, что корпускулярно-волновой дуализм присущ не только оптическим явлениям, но и всем микрочастицам:

а) принципа соответствия;

б) гипотезы де Бройля;

в) законов Кеплера;

г) принципа эквивалентности;

д) теоремы Карно?

2. Положение – «материя состоит из дискретного вещества», характерно для… .

а) электромагнитной картины мира

б) механической картины мира

в) исследовательской программы Левкиппа-Демокрита

г) квантово-полевой картины мира

3. Свойства пространства не зависят от тел и их движения, находящихся в нем. Это положение лежит в основе …

а) космологии

б) общей теории относительности Эйнштейна

в) классической механики Ньютона

г) специальной теории относительности

4. Какая теория утвердилась во второй половине XIX в. в качестве теоретической основы химии:

а) теория строения атома;

б) теория электромагнетизма Максвелла;

в) радиохимия;

г) атомно-молекулярная теория;

д) теория катализа?

5. Живые организмы, создающие первичное органическое вещество из неорганического, называются:

а) редуценты

б) фитофаги

в) продуценты

г) консументы

6. Какие условия первичной атмосферы Земли способствовали синтезу органических соединений?

а. присутствие значительного количества кислорода

б. наличие озонового слоя

в. наличие разнообразных микроорганизмов

г. наличие сильных окислителей

д. наличие возможных источников энергии для образования химических связей

7. Что является, согласно современным представлениям, элементарной единицей эволюции ?

а. вид

б. отдельная особь

в. популяция

г. биоценоз

д. биогеоценоз

8 . Какое из утверждений неверно:

а) мутации - это возникающие естественно или вызываемые искусственно изменения наследственных свойств организма в результате перестроек и нарушений его генетического аппарата;

б) мутации являются основой наследственной изменчивости в живой природе;

в) мутации представляют собой явление, противоречащее дарвиновской теории естественного отбора.

9. Как называется вещество биосферы, создаваемое и перерабатываемое живыми организмами, на­пример, уголь, нефть, известняк, торф?

а. косное вещество

б. синтетическое вещество

в. биогенное вещество

г. биокосное вещество

д. живое вещество

Вариант 103

1. Как называется учение о природе в рамках единой нерасчлененной науки - греческой философии, характеризуемое непосредственным созерцанием окружающего мира как единого целого и умозрительными выводами?

а. астрология

б. натурфилософия

в. алхимия

г. космология

д. психология

3. Какие элементарные частицы передают взаимодействие:

а) бозоны;

б) фермионы;

в) кварки;

г) лептоны;

д) электроны?

4. Какой закон утверждает, что в равных объемах различных газов при одинаковых условиях (темпе­ратуре и давлении) содержится одинаковое число молекул:

а) Гесса;

б) Авогадро;

в) сохранения массы вещества;

г) эквивалентов;

д) простых объемных отношений?

5. Как называется явление изменения скорости химической реакции под действием особых веществ, не расходующихся в ходе реакции, но влияющих на ее скорость:

а) электролиз;

б) обратимость;

в) катализ;

г) гидролиз;

д) синтез?

6. Передача энергии в экосистеме происходит последовательно :

а) от редуцентов через продуцентов к консументам

б) от продуцентов через консументов к редуцентам

в ) от консументов через редуцентов к продуцентам

г) от продуцентов через редуцентов к консуменам

7. Совокупность генов, содержащихся в одинарном наборе хромосом животной или растительной клетки, носит название :

а) геном

б) генофонд

в) генотип

г) ген

8. Не является эволюционной концепцией:

а) ламаркизм;

б) дарвинизм;

в) креационизм;

г) генетический антидарвинизм.

9. Как называется эффект, который наблюдался Хабблом в спектрах галактик и явился подтвержде­нием выводов Фридмана о расширении Вселенной?

а) поляризация света

б) вынужденное излучение

в) солнечный ветер

г) красное смещение

д) рассеяние света

Вариант 104

1. Как называется явление, предсказанное Фридманом и открытое Хабблом в 1929 г.:

а) броуновское движение;

б) черная дыра;

в) реликтовое излучение;

г) расширение Вселенной;

д) радиоактивность?

2. Какое из физических открытий продемонстрировало, что атом не является по­следней неделимой частицей вещества:

а) атмосферного электричества;

б) дифракции радиоволн;

в) электрона;

г) магнитного действия электрического тока;

д) межмолекулярного взаимодействия?

3. Как называется раздел химии, изучающий количественный состав веществ:

а) структурная химия;

б) стехиометрия;

в) плазмохимия;

г) эволюционная химия;

д) радиационная химия?

4. Какой закон был сформулирован Ломоносовым:

а) действующих масс;

б) сохранения массы вещества;

в) инерции;

г) электромагнитной индукции;

д) кратных отношений?

5. Укажите правильную последовательность (от меньшего к большему) в структурной иерархии микромира:

а) ядра атомов

б) атомы

в) молекулы

г) элементарные частицы

6. Открытие явления радиоактивности дало ключ к пониманию строения …

а) твёрдых тел

б) ядер атомов

в) атомов

г) молекул

7. Согласно теории расширяющейся Вселенной:

а) радиус кривизны Вселенной не меняется со временем

б) галактики удаляются друг от друга

в) Вселенная проходит бесконечную цепь расширений и сжатий

г) радиус кривизны Вселенной уменьшается

8. Не является эволюционной концепцией:

а) ламаркизм;

б) дарвинизм;

в) креационизм;

г) генетический антидарвинизм.

9. Газовая функция живого вещества в биосфере обусловлена способностью организмов:

а) накапливать различные вещества

б) поглощать и выделять кислород , углекислый газ

в) разрушать и перерабатывать органические остатки

г) обеспечивать потоки энергии

Вариант 105

1. Какой закон природы связан с однородностью времени?

а. закон сохранения механической энергии : б. принцип дополнительности в. закон сохранения импульса

г. принцип соответствия

д. закон всемирного тяготения

2. Как называется распространенное в настоящее время представление о происхождении Вселенной, согласно которому она возникла в особой точке пространства–времени с бесконечной кривизной:

а) гипотеза де Бройля;

б) концепция Большого Взрыва;

в) теория космического заноса;

г) модель закрытой Вселенной;

д) теория биохимической эволюции?

3. Кто из ученых предложил планетарную модель атома:

а) Бор;

б) Максвелл;

в) Клаузиус;

г) Томсон;

д) Резерфорд?

4. Какое из понятий является основным в квантовой механике и опреде­ляет вероятность нахождения микрочастицы в данное время в данном месте пространства:

а) волновая функция;

б) масса частицы;

в) энтропия;

г) гравитационная постоянная;

д) длина волны де Бройля?

5. Какое из свойств определяет сильное ядерное взаимодействие:

а) универсальность характера;

б) обеспечение межмолекулярных связей;

в) удержание протонов и нейтронов внутри атомного ядра;

г) управление радиоактивным распадом;

д) обеспечение внутримолекулярных связей?

6. Установите соответствие между рядом уровней организации живой материи и типом иерархии в нем:

1) ткань – клетка – биополимер

2) ген – молекула ДНК – клетка

3) молекула ДНК – клетка – ген

а) иерархия от высшего к низшему

б) нет строгой иерархии

с) иерархия от низшего к высшему

7. Как называется процесс, связанный с образованием комплексов взаимодействующих естественных наук?

а) научная революция

б) дифференциация знания

в) визуализация

г) интеграция знания

д) абстракция

8. Метод это:

а) совокупность определенных правил, приемов, норм познания и

действия, систематический способ достижения определенной цели.

б) изучение объекта, путем создания его копии, замещающей оригинал

с определенной стороны, интересующей исследователя.

в) некоторое предположение или предсказание, выдвигаемое

для разрешения неопределенной ситуации в научном исследовании

г) вывод по правилам логики от общего к частному.

Вариант 106

1. Как называется физическая теория, рассматривающая пространство и время как взаимосвязанные формы существования материи:

а) классическая механика Ньютона;

б) учение Декарта;

в) учение об электричестве и магнетизме Гильберта;

г) специальная теория относительности Эйнштейна;

д) теория электромагнетизма Максвелла?

2. Какой принцип лежит в основе общей теории относительности:

а) эквивалентности;

б) неопределенности;

в) соответствия;

г) запрета;

д) дополнительности?

3. Как называется особая точка пространства–времени с бесконечным радиусом кривизны, существование которой доказывается общей теорией относительности и служит обоснованием концепции Большого Взрыва:

а) точка Кюри;

б) тройная точка;

в) сингулярность;

г) перигелий;

д) афелий?

4. Какое из понятий является основным в квантовой механике
и определяет вероятность нахождения микрочастицы в данное время в данном месте пространства:

а) волновая функция;

б) масса частицы;

в) энтропия;

г) гравитационная постоянная;

д) длина волны де Бройля?

5. Как называется основное уравнение квантовой механики:

а) уравнением Клаузиуса;

б) Ван-дер-Ваальса;

в) Шредингера;

г) Максвелла;

д) Эйнштейна?

6. Дедукция это:

а) совокупность определенных правил, приемов, норм познания и

действия, систематический способ достижения определенной цели.

б) изучение объекта, путем создания его копии, замещающей оригинал

с определенной стороны, интересующей исследователя.

в) некоторое предположение или предсказание, выдвигаемое

для разрешения неопределенной ситуации в научном исследовании

г) вывод по правилам логики от общего к частному.

7. Концентрационная функция живого вещества в биосфере обусловлена способностью организмов:

а) накапливать различные вещества

б) поглощать и выделять кислород , углекислый газ

в) разрушать и перерабатывать органические остатки

г) обеспечивать потоки энергии

8. Форма межвидовых взаимодействий, выгодных для обоих видов, называется:

А – нейтрализм,

Б – аменсализм,

В – комменсализм,

Г – мутуализм

9. Рекордсмен по суммарному объема выброса вредных веществ в атмосферу:

А – автомобиль,

Б – ТЭЦ,

В – металлургические комбинаты,

Г – атомные электростанции

Вариант 107

1. Кто из ученых является создателем общепринятой в настоящее время теории электромагнетизма:

а) Эйнштейн;

б) Планк;

в) Максвелл;

г) Ньютон;

д) Фарадей?

2. Согласно Ньютону абсолютное пространство – это…

а) протяженность, заданная своей формой

б) независимо существующее вместилище материальных тел

в) форма существования движущейся материи

г) расстояние между физическими телами

3. Какое явление используется для обоснования общей теории относительности:

а) дифракция электронов;

б) отклонение световых лучей, проходящих вблизи Солнца;

в) явление дихроизма в кристаллах;

г) самофокусировка света в нелинейных средах;

д) явление фотоэффекта?

4. Как называется эффект, который Хаббл наблюдал в спектрах галактик и подтвердил выводы Фридмана о расширении Вселенной:

а) поляризация света;

б) вынужденное излучение;

в) солнечный ветер;

г) красное смещение;

д) рассеяние света?

5. Какое из утверждений является первым постулатом Бора:

а) масса атома сосредоточена в его ядре;

б) атом состоит из положительно заряженного ядра и отрицательно заряженных электронов;

в) в атоме существуют стационарные состояния, в которых он не излучает энергии;

г) атом непрерывно излучает энергию при движении электронов по круговым орбитам;

д) при переходе электрона из одного стационарного состояния в другое излучается квант энергии?

6. Расположите представления о движении в порядке их возникновения:

1) движение – механическое перемещение тел со сколь угодно большой скоростью

2) движение – врожденное свойство, заставляющее все тела стремиться к естественному месту

3) движение тел со скоростями сравнимыми со скоростью света описывается СТО.

а) 1,2,3 б) 2,1,3 в) 3,2,1 г) 2,3,1

7. Следствием однородности времени является закон сохранения…

а) энергии

б) заряда

в) импульса

г) массы

8. Справедливо и в современной научной картине мира, и в электромагнитной:

а) Вселенная в целом и ее подсистемы являются результатом длительной эволюции

б) единственная форма материи – вещество, имеющее дискретное строение

в) все будущие события однозначно предопределены современным состоянием Вселенной и законами природы

г) взаимодействия материальных тел описываются в рамках концепции близкодействия

9. Динамическая теория описывает…

а) хаотическое поведение систем

б) строго детерминированное поведение систем во всё время их существования

в) непредсказуемое поведение систем

г) поведение систем на основе вероятностных представлений

Вариант 108

1. Биологическая микросистема охватывает следующие уровни:

а) организменный

б) биоценотический

в) тканевый и органный

г) молекулярный и клеточный

2. Какой принцип лежит в основе теории электромагнетизма Максвелла:

а) дальнодействия;

б) близкодействия;

в) дополнительности;

г) симметрии;

д) относительности?

3. Как называется механика, основанная на специальном принципе относительности Эйнштейна:

а) классическая;

б) квантовая;

в) теоретическая;

г) релятивистская;

д) механика сплошных сред?

4. Какой из эффектов назвал Эйнштейн для подтверждения общей теории относительности:

а) поворот орбиты Меркурия;

б) солнечное затмение;

в) наличие фаз у Венеры;

г) землетрясение;

д) солнцестояние?

5. Кто из ученых в 1970 г. теоретически подтвердил концепцию Большого Взрыва:

а) Хаббл;

б) Фридман;

в) Шкловский;

г) Эйнштейн;

д) Хокинг?

6. В точке бифуркации система …

а) не подчиняется законам термодинамики

б) прекращает взаимодействие с другими системами

в) возвращается в исходное состояние

г) случайно выбирает путь нового развития

7. Естественнонаучное знание объективно, потому что:

а) оно не зависит от личности исследователя;

б) естествознание изучает объекты, а гуманитарные науки - субъектов;

в) естественнонаучное знание является точным;

г) естествоиспытателя интересует знание, а гуманитария - только мнение .

8. В специальной теории относительности доказывается, что:

а) пространственные и временные характеристики объектов в различных системах отсчета будут одинаковыми

б) пространственные и временные характеристики объектов в различных системах отсчета будут разными

в) пространственные и временные характеристики объектов в различных системах отсчета не зависят от скорости относительного движения

г) Свойства пространства и времени не зависят от материальных объектов и изменений, происходящих с ними

9. Симметрии, выражающие свойства пространства и времени, относятся к формам симметрии…

а) системным

б) геометрическим

в) калибровочным

г) динамическим

Вариант 109

1. В специальной теории относительности доказывается, что …

а) пространственные и временные характеристики объектов в различных системах отсчёта будут одинаковыми

б) пространственные и временные характеристики объектов в различных системах отсчёта будут различными

в) свойства пространства и времени не зависят от материальных объектов и изменений, происходящих с ними

г) пространственные и временные характеристики объектов в различных системах отсчёта не зависят от скорости относительного движения тел

2. Совокупность атомов с определенным зарядом ядра – это …

а) молекула

б) равновесная химическая система

в) химическое соединение

г) химический элемент

3. Кто первым получил и зарегистрировал электромагнитные волны:

а) Гальвани;

б) Вольта;

в) Франклин;

г) Герц;

д) Рихман?

4. Скалярная физическая величина, являющаяся количественной мерой различных форм движения и взаимодействия материи, называется …

а) энергией

б) импульсом

в) массой

г) информацией

5. Какой закон природы связан с однородностью времени:

а) закон сохранения механической энергии;

б) принцип дополнительности;

в) закон сохранения импульса;

г) принцип соответствия;

д) закон всемирного тяготения?

6. Какой из естественнонаучных принципов был впервые сформулирован Галилеем:

а) принцип дополнительности;

б) эквивалентности;

в) относительности;

г) постоянства скорости света;

д) симметрии?

7. Чье открытие послужило доказательством существования связи между электрическими и магнитными явлениями:

а) Кеплера;

б) Ломоносова;

в) Снеллиуса;

г) Эрстеда;

д) Галилея?

8. Как называется раздел химии, изучающий количественный состав веществ?

а. структурная химия

б. стехиометрия

в. плазмохимия

г. эволюционная химия

9. В какой части клетки находятся вещества, содержащие наследственную информацию:

а) цитоплазма;

б) хромосомы;

в) рибосомы;

г) митохондрии .

Вариант 110

1. Установите соответствие между концепциями возникновения жизни и их содержанием:
1)креационизм

2)панспермия
3) стационарное состояние

а) создание жизни Творцом в определенное время

б) возникновение жизни является проявлением старения Вселенной

в) занесение живого вещества на Землю из космоса

г) жизнь никогда не возникала, она существовала всегда, и будет существовать вечно

2. Что означает понятие инвариантности:

а) неизменность физических величин при переходе от одной системы отсчета к другой;

б) свойство электрических зарядов взаимодействовать на расстоянии;

в) пропорциональность силы и ускорения;

г) равенство действия и противодействия;

д) зависимость скорости распространения электромагнитных волн от свойств среды?

3. Кто из ученых дал количественную формулировку закона сохранения энергии:

а) Майер;

б) Ломоносов;

в) Лавуазье;

г) Больцман;

д) Томсон?

4. В результате действия изоляции как элементарного эволюционного фактора возникают…

а) изменения частоты генов в популяциях

б) изменения в интенсивности действия отбора

в) изменения в направленности действия отбора

г) независимые генофонды двух популяций

5. Что входит в систему классической механики Ньютона:

а) постановка вопроса о расширении Вселенной;

б) решение задачи о движении тел со скоростями, близкими к скорости света;

в) описание световых волн;

г) формулировка трех законов механики;

д) рассмотрение природы фундаментальных взаимодействий в природе?

6. Как называют закон сохранения энергии в термодинамике:

а) принцип возрастания энтропии;

б) первое начало;

в) второе начало;

г) принцип соответствия;

д) принцип инерции?

7. Какое понятие определяет основу всего сущего в учении философов-пифагорейцев:

а) воздух;

б) вода;

в) число;

г) огонь;

д) атом?

8. Кто открыл законы движения планет:

а) Кеплер;

б) Галилей;

в) Коперник;

г) Архимед;

д) Ньютон?

9. Как называется сенсационный вывод, сопровождавший развитие основ термодинамики при распространении ее второго начала на всю Вселенную:

а) расширение Вселенной;

б) тепловая смерть Вселенной;

в) Большой Взрыв;

г) Большой Хлопок;

д) разбегание галактик?

Вариант 111

1. Как называется наука, представляющая собой единую систему знаний о природе как единой целост­ности:

а) психология;

б) философия;

в) естествознание;

г) физика;

д) теория систем?

2. Какой вклад в развитие науки внесла пифагорейская философская школа:

а) развила учение о причинности;

б) выработала материалистический подход к изучению природы;

в) ввела в науку идею существования количественных закономерностей;

г) развила атомистические представления;

д) сформировала гелиоцентрическую концепцию строения Вселенной?

3. Какой закон выражает общее свойство всех тел притягивать друг друга с силой, прямо пропорциональной произведению масс тел и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними:

а) закон инерции;

б) закон равенства действия и противодействия;

в) закон всемирного тяготения;

г) закон свободного падения тел;

д) закон сохранения импульса?

4. Какое высказывание о переходе биосферы в ноосферу верно:

а) переход осуществится при выполнении ряда условий;

б) произойдет в наши дни;

в) неизбежен сам по себе;

г) уже осуществился;

д) никогда не произойдет?

5. Что служит основным энергетическим источником биогеохимических циклов:

а) радиоизлучение;

б) космическое излучение;

в) ионизирующее излучение;

г) солнечное излучение;

д) энергия земных недр ?

6. Совокупность генов, содержащихся в одинарном наборе хромосом животной или растительной клетки, носит название …

а) геном

б) генофонд

в) генотип

г) ген

7. Основными компонентами смога являются …

а) пыль и капли тумана

б) углекислый газ и метан

в) соединения серы

г) оксиды тяжелых металлов

8. Статистическая теория - это:

а) теория, позволяющая по заданному начальному состоянию системы однозначно установить значение характеризующих ее физических величин в заданный момент времени;

б) теория, описывающая статическое равновесие;

в) теория, позволяющая по заданному состоянию системы установить вероятность того или иного значения характеризующих систему физических величин в заданный момент;

г) это, например, гидростатика или электростатика.

9. Ячейки Бенара - это:

а) упорядоченные структуры, возникающие в песчаных пустынях под действием ветра;

б) упорядоченные структуры, возникающие в вязкой жидкости при большом температурном градиенте;

в) особые органеллы живых клеток, благодаря которым идет биологическая эволюция;

г) наиболее крупные неоднородности распределения вещества во Вселенной .

Вариант 112

1. Что такое ноосфера:

а) часть геологических оболочек Земли, структура и энергетика которых определяются совокупной деятельностью живых организмов;

б) внешняя твердая оболочка Земли;

в) будущее эволюционное состояние биосферы, связанное с преодолением человечеством негативных последствий воздействия человека на природу;

г) начальный этап биохимической эволюции;

д) водная оболочка Земли?

2. Какое из перечисленных научных достижений принадлежит Галилею:

а) создание теории рычага;

б) открытие законов движения планет;

в) разработка экспериментального метода исследования при-роды;

г) создание учения о равновесии тел;

д) измерение расстояния от Луны до Земли?

3. Какие условия первичной атмосферы Земли способствовали синтезу органических соединений:

а) присутствие значительного количества кислорода;

б) наличие озонового слоя;

в) наличие разнообразных микроорганизмов;

г) наличие сильных окислителей;

д) наличие возможных источников энергии для образования химических связей?

4. Почему в настоящее время самозарождение жизни на Земле маловероятно:

а) ультрафиолетовое излучение Солнца губительно действует на живые организмы;

б) на Земле слишком мало действующих вулканов;

в) современный озоновый слой задерживает космическое радиоизлучение;

г) падение метеоритов стало довольно редким явлением;

д) ныне существующие живые организмы использовали бы в качестве пищи вещества, из которых могла бы возникнуть жизнь?

5. Какое понятие является основополагающим в теории эволюции Дарвина:

а) хромосома;

б) клетка;

в) биоценоз;

г) естественный отбор;

д) самоорганизация живой материи?

6. Что лежит в основе дифференциации знания:

а) национальная обособленность ученых различных стран;

б) узкая специализация знаний;

в) мировоззренческий аспект (различия во взглядах ученых);

г) использование естественными науками аппарата дифференциального исчисления, разработанного Ньюто­ном;

д) комплексный подход к решению глобальных проблем?

7. Как называется процесс, связанный с образованием комплексов взаимодействующих естественных наук:

а) научная революция;

б) дифференциация знания;

в) визуализация;

г) интеграция знания;

д) абстракция?

8 . Какая наука вправе претендовать на особую роль в естествознании:

а) химия;

б) биология;

в) математика;

г) физика;

д) астрономия?

9. Как называется область биологии, изучающая наследственность и изменчивость живых организмов:

а) цитология;

б) эволюционная биология;

в) биохимия;

г) физиология;

д) генетика?

Вариант 113

1. Кто предложил первую последовательную теорию эволюции:

а) Ламарк;

б) Дарвин;

в) Опарин;

г) Шлейден;

д) Шмальгаузен?

2. Кто предложил общепринятую в настоящее время концепцию происхождения жизни на Земле – теорию биохимической эволюции:

а) Мендель;

б) Морган;

в) Опарин;

г) Вавилов;

д) Дарвин?

3. Согласно учению В. И. Вернадского живое вещество – это:

а) обновляемые клетки в организме;

б) органические соединения;

в) совокупность всех живых организмов;

г) обитаемая планета.

4. Что такое ген:

а) наименьшая структурная единица живого организма;

б) единица наследственности;

в) химический элемент;

г) таксономическая единица;

д) рудимент?

5. Что согласно современным представлениям является элементарной единицей эволюции:

а) вид;

б) отдельная особь;

в) популяция;

г) биоценоз;

д) биогеоценоз?

6. Как называется функция живого вещества биосферы, проявляющаяся в усвоении солнечной энер­гии и передаче ее по трофической (пищевой) цепи:

а) газовая функция;

б) деструкционная функция;

в) концентрационная функция;

г) окислительно-восстановительная функция;

д) энергетическая функция?

7. Как называются науки, находящиеся на стыке нескольких традиционных наук и возникающие в ре­зультате объединения их методов исследования:

а) точные;

б) естественные;

в) общественные;

г) междисциплинарные;

д) технические?

8. «Не существует ничего, кроме атомов и чистого пространства (пустоты)», – писал:

а) Платон;

б) Аристотель;

в) Демокрит;

г) Анаксагор.

Вариант 114

1. Как называется явление, заключающееся в существовании химических соединений, имеющих один и тот же качественный и количественный состав, но различающихся строением и свойствами:

а) амфотерность;

б) изомерия;

в) полимеризация;

г) радиоактивность;

д) люминесценция?

2. Физическая картина мира

а) занимает доминирующее положение в естественнонаучной картине мира;

б) является необязательной составляющей современной естественнонаучной картины мира;

в) является необходимой, но не определяющей частью общей картины мира;

г) является наименее существенной частью общей картины мира.

3. Впервые в античной мысли в основу всего сущего было положено число в:

а) апориях Зенона;

б) учении Пифагора;

в) «Физике» Аристотеля;

г) «Истории» Геродота.

4. Энергия Солнца поддерживается за счет:

а) бета-распада;

б) ядерного излучения;

в) термоядерного синтеза;

г) распада радиоактивных элементов.

5. Кто из ученых объяснил явление изомерии:

а) Лавуазье;

б) Бойль;

в) Велер;

г) Либих;

д) Бутлеров?

6. Как называется уровень организации живой природы, связанный с функционированием живого организма как единого целого:

а) клеточный;

б) молекулярный;

в) органный;

г) популяционно-видовой;

д) организменный?

7. Как называется живые организмы, имеющие оформленное клеточное ядро:

а) простейшие;

б) прокариоты;

в) эукариоты;

г) многоклеточные;

д) хищники?

8.Что такое клон:

а) система популяций;

б) совокупность живых организмов, рассматриваемая совместно с окружающей средой;

в) органоид клеточного ядра;

г) генетическая копия отдельного организма, получаемая путем неполового размножения;

д) обособленная в экологическом отношении группа организмов внутри вида?

9. Флуктуация - это:

а) появление нового решения уравнений, описывающих состояние системы;

б) мера хаотического, неупорядоченного теплового движения молекул и атомов;

в) случайное отклонение от наиболее вероятного состояния системы, вызванное тепловым движением молекул;

г) момент возникновения ячеек в опыте Бенара.

Вариант 115

1. Как называются мельчайшие частицы, из которых, по Дальтону, состоит материя:

а) атомы;

б) молекулы;

в) электроны;

г) кварки;

д) фотоны?

2. Как называется область пространства вокруг атомного ядра, в которой электрон находится с наи­большей вероятностью:

а) гетероцикл;

б) кольцо;

в) орбиталь;

г) решетка;

д) изобара?

3. Как называется раздел химии, изучающий скорости и механизмы химических реакций:

а) электрохимия;

б) структурная химия;

в) химическая кинетика;

г) химическая термодинамика;

д) эволюционная химия?

4. Какой из уровней организации живой природы является низшим:

а) биосферный;

б) биогеоценотический;

в) молекулярный;

г) тканевый;

д) организменный?

5. Что такое вирусы:

а) таксономическая категория, введенная в систематику живой природы Линнеем;

б) анаэробные бактерии;

в) неклеточные формы жизни, проявляющие жизнедеятельность только в стадии внутриклеточного парази­тизма;

г) живые организмы, не имеющие оформленного клеточного ядра;

д) живые организмы, имеющие оформленное клеточное ядро?

6. Кто сформулировал закон постоянства состава:

а) Максвелл;

б) Глаубер;

в) Бзрцеллиус;

г) Пруст;

д) Гельмгольц?

8. Какая концепция нашла свое подтверждение в законе кратных отношений Дальтона:

а) концепция дальнодействия;

б) концепция близкодействия;

в) атомистическая гипотеза;

г) соотношение неопределенностей;

д) гипотеза Авогадро?

9. Какое из утверждений верно? Теория электронного строения атома...

а) способствовала открытию периодического закона химических элементов;

б) дала количественное выражение периодического закона химических элементов;

в) установила физический смысл периодического закона химических элементов;

г) показала ограниченное действие периодического закона химических элементов;

д) была создана Менделеевым.

Вариант 116

1. Какой фактор объединяет все уровни организации живой природы в единое целое – биосферу:

а) постоянство химического состава;

б) биологический обмен веществ;

в) способность живых организмов к самовоспроизведению;

г) изменчивость живых организмов;

д) передача наследственной информации?

2. Что такое естествознание:

а) отрасль народного хозяйства;

б) сфера социальных отношений;

в) совокупность наук о природе, рассматриваемых как единое целое;

г) культура быта?

3. Что является критерием научности, связанным с наличием способов проверки полученных знаний:

а) системность;

б) верифицируемость;

в) обоснованность;

г) фальсифицируемость?

4. В чем состоит явление интерференции:

а) в отклонении волн, возникающее при их распространении в неоднородных средах;

б) в освобождении электронов вещества при поглощении им электромагнитного излучения (фотонов);

в) в стационарном пространственном распределении амплитуды и фазы волны, образованной при одновременном распространении нескольких волн?

5. Точка зрения современной космологии по вопросу о будущем Вселенной:

а) Вселенная будет неудержимо расширяться, как это имеет место в настоящее время;

б) расширение Вселенной сменится сжатием до точечных размеров:

в) вопрос о том, какой из двух сценариев будет реализован, пока открыт вследствие недостаточности фактических данных.

6.Укажите верное утверждение:

а) галактика - это система из звезды и обращающихся вокруг нее планет;

б) звезды - это сгустки раскаленного вещества юной Вселенной, которые продолжают собираться в галактики;

в) Солнечная система образовалась из вещества, возникшего при Большом взрыве;

г) Солнечная система образовалась из вещества, разбросанного по Вселенной взрывами других звезд

7. Что является переносчиком гравитационного взаимодействия:

а) тяжелый векторный бозон;

б) фотон;

в) глюон;

г) гравитон?

8. Какая наука служит фундаментом современной естественнонаучной картины мира:

а) биология;

б) психология;

в) химия;

г) физика?

9.Кем было открыто явление электромагнитной индукции (возникновение тока в проводнике вблизи движущегося магнита):

а) Ампером;

б) Эрстедом;

в) Фарадеем;

г) Максвеллом?

Вариант 117

1. Явление дифракции волн состоит в…:

а) в отклонении волн, возникающем при их распространении в неоднородных средах;

б) в освобождении электронов вещества при поглощении им электромагнитного излучения (фотонов);

в) в стационарном пространственном распределении амплитуды и фазы волны, образованной при одновременном распространении нескольких волн?

2. Кто впервые применил принцип квантования при решении вопроса о строении атома:

а) Бор;

б) Резерфорд;

в) Планк;

г) Бройль?

3.Что в мире элементарных частиц характеризуется эпитетами «странный», «красивый», «очарованный»:

а) заряд;

в) масса;

б) спин;

г) аромат?

4. Какая частица служит переносчиком слабого взаимодействия:

а) фотон;

б) тяжелый векторный бозон;

в) глюон;

г) гравитон?

5. Что не характерно для гравитации:

а) дальнодействие;

б) сила отталкивания;

в) универсальность;

г) малая интенсивность?

6 . Что служит критерием научности знаний, связанным с наличием эмпирического опровержения:

а) системность;

б) верифицируемость;

в) обоснованность;

г) фальсифицируемость?

7. В каких опытах свет проявляет свойства волны:

а) интерференции и фотоэффекта;

б) фотоэффекту и дифракции;

в) дифракции и интерференции?

8. Не является эволюционной концепцией:

а) ламаркизм;

б) дарвинизм;

в) креационизм;

г) генетический антидарвинизм.

9. Живые организмы, создающие первичное органическое вещество из неорганического, называются:

а) редуценты

б) фитофаги

в) продуценты

г) консументы

Вариант 118

1. Какой тип взаимодействия является преимущественным на уровне космических тел (планет, комет, астероидов):

а) гравитационное;

б) электромагнитное;

в) сильное;

г) слабое?

2. Что относится к легким элементарным частицам:

а) фотоны;

б) лептоны;

в) мезоны;

г) барионы?

3. Какая частица является переносчиком сильного взаимодействия:

а) глюон;

б) тяжелый векторный бозон;

в) фотон;

г) гравитон?

4. Какое определение понятия «атом» верно:

а) отрицательно заряженная частица;

б) положительно заряженная частица;

в) наименьшая частица вещества;

г) наименьшая частица химического элемента?

5. Что представляет собой физическая картина мира:

а) является необязательной составляющей частью естественнонаучной картины мира;

б) занимает доминирующее положение в естественнонаучной картине мира;

в) является необходимой, но не определяющей частью общей картины мира;

г) является наименее существенной частью общей картины мира?

6. Крупнейший современный физик Р. Фейман писал: «Если бы в результате какой-либо мировой катастрофы все накопленные научные знания оказались уничтоженными… то какое утверждение, составленное из наименьшего количества слов, принесло бы наибольшую информацию:

а) «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку»;

б) «Все тела состоят из атомов»;

в) «Все течет»;

г) «Бог непостижим»?

7. В чем состоит явление дифракции волн:

а) в отклонении волн, возникающем при их распространении в неоднородных средах;

б) в освобождении электронов вещества при поглощении им электромагнитного излучения (фотонов);

в) в стационарном пространственном распределении амплитуды и фазы волны, образованной при одновременном распространении нескольких волн?

8. Какой тип взаимодействия является преимущественным на молекулярном уровне:

а) гравитационное;

б) сильное;

в) слабое;

г) электромагнитное?

9. Живые организмы, разрушающие и перерабатывающие органические остатки, называются:

а) редуценты

б) фитофаги

в) продуценты

г) консументы

Вариант 119

1. Что в мире элементарных частиц характеризуется эпитетами «странный», «красивый», «очарованный»:

а) заряд;

б) спин;

в) масса;

г) аромат?

2. В чем заключена большая часть вещества во Вселенной:

а) в звездах;

б) в планетах;

в) в астероидах;

г) в кометах?

3. Передача энергии в экосистеме происходит последовательно :

А – от редуцентов через продуцентов к консументам

Б_ от продуцентов через консументов к редуцентам

В – от консументов через редуцентов к продуцентам

Г – от продуцентов через редуцентов к консуменам

4. Дедукция это:

а) совокупность определенных правил, приемов, норм познания и

действия, систематический способ достижения определенной цели.

б) изучение объекта, путем создания его копии, замещающей оригинал

с определенной стороны, интересующей исследователя.

в) некоторое предположение или предсказание, выдвигаемое

для разрешения неопределенной ситуации в научном исследовании

г) вывод по правилам логики от общего к частному.

5. Согласно оценкам современного естествознания, возраст Земли составляет…:

а) 6-8 тыс. лет;

б) 25 млн лет;

в) 4,6 млрд лет;

г) 13-15 млрд лет.

6. По современным представлениям, расширение Вселенной:

а) остановится и сменится сжатием;

б) остановится лишь в бесконечно отдаленном будущем;

в) будет замедляться, но не остановится никогда;

г) будет ускоряться.

7. В точке бифуркации:

а) большие флуктуации в системе сильно подавляются;

б) система становится неустойчивой по отношению к большим флуктуациям;

в) система всегда выбирает тот путь развития, который требует минимальной энергии;

г) путь развития системы определяется имеющимися на данный момент флуктуациями.

8. Укажите правильное утверждение :

а) наиболее фундаментальны динамические законы природы в силу своей строгости и однозначности;

б) наиболее фундаментальны статистические законы природы, поскольку они отражают реальную существующую в мире случайность, непредсказуемость;

в) в современном естествознании статистические и динамические теории признаются одинаково фундаментальными;

г) в современном естествознании ни статистические, ни динамические теории фундаментальными не признаются.

9. Укажите правильное утверждение :

а) наиболее фундаментальны динамические законы природы в силу своей строгости и однозначности;

б) наиболее фундаментальны статистические законы природы, поскольку они отражают реальную существующую в мире случайность, непредсказуемость;

в) в современном естествознании статистические и динамические теории признаются одинаково фундаментальными;

г) в современном естествознании ни статистические, ни динамические теории фундаментальными не признаются.

Вариант 120

1. Согласно теореме Э. Неттер « каждому виду симметрии соответствует свой закон сохранения». Трансляционная симметрия пространства соответствует закону сохранения…

а) энергии

б) электрического заряда

в) импульса

г) момента импульса

2. Какой из перечисленных уровней организации неживой природы является высшим?

а) электрон

б) молекула

в) кварк

г) физический вакуум

3. Молекула – квантово-механическая система, образованная в результате

а) гравитационного взаимодействия электронов и ядер атомов

б) электромагнитного взаимодействия электронов и ядер нескольких атомов

в) сильного ядерного взаимодействия

г) гравитационного взаимодействия атомов

4. Согласно теории расширяющейся Вселенной, …

а) радиус кривизны Вселенной не меняется со временем

б) галактики удаляются друг от друга

в) Вселенная проходит бесконечную цепь расширений и сжатий

г) радиус кривизны Вселенной уменьшается

5. Принцип запрета Паули утверждает, что:

а) невозможна передача теплоты от холодного тела к горячему;

б) в атоме не может быть двух электронов, занимающих одинаковые состояния;

в) невозможно создание вечного двигателя;

г) невозможно полностью преобразовать теплоту в механическую энергию.

6 . Мир с кривизной пространственно-временного континуума описывает …

а) релятивистская механика

б) общая теория относительности

в) специальная теория относительности

г) классическая механика Ньютона

7. Свойства пространства не зависят от тел и их движения, находящихся в нем. Это положение лежит в основе …

а) космологии

б) общей теории относительности Эйнштейна

в) классической механики Ньютона

г) специальной теории относительности

8. . Гипотеза это:

а) совокупность определенных правил, приемов, норм познания и действия, систематический способ достижения определенной цели.

б) изучение объекта, путем создания его копии, замещающей оригинал

с определенной стороны, интересующей исследователя.

в) некоторое предположение или предсказание, выдвигаемое для разрешения неопределенной ситуации в научном исследовании

г) вывод по правилам логики от общего к частному.

9. Наука в современном смысле этого слова возникла:

а) в Древней Греции;

б) в эпоху Возрождения;

в) в X V II -ХVIII вв.;

г) в ХХ в.

Вариант 121

1. Тенденции развития современного естествознания следующие :

б) оно все более превращается в одну науку с единым предметом и методами исследования;

в) оно представляет собой комплекс научных дисциплин, все теснее связываемых друг с другом междисциплинарными концепциями и идеями;

г) оно постепенно сводит все происходящее в природе к физическим законам. а) оно все более распадается на не связанные между собой дисциплины;

2. Целенаправленное восприятие явлений объективной реальности это:

а) наблюдение

б) эксперимент

в) описание

г) измерение

3. Какое явление используется для обоснования общей теории относительности?

а. дифракция электронов

б. отклонение световых лучей, проходящих вблизи Солнца

в. явление дихроизма в кристаллах

г. самофокусировка света в нелинейных средах

д. явление фотоэффекта

4. К инерциальным системам отсчета относятся…

а) покоящиеся системы

б) системы, движущиеся ускоренно

в) системы, в которых не выполняются законы классической механики

г) системы, движущиеся равномерно и прямолинейно

5. В механической картине мира сложились представления о пространстве как трехмерном, однородном и …

а) изоморфном

б) симметричном

в) замкнутом

г) изотропным

6. Выпадение кислотных дождей связано:

А) с повышением содержания углекислого газа в атмосфере

Б) с увеличением озона в атмосфере

В) с выбросами в атмосферу диоксида серы и оксидов азота

Г) с выбросами в атмосферу фреонов

7. Какой принцип лежит в основе теории электромагнетизма Максвелла?

а. принцип дальнодействия

б. принцип близкодействия

в. принцип дополнительности

г. принцип симметрии

д. принцип относительности

8. В основе какого физического обобщения лежит утверждение о том, что корпускулярно-волновой дуализм присущ не только оптическим явлениям, но и всем микрочастицам?

а. принципа соответствия

б. гипотезы де Бройля

в. законов Кеплера

г. принципа эквивалентности

д. теоремы Карно

9. Для естественных наук характерно(а)…

а) истолкование, интерпретация явлений, которые не сводятся полностью к рациональным началам

б) индивидуальное понимание мира

в) высокая степень объективности и достоверности

г) раскрытие целей, намерений человека

Вопросы к экзамену по дисциплине

« Концепции современного естествознания»

1. Естественнонаучный и гуманитарный подходы и их единство при построении картины Мира.


2. Философия науки. Структура научного познания: эмпирический и теоретический уровни научного исследования.

3.Математика как необходимый универсальный язык точного естествознания. Ключевые источники естествознания. Естествознание как система.

4. Важнейшие закономерности развития естествознания. Глобальные научные революции.

5. Пространство и время в классической физике. Эволюция этих понятий от древности до современности.

6. Механистическая картина мира. Труды И.Ньютона. Мироздание в свете классической механистической парадигмы.

7.Теория относительности Эйнштейна – мост между механикой и электромагнетизмом.

8. Модель Большого Взрыва и расширяющейся Вселенной. Экспериментальные подтверждения модели расширяющейся Вселенной9. Фундаментальные взаимодействия и константы во Вселенной. Проблема единства физики на пути к Великому объединению

10. Уровни организации материи. Микро- , макро- и мега- миры.

11.Цивилизационная значимость и методологические уроки квантовой физики.

12.Система химии, логика ее развития и построения. Место химии в системе естествознания.

13. Развитие представлений о химическом элементе. Периодический закон Д.И. Менделеева в свете развития концепций химического элемента.

14. Возможности и пределы структурной химии.

15. Развитие учения о химических процессах.

16. Идеи и модели эволюционной химии.

17. Предмет биологии. Концепции традиционной или натуралистской биологии.

18. Физико-химическая биология: методы и познавательные возможности.

19 .Становление, содержание и задачи эволюционной биологии.

20. Основные положения эволюционной теории Дарвина. Синтетическая теория эволюции.

21. Особенности биологии 20 века. Достижения молекулярной биологии и генетики.

22. Основные теории происхождения жизни на Земле. Отличия между живым и неживым.

23 . Концепции происхождения Земли и планет. Эволюция на геологическом уровне.

24. Представления А.Л.Чижевского о взаимосвязях Космоса и Земли. Физические факторы влияния солнечной активности на земные процессы.

25. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ее развитие. Основные предпосылки перехода биосферы в ноосферу.

26 .Человек – качественно новая ступень развития биосферы . Концепции коэволюции. Ноосфера.

27. Основные признаки ухудшения экологической обстановки на Земле.

28. Эволюционно-синергетическая парадигма. Представления о самоорганизации материи.

29.Понятия и принципы синергетики. Характеристики самоорганизующихся систем. Аттрактор, бифуркация.

30.Синергетика о закономерностях системной организации. Возникновение порядка из хаоса.

31.Гуманитарные аспекты синергетики.

32.Этика и естествознание. Принцип ответственности.

33.Наука и будущее человечества. Естествознание как революционная сила цивилизации.

Основная литература:

1. Горбачев В. В., Бездененжных В.М. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие / В. В Горбачев., В.М. Бездененжных. - М..: Экономистъ, 2004. – 446 с.

2. Суханов А. Д., Голубева О. Н. Концепции современного естест­вознания: учебник для вузов/ Суханов А. Д., Голубева О. Н. ; под ред. А.Ф. Хохлова – 2-е изд., испр.- М.:ДРОФА , 2004. – 256 с.

3. . Гуляев С.А., Жуковский В.М., Комов С. В. Основы естествознания. Учебное пособие для гуманитарных направлений бакалавриата –Екатеринбург : Мзд.-во «УралЭкоЦентр», 2000. – 560 с.

4. Горелов А. А. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для вузов

/А.А. Горелов. - М .: ООО « Издательство Астель»: ООО « Издательство АСТ», 2004. – 340 с.

5. Дубнищева Т. Я. Концепции современного естествознания. М., 2006.

6. Дубнищева Т. Я. Концепции современного естествознания. Основной курс в вопросах и ответах: Учебное пособие. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2003.-

407 с.

7. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания6 Учебник для вузов. – М.: Академический Проспект,2002.Изд. 4-е, испр. И доп. – 640 с.

8. Канке В.А. Концепции современного естествознания. М., «Логос»,2006. - 386 с.

9.Концепции современного естествознания: Учеб. пособие / Садохин А. П.- 3-е изд., стер.- М.: Изд. «Омега-Л», 2008.-239 с. – (Библиотека высшей школы).

10. Концепции современного естествознания. Под редакцией В.Н. Лавриненко., В.П. Ратникова . – 4-е изд., перераб. И доп. - М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – 319 с.

11.Современные философские проблемы естественных, технических наук.

Под общ. Ред. Миронова В.В. М. 2006.

12. Свиридов В.В. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – СПб.: Питер. 2005.

13. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / под общ. Ред. профессора С.А. Лебедева. – М.: Академический проспект, 2007. - 414 с.

Дополнительная литература

1. Вонсовский С.В. Современная естественнонаучная картина мира,

Екатеринбург, 2005.

2. Белкин П.Н. . Концепции современного естествознания. М., 2004.

3. Горбачев В. В., Бездененжных В.М. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие / В. В Горбачев., В.М. Бездененжных. - М..: Экономистъ, 2004. – 446 с.

4. Гриб А.А. Концепции современного естествознания. М., 2003

5. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Белкин П.Н. . Концепции современного естествознания. М., 2003.

6. Гачев Г.Д. Гуманитарный комментарий к физике и химии. Диалог между науками о природе и человеке. М., 2003.

7. Зубов В.П. Аристотель. М., 2000.

8. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. – М.: Агар, 1996. – 384 с.

9. Скопин А.Е. Концепции современного естествознания. М., 2003.

10. Лозовский В.Н., Лозовский С.В. Концепции современного естествознания. СПб., 2004.

11. Стрельник О.Н. Концепции современного естествознания. М., 2004.

12. Лихин А.Ф. Концепции современного естествознания. М., 2004.

13. Тулинов В.Ф. Концепции современного естествознания. М., 2004.

14. Словарь философских терминов /Научная редакция Кузнецова В.Г./ М., 2004.

15. Философия современного естествознания: Учебное пособие для ВУЗов /Под редакцией Лебедева С.А./ М., 2004/

16. Акимов О.Е. Естествознание. М., 2001.

17. Араго Ф. Биографии знаменитых астрономов, физиков и географов. Ижевск. 2000, т.1, 2.

18. Гайденко П. История новоевропейской философии и ее связи с наукой. М., СПб. 2000.

19. Вернадский В.И. О науке. Дубна, 1997.

20. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.

21. Мультимедийный учебный комплекс Рау В. Г. Общее естествознание и его концепции. М., 2003

Скачать архив с текстом документа