Методические Рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы (диплома) Введение
СОДЕРЖАНИЕ: Настоящие методические рекомендации содержат основные требования по организации, выполнению и защите выпускных квалификационных (дипломных) работ по специальности 071301 «Народное художественное творчество», специализация «Хореография- народный танец»Методические Рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы (диплома)
Введение.
Настоящие методические рекомендации содержат основные требования по организации, выполнению и защите выпускных квалификационных (дипломных) работ по специальности 071301 «Народное художественное творчество», специализация «Хореография- народный танец».
Развитие культуры и искусства в стране во многом определяется наличием высококвалифицированных специалистов, работающих в сфере преподавания хореографических дисциплин, обеспечивающих высоконравственное становление и развитие личности.
Развитие мировоззренческой культуры, формирование личности специалиста, органично соединяющего теоретические и практические знания, владеющего современными технологиями научно – исследовательской работы, педагогической и творческой деятельности – всё это является основной задачей высшей школы.
Важным средством в осуществлении поставленной задачи является выпускная квалификационная работа – научно – практическое исследование на определённую тему.
Цели и задачи выпускной квалификационной (дипломной) работы.
Выпускная квалификационная (дипломная) работа является составной частью и заключительным этапом подготовки специалиста, работающего в области хореографической деятельности. Успешное её выполнение свидетельствует о степени теоретической и методической подготовленности, наличии практических умений и навыков будущего специалиста.
Дипломная работа является одним из видов итоговой государственной аттестации выпускника. Это самостоятельная творческая работа студента, предполагающая углубленное овладение теоретическим материалом, проведение исследования (эксперимента) и анализ полученных данных и результатов.
Дипломной работе могут сопутствовать курсовые работы, выполненные на 3 и 4 курсах по аналогичным или частным темам.
Цели выпускной квалификационной (дипломной) работы:
1. Систематизация, закрепление и обобщение теоретических и практических знаний по специальности, применение этих знаний в решении конкретных научных, практических и творческих задач.
2. Закрепление и развитие навыков ведения самостоятельной работы: овладение методами научного исследования, выработка умения синтезировать в единый комплекс элементы фундаментальных знаний, развитие самостоятельных научных суждений.
3. Подтверждение профессиональной готовности к решению практических задач; овладение современными технологиями руководства хореографическим коллективом.
4. Выявление уровня знаний и степени подготовленности студента к дальнейшей профессиональной самостоятельной работе.
Задачи, решаемые студентом в ходе выполнения выпускной квалификационной (дипломной) работы:
1. Обоснование актуальности и значимости выбранной темы исследования.
2. Теоретическое осмысление современного состояния объекта исследования за определённый период времени, адекватное применение методов научного познания.
3. Овладение современными технологиями хореографической практики и проверка авторских методик в процессе проведения экспериментальной работы.
4. Обобщение материалов, полученных в результате проведённого исследования и формирование логически обоснованных выводов.
5. Обоснование значимости для хореографической практики рекомендаций и предложений, разработанных в дипломном проекте.
При выполнении дипломной работы студент должен продемонстрировать способности:
1. Самостоятельно ставать творческую задачу, оценивать её актуальность и социальную значимость.
2. Выдвигать научную (рабочую) гипотезу.
3. Собирать и обрабатывать информацию по теме дипломирования.
4. Изучать и критически анализировать полученные материалы.
5. Глубоко и всесторонне исследовать выявленную проблему.
6. Обрабатывать, описывать и профессионально аргументировать свой вариант решения рассматриваемой проблемы (свою творческую позицию).
7. Формулировать логически обоснованные выводы, предложения, рекомендации по внедрению полученных результатов в практику.
Темы дипломных работ должны быть актуальными в теоретическом и практическом отношениях, соответствовать проблематике научных исследований университета и кафедры.
Студенту предоставляется право выбора темы дипломной работы; он может также предложить свою тему с необходимым обоснованием целесообразности её разработки.
Закрепление за студентом темы дипломной работы поводится на основании его личного письменного заявления и оформляется приказом директора филиала.
Дипломная работа выполняется под руководством научного руководителя, который назначается кафедрой из числа профессорско- преподавательского состава филиала. Научный руководитель помогает студенту уяснить цели и задачи исследования, рекомендует литературу для изучения, даёт указания к организации и проведению исследования, осуществляет контроль за выполнением работы.
Требования к дипломной работе.
Решение вышеперечисленных учебно – методических задач обусловливает необходимость реализации соответствующих требований к выпускной квалификационной (дипломной) работе: выявление теоретической и практической значимости темы дипломного исследования, умения применять современные методы научного познания, осуществление системного подхода к решению изучаемой проблемы.
Теоретическая и практическая значимость темы исследования.
Тема выпускной дипломной работы должна быть актуальной, соответствующей интересам учреждений культуры и искусства, а также интересам образовательных учреждений: основываться на учёте современных технологий руководства хореографическим коллективом и методиках преподавания хореографии.
Требование практической значимости сводится к тому, что выпускная квалификационная работа выполняется на основе конкретных материалов, собранных студентами на базе образовательных учреждений и органов культуры и искусства и представляет практический интерес для штатных руководителей хореографических коллективов, преподавателей и учащихся. При этом студент, собирая, обобщая а анализируя необходимый для дипломного исследования материал по теоретическим, методическим и практическим проблемам, принимает активное участие в деятельности образовательных и культурно – досуговых учреждений.
Главным является не просто анализ, обобщение и использование конкретного материала, а точная постановка и показ путей оптимального решения наиболее актуальных проблем творческой и педагогической деятельности на базе теории, организации и практической деятельности хореографического коллектива. Необходимо проявить умение сочетать в анализе исторические, социально – психологические, творческие, методические и педагогические стороны исследуемого объекта. Такой подход даёт возможность дипломнику показать не только теоретическую подготовку в вопросах истории, методики, организации и преподавания хореографии, но и проявить свои практические умения оказать объекту исследования конкретную помощь, направленную на преодоление выявленных негативных тенденций изучаемого учреждения, организации. Успешное выполнение дипломной работы зависит от умения студента точно выбрать наиболее результативные научные методы исследования, которые могут быть подразделены на три большие группы:
1. Методы эмпирического исследования: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент.
2. Методы, используемые на эмпирическом и теоретическом уровнях исследования: абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование.
Методы, используемые в теоретических исследованиях: метод восхождения от абстрактного к конкретному и др.
Выбор темы и разработка программы дипломного исследования.
К защите дипломной работы допускаются студенты, прошедшие полный курс теоретического обучения и выполнившие программу производственной практики. При выборе темы учитываются индивидуальные особенности студента, склонность к научно – исследовательской работе, способность самостоятельно работать с научной и справочной литературой, его знания, умения и навыки решения организационно – творческих задач.
Важнейшим критерием выбора темы становится её актуальность. Работа должна быть социально значимой, связанной с проблемами хореографической практики.
Согласование и окончательное утверждение темы исследования, выбранной базы, на которой оно будет осуществляться, закрепление научного руководителя, а при необходимости и научного консультанта проводится решением кафедры не позднее 20 сентября текущего учебного года. Студент, не утвердивший тему в предписанные сроки, считается не выполнившим учебный план.
Разработка программы начинается с определения актуальности темы, объекта и предмета исследования, поиска точной формулировки проблемной ситуации.
Определение проблемной ситуации в практической или научно – практической деятельности хореографического коллектива способствует выявлению и конкретизации предмета дипломного исследования.
Объект - это процесс или явления, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения.
Предмет - это то, что находится в границах объекта. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание исследования.
Предмет работы определяет тему научной работы, которая обозначается на титульном листе как заглавие.
Уточнив объект и предмет исследования, студент обосновывает гипотезу , научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких- либо явлений и требующее проверки, подтверждения опытным путём.
При определении цели дипломного исследования необходимо исходить из его направленности. Если исследование носит теоретико – прикладной характер, то его цель связана с поиском типового решения проблемы и последующим приложением в практической деятельности. В том случае, когда исследование носит преимущественно прикладную направленность, его цель увязывается с практическим регулированием определённых аспектов деятельности хореографического коллектива.
В соответствии с целью исследования определяются задачи , которые направлены на решение рассматриваемых в дипломной работе проблем. Анализируются или уточняются базовые понятия, введённые в работу, выявляются свойства и признаки определённых явлений и процессов, обязательно подтверждённые эмпирическими данными, экспериментальными проверками.
В программе дипломного исследования определяется инструментарий социологического исследования – методы и процессы регистрации свойств и педагогических признаков изучаемых явлений. Определяется общий план исследования, осуществляется детализация плана (разведывательный, описательный, аналитико – экспериментальный), обновляется тип выборочного исследования, методы сбора и анализа, исходных данных.
Предварительно студент совместно с научным руководителем уточняет программу проведения дипломного исследования, инструментарий, виды конкретных практических работ по реализации выдвинутой гипотезы. Определяются сроки окончания работы, разрабатывается план и график работ на весь период работы над дипломной работой с указанием выполнения определённых её этапов.
В установленные кафедрой сроки студенты отчитываются перед своими руководителями и кафедрой, которые контролируют степень готовности работы.
Научный руководитель осуществляет консультации по основным этапам работы над дипломом. С этой целью:
1. Определяет поэтапные задания для работы.
2. Оказывает студенту помощь в разработке календарного графика работы на весь период дипломной практики.
3. Рекомендует студенту необходимую литературу, справочные и архивные материалы, другие источники по теме.
4. Проводит регулярные методические беседы со студентом, консультирует его по теоретическим проблемам исследования.
5. Проверяет ход выполнения работы по частям и в целом.
6. Даёт письменное заключение о проведённом исследовании и рекомендацию к защите перед Государственной аттестационной комиссией.
Структура выпускной квалификационной работы.
Структурными элементами дипломных работ в целом являются: обложка, титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список литературы, приложения.
Оглавление состоит из перечня структурных элементов, несущих в себе содержание дипломной работы с указанием номеров страниц, с которых начинается местоположение этих элементов в тексте:
- введение;
- главы, параграфы, пункты, подпункты;
- заключение;
- список литературы;
- приложения.
Во введении студент обосновывает актуальность, практическую значимость выбранной темы, формулирует проблему, определяет объект и предмет исследования, выдвигает гипотезу, обосновывает цели и задачи, которые он решает в дипломном исследовании.
В число задач может входить:
- изучение литературы и теоретическое осмысление выбранной темы;
- анализ состояния педагогической практики по решаемой проблеме;
- изучение запросов, интересов, общественного мнения по выбранному кругу вопросов;
- экспериментально – методическая работа;
- разработка рекомендаций и предложений по усовершенствованию существующей практики педагогической деятельности;
Во введении должен быть описан инструментарий исследования, указаны методы, которые будут использованы для достижения поставленной цели: даётся краткая характеристика базы исследования, новых источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических), указываются методологические основы проведения исследования. А также краткое содержание глав и параграфов основной части работы.
Основная часть формируется в зависимости от цели проводимого исследования. Как правило, она состоит из двух глав, включающих теоретическую и экспериментальную части, каждая из которых содержит 2-3 параграфа, пункты, подпункты. Каждый элемент основной части должен представлять собой законченный в смысловом отношении фрагмент работы.
В первой главе (теоретической) рассматриваются основные понятия, характеризуется предмет исследования, вскрывается его сущность, проводится реферативный анализ литературы, сопоставляются взгляды отечественных и зарубежных учёных на исследуемую проблему. Обзор научной литературы позволяет автору рассмотреть эволюцию вопроса в историческом аспекте, проследить тенденции развития на современном этапе, обобщающие выводы, сделанные на основе изученной научной литературы, глубокий анализ конкретной ситуации позволяет автору высказать обоснованные предположения о процессах, способствующих развитию современных технологий социально – культурной сферы.
Аналитический обзор темы представляет собой переработку совокупности документов (певоисточников) по данной теме. В результате такой аналитической работы возникают обобщения, критические позиции, которые обозначают тенденции развития исследуемого явления, открываются пути дальнейшего движения вперёд и пр.
Основные требования к тексту аналитического обзора:
- полнота и достоверность информации;
- наличие критической оценки в отношении используемой информации;
- логичность структуры;
- композиционная целостность;
- аргументированность выводов;
- ясность, чёткость и лаконичность изложения.
Во второй главе (её обычно называют экспериментальной) описывается и анализируется проведённый эксперимент. Выявляются и обосновываются педагогические факторы, влияющие на активизацию учебного процесса. Автором представляются конкретные практические программы, условия, методы и способы разрешения поставленных в исследовании задач, поэтапно раскрывается весь ход проведения эксперимента. Анализируя результаты исследования, полученные в ходе экспериментальной работы, студент широко использует методы социологических исследований, проводит наблюдения, опросы в ходе экспериментальной работы, сопоставляет данные полученные «до», «в ходе», «после» эксперимента. Все материалы находят отражение в таблицах, схемах, графиках, наглядно подтверждающих, уточняющих или опровергающих отдельные положения авторской концепции.
Выводы и рекомендации , сформулированные по основным результатам исследования, должны способствовать совершенствованию практики и найти реальную востребованность в практической деятельности.
В заключении студент обобщает итоги проведённого дипломного исследования, показывает полученные результаты, вскрывает степень решения поставленных задач, выявляет, насколько эффективна предлагаемая в дипломе методика, в чём заключается необходимость внедрения в практику. Здесь не допускается повторение содержания введения и основной части исследования.
Следует помнить, что обобщающие данные строятся на основе положений и выводов, содержащихся в главах выпускной квалификационной работы, и должны иметь конструктивный характер.
Требования к текстовой части дипломной работы.
Содержание текстовой части дипломной работы может быть представлено в виде текста, таблиц, иллюстраций, схем, рисунков.
Текст дипломной работы должен отвечать следующим формальным требованиям:
- чёткость структуры;
- логичность и последовательность;
- точность приведённых сведений;
- соответствие изложения материала нормам литературного русского языка.
В тексте дипломных работ могут использоваться следующие виды ссылок:
- на документы (библиографические ссылки);
- на структурные разделы самой дипломной работы (например, «согласно 1.1» или «в разделе 2.3»);
Допускаются «цифровые» библиографические списки (на номер документа в списке литературы – (35, с. 201-202)) или ссылки «подстрочные», располагающиеся внизу страницы, под строками основного текста.
Ссылки в тексте на отдельные примеры, номера, таблицы, графики, отдельный иллюстративный материал, приложения нумеруются в последовательном порядке в пределах каждой страницы. При использовании материала, заимствованного у других авторов, необходимо цитаты брать в кавычки и в сноске указывать источник. Если цитата передаётся своими словами, то кавычки не ставятся. В сносках указываются фамилия и инициалы автора (авторов), название работы, место и год издания, страницы. Если в тексте один и тот же источник цитируется неоднократно, то в сноске пишется: Там же, с…(указывается № страницы).
Таблицы представляют собой форму организации материала, позволяющую систематизировать и сократить текст, обеспечить обозримость и наглядность информации.
Иллюстрации объединяют в себе: фотоснимки, репродукции, графики, планы. Они заменяют, дополняют, раскрывают или поясняют словесную информацию, содержащуюся в дипломной работе. Иллюстрации обозначают словом «Рис.» и нумеруются арабскими цифрами в пределах всего текста. Иллюстрации располагаются непосредственно в тексте, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.
Требования к оформлению дипломных работ.
Оформление дипломной работы – это процесс, происходящий параллельно с выявлением содержания. Оно начинается с составления плана, проведения экспериментальной работы, поисков архивных материалов. В этот период определяются формы, характер и объём иллюстративного материала, который совершенствуется и уточняется на каждом этапе исследования.
Страницы текста дипломной работы должны соответствовать формату А4. Текст размещают на одной стороне листа бумаги. Поля: левое не менее 30 мм, правое не менее 10 мм, верхнее не менее 15 мм, нижнее не менее 20 мм. На странице должно быть 28-30 строк, в строке 55-60 знаков. Знаком считается и межсловный пробел. Размер шрифта – 14. Межстрочный интервал – 1,5. Сноски и подстрочные примечания можно набирать более мелким шрифтом, чтобы зрительно отделить от основного текста. Введение, каждая глава, заключение, список литературы начинаются с новой страницы, отступив от верхнего края на четверть страницы. Точку после заголовка не ставят. Заглавия параграфов печатают строчными буквами. После заглавия ставят точку. Для начала параграфов отдельной страницы не требуется. Страницы нумеруются арабскими цифрами. Титульный лист включается в нумерацию, но номер на нём не проставляется.
Объём печатного текста дипломной работы, выполненного через полтора интервала, должен соответствовать 60-80 страницам.
Заголовки структурных элементов текста располагаются в середине строки без точки. Переносы слов в заголовках не допускаются. Расстояние между заголовками и текстом должно быть не менее 3-4 интервалов.
Обложка оформляется на стандартном листе и содержит данные о названии учебного заведения, кафедре, название темы.
Титульный лист оформляется на стандартном листе и содержит данные о названии учебного заведения, кафедре, название темы, фамилию, имя, отчество студента; фамилию, имя, отчество, звание должность научного руководителя и консультанта (если таковой имеется).
Оглавление, следующий лист за титульным, содержит оглашение, представляющее развёрнутый план дипломной работы, включающий: введение, главы, параграфы, заключение, библиографический список, приложения. Названия глав параграфов должны быть точными и соответствовать содержанию, раскрываемому в них.
Основной текст, первый лист введения, каждая глава и параграф открываются в соответствии с заглавием. «Введение», главы, «Выводы и рекомендации», «Заключение» и каждое из «Приложений» начинается с новой страницы. В заголовках не допустимы сокращения слов и аббревиатуры; исключены сокращения и в подписях под иллюстративным материалом.
Графики, схемы, таблицы должны быть органично связаны содержанием работы. Они нумеруются сквозной нумерацией (например: рис. 1, схема 1 и т.д.). Название подобных материалов помешается под иллюстрацией.
Используемая литература является составной частью работы и является своеобразным ключом к источникам, которыми пользовался студент при её написании; она позволяет судить о степени осведомлённости в изучаемой проблеме студента как будущего специалиста.
Список литературы должен:
- соответствовать теме дипломное работы и отражать все аспекты её рассмотрения (включая и зарубежные документы);
- предлагать разнообразие видов изданий: официальные, справочные. учебные, научные и др.;
- исключать морально устаревшие документы;
- выстраиваться в алфавитном порядке.
Если используется иностранные источники, на языке оригинала, то они обычно размещаются по алфавиту после перечня на русском языке.
Упорядоченный список литературы должен быть пронумерован по порядку записей арабскими цифрами с точкой в следующей последовательности:
1. Нормативные документы (законы, постановления правительства, положения, правила, инструкции) с информацией, когда и кем утверждены и где опубликованы.
2. Книги, статьи и другие издания (в алфавитном порядке).
Библиографическое описание книг (учебников, пособий, монографий, брошюр) должно содержать фамилию и инициалы автора, название книги, место издания, издательство, год издания, количество страниц. Давая описание статьи из периодического издания (газеты, журнала и т.д.), следует привести фамилию и инициалы авторов статьи, её название, название периодического издания, номер издания, год и страницы использованного материала.
Примеры:
Монографии и учебные пособия
1. Михайлов А.И. Научные коммуникации и информатика / А. И. Михайлов, А.И. Чёрный, Р.С. Гиляровский.- М.: Наука, 1976. – 436 с.
2. Методические рекомендации по построению автоматизированных библиотечно – информационных систем (БИС-70) для крупных библиотек: Проект / Б. Н. Сизов, А.С. Азурханов, А.И. Батенко и др.- М.: Изд-во ГПНТБ, 1971.- 92 с. (пять и более авторов)
Статьи.
Азурханов А.С. Электронные библиотеки: учебное пособие, ориентированное в XXI век/ А.С. Азурханов // Информационные технологии в библиотеках и информационное общество: Сб. науч. тр./ ГПНТБ России.- М., 2001.- С 3-14.
Диссертации и авторефераты диссертаций
Антопольский А.Б. Разработка и внедрение методов совместимости лингвистического обеспечения при взаимодействии автоматизированных информационных систем: Дис.…..д-ра техн. наук:50.13.17 /А.Б. Антопольский; ВИМИ.- М., 1993.- 359с.
Описание видеофильма, аудиокассеты, издания на С D - ROM и электронные носители из Интернета.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия: 2000[электронный ресурс] Электрон. дан. – Кирилл и Мефодий: Большая Рос. энциклопедия, 2000. 2 электрон. опт. диска (СD-ROM): зв., цв.
Аначенко И. Анонимные денежные переводы [электронный ресурс] [www. hay cash. ru 25.05.2000]
Приложения
Эта часть дипломной работы имеет дополнительное иллюстративно- справочное значение, но является необходимой для более глубокого освещения изучаемой темы.
По содержанию приложения очень разнообразны: это могут быть копии подлинных документов, выдержки из отчётных материалов, планы, протоколы заседаний, отдельные положения, уставы, фотодокументы.
В приложении студент помещает весь инструментарий, который был им использован в работе над дипломной работой (опросные листы, вопросы к проведению бесед, интервью, дневники и протоколы наблюдений за ходом учебного процесса).
В приложении документально подтверждается весь ход организации деятельности хореографического коллектива, от проведения занятий и репетиций до постановки концертных и творческих программ.
Подготовка к защите дипломной работы
Оформив работу в соответствии с предъявляемыми требованиями, студент должен серьёзное внимание уделить решающему этапу- подготовке дипломной работы к защите перед Государственной аттестационной комиссией.
Завершённая, но не переплетённая дипломная работа передаётся на выпускающую кафедру за 2 недели до первого заседания ГАК по защите дипломной работы для ознакомления с ней и подготовки отзыва и рецензии. Каждый студент не позднее чем за 2 недели до первого заседания ГАК по защите дипломной работы должен пройти этап предварительной защиты дипломной работы на заседании выпускающей кафедры в присутствии научного руководителя. Предварительная защита проводится на выпускающей кафедре, где после отчёта студента делаются выводы о реализации полученных им знаний и достигнутых результатах. Решение кафедры о рекомендации к защите оформляется протоколом заседания кафедры с указанием результатов голосования. В порядке исключения по уважительным причинам (болезнь, чрезвычайное семейные обстоятельства и др.) выпускающей кафедрой предварительная защита дипломной работы может быть перенесена на другой срок, но не позднее, чем за одну неделю до начала работы ГАК по защите дипломной работы.
Выполненная дипломная работа должна:
- пройти предварительную защиту на кафедре;
- получить отзыв научного руководителя;
- получить внешнюю рецензию.
Отзыв научного руководителя отражает:
- соответствие содержания дипломной работы заданию;
- характеристику проделанной работы;
- полноту раскрытия темы;
-теоретический уровень и практическую значимость работы;
- степень самостоятельности и творческой инициативы дипломника, его деловые качества;
- качество оформления работы;
- возможность допуска студента к защите дипломной работы;
- рекомендуемую оценку.
Рецензирование дипломной работы осуществляется ведущими специалистами в данной предметной области. В качестве рецензентов могут привлекаться квалифицированные специалисты научных учреждений, предприятий и организаций органов образования, имеющие необходимую подготовку и опыт научного исследования в области тематики рецензируемых дипломных работ, преподаватели данного или другого вуза. Состав рецензентов утверждает заведующий кафедрой.
В рецензии должны быть отражены:
- соответствие содержания работы теме;
- актуальность и социальная значимость темы;
- оценка основных результатов работы (новые идеи, оригинальные методы исследования, новые подходы);
- практическая значимость и возможность внедрения результатов работы в практику, ожидаемый эффект;
- анализ обоснованности выводов и предложений;
- имеющиеся недостатки работы по содержанию, изложению, оформлению материала, степень грамотности, фактические ошибки;
- рекомендуемая оценка.
Объём рецензии составляет от 2 до 5 страниц машинописного текста. Этот документ, содержащий аргументированный разбор достоинств и недостатков дипломной работы, оглашается на заседании ГАК при обсуждении результатов его защиты.
Студенту предоставляется возможность ознакомления с отзывом и рецензией до защиты дипломной работы для подготовки ответов на приведённые в них замечания.
При оценке дипломной работы научным руководителем и рецензентом, уточняются актуальность, новизна, практическая значимость, поскольку эти понятия нередко понимаются неоднозначно, что может затруднить объективную оценку дипломного исследования.
Научная новизна исследования понимается как признак, наличие которого даёт автору право на признание впервые использованного им понятий или приёмов действительно авторскими, как и результатов проведённого исследования в целом.
Понятие «впервые» означает в науке факт отсутствия подобных результатов. Впервые может проводиться исследование на оригинальные темы, которые ранее не исследовались в той или иной отрасли научного знания. Научная новизна проявляется в наличии теоретических положений, которые впервые сформулированы: методических рекомендаций, которые внедрены в практику и оказывают существенное влияние на достижение новых социально- культурных и социально-экономических результатов. Новыми могут считаться только те положения, которые способствуют дальнейшему развитию науки или её отдельных направлений.
Научная новизна исторических исследований состоит во введении в научный оборот новых, не использованных ранее научных источников, в определении генезиса науки той или иной отрасли знаний, во вскрытии закономерностей и основных путей развития той или иной науки.
При оценке актуальности выбранной темы необходимо избегать конъюнктурных подходов, в основу которых может быть положена односторонняя оценка ситуации в стране и в мире, что приводит в конечном итоге к сужению спектра научных исследований. Востребованность обществом, объективность анализа научных результатов является важным критерием в определении актуальности дипломного исследования.
Оценка практической значимости выбранной темы зависит от того, какой характер носит дипломное исследование. Если работа носит научно-практический характер, то её значимость может проявляться в публикации основных результатов исследования, в наличии актов о внедрении результатов исследования в практику, апробации результатов исследования на научно-практических конференциях и симпозиумах, в использовании научных разработок в учебном процессе высших и средних учебных заведений.
Если дипломная работа носит методический характер, то её практическая значимость может проявиться в выработке научно обоснованных и апробированных форм, методов и средств совершенствования художественной деятельности руководителя хореографического коллектива. Если дипломная работа научно обосновывает пути оптимизации того или иного вида деятельности постановщика, то её практическая значимость может проявляться в научном обосновании направлений, способов совершенствования условий и эффективности труда художественных руководителей хореографических коллективов и педагогов образовательной сферы.
В случае одобрения дипломного исследования научный руководитель подписывает работу и вместе со своим письменным заключением направляет её на кафедру. На основании поступивших материалов заведующий кафедрой решает вопрос о допуске студента к защите дипломной работы перед ГАК, делая соответствующую запись на титульном листе.
Только после этих этапов дипломная работа переплетается и выносится на защиту Государственной аттестационной комиссии.
К защите допускаются студенты, полностью выполнившие учебный план; предоставившие в установленные сроки готовую дипломную работу в одном экземпляре (на бумажном и электронном носителе) в учебную часть, которая соответствует всем требованиям по содержанию и оформлению, а также имеет отзыв научного руководителя и внешнюю рецензию.
Защита дипломной работы носит публичный характер. Начинается она с доклада студента.
Первая часть доклада в основных моментах повторяет введение дипломного исследования. Рубрики этой части соответствуют тем смысловым аспектам, которые характеризуют актуальность выбранной темы, даётся описание научной проблемы, а также формируются цели, задачи, субъект, предмет, гипотеза исследования. Здесь же указываются методы, при помощи которых получен фактический материал, даётся характеристика состава и общей структуры исследования.
Вторая часть последовательно раскрывает логику проведённого исследования, характеризует каждую главу, при этом особое внимание обращается на готовые результаты, отмечаются также критические замечания и оценки.
Заканчивается доклад заключительной частью, которая строится в соответствии с заключением дипломного исследования. Здесь целесообразно перечислить общие выводы исследования и собрать воедино основные рекомендации.
Текст доклада может сопровождаться дополнительным материалом, иллюстрирующим исследование: схемы, таблицы, графики, диаграммы, афиши, пригласительные билеты, слайды, видео- и фото материалы и т.д. Все материалы должны быть преподнесены в удобном для демонстрации виде.
Целесообразно подготовить письменные ответы на вопросы, замечания и пожелания, которые содержатся в отзыве и рецензии на дипломное исследование. Такая подготовка способствует снятию излишнего напряжения, даёт возможность спокойно отвечать на вопросы. Ответы должны быть краткими, чёткими, хорошо аргументированными.
Защита дипломной работы происходит в обстановке высокой требовательности, принципиальности и соблюдении научной этики, при этом обстоятельному анализу должны подвергаться достоверность и обоснованность всех выводов и рекомендаций научного и практического характера, содержащихся в исследовании.
Речь выпускника, защищающего своё дипломное исследование, должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, выразительной.
Критерии оценки дипломной работы.
Оценкой «отлично» оценивается: дипломная работа, которая содержит в первую очередь самостоятельное оригинальное решение проблемы дипломного исследования, в которой предлагаются авторские проекты разрешения задач по наиболее актуальным вопросам педагогической деятельности. А также работа, в которой широко использованы научные методы исследования, содержатся глубокие научно-теоретические и практические обоснования выдвигаемых положений и рекомендаций, в целом отвечающая всем без исключения требованиям, предъявляемым к дипломным работам.
Оценкой «хорошо» оценивается работа, которая выполнена компилятивным методом, содержит достаточно глубокий теоретический анализ избранной проблемы, выдвигает научно-обоснованные практические рекомендации по решению важнейших задач педагогической деятельности и отвечает основным требованиям к дипломным работам.
Оценкой «удовлетворительно» оценивается работа, в которой недостаточно глубоко разработана научно-теоретическая база защищаемой проблемы, практические рекомендации не подкреплены конкретными социологическими исследованиями, а также не учтены основные требования, предъявляемые к дипломным работам.
Оценкой «неудовлетворительно» оценивается работа, которая не содержит научно-теоретического и практического исследования, и не отвечает основным требованиям, предъявляемым ГАК к дипломным работам.
Работа, не выдержавшая защиты, возвращается студенту для устранения недостатков и может быть допущена к повторной защите не ранее, чем через год.
Результаты защиты объявляются в тот же день после оформления протокола заседания ГАК. Решение ГАК принимается на закрытом заседании простым большинством голосов присутствующих членов комиссии. При равном альтернативном количестве голосов мнение председателя является решающим.
ГАК в праве по результатам защиты дипломных работ принять рекомендации о направлении выпускника в аспирантуру, о публикации и практическом внедрении результатов дипломной работы, о выдвижении её на конкурс и т.д.
После защиты дипломные работы в течение 5 лет хранятся на кафедре. Выдача дипломных работ осуществляется на основе заявления с визой научного руководителя и резолюцией- разрешением заведующего кафедрой.
По окончании установленного срока хранения дипломные работы списываются по акту и уничтожаются (сжигаются). Наиболее значимые в научно-практическом отношении работы могут быть переданы на постоянное хранение в научную библиотеку или музей института.
Министерство культуры Российской Федерации
Ханты-Мансийский филиал
федерального государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Московский государственный университет культуры и искусств»
Современный танец, как актуальное направление хореографического искусства
Дипломная работа
Ханты - Мансийск
2009
защите зав. нарлдый е творчество
унивессионального образованиясти.
Министерство культуры Российской Федерации
Ханты-Мансийский филиал
федерального государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Московский государственный университет культуры и искусств»
Специальность: «Народное художественное творчество»
Специализация: «Хореография – Народный танец»
Допущен к защите зав. кафедрой___________________ «____»_______2009 г.
Выпускная дипломная работа
Тема: «Современный танец, как актуальное направление хореографического искусства»
Студента 5 курса Соколковой В.С.
Руководитель: (звание, учёная степень, ФИО)
Рецензент: (звание, учёная степень, ФИО)
Диплом защищён
Протокол ГАК № _____от «___»________ 200_ г. с оценкой __________
Ханты - Мансийск
2009
Министерство культуры Российской Федерации
Ханты-Мансийский филиал
федерального государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Московский государственный университет культуры и искусств»
Отзыв
научного руководителя на дипломную работу
По теме___________________________________________________________
Студента _________________________________________________________
(ФИО)
Отзыв должен содержать следующие характеристики:
1. Соответствие содержания дипломной работы заданию.
2. Характеристика проделанной работы.
3. Полнота раскрытия темы.
4. Теоретический уровень и практическая значимость работы.
5. Степень самостоятельности и творческой инициативы дипломника, его деловые качества.
6. Качество оформления работы.
7. Возможность допуска студента к защите дипломной работы.
8. Рекомендуемая оценка.
Министерство культуры Российской Федерации
Ханты-Мансийский филиал
федерального государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Московский государственный университет культуры и искусств»
План-график выполнения дипломной работы
(проекта)
Студент ______________________________________________________________________
(ФИО)
Тема работы (проекта)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Утверждена Советом филиала от______________________ протокол № ________________
№ |
Этапы работы |
Сроки выполнения |
Вид отчётности |
Отметка о выполнении |
1. |
Составление программы исследования |
|||
2. |
Подготовка Аналитического обзора темы |
|||
3. |
Сбор исходных эмпирических данных |
|||
4. |
Обработка и анализ полученной информации |
|||
5. |
Выполнение проектно – расчётных работ |
|||
6. |
Подготовка и оформление текстовой части дипломной работы (проекта) |
|||
7. |
Подготовка и оформление наглядного (графического) материала |
Заключение научного руководителя по предзащите:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дипломная работа (проект) допускается к защите:
Дата ____________________________ Подпись научного руководителя ________________
Министерство культуры Российской Федерации
Ханты-Мансийский филиал
федерального государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Московский государственный университет культуры и искусств»
Рецензия
на дипломную работу (проект)
по теме ______________________________________________________________________
студента _____________________________________________________________________
(ФИО)
Дипломная работа (проект) объёмом _________ страниц содержит таблиц _____________
иллюстраций_________ приложений _________________
посвящена ___________________________________________________________________
(актуальность и социальная значимость темы)
Основные результаты _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Новизна и оригинальность идей, положенных в основу работы, а также методы её выполнения _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая значимость работы (возможность внедрения результатов работы в практику, ожидаемый эффект) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анализ обоснованности выводов и предложений _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Качество оформления __________________________________________________________
Недостатки работы ____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Изложенное позволяет считать, что рецензируемая дипломная работа (проект) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата __________________
Рецензент _______________________________ подпись _____________________________